Полезные статьи

Хозяйственные суды г минска

История экономического суда города Минска началась в 1998 году, когда из состава хозяйственного суда Минской области был выделен хозяйственный суд столицы.

Минск в то время остро нуждался в деятельности специального суда для рассмотрения дел в сфере экономических правоотношений. Более половины субъектов хозяйствования страны (60%) было зарегистрировано и работало в столице. Проводимые рыночные реформы, новые принципы хозяйствования, активное развитие предпринимательства диктовали необходимость в полноценном правовом обеспечении интересов субъектов данных правоотношений — особенно в Минске, где сосредоточены бизнес, промышленность и капитал.

На этапе своего становления суд действовал в составе 17 судей, входивших в судебную коллегию по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции. Функции надзорной инстанции осуществлял председатель суда.

С момента вступления в силу в 1999 году Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь был установлен порядок пересмотра постановлений суда первой инстанции в кассационном порядке, и приказом председателя в суде была образована кассационная инстанция.

В марте 2005 года с введением в действие новой редакции Хозяйственного процессуального кодекса в системе хозяйственных судов появился кардинально новый судебный институт – пересмотр дел в апелляционной инстанции. Наряду с проверкой законности и обоснованности постановлений суда первой инстанции, в апелляционной инстанции изучаются материалы дела, заслушиваются пояснения представителей сторон, исследуются и оцениваются доказательства.

В состав апелляционной инстанции входят наиболее опытные судьи, на которых возложены функции по пересмотру дел, разрешенных в суде первой инстанции, а также по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

2013 – 2014 годы были отмечены изменением системы судоустройства в Республике Беларусь. Выведение работы органов судебной власти на качественно новый уровень, отвечающий современным вызовам и запросам общества, потребовал принятия стратегических решений о реформировании структуры судебной системы и принципов управления ею.

29 ноября 2013 года был принят Декрет Президента Республики Беларусь № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь». В соответствии с его положениями в Республике Беларусь с 1 января 2014 года общие и хозяйственные суды были объединены в единую систему судов общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Республики Беларусь. Одновременно из организационной структуры судов были выведены судебные исполнители с образованием централизованной службы принудительного исполнения судебных решений в системе Министерства юстиции.

В соответствии с требованиями Декрета хозяйственные суды были переименованы в экономические. Это более точно соответствовало характеру осуществляемых ими полномочий, к которым относится разрешение не только сугубо хозяйственных, но и целого ряда других споров в сфере экономических отношений.

С 1 января 2014 года хозяйственный суд столицы стал называться экономическим судом города Минска.

court.gov.by

Хозяйственные суды г минска

§ 7. Состав и компетенция хозяйственного суда области (г. Минска), специализированного хозяйственного суда

В каждой области Республики Беларусь действует хозяйствен­ный суд соответствующей области, в Минске — хозяйственный суд г. Минска.

В соответствии со ст. 61 Кодекса о судоустройстве и статусе судей хозяйственный суд области (г. Минска), специализированный хозяйственный суд действует в следующем составе (см. рисунок 3.18).

Рисунок 3.18

При необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Рес­публики Беларусь в хозяйственном суде области (г. Минска) могут образовываться иные судебные коллегии для специализированно­го рассмотрения дел.

Хозяйственный суд области (приравнен к нему по статусу хо­зяйственный суд г. Минска) состоит из председателя суда, замес­тителей (заместителя в большинстве случаев) и судей, которые ис­полняют свои обязанности в судебных коллегиях (см. рисунок 3.19).

Рисунок 3.19

Количественный состав судей хозяйственного суда области (г. Минска) устанавливается Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Рес­публики Беларусь.

Компетенция хозяйственного суда представлена на рисунке 3.20.

Рисунок 3.20

Председатель хозяйственного суда области (г. Минска), явля­ющийся судьей соответствующего хозяйственного суда, назнача­ется Президентом Республики Беларусь по совместному представ­лению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь сроком на пять лет. Компетенция председателя хозяйственного суда области про­демонстрирована на рисунке 3.21.

Рисунок 3.21

Аналогичными полномочиями закон предполагает наделить и председателя специализированного хозяйственного суда (в случае его образования).

Что касается заместителя председателя хозяйственного суда области (г. Минска), то он назначается на эту должность в том же порядке и на тот же срок, что и председатель суда.

Заместители (заместитель) председателя хозяйственного суда области (г. Минска) также являются судьями соответствующего хозяйственного суда и в соответствии с распределением обязанно­стей возглавляют судебные коллегии и судебные составы, а также председательствуют в заседаниях судебных коллегий и назначают председательствующими судей соответствующих судебных колле­гий, ведут личный прием граждан, организуют изучение и обоб­щение судебной практики, ведение и анализ судебной статистики, деятельность структурных подразделений аппарата соответствую­щего суда в соответствии с распределением обязанностей.

В случае отсутствия председателя хозяйственного суда области (г. Минска) или при невозможности исполнения им своих обязанно­стей полномочия председателя суда осуществляет один из замести­телей председателя в соответствии с распределением обязанностей.

Составы судебных коллегий хозяйственного суда области (г. Минска) назначаются Председателем Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь по представлению председателя хозяй­ственного суда области (г. Минска). Руководство работой судеб­ных коллегий осуществляют заместители председателя суда, вхо­дящие в состав соответствующих коллегий.

В судебных коллегиях хозяйственного суда области (г. Минс­ка) председателем суда формируются составы суда для коллеги­ального рассмотрения дел.

Председатель хозяйственного суда области (г. Минска) в не­обходимых случаях вправе привлекать судей, входящих в состав одной из судебных коллегий, к рассмотрению дел, отнесенных к компетенции другой судебной коллегии.

К компетенции судебных коллегий хозяйственного суда обла­сти (г. Минска) отнесено рассмотрение в пределах своей компе­тенции дела в качестве суда первой инстанции, в апелляционном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Процессуальные инстанции хозяйственного суда области (хо­зяйственного суда г. Минска) представлены на рисунке 3.22.

Рисунок 3.22

Как видим, в хозяйственном суде области одновременно фун­кционируют первая и апелляционная (пересмотр не вступивших в законную силу судебных актов) инстанции. Совмещение в основ­ном звене системы хозяйственных судов двух судебных инстанций -первой и апелляционной по рассмотрению существа экономичес­ких споров и иных подведомственных дел и пересмотру решений и определений, не вступивших в законную силу, обусловливает специфику хозяйственного судопроизводства Беларуси.

Итак, новый ХПК, введя в хозяйственное судопроизводство апелляционную стадию, сохраняет пересмотр не вступивших в за­конную силу судебных актов в этом же суде.

Российский законодатель в этом вопросе пошел дальше. Так, 9 июля 2003 г. вступили в действие изменения и дополнения в Феде­ральные конституционные Законы «О судебной системе Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации» 194 , в соответствии с которыми система арбитражных судов включает в себя арбитражные апелляционные суды, являющиеся вышестоящи­ми по отношению к арбитражным судам субъектов федерации 195 .

В хозяйственном суде образован аппарат, который включает следующие подразделения (см. рисунок 3.23).

Рисунок 3.23

Конкретная численность работников аппаратов хозяйственных судов областей и г. Минска установлена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 января 2009 г. № 2 в количе­стве 303 единицы 196 .

Рассмотрим компетенцию данных подразделений хозяйствен­ного суда.

1. Управление обеспечения работы хозяйственного суда, ос­новными задачами которого являются:

1) аналитическая работа по обеспечению деятельности судеб­ных инстанций в части формирования единообразной судебной практики;

2) осуществление мероприятий по организационному обеспе­чению деятельности хозяйственного суда области;

3) организация работы по подбору и повышению квалифика­ции кадров;

4) материально-техническое и хозяйственное обеспечение де­ятельности хозяйственного суда области;

5) организация работ по информатизации хозяйственного суда области.

Структурными подразделениями Управления обеспечения ра­боты хозяйственного суда являются:

1) отдел судебной практики; 2) отдел организационно-кадро вой работы и делопроизводства; 3) сектор материально-техничес кого и хозяйственного обеспечения.

Основные задачи отдела судебной практики состоят в сле­дующем:

1) обеспечение деятельности хозяйственного суда по форми­рованию единообразной судебной практики;

2) подготовка аналитической информации о работе хозяйствен­ного суда;

3) организация работы по совершенствованию и пропаганде законодательства;

4) организации и участие в мероприятиях правового характера;

5) сбор, учет и систематизация законодательства Республики Беларусь;

6) обслуживание и обеспечение функционирования компью­терной техники, программного обеспечения локальной сети хозяй­ственного суда;

7) организация и осуществление информационного обеспече­ния деятельности хозяйственного суда;

8) взаимодействие и сотрудничество со средствами массовой информации, научными и учебными заведениями по вопросам пре­доставления и обмена информацией.

Основными задачами отдела организационно-кадровой рабо­ты и делопроизводства являются:

1) разработка организационно-распорядительных и методичес­ких документов, направленных на совершенствование организации работы в хозяйственном суде, обеспечение взаимодействия между структурными подразделениями;

2) обеспечение контроля за сроками исполнения в хозяйствен­ном суде постановлений Пленума и Президиума Высшего Хозяй­ственного Суда Республики Беларусь, приказов и поручений руко­водства Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и хозяйственного суда, а также иных документов и поручений;

3) обеспечение планирования в хозяйственном суде и конт­роль за выполнением планов;

4) организация ведения кадровой работы и делопроизводства в хозяйственном суде области;

5) обеспечение деятельности архива хозяйственного суда об­ласти;

6) подготовка периодической и оперативной статистической информации о работе судебных инстанций;

7) обеспечение консультативной помощи, информационной, технической поддержки судьям, специалистам, судебным испол­нителям, бухгалтерии;

8) осуществление мероприятий по охране труда и технике бе­зопасности.

Основной задачей отдела исполнения постановлений являет­ся защита прав и охраняемых законом интересов государства, юри­дических и физических лиц путем своевременного и полного ис­полнения постановлений хозяйственных судов Республики Беларусь и иных органов.

Отдел в соответствии с возложенной на него задачей осуще­ствляет следующие основные функции:

1) исполнение исполнительных документов в порядке, опре­деленном ХПК;

2) изучение практики применения законодательства Респуб­лики Беларусь в сфере исполнительного производства, разработка предложений по его совершенствованию;

3) разработка проектов организационно-распорядительных документов хозяйственного суда по вопросам исполнительного производства и деятельности отдела;

4) учет нормативных правовых актов, связанных с деятельно­стью Службы судебных исполнителей и исполнительным произ­водством, поддержание их в контрольном состоянии;

5) осуществление мероприятий по повышению профессио­нальной подготовки и переподготовки судебных исполнителей хо­зяйственных судов;

6) участие в разработке и обеспечении отдела программно-техническими средствами и технологиями автоматизации оформ­ления исполнительного производства, контроля исполнения;

7) анализ и обобщение практики по рассмотрению хозяйствен­ным судом жалоб на действия, а также обращений на действия (без­действие) судебных исполнителей отдела;

8) организация взаимодействия с органами государственной власти, правоохранительными и контрольными органами, местны­ми исполнительными и распорядительными органами по вопро­сам, связанным с исполнением судебных и иных актов.

194 Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. – № 27 (Ч. 1). – Ст. 2698.

195 Савюк, Л.К. Правоохранительные органы: учебник / Л.К. Савюк. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – С. 279 – 282.

196 Об установлении численности работников аппаратов хозяйственных су­дов областей и г. Минска: постановление Совета Министров, 6 янв. 2009 г, № 2 // НРПА. — 2009. — № 15. — 5/29103.

ebooks.grsu.by

+375 29 185 30 01
+375 29 333 50 64
+375 17 215 01 70

Справочная информация от «Counsel.by» — многолетний опыт защиты интересов в суде

Экономический суд г. Минска (ранее — Хозяйственный суд г. Минска)

Контактные телефоны: приемная — тел. (8-017) 284-05-00, факс – 294-93-49; канцелярия — тел. (8-017) 294-92-82, тел. 385-22-29

Экономический суд Минска — судьи, помощники судей, судебные исполнители

См. также:

Заказ консультанта

Юридическая консультация онлайн

16.05.2018 — О системе контроля налоговых органов (СКНО)

В целях повышения продуктивности и оперативности проверки движения денежных средств в области торговли и оказания услуг были установлены новые правила контроля за кассовым оборудованием субъектов хозяйствования.
Подробнее »

22.05.2018 — О проекте изменений в УК РБ

В обширный перечь кодексов Республики Беларусь планируется внести изменения. В частности, в Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее – УК) возможно, будет внесена ответственность за распространение информации и призывы к суициду, также планируется смягчить ответственность за преступления связанные с незаконным оборотом наркотических веществ.
Подробнее »

21.05.2018 — Рост курса криптовалюты

На биржах криптовалют установился самый высокий курс биткоина за прошедшие две недели. Самая популярная криптовалюта биткоин преодолела рубеж в 8000 долларов США. В прошлом месяце указанная криптовалюта несколько раз приближалась к уровню 7500 долларов США, но закрепиться на этом курсе биткон не мог, т.к. курс быстро падал.
Подробнее »

counsel.by

Court.By – сайт Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь

Высший хозяйственный суд Республики Беларусь – это высший судебный орган в системе хозяйственных судов Беларуси, которые осуществляют правосудие в области хозяйственных отношений. Он несет ответственность за выполнение задач, возложенных на хозяйственные суды, а также организацию, состояние и совершенствование деятельности всех хозяйственных судов республики.

Сайт Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь, разработанный студией Pixelhead, несомненно, станет ценным источником информации для субъектов хозяйствования Республики Беларусь и других лиц и организаций, интересующихся правовыми аспектами хозяйственной деятельности в Республике Беларусь.

На сайте представлена исчерпывающая информация о системе хозяйственных судов Республики Беларусь, принципах ее организации и деятельности. Подробно рассматриваются вопросы процедуры банкротства и реализации имущества должников, описывается порядок обращения в хозяйственные суды Республики Беларусь, приводится список необходимых для этого документов. Изюминка сайта – это та эксклюзивная информация, которая на нем представлена в весьма значительных объемах.

Посетители сайта могут ознакомиться с ответами судей Высшего хозяйственного суда на вопросы, связанные с процедурой банкротства. На court.by можно найти списки банкротов, картотеку реализуемого имущества должников с возможностью фильтрации по целому ряду параметров, изучить нормативные документы, регламентирующие порядок подачи иска и оплаты госпошлины, воспользоваться онлайновым калькулятором для расчета подлежащей оплате госпошлины. На сайте также оперативно размещаются объявления о проводящихся хозяйственными судами торгах по реализации имущества должников.

Внимание посетителей сайта, конечно же, привлечет и возможность ознакомиться с анонсами статей еще не вышедшего из печати журнала «Вестник Высшего хозяйственного суда», а также статьями из предыдущих номеров.

news.tut.by

Получатель: Главное управление Министерства финансов Республики Беларусь по г. Минску

ОАО «АСБ «БЕЛАРУСБАНК»

р/с BY04AKBB36029110100040000000

БИК AKBBBY2X

УНП100062516

Код платежа:

03001 – для юридических лиц;

03002 – для индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

Назначение платежа: Госпошлина в экономический суд г. Минска по иску (заявлению, жалобе) к _________ (указать наименование ответчика) о взыскании _________ суммы.

Особенности оформления платежного документа

Ставки госпошлины

При наличии согласованного сторонами ходатайства о проведении примирительной процедуры пошлина с исковых заявлений уплачивается в размере 50% установленной ставки.

Калькулятор госпошлины

Подлежащая уплате сумма государственной пошлины рассчитывается по ставке или исходя из размера базовой величины, установленных:

  • на день поступления документов в суд,
  • либо на день отправления документов через отделение почтовой связи.
  • Размер государственной пошлины в 2018 году

    Ставки госпошлины для нерезидентов Республики Беларусь

    Резиденты государств, не участвующих в Ашгабатском Соглашении, руководствуются ставками пошлины, установленными приложением 16 к Налоговому кодексу Республики Беларусь.

    Подтверждением фактического зачисления в республиканский бюджет государственной пошлины, уплаченной плательщиками, не являющимися налоговыми резидентами Республики Беларусь и находящимися за пределами Республики Беларусь, является справка инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по городу Минску, которая направляется в суд в течение пяти рабочих дней после зачисления государственной пошлины в бюджет.

    Базовая величина

    С 1 января 2018 года в Республике Беларусь установлена базовая величина в размере 24,5 рублей.

    Система «Расчет» (ЕРИП)

    Чтобы уплатить госпошлину через ЕРИП при обращении в районный (городской), областной (Минский городской), экономический суд, необходимо:

    Выбрать

  • Система «Расчет» (ЕРИП)
  • Суды, Юстиция, Юридические услуги
  • Суды
  • Территориальное расположение суда (Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Могилев, Минская область или г. Минск либо соответствующая область)
  • Суд, в который необходимо обратиться
  • Госпошлина при обращении в суд
  • Ввести

  • Номер документа, удостоверяющего личность (например, № паспорта гражданина Республики Беларусь: АА1234567. При отсутствии паспорта – номер иного документа, удостоверяющего личность)
  • ФИО плательщика
  • Сумму платежа
  • Проверить корректность информации

    Оплатить

    Оплату государственной пошлины с помощью системы «РАСЧЕТ» можно произвести в любом банке или отделении РУП «Белпочта», а также самостоятельно через интернет-банкинг, мобильный банкинг, инфокиоск, банкомат, устройство приема наличных денег и т.д.

    Совершить оплату можно с использованием наличных денежных средств, любых электронных денег, банковских платежных карточек.

    Плательщик госпошлины

    Плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица, которые:

  • обращаются за совершением юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу отдельных документов, в специально уполномоченные на то государственные органы, иные уполномоченные организации, к должностным лицам;
  • выступают ответчиками (должниками) в судах, если при этом решение суда принято не в их пользу, а истец (взыскатель) освобожден от государственной пошлины в соответствии с законодательством.
  • Вне зависимости от способа уплаты государственной пошлины (самостоятельно истцом (заявителем) или иным лицом), плательщиком пошлины будет являться истец (заявитель), поскольку именно он обращается в суд за рассмотрением иска (заявления, жалобы).

    В платежном документе в графе «плательщик» указывается субъект, обращающийся в суд за совершением юридически значимого действия.

    При наличии оснований, указанных в пункте 1 ст. 259 Налогового кодекса, возврат или зачет уплаченной государственной пошлины производится плательщику.

    Что облагается государственной пошлиной?

    Государственной пошлиной облагается:

    • рассмотрение исковых и иных заявлений, жалоб, ходатайств, подаваемых в суды, кассационных, апелляционных и надзорных жалоб на судебные постановления, выдача копий документов;
    • рассмотрение исковых заявлений и жалоб, подаваемых в судебную коллегию по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь, а также выдача копий судебных постановлений этой коллегии.
    • Возврат / зачет госпошлины

      Возврат или зачет плательщику полностью или частично уплаченной суммы государственной пошлины производятся налоговым органом.

      Возврат государственной пошлины, уплаченной по исковым и иным заявлениям, которые не были поданы в суд, производится на основании справки, выданной судом.

      www.court.gov.by