Полезные статьи

Uz законы

Получи ПРАВА в Ташкенте

Закон РУз. «О безопасности дорожного движения»

Статья 1. Цель и основные задачи настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области безопасности дорожного движения.

Основными задачами настоящего Закона являются обеспечение охраны жизни и здоровья граждан, защиты их прав и законных интересов, собственности юридических и физических лиц, а также окружающей среды.

Статья 2. Законодательство о безопасности дорожного движения

Законодательство о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о безопасности дорожного движения, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя автомобильные дороги, пути городского электрического транспорта и тротуары;
дорожное движение — совокупность отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог;
участник дорожного движения — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя, пассажира транспортного средства или пешехода;
безопасность дорожного движения — состояние дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;
дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства, при котором наступила смерть или причинен вред здоровью граждан, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб;
обеспечение безопасности дорожного движения — деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий;
организация дорожного движения — комплекс правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах;
транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки людей, грузов или для производства специальных работ;
владелец транспортного средства — юридическое или физическое лицо, владеющее транспортным средством на праве собственности или других вещных правах.

Статья 4. Основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения

Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:

  • приоритет охраны жизни и здоровья граждан, защиты их прав и законных интересов, а также окружающей среды;
  • приоритетность мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения;
  • системность деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
  • Статья 5. Государственное управление в области обеспечения безопасности дорожного движения

    Государственное управление в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан, органами государственной власти на местах и специально уполномоченными государственными органами.

    К специально уполномоченным государственным органам в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся:

    • Узбекское агентство автомобильного и речного транспорта;
    • Государственно-акционерная компания по строительству и эксплуатации автомобильных дорог;
    • Государственная служба безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Республики Узбекистан.
    • Статья 6. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан в области обеспечения безопасности дорожного движения

      Кабинет Министров Республики Узбекистан:

      • утверждает государственные программы по обеспечению безопасности дорожного движения и осуществляет контроль за их реализацией;
      • утверждает Правила дорожного движения и другие нормативно-правовые акты по вопросам обеспечения безопасности и организации дорожного движения;
      • координирует деятельность министерств, государственных комитетов, ведомств, органов государственной власти на местах в области обеспечения безопасности
      • дорожного движения, а также соблюдения требований экологической безопасности;
      • устанавливает единые требования к техническому состоянию транспортных средств и дорог, безопасности дорожного движения по дорогам и железнодорожным переездам;
      • устанавливает общие требования к подготовке водителей транспортных средств (далее — водители), а также обучению населения правилам безопасного поведения на дорогах;
      • утверждает единую систему учета водителей, транспортных средств, нарушений правил дорожного движения, дорожно-транспортных происшествий и других показателей.
      • Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

        Статья 7. Полномочия органов государственной власти на местах в области обеспечения безопасности дорожного движения

        Органы государственной власти на местах:

        • реализуют государственные программы по обеспечению безопасности дорожного движения;
        • утверждают территориальные программы по обеспечению безопасности дорожного движения и осуществляют контроль за их реализацией;
        • организуют медицинское обеспечение безопасности дорожного движения, а также оказание медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
        • принимают меры по профилактике дорожно-транспортных происшествий, обучению населения правилам безопасного поведения на дорогах, пропаганде безопасности дорожного движения и соблюдению требований экологической безопасности;
        • обеспечивают обустройство и содержание в исправном состоянии улиц, тротуаров и средств регулирования дорожного движения в городах, поселках и сельских населенных пунктах, а также путей городского электрического транспорта.
        • Органы государственной власти на местах могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

          Статья 8. Полномочия Узбекского агентства автомобильного и речного транспорта в области обеспечения безопасности дорожного движения

          Узбекское агентство автомобильного и речного транспорта:

          • разрабатывает нормативно-правовые акты и нормативные документы в области безопасности автомобильных перевозок;
          • осуществляет контроль за соблюдением законодательства о безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте.
          • Узбекское агентство автомобильного и речного транспорта может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

            Статья 9. Полномочия Государственно-акционерной компании по строительству и эксплуатации автомобильных дорог в области обеспечения безопасности дорожного движения

            Государственно-акционерная компания по строительству и эксплуатации автомобильных дорог:

            • участвует в разработке и реализации государственных программ по обеспечению безопасности дорожного движения;
            • разрабатывает нормативные документы в области безопасности дорожного движения при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании
            • автомобильных дорог общего пользования;
            • обеспечивает содержание в исправном состоянии подведомственных автомобильных дорог для безопасного движения по ним транспортных средств;
            • обеспечивает участников дорожного движения необходимой информацией о состоянии дорожного покрытия, гидрометеорологических и других условиях;
            • осуществляет обустройство и оборудование автомобильных дорог средствами регулирования дорожного движения, системой срочной связи и обеспечивает их содержание;
            • выявляет опасные для движения участки автомобильных дорог и принимает меры по совершенствованию организации дорожного движения на этих участках;
            • принимает участие в определении маршрутов следования транспортных средств, перевозящих тяжеловесные, крупногабаритные, опасные и специальные грузы, а также дает согласие на размещение объектов дорожного сервиса.
            • Государственно-акционерная компания по строительству и эксплуатации автомобильных дорог может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

              Статья 10. Полномочия Государственной службы безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Республики Узбекистан в области обеспечения безопасности дорожного движения

              Государственная служба безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Республики Узбекистан:

              • разрабатывает нормативные документы в области безопасности дорожного движения;
              • осуществляет контроль за соблюдением участниками дорожного движения настоящего Закона, Правил дорожного движения и иных актов законодательства в части обеспечения безопасности дорожного движения;
              • принимает участие в определении маршрутов следования транспортных средств, перевозящих тяжеловесные, крупногабаритные, опасные и специальные грузы;
              • дает согласие на проекты строительства, реконструкции дорог, железнодорожных переездов, автозаправочных станций, конструкций транспортных средств;
              • осуществляет контроль за техническим состоянием находящихся в эксплуатации транспортных средств, проводит обязательный технический осмотр транспортных средств;
              • осуществляет контроль за содержанием дорог и железнодорожных переездов, оборудованием их средствами регулирования дорожного движения;
              • запрещает эксплуатацию дорог и железнодорожных переездов, не соответствующих требованиям нормативных документов в области безопасности дорожного движения;
              • ведет учет и регистрацию транспортных средств, нарушений правил дорожного движения и дорожно-транспортных происшествий;
              • выдает удостоверения на право управления транспортными средствами;
              • рассматривает дела об административных правонарушениях, отнесенных законодательством к ее компетенции.
              • Государственная служба безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

                Статья 11. Участие органов самоуправления граждан и негосударственных некоммерческих организаций в осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения>

                Органы самоуправления граждан и негосударственные некоммерческие организации вправе:

                • вносить в органы государственной власти на местах, специально уполномоченные государственные органы предложения по осуществлению мероприятий и совершенствованию нормативно-правовых актов и нормативных документов в области безопасности дорожного движения;
                • участвовать в мероприятиях по профилактике дорожно-транспортных происшествий;
                • участвовать в выработке органами государственной власти и управления решений в области безопасности дорожного движения в порядке, предусмотренном законодательством.
                • Статья 12. Обязанности владельцев транспортных средств по обеспечению безопасности дорожного движения

                  Владельцы транспортных средств обязаны:

                  • эксплуатировать технически исправные транспортные средства;
                  • допускать к управлению транспортными средствами лиц, имеющих соответствующую квалификацию и прошедших медицинский осмотр;
                  • осуществлять обязательное страхование своей гражданской ответственности в соответствии с законодательством;
                  • соблюдать законодательство о безопасности дорожного движения и требования экологической безопасности.
                  • Статья 13. Требования к проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог

                    Проектирование, строительство, реконструкция, ремонт и содержание дорог должны осуществляться в соответствии с требованиями нормативных документов в области безопасности дорожного движения. Соответствие построенных и реконструированных дорог требованиям нормативных документов устанавливается соответствующими органами в порядке, определяемом законодательством.

                    Ответственность за соответствие дорог требованиям нормативных документов в области безопасности дорожного движения на этапе проектирования возлагается на исполнителя проекта, а на этапах строительства и реконструкции — на исполнителя работ.

                    Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог требованиям нормативных документов в области безопасности дорожного движения при их ремонте и содержании возлагается на юридические и физические лица, в ведении которых они находятся.

                    Ущерб, причиненный участникам дорожного движения и транспортному средству по дорожным условиям вследствие невыполнения юридическими и физическими лицами, ведающими дорогами, возложенных на них обязанностей, подлежит возмещению ими в порядке, установленном законодательством.

                    Статья 14. Обустройство дорог объектами сервиса

                    Юридические и физические лица, в ведении которых находятся дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют работу объектов сервиса в целях удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, предоставляют участникам дорожного движения информацию о наличии таких объектов и расположении ближайших учреждений здравоохранения и связи, а также информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.

                    Статья 15. Ограничение или запрещение движения на дорогах

                    Ограничение или запрещение движения на дорогах допускается в случаях и порядке, установленных законодательством.

                    Статья 16. Требования к транспортным средствам, составным частям их конструкций, запасным частям и принадлежностям

                    Транспортные средства, составные части их конструкций, запасные части и принадлежности должны соответствовать требованиям нормативных документов в области безопасности дорожного движения и в случаях, предусмотренных законодательством, подлежат обязательной сертификации.

                    Статья 17. Требования к техническому состоянию и оборудованию транспортных средств

                    Техническое состояние и оборудование транспортных средств, используемых при дорожном движении, должны соответствовать требованиям нормативных документов в области безопасности дорожного движения.

                    Транспортные средства, находящиеся в эксплуатации на территории Республики Узбекистан и зарегистрированные в установленном порядке, подлежат обязательному техническому осмотру.

                    Порядок проведения обязательного технического осмотра транспортных средств устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

                    Статья 18. Требования при техническом обслуживании и ремонте транспортных средств

                    Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств должны соответствовать требованиям нормативных документов в области безопасности дорожного движения.

                    Юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и оказывающие услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, проводят эти работы (услуги) в соответствии с требованиями нормативных документов в области безопасности дорожного движения.

                    Статья 19. Запрещение эксплуатации транспортных средств

                    Запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения.

                    Перечень технических неисправностей транспортных средств и условия, при наличии которых запрещается их эксплуатация, определяются Правилами дорожного движения.

                    Запрещение эксплуатации транспортных средств осуществляется уполномоченными на то должностными лицами Государственной службы безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Республики Узбекистан в порядке, установленном законодательством.

                    Статья 20. Основные требования к юридическим лицам, деятельность которых связана с эксплуатацией транспортных средств

                    Юридические лица, деятельность которых связана с эксплуатацией транспортных средств:

                    • организуют работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
                    • соблюдают установленный законодательством режим труда и отдыха водителей;
                    • создают необходимые условия для повышения квалификации водителей;
                    • не допускают транспортные средства к эксплуатации при наличии технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения; анализируют причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств и
                    • принимают меры по их предотвращению;
                    • организуют и проводят с привлечением работников учреждений здравоохранения медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
                    • обеспечивают выполнение установленной законодательством обязанности по страхованию гражданской ответственности;
                    • обеспечивают сохранность транспортных средств.
                    • Юридические лица, осуществляющие деятельность по перевозке пассажиров, багажа и грузов автомобильным или наземным городским электрическим транспортом, в соответствии с законодательством о безопасности дорожного движения с учетом особенностей перевозок могут предъявлять к водителям дополнительные требования в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

                      Юридические лица в зависимости от количества транспортных средств создают службы или вводят должности по безопасности дорожного движения. Нормативы определения численности работников службы безопасности дорожного движения устанавливаются законодательством.

                      Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, проводимых юридическими лицами, осуществляется за счет средств работодателя и других источников, не запрещенных законодательством.

                      Статья 21. Обучение, повышение квалификации, инструктирование и проверка знаний работников юридических лиц, деятельность которых связана с эксплуатацией транспортных средств

                      Обучение, повышение квалификации, инструктирование и проверка знаний по вопросам безопасности дорожного движения работников юридических лиц, деятельность которых связана с эксплуатацией транспортных средств, проводятся работодателем за счет собственных средств.

                      Работодатель обязан обеспечить проведение с водителями инструктажей по безопасности дорожного движения: при приеме на работу (вводный), перед рейсом (предрейсовый), специальный, сезонный и дополнительный (внеочередной).

                      Работники служб безопасности дорожного движения юридических лиц, деятельность которых связана с эксплуатацией транспортных средств, периодически, не реже одного раза в три года, должны повышать свою квалификацию по специальным программам, утвержденным Узбекским агентством автомобильного и речного транспорта, со сдачей квалификационного экзамена.

                      Статья 22. Права водителей, работающих по трудовому договору

                      Водители, работающие по трудовому договору, имеют право на:

                      • получение достоверной информации от работодателя о маршруте движения, перевозимом грузе, существующей угрозе для их жизни и здоровья, а также о мерах по их защите от воздействия вредных и (или) опасных факторов при осуществлении перевозки;
                      • обеспечение средствами индивидуальной защиты, специальной одеждой в соответствии с установленными требованиями;
                      • участие в рассмотрении вопросов, связанных с улучшением условий по обеспечению безопасности дорожного движения;
                      • отказ от выполнения перевозки при возникновении ситуации, создающей угрозу их жизни и здоровью, с извещением об этом непосредственного руководителя или иного представителя работодателя;
                      • повышение квалификации и профессиональную переподготовку в области безопасности дорожного движения;
                      • возмещение вреда, причиненного их здоровью при исполнении трудовых обязанностей;
                      • обжалование неправомерных решений и действий (бездействия) работодателя в области обеспечения безопасности дорожного движения.
                      • Водители, работающие по трудовому договору, могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.

                        Статья 23. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения

                        Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется путем проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров водителей, в том числе предрейсовых медицинских осмотров, а также оказания медицинской помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, периодического обучения участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел, других специализированных подразделений и населения приемам оказания доврачебной помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

                        Медицинская помощь лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, заключается в оказании доврачебной помощи на месте дорожно-транспортного происшествия, а также в квалифицированной медицинской помощи на месте дорожно-транспортного происшествия, в пути следования в лечебно-профилактическое учреждение и в лечебно-профилактическом учреждении.

                        Порядок проведения медицинских осмотров и организации медицинской помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, перечень обязательных медицинских принадлежностей, которые должны находиться в салоне транспортного средства, для оказания неотложной медицинской помощи, а также перечень медицинских противопоказаний, запрещающих управление транспортными средствами, устанавливаются Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.

                        Статья 24. Организация безопасности дорожного движения

                        Организация безопасности дорожного движения осуществляется на основе комплексного использования технических средств регулирования и их конструкций, применение которых определено нормативными документами в области безопасности дорожного движения и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

                        Единый порядок дорожного движения на всей территории Республики Узбекистан устанавливается Правилами дорожного движения. На дорогах Республики Узбекистан устанавливается правостороннее движение транспортных средств.

                        Изменения в организации дорожного движения для повышения пропускной способности дорог или других целей за счет снижения уровня безопасности дорожного движения не допускаются.

                        Статья 25. Формирование, ведение учета и использование основных показателей состояния безопасности дорожного движения

                        Порядок формирования, ведения учета и использования основных показателей состояния безопасности дорожного движения устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

                        Статья 26. Права и обязанности участников дорожного движения

                        Права участников дорожного движения на безопасные условия движения по дорогам гарантируются государством.

                        Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.

                        Участники дорожного движения имеют право :

                        • свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии с Правилами дорожного движения;
                        • получать разъяснения от должностных лиц специально уполномоченных государственных органов в области обеспечения безопасности дорожного движения о причинах ограничений или нарушений их прав, предусмотренных законодательством;
                        • получать полную и достоверную информацию о безопасных условиях движения, качестве продукции и услуг, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения;
                        • на бесплатную медицинскую помощь, спасательные работы и другую экстренную помощь при дорожно-транспортных происшествиях от организаций и должностных лиц, на которых законодательством возложена обязанность оказывать такую помощь;
                        • на возмещение ущерба, в случаях причинения им телесных повреждений, повреждения транспортного средства и груза в результате дорожно-транспортного происшествия, а также на компенсацию морального вреда в порядке, установленном законодательством;
                        • обжаловать в установленном порядке незаконные решения специально уполномоченных государственных органов, органов государственной власти на местах в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также действия (бездействие) их должностных лиц;
                        • обращаться в соответствующие органы с предложениями по изменению и установке дорожных знаков, разметок, светофоров, о состоянии дорожного покрытия и другими предложениями по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.
                        • Участники дорожного движения могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.

                          Участники дорожного движения обязаны :

                          • соблюдать требования настоящего Закона, Правил дорожного движения и иных актов законодательства о безопасности дорожного движения;
                          • выполнять законные требования должностных лиц специально уполномоченных государственных органов, органов государственной власти на местах в области обеспечения безопасности дорожного движения.
                          • Участники дорожного движения могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.

                            Статья 27. Право на управление транспортными средствами

                            Право на управление:

                            • мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами предоставляется лицам, достигшим возраста шестнадцати лет;
                            • автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми, за исключением такси, предоставляется лицам, достигшим возраста восемнадцати лет;
                            • грузовыми автомобилями, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, предоставляется лицам, достигшим возраста восемнадцати лет;
                            • автомобилями, используемыми в качестве такси, а также автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими, помимо сиденья водителя, более восьми сидячих мест, трамваями и троллейбусами предоставляется лицам, достигшим возраста двадцати одного года;
                            • составами транспортных средств предоставляется лицам, имеющим право на управление транспортными средствами, указанными в абзацах третьем, четвертом и пятом настоящей части, — при наличии стажа управления транспортным средством не менее двенадцати месяцев.

                            Право на управление транспортными средствами подтверждается удостоверением установленного образца, которое предоставляется лицам, прошедшим медицинское освидетельствование и сдавшим квалификационные экзамены.

                            Порядок сдачи квалификационных экзаменов и выдачи удостоверения на право управления транспортными средствами устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

                            На территории Республики Узбекистан действуют национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие установленным требованиям.

                            Статья 28. Требования к подготовке водителей

                            К сдаче квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами допускаются лица, прошедшие соответствующую подготовку в объеме, предусмотренном учебными планами и программами подготовки водителей соответствующей категории.

                            Единые программы подготовки водителей соответствующих категорий утверждаются в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

                            Статья 29. Прекращение права на управление транспортными средствами

                            Право на управление транспортными средствами прекращается в случае:

                            • подтвержденного медицинским заключением ухудшения здоровья водителя, препятствующего безопасному управлению транспортным средством;
                            • лишения водителя права управления транспортными средствами за совершенное правонарушение. Виды правонарушений, влекущих в качестве меры ответственности лишение права на управление транспортными средствами, устанавливаются законодательством. Лишение права управления транспортными средствами применяется судом.
                            • Статья 30. Разрешение споров

                              Споры в области безопасности дорожного движения разрешаются в порядке, установленном законодательством.

                              Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства о безопасности дорожного движения

                              Лица, виновные в нарушении законодательства о безопасности дорожного движения, несут ответственность в установленном порядке.

                              www.prava.uz

                              Разработан проект закона о науке

                              Фото: Максад Хабибуллаев / УзА

                              Для обсуждения опубликован проект закона о науке. До настоящего времени в Узбекистане не было единого правового документа, регулирующего научную и научно-техническую деятельность.

                              Министерство инновационного развития Узбекистана опубликовало для обсуждения проект закона «О науке». Цель документа — регулирование научной и научно-технической деятельности для решения социально-экономических задач страны и обеспечения конкурентоспособности национальной экономики. Обсуждение продлится до 20 марта.

                              Как отмечается в пояснении к документу, в законодательстве Узбекистана отсутствует единый правовой документ, содержащий понятийный аппарат в сфере науки, создания эффективных механизмов апробации, внедрения и промышленного освоения перспективных научных разработок.

                              Основную цель государственного регулирования научной деятельности предлагается сформулировать так: «всемерное содействие развитию отечественной науки, реализация мер, направленных на достижение передового международного уровня по качеству и эффективности проводимых научных исследований, развитие, рациональное размещение и использование научного потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики, упрочнение взаимосвязи науки, образования и производства».

                              К главным принципам государственной политики в области научной и научно-технической деятельности отнесены признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития экономики страны, обеспечение свободы творчества научных работников, стимулирование развития приоритетных для страны направлений, прозрачность, объективность и равенство при получении государственной поддержки.

                              Документом определяются субъекты и объекты научной и научно-технической деятельности, правовой статус ученого, регламентируется социальное обеспечение субъектов научной и научно-технической деятельности.

                              Комментарии

                              Bakhrom Gaipov

                              Ну наконец то. Для стимулирования научной деятельности, для привлечения молодых кадров со скамьи ВУЗов, надо бы предлагать им нормальные оклады-заработки. Тогда можно будет принимать на работу по конкурсу, которую тоже надо разрабатывать. А то сейчас предлагают на работу на вакантные места оклады на уровне оклада охранника предприятий. Не более 100 долларов США в эквиваленте. И им обещают по мере выслуги повышать заработки. Молодой человек с хорошим образованием, с горячим возрастом 20-25 лет, с огромным энтузиазмом на будущее с полученным дипломом высшего образования сразу попадает в шок на такое предложение. Так он же должен жить сейчас, именно сейчас, а не когда нибудь. в будущем. Ему как концы с концами концами сводит, как на свидания идти, в кино и театры ходит, ездит на автобусе, одеваться прилично и не сидеть на шее родителей. У молодых молодые дела, а не только наука и они не роботы. Пора бы задуматься об этом и учитывать в принятии этого закона. Наука не всегда даёт положительные результаты, Тут отрицательный результат тоже результат. На то она и наука. Перечисляйте хот десяток значимых мировых продуктов полученных благодаря нашей науке. Поэтому престиж науки будет только тогда, когда будет оплачиваться нормальный оклад только за то, что человек поступил в эту науку. А вот принять их надо по хорошо разработанным конкурсным программам. Когда будет престиж нашей науки, тогда туда придут достойные люди, будет очередь, так же как поступают в МВД, Минобороны, СНБ. И не будут завалены ВАК Акадаемии Наук и библиотеки никому не нужными диссертациями, кроме тем, кем они написаны.

                              Pavel Loginov

                              Bakhrom Gaipov, вы правы, но мнс так же продолжит получать мизер. А станет ли он в дальнейшем доктором наук большооой вопрос) Выдержит ли годы, когда вынужден выживать на копейки? Новый закон дает льготы тем, кто остепенен, но вопрос в нужности этих льгот. Когда человеку не на что купить еду, лекарства, зачем ему ипотека? Зарплата мало того, что маленькая, так ее еще и задерживают на три месяца. В науке молодого ученого держит только любовь к науке. Ну или богатые родственники, которые не у всех есть)

                              Анвар Касымходжаев

                              Прежде всего, надо упразднить ВАК. В странах, где высокий уровень науки, техники и инновационный уровень, нет Высшей аттестационной комисси — ВАК. Ученый совет Университета, публикации в международных журналах и являются высшими экспертами научной работы. Уровень оплаты труда, конечно, должен быть высоким (хотя бы 1-2 тыс. дол. США) для начала). Но, прежде всего, нужно научиться отбирать людей для научной работы. Вот один пример. Дайте чистый лист бумаги молодому ученому для того, чтобы он написал и изложил свое видение (концепцию в науке) в той отрасли, которую он выбрал. Передайте это сочинение 9-11 ученым экспертам в этой области, желательно из другой страны, и получите заключение экспертов по этому сочинению. Если 7-9 из 11 экспертов одобрят работу кандидата, то его можно брать на работу. Вот такой конкурсный отбор будет справедливым и этот кандидат достоин высокой оплаты. Ну, а в целом — “Наукой должен заниматься тот (человек), кто без этой работы не может жить(есть такие) или тот, кто может себе это позволить (состоятельный умный человек)“. я имею 30-летний опыт работы в НИИ.. из 100 научных сотрудников от силы 10 сотрудников (ученых) могли самостоятельно что-то новое написать и издать в научных журналах. остальные были исполнителями.

                              Владимир Владимиров

                              Чтобы стимулировать молодых ученых и 500 долл в мес мало. Предоставление социального жилья, коммунальных льгот, гранты — все это привлекло бы молодые таланты и снизило отток мозгов за рубеж.

                              Gregory Pyagay

                              Ежемесячные надбавки к окладу работающим в госучреждениях кандидатам и докторам наук необходимо возобновить. Во всех госучреждениях а не только в научных! А работающие в научных учреждениях должны работать и получать финансирование в соответствии с выделяемыми грантами.

                              www.gazeta.uz