Полезные статьи

Что происходит с пенсиями в россии

Оглавление:

Госдума примет законопроект о повышении пенсионного возраста осенью

Первый вице-спикер нижней палаты парламента Александр Жуков подчеркнул, что обсуждение инициативы будет очень серьезным

Отделение Пенсионного фонда России

МОСКВА, 18 июня. /ТАСС/. Госдума осенью примет в окончательной редакции законопроект о повышении пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и до 63 лет для женщин. Об этом журналистам в понедельник сообщил первый вице-спикер нижней палаты парламента Александр Жуков.

«Обсуждение законопроекта будет очень серьезным. Безусловно, будут высказаны все аргументы и со стороны общественных организаций, и со стороны руководства регионов и региональных законодательных собраний. Окончательное принятие этого закона состоится уже в осеннюю сессию (второе, третье чтения)», — сказал Жуков.

Он напомнил, что внесение правительством пенсионной реформы сопровождала 102-я конвенция МОТ, которая «предусматривает многие важные вопросы пенсионного обеспечения». «Одним из важнейших является вопрос о том, что коэффициент замещения (или сумма пенсии) должен быть не менее 40% утраченного заработка. Это очень важное положение, которое также направлено на повышение [размера] пенсий в России», — заключил Жуков.

Рассылка в субъекты РФ

Жуков добавил, что Совет Думы направил в рассылку в субъекты РФ для получения отзывов законопроект о пенсионной реформе.

Зачем нужно отказываться от балльной пенсионной системы

«Эти законопроекты направляются в регионы для получения отзывов и рекомендаций. В течение весенней сессии этот законопроект будет рассмотрен в первом чтении. «, — сказал вице-спикер.

«Для всех очевидно, что назрела необходимость изменений в пенсионной системе, которые в первую очередь должны быть направлены на повышение пенсий», — указал он.

Вице-спикер напомнил, что по расчетам правительства предполагается, что при принятии закона «пенсии будут увеличены на одну тысячу рублей в месяц». «То есть совокупная пенсия по итогам года увеличится на 12 тыс. рублей. Это касается тех, кто пенсию уже получает», — пояснил депутат.

Пенсионный возраст в России и других странах мира

Правительство РФ предлагает поэтапно повысить пенсионный возраст до 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин, переходный период начнется в 2019 году и продлится до 2028 года для мужчин и до 2034 года для женщин. О том, когда на пенсию выходят в США, Китае и странах Европы – в инфографике ТАСС.

Старость не в радость. Какой будет пенсионная реформа в России

Очередной пенсионной реформе быть. Правда, скорее не комплексной и одномоментной, а разбитой на отдельные компоненты и растянутой во времени. Но перемены грядут и весьма драматические — такой вывод напрашивается из заявления министра финансов Антона Силуанова, которое он сделал в минувшую субботу в кулуарах встречи МВФ и Всемирного банка.

По словам главы Минфина, весной 2018 года должны быть приняты окончательные решения по налоговому маневру, который подразумевает снижение страховых взносов до 22%, а также по индивидуальному пенсионному капиталу (ИПК). К октябрю следующего года все эти решения должны стать законами. То есть тенденции понятны — пенсионная реформа стартует в рамках общего социально-экономического преобразования после мартовских выборов президента.

Правда, пока перемены в пенсионной системе России представляются весьма туманными и обрывочными. Сейчас намеки на них разбросаны по трем программам, которые для будущего правительства готовят три, как теперь принято говорить, центра экономической мысли – Центр стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина, Столыпинский клуб под идейным руководством Бориса Титова и, собственно, правительство в лице Минэкономразвития.

Налоговый маневр, предполагающий снижение страховых взносов до 22% при одновременном увеличении до аналогичного показателя НДС, — как раз детище экономического ведомства, поддерживаемого коллегами из Минфина.

В ситуации, когда средняя пенсия в 13 000-14 000 руб. лишь немногим больше прожиточного минимума пенсионера в 9000 руб., а бюджетная система трещит по швам из-за невозможности сохранения даже такого уровня, найти то или иное решение просто необходимо. С одной стороны, пора уже реабилитироваться перед пожилыми россиянами, а с другой — установить новые справедливые и более стабильные правила игры, чтобы новые поколения пенсионеров не боялись бедности в старости.

Кардинальные изменения пенсионной системы — это глобальная тенденция, которая идет во всем мире и не может не затронуть и Россию. Ведь перед всеми постиндустриальными государствами стоят одни и те же, на первый взгляд неразрешимые, проблемы – балансировка бюджетов пенсионной системы, стимулирование экономической активности, сокращение теневой занятости и повышение социальной защиты работников в условиях третьего демографического перехода (сокращение смертности происходит на фоне снижения рождаемости, а значит, растет доля лиц старше пенсионного возраста относительно населения в трудоспособном возрасте).

Опыт соседей

Все развитые страны, прежде всего в Европе, начали адаптацию своих пенсионных систем под новые реалии заблаговременно, еще в конце прошлого века, поскольку уже тогда стало понятно, что параметры, заложенные в модель Бисмарка (соотношение работающих и пенсионеров на уровне 4:1), перестали соответствовать реальности.

Чаще всего пенсионные реформы проходили по одному сценарию — повышение пенсионного возраста, снижение льгот по пенсионному обеспечению и т.д. Россия с этими изменениями из-за наличия нефтегазовой финансовой подушки несколько припозднилась, а развитые страны сейчас столкнулись уже с новыми вызовами и ищут ответ на них. Очевидно, что нам придется не просто догонять западные страны, но еще и закладывать в пенсионную реформу новые параметры, отвечающие актуальным вызовам.

Самые последние примеры — декларация масштабных перемен в близких к России по демографии и культуре Польше и Украине. Причины реформ и методы их реализации в этих странах схожи, но у них есть и свои особенности.

Польша, как и Россия с Украиной, в начале девяностых столкнулась с острым демографическим кризисом, предвещающим бюджетные проблемы. Первоначально было принято решение о внедрении c 1999 года обязательного накопительного компонента в общую пенсионную систему.

Это должно было перенести часть ответственности за будущую пенсию с государственного на негосударственный сектор. Впоследствии эта мера позволила создать в Варшаве мощный фондовый рынок, который стал центром притяжения для всей Восточной Европы (Москве до этого пока еще далеко).

Однако из-за бюджетного кризиса 2008-2009 годов средств на выплату текущих пенсий стало не хватать, и было принято решение вернуться к прежнему варианту, а сформированные пенсионные накопления в значительной части национализировать. Но это не решало изначальных проблем.

В итоге в 2012 году поляки были вынуждены уравнивать и повышать пенсионный возраст до 67 лет для обоих полов (для женщин с 60 лет, для мужчин — с 65 лет). Естественно, такие резкие и серьезные перемены население восприняло, мягко говоря, без энтузиазма. Карту недовольства граждан в ходе предвыборной кампании разыграли польские консерваторы, которые в качестве важнейшего пункта предвыборной программы анонсировали снижение пенсионного возраста. В 2017 году изменения вступили в силу и жесткая социальная мера была отменена.

Хочется отметить, что в польском варианте явно прослеживаются пересечения с российской практикой. У нас также из-за бюджетных проблем несколько лет объявляют мораторий на пенсионные накопления. При этом постоянно звучат призывы вообще вывести накопления из системы ОПС (обязательное пенсионное страхование), а самые ретивые политики и вовсе помышляют о национализации уже сформированных накоплений.

На опыте Польши хорошо видно, что системных проблем этим не решить. Наоборот, временная передышка и следующие за ней меры чреваты только усугублением.

Конечно, не все правительства меняют правила в пенсионных системах по собственной воле. Некоторым приходится подчиняться требованиям международных институтов (МВФ, Всемирный банк), которые кредитуют развивающиеся экономики. В итоге у руководителей таких стран не остается иного выхода, кроме как кардинально решать бюджетные проблемы. Греция и Украина — яркие тому примеры

На Украине, к примеру, сначала в 2011 году решили уравнять пенсионный возраст, доведя этот показатель для женщин до 60 лет к 2021 году. Затем уже в 2017 году пришлось косвенно повысить пенсионный возраст. Сделано это за счет повышения требований к страховому стажу. Вслед за европейской практикой недавно принято решение о повышении минимального стажа до 25 лет для выхода на пенсию в 60 лет с последующим доведением этого показателя до 35 лет к 2028 году.

При этом о людях все же «позаботились». Если не хватает стажа, то можно прикупить. Правда, не более 5 лет, заплатив за каждый год по 17 000 гривен (примерно 37 000 рублей). Покупка пенсии — занятие, как видим, дорогостоящее, но хотя бы позволяет претендовать на страховую пенсию. Кстати, в России в связи с введением балльной системы начисления пенсий проблема стажа также стоит очень остро. Уже сейчас из-за его нехватки люди, которые выходят на пенсию, получают отказ в начислении страховой пенсии и в итоге довольствуются прожиточным минимумом.

На Украине также отменены льготные условия для досрочного выхода на пенсию судьям, прокурорам и многим другим категориям работников. Обсуждается и введение минимальных квот на трудоустройство в компаниях лиц 45 лет и старше. С одной стороны, все это призвано стимулировать официальную занятость, а с другой — дает возможность людям, столкнувшимся со сложностью официального трудоустройства на родине, восполнить недостаток во взносах.

Вредная привычка

В России пенсионную реформу постоянно откладывают, поскольку всем понятно, что изменения в любом случае будут в сторону ужесточения. Однако от времени, когда стартуют перемены, зависит, насколько жестким окажется сценарий реформ. Например, будет ли то же повышение пенсионного возраста постепенным и растянутым во времени или его проведут быстро и резко, каким образом будет решена проблема льготников, численность которых и без того сокращается, и так далее.

Пока же вместо комплексного решения проблемы мы видим фрагментарные изменения. Так, к 2024 году будет повышен страховой стаж с 5 до 15 лет, что намного меньше, чем за рубежом. Ведь уже сейчас ожидаемая продолжительность жизни россиян после выхода на пенсию превышает 21,5 лет, то есть в полтора раза больше, чем минимально требуемый трудовой период.

В 2015 году также появилась возможность осуществлять добровольные взносы для получения стажа (как и на Украине), правда не ретроспективно, а лишь в том году, в котором не было других взносооблагаемых доходов.

Действия российских законодателей применительно к развитию накопительного компонента можно сравнить с поведением курильщика, когда-то решившего бросить вредную привычку, но не сумевшего выдержать напряжение.

Через десять лет после начала формирования накопительной пенсии был введен мораторий на новые взносы. Повторяется упомянутый выше польский маятник. Сейчас ПФР тратит 6 трлн рублей на выплату основного вида пенсии: страховой пенсии по старости (36 млн человек), из которых страховые взносы покрывают лишь 75%, а остальное финансируется за счет трансфертов из госбюджета.

Если бы не было этих дотаций, текущая мизерная средняя пенсия в 13 000-14 000 руб. сократилась бы до 7000-8000 руб., а если трансферт в ПФР заложить в тариф страховых взносов, то он увеличился бы с текущих 22% (из которых 6% формируются вследствие моратория в накопительной составляющей) до 34%, что вывело бы оставшихся частных предпринимателей в тень.

Несмотря на заложенный в бюджете ПФР номинальный рост средних пенсий, их реальная стоимость, по подсчетам Счетной палаты, в 2020 году упадет на 2,7%.

Ситуация выглядит угрожающе, и с каждым годом тучи все больше сгущаются. Развитые страны сейчас находятся на новом витке пенсионной реформы, развивая проекты по созданию добровольного пенсионного капитала. К примеру, такой механизм уже внедрен в Новой Зеландии под названием QiwiSaver и постепенно внедряется в Великобритании (NEST). В этих странах прекрасно понимают, что без развитого накопительного элемента нормальной пенсии у будущих пенсионеров не будет.

У нас есть шанс догнать развитые государства за счет системы ИПК, но тут нужна политическая воля признать два принципиальных момента. Во-первых, что накопления нужно сохранить. Во-вторых, что само государство обеспечить достойную пенсию не сможет, но у него есть все возможности создать условия для полноценной реформы, основанной на развитии многоуровневой пенсионной системы.

Времени и так слишком мало, чтобы продолжать тратить его на фрагментарные решения. Пора уже сложить фрагменты в единый пазл.

www.forbes.ru

Пенсионная реформа в России. Главное

Правительство России одобрило пенсионную реформу. В стране планируется поэтапно повышать возраст выхода на заслуженный отдых. Это позволит увеличить размер выплат для нынешних пенсионеров. Подробнее рассказала корреспондент «МИР 24» Маргарита Гырылова.

Это предложение, которое сегодня было озвучено, не сиюминутное. Давно уже назрел вопрос об изменении пенсионной системы. Потому что та пенсионная система, по которой жили последние десятилетия, она была принята еще в Советском Союзе в 1956 году.

С тех пор, конечно, изменились условия труда, повысилась продолжительность жизни. Как сегодня заметил Дмитрий Медведев, она увеличилась на 30%.

«Последние годы нам удалось добиться существенного увеличения продолжительности жизни. Она достигла почти 73 года. Это результат системной работы, которую мы ведем последние 20 лет по всем направлениям социально-экономической политики. Базовый принцип – инвестиции в человека. Это и материнский капитал и различные выплаты семьям с детьми, и общее развитие системы образования и здравоохранения. Цель была одна, чтобы в зрелом возрасте люди жили дольше и лучше», – заявил председатель правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев.

Если бы все оставить без изменений, то к 2024 году размер пенсий снизился бы на треть. Так как имеется дефицит пенсионного фонда. Так, например, на одного пенсионера уже сейчас приходится всего два работающих россиянина. Хотя раньше было четыре. Например, из 147 млн россиян – треть населения это пенсионеры, то есть 47 млн человек сейчас находятся на заслуженном отдыхе. Причем половина из них, когда выходит на пенсию, продолжает работать.

Повышать пенсионный возраст будут поэтапно. Начнется все с 1 января 2019 года. Первыми это коснется мужчин 1959 года рождения и женщин 1964 года рождения. Причем, одномоментно повышать пенсионный возраст не будут. Будут сохранены плановые переходные периоды. Так например, для женщин – 16 лет переходный период, а для мужчин растянется на десять лет.

Так называемые льготные категории граждан, которые будут досрочно выходить на пенсию, также сохранятся. Например, женщины, стаж которых дошел до 40 лет, и мужчины с трудовым стажем 45 лет во время переходного периода они могут уйти на пенсию досрочно. Раньше, чем все остальные категории граждан на два года.
Также сохранился невозрастной выход на пенсию. Так называемый стажевый выход на пенсию для медиков и педагогов.

«Требования к стажу педагогов, медицинских и творческих работников также предлагается оставить прежними. Сейчас данным категориям работников необходимо выработать специальный стаж от 15 до 30 лет в зависимости от конкретной категории работника по льготам. Эти правила останутся без изменений в настоящий период. При этом возраст выхода на пенсию этих работников будет исчисляться с учетом общих подходов к темпам повышения пенсионного возраста», – сказал Медведев.

Для работников вредных и тяжелых производств также сохранятся льготы. Матери пятерых детей, а также родители, воспитывающие инвалида, для них сроки выхода на пенсию не изменятся. Пока не изменят сроки выхода на пенсию и для военнослужащих. Для них будет приниматься отдельная программа.

Россияне прежде всего выигрывают в повышении размера пенсии. Например в первые годы, как посчитал Минфин, она повысится на 1 тысячу рублей.

Также правительство планирует в ближайшие сроки ратифицировать конвенцию о минимальных нормах соцобеспечения. Это позволит отойти от привычного начисления пенсии, которая зависит от прожиточного минимума. То есть теперь пенсия будет начисляться в зависимости от утраченного заработка, т.е. меньше 40% от утраченного дохода россияне больше получать в будущем не будут.

Также конвенция дает еще одно преимущество. Теперь устанавливается конечный возрастной порог. Мужчины только в 65 лет будут уходить на пенсию, а женщины – в 63 года. Дальше государство не сможет увеличить этот пенсионный возраст. Для этого нужно будет принимать какие-то дополнительные обоснования. Это будет проблематично сделать.

Россия движется сейчас к мировым стандартам. Россия сейчас по пенсионному возрасту находится на последнем месте, потому что уже давно даже в странах Содружества пенсионный возраст повысили. Так например, мужчины в Молдове и Азербайджане продолжают трудиться вплоть до 65 лет, а в Армении женщины уходят на пенсию в 63 года. Это было принято странами намного раньше, нежели чем в России. После распада Советского Союза только Таджикистан и Россия не стали повышать пенсионный возраст. И вот сейчас, спустя 25 лет, этот момент для России уже настал.

К концу реформы возраст должен достигнуть – у женщин 58-и лет, у мужчин – 63-х. Такие пороги уже действуют в Кыргызстане и Таджикистане.

А вот в Армении нет различий. Получать пенсию и женщины, и мужчины начинают в 63 года. Такая же ситуация в Молдове. В Азербайджане – возрастной порог – 65 лет. В Грузии женщины выходят на пенсию в 60 лет, мужчины – в 65.

mir24.tv

Путин подписал закон об изменении параметров бюджета Пенсионного фонда на 2018 год

Согласно документу, доходы фонда будут ниже, а расходы вырастут

МОСКВА, 4 июля. /ТАСС/. Президент России Владимир Путин подписал закон об изменении параметров бюджета Пенсионного фонда РФ (ПФР) на 2018 год с учетом итогов социально-экономического развития в 2017 году — доходы фонда будут ниже, а расходы вырастут. Документ, принятый Госдумой 21 июня и утвержденный Советом Федерации 27 июня, опубликован на едином портале правовой информации.

Как и кого коснется повышение пенсионного возраста в России

В законе уточнены показатели индекса роста потребительских цен, прожиточного минимума пенсионера, а также результаты исполнения бюджета фонда за 2017 год и ожидаемого исполнения бюджета фонда в 2018 году. Основные параметры бюджета ПФР на плановый период 2019-2020 годов не меняются.

В соответствии с документом, доходы бюджета ПФР на 2018 год составят 8,266 трлн рублей (8,4% ВВП), что на 66,8 млрд рублей ниже объема, утвержденного принятым ранее бюджетом фонда. Расходы ожидаются на уровне 8,532 трлн рублей (8,7% ВВП), что на 92,2 млрд рублей выше, чем предполагалось ранее.

Таким образом, дефицит бюджета ПФР составит 265,5 млрд рублей (0,3% ВВП) — на 158,9 млрд рублей выше предыдущего показателя, из которых 158,9 млрд рублей не связаны с финансированием накопительной пенсии. Ранее глава ПФР Антон Дроздов пояснял, что дефицит бюджета фонда в этой части является чисто техническим, связанным с общим порядком финансирования остатков средств, определенных Бюджетным кодексом.

Чем будет покрыт дефицит бюджета фонда

Закон предполагает уменьшение объема средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет фонда в форме межбюджетных трансфертов, на 68,3 млрд рублей.

Госдума приняла поправки к бюджету на 2018 год

ПФР увеличит расходы на выплату пенсий в 2018 году почти на 100 млрд рублей

Источником финансирования дефицита бюджета ПФР в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, являются не использованные в 2017 году остатки средств, образовавшиеся в бюджете фонда по состоянию на 1 января 2018 года.

Источником финансирования дефицита бюджета ПФР в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, являются остатки средств бюджета фонда по накопительной составляющей (средства пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении и на временном размещении).

Расходы на зарплаты работников ПФР вырастут

В связи с повышением с 1 мая 2018 года минимального размера оплаты труда до 11,163 тыс. рублей в месяц, расходы на оплату труда работников системы ПФР в 2018 году увеличены до 85,2 млрд рублей, то есть на 232 млн рублей.

Сведут минимумы: кому поможет повышение МРОТ до прожиточного минимума

В связи с изменением параметров индексации социальных пенсий уменьшены расходы на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению и доплат к пенсиям отдельных категорий граждан до 449,6 млрд рублей, то есть на 4,1 млрд рублей.

Расходы на выплату страховой пенсии с учетом финансового обеспечения досрочной выплаты страховых пенсий за 14 дней января 2019 года в декабре 2018 года увеличены до 98,9 млрд рублей.

Расходы на пособие по погребению уменьшат

Закон предполагает также уменьшение расходов на ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан на 2,8 млрд рублей — до 447,8 млрд рублей, и расходов на выплату социального пособия на погребение и оказание услуг по погребению в связи с проведенной индексацией с 1 февраля 2018 года на 2,5%.

tass.ru

Пенсионная реформа в России: пенсии не будет, работы — тоже?

Что делать?

Тема повышения пенсионного возраста продолжает обсуждаться. Причём сам характер обсуждения весьма показателен. Повышение обычно называется неизбежным. Оно уже началось. В 2016 году принят закон, по которому возраст госслужащих для получения права на назначение пенсии будет повышаться ежегодно на полгода до 63 и 65 лет для женщин и мужчин соответственно. Однако сам вопрос ещё совершенно сырой. Государство вообще не знает, что делать со всеми этими не получающими пенсии нищими стариками. Нет программ по оценке их способности к труду и системной возможности поддержания здоровья на достаточном для работы уровне, нет программ по их трудоустройству и переподготовке. Сколько мужчин после 60 лет смогут полноценно работать? 90% или 50%? А может 10%? Сколько людей останется вообще без средств к существованию?

Природа этой недопустимой поспешности не является секретом. В 2016 году опубликован доклад Всемирного банка, посвященный анализу состояния российской экономики. Там, в частности, отмечена финансовая неустойчивость пенсионной системы России. А в качестве стабилизирующих мер названы повышение пенсионного возраста; отмена пенсионных льгот; отмена, полная или частичная, возможностей досрочного выхода на пенсию; внедрение системы функциональной оценки инвалидности и прочие подобные меры. На Украине эти идеи с подачи тех же экспертов уже внедряются в жизнь и вносят свою лепту в дело избавления территории от «нахлебников» — пенсионеров.

Каждая страна по-своему решает вопрос с возрастом выхода на пенсию. Во многих странах Запада выходят на пенсию в 65 лет и даже старше, но при этом здоровья им хватает жить более 80 лет. Так, в Израиле мужчины выходят на пенсию в 67 лет, а женщины в 62 года. Но это работает при средней продолжительности жизни 82,5 года. Для мужчин у нас средняя продолжительность жизни около 66,5 года, у женщин 77 лет. В 2017 году в России насчитывается свыше 42 миллионов пенсионеров. То есть 30% населения страны находятся на полном обеспечении ПФР (Пенсионный фонд). В 2017 году средняя пенсия в России 13,7 тыс. рублей, причём официально работает более 15 миллионов пенсионеров. Поскольку медианная пенсия, по оценкам, меньше средней приблизительно в полтора раза, большая часть пенсий находится ниже уровня прожиточного минимума для пенсионеров. Согласно международному индексу AgeWatch, Россия в 2015 году заняла 65-е место из 96 в общем рейтинге по обеспеченности жизни пенсионеров. Она находится между Казахстаном, где средний размер пенсии составляет 14 тыс. рублей, и Белоруссией (10,4 тыс. рублей). Самой благоприятной страной для пенсионеров, согласно тому же рейтингу, стала Дания — там размер пенсии в рублях составляет 120 тыс. рублей, кроме того, люди преклонного возраста имеют там много других привилегий. Второе место занимает Финляндия с пенсией в 110 тыс. рублей, третье — Израиль с 98 тыс. рублей.

Одной из основных причин, заставляющих увеличивать пенсионный возраст, называют дефицит Пенсионного фонда РФ. Фонд постоянно дотируют из бюджета. Нагрузка на бюджет составляла около 4% ВВП. Если реализовать предложенную реформу, то к концу 2035 года ожидается снижение объёма трансферта до 2,5% ВВП.

Почему вообще у нас так, а во многих других странах иначе? Изначальная идея Пенсионного фонда в том, что с каждой зарплаты людьми откладываются деньги на старость. Они идут в рост, вкладываются в большие перспективные проекты. К выходу на пенсию работника ожидает гораздо большая сумма, чем он вложил. У нас же все собранные с работающих деньги сразу тратятся на содержание стариков, а ПФ — просто огромная контора по перераспределению денег. Не остаётся никаких накоплений, и всё равно собственных средств ПФ сильно не хватает. Приходится его дотировать из бюджета страны. А платящий исправно в ПФ работник получает взамен право залезть после выхода на пенсию в карман следующему поколению.

В отчёте ПФР за 2016 год указаны доходы 7 625,2 млрд руб., из них: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование 4 131,5 млрд руб., средства федерального бюджета России 3 355,3 млрд руб. Расходы 7 829,7 млрд руб. По итогам 2016 года расходы бюджета ПФР превысили доходы на 204,4 млрд рублей. Это не фантастика, так странно формируется у них официальная отчётность. В этой отчётности не найти и цену обслуживания пенсий, то есть сколько тратится на инфраструктуру и зарплату ПФР в пересчёте на рубли выданной пенсии. Подсчитав собственно пенсии, умножением количества пенсионеров на среднюю пенсию, получаем около 7000 млрд. руб. На социальные выплаты 572,2 млрд руб., на материнский капитал 365,3 млрд руб, субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование социальных программ 1,1 млрд рублей. То есть если просто провести материнский капитал и социальные выплаты по другому ведомству, дотации Пенсионному фонду от государства уменьшатся более чем на четверть!

Увеличение пенсионного возраста автоматически требует резкого увеличения количества рабочих мест для пожилых работников. Это уровень большой национальной программы, но кто этим занимается? Судя по количеству праздничных дней в Новый год, государству и бизнесу не нужны рабочие руки, дополнительные рабочие дни. Как будто в экономике изобилие, а в стране процветание. Но вопрос с трудоустройством пожилых работников давно стоит объективно. Казалось бы, чего проще — начните с малого. Установите сегодня приоритет для возрастных претендентов на такие работы, как уборка подъездов в собственном доме, вахтёры в спокойном месте. А уже ПОСЛЕ этого и начинайте разговоры о повышении пенсионного возраста.

С пенсионерами много парадоксов. Они самые притесняемые и обиженные, но редко бунтуют: они не организованы. Существуют Советы ветеранов, которые часто выступают от имени пенсионеров. Но это объединения привилегированных пенсионеров и несколько присоединенных к ним организаций. Эти пенсионеры получают другие пенсии и имеют свои льготы. Советы получают субсидии от бюджетов разного уровня. Они живут своей жизнью. Им жизнь основной массы пенсионеров неинтересна и непонятна.

Разумеется, сначала надо заработать — а потом уже делить. У нас обещанный в перестройку эффективный собственник оказался несостоятельным. Не обеспечил научно-технический прогресс, а только вывел на себя из общего оборота заметную часть национального продукта. Вопрос с темпами развития именно научно-технического потенциала страны стоит очень остро. Не менее остро стоит вопрос и с социальной справедливостью. Сейчас основные и часто несоразмерные деньги получают те, кто наверху. Хозяева жизни. Крупные собственники, директора, чиновники. Делиться они не хотят и не будут. Хотя было бы справедливо снимать с них больше других, и на Пенсионный фонд в том числе. Глядишь, и государство вздохнуло бы свободнее, и пенсионеры. Да и климат в обществе улучшился бы.

regnum.ru