Полезные статьи

Чем преступление отличается от административного правонарушения

Оглавление:

Отличия уголовных преступлений от административных правонарушений

При квалификации неправомерного деяния важно понимать, чем отличается уголовное преступление от административного правонарушения. В каждом из понятий существуют свои присущие признаки, а также меры реагирования на действия лица. Но самое общее в них – профилактическое воздействие на последующее избежание совершения новых проступков

Законодательная база

К нарушителям должны применяться исключительно те меры, которые будут соответствовать их общественной опасности при совершении проступка. Иного быть не может, так как может нарушиться принцип законности. В каждой конкретной ситуации степень опасности для окружающих будет различаться. Именно здесь, глядя на юридическую терминологию, выделяют преступления, обладающие повышенной степенью опасности, а также административные проступки.

Если брать во внимание законодательство, то в ст.14 УК прописаны те правонарушения, при наступлении которых к лицу будут применяться меры уголовного реагирования в виде судимости и реального срока. Основная угроза в таком случае для нарушителей – уголовное наказание, отличающееся большей жестокостью, чем административное. Правда, надо здесь брать во внимание признак малозначительности, когда по всем параметрам это будет считаться преступлением, но опасности для общества нести почти никакой не будет. Следовательно, придется применять меры административного характера.

Понятие правонарушения

Нельзя ни в коем случае путать преступление и правонарушение, где ответственность наступает, придерживаясь рекомендаций КоАП. В таком случае следует детально разобраться.

Правонарушение может быть определено в широком смысле, как любое действие человека, которое нарушает порядок в обществе. Это не только моральный или материальный вред, но и отказ от выполнения предписаний, неисполнение запретов и т.д. Самое главное, что оно будет в таком случае противоречить законодательным актам. Кроме административной ответственности в отношении лица могут быть применены меры дисциплинарного или гражданского реагирования.

Кроме влияния на человека с отрицательной стороны при совершении правонарушения, воздействие может быть направлено и на социальные интересы. Правда, от такой опасности для общества исходит лишь минимальная угроза. При рассмотрении действия лица, госорганы руководствуются административным Кодексом, где указаны все нормы, требующие соблюдения. Субъектом любого правонарушения может стать любой гражданин страны, достигший 14 лет. При этом соблюдаются и сопутствующие условия в виде вменяемости, дееспособности и т.д. В качестве меры реагирования используются лишь незначительные, как малый штраф, кратковременный арест, общественные работы. Самое главное – отсутствие судимости.

Признаки преступления

Преступление тоже можно отнести к правонарушениям, но здесь уже со стороны государства применяются более серьезные меры, направленные на исправление виновного. За каждый такой проступок грозит наказание, прописанное в уголовном законодательстве.

При совершении преступления происходит тесный контакт с общественными отношениями, которыми причиняется значительный ущерб. Влияние оказывает на безопасность самого государства и конституционный строй страны. Практически всегда нарушаются интересы конкретного человека, ставшего в итоге в процессе расследования пострадавшим.

Имеется даже деление преступлений на категории по степени тяжести. Это в последующем используется не только при назначении конкретного вида наказания в отношения преступника, но и в выборе мер реагирования. К тому же не всегда наиболее тяжкие из них позволят получить снисхождение со стороны органов правосудия.

Что касается возраста, с которого лицо может подвергаться мерам уголовного воспитания, общим является 16 лет. В некоторых ситуациях и в зависимости от конкретного противоправного деяния, он может уменьшаться или увеличиваться. Существуют и конкретные специальные субъекты, когда возраст увеличивается, например, до 25 лет (судьи).

Если у вас возникли вопросы, воспользуйтесь бесплатной юридической консультацией по телефону.

Реализация административных мер

При нарушении законодательства самой мягкой мерой ответственности будет именно административная. Она применяется не только в отношении физлиц, но и юридических субъектов, способных аналогичным образом вести себя вопреки установленных правилам в обществе.

В отношении виновного избираются административные санкции, которые будут зависеть от многих факторов:

  • Повторность совершения.
  • Размер причиненного вреда общественным отношениям.
  • Занимаемое положение в обществе.
  • Степень воздействия на другого человека и т.д.
  • Это говорит о том, что как только субъект нарушит правила поведения в социуме, поступит ответная мера от государства в виде административной ответственности. В практическом применении существует достаточное количество госструктур, которые могут налагать взыскание на провинившегося. Самыми основными из них выступает ОВД и суд. Что касается остальных структур, то они в основном имеют узкую направленность, как например таможенные органы.

    Признаки административной ответственности

    Проявляющиеся признаки в процессе ответной меры на нарушения правовых норм, позволят отделить административную ответственность от уголовной. Стоит в первую очередь отметить ее больший круг применения и реализации в действительности.

    Она может быть использована не только в общественных отношениях, но и сфере здравоохранения, образования, в ОВД или отделениях юстиции страны. Выбирается в отношении виновного конкретное наказание, которое должно быть я обязательном порядке исполнено, в том числе и в оговоренные сроки. Отличие административной меры заключается еще в субъектах реализации наказания.

    Административная ответственность может наступать только в тех случаях, которые прописаны в КоАП. Кроме этого, существуют и иные нормативные акты (региональные, федеральные), имеющие местный характер, но также необходимые для исполнения. Даже тут виновный может повергаться мерам ответственности и выбору соответствующего наказания за свой проступок перед обществом.

    Еще один важный признак – отсутствует соподчиненность субъектов административно-правового характера.

    Основное различие

    Рассмотрев данные вопросы, можно выделить основные признаки, по которым происходит различие между правонарушением с точки зрения уголовного и административного законодательства:

  • Для наступления уголовной ответственности стоит ориентироваться исключительно на законы (УК). Если рассматривать административную, то тут кроме этого существуют и подзаконные акты, имеющие аналогичную силу на отдельной территории страны.
  • При выборе административного наказания лицо останется работать на прежнем месте и ему не грозит судимость. Он просто числиться в рядах подвергнутых наказанию в течение установленного периода (чаще всего 1 год). Уголовная ответственность может грозить помещением в места лишения свободы на несколько лет, происходит изоляция преступника от общества. Судимость возлагает дополнительные правовые последствия.
  • Основание для ответственности виновного – административное правонарушение и преступление соответственно. Они между собой отличаются по степени тяжести и влияния на общественные отношения.
  • Только суд может применить меры уголовной ответственности в отношении преступившего закон. Что касается административного наказания, то здесь существует достаточный перечень уполномоченных органов.
  • Различаются и субъекты. Так, к уголовному наказанию привлекается исключительно физлицо, к административному – в том числе и должностное лицо, юрлицо. В нормах КоАП имеется даже указание в санкциях статей, которые заметно увеличиваются для категории ЮЛ.
  • Еще немного по мерам профилактики. Для административного правонарушения присуще предупреждение. Правда, здесь используется определенная категория статей и важно, чтобы лицо ранее не подвергалось административному реагированию со стороны государства. Для УК такие нормы не существуют. Единственно возможная схожесть для условного срока, когда лицу дается шанс на исправление.
  • Следовательно, более мягкой мерой принято считать административную ответственность. Но в случае несоблюдения и в дальнейшем принятых норм в обществе, лицо может наказываться более сурово, если совершит преступление. Вот чем отличается уголовное преступление от административного правонарушения.

    В чем сходство?

    Так как мы деятельно разобрались с основными различиями правонарушения и преступления, немного стоит остановиться и на моментах, которые их объединяют друг с другом. Некоторые статьи УК и КоАП имеют схожесть, но при этом сами правоприменители исходя из степени общественной опасности, должны определить точно меру воздействия на виновного. Это касается, например, совершения хищений или нарушения правил охоты.

    Для привлечения лица к ответственности важно не только доказать противоправность его действий, но и указать на факты его причастности к данному правонарушению или преступлению. Именно на этом будет в последующем базироваться выбор наказания.

    Нормы законодательства направлены на профилактику и возможное предотвращение действий лица, противоречащих правилам. Кроме этого, происходит охрана субъектов и предмета, на которые посягает виновный. Это в некоторой степени может указывать на весомые отношения в обществе.

    Каждая система имеет охранительную функцию, которая реализовывается по различным направлениям в социуме. Все присущие меры наказания при совершении преступления или правонарушения носят воспитательный характер. Государство считает, что именно данная мера не только положительно воздействует на преступившего закон, но и покажет остальным, что их может ждать при нарушении законодательства.

    Исключения из правил

    Предприятия и организации, как говорилось ранее, не могут стать субъектами уголовного преследования. Ответственность здесь будет наступать лишь по отношению к руководящему составу их, а также ответственных должностных лиц.

    Кроме этого, уголовное наказание может заменяться административным. В таком случае следует руководствоваться обстановкой в стране и наличием чрезвычайных обстоятельств. С течением времени законодательная база меняется с целью совершенствования. Это приводит к исключению определенных уголовных преступлений и перевод в статус административных. Аналогичным образом может быть выполнено и в обратном порядке. Это следует контролировать особенно правоприменителям, чтобы правильно выбирать меру ответственности.

    Особое внимание всегда уделялось именно суммам, которые похищались. Такое решение присуще факту совершения мошеннических действий, присвоения, растраты и т.д. от нее зависит не только квалификация, но и привлечение лица к виду наказания.

    В любой ситуации вы можете обратиться за юридической консультацией по телефону бесплатно.

    konsultiruet-yurist.ru

    Чем преступление отличается от административного правонарушения

    Автомобильные проблемы

    Чем административное правонарушение отличается от преступления

    Автотранспортные правонарушения предусмотренные административным или уголовным законодательством общественно опасные деяния (действия или бездействия), посягающие на установленный законом или иным нормативным актом порядок безопасности дорожного движения и функционирования механических транспортных средств.

    Все автотранспортные правонарушения подразделяются на две группы: административные проступки и преступления.

    На первый взгляд составы автотранспортных преступлений и административных проступков похожи. Автотранспортное правонарушение одного и того же вида может быть и административным проступком, если деяние не повлекло за собой тяжкие последствия, и преступлением, если таковые наступили. Что же является главным критерием для отнесения автотранспортных правонарушений к той или иной группе? Общий признак всех правонарушений это — общественная опасность. В общем, общественная опасность автотранспортного правонарушения состоит в следующем:

    1) причиняется или может быть причинен большой материальный ущерб как собственности частных лиц, так и предприятий — владельцев перевозимых грузов, а также дорожным инженерным сооружениям и коммуникациям;

    2) создается и реализуется опасность причинения вреда жизни и здоровью людей;

    3) вред, причиненный личности или имуществу, связан напрямую с нарушением правил пользования источником повышенной опасности.

    Поэтому, если, например, пешеход нарушает правила дорожного движения, что влечет за собой гибель людей или иные тяжкие последствия, то такие его действия будут квалифицироваться по статье 268 УК («Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта»). А если тот же пешеход нарушит те же правила, но это не повлечет столь серьезные последствия или только создаст угрозу их наступления, то такие действия пешехода уже будут расцениваться как административный проступок.

    Структура административного проступка тоже похожа на структуру преступления:

    1) объект правонарушения (т.е. общественные отношения в той или иной области, на нормальное развитие которых посягает правонарушитель — например, отношения в сфере дорожного движения);

    2) объективная сторона (т.е. конкретные действия (бездействие), выразившиеся в нарушении установленных законом правил);

    3) субъект правонарушения — конкретное вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, или юридическое лицо (если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению);

    4) субъективная сторона состава (т.е. отношение лица к совершенному им деянию — вина в форме умысла или неосторожности).

    Все эти признаки и определяют в совокупности состав административного правонарушения (или проступка). Нет хотя бы одного из вышеперечисленных признаков — нет состава административного правонарушения.

    Статья 2.1. Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) дает определение административного правонарушения, как противоправного, виновного действия либо бездействия физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

    Обратите внимание: статья 2.1 КоАП РФ подчеркивает, что под административным правонарушением понимается такое противоправное, виновное действие или бездействие, за которое установлена именно административная ответственность.

    При этом не влечет административной ответственности и не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества и государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред (ст. 2.7 КоАП РФ).

    В любом случае производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств (ст. 24.5 КоАП РФ):

    1) отсутствие события административного правонарушения;

    2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

    3) действия лица в состоянии крайней необходимости;

    4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

    5) отмена закона, установившего административную ответственность;

    6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

    7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

    8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

    Как уже указывалось выше, с субъективной стороны автотранспортные правонарушения характеризуются наличием как умышленной, так и неосторожной вины. Автотранспортное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало таких последствий или сознательно допускало либо относилось к ним безразлично (п. 1 ст. 2.2 КоАП РФ).

    Неосторожная форма вины (п. 2 ст. 2.2 КоАП РФ) имеет место тогда, когда лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий (самонадеянность или легкомыслие) либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло было их предвидеть (небрежность).

    Говоря о неосторожной форме вины, обращаю ваше внимание на то, что от этой формы вины следует отличать невиновное причинение вреда, так называемый казус, или случай, при котором лицо не несет ответственности. Для казуса характерно, что лицо не должно было и не могло предвидеть вредные последствия, наступившие в результате совершаемого действия. С невиновным причинением вреда — казусом или случаем — очень часто приходится встречаться при рассмотрении дел об административных правонарушениях на транспорте.

    В этой связи напоследок приведу пример из адвокатской практики.

    Автолюбитель В. приобрел грузовик УАЗ и устроился работать на своем автомобиле экспедитором в одну из московских коммерческих фирм. В один из дней он разворачивался в положенном месте на проспекте Мира, внимательно наблюдая за идущим навстречу автотранспортом. В этот момент перед его грузовиком неожиданно выскочил на дорогу пожилой пешеход, хотя рядом был подземный переход. Не заметив старика, водитель его сбил.

    Пострадавший по дороге в больницу скончался, а по факту ДТП следственный отдел УВД возбудил уголовное дело по признакам ст. 264 ч. 2 УК РФ.

    В. было вменено в вину нарушение Правил дорожного движения, выразившееся в том, что он был невнимателен на проезжей части и разворачивался без учета того, что на дороге могли быть пешеходы.

    Знакомясь с материалами дела, адвокат усомнился в достоверности выводов следствия о наличии в действиях автомобилиста состава преступления. По мнению защиты, виновником происшествия стал сам потерпевший, неожиданно выскочивший на дорогу в неположенном месте. Адвокат отстаивал версию о том, что причиной гибели пешехода стала его собственная беспечность и нарушение им правил дорожного движения, а со стороны водителя имело место невиновное причинение вреда, то есть — казус, при котором он не может нести ответственности.

    Следователь допросил ряд свидетелей, в том числе и нескольких очевидцев по ходатайству адвоката. В итоге следствие согласилось с версией защиты и прекратило уголовное дело.

    Данилов Е.П. Автомобильные дела: Административные. Уголовные. Гражданские. Экспертиза. Комментарий законодательства. Адвокатская и судебная практика. Образцы документов. Справочные материалы. — Третье издание. — М.: Право и Закон, 2000. — 480 С. (Серия «Справочник адвоката»)

    gai.net.ru

    Чем отличается преступление от административного правонарушения?

    В повседневной жизни нередко происходят различные нарушения норм права. Они могут касаться норм налогового, трудового, административного и других его отраслей. Иногда эти нарушения именуют преступлениями и путают с административными правонарушениями.

    О преступлении

    В уголовном праве выработано понятие преступления, которое означает совершение противоправного деяния, за которым следует наказание, предусмотренное уголовным кодексом. Из самого этого понятия следует, что таким образом переступается предел нормального поведения. Из всей массы различных правонарушений преступление выделяется тем, что оно запрещено уголовным законом. Его нарушение предполагает ответственность в виде уголовного наказания. При этом преступление должно представлять высокую опасность для общества, существенно нарушать существующий правопорядок. Лицо его совершившее должно быть признано виновным. Это сложное социальное явление, изучением которого во многих странах занимаются ученые-криминологи.

    Уголовное право относит преступление к деяниям человека, которое может выражаться в конкретном противоправном действии, или в виде бездействия.

    Принципиальным здесь является причинение физического, морального или имущественного ущерба. Преступными могут признаваться препятствия нормальной работе предприятий, нанесение ущерба окружающей среде и пр. Понимание преступления как деяния означает, что им может признаваться только акт человеческого поведения, а не мысли или убеждения. Однако внешние выражения этих убеждений и мыслей в виде призывов к насилию, оскорблений и клеветы могут признаваться преступными. Преступление должно быть расследовано.

    Деяние признается преступным, если оно представляет опасность для общества, государства и личности, причиняют им вред или создают угрозу таких действий. Такая опасность является признаком, отграничивающим преступление от прочих правонарушений, которые могут быть вредны, но общественной опасности не представлять. Уголовным правом предусматриваются деяния, которые формально являются преступлениями, но не могут признаваться преступными в силу определенных обстоятельств. Преступление может признаваться таковым, если лицо, его совершившее действовало умышленно, либо из преступной неосторожности. В таком случае оно признается виновным.

    Об административном правонарушении

    К административным правонарушениям также относятся виновные деяния физического или юридического лица. При этом может происходить нарушение общественной нравственности и порядка, покушение на собственность, нарушение нормативных актов в сфере охраны здоровья, экологии, транспорта и пр. Законодательство об административных правонарушениях предполагает за это административную ответственность. Как и в уголовном преступлении, административное правонарушение должно содержать признаки действия или бездействия нарушающего административное и иные отрасли права. Правонарушитель действует по неосторожности или умышленно. За это он привлекается к административной ответственности.

    Основным признаком является отсутствие большой общественной опасности и нанесения существенного вреда обществу. В странах СНГ кодексами об административных правонарушениях содержатся понятия таких нарушений права, предусматриваются условия привлечения к ответственности.

    Специальными статьями определяется ответственность отдельных лиц, в частности:

  • Собственников автомашин и других средств транспорта.
  • Владельцев и собственников объектов недвижимого имущества.
  • Иностранцев, лиц без гражданства.
  • Лиц, находящихся на военной службе.
  • Должностных лиц.
  • Юридических лиц и пр.
  • Административным правом определяются понятия невменяемости, крайней необходимости, условия освобождения от ответственности в силу малозначительности нарушения.

    Чем они отличаются

    Преступление и правонарушения относятся к категории противоправних деяний. Однако они имеют существенные отличия:

    1. Преступление представляет собой деяние, наивысшую общественную опасность. Опасность административных правонарушений существенно менше.
    2. Преступление является нарушением уголовного права и конкретно указывается в уголовном кодексе. Административное правонарушение означает нарушение других отраслей права и описывается в кодексе об административных правонарушениях.
    3. Наказание лица, совершившего преступление, обычно предусматривает лишение свободы и другие серьезные санкции по приговору суда. Такое лицо считается судимым За совершение административного правонарушения обычно накладывается штраф. Понятия судимости в таком случае нет.
    4. Возраст, с которого можно привлекать к уголовной ответственности, выше, чем у лиц, которых привлекают к административной ответственности.
    5. Преступление предполагает посягательство на собственность, интересы личности, конституционный строй и безопасность. Административное правонарушение связано обычно с социальными интересами, нарушением предусмотренных законодательством запретов и предписаний, причинением ущерба людям и организациям.
    6. vchemraznica.ru

      Разница между преступлением и правонарушением

      Как говорится, «от сумы да тюрьмы не зарекайся». И все мы иногда совершаем поступки на грани, совершенно не понимая того, что они могут классифицироваться как правонарушения или даже преступления: клевета, нарушение авторских прав, нанесение вреда здоровью специально или по неосторожности. Бывают различные жизненные ситуации, в которых человек не может поступить иначе в силу каких-либо обстоятельств. Поэтому необходимо понимать, какие последствия будет иметь его поступок и четко понимать основные отличия преступления от правонарушения.

      Правонарушение – это деяние, направленное на нарушение общественного порядка, причинение морального и материального ущерба, не выполнение установленных предписаний и игнорирование запретов. Любое правонарушение имеет конкретные характеристики: совершается некоторым лицом в определенном месте, противоречит имеющемуся закону и четко определяется по данным признакам.

      Преступление – это один из видов правонарушения, ответственность за которое предусмотрена Уголовным кодексом.

      Объект посягательства

      Объектами правонарушения могут быть какие-либо социальные интересы.

      Основным объектом преступления являются общественные отношения. А также интересы личности, любые формы собственности, конституционный строй, безопасность и окружающая среда.

      Степень общественной опасности

      Степень общественной опасности является главным критерием при разграничении правонарушения и преступления. Эта граница достаточно условная и подвижная. Одно и то же действие может быть классифицировано и как правонарушение, и как преступление. Чем больший вред был нанесен объекту посягательства, тем больше вероятности рассмотрения данного проступка при помощи Уголовного кодекса.

      Характер противоправности

      Правонарушения включают в себя невыполнение норм, предусмотренных любыми законами и нормативными актами. Регулируются при помощи Административного кодекса.

      Отличительной особенностью преступления является то, что противоправные действия регулируются уголовным законодательством.

      Наказуемость

      Вред, который наносится преступлением или правонарушением, имеет негативное социальное воздействие, а значит следствием такого поступка должно быть наказание.

      Только преступления предполагают уголовное наказание, назначенное решение суда, и как следствие – наличие судимости у субъекта.

      При правонарушении меры воздействия не настолько жесткие. Это могут быть штрафы, общественные работы и даже арест, но все это не предполагает судимости.

      Возраст наступления ответственности

      За преступление подросток может быть судим при достижении 16 лет, но в некоторых случаях допускается привлечение к ответственности и с 14.

      Административная ответственность наступает с 16 лет. До этого за правонарушение ребенка ответственны его родители.

      thedifference.ru

      Административный проступок. Ответственность за административные проступки. Виды административных проступков

      Весьма обширная группа правонарушений – это проступки. В отличие от преступлений они характеризуются значительно меньшей степенью социальной опасности. Проступки в качестве разновидности правонарушений достаточно неоднородны. Исходя из того, на какую сферу социальных отношений они посягают, их можно подразделить на 8 категорий.

      Типология проступков

      Во-первых, это административный проступок – серьезное правонарушение, которое посягает на определенный законом порядок в социуме, на отношения касательно распорядительной и исполнительной государственной деятельности. Оно не связано с выполнением конкретных служебных обязанностей.

      Следует уточнить, что административный проступок и административное правонарушение – идентичные понятия. Сюда можно отнести разного рода нарушения ряда правил дорожного движения (управление транспортным средством в состоянии опьянения, превышение допустимой скорости, проезд на запрещающий сигнал светофора и пр.), пожарной безопасности и санитарной гигиены, установленной на предприятии, а также распитие алкоголя в общественных местах, безбилетный проезд.

      Во-вторых, дисциплинарный проступок – правонарушение, совершаемое в рамках трудовых отношений и разлагающее порядок нормальной работы предприятия, организации, учреждения. Они ослабляют трудовую дисциплину (воинскую, учебную, служебную) и тем самым способствуют дезорганизации рабочей деятельности компании, существенно снижают ее эффективность. Так, дисциплинарный проступок – это прогулы, систематические опоздания, нарушение регламентированных технологических правил, ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей и другое.

      Примерами таких проступков могут быть опоздания на службу, прогулы, невыполнение распоряжений администрации, нарушение технологических правил, недобросовестное выполнение должностных обязанностей и др.

      В-третьих, материальный проступок — это правонарушение также в области трудовых отношений, но уже касающееся причинения вреда конкретной организации (в которой непосредственно служит правонарушитель). Сюда относится порча материальных ценностей, их недостача, неправильное хранение и пр.

      В-четвертых, гражданский проступок – это правонарушение, которое совершается в области имущественных, неимущественных отношений, представляющих для человека определенную духовную ценность (достоинство, авторство, честь), и которое защищается посредством гражданского права. Оно выражается в виде морального либо материального вреда, нанесенного либо отдельным гражданам, либо организациям (распространение сведений, которые порочат достоинство и честь гражданина, неисполнение установленных договорных обязательств и т. д.).

      В-пятых, финансовый проступок – это правонарушение, касающееся сбора, распределения материальных госресурсов (нарушение формирования финансовой отчетности, сокрытие налогов, несоблюдение установленных правил в отношении ведения операций по кассе и пр.).

      В-шестых, семейный проступок – это правонарушение в рамках брачно-семейных взаимоотношений (отказ от воспитания, содержания детей, неисполнение супружеских обязанностей и пр.).

      В-седьмых, конституционный проступок – нарушение, которое выражается, в частности, в принятии государственными органами противоречащих Конституции нормативных актов.

      Восьмой тип – процессуальный проступок – нарушение порядка осуществления правосудия, установленного законом, прохождения дела (юридического) в правоприменительном органе (неявка свидетеля, вызванного следователем, прокурором, судьей с последующим наложением штрафа либо неявка подсудимого в здание суда с последующим изменением меры пресечения — к примеру, заменой подписки о невыезде на арест).

      Понятие административного проступка

      Согласно российскому КоАП, оно трактуется как виновное противоправное действие (бездействие) физлица либо юрлица, за которое полагается административная ответственность.

      Административным проступком является применение госорганами в отношении субъектов административного права различного рода административной ответственности за нарушение определенных нормативных предписаний КоАП России.

      Состав рассматриваемого правонарушения

      Стоит отметить, что результат осуществления противоправного деяния – неблагоприятные последствия в отношении объекта данного права или личных имущественных (неимущественных) свобод, прав индивида, социума, государства.

      Состав административного проступка включает:

    7. Субъекта (юрлицо и физлицо).
    8. Объекта (социальные отношения, которые урегулированы правовыми нормами и охраняются административными мерами наказания и на которые нацелен административный проступок).
    9. Объективную сторону данного деликта (действие либо бездействие, которые запрещены нормами административного или иного права и за совершение которых предусматривается административная ответственность).
    10. Субъективную сторону рассматриваемого правонарушения (психическое отношение лица, совершившего административный проступок, к данному неправомерному деянию, его последствиям).
    11. Эти элементы обязательны для законченного полного состава правонарушения. Именно это имеет весомость при рассмотрении конкретными компетентными органами ряда дел, которые вытекают из рассматриваемого вида правонарушений.

      Характеристика рассматриваемой формы правонарушения

      Выделяют следующие признаки административного проступка:

    12. Он должен обязательно быть противоправным (нарушать отдельные либо целый ряд предписаний, которые установлены источниками данного права). К примеру, это может быть нарушение законов субъектов России в сфере административного права, положений Конституции относительно рассматриваемой области, должностных инструкций, а также властных директив.
    13. Деяние в форме противоправного действия либо бездействие конкретного субъекта соответствующего права должно носить именно виновный характер (нарушение общепринятых правовых норм, а иногда и этических). Например, нарушение ряда правил дорожного движения в виде умышленного установления ложных номерных знаков. Примером бездействия может выступать неисполнение должностным лицом банка обязанностей относительно контроля правильности осуществления компаниями (их объединениями) порядка ведения операций по кассе.
    14. Должна присутствовать общественная опасность (угроза нарушения социальных отношений, охраняемых соответствующим административным законодательством). К примеру, гражданин нарушил общеизвестное правило дорожного движения, перейдя дорогу в неположенном месте, но в это время на проезжей части осуществлялись ремонтные работы (присутствовал запрет на передвижение автотранспорта). В связи с этим деяние гражданина не носило характера угрозы безопасности движения на дороге (данный признак отсутствует, поэтому это не административное правонарушение).
      • За каждое административное правонарушение предусмотрена административная ответственность (наказуемость).
      • Административное правонарушение и дисциплинарный проступок: отличительные особенности

        Согласно общим правилам, последний опосредуется трудовыми отношениями. Достаточно часто нарушение соответствующих им обязанностей одновременно расценивается как административное правонарушение. Данного рода деликты получили название административно-дисциплинарных.

        Отличие административного правонарушения от проступка дисциплинарного заключается в характере общественных отношений, на которые нацелено противоправное деяние. Так, дисциплинарные проступки ориентированы на разлад внутреннего распорядка (трудового), который установлен в соответствующей организации, а еще на трудовую (воинскую, служебную) дисциплину. Согласно вышеуказанному правилу, данные социальные отношения – не объект административного правонарушения.

        Как было уже упомянуто ранее, данного рода проступок – неисполнение должностных обязанностей работником конкретного предприятия. Помимо этого, он влечет за собой непосредственно дисциплинарную ответственность, выраженную в виде дисциплинарных взысканий, которые значительно отличаются от взысканий, налагаемых за административное правонарушение по основаниям, таким как:

      • характер содержания решений (правоограничений);
      • порядок регулирования;
      • правовые последствия применения;
      • круг субъектов, наделенных правом их применять.
      • Административная ответственность: понятие, основание, признаки

        Это важнейший институт административного права. Данного рода наказуемость за совершенный административный проступок прописывается в разных нормативных актах. Так, законодатель устанавливает административную ответственность за конкретное противоправное действие, признавая тем самым общественную вредность данного деяния, а иногда и его социальную опасность. Он дает юридическую оценку и осуждает данное противоправное деяние вместе с лицом, его совершившим.

        Если рассматривать взаимосвязь таких понятий, как административный проступок и административная ответственность, то можно с уверенностью сказать, что второе – следствие первого. Это правовое понятие, сущность которого устанавливается административным законодательством. Административная ответственность в качестве вида юридической – один из методов госуправления, который связан с принудительным созданием порядка и урегулированности.

        Административная ответственность за административные проступки носит как имущественный характер (компенсации, штрафы и пр.), так и неимущественный (административный арест, предупреждение и др.).

        Ее основные признаки:

      • Она – следствие виновного деяния.
      • Административная ответственность за административные проступки носит защитный характер (охрана правопорядка).
      • Сопровождается общественным и государственным осуждением правонарушителя, совершенного данным субъектом деяния.
      • Данного рода ответственность нормативно определена (суть — установление и последующее применение санкций действующих правовых норм).
      • Она сопряжена с применением комплекса мер принуждения в отношении правонарушителя.
      • Ее реализация осуществляется в установленной процессуальной форме.
      • Административный проступок и преступление: отличительные черты

        Согласно российскому законодательству, существует несколько видов правонарушений: дисциплинарные и административные проступки, преступления, гражданско-правовые деликты. В связи с этим определены разнообразные виды юридической деятельности. Самая суровая – уголовная (совершение противоправных деяний, представляющих социальную опасность). Но все же большая часть правовых запретов и предписаний не настолько существенны, чтобы привлекать людей к уголовной ответственности. Именно поэтому введена административная ответственность (обычно применяется органами госуправления либо единолично судьей, не влечет за собой судимость).

        Преступление и административный проступок имеют значимый материальный критерий разграничения – общественную опасность, которая выражает общественно-правовое отличие первого понятия от второго и остальных деликтов. Она в качестве системной сложной социально-правовой категории выражает исключительное качество вредоносного деяния, нарушающего либо угрожающего условиям существования социума, определяя самую опасную разновидность правонарушений – преступление.

        Социальная опасность определена всеми известными элементами, входящими в состав преступления, однако в существенно значимой мере – признаками объективной стороны.

        Классификация рассматриваемого понятия

        Принято выделять несколько групп данных правонарушений, в которые входят следующие виды административных проступков:

        1. Административные деликты против личности, а именно:

        • избирательных прав (несанкционированное вмешательство в деятельность избирательной комиссии);
        • трудовых прав (увольнение сотрудников по причине объявления забастовки);
        • несовершеннолетних (невыполнение родителями установленных обязанностей относительно воспитания ребенка);
        • нравственности (неуважение пожилых людей);
        • вероисповедания (оскорбление гражданских религиозных чувств);
        • социальных прав (отказ в принятии на работу человека с ограниченными физическими возможностями в рамках установленной квоты);
        • здоровья (употребление наркотиков);
        • собственности (мелкое хищение).
        • 2. Административные проступки (примеры ниже) против социальной жизни, точнее, в следующих сферах:

        • промышленность (несоблюдение норм промышленной безопасности);
        • энергетики (повреждение электросетей);
        • транспорт (безбилетный проезд);
        • связь и информация (повреждение телефонных будок);
        • общественный порядок (мелкое хулиганство);
        • экология (несанкционированная вырубка деревьев);
        • строительство (возведение зданий без соответствующего разрешения);
        • сельское хозяйство (несоблюдение перечня правил и норм борьбы с вредоносными растениями);
        • дорожное движение (превышение скорости);
        • рынок ценных бумаг (несоблюдение порядка ведения реестра);
        • общественная безопасность (стрельба из огнестрельного оружия в черте населенного пункта).
        • 3. Рассматриваемые деликты против государства, а именно против:

        • госсобственности (несоблюдение норм эксплуатации культурных объектов);
        • финансов (несоблюдение правил порядка ведения операций по кассе);
        • таможни (несанкционированный ввоз товаров);
        • защиты госграницы (несанкционированное пересечение российской границы);
        • предпринимательской деятельности (открытие бизнеса без соответствующего разрешения);
        • налогов (нарушение сроков и порядка подачи декларации);
        • государственной власти (неосуществление предписаний судьи);
        • порядка управления (проживание без соответствующей регистрации).
        • Административное право: понятие, признаки

          Это система норм юридической направленности, которая регулирует общественные отношения, формирующиеся в ходе реализации функций и задач органов госвласти, местного самоуправления в процессе осуществления исполнительно-распорядительной работы, а также внутрифирменные отношения.

          Административное право имеет следующие признаки:

        • Оно выступает основополагающей отраслью публичного права.
        • Данное право – совокупность норм юридической направленности.
        • Оно оснащено обособленным предметом правового регулирования – управленческими отношениями, появляющимися в госсфере и иной области.
        • Рассматриваемая отрасль имеет особый метод регулирования в области прав.
        • Оно оснащено внутренней согласованностью и состоит из совокупности элементов.
        • Данное право имеет визуальное выражение (закреплено в соответствующих формах-источниках).
        • Разновидность административных наказаний

          Как уже было упомянуто ранее, все административные проступки (примеры которых приведены выше исходя из их разновидности) подвергаются соответствующей неприятной мере воздействия.

          Существуют следующие виды наказаний (административных):

        • предупреждение (взыскание, имеющее моральное содержание, которое оформляется письменно либо в иной форме, кроме устной);
        • возмездное изъятие предмета (орудия) совершения административного правонарушения (принудительное отчуждение и его последующая реализация с возвратом оставшейся после вычета сопутствующих расходов суммы денежных средств собственнику);
        • лишение особого права, предоставленного физлицу, к примеру, права охоты, управления автотранспортным средством (сроком до 3-х лет в ситуации грубого либо систематического правонарушения);
        • административное выдворение иностранца (лица без соответствующего гражданства) за пределы России;
        • административное приостановление осуществляемой деятельности (либо окончательное, либо сроком до полугода);
        • штраф (материальное взыскание, которое налагается за правонарушение административного характера в размере, установленном российским законодательством);
        • конфискация предмета (орудия) совершения административного правонарушения (принудительное безвозмездное его отчуждение в госсобственность);
        • административный арест (сроком до 15 суток и лишь в особых случаях и за исключением группы лиц: беременных либо имеющих детей младше 12 лет, несовершеннолетних, инвалидов 1, 2 группы);
        • дисквалификация (административное взыскание и принудительное лечение больных алкоголизмом, токсико- и наркоманией, уклоняющихся от добровольной госпитализации, ввиду чего ставших угрозой общественному порядку).
        • Итак, уже стало понятно, что административная ответственность владеет обширным запасом мер принуждения административного характера, которые весьма специфичны и выделяют ее среди иных форм юридической ответственности (уголовной, гражданской, трудовой и пр.). Помимо этого, она носит публичный характер, пресекает исключительно административные деликты и сочетает и личную, и имущественную ответственность.

          Совершение лицом данного рода правонарушения выступает законным основанием для использования мер рассматриваемой ответственности. Законодатель имеет их большой запас. Каждая из мер отличается комплексом исключительных преимуществ перед иными видами, а также ограничительными возможностями.

          Достижение соответствующих целей доступно лишь в ситуации применения к отдельно взятому случаю конкретной меры ответственности, соответствующей совершенному противоправному деянию, нанесенному им ущербу. Это может быть реализовано только при условии строгого соблюдения закона, основных принципов использования мер данного рода ответственности, а именно:

        • правомерности применения данных мер (их строгое соответствие закону);
        • справедливости наказания;
        • целесообразности привлечения к данного рода ответственности конкретного лица;
        • соразмерности (соответствие совершенного деяния и ответственности за него).
        • Напоследок стоит напомнить, что правонарушения подразделяются на преступления и проступки (дисциплинарные, административные и пр.).

          businessman.ru