Полезные статьи

Экономическое значение налогов с юридических лиц

Налогообложение юридических лиц в России

1.Сущность ,принципы и функции налогообложения

2.Налогообложение юридических лиц

3.Налогообложение физических лиц.

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора

воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и стимулирует в других. Исходя из общенациональных интересов. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно — правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В условиях перехода от административно — директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Главной целью налоговой реформы в России была провозглашена всемерная поддержка становления рыночных отношений. При этом она должна была способствовать определенному выравниванию уровней доходов всех групп населения, оказывать поддержку малоимущим, обеспечивать более-менее справедливое распределение налогового бремени по регионам и др. Оценивая итоги реформирования налоговой системы в России в 1992-1998г., следует признать, что поставленные в этой сфере цели не были достигнуты. 1998 год завершил первый этап рыночного развития новой России с результатами, прямо противоположными поставленным целям финансовой стабилизации экономики и переходу к экономическому подъему. Вместо ожидаемого экономического роста — дальнейший спад в реальном секторе экономики. Высокий уровень налогообложения до 80% валовой прибыли стимулирует предпринимателей к ее сокрытию. Платить исправно все налоги в полном объеме — прямой путь к банкротству. Не срабатывает и механизм выравнивания доходов — разрыв между бедными и богатыми увеличился. Разрыв между 10% самыми бедными и 10% самыми богатыми в 1996 году составил 1:14. Слабое государство в условиях отсутствия практического опыта пыталось построить налоговую систему, ориентированную на европейские стандарты. В результате в России не только не созданы стимулы для преодоления спада производства, но из-за низкой собираемости налогов не удалось реализовать и фискальные интересы государства. Отсутствие сбалансированной и стабильной налоговой системы в первую очередь связано с отсутствием надежной концептуальной базы в области финансов и налогов. Подтверждением являются дискуссии по вопросу о природе налога, определение налогоплатильщиков и элементов налогообложения. А ведь вопросы теории — вовсе не праздные (как продолжают считать многие). Все наши нынешние шараханья во многом вызваны тем, что под налоговое законодательство не подведена научная база. Вряд ли кто сегодня сумеет объяснить, почему в стране действуют те или иные виды налогов, как они взаимосвязаны, да и взаимосвязаны ли вообще.Таким образом, для решительных преобразований необходима не теория «проб и ошибок», а метод «от теории к практике». В этих условиях важным является определение сущности налога как экономической категории.

Жyрнал «Нормативные акты по финансам, налогам и страхованию»

приложение к жyрналy «Финансы», N 8,9,10 за 1998 год стр.21-23

2. Сущность ,принципы и функции налогообложения.

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др.

Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства – бюджета и внебюджетных фондов. Важной частью финансово-бюджетной системы являются налоги.

Изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса составляет сущность налога. А. Смит в своем классическом сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народов» считал основными принципами налогообложения всеобщность, справедливость, определенность и удобность. Подданные государства, отмечал его российский последователь Н.И. Тургенев, должны давать «средства к достижению цели общества или государства» каждый по возможности и соразмерно своему доходу по заранее установленным правилам (сроки платежа, способ взимания), удобным для плательщика. Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности налогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства.

Перечисленные принципы налогообложения учитывались при формировании новой налоговой системы России, адекватной рыночным преобразованиям. В конце 1991 г. был принят Закон РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации».

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц на территории РФ. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему РФ. Кроме того, существую государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых отчислений. Источником этих отчислений является произведенный ВВП, за счет которого на стадии образования первичных доходов формируется соответствующая часть платежей во внебюджетные фонды.

По методу установления налоги подразделяются на прямые и косвенные. К числу прямых относятся: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которым служит основанием для обложения. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций.

Налоги — это обязательные платежи, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц — предприятий, организаций, граждан — для удовлетворения общественных потребностей.

С правовых, юридических позиций налоги как установленные законодательными актами нормы, регулирующие размеры, формы, методы, сроки изъятия государством части доходов предприятий, организаций, населения. Налоги вводятся законами Верховного Совета.

С экономических позиций налоги представляют главный инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемого финансовыми органами в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных ресурсов.

Налоговое регулирование доходов ставит своей основной задачей сосредоточение в руках государства, местных бюджетов денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического, научно-технического развития, стоящими перед народом, страной, отраслями в целом. Общественное назначение налогов проявляются в их функциях. Их две — фискальная и экономическая. Фискальная состоит в формировании денежных доходов государства. Деньги ему нужны на содержание государственного аппарата,

армии, развитие науки и техники, для поддержки нуждающихся слоев населения, защиты окружающей среды. Часть денег идет на образование, здравоохранение.

Экономическая функция налогов состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе. Налоги в этой функции могут играть поощрительную (предоставление налоговых льгот), ограничительную (повышение налоговых ставок) и контролирующую роль. Функции налогов взаимосвязаны — реализация фискальной функции создает материальную основу для осуществления экономической роли государства, т.е. экономической функции.

Элементы налога и способы его взимания

Каждый закон должен конкретизировать следyющие элементы налога:

объект налога — это имyщество, доход, товар, наследство, подлежащие обложению;

сyбъект налога — это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

источник налога — т.е. доход из которого выплачивается налог (зарплата, прибыль, доход, дивиденты);

ставка налога — величина налога с единицы объекта налога;

налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от налога. В практике большинства государств получили распространение три способа взимания налогов:»кадастровый» — (от слова кадастр — таблица, справочник), когда объект налогадифференцирован на грyппы по определенномy признакy. Перечень

Налог1-Жyрнал «Финансы» N 9 за 1997 год стр.12

этих грyпп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой грyппы yстановлена индивидyальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

Примером такого налога может слyжить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по yстановленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, использyется это транспортное средство или простаивает. Таким образом, этот способ устанавливает доходность объекта неточно.

2) на основе декларации

Декларация — докyмент, в котором плательщик налога приводит расчет годового дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после полyчения дохода.

Примером может слyжить налог на прибыль.

Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтомy оплата налога производится до полyчения дохода налооплатильщиком, причем полyчатель дохода полyчает его yменьшенным на сyммy налога.

Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сyмма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сyмма выплачивается работникy. Этот способ наиболее распространен в нашей стране.

Налогообложение относится к числу давно известных способов регулирования доходов и источников пополнения государственных средств. Еще А.Смит сформулировал четыре основных требования к налоговой системе, которые верны и сегодня:

Подданные государства должны, по возможности, соответственно своим способностям и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством государства.

Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа, -все это должно быть ясно и определено для плательщика и всякого другого лица.

works.doklad.ru

Экономическое значение налогов

«В налогах воплощено экономическое выражение существования государства» — констатировал Карл Маркс. Налогообложение дает возможность принудительно изымать часть НД для образования государственных фондов д/средств. В процессе развития государство требует все больше денежных средств в казну для выполнения своих функций и обязательств перед обществом.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Налог собирают в бюджет на основе:

1. обязанности уплаты налога всеми лицами, определенными в качестве субъектов налогообложения;
2. индивидуальности определения величины налога в отношении каждого налогоплательщика;
3. безвозмездности уплачиваемых сумм;
4. отчуждения доли денежных средств, принадлежащих организации или физическому лицу.

Посредством налогов совокупный продукт общества распределяется между реальными производителями и государством, перераспределяется ВВП. Цель перераспределения — формирование доходной части бюджета государства.

С позиции государства налоги представляют собой денежные доходы казны. С позиции налогоплательщика — это изъятие части его собственного дохода. Если государство заинтересованно в росте налоговых доходов, то налогоплательщик желает снижения налогового бремени.

Налогообложение страны должно строиться на следующих принципах:

— принцип публичности (введение налогов открыто и гласно);
— принцип приоритетности государственных интересов (получение государством налогового дохода для последующего финансирования общественно необходимых затрат);
— принцип законности;
— принцип нейтральности (правовое равенство налогоплательщиков);
— принцип защищенности налогоплательщика (система защиты законных интересов налогоплательщика в налоговом законодательстве);
— принцип экономического равенства налогоплательщиков (для субъектов с одинаковым эк-ким потенциалом и организационно-правовым статусом устанавливают одинаковые налоги);
— принцип соразмерности налогового бремени (налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными);
— принцип единства налогообложения (недопустимо установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство РФ);
— принцип налогового федерализма (определение компетенции в налогообложении на федеральном, региональном и местном уровнях управления).

Функции налогов и сборов:

1. Фискальная функция означает использование части налоговых поступлений на содержание государственного аппарата управления, правоохранительных органов, на национальную оборону, обслуживание государственного долга, осуществление природоохранных мероприятий.
2. Распределительная функция выражается в перераспределении налогов, аккумулированных в бюджете, на осуществление расходов государства, решение задач по развитию народного хозяйства.
3. Регулирующая функция проявляется в изменении ставок налогов и сборов, установлении льгот для отдельных категорий налогоплательщиков, создании условий для оптимального развития предпринимательства в РФ, регулировании внешнеэкономической деятельности. Стимулирование налогоплательщиков проявляется во введении налоговых льгот, в дифференциации налоговых ставок, которые применяются государством при проведении налоговой политики.

Налоговая политика — это комплекс мероприятий в области налогов, направленный на достижение государственных целей. Она является частью финансовой политики государства.

Главная цель налоговой политики состоит из двух частей:

— формирование доходной части бюджетов всех уровней;
— стимулирование развития экономического потенциала страны.

Налоговые льготы, объекты и ставки налогов служат проявлениями налоговой политики.

В мировой практике по признаку переложимости налоги распределены как прямые и косвенные.

Прямые налоги — налоги, которые взимаются в виде определенного процента от дохода или других объектов налогообложения. В свою очередь, прямые налоги делятся на реальные и личные. Реальные налоги построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта обложения. Сам факт наличия имущества является основанием для обложения. Первыми видами реальных налогов были земельный и подомовой. К реальным налогам относятся промысловый налог и налог на ценные бумаги. Личные налоги в практике налогообложения представлены следующими видами: подоходный налог с населения, поимущественный налог, подушный налог, налог с наследства и дарения, налог на прибыль с корпораций, налог на сверхприбыль, налог на прирост капитала.

Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. К косвенным налогам относятся акцизы и налог на добавленную стоимость.

Еще одним классификационным признаком налогов является их деление на общие и специальные (целевые).

Общие налоги обезличиваются и поступают в единую кассу государства. Они предназначены для финансирования общегосударственных мероприятий.

Специальные (целевые) налоги (взносы) имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования).

По уровням бюджетной системы в России различают федеральные, региональные и местные налоги.

К федеральным налогам и сборам относятся: НДС; акцизы; НДФЛ; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ); водный налог; сборы за право пользования объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина.

К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог.

К местным налогам относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц.

Плательщиками налогов выступают рабочие, фермеры, служащие, мелкие собственники, предприниматели, корпорации (акционерные общества, страховые компании, банковские монополии и т. д.). Монополии, благодаря коммерческой тайне и различным льготам, предоставляемым им налоговым законодательством, уклоняются от уплаты части налогов. Кроме того, при определенных условиях даже те суммы, которые монополии вносят в государственную казну в виде налогов, они могут частично переложить на население через механизм цен и другими методами.

На современном этапе через налоги изымается до 40% доходов широких слоев населения, тогда как накануне Второй мировой войны — 12—20%. Повысился удельный вес налогов в ВНП и национальном доходе (в среднем с 1-8 до 30—50%).

Современная налоговая система, представляющая собой совокупность налогов, действующих на территории страны, характеризуется множественностью налогов. Помимо подоходного и многочисленных косвенных налогов трудящиеся вносят взносы на социальное страхование, уплачивают местные налоги, лицензионный сбор за пользование телевизором и др.

Налоговая политика влияет на процессы накопления капитала, ускорение его концентрации и централизации, платежеспособный спрос населения. Налоги активно используются для сглаживания экономического цикла, т.е. регулирующая функция налогов связана с вмешательством гос-ва через налоги в процесс воспроизводства.

Основные элементы налога:

1) Субъект налога — лицо (юридическое или физическое), которое по закону является плательщиком налога.
2) Объект налога — предмет, наличие которого дает основание для обложения его владельца налогом (земля, имущество и т.д.).
3) Источник налога — доход, за счет которого уплачивается налог (зарплата, прибыль, проценты).
4) Единица обложения — единица измерения объекта (например, гектар земли по поземельному налогу).
5) Налоговая ставка — размер налога на единицу обложения. Ставки налога подразделяются на регрессивные, пропорциональные и прогрессивные и соответственно налоги бывают регрессивные, пропорциональные и прогрессивные. При регрессивных налогах процент изъятия дохода налогами уменьшается при возрастании дохода. Косвенные налоги, взимаемые в ценах товаров, всегда регрессивные. При пропорциональных налогах взимается одна и та же ставка налога независимо от размера дохода. При прогрессивных налогах ставка налога повышается при возрастании дохода. Различают простую и сложную прогрессию. При простой профессии ставка налога повышается для всего дохода.
6) Налоговые льготы — полное или частичное освобождение налогоплательщика от налога в соответствии с действующим законодательством.
7) Налогооблагаемая база — доход, по отношению к которому применяется налоговая ставка. Определяется он путем вычета из валового дохода налогоплательщика разрешенных законодательством налоговых льгот.
8) Налоговый оклад — сумма налога, уплачиваемая его субъектом.
9) Налоговая система представляет собой совокупность налогов, действующих на территории страны, методы и принципы построения налогов.

Общие налоги
Индивидуальный налог
НДФЛ
Земельный налог
Налог на доход от продажи квартиры

Назад | | Вверх

center-yf.ru

Экономическая природа. Понятие и признаки налогов, их функции. Классификация налогов.

С появлением на земле первых государственных образований возникла необходимость в формировании материальных и фи­нансовых источников их содержания и развития. Для этого ис­пользовались самые разные формы извлечения средств: обложе­ние собственного и покоренного народов непосильной данью (экономическое закабаление); контрибуции; домены; регалии и т. д. Самым надежным и постоянным источником пополне­ния казны, за счет которого и содержалось само государство, стоящее на страже защиты интересов общества, являлась дань, размер которой в разные времена и в разных местах устанавли­вался в зависимости от политической и социально-экономиче­ской ситуации, складывающейся в обществе. Дань стала одной из первых форм налога.
Вся дальнейшая история налогообложения показывает, что налоги являются важнейшим и постоянным источником финан­сового и материального обеспечения государства.

Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости ВВП в виде обязательного взноса составляет сущность налога. Проявляется она в отношениях, складывающихся у государства с налогоплательщиками, которые характеризуют­ся как денежные отношения, возникающие по поводу уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджет и во внебюджет­ные фонды.
Юридические и физические лица, являющиеся участниками процесса производства ВВП, в соответствии со ст. 57 Конститу­ции РФ определены в качестве плательщиков налогов и сборов.
С изменением роли и значения налогов в экономической системе общества произошла эволюция во взглядах и на саму природу налога. В XVIII в. преобладало мнение о том, что налог — это плата (цена) за оказываемые государством услуги своим граж­данам. В XIX в. налог считался пожертвованием индивидуума в интересах государства. В XX в. основной была точка зрения о том, что налог — это принудительный взнос (сбор), взимаемый государством, который идет на покрытие общегосударственных потребностей на основе изданного закона.
НК РФ (п. 1 ст. 8) определяет налог как «обязательный, ин­дивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативно­го управления денежных средств, в целях финансового обеспе­чения деятельности государства и (или) муниципальных обра­зований».
Данное определение содержит следующие признаки налога:
• обязательность — все налогоплательщики должны уплачи­вать законно установленные налоги и сборы;
• индивидуальная безвозмездность — взамен уплаты налога плательщики не получают со стороны государства какие-либо блага, носящие индивидуальный характер;
• уплата в денежной форме — уплата налогов в натуральной или другой форме, отличной от денежной, осуществлена быть
не может;
• цель взимания налога — финансовое обеспечение расхо­дов, осуществляемых государством в процессе своей деятель­ности.
Налог — категория комплексная, которая имеет экономичес­кое и юридическое значения. Рассматривая категорию «налог» с экономической точки зрения, выделить его из состава других го­сударственных изъятий и установить его отличие от сборов, по­шлин и платежей достаточно сложно. Поэтому при определении экономической природы налога важнейшим критерием являют­ся его сущность, принадлежность к финансово-бюджетной сис­теме общества. Экономическая сущность налогов характеризует­ся денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Данные отношения объек­тивно обусловлены и имеют специфическое общественное на­значение — мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.
Однако на практике решающее значение при определении категории «налог» приобретает именно его правовая интерпре­тация. Научное толкование содержания категории «налог» спо­собствует правильному установлению норм и правил налогово­го законодательства страны, ограничивающих право плательщика на собственность, подлежащую отчуждению при налогообло­жении. Конкретными формами проявления категории «налог» являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законо­дательными органами власти. С организационно-правовой сто­роны налог — это обязательный платеж, поступающий в бюд­жетный фонд в определенных законом размерах и в установ­ленные сроки.
В настоящее время преобладает взгляд на налог как на спо­соб реализации преимущественно фискальных интересов госу­дарства. Налог обычно рассматривают как обязательный взнос в бюджет, взимаемый в соответствии с законом. Некоторые авто­ры при определении налога акцентируют внимание на факте отчуждения собственности в пользу государства. Схожий под­ход реализован в НК РФ.
Исходя из вышеизложенного следует сказать, что категория «налог» представляет собой систему налоговых отношений, воз­никающих между налогоплательщиками, с одной стороны, и цен­тральными, региональными или местными органами власти, с другой стороны, по поводу перераспределения части дохода собственника, обособленного от государства.
Являясь основной формой финансового обеспечения деятель­ности государства в условиях рыночного хозяйствования, нало­ги становятся одним из мощнейших рычагов в руках государ­ства, посредством которого оно может осуществлять регулиро­вание процессов и тенденций, происходящих в межбюджетных отношениях, и через систему льгот и санкций оказывать опосредованное воздействие на производителей товаров, ра­бот и услуг.
С помощью налогов государство решает экономические, по­литические, социальные и другие общественные проблемы. Ре­ализация практического назначения налогов осуществляется по­средством функций налогообложения.
Функция налога — это способ выражения сущностных свойств налога. Функция показывает, как реализуется общественное на­значение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.
Важнейшие функции налогов — фискальная (распределитель­ная) и регулирующая. Наряду с основными в качестве самостоя­тельной функции налогов можно выдвинуть социальную.
Фискальная (распределительная) функция налогов. Посред­ством этой функции реализуется основное общественное назна­чение налогов — формирование финансовых ресурсов государ­ства, необходимых для осуществления им возложенных на него обществом функций.
В рамках фискальной функции реализуются экономические отношения между налогоплательщиками и органами власти, обес­печивающие движение потока финансовых ресурсов от эконо­мических агентов к государству.
Регулирующая функция налогов. Данная функция призвана решать посредством налоговых механизмов те или иные зада­чи налоговой политики государства, а также предполагает влияние системы налогообложения на экономические про­цессы и тенденции, происходящие в обществе. Посредством налогового механизма (налоговых ставок, системы льгот, от­срочек уплаты налогов и форм предоставления налогового кре­дита и т. п.) государство может регулировать инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов, предпринимательскую активность физических лиц и т. д.
Регулирующая функция, таким образом, проявляется в про­цессе воздействия налоговых отношений на макроэкономичес­кие пропорции и поведение хозяйствующих субъектов. Эта функ­ция реализует не только экономические отношения, выражаю­щие иерархическую подчиненность (власть — плательщик), но и отношения экономических агентов между собой.
С распределительной и регулирующей функциями налога тес­но связана его социальная функция.
Социальная функция затрагивает проблемы справедливого налогообложения и реализуется посредством:
• использования прогрессивной шкалы налогообложения;
• применения налоговых скидок (например, с доходов граж­дан, направляемых на приобретение или строительство нового жилья);
• введения акцизов на предметы роскоши (например, акциз на ювелирные изделия);
• введения в структуру налоговой системы ряда отчислений, направляемых во внебюджетные государственные социальные фонды и т. п.
Поэтому граждане, получающие большие доходы, должны платить в бюджет большие суммы налогов и наоборот. По своей сути социальная функция регулирует размер налогового бреме­ни исходя из величины доходов физического лица.
Социальная функция обеспечивает решение социальных за­дач, находящихся за пределами рыночного саморегулирования, посредством перераспределения национального дохода с целью поддержания социального баланса в обществе. Она базируется на сложной системе экономических отношений, включающих как вертикальные (власть — плательщик, федерация — регион — муниципалитет), так и горизонтальные связи между экономи­ческими агентами, субъектами Федерации.
Полная реализация всех функций налогообложения обеспе­чивает эффективность финансово-бюджетных отношений и на­логовой политики государства.
Наиболее существенное значение для современной теории и практики налогообложения имеют следующие основные фор­мы классификации налогов: 1) по способу взимания налогов; 2) по органу, который устанавливает налоги; 3) по целевой на­правленности введения налога; 4) по субъекту-налогоплатель­щику; 5) по уровню бюджета, в который зачисляется налого­вый платеж; 6) по порядку ведения бухучета.
/. По способу взимания налоги классифицируются следующим образом:
а) прямые налоги, которые взимаются непосредственно с до­ходов или имущества налогоплательщика;
б) косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара (работы, услуги);
в) пошлины и сборы (например, госпошлина и т. п.).
Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реаль­ные и личные. Разделение налогов на реальные и личные основывается на том, что реальными налогами облагаются от­дельные вещи, принадлежащие налогоплательщикам, а личны­ми налогами — совокупность доходов или имущество налого­плательщика. Группу прямых реальных налогов образуют поземельный, промысловый налоги, налоги на доходы от денеж­ных капиталов, налог на ценные бумаги. В группу прямых личных доходов включают налог на доходы физических лиц, налог на прибыль (доход) акционерных обществ (корпорационный налог), налог на прирост капитала, налог на сверхпри­быль, подушный налог. К личным налогам относятся также налоги с наследуемого и даруемого имущества.
Косвенными налогами являются акцизы, государственные фискальные монополии, налоги с оборота, налог с продаж, НДС, таможенные пошлины и таможенные сборы. Понятие «акцизы» может иметь как расширенное, так и узкое толкование. В груп­пу акцизов могут включаться все виды налогов на товары и ус­луги (расширенное толкование). В этом случае акцизами назы­вают не только налоги на определенные товары и услуги, но и НДС (универсальный акциз), налог с продаж и импортные по­шлины. Иногда таможенные импортные пошлины не включают в акцизы, иногда налог с продаж выделяют в особую группу. Узкое толкование термина «акцизы» предусматривает отнесе­ние к данной группе лишь налогов, взимаемых в виде надбавок к ценам или тарифам на отдельные конкретные товары и услу­ги. При расширенной трактовке эту группу налогов обычно на­зывают индивидуальными акцизами. НДС нередко рассматри­вают как разновидность налога с оборота и объединяют эти два налога в одну группу, противопоставляя им индивидуальные акцизы.
В разряд пошлин и сборов включаются все остальные налоги, не попавшие в два первых разряда.
2. В зависимости от органа, устанавливающего налоги (по уров­ню управления):
а) федеральные налоги, элементы которых определяются фе­деральным законодательством и которые являются едиными на всей территории страны. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган власти. Эти налоги могут за­числяться в бюджеты различных уровней;
б) региональные налоги устанавливаются законодательными органами субъектов Федерации и являются обязательными на территории данного субъекта;
в) местные налоги вводятся в соответствии с НК РФ и нор­мативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Они вступают в действие после решения, принятого на местном уровне, и всегда являются источником дохода местных бюдже­тов (земельный налог, налог на рекламу).
3. По целевой направленности введения налогов:
а) общие налоги, предназначенные для формирования дохо­дов государственного бюджета в целом (например, НДС);
б) целевые (специальные) налоги и отчисления, которые вво­дятся для финансирования конкретного направления государ­ственных расходов (например, ЕСН). Для такого рода платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.
4. По субъекту-налогоплательщику:
а) налоги, взимаемые с физических лиц (например, налог на доходы физических лиц);
б) налоги, взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций);
в) смежные налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например, земельный налог).
5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж:
а) закрепленные налоги, которые непосредственно и цели­ком поступают в тот или иной бюджет (например, таможенные пошлины);
б) регулирующие налоги, которые поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, определенной законодатель­ством (например, налог на прибыль организаций).
Данная форма классификации налогов, иначе именуемая как статусная классификация налогов, получила широкое распрост­ранение. Она основана на критерии многоуровневости бюджет­ных систем многих стран. Статусная классификация налогов и сборов применяется и в РФ. Согласно ст. 12 НК РФ система на­логов и сборов в РФ подразделяется на три группы: 1) феде­ральные; 2) региональные; 3) местные. После принятия НК РФ в полном объеме в РФ будет установлен полный перечень нало­гов и сборов.
6. По характеру бухгалтерского учета налоги:
а) включаемые в себестоимость или цену продукции;
б) уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли;
в) удерживаемые из доходов работника.

www.finansi-credit.ru