Полезные статьи

21 приказ фсин об учреждениях о органах

Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (с изменениями и дополнениями)

Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-I
«Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»

С изменениями и дополнениями от:

15 июня 1996 г., 13 апреля, 21 июля 1998 г., 20 июня 2000 г., 9 марта 2001 г., 24 декабря 2002 г., 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 29 июня, 22 августа 2004 г., 5 февраля, 6, 19 июня 2007 г., 25, 30 декабря 2008 г., 14 марта, 27 сентября, 25 ноября 2009 г., 5 апреля, 1 июля, 3 ноября 2010 г., 7 февраля, 6 ноября, 3 декабря 2011 г., 1 апреля, 30 декабря 2012 г., 5 апреля, 2 июля, 2, 25 ноября 2013 г., 2 апреля, 1 декабря 2014 г., 6, 20 апреля 2015 г., 28 декабря 2016 г.

См. комментарии к настоящему Закону

Настоящий Закон определяет основы деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и составляющих единую уголовно-исполнительную систему.

См. комментарии к преамбуле настоящего Закона

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России.

21 июля 1993 года.

Закон определяет основы деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и составляющих единую уголовно-исполнительную систему. Деятельность этой системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека. Интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда.

Уголовно-исполнительная система включает в себя: учреждения, исполняющие наказания; территориальные органы управления УИС; центральные органы управления УИС МВД РФ. По решению Правительства РФ в нее могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности УИС, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

Рассмотрены вопросы финансирования УИС, предоставления ей льгот и обеспечения безопасности ее объектов. Имущество УИС находится в федеральной собственности и используется для осуществления поставленных перед ней задач.

Закреплены права и обязанности учреждений, исполняющих наказания. Рассмотрены вопросы образования и обучения осужденных, привлечения их к труду. Определен статус собственных производств предприятий учреждений, исполняющих наказания.

Законом определены права и обязанности работников УИС, регламентирован порядок применения ими физической силы, специальных средств и оружия. Самостоятельная глава Закона посвящена правовой и социальной защите работников УИС и членов их семей, гарантиям их личной безопасности, социально-бытового обеспечению, льготам и т.д.

Закреплены положения о контроле за деятельностью УИС.

Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»

Настоящий Закон введен в действие со дня его опубликования, за исключением части первой статьи 9, которая введена в действие с 1 января 1994 г.

Текст закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации от 19 августа 1993 г., N 33, ст. 1316

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 503-ФЗ

Федеральный закон от 20 апреля 2015 г. N 103-ФЗ

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 76-ФЗ

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 58-ФЗ

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 294-ФЗ

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 37-ФЗ

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 1 апреля 2012 г. N 25-ФЗ

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 378-ФЗ

Федеральный закон от 6 ноября 2011 г. N 298-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 3 ноября 2010 г. N 280-ФЗ

Федеральный закон от 1 июля 2010 г. N 132-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2010 г. N 46-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 сентября 2009 г. N 223-ФЗ

Федеральный закон от 14 марта 2009 г. N 32-ФЗ

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 277-ФЗ

Федеральный закон от 19 июня 2007 г. N 104-ФЗ

Федеральный закон от 6 июня 2007 г. N 91-ФЗ

Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 10-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Федеральный закон от 5 марта 2004 г. N 6-ФЗ

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ

Действие пункта 3 части первой статьи 36 настоящего Закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ

Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ

Действие пункта 3 части первой статьи 36 настоящего Закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 г.

Федеральный закон от 9 марта 2001 г. N 25-ФЗ

Федеральный закон от 20 июня 2000 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

Федеральный закон от 13 апреля 1998 г. 61-ФЗ

Федеральный закон от 15 июня 1996 г. N 73-ФЗ

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 28. Общие требования к применению физической силы, специальных средств и оружия

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 503-ФЗ статья 28 настоящего Закона изложена в новой редакции

Статья 28. Общие требования к применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом и федеральными законами.

См. Инструкцию о надзоре за осужденными, содержащимися в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденную приказом Минюста РФ от 23 июня 2005 г. N 95

Сотрудники уголовно-исполнительной системы вправе применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие на территориях учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, на охраняемых объектах уголовно-исполнительной системы, при исполнении обязанностей по конвоированию и в иных случаях, установленных настоящим Законом.

Ношение специальных средств сотрудниками уголовно-исполнительной системы на территориях учреждений уголовно-исполнительной системы без использования соответствующего снаряжения запрещается.

См. Инструкцию о порядке постоянного ношения и хранения боевого огнестрельного оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудниками уголовно-исполнительной системы, утвержденную приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 11 мая 2006 г. N 223

В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершающего побег из учреждения, исполняющего наказания, следственного изолятора либо иное преступление, сотрудник уголовно-исполнительной системы при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства.

Сотрудник уголовно-исполнительной системы обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Превышение сотрудником уголовно-исполнительной системы полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Сотрудник уголовно-исполнительной системы не несет ответственности за вред, причиненный осужденным, лицам, заключенным под стражу, и иным лицам при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Законом и федеральными законами, и признано правомерным.

Перечень оружия, боеприпасов и специальных средств, состоящих на вооружении учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, устанавливается Правительством Российской Федерации.

См. комментарии к статье 28 настоящего Закона

Статья 31.2. Применение огнестрельного оружия

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 503-ФЗ настоящий Закон дополнен статьей 31.2

Статья 31.2. Применение огнестрельного оружия

В зависимости от обстановки, если другими мерами пресечь противоправные действия невозможно, сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для защиты себя и (или) иных лиц от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством уголовно-исполнительной системы;

3) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств;

4) для задержания осужденного или лица, заключенного под стражу, застигнутых при совершении деяния, содержащего признаки преступления против жизни и здоровья, если иными средствами задержать осужденного или лицо, заключенное под стражу, не представляется возможным;

5) для задержания осужденного или лица, заключенного под стражу, оказывающих вооруженное сопротивление, либо осужденного или лица, заключенного под стражу, отказывающихся выполнить законное требование о сдаче находящихся при них оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты уголовно-исполнительной системы;

7) для пресечения побега осужденного или лица, заключенного под стражу, из учреждения, исполняющего наказания, следственного изолятора либо при конвоировании, охране или сопровождении указанных лиц, а также для пресечения попытки их насильственного освобождения.

Вооруженным сопротивлением, вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части первой, части седьмой настоящей статьи, а также пункте 10 части первой статьи 30 и части первой статьи 31.1 настоящего Закона, признаются сопротивление, нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

Порядок ношения и применения огнестрельного оружия сотрудниками уголовно-исполнительной системы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Нахождение на внутренних территориях учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, ограниченных линией охраны, с огнестрельным оружием запрещено, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Решение о применении огнестрельного оружия в случаях, указанных в пункте 3 части первой настоящей статьи, принимается начальником территориального органа уголовно-исполнительной системы.

Сотрудник уголовно-исполнительной системы также имеет право применять огнестрельное оружие:

1) для остановки транспортного средства, при помощи которого совершается побег, путем его повреждения;

2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью сотрудника уголовно-исполнительной системы или иного лица;

3) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

Сотруднику уголовно-исполнительной системы запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, а также несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику уголовно-исполнительной системы, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью сотрудника уголовно-исполнительной системы или иного лица.

Сотрудник уголовно-исполнительной системы не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

Статья 30. Применение специальных средств

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 503-ФЗ статья 30 настоящего Закона изложена в новой редакции

Статья 30. Применение специальных средств

Сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на работников уголовно-исполнительной системы, осужденных, лиц, заключенных под стражу, и иных лиц;

2) для пресечения преступлений;

3) для пресечения физического сопротивления, оказываемого осужденным или лицом, заключенным под стражу, сотруднику уголовно-исполнительной системы;

4) для пресечения неповиновения или противодействия законным требованиям сотрудника уголовно-исполнительной системы, связанных с угрозой применения насилия, опасного для жизни или здоровья;

5) для пресечения массовых беспорядков в учреждении, исполняющем наказания, следственном изоляторе, на объектах, находящихся под охраной и надзором сотрудников уголовно-исполнительной системы;

6) для пресечения групповых нарушений, дезорганизующих деятельность учреждения, исполняющего наказания, следственного изолятора;

7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств;

8) при конвоировании, охране или сопровождении осужденных и лиц, заключенных под стражу, осуществлении надзора за осужденными, отбывающими наказание в колониях-поселениях, если они своим поведением дают основание полагать, что намерены совершить побег либо причинить вред окружающим или себе;

9) при попытке насильственного освобождения осужденных и лиц, заключенных под стражу, из-под охраны при конвоировании;

10) для задержания осужденных, лиц, заключенных под стражу, и иных лиц при наличии достаточных оснований полагать, что они могут оказать вооруженное сопротивление;

11) для задержания осужденных и лиц, заключенных под стражу, совершивших побег из-под стражи или из учреждения, исполняющего наказания, а также для пресечения побега;

12) для защиты охраняемых объектов уголовно-исполнительной системы, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия на территориях учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования.

Сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право применять следующие специальные средства:

1) палки специальные — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 7 и 9 — 12 части первой настоящей статьи;

2) специальные газовые средства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 7 и 9 — 11 части первой настоящей статьи;

3) наручники и иные средства ограничения подвижности — в случаях, предусмотренных пунктами 2 — 6 и 8 — 11 части первой настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник уголовно-исполнительной системы вправе использовать подручные средства связывания;

4) электрошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 3, 4 (если применение палки специальной невозможно), 5 — 7, 9 — 11 части первой настоящей статьи;

5) светошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 7 и 9 — 11 части первой настоящей статьи;

6) служебных собак — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 3, 5 и 7 — 12 части первой настоящей статьи;

7) световые и акустические специальные средства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 7 и 9 — 11 части первой настоящей статьи;

8) средства принудительной остановки транспорта — в случаях, предусмотренных пунктами 11 и 12 части первой настоящей статьи;

9) водометы — в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 5 — 7 части первой настоящей статьи;

10) бронемашины — в случаях, предусмотренных пунктами 5 — 7, 9 и 12 части первой настоящей статьи;

11) средства разрушения преград — в случаях, предусмотренных пунктами 5 — 7 части первой настоящей статьи.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Законом разрешено применение огнестрельного оружия.

См. комментарии к статье 30 настоящего Закона

base.garant.ru

Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» Преамбула

Уголовно-исполнительная система (далее — УИС) представляет собой комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных управляемых объектов, предназначенных для исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы. К таким объектам отнесены определенные учреждения и органы. По состоянию на 1 января 2011 г. в УИС входили 755 исправительных колоний, 62 воспитательных колоний для несовершеннолетних, 7 тюрем, 228 следственных изоляторов и 165 помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов при колониях. В них содержалось 819,2 тыс. человек (- 44,9 тыс. человек к началу года). В состав УИС также входят 182 федеральных государственных унитарных предприятия, 551 центров трудовой адаптации осужденных, 49 лечебно-, 46 учебно-производственных мастерских. При исправительных и воспитательных колониях функционируют 319 вечерних общеобразовательных школ и 546 учебно-консультационных пунктов, 339 профессионально-технических училищ. Деятельность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, обеспечивают работники УИС. Их штатная численность, содержащаяся за счет средств федерального бюджета, на 1 января 2011 г. составляла 346,3 тыс. человек, в том числе аттестованных — 257,1 тыс. человек (кроме того переменный состав — 71,1 тыс. человек)*(1).

Для обеспечения функционирования всего комплекса УИС необходим нормативно-правой акт, который определяет основы деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. Таким документом является Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Он разделен на 7 глав, каждая из которых определяет одно из направлений деятельности УИС. В Законе изложены общие положения функционирования учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, организация уголовно-исполнительной системы и обеспечение ее деятельности, основы организации деятельности учреждений, исполняющих наказания.

Отдельной главой рассмотрена непосредственно организация деятельности учреждений, исполняющих наказания, их права и обязанности, предприятия и собственные производства. Три главы Закона регулируют деятельность работников и сотрудников УИС, их права и обязанности, гарантии, устанавливают правовую защиту и социальную поддержку, требования к применению сотрудниками УИС физической силы, специальных средств и оружия.

Преобразования в государстве и обществе находят свое отражение и в настоящем Законе. В него постоянно вносятся изменения и дополнения.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Принципы деятельности уголовно-исполнительной системы

1. Принципом принято считать основополагающие идеи, исходное начало. В настоящем Законе принципы организации и деятельности уголовно-исполнительной системы являются не декларативными, а основополагающими положениями и влияют на содержание институтов и норм, а также создают ориентиры для законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

К числу общеправовых принципов организации уголовно-исполнительной системы относятся:

уважение прав человека.

Они базируются на общих конституционных принципах права, принципах отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью, предопределяют стратегию, направления развития и содержание уголовно-исполнительной системы. Данные принципы отражают общие требования обращения с осужденными, которые закреплены в соответствующих международных актах.

2. Принцип законности — конституционный принцип, закрепленный в ряде статей Конституции РФ (ñò. 4, 13, 15, 17, 18 и др.). В сфере уголовно-исполнительной деятельности он выражается в обеспечении верховенства закона, регулирующего исполнение наказания, в точном и неуклонном соблюдении законодательства персоналом учреждений и органов, исполняющих наказания, органами государственной власти и управления, всеми должностными лицами и гражданами, взаимодействующими с учреждениями и органами, исполняющими наказания.

Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных. Об этом свидетельствует настоящий Закон, Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», Федеральный закон от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», постановление Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. N 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время», приказы Минюста России, ФСИН России и другие нормативно-правовые акты.

Строгое соблюдение закона в деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, должно обеспечиваться сотрудниками этих подразделений и всеми иными лицами, посещающими места содержания под стражей (следователями, проводящими расследование уголовного дела, адвокатами и т.д.). Любые нормативные правовые акты, устанавливающие права и обязанности осужденных, должны быть основаны на законе, зарегистрированы в Минюсте РФ и опубликованы. В качестве примера можно привести Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Минюста РФ N 205 от 3 ноября 2005 г. В соответствии с принципом законности подобные документы согласовываются с Генеральной Прокуратурой РФ.

Реализацию принципа законности обеспечивают международный контроль, прокурорский надзор, судебный контроль, контроль органов государственной власти, включая ведомственный, деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ, общественных наблюдательных комиссий. Целями любого контроля является реализация государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний в части, касающейся соблюдения прав человека, защита прав осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений при исполнении уголовных наказаний и содержании под стражей, а также изучение и обобщение практики деятельности ФСИН России в части соблюдения законности и прав человека. Важное структурное звено в деятельности по соблюдению законности является ведомственный контроль. При проведении ведомственного контроля осуществляется выявление и устранение нарушений прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, выработка мер, направленных на устранение и предупреждение нарушений прав человека, а также причин и условий, им способствующих. На основании таких проверок подготавливаются материалы по вопросам соблюдения прав человека при исполнении наказаний для информирования Президента РФ и Правительства РФ.

3. Принцип гуманизма выражается в целях, которые ставит государство при исполнении наказаний, — исправление осужденных, возвращение в общество полноправными его членами, а также в средствах исправления. Он отражает идею уважения личности осужденного, сохранения его человеческого достоинства.

Принцип гуманизма означает, что законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека. Меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. Порядок и условия содержания осужденных должны основываться на гуманистических и общечеловеческих ценностях и не иметь целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

4. Подозреваемые, обвиняемые и осужденные признаются законом в качестве субъекта права, пользуются правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане Российской Федерации, кроме ограничений, установленных законодательством. Это является выражением принципа уважения прав гражданина.

Права и свободы подозреваемых, обвиняемых и осужденных, как человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ñò. 18 Конституции РФ). Государство гарантирует равенство прав и свобод подозреваемых, обвиняемых и осужденных независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ñò. 13, 19 Конституции РФ).

Осуществление прав и свобод подозреваемых, обвиняемых и осужденных не должно нарушать права и свободы других лиц, и поэтому сотрудники мест содержания под стражей обязаны следить за тем, чтобы одни подозреваемые и обвиняемые не оказывали давление на других. В этих целях издан приказ Минюста России N 8 от 23 января 2006 г. «Об объявлении решения коллегии Министерства юстиции Российской Федерации по вопросу «Об организации работы по соблюдению прав лиц, содержащихся в местах лишения свободы».

5. Одной из функций учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, является исправление осужденных. Оно направлено на формирование у них уважительного отношения к правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Одним из составляющих деятельности по исправлению является труд. К нему осужденные привлекаются согласно требованиям Уголовно-исполнительного кодекса ÐÔ (ÓÈÊ ÐÔ) (Федеральный закон от 8 января 1997 г. N 2-ФЗ «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»), Трудового кодекса РФ (ТК РФ) (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ «О введении в действие Трудового кодекса Российской Федерации»). Они обязаны трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Осужденные привлекаются к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. По желанию трудятся осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а также осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы. Труд несовершеннолетних осужденных запрещается применять на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью.

Переход к рыночным отношениям, сопровождаемый разрывом хозяйственных связей в сочетании с технической отсталостью материальной базы и нестабильностью финансовой системы, поставил промышленность уголовно-исполнительной системы в крайне неблагоприятные условия, не позволяющие обеспечивать эффективную трудовую занятость лиц, осужденных к наказанию в виде лишения свободы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. В результате сокращения объемов промышленного производства в стране и роста безработицы резко снизилась заинтересованность хозяйствующих органов в использовании труда осужденных. Без работы в местах лишения свободы осталось значительное количество осужденных.

Рост числа осужденных, не занятых трудом, осложняет криминогенную обстановку в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы, является одним из факторов усиления агрессивности осужденных, проявляющейся как во взаимоотношениях между собой, так и в отношениях с сотрудниками учреждений, приводит к увеличению числа нарушений дисциплины, совершению преступлений, массовым эксцессам.

Существующая нормативно-правовая база, регулирующая хозяйственную деятельность в условиях рынка, не учитывает в полной мере особенности производства в уголовно-исполнительной системе, связанные с необходимостью обеспечения трудовой занятости всех трудоспособных осужденных вне зависимости от экономической ситуации, складывающейся в отдельно взятом регионе, отрасли или на предприятии уголовно-исполнительной системы.

Вместе с тем, настоящим Законом установлено, что интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда. Привлечение к труду осужденных конкретизировано в Указе Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний», в постановлении Правительства РФ от 15 октября 2001 г. N 727 «О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду», в постановлении Правительства РФ от 3 февраля 1994 N 85 «Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда», в постановлении Правительства РФ от 5 сентября 2006 г. N 540 «О федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)» и других нормативных актах. Категорически запрещено использовать принудительный труд осужденных, т.е. выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия).

Принудительным трудом не является работа, выполняемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, т.е. в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия учреждения или его части.

Статья 2. Утратила силу.

Статья 3. Правовая основа деятельности уголовно-исполнительной системы

1. В основном законе государства, Конституции, заложены гарантии развития всех сфер общества. Исходя из этого, требования Конституции РФ являются краеугольным камнем правовой основы уголовно-исполнительной системы. Они оказывают влияние на принятие федеральных законов, указов Президента России, постановлений Правительства РФ, актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, регулирующих деятельность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. Документами, которые созданы на основе Конституции РФ, определен круг вопросов, являющихся предметом ведения уголовно-исполнительного законодательства, которое должно регулировать общественные отношения, обеспечивающие исполнение наказания.

Гарантии Конституции РФ лежат в основе работы, направленной на соблюдение основных прав и свобод подозреваемых, обвиняемых и осужденных, как человека и гражданина. Они содержатся в большинстве статей Конституции РФ.

2. Деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется с помощью комплексного и межотраслевого регулирования. В этих целях принимаются и издаются нормативно правовые акты. Согласно ï. «î» ñò. 71 Конституции РФ уголовно-исполнительное законодательство находится в ведении Российской Федерации. Оно опирается на федеральные законы, имеющие, согласно ñò. 2 Конституции РФ, прямое действие на всей территории Российской Федерации. Каждый из законов в области уголовно-исполнительной системы устанавливает определенные отношения в том или ином направлении.

Одним из ведущих правовых актов в данной сфере является Федеральный закон от 8 января 1997 N 2-ФЗ «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации». В нем отражены общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом РФ (включая исполнение принудительных мер медицинского характера, осуществление контроля за поведением условно осужденных, а также женщин, к которым применена отсрочка отбывания наказания); порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применение средств исправления осужденных; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам.

Нормы деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, изложенные в Законе РФ от 21 июля 1993 N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», подробно рассматриваются в настоящем комментарии.

Важное значение в деятельности уголовно-исполнительной системы имеют — Федеральный закон от 10 июня 2008 N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», Федеральный закон от 7 мая 2009 N 92-ФЗ «Об обеспечении охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением» и др.

Современные тенденции требуют постоянного внесения изменений и дополнений в данные законы.

3. Согласно ñò. 80 Конституции РФ Президент России обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в том числе уголовно-исполнительной системы. На основании ñò. 90 Конституции РФ глава государства издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Указы Президента РФ занимают существенное место в правовом регулировании деятельности уголовно-исполнительной системы. Так, например, Указы Президента РФ от 8 октября 1997 г. N 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» и îò 28 èþëÿ 1998 ã. N 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации» изменили роль и сущность данной системы. Уголовно-исполнительная система была предана из МВД России в ведение Минюста России.

Важную роль в совершенствовании работы учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, сыграли такие президентские Указы, как «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» от 13 октября 2004 г. N 1314, «О некоторых вопросах Федеральной службы исполнения наказаний» от 21 марта 2005 г. N 317, «Об установлении предельной численности должностей в уголовно-исполнительной системе, содержащихся за счет средств федерального бюджета» от 6 марта 2007 г. N 280.

4. На основании Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Правительство РФ в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента России, регламентирующих деятельность уголовно-исполнительной системы. В этих целях издаются постановления, которые являются нормативными актами, обязательными к исполнению в Российской Федерации.

Очень важными являются постановление Правительства РФ от 25 декабря 2006 г. N 805 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)» и распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, утверждающее Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Более конкретные направления работы рассматриваются в постановлениях Правительства РФ от 26 сентября 1995 г. N 964 «О передаче внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы функций по охране учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и их объектов», от 30 октября 1998 г. N 1254 «Вопросы уголовно-исполнительной системы», от 5 апреля 1999 г. N 366 «О порядке и условиях выполнения учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы функции конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу», от 25 декабря 2006 г. N 800 «О размере единовременного денежного пособия, которое может быть выдано осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы», от 22 декабря 2006 г. N 789, от 17 марта 2008 г. N 175 «О предоставлении преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов, участвующим в размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Ряд направлений уголовно-исполнительной системы регламентируются и развиваются в таких документах, как положения и нормы, которые утверждаются постановлениями Правительства РФ. Так, например, постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2002 г. N 716 утверждено положение о возмещении расходов, связанных с перевозкой сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных со службы из этих органов и учреждений, членов их семей, а также их личного имущества, постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 833 установлены минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также постановлением Правительства РФ от 2 августа 1997 г. N 974 утверждены нормы создания материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях, постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 г. N 1295 утверждено также примерное положение о попечительском совете при воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы и постановлением Правительства РФ от 24 октября 1997 г. N 1358 регламентирован порядок обеспечения продуктами питания или деньгами на время проезда к месту жительства осужденных, освобожденных от отбывания наказания. На соблюдение прав человека и гражданина направлено постановление Правительства РФ от 14 января 2011 г. N 3 «О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений».

5. Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются главной обязанностью государственных органов субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей). В этой связи ими принимаются правовые акты, направленные на содействие по исполнению уголовно-исполнительного законодательства государства, что отмечается в их конституциях и уставах. В соответствии со своими полномочиями государственные органы субъектов Российской Федерации и их должностные лица принимают нормативные правовые акты по содействию в осуществлении полнокровной уголовно-исполнительной системы региона.

6. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. При формировании законодательной базы деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, в полной мере учитывались принятые ООН Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.), Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению, в какой бы то ни было форме (1988 г.); Основные принципы обращения с заключенными (1990 г.), Европейские тюремные правила (1987 г). Подобные документы ратифицируются и вступают в силу. Примером тому служит Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 44-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания и Протоколов к ней».

Правовая основа уголовно-исполнительная системы учитывает международные договоры. В них содержатся нормы об обращении с иностранцами, привлеченными к уголовной ответственности и отбывающими наказания на территории нашей страны. Заключены международные договора (конвенции) о передаче осужденных к лишению свободы лиц для отбывания наказания в государства, гражданами которых они являются. Такие документы подписаны почти со всеми странами СНГ и другими государствами. В качестве примера можно привести Федеральные законы «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Туркменистаном о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы» от 29 декабря 1995 г. N 220-ФЗ, «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о передаче осужденных для отбывания наказания» от 30 марта 1995 г. N 35-ФЗ, «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Кипр о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы» îò 4 èþíÿ 1998 ã. N 83-ÔÇ, «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о передаче осужденных» îò 9 èþíÿ 2006 ã. N 83-ÔÇ, «О ратификации Конвенции между Российской Федерацией и Французской Республикой о передаче лиц, осужденных к лишению свободы» от 9 июня 2006 г. N 82-ФЗ и другие.

7. В соответствии с Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, является Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России). Оно на основании и во исполнение Конституции РФ, настоящего Закона и иных федеральных законов, актов Президента России и Правительства РФ самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к сфере деятельности уголовно-исполнительной системы. Они издаются в виде приказов или в ином установленном законодательством Российской Федерации виде. Порядок подготовки и принятия нормативных правовых актов установлен приказом Минюста РФ от 27 января 2010 г. N 8 «Об утверждении Регламента Министерства юстиции Российской Федерации».

Среди этой категории нормативных правовых актов особое значение имеют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Минюста РФ от 3 ноября 2005 г. N 205 и согласованные с Генеральной прокуратурой РФ. Этот документ без преувеличения можно назвать основным ведомственным актом, регламентирующим деятельность исправительных учреждений. Другим важным документом является приказ Минюста РФ от 30 декабря 2005 г. N 259 «Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний». Существенную роль играет и приказ Министра юстиции РФ от 25 января 1999 г. N 20, которым утверждено Положение о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ. Приказ Минюста РФ от 3 сентября 2007 г. N 178 «Об утверждении Положения о режимных требованиях на территории, прилегающей к учреждению, подведомственному территориальному органу уголовно-исполнительной системы», а также приказ Минюста РФ от 1 апреля 2008 г. N 80.

В целях обеспечения прав осужденных и совершенствования структуры учреждений и органов уголовно-исполнительной системы изданы приказ Минюста России от 1 декабря 2005 г. N 235 «Об утверждении инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбытия наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения», приказ Минюста России от 9 июня 2005 г. N 85 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах», приказ Минюста РФ от 7 апреля 2006 г. N 108 «Об установлении вида режима и лимита наполнения исправительных и иных учреждений уголовно-исполнительной системы, создании и ликвидации в исправительных колониях изолированных участков с различными видами режима и внесении изменения в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 22 сентября 2005 г. N 178», приказ Минюста РФ от 6 июня 2006 г. N 205 «Об утверждении Положения об организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах уголовно-исполнительной системы» и др.

8. На основании Указа Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», Указа Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний», Указа Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» Минюсту России подведомственна Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России). Она является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. Важная функция каждого ведомства, в том числе и ФСИН России, — правоприменение. В этих целях изданы приказ ФСИН от 18 августа 2005 г. N 718 «О правовом обеспечении деятельности ФСИН России» и приказ от 19 мая 2006 г. N 245 «Об утверждении Регламента Федеральной службы исполнения наказаний». Ими утверждены меры по правовому обеспечению деятельности учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний и изданию нормативно-правовых актов. ФСИН России принимает такие акты по вопросам исполнения уголовных наказаний и деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в случаях, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.

Правом издания индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности обладают директор ФСИН России, руководители территориальных органов и учреждений уголовно-исполнительной системы либо лица, их замещающие. Решения ФСИН России оформляются в виде приказа ФСИН России или в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в виде иных актов. Запрещается издавать нормативные правовые акты в виде писем и телеграмм.

Основаниями для подготовки и издания нормативных правовых актов являются предписания, содержащиеся в законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации. Издаваемые ФСИН России акты регулируют различные аспекты деятельности уголовно-исполнительной системы. Вот ряд таких документов — приказ ФСИН России от 31 марта 2005 г. N 225 «Об утверждении перечня и порядка представления оперативной информации о происшествиях и преступлениях в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы», приказ ФСИН России от 27 июля 2006 г. N 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», приказ ФСИН России от 16 января 2007 г. N 10 «О высвобождении и реализации движимого имущества, находящегося в оперативном управлении учреждений и органов уголовно-исполнительной системы», приказ ФСИН России от 5 февраля 2007 г. N 48 «Об утверждении Инструкции по организации работы дежурных служб территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний», приказ ФСИН России от 29 января 2008 г. N 64 «Об образовании Координационного совета ФСИН России по проблемам социальной, психологической и воспитательной работы с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися в следственных изоляторах, осужденными, содержащимися в учреждениях, исполняющих наказания, а также психологического сопровождения деятельности работников уголовно-исполнительной системы», приказ ФСИН России от 28 октября 2009 г. N 429 «О ликвидации управлений Федеральной службы исполнения наказаний по федеральным округам», приказ ФСИН России от 30 января 2009 г. N 36 «О мерах по усилению социальной защиты сотрудников контрольно-ревизионных подразделений ФСИН России и территориальных органов уголовно-исполнительной системы», приказ ФСИН России от 4 июня 2010 г. N 261 «Об установлении звания «Почетный работник уголовно-исполнительной системы» и учреждении нагрудного знака к нему», приказ ФСИН России от 28 августа 2010 г. N 385 «Об утверждении Порядка организации работы по инспектированию деятельности образовательных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний» и др.

Нормативные правовые акты, изданные совместно или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, изменяются, дополняются или признаются утратившими силу по согласованию с этими федеральными органами исполнительной власти.

studfiles.net