Полезные статьи

Экспертизы образовательных программ и проектов

Экспертиза образовательных проектов

Рассмотрим в качестве одного из видов экспертизы специальных проектов проекты в области образования. В настоящее время идет интенсивный процесс преобразования системы образования в России с целью приведения ее к уровню разви­тых стран в соответствии с требованиями развития России.

На новом этапе предусматриваются глубокие изменения в деятельности образовательных учреждений. В коренном обновлении нуждаются содержание и структура системы образования. Предстоит создать условия для развития научных исследований, укрепить систему социальных гарантий, предоставляемых персоналу учебных заведений, обеспечить улучшение здоровья учащихся. Одним из ключевых аспектов реформы выступает создание нового организационно-экономического механизма, отвечающего условиям современной рыночной экономики и призванного обеспечить привлечение и рациональное использование ресурсов, необходимых для развития образования.

Проект реформирования системы образования в России предполагается осуществлять в три этапа:

1. экспериментальный, рассчитанный на год и ориентированный на отбор перспективных нововведений;

2. краткосрочный, который охватит период до 2001 года включительно и будет сосредоточен в первую очередь на неотложных мерах по стабилизации социально-экономической ситуации в сфере образования и созданию организационных, кадровых, правовых, финансовых и материально-технических предпосылок для полномасштабного развертывания реформы;

3. среднесрочный, до 2005 года включительно, когда предусматривается обеспечить реализацию основной части намеченных преобразований.

В результате реализации проекта будут достигнуты:

1. реализация свободы выбора учащимися и их семьями, как образовательных учреждений, так и форм получения образования (в том числе семейное, экстернатное, вечернее, заочное и т. п.). Этот выбор будет гарантироваться механизмом нормативного финансирования в расчете на одного учащегося, воспитанника и развитием федеральной системы контроля качества образования, включая национальное тестирование;

2. изменение принципов определения государственного заказа и формирования государственных образовательных стандартов; сочетание государственного заказа на профессиональное образование с расширяющейся практикой прямых договоров с предприятиями и семьями; выделение регионального компонента государственного заказа в профессиональном образовании; постепенное замещение федерального финансирования регионального заказа финансированием из бюджетов субъектов Российской Федерации; привлечение потребителей образования к формированию заказа и стандартов;

3. стимулирование платежеспособного спроса на образование, что позволит определить текущие (проявившиеся) потребности в профессиональном и стыкующимся в ним вариативном (специализированном) общем образовании; дополнение бюджетного финансирования образовательных учреждений средствами, полученными от эффективного управления переданной им собственностью. Проект реформирования образования предполагает использование новых педагогических технологий, научно-технических инноваций.

В данном разделе не ставилось целью подробное изложение проекта реформы образования, основные положения были приведены для характеристики специфики проекта.

Экспертиза образовательных проектов проводится в соответствии с Приказом Минобразования от 23 мая 1997 г № 994, утвердившим Положение о системе независимой экспертизы по проблемам инновационной деятельности в сфере науки и научного обслуживания высшей школы.

Независимая экспертиза в сфере науки и научного обслуживания высшей школы по проблемам инновационной деятельности представляет собой специализированную оценочно-аналитическую и (или) исследовательскую деятельность, направленную на информационное обеспечение решений по важнейшим видам инновационной деятельности.

Экспертиза представляет собой систему реализации установленных и регламентированных принципов и правил подготовки экспертно-аналитических данных по различным вопросам инновационной деятельности в системе высшей школы.

Организационная структура экспертизы объединяет Фонд содействия развитию инновационной деятельности высшей школы (далее — Фонд), филиалы и хозяйственные общества этого Фонда, с которыми взаимодействуют независимые экспертные организации, советы и комиссии, создаваемые или привлекаемые головными организациями по инновационным научно-техническим программам, высшими учебными заведениями и другими организациями, подведомственными Минобразованию России.

Целями экспертизы являются:

1. всесторонний анализ проектов, вариантов решений, связанных с выбором приоритетов, обоснованием размеров финансирования и распределением средств по отдельным приоритетным направлениям инновационной деятельности высшей школы;

2. создание конкурсных условий отбора объектов инновационной деятельности высшей школы;

3. объективная оценка научно-технической и народнохозяйственной значимости представленных на экспертизу инновационных научно-технических программ и проектов;

4. выработка рекомендаций в части финансирования инновационной деятельности высшей школы и повышения эффективности контроля за расходованием средств, выделяемых на развитие инновационной деятельности высших учебных заведений;

5. научное и методологическое обеспечение развития инновационной деятельности высшей школы.

Экспертиза строится на принципах:

1. системности организации экспертной работы и единства ее нормативно-методологического обеспечения;

2. независимости привлекаемых к работе экспертов и отсутствия их заинтересованности в искажении получаемых результатов;

3. соответствия используемой информационной и технической базы условиям проводимой экспертизы;

4. комплексности и научной обоснованности экспертных оценок;

5. объективности принимаемых заключений по результатам экспертизы; гласности результатов экспертизы.

Экспертиза осуществляется в виде комплексной или специализированной экспертизы, которая организуется и проводится Фондом или экспертными организациями, советами и комиссиями.

Комплексная экспертиза включает в себя научно-техническую, финансово-экономическую, патентно-правовую оценки объектов инновационной деятельности в сфере науки и научного обслуживания высшей школы.

Специализированная экспертиза включает в себя оценку объектов инновационной деятельности в сфере науки и научного обслуживания высшей школы по одному из направлений: научно-техническому; финансово-экономическому; патентно-правовому. Кроме того, при необходимости может быть проведена дополнительная специализированная экспертиза: юридическая, экологическая, в области охраны труда, а также по другим направлениям.

Научно-техническая экспертиза объектов инновационной деятельности должна отражать научно-технический уровень работы (заявителя), ее новизну, четкость понимания заявителем решаемой проблемы и возможность ее эффективного решения, включая в необходимых случаях правильность понимания заявителем состояния рынка и принятой модели решения проблемы сбыта.

Финансово-экономическая экспертиза объектов инновационной деятельности должна отражать степень экономической устойчивости заявителя, обоснованность финансового плана, реальную способность заявителя сделать в установленном порядке необходимые отчисления средств в Фонд.

Патентно-правовая экспертиза объектов инновационной деятельности должна отражать наличие авторских прав заявителя на выполняемую работу (защищенных авторскими свидетельствами, патентами, оформленными «ноу-хау»), а в некоторых случаях — наличие сертификата качества или сертификата соответствия продукции нормативным требованиям.

Объекты экспертизы и характер проводимых применительно к ним экспертно-аналитических оценок определяются в каждом конкретном случае ее заказчиками. Объектами экспертизы являются представляемые на конкурс предложения, проекты, разработки, программы в сфере инновационной деятельности высшей школы, реализация которых отвечает интересам государства и требует привлечения финансовых, материальных, интеллектуальных ресурсов.

К объектам экспертизы могут быть отнесены:

1. инновационные научно-технические программы и проекты высшей школы, определяющие приоритеты научно-технического и технологического развития;

2. промежуточные и конечные результаты выполнения указанных программ и проектов, начиная с момента организации исследований и до предъявления готового продукта;

3. новые научные идеи, современные технологии, приемы труда, способствующие росту эффективности производства, развитию социальной сферы, экономному расходованию ресурсов, улучшению экологической ситуации;

4. проекты и варианты решений, направленные на преобразование существующих и создание новых инновационных структур; разработки и предложения, проекты нормативных, правовых и законодательных актов, относящихся к проблемам развития инновационной деятельности высшей школы.

Организационную основу экспертизы составляют отношения между ее субъектами — заказчиками, заявителями, организаторами и исполнителями, взаимодействующими в рамках выполняемых ими функций.

Экспертное заключение служит основанием для приемки результатов экспертизы заказчиком и входит в перечень документов, рассматриваемых им при подготовке решений по объектам экспертизы. Экспертные заключения по объектам экспертизы должны быть положительными или отрицательными. Положительное заключение экспертизы является одним из обязательных условий финансирования объекта экспертизы. Последствием отрицательного заключения экспертизы является отказ от финансирования объекта экспертизы.

Дата добавления: 2016-01-29 ; просмотров: 2045 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

helpiks.org

Экспертизы образовательных программ и проектов

Рабочей группой Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям по применению профессиональных стандартов в системе профессионального образования и обучения утверждены формы заключений советов по профессиональным квалификациям на проекты примерных основных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 декабря 2016 г. № 676 советы по профессиональным квалификациям наделены полномочиями по проведению экспертизы примерных основных профессиональных образовательных программ и их проектов, оценке их соответствия профессиональным стандартам, подготовке предложений по их совершенствованию.

Проекты форм заключений обсуждались на заседании рабочей группы 15 сентября, по итогам рассмотрения были собраны замечания и предложения, в соответствии с которыми формы были доработаны.

Участники заседания отметили, что экспертиза примерных основных образовательных программ является не менее важным этапом, чем экспертиза проектов федеральных государственных образовательных стандартов. Именно на уровне примерных программ устанавливается связь между профессиональными стандартами и конкретными профилями подготовки, устанавливается перечень профессиональных компетенций, соответствующих профессиональным задачам, к решению которых готовится выпускник.

Ранее, в июне 2017 г., Национальным советом был одобрен проект приказа Минобрнауки России «О внесении изменений в Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ», который предусматривает привлечение советов по профессиональным квалификациям к разработке и экспертизе примерных основных образовательных программ.

Утверждённые формы экспертных заключений размещены на странице «Разработка образовательных программ»

nspkrf.ru

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 мая 2014 г. N 594 г. Москва «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 29 июля 2014 г.

Регистрационный N 33335

В соответствии с частью 11 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289) и пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 19, ст. 2289), приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ.

Министр Д. Ливанов

Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок определяет правила разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ (далее — примерная программа).

Настоящий Порядок не устанавливает особенности разработки, проведения экспертизы и включения в реестр примерных основных профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных профессиональных образовательных программ в области информационной безопасности.

2. Примерные программы разрабатываются по:

основным общеобразовательным программам (образовательным программам дошкольного образования, образовательным программам начального общего образования, образовательным программам основного общего образования, образовательным программам среднего общего образования);

основным профессиональным образовательным программам (образовательным программам среднего профессионального образования — программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программам подготовки специалистов среднего звена; образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассисентуры-стажировки);

основным образовательным программам в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

3. Примерные основные образовательные программы разрабатываются учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 1 . Примерные программы включают в себя рекомендуемую учебно-методическую документацию (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющую рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы 2 .

4. Примерные программы разрабатываются на русском языке и в соответствии с настоящим Порядком.

5. Проекты примерных основных общеобразовательных программ разрабатываются по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и (или) учебно-методическими объединениями в системе общего образования, проекты примерных основных профессиональных программ разрабатываются участниками отношений в сфере образования (далее — разработчики).

II. Проведение экспертизы проектов примерных основных общеобразовательных программ

6. Проекты примерных программ направляются разработчиками для организации проведения экспертизы в совет по примерным основным общеобразовательным программам (далее — совет), создаваемый Министерством образования и науки Российской Федерации.

7. Совет в течение 7 рабочих дней со дня получения проекта примерной программы направляет его в определяемую им для проведения экспертизы организацию (далее — организация) и размещает на сайте fgosreestr.ru информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сайт) для информирования общественности.

К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации 3 .

Примерные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями 4 .

8. Организация в месячный срок после получения проекта примерной программы готовит экспертное заключение и направляет его в совет.

9. Проект примерной программы с прилагаемым экспертным заключением рассматривается на заседании совета в течение 30 рабочих .дней со дня их получения советом.

10. По результатам рассмотрения проекта совет принимает одно из следующих решений:

а) одобрить примерную программу;

б) одобрить примерную программу и перевести предыдущую примерную программу в раздел архива в реестре;

в) отклонить проект примерной программы;

г) направить проект примерной программы на доработку с последующим повторным рассмотрением на заседании совета.

11. Решение совета оформляется протоколом, копия которого в течение 5 рабочих дней с момента принятия решения советом направляется в Министерстве образования и науки Российской Федерации.

12. Министерство образования и науки Российской Федерации направляет разработчику выписку из протокола заседания совета с решением совета об отклонении проекта либо о направлении проекта на доработку в течение 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения советом.

13. При поступлении в Министерство образования и науки Российской Федерации доработанного проекта, по которому советом было принято решение о направлении его на доработку с последующим повторным рассмотрением советом, осуществляется повторное размещение указанного проекта на сайте, проведение его экспертизы и рассмотрение советом в соответствии с настоящим Порядком.

III. Проведение экспертизы проектов примерных основных профессиональных программ

14. Проекты примерных программ направляются разработчиками в учебно-методические объединения в системе профессионального образования для организации проведения экспертизы.

15. Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служб в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, примерных программ ассистентуры-стажировки — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, примерных программ ординатуры — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно правовому регулированию в сфере здравоохранения 5 .

16. Учебно-методическое объединение в системе профессионального образования в течение 7 рабочих дней со дня получения проекта примерной программы направляет его в определяемую им для проведения экспертизы организацию (далее — организация) и размещает на сайте fgosreestr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сайт) для информирования общественности.

Примерные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями 6 .

17. Организация в месячный срок после получения проекта примерной программы готовит экспертное заключение и направляет его в совет.

18. Проект примерной программы с прилагаемым экспертным заключением рассматривается на заседании учебно-методического объединения в системе профессионального образования в течение 30 рабочих дней со дня их получения.

19. По результатам рассмотрения проекта учебно-методическое объединение в системе профессионального образования принимает одно из следующих решений:

20. Решение учебно-методического объединения в систему профессионального образования оформляется протоколом, копия которого в течение 5 рабочих дней с момента принятия решения направляется разработчикам.

21. При поступлении в учебно-методическое объединение в системе профессионального образования доработанного проекта, по которому было принято решение о направлении его на доработку с последующим повторным рассмотрением, осуществляется повторное размещение указанного проекта на сайте, проведение его экспертизы и рассмотрение в соответствии с настоящим Порядком.

IV. Ведение реестра примерных программ

22. Реестр примерных программ (далее — реестр) является государственной информационной системой 7 , которая ведется на электронных носителях и функционирует в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими ее совместимость и взаимодействие с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями.

23. Информация, содержащаяся в реестре, является общедоступной 8 .

24. Организации, которым предоставляется право ведения реестра, устанавливаются Министерством образования и науки Российской Федерации 9 (далее — оператор).

25. Ведение реестра осуществляется оператором путем:

внесения в реестр примерных программ, реквизитов решения об одобрении примерной программы, перевода примерных программ в раздел архива, по которой принято такое решение, реквизитов решения о переводе примерной программы в раздел архива;

технического обеспечения функционирования реестра;

автоматизированной обработки информации, содержащейся в реестре;

предоставления доступа к содержащимся в реестре примерным программ;

обеспечения сохранности информации, содержащейся в реестре;

обеспечения защиты информации, содержащейся в реестре.

26. Ведение реестра осуществляется с применением технических и программных средств, прошедших соответствующую проверку и сертификацию.

27. Примерная программа после одобрения направляется Министерством образования и науки Российской Федерации или учебно-методическим объединением в системе профессионального образования в течение 10 рабочих дней оператору.

28. Оператор размещает примерную программу в реестре в течение 5 рабочих дней со дня ее поступления.

29. Решение о переводе в раздел архива примерной программы, включенной в реестр, направляется Министерством образования и науки Российской Федерации или учебно-методическим объединением в системе профессионального образования в течение 10 рабочих дней с момента принятия такого решения оператору.

30. Оператор переводит в раздел архива примерную программу, включенную в реестр, в течение 5 рабочих дней со дня поступления от Министерства образования и науки Российской Федерации или учебно-методического объединения в системе профессионального образования соответствующего решения.

1 Часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289).

2 Пункт 10 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289).

3 Часть 12 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289).

4 Часть 3 статьи 87 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598: 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289).

5 Часть 13 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289).

6 Часть 3 статьи 87 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289).

7 Часть 10 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289).

8 Часть 10 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289).

9 Часть 11 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289).

rg.ru

Центр экспертизы образовательных программ (ЦЭОП) создан в рамках единой стратегии обеспечения качества образовательных программ Академии и отвечает за проведение мониторинга качества и организационное сопровождение процедуры внутренней аккредитации образовательных программ.

Центр экспертизы образовательных программ:

  • сопровождает процедуру внутренней аккредитации образовательных программ, участвует в организации экспертных сессий учебно-методических советов и внешней экспертизы представленных документов;
  • осуществляет информационное обеспечение деятельности учебно-методических советов Академии в части процедуры внутренней аккредитации и экспертизы образовательных программ;
  • участвует в организации семинаров и программ повышения квалификации преподавателей и сотрудников Академии по вопросам обеспечения качества образовательных программ;
  • участвует в формировании единой системы обеспечения качества образовательных программ Академии;
  • участвует в выявлении и распространении лучших практик, связанных с организацией и содержанием учебного процесса.

Телефон: +7 499 270-29-16
Адрес: 119571, г. Москва, пр. Вернадского д. 82, корп. 5, офис 605.
Email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Директор ЦЭОП:

Нишукова Ольга Юрьевна
Email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ведущий специалист:

Кучер Тамара Евгеньевна
Email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Васильева Оксана Николаевна
Email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Тел.: +7 499 270-29-16

Влада Владимировна Левчук
Email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Тел.: +7 499 270-29-16

Инэсса Георгиевна Патарая
Email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Тел.: +7 499 956-02-41, +7 929 656-02-17

Специалист:

Кирилл Станиславович Боченков
Email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Тел.: +7 499 956-02-40

www.ranepa.ru