Полезные статьи

Экспертиза по регистратору

Оглавление:

Экспертиза записей видео-регистраторов и видеокамер

Под экспертизой записей с видео-регистратора (экспертиза видео-регистратора) понимается исследование видеоматериала записанного с помощью устройства видео-фиксации стационарного или мобильного типа. Судебная экспертиза видеозаписи назначается в судебном процессе в случае необходимости исследования фактов, имеющих доказательственное значение, при этом требующее наличия специальных знаний.

С мая 2016 года записи видео-регистратора признаются доказательствами

Экспертиза записей видео-регистраторов и видеокамер
Это установлено Федеральным Законом от 26 апреля 2016 г. № 114-ФЗ «О внесении изменения в статью 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части обязательности отнесения материалов фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи к доказательствам по делу об административном правонарушении». Экспертиза записей видео-регистраторов и видеокамер
В соответствии с Законом материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации однозначно рассматриваются в качестве доказательств по делу об административном правонарушении.
Кроме того, часть 2 ст. 86 УПК РФ, ст. 55 ГПК РФ и ст. 64 АПК РФ также закрепляют то, что в качестве доказательств допускаются аудио- и видеозаписи.

Таким образом, водители получили возможность наглядно доказать, что они не имели нарушений ПДД РФ или авария произошла не по их вине – и суд не вправе будет отказать в приобщении записи к материалам дела.

Независимая экспертиза записей видео-регистратора (экспертиза видео-регистратора) может быть инициирована в рамках гражданско-правового договора по инициативе частного лица или организации. Итоговым документом проведенных экспертом исследований в данном случае будет заключение независимой экспертизы видеозаписи, сделанной видео-регистратором и может использоваться в качестве письменного доказательства, как в судебном, так и несудебном разбирательстве.

Экспертиза видеоматериалов, проведённая квалифицированными специалистами нашей компании, может стать решающим доказательствам в судебном разбирательстве.
К примеру, выезд на встречную полосу, проезд в нарушение ПДД на красный свет может стать решающим доказательством вины в дорожном происшествии того или иного участника.

Какие же существуют рекомендации по использованию видеоматериалов?

Одним из главных требований законодательства РФ является то, чтобы любые доказательства были получены без его нарушения, иначе они не могут быть положены в основу решения суда. Вероятнее всего, сначала истцу придётся доказывать подлинность самой записи. Для этого есть некоторые рекомендации, на которые стоит обратить внимание. Одно из правил – это привязка ко времени. Следующий пункт – привязка к месту. Для предоставления видеозаписи в суд достаточно перенести запись с видео-регистратора на какой-либо носитель. Но при экспертизе может возникнуть необходимость изъятия самой камеры именно с того места, откуда велась съёмка. Повысить шансы на победу в судебном разбирательстве может и то обстоятельство, когда зона обзора нескольких камер (хотя бы двух) в некоторой части совпадает. Это будет являться подтверждением того, что видеозапись проводилась с разных камер одновременно. Экспертиза записей видео-регистраторов и видеокамер

В рамках экспертизы видеоматериалов, при определенных условиях, могут решаться следующие задачи:

1. Выполнена ли представленная видеозапись данной (конкретной, определённой) или иной видеокамерой;
2. В каком формате, режиме записи выполнена видеозапись на представленном носителе;
3. Имеются ли на представленной видеозаписи признаки электронного монтажа;
4. Определение соответствия действий водителей транспортных средств требованиям ПДД и иным нормативным документам, регламентирующим обеспечение безопасности дорожного движения;
5. Каковы направления и динамика движения транспортных средств, в зоне обзора видеокамеры (видеорегистратора);
6. Определение расположения транспортных средств в различные моменты ДТП;
7. Определение удаления транспортных средств, пешеходов и иных объектов от места ДТП (точки столкновения) в определенные моменты времени;
8. Определение причин и условий, связанных с организацией дорожного движения, способствующих совершению ДТП;
9. Определение скорости движения и других параметров транспортного средства;
10. Определение времени преодоления определенных участков пути;
11. Установление момента возникновения опасности для движения, требующего принятия экстренных мер по предотвращению ДТП;
12. Установление технической возможности предотвращения ДТП в определенные моменты времени.

Стоимость экспертизы обусловлена количеством и сложностью поставленных перед экспертом вопросов, качеством и количеством видеоматериалов.

spb-garantiya.ru

Экспертиза записей с видеорегистратора

Если вам необходимо выяснить все обстоятельства спорного ДТП, доказать свою правоту в суде и разбирательствах с другими участниками аварии — вам потребуется экспертиза видеозаписей. Это исследование иногда называют «видеоэкспертиза ДТП» — имеется в виду анализ записей видеорегистратора, камер наружного наблюдения, видео со смартфонов свидетелей.

Когда потребуется экспертиза видео

  • Нарушения ПДД
    С помощью видео экспертизы ДТП вы сможете доказать вину другого водителя в ДТП. Пример — произошла авария, есть спор о том, кто виноват. Анализ записи вашего видеорегистратора или камер наружного наблюдения сможет выявить, кто на самом деле нарушил правила и кто несет ответственность за происшествие.
  • Доказать невиновность
    Ситуация — инспектор утверждает, что вы заехали под кирпич, развернулись через две сплошные линии или каким-то другим образом нарушили ПДД. Экспертиза записи с видеорегистратора поможет вам оправдать себя через суд и подтвердит неправомерность выводов инспекторов.
  • Узнать скорость авто
    Популярный пример — вас привлекают за превышение скорости. Ваш довод в пользу невиновности — запись с видеорегистратора. Но инспектор не считает нужным прислушиваться к вам и составляет протокол. С помощью экспертизы записи видеорегистратора вы сможете подтвердить скорость движения и доказать в суде, что ничего не нарушали.
  • Подтвердить оставление места ДТП
    Анализ записи регистратора поможет вам подтвердить факт оставления места ДТП другим водителем. Например, вы нашли свой автомобиль на парковке поврежденным. Повезло — регистратор постоянно вел запись и вы знаете, кто задел ваш транспорт. Делаете экспертизу, подаете в суд — шансы на получение компенсации возрастают.
  • Зачем проводить независимую экспертизу

    Стоит разделять экспертизу записи и экспертизу самого видеорегистратора. Последнее необходимо в суде для доказательства факта съемки именно этим прибором. Подробнее ниже.

    Подлинность записи

    Экспертиза видео видеорегистратора поможет подтвердить, что запись сделана именно вашим прибором (той же модели, марки) в озвученный на суде период времени. Это необходимо, если есть сомнения в том, приобщать ли видеозапись в качестве доказательства.

    Наличие монтажа

    Экспертиза записей с камер наблюдения или других камер может подтвердить, что файлы не имеют признаков монтажа — нет дополнительных кадров, нет изменений в процессе записи, нет склейки разных записей. Также нужно, если ваша позиция подвергается сомнению. Или же вы считаете, что вас обвиняют в фальсификации видеозаписи.

    Какие бывают экспертизы

    Досудебная

    Стоит разделять досудебную экспертизу и экспертизу записей камер, назначенную по решению суда. Досудебная — анализ может быть заказан физическим или юридическим лицом. Результат исследования может послужить поводом для обращения в суд. Вы можете приложить документ к иску. Оплачивается досудебная экспертиза обратившимся к экспертам — но расходы на такое исследование мы рекомендуем добавлять к сумме иска.

    Судебная экспертиза может быть назначена только по решению судьи. Обычно такое происходит при сомнения в подлинности или трактовке каких-либо доказательств по делу. Кто оплачивает такую экспертизу, решает суд: либо лицо, ходатайствующее о проведении, либо пополам.

    Как заказать экспертизу

    1. Обращение в Хонест
      Позвоните нам и расскажите о вашей ситуации. Менеджер, с которым вы будете разговаривать, работает в сфере более пяти лет и разберется в вашей ситуации и подскажет, как лучше действовать. Консультация бесплатна.
    2. Передача информации
      Вы передаете необходимые документы и видеозаписи. Эксперт проводит предварительную оценку, сообщает, сможем ли мы вам помочь, и называет окончательную стоимость экспертизы. Цена зависит от сложности работ, вопросов, поставленных перед экспертом и типа исследования: досудебного или судебного. Далее мы заключаем официальный договор, затем вы сможете потребовать возмещения расходов на экспертизу с ответчика в суде.
    3. Экспертиза
      У нас работают сертифицированные и обученные эксперты, которых нередко привлекают как специалистов суды и госорганы. Проводится весь комплекс экспертиз, готовится заключение, которое примут суды любой инстанции. Подготовка досудебного экспертного отчета, как правило, занимает 5 рабочих дней. Судебная экспертиза выполняется в сроки, установленные судом.
    4. Получение заключения
      Если необходимо, мы можем отправить заключение курьером. Или приезжайте к нам в офис, при необходимости ответим на все вопросы. Также выдадим бланк досудебной претензий и поможем заполнить. Это бесплатно.
    5. Что делать дальше
      Когда у вас на руках есть заключение независимой экспертизы и результат вас устраивает, нужно действовать в зависимости от обстоятельств. Например, обратиться в страховую компания для взыскания средств, если вам было отказано. Или обратиться в суд, прикрепив заключение к иску. Также можно передать заключение в ГИБДД для принятия решения по производству.
    6. Почему стоит выбрать Хонест

      Большой опыт

      Эксперты Хонест успешно работают на рынке с 2005 года. За больше чем десятилетнюю практику специалисты столкнулись с массой сложных дел и знают алгоритм решения. Если вам требуется экспертиза записи с видеорегистратора или любой другой камеры — скорее всего, мы уже помогали людям, попавшим в аналогичную ситуацию. И ситуация разрешилась положительно для наших клиентов.

      Эксперты-специалисты

      Хонест предъявляет высокие требования к сотрудникам. Это дисциплина, постоянное развитие, углубленное изучение законодательства и требований к экспертам. Все эксперты получают соответствующие сертификаты и повышают квалификацию. Высокий профессиональный уровень подтверждается постоянными обращениями в Хонест судами и госорганами для проведения независимых экспертиз в сложных делах.

      Юридическая поддержка

      Хонест не просто делает экспертизу и прощается с клиентом. Мы предлагаем полную юридическую поддержку на всех этапах проблемы. И бесплатную предварительную консультацию с оценкой — мы подскажем, как лучше действовать в вашей ситуации. Погружение в ситуацию клиента происходит сразу же, во время первого звонка. Если вам нужна экспертиза видео — обращайтесь в Хонест. Мы проведем объективное и профессиональное исследование.

      Позвоните в Хонест, чтобы получить подробную консультацию. по вашему случаю. Это бесплатно.

      www.damages.ru

      Видеотехническая экспертиза

      Видеотехническая экспертиза – один из видов инженерно-технических экспертиз. Данные исследования предназначены для изучения видеоматериалов, установления видеоаппаратуры, на которую производилась запись, определения подлинности видеозаписей и других задач, так или иначе связанных с процессом видеозаписи и его результатами. Объектом видеотехнической экспертизы могут быть материалы видеозаписи (или звукозаписи), а также видеозаписывающая, звукозаписывающая аппаратура и устройства для воспроизводства видео- и звукозаписей.

      Видеотехническая экспертиза используется в самых различных областях. В настоящее время видеозаписи часто используются в качестве доказательств в ходе разнообразных судебных разбирательств. В таких случаях подлинность записей имеет решающее значение. Кроме того, экспертиза аппаратуры для записи и воспроизведения видеоматериалов способствует реконструкции условий и механизма изготовления видеограмм. К современной записывающей аппаратуре относятся, в том числе, цифровые фотоаппараты и видеокамеры, мобильные телефоны, веб-камеры, планшеты, видеокамеры, встроенные в иные электронные устройства.

      Видеотехническая экспертиза также применяется для выявления контрафактной продукции, для установления фальсификации записей, а также при разрешении вопросов о нарушении авторских прав. Установление содержания видеозаписей может осуществляться для последующего производства лингвистической или автороведческой экспертизы записанных на видеоносители выступлений, публичных докладов, лекций, исполнения песен и других текстов. Экспертиза содержания видеозаписи также производится для установления наличия в записанных публичных выступлениях экстремистских и иных призывов, слов и выражений, оскорбляющих честь, достоинство и деловую репутацию конкретного лица, выражений угрозы и так далее.

      Задачи, которые решает видеотехническая экспертиза

    7. Определение режима и формата записи, а также системы цветопередачи исследуемых материалов.
    8. Установление фактов видеомонтажа и иных способов изменения записей. Определение типа монтажа.
    9. Определение оригинальности исследуемой видеозаписи (является ли она оригиналом или копией).
    10. Установление номера копии видеозаписи.
    11. Определение устройства, на которое производилась анализируемая запись.
    12. Установление характерных признаков несоответствия записей, находящихся на различных носителях.
    13. Установление соответствия записи предоставленным для анализа записывающим устройствам.
    14. Исследование объектов, находящихся в кадре, и определение их параметров.
    15. Основные направления видеотехнической экспертизы

      Для решения задач видеотехнической экспертизы видеозаписывающие, воспроизводящие устройства и готовые видеозаписи подвергают следующим видам исследования:

      • Установление подлинности и аутентичности видеозаписи (выявление признаков монтажа).
      • Установление содержания видеозаписи.
      • Идентификация видеозаписывающего устройства.
      • Установление соответствия или несоответствия звукоряда видеоряду.
      • Установление подлинности и аутентичности видеозаписи проводится с целью выявления любого искусственного воздействия на пленку. Данный вид исследования выясняет, была ли запись смонтирована определенным образом, является ли запись комбинированной или фальсифицированной. Подобный анализ применяется для записей, использующихся в качестве доказательств в ходе различных судебных процессов.

        Установление содержания видеозаписи производится для описания процессов и лиц, представленных на ней. Подобное исследование носит идентификационный характер и используется для определения конкретных людей или их действий, записанных на предоставленных видеоматериалах. Установление содержания требуется в ходе судебных процессов в том случае, если происходящее в кадре подлежит сомнению. А также, если требуется идентифицировать личность конкретного человека.

        Идентификация видеозаписывающего устройства позволяет сказать, на каком виде, типе или марке видеозаписывающего устройства была произведена исследуемая запись. Также данный вид экспертизы позволяет ответить на вопрос, была ли данная видеозапись осуществлена на одной из предоставленных единиц видеозаписывающих устройств. Подобные задачи возникают в ходе определения автора записи и условий, в которых она была произведена.

        Установление соответствия или несоответствия звукоряда видеоряду производят, когда необходимо выявить, является ли звук исходным и оригинальным, либо же он был подписан позже. Если звукоряд и видеоряд не совпадают, можно утверждать, что запись была фальсифицирована или преднамеренно изменена. Также подобный анализ используется для выявления контрафактной продукции.

        Материалы, которые предоставляются для проведения видеотехнической экспертизы

      • Видеозаписи.
      • Звукозаписи.
      • Записывающая видеоаппаратура.
      • Звукозаписывающие устройства.
      • Устройства для воспроизведения видеозаписей и аудиозаписей.

      Правила содержания объектов видеотехнической экспертизы до передачи их для проведения исследования

      Соблюдение данных правил является залогом достоверности результатов видеотехнической экспертизы, а подчас и самой возможности ее проведения. Неправильное хранение и транспортировка объектов исследования могут поставить под сомнение экспертные выводы или привести к необратимой порче материалов, что влечет за собой срыв проведения экспертных мероприятий.

      1. Для проведения видеотехнической экспертизы предоставляются только оригиналы видеозаписей. При этом под оригиналом понимаются только те записи, которые были произведены непосредственно в процессе происходящего события через объектив видеокамеры.
      2. Крайне нежелательно прослушивание звукозаписей, просмотр видеоматериалов и использование аппаратуры до начала производства экспертных мероприятий.
      3. Не допускается хранение магнитных записей в непосредственной близости от любых источников магнитных полей, а также в металлических емкостях (коробках, ящиках).
      4. Следует беречь записи от попадания в них пыли, влаги, воздействия низких и высоких температур.
      5. Если пленка, на которой содержится запись, была порвана или повреждена иным способом, нельзя самостоятельно склеивать и восстанавливать ее. Пленка предоставляется для проведения экспертизы в том виде, в каком она находится у владельцев (или в хранилище улик).
      6. Аппаратуру, предоставляемую на исследование, нельзя настраивать, регулировать, ремонтировать.
      7. Транспортировка записывающих и воспроизводящих устройств должна быть максимально бережной – для сохранения исходных свойств объекта исследования.

      Правовая база для производства видеотехнической экспертизы

      Статья № 41 Федерального закона РФ «О государственной судебно-экспертной деятельности» от 31 мая 2001 года содержит информацию о том, что экспертная деятельность может осуществляться негосударственными организациями и лицами, имеющими необходимый для этого объем знаний в соответствующей предметной области. Таким образом, видеотехническая экспертиза может быть проведена вне государственного экспертного бюро.

      sudexpa.ru

      Письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 28 августа 2013 г. № 14-исх/07892-ГЕ/13 Об установлении единообразной практики проведения территориальными органами Росреестра правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию прав документов

      Росреестр с целью установления единообразной практики проведения территориальными органами Росреестра правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию прав документов, с учетом анализа представленной территориальными органами Росреестра информации по данному вопросу, обсуждения его на заседании Научно-консультативного совета при Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии отмечает следующее.

      Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации), возлагая на регистрирующий орган проведение правовой экспертизы представленных документов, не содержит на данный момент специальных норм о ее пределах, что, в свою очередь, послужило формированию неединообразной практики рассмотрения судами дел, связанных с действиями регистрирующих органов по проведению правовой экспертизы, а также предъявлению претензий со стороны правоохранительных органов.

      При этом Закон о регистрации в действующей редакции ограничивает пределы правовой экспертизы при государственной регистрации права на основании судебного акта и ипотеки на основании нотариально удостоверенного договора об ипотеке (или договора, влекущего за собой возникновение ипотеки в силу закона).

      Для понимания пределов правовой экспертизы, являющейся центральным этапом процедуры осуществления государственной регистрации прав, важно учитывать роль института государственной регистрации прав на недвижимость в системе государственного управления.

      Согласно статье 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним — это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

      Закон с государственной регистрацией связывает определенные юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество.

      Государственная регистрация носит публичный характер: государство в лице регистрирующего органа (государственного регистратора) проверяет законность действий субъектов гражданского оборота и, только убедившись в этом, регистрирует их права.

      Осуществляемый таким образом со стороны государства контроль за совершением сделок с недвижимым имуществом должен обеспечить и защитить права и законные интересы граждан, юридических лиц и публичных образований, как следствие, снизить риски на рынке недвижимости, создать дополнительные гарантии безопасности для участников рынка недвижимости.

      Проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов — это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влечет только правомерное действие. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.

      Вместе с тем необходимо также учитывать, что государственная регистрация прав является институтом гражданского права, которое основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

      С учетом изложенного, пределы правовой экспертизы документов определяются необходимостью обеспечения баланса публичных интересов, прежде всего, в части достоверности сведений о правах на недвижимое имущество, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и основных начал гражданского законодательства, в том числе принципа свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав.

      В этой связи при проведении правовой экспертизы документов необходимо учитывать, влекут ли за собой выявленные в ходе правовой экспертизы дефекты юридической силы документов ничтожность либо оспоримость соответствующих документов, препятствуют ли они возникновению, переходу, прекращению или обременению (ограничению) прав на недвижимое имущество.

      При этом согласно пункту 2.1.25 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», утвержденного постановлением Госстандарта России от 27.02.1998 № 28, юридическая сила документа — это свойство официального документа, сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком оформления.

      Закон о регистрации содержит нормы, указывающие на предмет правовой экспертизы.

      К компетенции регистрирующего органа при проведении им государственной регистрации прав отнесена проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (пункт 3 статьи 9 Закона о регистрации).

      Согласно пункту 1 статьи 17 Закона о регистрации органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, осуществляется проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов (с 01.10.2013 данная норма будет применяться в редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости», согласно которой правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверка законности сделки проводятся органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных Законом о регистрации оснований для отказа в государственной регистрации прав).

      Государственный регистратор, проверяя юридическую силу правоустанавливающих документов, в частности, устанавливает:

      соответствие документов, в том числе их формы и содержания, требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа;

      обладал ли орган государственной власти (орган местного самоуправления) соответствующей компетенцией на издание акта, в том числе уполномоченное ли лицо подписало этот акт;

      соответствие сведений об объекте недвижимого имущества, указанных в правоустанавливающем документе, аналогичным сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости;

      наличие соответствующих прав по распоряжению объектом недвижимости у подписавшего документ лица.

      Также государственный регистратор удостоверяется в том, что документы в установленных законодательством случаях нотариально удостоверены, скреплены печатями, имеют надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц; тексты документов написаны разборчиво, наименования юридических лиц — без сокращения, с указанием мест их нахождения; фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса мест их жительства написаны полностью; в документах нет подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных неоговоренных в них исправлений; документы не исполнены карандашом; документы не имеют серьезных повреждений, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание.

      Законность сделки проверяется независимо от формы ее совершения (нотариальная (за исключением ипотеки) или простая письменная) как в случае государственной регистрации самой сделки, так и в случае государственной регистрации на ее основании перехода, ограничения (обременения) права. При проверке законности сделки государственный регистратор проверяет в том числе:

      право- и дееспособность сторон;

      наличие полномочий у представителей, если сделка совершена представителями; наличие существенных условий сделки; указание в ней на наличие ограничения (обременения) права;

      соблюдение формы сделки, установленной законом или соглашением сторон;

      принадлежность имущества лицу, распоряжающемуся недвижимостью, или полномочия по распоряжению недвижимостью лиц, не являющихся собственниками имущества, в случаях, когда закон допускает распоряжение объектом недвижимого имущества не его собственником;

      соблюдение публично-правовых интересов, прав и законных интересов третьих лиц, не участвующих в сделке, в установленных законом случаях.

      Если на совершение сделки с объектом недвижимого имущества в соответствии с законом требуется согласие третьих лиц, в том числе лиц, в пользу которых установлены ограничения (обременения) права, государственный регистратор проверяет наличие такого согласия и указания в договоре, представленном на государственную регистрацию, условий, ограничивающих права собственника.

      Соответствующие рекомендации по проведению правовой экспертизы документов и проверке законности сделки содержатся в приказе Минюста России от 01.07.2002 № 184 «Об утверждении Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

      Соответственно, при проверке действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (проверке юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов) необходимо установить (проверить) следующие факты.

      1. В отношении актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления государственный регистратор должен проверить:

      компетенцию органа государственной власти (органа местного самоуправления) на издание акта, в том числе уполномоченное ли лицо подписало этот акт;

      соблюдение установленных законодательством, действовавшим на момент издания и в месте издания документа, требований к субъектному составу соответствующих правоотношений, то есть проверить, что конкретный объект недвижимости предоставлен на определенном праве лицу, которому в соответствии с законом предусмотрено предоставление такого объекта недвижимости на данном праве (например, при предоставлении земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства);

      соблюдение установленных законодательством, действовавшим на момент издания и в месте издания документа, требований к объекту соответствующих правоотношений, то есть проверить, что конкретный объект недвижимости в соответствии с законом может быть предоставлен на определенном праве лицу, в отношении которого принят рассматриваемый акт органа государственной власти (органа местного самоуправления) (например, соблюдение требований статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2011 № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);

      соблюдение установленных законодательством, действовавшим на момент издания и в месте издания документа, условий предоставления объекта недвижимости определенном лицу. Здесь необходимо отметить, что государственному регистратору важно установить, имел ли место сам факт проведения определенной, предусмотренной законом процедуры предоставления объекта недвижимости определенном лицу (то есть, например, проводились ли торги, была ли осуществлена процедура предварительного согласования места размещения объекта), но при этом не следует проверять соблюдение порядка, в том числе сроков, проведения такой процедуры (например, соблюдения порядка размещения извещения о проведении торгов, его содержания, порядка назначения организатора торгов). Если в представленном на государственную регистрацию прав акте органа государственной власти (органа местного самоуправления) отсутствует указание на проведение необходимых для предоставления объекта недвижимости какому-либо лицу процедур, государственный регистратор с учетом положений статей 8, 19 Закона о регистрации должен обеспечить получение необходимой информации (документов) (запросить) у уполномоченных органов (организаций) (получаемые сведения должны подтверждать факт проведения необходимой в соответствии с законом процедуры и содержать ее результаты). В случае если из представленных заявителем или полученных на основании запроса государственного регистратора от уполномоченных органов (организаций) документов (информации) следует, что необходимая для предоставления объекта недвижимости какому-либо лицу в соответствии с законом процедура не проводилась либо акт органа государственной власти (органа местного самоуправления) принят не в отношении того лица, которое имело право на предоставление ему объекта недвижимости с учетом результатов данной процедуры, в государственной регистрации прав на основании такого акта органа государственной власти (органа местного самоуправления) может быть отказано в связи с его несоответствием по форме или содержанию требованиям действующего законодательства.

      2. При проверке законности сделки необходимо учитывать, какие последствия предусмотрены законом при нарушении установленных законом требований к порядку (возможности) ее совершения, к ее форме и содержанию, субъектному и объектному составу.

      Однако в любом случае, если на совершение сделки с объектом недвижимого имущества в соответствии с законом требуется согласие третьих лиц, в том числе лиц, в пользу которых установлены ограничения (обременения) права, государственный регистратор проверяет наличие такого согласия и указания в договоре, представленном на государственную регистрацию, условий, ограничивающих права собственника.

      Если сделка совершена на основании акта органа государственной власти (органа местного самоуправления), осуществляется проверка не только законности самой сделки, но действительности (юридической силы) лежащего в ее основе акта органа государственной власти (органа местного самоуправления) (с учетом рассмотренных выше критериев, по которым должна осуществляться такая проверка).

      Проверяя законность сделки с точки зрения правовых последствий ее несоответствия требованиям закона, предлагаем руководствоваться следующим.

      Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК) (в редакции Федерального закона от 07.05.2013 № 100-ФЗ «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 100-ФЗ), вступающего в силу с 01.09.2013):

      за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 168 ГК или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки;

      сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

      В этой связи на примере наиболее типичных сделок предлагаются следующие алгоритмы действий при проведении проверки законности сделки.

      Сделки по распоряжению общим имуществом супругов.

      Согласно статье 35 Семейного кодекса Российской Федерации (далее — СК) для совершения одним из супругов сделки по распоряжению недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации (с учетом пункта 8 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2012 № 302-Ф3 «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 часта первой Гражданского кодекса Российской Федерации») в установленном законом порядке, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга.

      В этой связи, если из представленных на государственную регистрацию прав документов не следует, что сторонами сделки соблюдены требования статьи 35 СК (получено нотариально удостоверенное согласие другого супруга), то государственным регистратором должно быть, принято решение о приостановлении государственной регистрации прав, а в случае неустранения причин, препятствующих проведению государственной регистрации прав» — об отказе в государственной регистрации прав. При этом, например, если такая сделка нотариально удостоверена и в ней указано, что нотариально удостоверенное согласие другого супруга имеется, то, представляется, это должно быть принято во внимание (в качестве обстоятельства, свидетельствующего о соблюдении требований статьи 35 СК).

      В случае принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в связи с отсутствием в представленных на государственную регистрацию прав документах сведений о том, что требования статьи 35 СК соблюдены, уведомление о приостановлении государственной регистрации прав должно быть направлено, помимо сторон сделки, супругу лица, распоряжающегося объектом недвижимости (супругам обеих сторон сделки, требующей нотариального удостоверения), если его адрес известен.

      Необходимость направления уведомления о приостановлении государственной регистрации прав супругу лица, распоряжающегося объектом недвижимости (супругам обеих сторон сделки, требующей нотариального удостоверения), вызвана тем, что согласно статье 35 СК сделка, совершенная одним из супругов по распоряжению общим имуществом супругов, может быть признана судом недействительной по мотивам отсутствия согласия другого супруга только по его требованию и только в случаях, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о несогласии другого супруга на совершение данной сделки; супруг, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение указанной сделки не было получено, вправе требовать признания сделки недействительной в судебном порядке в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о совершении данной сделки.

      В соответствующем уведомлении необходимо также разъяснять сторонам сделки, что в соответствии со статьями 166, 173.1 ГК (в редакции Закона № 100-ФЗ), статьей 35 СК такая сделка является оспоримой, и предложить представить на государственную регистрацию прав предусмотренное статьей 35 СК согласие супруга.

      Распоряжение имуществом, находящимся в хозяйственном ведении.

      Согласно пункту 2 статьи 295 ГК предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

      В этой связи полагаем необходимым в случае непредставления на государственную регистрацию прав согласия собственника имущества принимать решение о приостановлении государственной регистрации прав и направлять сторонам сделки уведомление с указанием причин приостановления государственной регистрации прав. В соответствующем уведомлении необходимо также разъяснять сторонам сделки, что в соответствии с пунктом 1 статьи 173.1 ГК (в редакции Закона № 100-ФЗ) такая сделка является оспоримой (поскольку из пункта 2 статьи 295 ГК не следует, что она ничтожна или не влечет правовых последствий для лица, управомоченного давать согласие, при отсутствии такого согласия), и предложить представить на государственную регистрацию прав соответствующее согласие. Уведомление о приостановлении государственной регистрации прав необходимо также направить собственнику имущества.

      Необходимость направления уведомления о приостановлении государственной регистрации прав собственнику имущества вызвана тем, что согласно статье 173.1 ГК (в редакции Закона № 100-ФЗ) сделка, совершенная без согласия третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления, необходимость получения которого предусмотрена законом, может быть признана недействительной по иску такого лица или иных лиц, указанных в законе; поскольку законом не установлено иное, оспоримая сделка, совершенная без необходимого в силу закона согласия третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления, может быть признана недействительной, если доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать об отсутствии на момент совершения сделки необходимого согласия такого лица или такого органа; лицо, давшее необходимое в силу закона согласие на совершение оспоримой сделки, не вправе оспаривать ее по основанию, о котором это лицо знало или должно было знать в момент выражения согласия.

      При этом, например, если собственник имущества сообщит (с учетом положений статьи 157.1 ГК (в редакции Закона № 100-ФЗ) непосредственно регистрирующему органу о своем согласии на распоряжение имуществом, находящимся в хозяйственном ведении, то, представляется, это должно быть принято во внимание (в качестве обстоятельства, свидетельствующего о соблюдении требований пункта 2 статьи 295 ГК).

      Отчуждение заложенного имущества.

      В силу пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее — Закон об ипотеке) имущество, заложенное по договору об ипотеке, может быть отчуждено залогодателем другому лицу путем продажи, дарения, обмена, внесения его в качестве вклада в имущество хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в имущество производственного кооператива или иным способом лишь с согласия залогодержателя, если иное не предусмотрено договором об ипотеке.

      В этой связи, если из представленных на государственную регистрацию прав документов не следует, что сторонами сделки соблюдены требования статьи 37 Закона об ипотеке (получено согласие залогодержателя, когда такое согласие необходимо в соответствии с Законом об ипотеке и это условие не изменено договором об ипотеке), то государственным регистратором должно быть принято решение о приостановлении государственной регистрации прав.

      В случае принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в связи с отсутствием в представленных на государственную регистрацию прав документах сведений о том, что требования статьи 37 Закона об ипотеке соблюдены, уведомление о приостановлении государственной регистрации прав должно быть направлено, помимо сторон сделки, залогодержателю.

      Необходимость направления уведомления о приостановлении государственной регистрации прав залогодержателю вызвана тем» что согласно статье 39 Закона об ипотеке при отчуждении имущества, заложенного по договору об ипотеке, с нарушением правил пунктов 1 и 2 статьи 37 Закона об ипотеке залогодержатель вправе по своему выбору потребовать признания сделки об отчуждении заложенного имущества недействительной и применения последствий, предусмотренных статьей 167 ГК, либо досрочного исполнения обеспеченного ипотекой обязательства и обратить взыскание на заложенное имущество независимо от того, кому оно принадлежит. В последнем случае, если доказано, что приобретатель имущества, заложенного по договору об ипотеке, в момент его приобретения знал или должен был знать о том, что имущество отчуждается с нарушением правил статьи 37 Закона об ипотеке, такой приобретатель несет в пределах стоимости указанного имущества ответственность за неисполнение обеспеченного ипотекой обязательства солидарно с должником по этому обязательству.

      В соответствующем уведомлении необходимо также разъяснять сторонам сделки, что в соответствии со статьями 166, 173.1 ГК (в редакции Закона № 100-ФЗ), статьей 39 Закона об ипотеке такая сделка является оспоримой, и предложить представить на государственную регистрацию прав предусмотренное статьей 37 Закона об ипотеке согласие залогодержателя. При этом, например, если залогодержатель сообщит (с учетом положений статьи 157.1 ГК (в редакции Закона № 100-ФЗ) непосредственно регистрирующему органу о своем согласии на отчуждение заложенного имущества, то, представляется, это должно быть принято во внимание (в качестве обстоятельства, свидетельствующего о соблюдении требований статьи 37 Закона об ипотеке).

      В соответствии со статьей 43 Закона об ипотеке:

      последующая ипотека допускается, если она не запрещена предшествующими договорами об ипотеке того же имущества, действие которых не прекратилось к моменту заключения последующего договора об ипотеке (абзац первый пункта 2);

      последующий договор об ипотеке, заключенный несмотря на запрещение, установленное предшествующим договором об ипотеке, может быть признан судом недействительным по иску залогодержателя по предшествующему договору независимо от того, знал ли залогодержатель по последующему договору о таком запрещении (абзац первый пункта 3);

      изложенные выше правила не применяются, если сторонами в предшествующем и последующем договорах об ипотеке являются одни и те же лица (пункт 5).

      В этой связи, если из представленных на государственную регистрацию прав документов не следует, что сторонами сделки соблюдены указанные требования статьи 43 Закона об ипотеке, то государственным регистратором должно быть принято решение о приостановлении государственной регистрации прав.

      При этом полагаем необходимым в случае, предусмотренном абзацем первым пункта 3 статьи 43 Закона об ипотеке, при принятии решения о приостановлении государственной регистрации прав направлять соответствующее уведомление не только сторонам последующего договора об ипотеке, а также залогодержателю по предшествующему договору об ипотеке с указанием причин приостановления государственной регистрации последующего договора об ипотеке. В соответствующем уведомлении необходимо также разъяснять сторонам последующего договора об ипотеке, а также залогодержателю по предшествующему договору об ипотеке, что в соответствии со статьей 166 ГК, абзацем первым пункта 3 статьи 43 Закона об ипотеке такая сделка является оспоримой.

      Пользование арендованным имуществом.

      Арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено ГК, другим законом или иными правовыми актами (пункт 2 статьи 615 ГК).

      При этом статьей 22 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что:

      арендатор земельного участка, за исключением резидентов особых экономических зон — арендаторов земельных участков, вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное (пункт 5);

      при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления (пункте).

      По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду «пункт 9»

      Названные нормы условие о необходимости предварительного — до передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка третьему лицу, то есть до совершения (заключения) соответствующей сделки, — уведомления не содержат.

      При этом в соответствии с пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» уведомление о передаче арендатором земельного участка своих прав и обязанностей по договору третьему лицу должно быть направлено собственнику земельного участка в разумный срок после совершения соответствующей сделки с третьим лицом в письменной или иной форме, позволяющей арендатору располагать сведениями о получении уведомления адресатом. Если в случаях, установленных статьей 22 Земельного кодекса Российской Федерации, такое уведомление арендатором в разумный срок не направлено, арендодатель вправе предъявить к нему требования о возмещении возникших в связи с этим убытков.

      В этой связи полагаем возможным не истребовать документы, подтверждающие уведомление арендодателя земельного участка о передаче арендатором земельного участка своих прав и обязанностей по договору третьему лицу, поскольку его неуведомление не влечет признания сделки по передаче прав арендатора земельного участка недействительной.

      В случае непредставления на государственную регистрацию прав согласия арендодателя, предусмотренного пунктом 2 статьи 615 ГК, полагаем необходимым принимать решение о приостановлении государственной регистрации прав и направлять сторонам сделки уведомление с указанием причин приостановления государственной регистрации прав. В соответствующем уведомлении необходимо также разъяснять сторонам сделки, что в соответствии с пунктом 1 статьи 173.1 ГК (в редакции Закона № 100-ФЗ) такая сделка является оспоримой (поскольку из пункта 2 статьи 615 ГК не следует, что она ничтожна или не влечет правовых последствий для лица, управомоченного давать согласие, при отсутствии такого согласия), и предложить представить на государственную регистрацию прав соответствующее согласие. Уведомление о приостановлении государственной регистрации прав с учетом положений статьи 173.1 ГК (в редакции Закона № 100-ФЗ) необходимо также направить арендодателю.

      При этом, например, если арендодатель сообщит (с учетом положений статьи 157.1 ГК (в редакции Закона № 100-ФЗ) непосредственно регистрирующему органу о своем согласии на совершение арендатором сделок с арендованным имуществом, то, представляется, это должно быть принято во внимание (в качестве обстоятельства, свидетельствующего о соблюдении требований пункта 2 статьи 615 ГК).

      В силу пункта 1 статьи 391 ГК перевод должником своего долга на другое лицо допускается лишь с согласия кредитора.

      В этой связи, если из представленных на государственную регистрацию прав документов не следует, что сторонами сделки соблюдены требования пункта 1 статьи 391 ГК (получено согласие кредитора на перевод долга), то государственным регистратором должно быть принято решение о приостановлении государственной регистрации прав.

      В случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 391 ГК, при непредставлении на государственную регистрацию прав согласия кредитора, предусмотренного названной нормой ГК, полагаем необходимым при принятии решения о приостановлении государственной регистрации прав направлять сторонам сделки, а также с учетом положений статьи 173.1 ГК (в редакции Закона № 100-ФЗ) кредитору уведомление с указанием причин приостановления государственной регистрации прав. В соответствующем уведомлении необходимо также разъяснять сторонам сделки» что в соответствии с пунктом 1 статьи 173.1 ГК (в редакции Закона № 100-ФЗ) такая сделка является оспоримой (поскольку из пункта 1 статьи 391 ГК не следует, что она ничтожна или не влечет правовых последствий для лица, управомоченного давать согласие, при отсутствии такого согласия), и предложить представить на государственную регистрацию прав соответствующее согласие.

      При этом, например, если кредитор сообщит (с учетом положений статьи 157.1 ГК (в редакции Закона № 100-ФЗ) непосредственно регистрирующему органу о своем согласии на перевод должником своего долга, то, представляется, это должно быть принято во внимание (в качестве обстоятельства, свидетельствующего о соблюдении требований пункта 1 статьи 391 ГК).

      Сделки, совершенные несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

      Пунктом 2 статьи 37 ГК установлено, что опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель — давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного.

      Согласно пункту 1 статьи 175 ГК сделка, совершенная несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет без согласия его родителей, усыновителей или попечителя, в случаях» когда такое согласие требуется в соответствии со статьей 26 ГК, может быть признана судом недействительной по иску родителей, усыновителей или попечителя.

      При этом сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем (пункт 1 статьи 26 ГК).

      В соответствии с пунктом 3 статьи 60 СК при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 ГК).

      В этой связи, если из представленных на государственную регистрацию прав документов видно, что сторонами сделки нарушены требования статей 26, 37 ГК (не получено согласие родителей, усыновителей или попечителя, либо такое согласие дано без предварительного разрешения органа опеки и попечительства), то государственным регистратором должно быть принято решение о приостановлении государственной регистрации прав.

      При принятии решения о приостановлении государственной регистрации прав в рассматриваемых случаях полагаем необходимым направлять уведомления о приостановлении государственной регистрации прав сторонам сделки, а также родителям (усыновителям, попечителям), если их адрес известен, органу опеки и попечительства с указанием причин приостановления государственной регистрации прав.

      При этом, например, если родители (усыновители, попечители), орган опеки и попечительства сообщат непосредственно регистрирующему органу о своем согласии (разрешении) на совершение несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет сделки, то, представляется, это должно быть принято во внимание (в качестве обстоятельства, свидетельствующего о соблюдении требований статьей 26, 37 ГК).

      Также отмечаем, что приостановление государственной регистрация прав (сделки, ограничения (обременения) прав) по причине возникновения у государственного регистратора сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав возможно в случае наличия обоснованных сомнений. Критериями (пределами) обоснованности таких сомнений являются предусмотренные Законом о регистрации основания для отказа в государственной регистрации прав. Соответственно, неустранение таких сомнений должно повлечь отказ в государственной регистрации (в ином случае действия по приостановлению государственной регистрации прав могут быть расценены как уклонение от государственной регистрации прав).

      Обзор документа

      Рассмотрен вопрос о правовой экспертизе представленных на госрегистрацию прав документов.

      В рамках таких мероприятий государственный регистратор изучает материалы для установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимость. Документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям действовавшего на определенный момент законодательства.

      Кроме того, регистратор должен убедиться в том, что документы в установленных случаях нотариально удостоверены, скреплены печатями, имеют надлежащие подписи. Тексты написаны разборчиво, наименования юрлиц — без сокращения, указаны места их нахождения. Фамилии, имена и отчества физлиц, адреса мест их жительства написаны полностью. Отсутствуют подчистки, зачеркнутые слова. Документы не исполнены карандашом. Материалы не имеют серьезных повреждений.

      Законность сделки проверяется независимо от формы ее совершения как при регистрации самой сделки, так и в случае перехода, ограничения (обременения) права на ее основании. Проверяются, в том числе, право- и дееспособность сторон, наличие полномочий у представителей, (если сделка совершена такими лицами), существенные условия, соблюдение формы и т. д.

      Приводятся конкретные примеры проверок законности сделок. Речь идет о распоряжении общим имуществом супругов, об отчуждении заложенного имущества, об аренде, об ипотеке, о переводе долга и др.

      www.garant.ru