Полезные статьи

Ч 1 ст 17 закона 135-фз

Оглавление:

В силу части 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон N 135-ФЗ) при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами (работами, услугами), поставка (выполнение, оказание) которых признается предметом торгов. В силу части 2 ст. 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в Перечень, установленный распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 N 2019-р. Перечень предусматривает использование кода ОКПД ОК 034-2007, в п. 15 которого указаны «Продукты пищевые и напитки». Заказчик при формировании лотов строго следует требованию части 3 ст. 17 Закона N 135-ФЗ и не включает в один лот товары, не связанные между собой технологически и функционально. При детализации п. 15 открывается пп. 15.8 «Продукты пищевые прочие», в который входят пп. 15.81 и пп. 15.82 «Изделия хлебобулочные и мучные кондитерские», пп. 15.83 «Сахар», пп. 15.84 «Какао, шоколад», пп. 15.85 «Изделия макаронные», пп. 15.86 «Кофе и чай» и т.д. Заказчик формирует отдельный лот на поставку хлебобулочных и мучных кондитерских изделий и отдельный лот на поставку прочих продуктов питания, в который входят сахар, какао и шоколад, кофе и чай, макаронные изделия и другие товары, входящие в группу «Продукты пищевые прочие». Вправе ли заказчик сформировать лот по группе кода ОКПД ОК 034-2007 (пп. 15.8 «Продукты пищевые прочие»), или необходимо сформировать отдельные аукционы на поставку сахара, какао и шоколада, изделий макаронных и т.д. (потребность заказчика в этих товарах не отличается большими объемами, следовательно, начальная максимальная цена контракта по каждому аукциону будет незначительной, что приведет к незаинтересованности потенциальных поставщиков, уменьшению количества заявок и, как следствие, незначительному снижению начальной цены)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Описанный в вопросе способ формирования лота может быть квалифицирован как ограничивающий конкуренцию. Перечисленные товары, на наш взгляд, целесообразно приобретать в рамках нескольких закупок (лотов).

Обоснование позиции:
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) не устанавливает ограничений по формированию лотов и, следовательно, предмета контракта, подлежащего заключению по итогам проведения закупки, а содержит только правила описания объекта закупки (ст. 33 Закона N 44-ФЗ). Заказчик обладает свободой в определении предмета закупки и в формировании лотов исходя из его потребностей. Однако при этом заказчик обязан учитывать основанные на положениях ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» ограничения, касающиеся возможности объединения в предмете одного контракта (в одном лоте) товаров, работ, услуг (смотрите, например, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015 N 16АП-859/15). Эти ограничения связаны с запретом включения в состав одного лота товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Понятие функциональной и технологической взаимосвязи продукции, являющейся предметом торгов, законодательством не раскрывается. Представляется, что этот вопрос и не может быть урегулирован нормами права, поскольку является в значительной степени техническим и оценочным. Разумеется, могут быть сформулированы какие-то общие критерии, позволяющие установить отсутствие (наличие) функциональной и технологической взаимосвязи между различными товарами, однако в большинстве случаев этот вопрос должен разрешаться с учетом конкретных обстоятельств.
Как нам представляется, само по себе отнесение товаров к одной группе (классу, подклассу и т.п.) в том или ином классификаторе само по себе не имеет определяющего значения при решении вопроса о допустимости включения таких товаров в один лот. Например, то обстоятельство, что указанные в вопросе товары включены в один подкласс («Продукты пищевые прочие»), свидетельствует лишь об их функциональной, но не технологической взаимосвязи. Иными словами, все эти товары являются пищевыми продуктами, однако в пределах одного подкласса в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (ОКПД) (КПЕС 2002) (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2007 г. N 329-ст) объединяется в том числе и технологически разнородная продукция. Это обстоятельство свидетельствует о принципиальной возможности квалификации контролирующим органом действий заказчика, объединившего такие (функционально, но не технологически взаимосвязанные) товары в один лот при осуществлении процедуры определения контрагента, как ограничивающих конкуренцию.
К сожалению, ввиду оценочного характера рассматриваемого вопроса нельзя говорить ни о наличии единообразного подхода к его разрешению в правоприменительной практике, ни о наличии официальных разъяснений, где формулировались бы какие-либо универсальные критерии, позволяющие однозначно оценить правомерность объединения различных товаров в рамках одного лота. Тем не менее, в правоприменительной практике можно обнаружить примеры, подтверждающие обоснованный выше подход (смотрите, например, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2014 N 18АП-13021/14). Кроме того, косвенно наша позиция подтверждается судебной практикой по вопросам применения ныне утратившего силу Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (смотрите, например, решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 10.01.2014 по делу N А74-5562/2013, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2012 N 13АП-15917/12, постановление Президиума ВАС РФ от 29.01.2013 N 11604/12). Полагаем, что аналогичная логика может использоваться и применительно к рассматриваемой ситуации. Отметим, что правоприменительной практикой можно также проиллюстрировать и иной подход к решению этого вопроса (постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.01.2013 N Ф07-7478/12 по делу N А56-27356/2012).
Можно указать и на некоторые документы, косвенно свидетельствующие о том, что формирование лота указанным в вопросе способом может при определенных обстоятельствах быть признано ограничивающим конкуренцию. Так, например, в размещенных на официальном сайте ФАС России (http://www.fas.gov.ru/clarifications/clarifications_30484.html) Методических рекомендациях, касающихся закупок детского питания (смотрите также этот документ в системе ГАРАНТ), указывается на то, что укрупнение лота при поставках продуктов детского питания влечет за собой ограничение конкуренции при проведении торгов ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могли принять участие в аукционе, и приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств, что является нарушением (смотрите также, например, постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 03.05.2011 N А04-306/2011, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 27.01.2011 N 014-гз/2011 и т.п.).
В заключение отметим, что положения ч. 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ не означают, что приобретение указанных в вопросе товаров (поскольку они включены в Перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 N 2019-р) возможно только по результатам проведения электронного аукциона. Приведенная норма устанавливает запрет на осуществление закупки таких товаров путем проведения конкурса, однако не исключает возможности при соблюдении соответствующих условий закупать эти товары, например, по результатам проведения запроса котировок или у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Баркова Лилия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

3 сентября 2015 г.

www.garant.ru

Ч 1 ст 17 закона 135-фз

Правомерно ли заключение нескольких контрактов на одинаковые проектно-изыскательские работы на основании п. 4 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на сумму до 100 000 рублей каждый?

Закон N 44-ФЗ не устанавливает требований к формированию предмета контракта. Он содержит только правила описания объекта закупки, изложенные в ст. 33 Закона N 44-ФЗ, из п. 1 ч. 1 которой, а также ч. 4 ст. 30, п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ следует, что под объектом закупки понимаются непосредственно товары, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являются предметом контракта. Вместе с тем ни одна из норм Закона N 44-ФЗ не требует, чтобы предметом контракта являлся только один объект закупки, и не устанавливает требования к совмещению разных объектов закупки в рамках предмета одного контракта.

Определенные ограничения такого совмещения вытекают только из ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», которой установлен запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов, запроса котировок путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов или запроса котировок.

Однако запрета на разделение связанных между собой работ на предметы нескольких контрактов законодательство не содержит.

Закон N 44-ФЗ также не содержит ограничений на приобретение одноименных товаров, работ, услуг, которые были введены в Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» для предотвращения необоснованного дробления единого заказа на одноименные товары с целью ухода от обязанности проведения торгов (смотрите постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.07.2011 N 2518/11).

Ограничения на закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя (далее — контрагент) в нем установлены иным образом.

Прежде всего следует учитывать, что по смыслу ч. 5 ст. 24, ч. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного контрагента допускается только в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. При этом большинство пунктов этой части предусматривает наличие специальных оснований для закупки этим способом без дополнительных оснований, в зависимости только от суммы, закупка у единственного контрагента возможна только на основании п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, причем в последнем случае — только для заказчиков, прямо поименованных в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Осуществление закупки товара, работы или услуги на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ возможно на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей.

При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать 2 млн. руб. или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн. руб. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании указанного пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента РФ, Правительства РФ, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.

Отсюда можно сделать вывод, что заказчик может заключить и четыре контракта на выполнение одноименных работ на сумму до 100 тысяч рублей каждый, если при этом будет выполняться лимит на совокупный годовой объем закупки по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Однако необходимо учитывать, что контролирующие органы могут придерживаться и иной позиции. Поскольку, как было сказано выше, и в соответствии с Законом N 44-ФЗ закупка у единственного контрагента допускается только в качестве исключения, возможно утверждение, что правовая позиция Высшего Арбитражного Суда РФ о недопустимости необоснованного дробления заказа продолжает оставаться актуальной. В этой связи в том случае, если все работы по всем четырем контрактам контракта действительно технически и (или) функционально дополняют друг друга, то они могут квалифицироваться как притворные сделки, прикрывающие другую сделку, направленную на выполнение всего комплекса работ по проектированию (п. 2 ст. 170 ГК РФ).

В таком случае можно ставить вопрос о закупке на сумму свыше 100 тысяч рублей без надлежащих к тому оснований. А принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, может быть квалифицировано как административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.ч. 1, 2 ст. 7.29 КоАП РФ.

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

www.belgarant.ru

Электронная библиотека

Санкции за нарушение антимонопольного законодательства предусмотрены гл. 8 закона № 135-ФЗ. Одной из них является принудительное разделение или выделение коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход (ст. 38 закона № 135-ФЗ). Так, в случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение корпорацией суд вправе принять решение о принудительном ее разделении либо о выделении из ее состава одной или нескольких организаций. Созданные в результате принудительного разделения организации не могут входить в одну группу лиц.

Решение суда о принудительном разделении корпорации или выделении из состава коммерческой компании одной или нескольких организаций принимается в целях развития конкуренции, если выполняются в совокупности следующие условия:

1) существует возможность обособления структурных подразделений компании;

2) отсутствует технологически обусловленная взаимосвязь структурных подразделений компании (в частности, 30 % и менее общего объема производимой структурным подразделением продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг потребляется иными структурными подразделениями этой компании);

3) существует возможность самостоятельной деятельности на соответствующем товарном рынке для юридических лиц, созданных в результате реорганизации.

Предъявить в суд подобный иск может антимонопольный орган, причем в отношении кредитной организации данный иск согласовывается с Банком России.

Согласно ст. 19 закона № 948-1 принудительное разделение корпораций и выделение из состава компании одной или нескольких организаций осуществлялись на основании предписания антимонопольного органа.

Введение законом № 135-ФЗ судебного порядка рассмотрения дел о принудительной реорганизации организаций следует признать обоснованным. Благодаря этой новелле организации получили возможность защищать свои права и законные интересы в ходе судебного разбирательства, представлять доказательства, подтверждающие правоту своей позиции.

Иные санкции за нарушение антимонопольного законодательства приведены в таблицах 17.1 – 17.3.

Таблица 17.1 Ответственность, предусмотренная федеральным законом «О защите конкуренции»

libraryno.ru

Запрос предложений по 44-ФЗ и 223-ФЗ + пошаговая инструкция

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Сегодня мы с вами продолжим разговор об имеющихся в арсенале заказчиков закупочных процедурах. И тема сегодняшней статьи — запрос предложений. Это достаточно новая процедура закупки, которую до 1 января 2014 года государственные и муниципальные заказчики не использовали. Однако, не смотря на отсутствие достаточного опыта в проведении данной процедуры, а также отсутствие обширной регламентации самой процедуры, многие заказчики стали активно использовать этот способ закупки в своей работе. Поэтому в этой статье я постараюсь максимально подробно рассмотреть все нюансы участия в запросе предложений, как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ.

Содержание:

1. Понятие запроса предложений

Прежде чем детально погружаться в особенности данной закупочной процедуры, предлагаю для начала разобраться с её понятием.

Запрос предложений — письменный запрос заказчика, заинтересованного в приобретении товаров, работ или услуг, направляемый потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям). Такой запрос должен содержать все необходимые требования к товару (работам, услугам), а также критерии определения победителя.

Ниже я также привел определение данной процедуры, указанное в Федеральном законе № 44-ФЗ “О контрактной системе…” от 05.04.2013 года.

Согласно ч. 1 ст. 83 44-ФЗ под запросом предложений понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд в товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе (ЕИС) извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений и победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге.

2. Запрос предложений по 44-ФЗ

Порядок проведения запроса предложений (сокращенно – ЗП) регламентирован единственной статьей Федерального закона № 44-ФЗ — статьей 83. Ниже я поэтапно рассмотрю процесс проведения процедуры ЗП в рамках 44-ФЗ.

Порядок проведения запроса предложений по 44-ФЗ

Этап 1 — Создание комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений

На данном этапе заказчик формирует комиссию (единую комиссию), определяет её состав и порядок функционирования, разрабатывает и утверждает положение о комиссии, привлекает специализированную организацию (в случае необходимости).

Этап 2 — Подготовка и утверждение извещения, документации о проведении запроса предложений, а также проекта контракта

На этом этапе заказчик готовит извещение о проведении ЗП в соответствии с ч. 4 ст. 83 44-ФЗ, документацию в соответствии с ч. 6 ст. 83 44-ФЗ и проект контракта, который будет заключен с победителем по результатам проведенной процедуры.

Этап 3 — Размещение извещения о проведении запроса предложений, документации и проекта контракта в ЕИС

Согласно ч. 3 ст. 83 44-ФЗ извещение о проведении ЗП размещается заказчиком в ЕИС не позднее чем за 5 дней до даты проведения такого запроса. Согласно ч. 5 ст. 83 44-ФЗ с момента размещения в ЕИС извещения о проведении ЗП заказчик не вправе отменять проведение запроса предложений или вносить изменения в извещение о проведении ЗП, документацию о проведении ЗП.

Этап 4 — Направление приглашений потенциальным участникам

На данном этапе заказчик, наряду с размещением извещения в ЕИС, направляет приглашения принять участие в ЗП лицам, способным осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок. В одних случаях это является правом заказчика, а в других обязанностью (ч. 3 ст. 83 44-ФЗ). Более подробно этот вопрос мы рассмотрим в разделе “Извещение о проведении запроса предложений”.

Этап 5 — Подготовка и подача заявок участниками закупки

На этом этапе участники закупки (поставщики) готовят и подают свои заявки для участия в запросе предложений. А заказчик, в свою очередь, принимает от лиц, желающих принять участие в ЗП, соответствующие заявки и производит их регистрацию. Заявки могут подаваться участниками, как в письменной форме, так и в форме электронного документа (ч. 8 ст. 83 44-ФЗ).

Согласно ч. 7.1 ст. 83 44-ФЗ прием заявок на участие в ЗП прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками на участие в ЗП и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в ЗП.

Также участникам при подготовке своих заявок нужно учитывать следующие моменты:

  • в ст. 83 44-ФЗ отсутствует указание на возможность направления участником закупки запросов о даче разъяснений положений документации о проведении запроса предложений;
  • в ст. 83 44-ФЗ отсутствуют требования к составу и форме заявки. Состав и форму заявки заказчики определяют самостоятельно. При этом в документации обязательно должна быть инструкция по заполнению форм заявки. Также не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников ЗП или доступа к участию в ЗП (п. 3 ч. 6 ст. 83 44-ФЗ);
  • в ст. 83 отсутствует прямое требование о подаче заявки в запечатанном конверте. В п. 4 ч. 4 ст. 83 есть лишь косвенная ссылка на то, что заявки подаются в запечатанных конвертах. Но наличие такой ссылки не исключает возможности подачи заявки в незапечатанном виде (если только на это нет четкого запрета, прописанного заказчиком в документации о проведении запроса предложений);
  • в ст. 83 отсутствует требование о том, что все листы заявки должны быть прошиты и пронумерованы;
  • в ст. 83 не регламентирована выдача заказчиком расписки о получении заявки от участника закупки.
  • Этап 6 — Изменение или отзыв заявок на участие в запросе предложений

    Согласно ст. 43 44-ФЗ участник ЗП вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок с учетом положений 44-ФЗ. Изменение заявки или уведомление о ее отзыве является действительным, если изменение осуществлено или уведомление получено заказчиком до истечения срока подачи заявок.

    Помимо этого, согласно ч. 9 ст. 83 заказчик непосредственно перед вскрытием конвертов (открытием доступа к заявкам в форме электронных документов) обязан публично объявить присутствующим участникам о возможности подачи заявок, изменения или отзыва поданных заявок.

    Этап 7 — Вскрытие конвертов с заявками на участие в запросе предложений и (или) открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений

    На этом этапе, в день, во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении ЗП, заказчик производит процедуру вскрытия конвертов с заявками участников (открывает доступ к заявкам, поданным в электронном виде).

    Согласно ч. 9 ст. 83 44-ФЗ заказчик обязан предоставить всем участникам ЗП, подавшим заявки, возможность присутствовать при вскрытии конвертов с их заявками и открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам и оглашении заявки, содержащей лучшие условия исполнения контракта. Стоит отметить, что ст. 83 не регламентирован состав информации, оглашаемой заказчиком непосредственно при проведении вскрытия конвертов (открытия доступа к заявкам, поданным в электронном виде).

    Согласно ч. 20 ст. 83 44-ФЗ заказчик обязан обеспечить осуществление аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений, конвертов с окончательными предложениями и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в ЗП, окончательным предложениям.

    Помимо этого любой участник ЗП, присутствующий при вскрытии конвертов с заявками (открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам), вправе осуществлять аудио- и видеозапись вскрытия этих конвертов и открытия указанного доступа.

    Этап 8 — Рассмотрение и оценка заявок

    На данном этапе комиссия по рассмотрению заявок на участие в ЗП и окончательных предложений рассматривает и оценивает полученные от участников заявки. Согласно ч. 11 ст. 83 44-ФЗ все заявки участников ЗП оцениваются на основании критериев, указанных в документации о проведении ЗП, фиксируются в виде таблицы и прилагаются к протоколу проведения запроса предложений.

    В этот же день комиссия размещает в ЕИС выписку из протокола проведения ЗП, содержащую перечень отстраненных от участия в ЗП участников с указанием оснований отстранения, условий исполнения контракта, содержащихся в заявке, признанной лучшей, или условий, содержащихся в единственной заявке на участие в ЗП, без объявления участника запроса предложений, который направил такую заявку.

    Участники ЗП, подавшие заявки, не соответствующие требованиям, установленным документацией о проведении ЗП, отстраняются, и их заявки не оцениваются.

    Основания, по которым участник ЗП был отстранен, фиксируются в протоколе проведения ЗП. В случае установления факта подачи одним участником запроса предложений 2-х и более заявок на участие в ЗП заявки такого участника не рассматриваются и возвращаются ему.

    Статьей 83 44-ФЗ не установлено, что рассмотрение и оценка заявок должны проводиться публично. Т.е. комиссия после проведения процедуры вскрытия конвертов (открытия доступа к заявкам, поданным в электронном виде) удаляется для проведения рассмотрения и оценки заявок и возвращается в кабинет, где проходила процедура вскрытия, для оглашения лучших условий исполнения контракта.

    Этап 9 — Оглашение лучших условий исполнения контракта

    После рассмотрения и оценки заявок комиссия готовит протокол проведения запроса предложений и оглашает условия исполнения контракта, содержащиеся в заявке, признанной лучшей, или условия, содержащиеся в единственной заявке на участие в ЗП, без объявления участника ЗП, который направил такую единственную заявку (ч. 11 ст. 83 44-ФЗ).

    Этап 10 — Подача окончательных предложений

    После оглашения условий исполнения контракта, содержащихся в заявке, признанной лучшей, или условий, содержащихся в единственной заявке на участие в ЗП, запрос предложений завершается, всем участникам ЗП или участнику ЗП, подавшему единственную заявку на участие в ЗП, предлагается направить окончательное предложение не позднее рабочего дня, следующего за датой проведения ЗП (ч. 12 ст. 83 44-ФЗ).

    Если все присутствующие при проведении ЗП его участники отказались направить окончательное предложение, запрос предложений завершается.

    Отказ участников ЗП направлять окончательные предложения фиксируется в протоколе проведения запроса предложений. В этом случае окончательными предложениями признаются поданные заявки на участие в ЗП.

    Этап 11 — Вскрытие конвертов и открытие доступа к заявкам с окончательными предложениями

    Вскрытие конвертов и открытие доступа к заявкам с окончательными предложениями осуществляются на следующий рабочий день после даты завершения проведения запроса предложений и фиксируются в итоговом протоколе.

    Участники ЗП, направившие окончательные предложения, вправе присутствовать при вскрытии конвертов с окончательными предложениями и открытии доступа к поданным в форме электронных документов окончательным предложениям.

    Этап 12 — Оценка окончательных предложений, подведение итогов запроса предложений

    На этом этапе комиссия проводит оценку окончательных предложений и готовит итоговый протокол. Итоговый протокол и протокол проведения ЗП размещаются в ЕИС в день подписания итогового протокола.

    В итоговом протоколе фиксируются все условия, указанные в окончательных предложениях участников ЗП, принятое на основании результатов оценки окончательных предложений решение о присвоении таким окончательным предложениям порядковых номеров и условия победителя ЗП.

    Выигравшим окончательным предложением является окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам.

    В случае, если в нескольких окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения контракта, выигравшим окончательным предложением признается окончательное предложение, которое поступило раньше.

    Этап 13 — Заключение контракта

    Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса предложений и окончательным предложением победителя ЗП, не ранее чем через 7 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола и не позднее чем через 20 дней с даты подписания указанного протокола. При этом контракт заключается только после предоставления победителем обеспечения исполнения контракта в случаях, предусмотренных 44-ФЗ.

    Ниже приведена наглядная схема проведения процедуры запроса предложений.

    Случаи проведения запроса предложений

    Согласно ч. 2 ст. 83 44-ФЗ Заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений в следующих случаях:

  • заключения контракта на поставки спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для участия спортивных сборных команд РФ в Олимпийских играх и Паралимпийских играх (п.2 ч.2 ст.83 44-ФЗ);
  • заключения федеральным органом исполнительной власти в соответствии с установленными Правительством РФ правилами контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ ( Примечание: В развитие п. 3 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ принято постановление Правительства РФ от 11 ноября 2013 г. № 1011 «Об утверждении правил заключения федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации») (п.3 ч.2 ст.83 44-ФЗ);
  • осуществления закупки товара, работы или услуги, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком на основании ч. 9 ст. 95 44-ФЗ ( Примечание: Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта) (п.6 ч.2 ст.83 44-ФЗ);
  • осуществления закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии (п.7 ч.2 ст.83 44-ФЗ);
    • признания повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимися в соответствии с ч. 4 ст. 55 и ч. 4 ст. 71 44-ФЗ (п.8 ч.2 ст.83 44-ФЗ);
    • осуществления закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п.9 ч.2 ст.83 44-ФЗ);
    • осуществления закупок услуг по защите интересов РФ в случае подачи физическими лицами и (или) юридическими лицами в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи исков к РФ при необходимости привлечения российских и (или) иностранных специалистов, экспертов и адвокатов к оказанию таких услуг (п.10 ч.2 ст.83 44-ФЗ).
    • Чаще всего заказчики проводят запросы предложений по основанию п. 8 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ, когда повторный конкурс или электронный аукцион были признаны не состоявшимися. Ниже представлены две схемы с подробной информацией о том, в каких случаях повторный конкурс или электронный аукцион признаются не состоявшимися.

      Стоит отметить, что не состоявшаяся процедура повторного конкурса или электронного аукциона вовсе не обязывает заказчика проводить именно запрос предложений. Заказчик может провести закупку любым другим способом в рамках 44-ФЗ.

      Сроки проведения запроса предложений

      Все этапы проведения ЗП, а также сроки проведения этих этапов представлены ниже в виде таблицы. Представленные ниже элементы таблицы кликабельны, т.е. при нажатии по изображению левой кнопкой мыши, оно откроется в полномасштабном размере.

      Извещение о проведении запроса предложений

      Согласно ч. 3 ст. 83 44-ФЗ извещение о проведении ЗП размещается заказчиком в ЕИС не позднее чем за 5 дней до даты проведения такого запроса.

      Наряду с размещением извещения о проведении ЗП заказчик ВПРАВЕ направить приглашения принять участие в запросе предложений лицам, способным осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.

      Помимо этого заказчик ОБЯЗАН направить приглашения принять участие в ЗП лицам, с которыми в течение 18 месяцев , предшествующих проведению ЗП, заказчиком заключались контракты в отношении тех же объектов закупок, при условии, что указанные контракты не были расторгнуты за ненадлежащее исполнение.

      Примечание: Если же заказчик не направляет приглашения принять участие в ЗП лицам, способным осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок, он не обязан приглашать и лиц, с которыми в течение 18 месяцев, предшествующих проведению ЗП, заказчиком заключались контракты.

      В случае проведения ЗП в соответствии с п.6 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ (закупка товара, работы или услуги, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком в одностороннем порядке) заказчик ОБЯЗАН направить приглашения принять участие в ЗП ТОЛЬКО лицам, которые являлись участниками закупок на право заключения контракта, расторжение которого осуществлено в соответствии с положениями ч. 9 ст. 95 44-ФЗ, и в отношении заявок которых при осуществлении данных закупок не принято решение об отклонении в связи с несоответствием таких заявок требованиям 44-ФЗ, не позднее чем за 5 рабочих дней до даты проведения ЗП.

      Извещение о проведении запроса предложений должно содержать следующую информацию:

      1) информацию, предусмотренную п.п. 1 — 5, 7 (в случае заключения контракта в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 83) и 8 (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено ст. 96 44-ФЗ) ст. 42 44-ФЗ;

      • наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации (п.1 ст. 42 44-ФЗ);
      • краткое изложение условий контракта (п.2 ст. 42 44-ФЗ);
      • идентификационный код закупки (п.3 ст.42 44-ФЗ) Примечание: данный пункт вступает в силу с 1 января 2017 года;
      • ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с 44-ФЗ (п.4 ст.42 44-ФЗ);
      • используемый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (п.5 ст.42 44-ФЗ);
      • размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с 44-ФЗ) (п.7 ст.42 44-ФЗ);
      • размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено ст. 96 44-ФЗ), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со ст. 35 44-ФЗ.
      • 2) требования, предъявляемые к участникам ЗП, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками ЗП в соответствии со ст. 31 44-ФЗ;

        Примечание: Вместо декларации о соответствии требованиям, установленным в п.п. 3-8 ч.1 ст. 31 44-ФЗ, участнику закупки будет необходимо представлять документы, подтверждающие их соответствие указанным пунктам.

        3) язык или языки, на которых предоставлена документация о проведении ЗП;

        4) место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в ЗП и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в ЗП, рассмотрения и оценки таких заявок;

        5) способы получения документации о проведении ЗП, срок, место и порядок предоставления этой документации;

        6) плата (при ее установлении), взимаемая заказчиком за предоставление документации о проведении ЗП, способ осуществления и валюта платежа;

        7) срок, место и порядок подачи заявок на участие в ЗП;

        8) преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со ст. 28 — 30 44-ФЗ ( Примечание: это преимущества для учреждений и предприятий уголовно- исполнительной системы, организаций инвалидов, субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций).

        Внесение изменений в извещение о проведении запроса предложений

        Согласно ч. 5 ст. 83 44-ФЗ с момента размещения в ЕИС извещения о проведении запроса предложений заказчик НЕ ВПРАВЕ отменять проведение ЗП или вносить изменения в извещение о проведении ЗП, документацию о проведении ЗП. Это единственная закупочная процедура в 44-ФЗ, которую после размещения в ЕИС, заказчик не вправе отменить.

        Документация о проведении запроса предложений

        Одновременно с размещением извещения о проведении ЗП заказчик размещает в ЕИС документацию о проведении ЗП, которая должна содержать следующую информацию:

        1) информацию, указанную в ч. 4 ст. 83 44-ФЗ ( Примечание: извещение о проведении ЗП);

        2) наименование и описание объекта закупки, условий контракта в соответствии со ст. 33 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;

        3) требования к содержанию, в том числе составу, форме заявок на участие в ЗП и инструкцию по их заполнению ( Примечание: не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников ЗП или доступа к участию в ЗП);

        4) информацию о возможности заказчика изменить предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги при заключении контракта либо в ходе его исполнения в соответствии со ст. 95 44-ФЗ;

        5) порядок проведения ЗП;

        6) порядок и срок отзыва заявок на участие в ЗП, порядок возврата таких заявок (в том числе поступивших после окончания срока их приема);

        7) критерии оценки заявок на участие в ЗП, величины значимости этих критериев в соответствии с 44-ФЗ, порядок рассмотрения и оценки таких заявок;

        8) информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель ЗП должен подписать контракт, условия признания победителя ЗП уклонившимся от заключения контракта;

        9) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 — 26 ст.95 44-ФЗ.

        К документации о проведении ЗП прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью документации о проведении запроса предложений.

        Критерии оценки заявок при проведении запроса предложений

        В документации о проведении ЗП должна содержаться информация о критериях оценки заявок на участие в ЗП и величинах значимости этих критериев (п. 7 ч. 6 ст. 83 44-ФЗ). В тоже время, согласно ч. 2 ст. 32 44-ФЗ при проведении ЗП заказчик вправе не применять предусмотренные ч. 1 ст. 32 критерии оценки заявок и их величины значимости. Чем, кстати, многие заказчики активно пользуются.

        Однако, согласно ч. 4 ст. 32 44-ФЗ количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем 2 , одним из которых является цена контракта.

        Из этого следует, что при проведении ЗП заказчиком в документации должно быть установлено как минимум 2 критерия оценки: цена контракта и любой другой на выбор заказчика (в том числе и не указанный в ч. 1 ст. 32 44-ФЗ, например, срок поставки или объем гарантийных обязательств).

        Если заказчик при проведении ЗП использует предусмотренные ч. 1 ст. 32 критерии оценки заявок и их величины значимости, то порядок оценки должен соответствовать постановлению Правительства РФ № 1085 от 28.11.2013 г. «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части применения формул, порядка расчета, установления шкалы оценки и т.д. Оценка заявок, окончательных предложений по критерию «цена контракта» ВСЕГДА должна производиться по формулам, предусмотренным постановлением Правительства РФ № 1085.

        Если же заказчик предусмотрел критерии оценки, отличные от указанных в ч. 1 ст. 32 44-ФЗ, то и порядок оценки заказчик должен установить в документации САМОСТОЯТЕЛЬНО .

        Обеспечение заявки и обеспечение исполнения контракта при проведении запроса предложений

        Согласно п. 1 ч. 4 ст. 83 44-ФЗ заказчик должен установить требование о внесении обеспечения заявки только в случае когда запрос предложений проводится по основанию п. 8 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ ( Примечание: Т.е. когда повторный конкурс или электронный аукцион признаны не состоявшимися). В остальных же случаях установление требования о внесении обеспечения заявки не допускается.

        Статья 44 44-ФЗ устанавливает требования к обеспечению заявки только для проведения конкурсов и аукционов, запрос предложений в данной статье не упоминается. Однако если руководствоваться общим подходом в применении норм 44-ФЗ, то размер обеспечения заявки должен быть установлен заказчиком в диапазоне от 0,5% до 5% НМЦК. Соответственно обеспечение заявки может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией .

        Также стоит обратить внимание на тот факт, что большинство заказчиков не предусматривают в документации о проведении ЗП порядок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки. Ни ст. 44, ни ст. 83 44-ФЗ не описывают порядок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки при проведении запроса предложений. Поэтому в данном случае также необходимо руководствоваться общим подходом к возврату обеспечения заявки в рамках 44-ФЗ. Таким образом, обеспечение заявки должно возвращаться:

      • в течение не более чем 5 рабочих дней с даты отзыва заявки участником закупки;
      • в течение не более чем 5 рабочих дней с даты подписания комиссией протокола проведения запроса предложений или итогового протокола;
      • в течение не более чем 5 рабочих дней с даты подписания контракта с победителем.
      • Обеспечение исполнения контракта заказчик ОБЯЗАН потребовать только в 2-х случаях:

        1) при проведении ЗП в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ ( Примечание: односторонний отказ заказчика от исполнения контракта);

        2) при проведении ЗП в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ ( Примечание: если повторный конкурс или электронный аукцион признаны не состоявшимися).

        Во всех остальных случаях (п. 2, 3, 7, 9, 10 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ) требование обеспечения исполнения контракта является правом заказчика. При работе с обеспечением исполнения контракта заказчики должны руководствоваться требованиями ст. 96 44-ФЗ.

        Признание запроса предложений не состоявшимся

        Согласно ч. 8 ст. 83 44-ФЗ запрос предложений признается не состоявшимся в следующих случаях:

        1. Если на участие в ЗП подана только одна заявка;

        Действия заказчика: Если единственная заявка признана соответствующей требованиям 44-ФЗ и соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам в соответствии с извещением о проведении ЗП, заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. (ч. 18. ст. 83 44-ФЗ).

      • Если на участие в ЗП не подано ни одной такой заявки.
      • Действия заказчика: Заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и снова осуществляет закупку, за исключением случая, предусмотренного п.34 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ ( Примечание: Заключение федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ). (ч. 19. ст. 83 44-ФЗ).

        Заключение контракта по результатам проведения запроса предложений

        Согласно ч. 17 ст. 83 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении ЗП и окончательным предложением победителя ЗП, не ранее чем через 7 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, и не позднее чем через 20 дней с даты подписания указанного протокола.

        При этом контракт заключается только после предоставления участником ЗП обеспечения исполнения контракта в случаях, предусмотренных 44-ФЗ.

        При уклонении победителя от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и заключить контракт с участником, предложению которого присвоен второй номер. Причем участник, которому присвоен второй номер, может либо согласиться, либо отказаться от заключения контракта без каких-либо последствий для себя.

        В случае наличия принятых судом судебных актов либо возникновения обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта одной из сторон в установленные сроки, эта сторона обязана уведомить другую сторону о наличии данных судебных актов или обстоятельств в течение одного дня .

        При этом срок подписания контракта приостанавливается на срок исполнения данных судебных актов или срок действия данных обстоятельств, но не более чем на 30 дней .

        Отличие запроса предложений от других закупочных процедур

        У многих участников закупок возникает вопрос: “Чем запрос предложений отличается от конкурса, электронного аукциона или запроса котировок?”. По сути, запрос предложений является упрощенным вариантом конкурса. Основным же отличием ЗП от конкурса является более короткий срок приема заявок (5 дней с момента размещения извещения в ЕИС), у конкурсов этот срок составляет не менее 20 дней. Также в открытом конкурсе не предусмотрена возможность подачи окончательных предложений (т.е. улучшения предложения по исполнению контракта). Помимо этого, при проведении запроса предложений заказчик имеет большую свободу при выборе критериев оценки заявок, а соответственно и выборе поставщика.

        Основным отличием запроса предложений от запроса котировок и электронного аукциона является наличие дополнительных критериев оценки заявок помимо цены контракта. У запроса котировок и электронного аукциона цена контракта является основным и единственным критерием оценки заявок.

        3. Запрос предложений по 223-ФЗ

        Компании и организации, работающие в рамках 223-ФЗ, осуществляют свои закупки в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, 223-ФЗ, 135-ФЗ, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ, а также утвержденным и размещенным в ЕИС Положением о закупке.

        Согласно ч. 2 ст. 2 223-ФЗ Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

        Что это означает? А означает это то, что каждый заказчик САМОСТОЯТЕЛЬНО разрабатывает и утверждает свое Положение о закупке, в котором прописывает способы закупки, а также порядок их подготовки и проведения. Заказчик указывает в Положении о закупке весь порядок проведения таких процедур (подача заявок, форма заявки, требования к заявке, отказ от проведения закупки, обеспечение заявки, порядок приема/подачи заявок на участие, оценка и определение победителя, последствия признания закупки несостоявшейся, сроки заключения договора с победителем и т.д.). В некоторых случаях заказчики берут за основу требования к процедурам по 44-ФЗ и дорабатывают их под себя.

        Соответственно требования к проведению процедуры запроса предложений в рамках 223-ФЗ у каждого заказчика могут быть свои. Это очень важный момент, который необходимо учитывать участникам при подготовке своих заявок. Первым делом участнику нужно ознакомиться с самой документацией о проводимом запросе предложений, а уже затем внимательно изучить Положение о закупке заказчика. В противном случае велика вероятность допустить ошибку при подготовке заявки.

        В целом же порядок проведения запроса предложений по 223-ФЗ схож с порядком проведения данной процедуры по 44-ФЗ. Однако вместо подачи окончательных предложений может проводиться уторговывание цены или переторжка. Хотя по сути это одно и то же — улучшение своего предложения (например, снижение цены). Процедура уторговывания (переторжки) может проводиться только в случае, если информация о возможности её проведения предусмотрена в документации о проводимом запросе предложений.

        Если же объективно посмотреть на проводимые в рамках 223-ФЗ запросы предложений, то можно смело сказать, что они используются заказчиками не в целях эффективного использования денежных средств и развития конкуренции, как это указано в законе, а для сохранения “своих” проверенных поставщиков.

        И в завершении сегодняшней статьи, предлагаю вам посмотреть запись вебинара про определение поставщика путем проведения запроса предложений.

        zakupkihelp.ru