Полезные статьи

1649 год кто правил

1649 год кто правил

В лето 7156, июля в 16 день, государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Руси самодержец в двадесятое лето возраста своего, в третье лето Богом хранимые своея державы, советовал с отцом своим и богомольцем, святейшим Иосифом, патриархом Московским и всея Руси, и с митрополиты, и с епископом, и со всем освященным собором, и говорил с своими государевыми бояры, и окольничими и с думными людьми: которые статьи написаны в правилах святых апостол и святых отец, и в градцких законах греческих царей, а пристойны те статьи к государственным и земским делам, и те бы статьи выписать, и чтобы прежних великих государей, царей и великих князей Российских, и отца его государева указы и боярские приговоры на всякие государственные и на земские дела собрать, и те государские указы и боярские приговоры с старыми судебниками справити. А на которые статьи в прошлых годах прежних госадурей в судебниках указу не положено, и боярских приговоров на те статьи не было: и те бы статьи по тому же написати и изложити, по его государеву указу, общим советом, чтобы Московского государства всяких чинов людям, от большего и до меньшего чину, суд и расправа была во всяких делах всем ровна. И указал государь то все собрати, и в доклад написати боярам, князю Никите Ивановичу Одоевскому, да князю Семену Васильевичу Прозоровскому, да окольничему князю Федору Федоровичу Волконскому, да дьякам Гаврилу Левонтьеву, да Федору Грибоедову.

А для того своего государства и земского великого царственного дела указал государь, по совету с патриархом и бояре приговорили выбрать из стольников, и из стряпчих, и из дворян московских и из жильцов, из чину по два человека; также всех городов из дворян и из детей боярских взять из больших городов, опричь Новгорода, по два человека; а из Новгородцев с пятины по человеку; а из меньших городов по человеку; а из гостей трех человек; а из гостиные и из суконные сотен по два человек, а из черных сотен и из слобод, и из городов с посадов по человеку, добрых и смышленых людей, чтобы его государево царственное и земское дело с теми со всеми выборными людьми утвердити, и на мере поставить, чтобы те все великие дела, по нынешнему его государеву указу и соборному уложенью, впред были ни чем нерушимы.

И по государеву указу, бояре князь Никита Иванович Одоевский с товарищи, выписав из правил святых отец и из градских законов греческих царей, и из старых судебников прежних великих государей, и из указов блаженные памяти вел. государя, царя и вел. кн. Мих. Фед. всея Руси, — и из боярских приговоров, и которых статей в прежних судебниках, и во всех указах прежних государей, и в боярских приговоров не писано, и те статьи написав вновь к государю приносили.

И в нынешнем во 157 году, октября с третьего числа, государь (с духовными властями) и с думными людьми того собранья слушал, и выборным людям, которые к тому общему совету выбраны на Москве и из городов, чтено, то все уложенье впред было прочно и неподвижно. И указал государь то все уложенье написать на список и закрепити тот список (всем чинам собора). А закрепя то уложенье руками, указал государь списати в книгу, и закрепить ту книгу дьяком Гаврилу Левонтьеву, да Федору Грибоедову; а с тое книгу, для утверждения на Москве во все приказы и в городы, напечатать многие книги, и всякие дела делать по тому уложенью.

И по государеву указу, то уложение на список написано. И (все чины собора) к тому уложению на списке руки свои приложили. И с того уложения списан список в книгу, слово в слово. А с тое книги напечатана сия книга.

А как то уложение чтено выборным людем: и в то время в Ответной палате по государеву указу сидел боярин князь Юрий Алексеевич Долгорукий, да с ним выборные люди.

О богохульниках и церковных мятежников. А в ней 9 статей.

1. Будет кто иноверцы, какие ни буди веры, или и русский человек возложил хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рождшую Его пречистую Владычицу нашу Богородицу и приснодеву Марию, или на честный крест, или на святых Его угодников: и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохульника обличив казнити, зжечь.

2. А будет кто во время святые литургии и в иное церковное пение, вшед в церковь Божию, учнет говорити непристойные речи патриарху, или митрополиту, или архиепископу и епископу, или архимариту, или игумену и священническому чину, и тем в церкви Божественному пению учинить мятеж, а государю про то ведомо учинится, и сыщется про то допряма: тому бесчиннику за ту его вину учинити торговуя казнь.

3. А в церкви во время церковного пения, государю, царю и великому князю Алксею Михайловичу всея Руси, и великому господину святейшему Иосифу патриарху Московскому и всея Руси, и митрополитом и архиепископом и епископом, никому ни о каких своих делах не бити челом, чтобы от того в церкви Божия устроена приходити на молитву, и православным христианам подобает в церкви Божии стояти и молится со страхом, а не земная мыслити.

4. А будет кто, забыв страх Божий, и презрев царское повеление, учнет ему государю или патриарху, или иным властем, в церкви Божии во время церковного пения о каких своих делах бити челом: и того челобитчика за то вкинути в тюрьму, на сколько государь укажет.

Суд о крестьянах.

1. Будет кто вотчинники и помещики учнут государю бити челом о беглых своих крестьянах и о бобылях, и скажут, что их крестьяне и бобыли, выбежав из-за них, живут в государевых в дворцовых селех, и в черных волостях, или на посадах в посадских людех… — за всякими вотчинники и помещики: и тех крестьян и бобылей по сыску отдавати по писцовым книгам… А отдавати без урочных лет.

1. А кому доведутся беглые крестьяне и бобыли по суду и по сыску отдать: и тех крестьян отдавати с женами и с детьми и со всеми их животы, и с хлебом стоячим и с молоченым.

2. А будет кто с сего государево уложенья учнет беглых крестьян, и бобылей примать и за собою держать, а вотчинники и помещики тех своих беглых крестьян за ним сыщут…-и на тех, за кем учнут жити, за государевы подати и за помещиковы доходы, взяти за всякого крестьянина по десяти рублев на год, и отдавати исцом, чьи те крестьяне и бобыли.

3. А кто на суде в чьем крестьянине запретца и отцелуетца, а после тот крестьянин, в котором он отцелуетца, объявитца у него: и того крестьянина взяв у него, отдать исцу со всеми животы против исковой челобитной, а ему за вину, что он крест поцелует не на правде, учинить жестокое наказание, бить его кнутом по торгом по три дни, чтобы про то было ведомо многим людем, за что ему такое наказанье указано учинить, и бив его по торгом кнутом по три дни, посадить его в тюрьму на год, и вперед ему ни в чем не верить, и ни в каких делах ни на кого суда не давать.

4. А за которыми помещиками и вотчинниками крестьяне и бобыли написаны на поместных их и на вотчинных землях порознь: и тем помещикам и вотчинникам крестьян своих с поместных своих земель на вотчинные свои земли не сводить, и тем своих поместей не пустошить.

О вотчинах. А в ней 55 статей.

42. Государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Руси, советовал со (всеми духовными властями и думными соборными чинами), указал, и собором уложили: впредь с нынешнего уложения патриарху, и митрополитом, и архиепископом, и епископом, и в монастыри ни у кого родовых, и выслуженных, и купленных вотчин не покупати и в заклад не имати, и за собою не держати, и по душам в вечной поминок не имати некоторыми делы; и в поместном приказе за патриархом, и за митрополиты, и за архиепископы и епископы, и за монастыри таких вотчин не записывати; а вотчинником никому вотчин в монастыри не давати.

А кто и напишет вотчину в монастырь в духовной, и тех вотчин в монастыри по духовным не давати; а дати в монастырь родителем их деньги, чего та вотчина стоит, или что умерший вотчине цену напишет в духовной.

О посадских людях. А в ней 40 статей.

1. Которые слободы на Москве патриарши, и митрополичи, и владычни, и юдем монастырские, и бояр и окольничих и думных и ближних, и всяких чинов людей, а в тех слободах живут торговые и ремесленные люди, и всякими торговыми промыслами промышляют и лавками владеют, а государевых податей не платят, и служб не служат: и те все слободы, со всеми людьми, которые в тех слободах живут, всех взяти за государя в тягло и в службы безлетно и безповоротно…

2. А которые боярские и иных чинов люди и крестьяне на Москве, и по городам покупили себе и в заклады поймали тяглые дворы, и лавки, и анбары, и погребы каменные, и соляные варницы, и торгуют всякими товарами: и тем боярским и иных чинов и крестьяном, те тяглые дворы, и лавки, и погребы, и анбары, и варницы продати тяглым торговым и посадским людям, а ими впредь не владеть, и впредь ничьим людем и крестьяном опричь государевых торговых посадских людей тяглых дворов, и лавок, и погребов, и анбаров, и варниц ни у кого не покупать. А будут впредь чьи люди и крестьяне у кого купять тяглые дворы, или лавки, и погребы, и анбары, и варницы: и у них те дворы, и лавки, и погребы, и анбары, и варницы взяти на государя безденежно; да им же за то быти от государя в великой опале, и в торговой казни.

О разбойных и о татиных делах. А в ней 104 статьи.

9. А приведут татя, а доведут на него одну татьбу: и того татя пытать и в иных татьбах и в убийстве. Да будет с пытки в иных татьбах и в убийстве не повинится, а скажет что он крал впервые, а убийства не учинил: и того татя за первую татьбу бити кнутом и отрезать ему левое ухо, и посадити его в тюрьму на два года, а животы его отдати истцам в выть, и из тюрьмы выимая его посылать в кандалах работать на всякие изделия, где государь укажет…

10. А будет того же изымают на другой татьбе: и его по тому же пытать и в иных татьбах. Да будет он повинится только в двух татьбах, а убивства он не учинил же: и его после пытки бить кнутом, и урезав у него правое ухо, посадить в тюрьму на четыре года; а из тюрьмы выимая его посылать на всякие государевы изделья по тому же в кандалах.

12. А приведут татя, а доведут на него татьбы три, или четыре, или больше: и того татя пытав казнить смертью, хотя он убийства не учинил, а животы его отдал истцам в выть.

13. А будет тать учинять и на первой татьбе убийство: и его казнить смертью.

14. А церковных татей казнить смертью же без всякого милосердия, а животы их отдавать в церковные татьбы.

А в ней 26 статей. Указ, за какие вины кому чинить смертную

казнь и какие вины смертью не казнить, а чинить наказание.

1. Будет который сын или дочь учинять отцу своему, или матери смертное убийство: и их за отеческое или за матери убийство казнить смертью же безо всякой пощады.

2. А будет отец, или мати сына, или дочь убьет до смерти: и их за то посадить в тюрьму на год, а отсидев в тюрьме год приходить им к церкви Божьи, и у церкви Божьи объявить тот свой грех всем людям в слух, а смертью отца и матери за сына и за дочь не казнить.

3. А будет кто сын или дочь, не помня закона христианского, учнет отцу или матери грубые речи говорить, или отца и матерь за дерзости рукою зашибет, и в том на них отец или мать учнут бити челом: и такиз забывателей закона христианского за отца и матерь бить кнутом.

9. А будет чей человек того, кому он служит, убьет до смерти: и его самого казнить смертью же безо всякой пощады.

14. А будет жена учинять мужу своему смертное убийство, или окормить его отравою, а сыщется про то допряма: и ее за то казнить, живу окопать в землю, и казнить ее такою казнью безо всяко пощады, хотя будет убитого дети или иные кто ближние роду его того не похотят, что ее казнить, и ей отнюдь не дать милость, и держать ее в земле до тех мест, покамест она умрет.

www.allpravo.ru

История России

1 половина 19 века

2 половина 19 века

1 четверть 20 века

2 четверть 20 века

3 четверть 20 века

4 четверть 20 века

Соборное уложение 17 века

Соборное уложение 1649 года – свод законов Московской Руси, регулирующих самые разнообразные сферы жизни.

Причины создания Соборного уложения

Последний судебник, принятый до создания Соборного уложения, относился к 1550 году (Судебник Ивана Грозного). С тех пор прошел практически век, феодальная система государства несколько видоизменилась, были созданы многочисленные новые указы и уложения, которые зачастую не только делали предыдущие указы устаревшими, но также противоречили им.

Ситуация усложнялась также тем, что многочисленные нормативные документы были сильно разбросаны по ведомствам, отчего в законодательной системе государства был полнейший хаос. Были распространены ситуации, когда о новом акте знали только те, кто его принимал, а вся остальная страна жила по устаревшим нормам.

Для того, чтобы наконец упорядочить законотворчество и судебную систему, необходимо было создать совершенно новый документ, который бы отвечал требованиям времени. В 1648 году вспыхнул Соляной бунт, восставшие, среди прочего, требовали создание нового нормативного документа. Ситуация стала критической и откладывать было уже нельзя.

В 1648 году был созван Земский собор, который вплоть до 1649 года занимался созданием Соборного уложения.

Создание Соборного уложения

Созданием нового документа занималась специальная комиссия во главе с Н.И. Одоевским. Создание нового судебника происходило в несколько этапов:

  • Работа с многочисленными источниками законов и актов;
  • Совещание на тему содержания законодательных актов;
  • Редактирование царем и думой представленных черновиков новых законопроектов;
  • Совместное обсуждение тех или иных положений уложения;
  • Подписание всеми членами комиссии новой редакции законопроектов.
  • Такой тщательный подход к созданию документа был вызван тем, что члены комиссии хотели создать тщательно систематизированный и максимально полный и доступный судебник, исправив все недочеты в предыдущих документах.

    Источники Соборного уложения

    Основными источниками послужили:

  • Судебник 1497 года;
  • Судебник 1550 года;
  • Указные книги, где фиксировались все вышедшие законопроекты и акты;
  • Челобитные царю;
  • Византийское право;
  • Литовский статут 1588 года использовался в качестве образца судебника.
  • Именно в Соборном уложении 1649 года наметилась тенденция к разделению норм права по отраслям, соответствующая современному законодательству.

    Отрасли права в Соборном уложении

    Новое уложение определяло статус государства и самого царя, содержало комплекс норм, регулирующих деятельность всех органов государственного управления, устанавливало порядок въезда и выезда из страны.

    В уголовном праве появилась новая система классификации преступлений. Появились такие виды, как:

    • преступление против церкви;
    • преступление против государства;
    • преступление против порядка управления (самовольный выезд из страны);
    • преступления против благочиния (содержание притонов);
    • должностные преступления:
    • преступления против личности;
    • имущественные преступления;
    • преступления против нравственности.
    • Появились также и новые виды наказаний. Теперь преступник мог рассчитывать на смертную казнь, ссылку, тюремное заключение, конфискацию имущества, штраф или бесчестящее наказание.

      Гражданское право также значительно расширилось благодаря росту товарно-денежных отношений. Появилось понятие физического лица и коллектива, возросла правоспособность женщин в вопросах совершения сделок, устная форма договора теперь заменялась письменной, положив начало современным сделкам купли-продажи.

      Семейное право не сильно поменялось – все еще действовали принципы «Домостроя» — главенство мужа над женой и детьми.

      Также в Соборном уложении был расписан порядок судопроизводства, уголовного и гражданского – появились новые виды доказательства (документы, крестное целование и т.д.), выделились новые процессуальные и розыскные мероприятия, направленные на доказательство виновности или невиновности.

      Важным отличием от предыдущих судебников было то, что при необходимости, Соборное уложение 1649 года дополнялось и переписывалось при появлении новых актов.

      Закрепощение крестьян

      Однако наиболее заметное место в Соборном уложении занимают вопросы, касательно крепостного права. Уложение не только не дало крестьянам свободы, оно окончательно их закрепостило. Теперь крестьяне (включая их семьи и имущество) фактически становились собственностью феодала. Передавались по наследству, как мебель и не имели собственных прав. Изменились также правила касательно выхода из-под гнета – теперь крестьяне практически не имели возможности стать свободными (теперь беглый крестьянин не мог стать свободным спустя несколько лет, теперь сыск велся бессрочно).

      Значение Соборного уложения

      Соборное уложение 1649 года является памятника русского права. Оно наметило новые тенденции в развитии русского права, закрепило новые социальные черты и институты. Кроме того, уложение значительно продвинулось в плане систематизации и составления юридических документов, так как было сделано разграничение по отраслям.

      historykratko.com

      СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 года

      В лето 7156 го(да), 20 июля, в 16 день, государь царь и великии князь Алексеи Михайлович, всея Русии самодержец, в двадесятое лето возраста своего, в третьее лето Богом хранимыя своея державы, советовал с отцем своим и богомольцом, святейшим Иосифом, патриархом Московским и всея Русии, и с митрополиты, и со архиепископы, и с епископом, и со всем освященным Собором, и говорил с своими государевыми бояры, и с околничими, и з думными людьми, которые статьи написаны в правилех Святых Апостол, и Святых Отец, и в градцких законех греческих царей, а пристойны те статьи к государьственным и к земским делам, и те бы статьи выписать, и чтобы прежних великих государей, царей и великих князей росийских, и отца его государева, блаженныя памяти великого государя, царя и великаго князя Михаила Феодоровича всея Русии, указы и боярские приговоры на всякие государьственные и на земские дела собрать, и те государьские указы и боярские приговоры с старыми судебниками справити. А на которые статьи в прошлых годех, прежних государей в Судебниках указу не положено, и боярских приговоров на те статьи не было, и те бы статьи по тому же написати и изложити по его государеву указу общим советом, чтобы Московского государьства всяких чинов людем, от болшаго и до меншаго чину, суд и росправа была во всяких делех всем ровна. И указал государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Русии то все собрати, и в доклад написати бояром, князю Никите Ивановичю Одоевскому, да князю Семену Васильевичю Прозоровскому, да околничему князю Федору Федоровичю Волконскому, да дьяком Гаврилу Левонтьеву, да Федору Грибоедову.

      А для того своего государева и земского великого царьственного дела указал государь, по совету со отцем своим и богомольцем, святейшим Иосифом патриархом Московским и всея Русии, и бояре приговорили выбрать из столников, и из стряпчих, и из дворян московских и из жилцов, из чину по два человека, также всех городов, из дворян и из детей боярских взяти из больших городов, опричь Новагорода по два человека, а из новгородцов с пятины по человеку, а из менших городов по человеку, а из гостей трех человек, а из гостиные и из суконные сотен по два человека, а ис черных сотен и из слобод, и из городов с посадов по человеку, добрых и смышленых людей, чтобы его государево царьственное и земское дело с теми со всеми выборными людьми утвердити и на мере поставить, чтобы те все великие дела, по нынешнему его государеву указу и Соборному Уложенью, впредь были ни чем нерушимы.

      И по государеву, цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Русии указу, бояре князь Никита Ивановичь Одоевской с товарыщи, выписав ис правил Святых Апостол и Святых Отец, и из градских законов греческих царей, и из старых судебников прежних великих государей, и из указов блаженные памяти великаго государя, царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Русии, и из боярских приговоров, и которых статей в прежних судебниках, и во указех прежних государей, и в боярских приговорех не написано, и те статьи написав вновь к государю приносили.

      И в нынешнем во 157-м году, октября с третьего числа, государь царь и великий князь Алексей Михайловичь всея Русии самодержец, со отцем своим и з богомольцем святейшим Иосифом, патриархом Московским и всея Русии, и с митрополиты, и со архиепископы и с епископом, также и с своими государевыми бояры, и с околничими, и з думными людьми того собрания слушал, и выборным людем, которые к тому общему совету выбраны на Москве и из городов чтено, чтобы то все Уложенье впредь было прочно и неподвижно. И указал государь то все Уложенье написать на список и закрепити тот список святейшему Иосифу, патриарху Московскому и всея Русии, и митрополитом, и архиепископом, и епископу, и архимаритом и игуменом, и всему освященному собору, и своим государевым бояром, и околничим, и думным людем, и выборным дворяном и детем боярским, и гостем, и торговым и посадъцким людем Московского государьства и всех городов Росийского царства. А закрепя Уложение руками, указал государь списати в книгу, и закрепить тое книгу дьяком Гаврилу Левоньтьеву, да Федору Грибоедову, а с тое книги для утверженья на Москве во все приказы и в городы, напечатать многие книги, и всякия дела делать по тому Уложению.

      И по государеву, цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Русии указу, то Уложение на список написано. И святейший Иосиф, патриарх Московский и всея Русии, и митрополиты, и архиепископы, и епископы, и архимариты, и игумены, и весь освященныи собор также и бояре, и околничие, и думные люди, и выборные дворяне, и дети боярские, и гости, и торговые посадцкие люди к тому Уложению на списке руки свои приложили. И с того Уложенья списан список в книгу, слово в слово, а с тое книги напечатана сия книга.

      А как то Уложение по государеву, цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Русии указу, чтено выборным людем, и в то время в ответной полате, по государеву указу сидел боярин князь Юрьи Алексеевичь Долгорукой, да с ним выборные люди.

      www.bibliotekar.ru

      Этот день в истории: 1649 год. 8 февраля (29 января) составлено Соборное Уложение

      , 8 февраля 2010, 13:24 — REGNUM

      Глава 1 Соборного Уложения («О богохулниках и церковных мятежниках»). 1649 год

      1649 год. 8 февраля (29 января ст.ст.) было закончено составление и редактирование Соборного Уложения.

      Царь Алексей Михайлович. Миниатюра из Титулярника 1672 года.

      СОСТАВЛЕНИЕ СВОДА. Такова внешняя история памятника, как она рассказана в официальном к нему предисловии. На комиссию возложена была двоякая задача: во-первых, собрать, разобрать и переработать в цельный свод действующие законы, разновременные, несоглашенные, разбросанные по ведомствам, и потом нормировать случаи, не предусмотренные этими законами. Вторая задача была особенно трудна. Комиссия не могла ограничиться собственной юридической предусмотрительностью и своим правовым разумением, чтобы установить такие случаи и найти нормы для их определения. Необходимо было знать общественные нужды и отношения, изучить правовой разум народа, а также практику судебных и административных учреждений; по крайней мере мы так посмотрели бы на такую задачу. В первом деле комиссии могли помочь своими указаниями выборные; для второго ей надобно было пересмотреть делопроизводство тогдашних канцелярий, чтобы найти прецеденты, «примерные случаи», как тогда говорили, чтобы видеть, как решали не предусмотренные законом вопросы областные правители, центральные приказы, сам государь с Боярской думой. Предстояла обширная работа, требовавшая долгих и долгих лет. Впрочем, до такого мечтательного предприятия дело не дошло: решили составить Уложение ускоренным ходом, по упрощенной программе. Уложение разделено на 25 глав, содержащих в себе 967 статей. Уже к октябрю 1648 г., т.е. в два с половиной месяца, изготовлено было к докладу 12 первых глав, почти половина всего свода; их и начал с 3 октября слушать государь с думой. Остальные 13 глав были составлены, выслушаны и утверждены в думе к концу января 1649 г., когда закончилась деятельность комиссии и всего собора и Уложение было закончено в рукописи. Значит, этот довольно обширный свод составлен был всего в полгода с чем-нибудь. Чтобы объяснить такую быстроту законодательной работы, надобно припомнить, что Уложение составлялось среди тревожных вестей о мятежах, вспыхивавших вслед за июньским московским бунтом в Сольвычегодске, Козлове, Талицке, Устюге и других городах, и заканчивалось в январе 1649 г. под влиянием толков о готовившемся новом восстании в столице. Торопились покончить дело, чтобы соборные выборные поспешили разнести по своим городам рассказы о новом курсе московского правительства и об Уложении, обещавшем всем «ровную», справедливую расправу».

      Цитируется по: Ключевский В.О. Сочинения в 9 томах. Том 3. Курс русской истории. Ч.3. М.: Мысль, 1988. с.126-126

      История в лицах

      Челобитная царю Алексею Михайловичу:

      На Москве и около Москвы, и в городах, где прежде бывали выгоны для скота, устроены патриаршие, монастырские, боярские и других чинов людей слободы и пашни на государевой искони вечной выгонной земле, в посадах и слободах живут закладчики и их дворовые люди, покупили себе и в заклад побрали тяглые дворы и лавки и погреба каменные, торгуют всякими товарами, своею мочью и заступленьем (тех, за кого заложились) откупают таможни, кабаки и всякие откупы, и от этого они, служилые и тяглые люди, обнищали и одолжали и промыслов своих многие отбыли; искони, при прежних государях, на Москве и в городах всего Московского государства ничего этого не бывало, везде были государевы люди: так государь пожаловал бы, велел сделать по-прежнему, чтоб везде было все государево

      Цитируется по: Соловьев С.М. История России с древнейших времен.

      Мир в это время

      Тадж-Махал, Агра, Индия. С.Бурн. 60-е годы 19 века

      «Тадж-Махал — шедевр индийской мусульманской архитектуры, грандиозный мавзолей, построенный около 1630-52 Великим Моголом Шах-Джаханом для своей жены Мумтаз-Махал близ г. Агра, на берегу реки Джамна. Проектирование и постройка мавзолея осуществлялись группой индийских и иноземных вост. архитекторов, которой, по-видимому, руководил местный мастер Устад-Иса. Для сооружения беломраморного здания (высотой 74 м) с инкрустацией из самоцветов было привлечено 20 тысяч работников, затрачено свыше 90 млн. рупий. Тадж-Махал является ярким памятником могущества и блеска империи Великих Моголов периода ее расцвета. Мавзолей серьезно пострадал в начальный период английского господства из-за расхищения деталей отделки. В настоящее время Тадж-Махал — один из главных объектов туризма в Индии»

      Цитируется по: Историческая энциклопедия. — М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1973-1982

      regnum.ru

      1649 год в истории России

      Шел четвертый год царствования царя Алексея Михайловича, второго царя династии Романовых. Россия оправилась от бурных событий Смутного времени. Этот год ознаменован в царствовании монарха несколькими событиями, которые значительно повлияли на дальнейшую историю России и русской Православной церкви.

    • Церковный собор 1649 года. Собор был созван для прекращения острой полемики вокруг вопроса о многолосном или одноголосном пении во время отправления литургии. Накал страстей был таким серьезным, что в полемику был вынужден вступить царь Алексей. Противостояние патриарха со сторонниками одноголосного пения достигло апогея. В случае дальнейшего накала споров, мог произойти серьезный церковный раскол со многими анафемами и пролитием крови. Ведь вопрос касался центрального вопроса православной духовности, единения с Богом в литургии.

    Сторонники одноголосия в литургии понимали, что неразборчивое одновременное пение нескольких дьяков превращает литургию в некую какофонию. С другой стороны, введение одноголосия удлиняло литургию до 8-ми часов. Нужно было сокращать не в меру раздутую литургию.
    Государь Алексей, будучи сторонником упорядочивания литургии и одноголосного пения, способствовал назначению протопопа Ивана Неронова в Казанский собор. Вопреки ожиданиям, длинная одноголосная литургия с проповедью не уменьшила количества прихожан.
    И хотя собор не пришел к единому решению, вопрос унификации богослужения обрел ярого сторонника, который довел дело до конца, им стал митрополит Никон.

  • В 1649 г. заложен город Охотск. Закладка города произошла благодаря постройке Косого острожка, на месте казачьего зимовья Ивана Москвитина, которое было основано двумя годами ранее. Охотск стал одним из первых поселений русского Дальнего востока.
  • В 1649 г. уроженец Архангельского края, Ерофей Павлович Хабаров-Святицкий составил карту приамурских земель. это стало возможным благодаря Даурскому походу Ерофея Хабарова. Благодаря этому походу были побеждены несколько даурских князей, а их подданные стали подданными Российского царя. Составленная Ерофеем Хабаровым схематическая карта стала первым картографическим изображением вновь приобретенных русских земель.
  • В феврале 1649 г. окончательно прекратились волнения так называемого «Соляного бунта». Причиной бунта послужила коррупционная политика боярина Морозова, который фактически управлял государством. Чтобы завуалировать свои махинации с налогами, некоторые прямые налоги были заменены на косвенные. В результате казана Морозова наживалась, а основные продукты дорожали. Камнем преткновения стало значительное удорожание основного тогда консерванта – соли. Волнения переросли в открытый бунт и вынудили Алексея Михайловича пойти на уступки бунтарям. После пожаров на Белом и Китай-городе, царь выдал виновников бунта и сослал Морозова в монастырь. После «соляного бунта» Морозов утратил свое влияние. Дворяне Москвы воспользовались восстанием и потребовали созыва Земского собора и принятия нового Соборного уложения. Это уложение является отдельным событием 1649 г.
  • 29 января 1649 г. был представлен новый свод законов Московского государства – Соборное уложение. В работе над новым сводом законов, унифицировавшим большинство сфер права в государстве, работали представители всех сословий. Работа над уложением длилась почти 5 месяцев. Каждый из 315 участников процесса скреплял подписью принятые законы.
  • Чтобы пресечь хаос в законотворчестве, была создана специальная комиссия, а процесс принятия решений был разделен на 5 этапов, вплоть до подписания.

    pochemuha.ru