Полезные статьи

Форма бланка на развод в суд

Оглавление:

Как продлить ОСАГО онлайн через интернет. Правила продления для различных страховых компаний.

С недавнего времени автовладельцы могут продлевать полис ОСАГО, не выходя из дома. Крупные страховые компании предоставляют такую возможность через личный кабинет, при условии соблюдения порядка процедуры. В представленной статье мы подробно расскажем о том, где можно получить подобную услугу, какие документы для этого нужны и другие особенности процедуры.

○ ОСАГО через интернет.

С 1 июля 2015 года вступили в силу изменения в Федеральном законе «Об обязательном страховании…» от 25.04.2002 №40-ФЗ, которые предусматривают возможность получения и продления ОСАГО через интернет.

  • «Договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. Создание и направление страхователем страховщику заявления о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа осуществляются с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».» (п. 7.2 ст. 15 №40-ФЗ)
  • ✔ Условия для продления через интернет.

    Чтобы продлить страховку, нужно написать заявление установленного образца, которое можно найти на сайте выбранной страховой компании. Для признания документа действительным, необходимо наличие электронной подписи (п. 7.2 ст. 15 №40-ФЗ). Она создается при помощи электронного ключа, в котором хранятся все сведения о владельце в зашифрованном виде, которые передаются по специальным каналам связи.

    Получить электронный ключ следует в специализированном центре, который можно найти в каждом городе. Именно необходимость получения электронного ключа является основным неудобством продления страховки через интернет.

    Независимо от того, каким именно способом оформлено либо продлено ОСАГО, срок его действия составляет 12 месяцев.

    ✔ Когда продлить полис через интернет нельзя.

    При оформлении любого водительского документа (страховка, ТО и т.д.) сведения о владельце вносятся в базу Российского Союза Автовладельцев (РСА). Именно по ней проверяются данные, предоставляемые при оформлении страховки через интернет. Поэтому существуют некоторые ограничения в возможности получения электронной страховки. Так, нельзя оформить либо продлить полис, если:

  • У вас новый автомобиль либо ваше ТС записано на старого владельца. В каждом из этих случаев данные о вас либо о машине будут отсутствовать в базе, соответственно получение страховки будет невозможным.
  • Произошли какие-то изменения в личных документах (поменялся номер водительского удостоверения, адрес прописки, госномер ТС и т.д.). В этом случае можно продлить полис по устаревшим данным, но обязательно нужно затем посетить страховую компанию и зафиксировать новые сведения. Если этого не сделать, появится риск того, что компания не выплатить страховку.
  • ТС зарегистрировано не на территории РФ.
  • У вас нет диагностической карты по факту прохождения техосмотра, внесенной в базу ЕАИСТО.
  • ○ Правила для договора ОСАГО через интернет.

    Алгоритм действий для оформления договора ОСАГО онлайн следующий:

  • Написание заявления на официальном сайте выбранной страховой компании.
  • Подписание документа при помощи электронного ключа.
  • Оплата стоимости страховки удобным для заявителя способом.
  • Получение оформленного страхового полиса с усиленной электронной подписью страховщика и внесение данных о заключенном договоре в базу.
  • Распечатка полиса. Данный этап не является обязательным, но он желателен для предъявления документа сотрудникам ГИБДД.
  • ○ Как продлить полис.

    Согласно поправкам в №40-ФЗ, полис можно приобрести либо продлить только на официальном сайте страховой компании. Следует помнить, что при корректном порядке оформления документа, требование об оплате поступает исключительно после проверки всех введенных данных. В противном случае, рекомендуется дополнительно проверить, действительно ли вы находитесь на нужном сайте.

    Чтобы продлить полис, нужно представить сведения из:

  • Паспорта.
  • Предыдущего полиса.
  • ПТС либо СТС авто.
  • Водительские удостоверения лиц, допущенных к управлению ТС.
  • Действительной диагностической карты.
  • При этом юридическим лицам нужно дополнительно представить данные организации (ИНН и ОГРН). Стоит учитывать, что для них стоимость оформления или продления страховки существенно выше, чем для физических лиц.

    На сегодняшний день возможность продления ОСАГО онлайн предоставляют не все страховые компании. Лидерами среди них являются:

    Чтобы продлить страховку в Ингосстрахе нужно:

  • Открыть официальный сайт компании.
  • Перейти на вкладку «ОСАГО».
  • Выбрать в открывшемся меню вкладки «Продлить полис».
  • В левой колонке указать номер предыдущего договора, в правой – фамилию страхователя.
  • Нажать последовательно кнопки, расположенные внизу «Проверить», «Оплатить», «Получить на e-mail».
  • Чтобы продлить страховку в Росстрахе, следуйте представленному алгоритму:

  • Зарегистрируйтесь в личном кабинете на официальном сайте компании.
  • Выберите вкладку «Страхование», затем «ОСАГО», затем «Продлить».
  • Заполните все поля открывшегося бланка.
  • Нажмите последовательно на «Проверить», «Оплатить», «Получить».
  • Готовый полис придет на вашу электронную почту.

    Для продления ОСАГО в Альфастраховании нужно:

    • Зайти на официальный сайт компании.
    • Выбрать в меню справа вкладку «е-ОСАГО», затем «Продлить».
    • Вы будете перенаправлены в личный кабинет, где следует пройти быструю регистрацию.
    • После ее завершения, заполните предъявленный бланк, проверьте все данные и нажмите «Оплатить».
    • Выберите удобную систему расчета и перечислите средства;
    • После того, как платеж будет обработан, на вашу электронную почту поступит готовый полис.
    • Таким образом, процедура продления ОСАГО через интернет максимально упрощена и не требует много времени. После того, как страховка будет получена, вы можете ее распечатать. Формально, сотрудники ГИБДД имеют возможность проверки электронной версии документа, но на практике они не всегда готовы заниматься этим. Поэтому для экономии времени и сил, храните распечатанный вариант электронной страховки в своем автомобиле.

      ○ Советы юриста:

      ✔ Полис просрочен уже несколько месяцев.

      В этом случае придется заключать новый договор. Это можно сделать в онлайн режиме, заполнив соответствующее заявление на официальном сайте выбранной страховой компании.

      ✔ Продлил полис онлайн, как узнать, продлился ли.

      Если вы получили страховку на электронную почту, ваш полис прошел проверку РСА и является действительным. Но при желании можно провести дополнительную проверку. Для этого зайдите на официальный сайт РСА, укажите серию и номер своего бланка, введите код безопасности и нажмите «Поиск». Если документ зарегистрирован в базе, он будет выдан в течение нескольких секунд.

      Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

      topurist.ru

      Образец оформления приказа о внутреннем совместительстве

      Приказ о внутреннем совместительстве — образец его оформления примера приведем образец заполненного бланка для совместителя вы найдете в предлагаемой нами статье — требуется в каждом случае приема на работу совместителя. Также наш материал расскажет о порядке оформления и регистрации этого документа.

      Приказ на совместительство

      Статья 60.1 ТК РФ предоставляет администрации организации право назначить на вакантную должность уже работающего на данном предприятии сотрудника — такая форма трудоустройства именуется внутренним совместительством. Назначение в этом случае необходимо, согласно упомянутой статье ТК РФ, оформить путем заключения с работником еще одного трудового соглашения (либо нескольких, так как количество возможных совмещений ТК РФ не ограничивает).

      Юридическое оформление приема на работу по совместительству проводится согласно требованиям статьи 68 ТК РФ. Часть 1 обозначенной статьи указывает, что факт приема на работу помимо заключения договора с работником оформляется изданием соответствующего приказа или распоряжения. Правовой основой для издания приказа/распоряжения будет выступать ранее заключенный договор с работником на совместительство.

      Все формулировки, которые будет содержать документ, должны полностью соответствовать содержанию трудового договора. С содержанием изданного приказа работник-совместитель должен быть ознакомлен в течение 3 дней. При этом факт ознакомления, согласно части 2 статьи 68 ТК РФ, подтверждается его подписью.

      Важно помнить, что до подписания договора и оформления приказа работника необходимо ознакомить (также под подпись) с внутренними документами предприятия, которые в дальнейшем будут регламентировать его новую работу (должностной инструкцией, правилами распорядка и т. д.).

      Правовое значение приказа

      Важно понимать, что приказ о внутреннем совместительстве — это базовый распорядительный документ, на основании которого впоследствии будет оформляться вся документация, связанная с данным работником. Например, во исполнение пункта 10 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ «О трудовых…» от 16.04.2003 № 225, запись в трудовую книжку работника вносится по приказу администрации организации (его реквизиты указываются в крайней правой графе при заполнении раздела «Сведения о работе» трудовой).

      Также на основании приказа о приеме на работу по совместительству вносится запись в личную карточку работника (форма Т-2), согласно пояснениям к пункту 1.1 постановления Госкомстата РФ «Об утверждении…» от 05.01.2004 № 1.

      Совместительство или совмещение?

      Помимо совместительства статья 60.2 ТК РФ также указывает на возможность совмещения профессий или должностей. Основным критерием совмещения является возложение на работника дополнительных обязанностей по его профессии, а также временное назначение на иную (в дополнении к уже имеющейся) должность при наличии на ней работника, находящегося в отпуске, на больничном либо отсутствующего по иным причинам.

      В такой ситуации новый трудовой договор не оформляется — соответственно, издавать приказ о приеме на работу не требуется. Сведения о выполнении срочной дополнительной работы не подлежат внесению и в трудовую книжку.

      Что касается оформления совмещения, то его продолжительность, характер и объем, согласно части 3 статьи 60.2, должны быть определены отдельным распоряжением администрации. При этом возложение дополнительной работы производится с согласия работника и при соразмерном увеличении зарплаты.

      Оформление приказа, образец

      Приказ о приеме совместителя оформляется на унифицированном бланке формы Т-1, которая утверждена обозначенным выше постановлением Госкомстата. В приказе должна быть отражена следующая информация (для удобства разделим ее на блоки):

    • реквизиты организации (полное наименование и код по ОКПО);
    • наименование приказа, номер и день оформления;
    • сведения о работнике (инициалы, номер по табелю, должность, условия оформления на работу, наличие испытательного срока);
    • указание срока работы, если с совместителем заключен временный договор;
    • указание размера оклада и надбавки к нему;
    • указание реквизитов договора по совместительству, на основе которого оформляется приказ;
    • подпись руководителя, а также сведения об ознакомления работника с содержанием документа.
    • Отражение сведений о совместительстве

      Необходимо подчеркнуть, что упомянутая нами форма Т-1 используется для оформления приказов в отношении как совместителей, так и работников, принимаемых на основную работу. Для разграничения совместителей и прочих сотрудников заполняется специальная строка, которая определяет условия приема их на работу. Причем речь может идти, согласно части 2 статьи 57 ТК РФ, не только о совместительстве, но и о разъездной работе, работе вахтовым методом и т. д. Все перечисленные сведения (при наличии особого характера работы) необходимо указать именно в этой строке.

      В качестве примера приведем образец заполненного бланка для совместителя (внесенные в бланк сведения выделены курсивом):

      Регистрация приказа

      При работе любой организации неизбежно накопление кадровых документов, в связи с чем возникает необходимость их группировки, регистрации и хранения. Наиболее простой способ регистрации — использование соответствующего журнала. Также допустимо применение компьютерных программ или специальных картотек по делопроизводству, однако подобные возможности доступны далеко не каждому предпринимателю.

      Для регистрации приказов обычно используется отдельный журнал (при необходимости их может быть и несколько). Нормативные акты не устанавливают специальных требований к подобным документам, тем не менее на практике уже выработаны определенные критерии, в соответствии с которыми выглядеть такой журнал может следующим образом:

      Журнал регистрации приказов

      отдела кадров ООО «Радуга»

      Ответственное лицо: начальник отдела Смирнов В. Н.

      nsovetnik.ru

      Подделка документов (статья 327 УК РФ) состав преступления и наказание

      Подделка документов

      За поделку документов правонарушитель несет уголовную ответственность.

      Фальсификация различных видов бумаг может выражаться путем замены всех или части необходимых реквизитов.

      Кроме того, при уличении человека в подделке бумаг, есть ряд особенностей, квалифицирующих оснований и примечаний, имеющих значение для правильного определения ответственности, о которых мы поговорим далее.

      Общие сведения

      Ответственность за подделку документов предусматривается ст. 327 УК РФ.

      В тоже время в данной статье есть уточнения по поводу видов и цели назначения поддельного документа (документов).

      Чтобы деяние квалифицировалось по данной статье необходимо стечение таких обстоятельств:

    • осуществлена поделка удостоверения или официального документа;
    • данный документ (удостоверение) предназначается для предоставления льгот или освобождения от каких-то обязанностей;
    • фальшивый документ преступник применил (к примеру, предъявил на работе поддельный больничный лист) или передал другому лицу;
    • ответственность по ст. 327 наступает и в случае подделки государственных наград, бланков, штампов, печатей.
    • Меру наказания суд определяет в зависимости от обстоятельств каждого конкретного случая.

      В ст. 2 статьи речь идет об аналогичных деяниях, но если они предприняты для того, чтобы скрыть свои преступные действия или упростить его дальнейшее совершение.

      В таком случая меры наказания возрастают: это могут быть или принудительные работы до 4-х лет или же на такой же срок тюремное заключение.

      В ч.3 законодатель установил ответственность сугубо за использование фальсифицированного документа с высшей санкцией в виде ареста на полгода.

      Квалифицирующие признаки

      Важно заменить, что УК не расшифровывается понятие «подделка документов». Однако экспертами установлено, что фальсификация может выражаться в следующем:

    • изготовление поддельной бумаги при помощи копировальной или множительной техники;
    • использование бланков, полученных незаконным путем;
    • использование подделанных штампов, подписей, печатей;
    • исправления, внесенные в документ или полностью переделанный документ;
    • изменения части и полного объема текста в документе, которые совершаются способом смывания, подчисткой, вырезания, травления;
    • добавление иных записей путем дописок, вставок, вклеивания.
    • Под подчисткой документа понимается механическое удаление частей (или всего) текста. Может производиться при помощи стирания ластиком, лезвием.

      Таким образом, верхний слой бумаги повреждается, волокна взъерошиваются, изменена глянцевая поверхность.

      Травление – это изменение документа при помощи химикатов (кислот, щелочей). Такой метод может помочь в удалении текста, но также воздействует и на бумагу. После травления на бумаге появляются желтые пятна, чернила могут расплыться, наблюдается нечеткость штрихов.

      Дописка (допечатка) – это добавления текста в виде отдельных слов, абзацев, цифр, символов. Такие дописки вносятся, как правило, небольшого объема, но могут существенно повлиять на содержание документа.

      К примеру, допечатываются суммы в ведомостях, накладных. Отличить такую махинацию можно по несовпадению горизонтальных знаков, отличие цвета чернил и т.д.

      Объективная сторона

      Преступное действия согласно ст. 327 УК может выражаться в подделке официальных документов (его изготовление в любых объемах, любым способом). Также данной статье предусматриваются действия только по сбыту документа, бланка, печатей, наград РФ, СССР, без проведения махинаций с ним.

      То есть подделкой бумаг занимался один человек, а предъявлял фальшивый документ другой гражданин. Махинации со штампами могут заключаться в создании полностью новых фальшивых штампов или же внесение в печати, которые выпущены на законной основе новых букв и других реквизитов, искажающих их суть.

      Однако есть ряд преступлений, которые не квалифицируются по ст. 327. К примеру, если человек подделал рецепт от врача или другой документ, который позволяет ему получить наркотическое или психотропное вещество, это расценивается как совсем другое преступление (ст. 233).

      В таком случае статья про поделку документов не применяется даже дополнительно.

      Опасность таких действий заключается в том, что использование фальсифицированных документов (удостоверений) нарушает регламентированный порядок оборота и обращения с официальными бумагами, печатями, штампами и т.д.

      В результате этого могут нарушаться права граждан или, допустим, из государственного или местного бюджета начинают перечисляться незаконные выплаты.

      Однако преступлением по этой статье не будет считаться действия по подделке документов, если в бумаге не предоставляется никаких прав, льгот и других преимуществ.

      Уголовная ответственность не будет наступать даже если такой документ заверил нотариус или другой чиновник. Под данную статью не подпадает фальсификация наград иных государств.

      Субъективная сторона

      Чтобы человека привлекли к ответственности за махинации с документами, его деяние должно выражаться в прямом умысле.

      Это означает, что человек осознает вред своего поступка, но, несмотря на это, он все равно желал пойти на нарушение закона.

      Цель злодеяния – использование поделанных документов (бланков, штампов, наград) в своих интересах или во благо других лиц.

      Кто считается преступником

      По ст. 327 привлечь к ответственности могут гражданина (или лицо, не имеющее гражданства), которому не менее 16-ти лет.

      Если в фальсификации бумаг виновен чиновник, то он осуждается не по этой статье, для должностных лиц, которые подделали документы, существует ст. 201 и 292.

      Положение преступника ухудшается, если будет доказано, что махинации он проводил с целью скрыть другое совершенное преступление или для того, чтобы совершить преступное действие в будущем.

      Стоит обратить внимание и на ч.3 статьи, где указано, что к ответственности привлекается человек, который предъявил фальшивые бумаги. Состав преступления по ч.3 будет только за подачу подложных документов, и не важно, официальный ли это документ, или личный.

      Его использование выражается в предоставлении подложных бумаг должностным лицам, на предприятиях различных форм собственности. Ответственность не наступает при использовании фальсифицированных штампов, бланков, печатей.

      Причем не имеет значения, единожды или систематически гражданин использовал подделанный документ. Но не будет состава преступления, если человек предоставит, к примеру, вместо своего удостоверения, документ коллеги.

      Не квалифицируется по ч. 3 действия по использованию документа самим создателем подделанного документа, его действия полностью охватываются ч.1 и в дополнительном применении последней части ст. 327 нет необходимости.

      sudovnet.ru

      Как составить характеристику с места жительства: правила и образцы

      Бывают случаи, когда может понадобиться характеристика с места жительства. Как ее составить? Зачем она нужна? Где взять хороший образец? На эти вопросы ответит данная статья.

      Характеристика человека — официальный документ, который предоставляется по месту требования для установления особенностей личности конкретного лица. В данном материале рассмотрена подробная информация относительно того, где возможно оформить образец документа, каким образом его следует писать, где взять, и кем подписывать.

      Образец характеристики: для чего могут затребовать?

      Образец бытовой положительной или отрицательной характеристики с места жительства могут затребовать следующие организации:

      • участковый полиции (милиции), сотрудник следствия — при рассмотрении досудебных дел, расследовании совершенных преступлений, для передачи дела в суд;
      • органы опеки и попечительства — при рассмотрении вопросов относительно усыновления ребенка, взятии опеки над ним (необходима бытовая характеристика с места жительства о попечителе, когда мать или отец планирует усыновить ребенка);
      • военкомат — при постановке на учет или призыве в армию (от студентов военкомат может потребовать сделать временные характеристики с места учебы, а с работающих призывников — с места работы);
      • Типовая стандартная форма характеристики в военкомат — скачать

        • суд — при рассмотрении судебных дел (на подсудимого, кроме справки от психиатра, суду может потребоваться образец характеристики, который позволит смягчить наказание или, наоборот, найти отягощающие обстоятельства);Характеристика в суд — скачать
        • учебное заведение — к примеру, при поступлении в ВУЗы необходимы образцы характеристик на курсантов, которые планируют служить в органах полиции (написать образцы документов на подростка (бывшего ученика/ученицу) может школа, колледж или интернат, где проходил обучение абитуриент);
        • органы милиции, суд, прокуратура — при устройстве новых сотрудников (может потребоваться положительная бытовая характеристика на человека с места жительства от соседей, в которой обязательно не должно быть отрицательных моментов);
        • предприятия, учреждения, организации — при наборе работников (кадровый отдел требует от кандидата (женщины/мужчины) составить положительную бытовую характеристику с места жительства, чтобы проверить положительные и отрицательные качества, какие-либо заслуги, к примеру, характеристика на кандидата в депутаты, в охрану или на бухгалтера предприятия).
        • Составить и написать характеристику по месту жительства могут различные учреждения, в зависимости от того, кому будет предоставляться образец документа.

          Получить документ можно у следующих субъектов:

        • Характеристика от участкового инспектора полиции (милиции) — для предоставления в школу ребенку, при устройстве на работу;
        • депутата местного сельского совета (в администрации дают образцы характеристик на семью, отдельного жителя, проживающих в частных домах сельской местности);
        • общественных органах домоуправления, ЖЭК, ТСЖ, ЖСК, ЖЕК, др. (пример — домком, квартальный, уличный комитеты);
        • работодателя (характеристика с места работы).
        • соседей (лиц, проживающих в одном доме, соседей по площадке, по подъезду). Например образец характеристики от соседей в суд по уголовному делу или в милицию.
        • Как написать характеристику на человека: правила и образцы

          Чтобы правильно составить и написать образец положительной характеристики на человека, на семью или на мать ребенка, необходимо знать основные требования к данному документу. Следует также учитывать, что для суда, полиции выдают форму по установленному законодательством шаблону, а для трудоустройства на предприятие — в свободной форме.

          Рассмотрим основные правила написания образца характеристики с места жительства:

          1. В шапке отзыва на жителя необходимо написать орган, который затребовал документ (полные реквизиты и наименование организации).
          2. Составить данные о лице, на которого выдается документ (Ф.И.О., дата рождения, написание информации относительно места жительства и периода проживания).
          3. В тексте пишется основная оценка качеств человека, его хорошие и плохие стороны, участие в общественной жизни жильцов, общение с соседями, пр.:
            • своевременность уплаты коммунальных услуг;
            • участие в собраниях, которые организовываются председателями уличных, квартальных комитетов;
            • семейное положение;
            • данные о составе семьи (Ф.И.О. близких родственников — матери, отца (для молодых жильцов), жены, мужа, сына, дочери (для взрослых жильцов);
            • информация о судимости (со слов соседки, соседа или самого жильца);
            • место и период учебы;
            • период проживания по указанному адресу (время поселения в квартиру);
            • данные о последнем месте работы;
            • отношения с соседями;
            • наличие конфликтных ситуаций семьи с соседями.
            • Подпись лица, которым составлялась характеристика, а также необходимо написать дату заполнения.
            • При написании бытовой характеристики по месту жительства участковым дополнительно пишется, дееспособный или недееспособный конкретный гражданин, судимый или несудимый, были ли ранее приводы в милицию, пр. Далее документ заверяется подписью должностного лица и печатью органа.

              Какая правильная характеристика с места жительства образец от соседей: пример заполнения

              Когда пишется бытовой отзыв на жильца от имени соседей, в документе указываются их данные (Ф.И.О., дата рождения, адрес проживания), ставятся подписи соседа, соседки, после чего документ заверяется у нотариуса.

              В образце хорошей характеристики следует указывать только правильную информацию от трех или более соседей, чтобы получить наиболее полные и достоверные данные о жильце. Если человек проживает в частном доме, то берут данные соседей по улице.

              При выдаче документа ЖЭКом, ТСЖ на бланке ставиться печать управляющей компании. Домовой комитет также должен удостоверить характеристику печатью, а также решением собрания жильцов.

              Совет: не берется информация у близких знакомых, друзей, родственников, поскольку заинтересованные лица не могут дать объективную оценку человека.

              Правильная форма характеристики на жителя — скачать

              Примерный фото образец скачать

              С правильным образцом заполнения характеристики с места жительства, и как выглядит форма документа, возможно ознакомиться на нашем сайте. Бесплатную копию бланка можно самостоятельно распечатать или купить готовый в типографии.

              yconsult.ru

              Русский Дом

              Russian Speaking Community, Russian community in Atlanta, Русская газета в Атланте, Новости, Реклама, Обзоры, Интервью, Аналитика, Компромат.

              Главные красавицы советского кино, их непростые судьбы

              Жизнь актера, а тем более актрисы – очень зависима. Иногда судьба той или иной актрисы ломалась буквально в одну секунду – по велению одного человека. Далеко ходить не нужно – Марина Ладынина, блестящая звезда эпохи в одну секунду стала «запрещенной» актрисой, разведясь с бывшим мужем режиссером Иваном Пырьевым, к несчастью оказавшимся директором Мосфильма. Но иногда актерская судьба не складывалась не потому, что какой-то чиновник запретил снимать, а просто потому, что типаж женской красоты оказывался враждебным соцреализму.

              Об актрисах-красавицах и их судьбах мы и поговорим сегодня…

              Начнем с более счастливого списка – те, кто пользовались популярностью и народной любовью, кого охотно снимали режиссеры и кто даже мог позволить себе высшую свободу актера: выбор сценария.

              Любовь Орлова.

              Любовь Орлова принадлежала старинному дворянскому роду, ее предки были из рода рюриковичей, легендарный Орлов, фаворит Екатерины Второй, был ее прямым пра-пра… дедом. И вот женщина с такой родословной становится любимой сталинской актрисой, звездой многих поколений советских людей. Она снималась лишь у одного режиссера,своего супруга Г.Александрова, «изменяя» ему с другими – не больше двух-трех раз за всю карьеру. Этот великолепный тандем глубоко любящих друг друга людей (что бы там не писала идиотская желтая пресса, советую почитать воспоминания Д.Щеглова «Любовь и маска», перед вами предстанут воспоминания очевидца, а не пригламуренных журналистов, гоняющихся за дешевыми сенсациями, о жизни этой наиболее «закрытой» актрисы СССР) – так вот, эта кинопара в эпоху «Кубанских казаков» и «Ошибок инженера Кочина» создавала легкие парящие фильмы, где ни разу не был показан портрет Сталина (!)

              В СССР не было и нет ни одной актрисы, которая была бы столь универсальна – профессиональная балерина, пианистка, певица и актриса, свободно говорящая не нескольких языках.

              Судьба Орловой – сложилась отчасти благодаря, отчасти – вопреки времени. То, что она была любимой сталинской актрисой, к которой он относился с той степени восхищения, на которую был способен тиран и параноик, отчасти оградило ее – но отчасти и налагало страшную, нечеловеческую ответственность. Жизнь ее семьи: родителей со страшной родословной, сестры и ее детей, жизнь мужа зависела только от ее умения играть и жить так, чтобы не сорваться в немилость, не стать той, которая повторила судьбы миллионов людей, оказавшихся неугодными вождю и его окружению. Она – сумела, не просто выжить, но и прожить жизнь, в том числе и творческую, с минимальными потерями.

              Любовь Орлова умерла в 1972 году от рака поджелудочной железы. Григорий Александров ненадолго пережил супругу.

              Марина Ладынина

              Карьера Ладыниной складывалась все в то же страшное сталинское время – и замужество за режиссером Иваном Пырьевым сохраняет ей жизнь и карьеру – хотя ей тоже пришлось играть всяческих свинарок и работниц. Но с ее утонченной внешностью (это уже мое мнение, изображение свинарок было большой натяжкой) играть бы графинь да актрис.
              1954 год поставил на карьере Ладыниной жирный крест – развод с Пырьевым перечеркнул ее карьеры. Могущественный директор Мосфильма запретил снимать ненавистную бывшую жену и даже когда Пырьев оставил свой пост, запрет остался в силе. После 1954 года Ладынина не сыграла ни одной роли. Чтобы не умереть с голода, ездила с концертами по стране, очень короткий срок проработала в Театре киноактера.

              Ладынина была очень талантлива – ее хвалили и Станиславский, и Горький, если в кино она была ограничена ролями доярок и трактористок, то в театре она переиграла весь возрастной классический репертуар – от Катерины из «Грозы» до современных героинь. Она единственная из советских актрис получила пять Сталинских премий (потом их стали называть Государственными). Но все закончилось однажды – и навсегда. Ее помнили, ее любили – но ее не снимали.

              Элина Быстрицкая

              Самая знаменитая казачка всех времен и народов, Элина Авраамовна (о ирония судьбы!) Быстрицкая родилась в киевской интеллигентной семье врача-инфекциониста и по профессии является дипломированным акушером, принявшим даже некоторое количество родов. А по второй профессии – недоучившимся педагогом-филологом. Однако с детства все мысли девочки занимал театр и вопреки сопротивлению отца, она все же бросила институт и поступила в театральный институт Киева.
              В театральном институте у Быстрицкой случались совершенно идиотские с точки зрения здравого смысла и абсолютно нормальные для эпохи происшествия. Ее исключили из комсомола за то, что она дала оплеуху грубо подшутившему над ней однокурснику, осуждали и бойкотировали за строгость нрава сокурсники, едва не доведя до самоубийства девушку, прошедшую опыт прифронтового госпиталя.

              Быстрицкую едва не взяли в театр Моссовета, но пригласившему ее Юрию Завадскому пришло столько анонимок от (как выяснилось в последствие) «друзей» Быстрицкой, что ее не взяли. И неизвестно, как бы сложилась судьба актрисы, если бы не кинематограф. С 1954 года она снимается – и снимается успешно. Ее актерское мастерство было настолько высокого класса, что мало кто из зрителей знает, что в фильме «Неоконченная повесть», где ее партнером был С. Бондарчук, у актеров нет ни одной общей сцены. Бондарчук грубо унизил актрису перед съемочной группой, после этого изображать любовь было сложно. И режиссер Л. Эрмлер провел съемки так, чтобы актеры практически не пересекались на площадке. И это в фильме про любовь!
              В 1957 году, потеснив Нонну Мордюкову, Быстрицкая невзирая на провальную кинопробу, получает роль Аксиньи из «Тихого дона». Ей приходится поправиться на 15 килограмм и надолго уехать на съемки. В отношениях с театром тоже наступает застой – театр не любит измен с кинематографом. Но так или иначе актриса как-то сочетает и съемки, и игру в театре – но в Малом она портит отношения с Ильинским и на некоторое время остается без ролей. А в кино – ее прямолинейный характер играет с ней злую шутку, некий чиновник, который встретил жесткий отпор при склонении актрисы к определенным отношениям, сделал ее надолго невыездной.

              Жесткий отбор сценариев привел к тому, что в карьере Быстрицкой наступает 27 (. )-летний перерыв. Только в 1997 году актриса возвращается на киноплощадку. Это совпадает с разводом актрисы после почти тридцатилетнего брака. Она не простила мужу измены и с тех пор живет одна. Детей у актрисы нет.

              Татьяна Самойлова

              Татьяна Самойлова родилась в Ленинграде, в семье замечательного советского актера театра и кино Евгения Самойлова. В 1937 году семья Самойловых переехала в Москву.
              Для меня сюрпризом было узнать, что Татьяна Самойлова – профессиональная балерина, которая отказалась от приглашения Майи Плисецкой продолжить карьеру в балете. В 1953 году Самойлова окончила Щукинское училище и сразу же после окончания училища она сыграла одну из своих бессмертных ролей – в фильме «Летят журавли». Героиня Самойловой – вчерашняя московская школьница, беспечная Вероника в годы войны теряет своих родственников и, растерянная, сломленная, она изменяет ушедшему на фронт любимому с его близким другом.
              Парадокс фильма заключается в том, что его не приняла критика – фильм буквально уничтожали мэтры соцерализма, осуждая разврат и подлость главной героини. Но большинство зрителей фильм приняло, трагедия девушки оказалась близка людям, которые еще не забыли ужасов войны. В 1958 году злопыхатели вынуждены были замолчать – «Летят журавли» получил Золотую Пальмовую ветвь, больше советские фильмы этого приза не получали. После Каннского фестиваля Татьяна Самойлова возвратилась в Москву, поступила в Государственный институт театрального искусства. Была принята в Театр им. В.Маяковского, затем перешла в Театр им. Е.Вахтангова, где работала до 1960 года.

              Актрису, отмеченную мировым успехом, начали приглашать зарубежные режиссеры. И тут как никогда проявляется кабальная сущность профессии – чиновники от кино запрещали одни съемки, заставляли сниматься в совершенно неинтересных проектах, и единственной удачной работой Татьяны Самойловой в первой половине 60-х стоит считать лишь роль русской радистки в венгерском фильме «Альба Регия», сыгранную актрисой просто и искренне. Партнером Самойловой по фильму был замечательный венгерский актер Миклош Габор.

              В 1967 году наступает второй звездный час актрисы.
              Режиссер А. Зархи начинает 16-ю экранизацию Анны Карениной в истории мирового кино. Выбор Самойловой откровенно шокировал всех: ее раскосые глаза определенно не вписывались в образ «русской» Карениной (мать Татьяны – польская еврейка). Но вопреки всем пророчествам провала, более «русской» Карениной в истории кино не было, а рекорд посещаемости фильма » Анна Каренина» уступила только бондарчуковской «Война и миру».

              После грандиозного успеха Самойлова ждала больших ролей, но их не последовало. Вообще никаких. Актриса вернулась на экран только в начале 90-х и то в эпизодические роли. Ее сын живет в Америке, к кино не имеет никакого отношения. Браки актрисы оканчивались трагедиями – разводами. Сейчас Татьяна Самойлова совершенно одинока и живет в бедности и забвении в Москве.

              Анастасия Вертинская

              Анастасия Вертинская – представительница настоящей актерской династии: ее отец был прославленным шансонье, мать – Лидия Вертинская, замечательная актриса, сестра Анастасии Марианна также стала актрисой, пусть и не такой знаменитой. Девочки получили старорежимное воспитание и первый опыт столкновения с советской действительностью в лице пионерского лагеря оказался последним – вшивые и забывшие родной язык, кроме матерного, девочки долго отходили от «пионерского отдыха».
              Уже в 1961 году Анастасия получает заметную роль – она играет Ассоль в фильме «Алые паруса» будучи старшеклассницей. Правда, если искренность и простота помогли сыграть ее первую роль, то озвучка юной актрисе не удалась, поэтому мы слышим чужой голос в звуковой дорожке фильма (это голос актрисы Нины Гуляевой). Вертинская ненавидит свою первую роль, считая ее абсолютно непрофессиональной.

              Вторая роль принесла юной Насте всесоюзную известность – снова Грин, на этот раз – «Человек-амфибия». Третья роль – была совсем невероятной – Г. Козинцев пригласил восемнадцатилетнюю девушку без профессионального образования сыграть Офелию в паре с Иннокентием Смоктуновским-Гамлетом. Через год после постановки «Гамлета» Козинцев во вступительной лекции «О режиссуре» напишет: «У нее были реальные восемнадцать лет, великолепные, очень подходящие для шекспировского образа внешние данные – хрупкость, чистота, облик, похожий на портреты раннего Возрождения. Но ее духовное содержание, мягко говоря, было не так уж велико. Может быть, она пострадает в жизни и ее духовное существо разовьется, но тогда, когда я начал работать с ней, оно было крохотным, и образ нужно было лепить. Все было хорошо: и руки, и шея, и походка, но сердце не билось. Сердце заставил биться Шостакович. Так бывает».

              Только сыграв Офелию Вертинская определилась с выбором профессии, она поступает Щукинское училище и тут же получает еще одну знаковую роль: маленькой княгини Лизы Волконской в эпопее «Война и мир».

              В 1966 году на четыре года Вертинская становится супругой Никиты Михалкова, но она не подходила под идеал женщины «Мэтра» – сидящая дома дама, рожающая детей и варящая варенье. Второй скороспелый и скоротечный брак с бардом А. Градским навсегда отвратил актрису от института брака – и больше в походах в ЗАГС она замечена не была. Между тем сразу после окончания «Щуки» она снова получает супер-роль: Кити Щербацкой в «Анне Карениной». Параллельно она работает в театрах и также получает самые завидные роли, впрочем, оставаясь звездой кинематографа. Мало кто знает, что Констанцию Бонасье в «Трех мушкетерах» озвучила не Алферова, а Вертинская.

              Перестроечный кризис кино не коснулся Анастасии Вертинской – она много снималась в очень хороших лентах. В частности уже немолодую актрису предпочел многим красавицам Юрий Кара для роли Маргариты в экранизации романа Булгакова.

              Совершенно случайно я этот фильм видела, хотя он до сих пор все никак не выйдет на экраны. Мне сложно оценивать его – потому что посмотреть его довелось после знаменитого сериала с Басилашвили и Абдуловым. Если честно, утонченная аристократичная Вертинская как-то нелепо смотрелась в роли оведьмившейся Маргариты. Да и возраст скрыть все равно не удавалось… В общем, у меня достаточно неоднозначное отношение к этой ее работе.

              Сейчас Вертинская много преподает, у нее свой благотворительный фонд, много работы на телевидении. От брака с Михалковым есть сын Степан, растет внук. В общем, у Вертинской очень удачная кинематографическая судьба, она фантастически молодо выглядит – но в личной жизни все сложилось плохо. Наверное, она от этого не слишком страдает – потому что во всех интервью говорит, что вполне довольна жизнью. Значит, будем верить.

              Наталья Фатеева

              Родилась в Харькове, с раннего детства интересовалась театром и музыкой, поэтому выбор профессии был определен: Фатеева с первого раза с блестящими оценками поступила в театральный институт, получала повышенную стипендию, подрабатывала на радио, но из-за козней «друзей» была вынуждена бросить институт и отправиться в Москву. Нет худа без добра – Наталья Фатеева поступает во ВГИК с первого раза и попадает на курс Макаровой-Герасимова. Со студенческой скамьи она выходит замуж за режиссера Владимира Басова, тот начинает ее снимать в своих картинах, но брак быстро рушится, остается сын. Актриса разрывается между театром Ермоловой и кинематографом, кино побеждает. В начале 60-х Фатеева снимается в нескольких проходных картинах, но она терпеливо ждет и дожидается своего звездного часа: в 1962 году режиссер Г. Оганесян приглашает ее на роль Зои в картине «Три плюс два». Как говорят, на следующий день после выхода картины, Наталья Фатеева проснулась знаменитой. «Черненькую» из «Три плюс два» моментально записали в секс-символы (вернее, в красавицы, страна не знала таких слов), женщины стриглись «под Фатееву», а мужчины моментально влюблялись.
              Фатеева выходит замуж за космонавта Бориса Егорова – а что такое космонавт в 60-е годы нам нынче представить трудно. Впрочем, можно провести аналогию – скажем, выйти замуж за космонавта в те годы равнялось выходу замуж за Билла Гейтса. Брак с Егоровым тоже не сложился, осталась дочь Наташа.

              В 70-е годы творческая биография актрисы пополнилась новыми ролями, однако ни одна из них не принесла ей достаточного удовлетворения. Из наиболее запомнившихся ролей того периода можно назвать разве что четыре: Людмила в «Джентльменах удачи», Павлина в «Летних снах», завуч в «Розыгрыше» и Ирина Соболевская в «Место встречи изменить нельзя».
              Но актриса не была довольна этими ролями, во многих интервью она сетовала, что ее красота всегда мешала ее карьере и ей всегда приходилось доказывать, что у нее есть еще и актерские данные.

              Аполитичность актрисы, по ее словам, сыграла с ней злую шутку – она получала мало ролей, была невыездной. А перестройка принесла еще и безработицу – Фатеева не соглашалась на проходные роли.

              Сейчас жизнь актрисы довольно печальна: она практически не общается с детьми и внуками, окружила себя кошками и почти не дает интервью.

              Наталья Кустинская

              «Заклятая подруга» Натальи Фатеевой, чьи жизни сплелись в очень непростой и трагический узел.
              Наталья Кустинская родилась в очень известной и счастливой семье эстрадных артистов, родители девочки были знакомы с практически всеми известными людьми того времени. Уже в 14 лет девочка слыла незаурядной красавицей и ей прочили только один путь : в кино. Наталья поступает во ВГИК и на первом курсе, казалось бы, ловит за хвост жар-птицу. Ее супругом становится известный режиссер Юрий Чулюкин, автор фильма «Девчата». По признанию самой актрисы, брак этот был случайностью, в какой-то степени – расчетом. Однако Чулюкин не стал снимать молодую жену, боясь, что популярность закружит ей голову и она уйдет от него. В фильм «Три плюс два» актриса попала по чистой случайности – и опасения супруга стали реальностью. Она проснулась знаменитой.

              Брак с Чулюкиным рухнул – началась новая блестящая жизнь, окончившаяся браком с мужем Натальи Фатеевой, космонавтом Борисом Егоровым. Кустинская в кино снимается, но у нее нет ни одной роли, которая бы показала ее актерский талант. В основном режиссеры делали ставки на ее внешность.

              Любой советский человек знает Наталью Кустинскую по этой роли:
              Полученная травма – перелом основания черепа (Кустинская не удержалась на лестнице, после того, как ее поволокла за собой собака-сенбернар), надолго вычеркнула актрису из профессиональной жизни. Брак с Егоровым тоже окончился разводом из-за измены супруга во время болезни жены.
              Сын Митя тоже известен советским зрителям: именно он сыграл в «Чучеле» роль рокового красавца Димки Сомова. Митя вырос, женился, потерял сына и вскоре тоже погиб.

              Актриса осталась совсем одна, и теперь больше известна своими скандальными замужествами и враждой с Фатеевой. Незавидная судьба.

              Светлана Светличная

              Актриса, роль которой сделала ее известной на всю страну – и перечеркнула ее актерскую судьбу. Актриса, чья внешность не вписывалась в советский кинематограф и для нее просто не находилось ролей.
              Светлана Светличная родилась в очень успешной по советским временам семье – генеральская дочь! И хотя семья кочевала по всему СССР, мать тщательно относилась и к образованию, и к воспитанию девочки. Однако девушка выросла закомплексованной и мать буквально выпихнула ее в Москву поступать во ВГИК. Комиссия разглядела в испуганной зажатой абитуриентке какие-то проблески способностей и Светлану приняли во ВГИК при конкурсе 80 человек на место. Ей повезло – она попала на курс Михаила Ромма. Вместе с ней учились Галина Польских, Андрон Кончаловский, Валерий Носик. Светлана быстро попала в число любимиц мэтра. Гибкий талант студентки позволял примерять на нее любые образы, использовать какие угодно режиссерские методики. Одним словом, «лепить» из будущей актрисы профессионала. Кроме того, у первокурсницы открылись незаурядные хореографические способности. Посмотреть на ее занятия танцами сбегались все свободные от лекций студенты. Уже к середине семестра Светлана стала очень популярной личностью во ВГИКе. Она гордилась, что оправдала мамины ожидания.

              На младших курсах она выйдет замуж за В. Ивашова, того самого Алешу из «Баллады о солдате», впереди их ждала долгая семейная жизнь, рождение сына.

              В 60-е годы Ивашов и Светличная много снимались, и фильмы с их участием зачастую имели успех у зрителей. Пару раз Светлана Светличная снялась вместе с мужем, правда это были эпизодические роли. Так в «Герое нашего времени», где Владимир сыграл Печорина, Светлана снялась в роли девушки-контрабандистки. Так же эпизодическую роль она сыграла в приключенческом фильме «Новые приключения неуловимых», где Ивашову досталась роль адъютанта полковника Кудасова.

              Но самой известной ролью Светличной стала совсем маленькая роль пособницы бандитов, которая очаровала всю страну, навеки записала Светличную в «секс-символы», потому что впервые на экранах зрители увидели настоящий стриптиз.

              Брак актрисы происходил в итальянском стиле, поэтому 70-е годы прошли больше под знаком разнообразной личной, но не творческой жизни. Совсем маленькие роли Габи в «Семнадцати мгновениях весны» и Нади в «Месте встречи» не прибавили актрисе ни творческого удовлетворения, ни популярности.

              В 80-е годы Светличная и Ивашов снимались крайне редко, а с начала 90-х их и вовсе перестали приглашать. Большим ударом для обоих актеров стал развал Театра-студии киноактера. В 1993 году там началась генеральная чистка. Новый руководитель театра – бывший парторг ГАИ – решил избавиться от «балласта» и уволил 180 актеров из 230 числившихся в труппе. В число «балласта» вошли такие актеры, как Леонид Куравлев, Марина Ладынина, Николай Крючков и другие. Талантливые актеры перестали быть нужными стране. Ивашов и Светличная ушли из театра добровольно. Владимир очень страдал от своей невостребованности. Чтобы обеспечивать семью, он устроился простым рабочим на стройку. Непосильная работа и стала причиной его преждевременной смерти.

              В данный момент Светличная живет насыщенной светской жизнью, но откровенно говоря, я стараюсь на эту жизнь не смотреть. Неловко видеть молодящуюся пожилую женщину, добирающую популярность при помощи не совсем красивых поступков. Так что о сегодняшней ее жизни вы можете почитать сами в желтой прессе.

              Нонна Мордюкова

              Нонна Мордюкова родилась в казачьей станице в большой семье, где кроме нее росло еще шестеро детей. Представляю, как ей было обидно, когда на роль Аксиньи в «Тихом Доне» взяли не ее, а Элину Быстрицкую: плоть от плоти донских казаков уступила роль городской девушке, столичной студентке. Но все это только догадки – реальность же была такова, что самая старшая дочь в семье, Нонна ухаживала за братьями-сестрами, пока родители надрывались в колхозе, сама успела тяжко потрудиться, а в войну станица была на оккупированной немцами территории. С двенадцати лет Нонна мечтала о кино, и едва окончив школу в 1945 году, она поехала поступать во ВГИК. Проведшая четверо суток в товарняках, в страшненькой послевоенной одежке, неподготовленная, на фоне городских молодых людей, знавших, куда пришли, Мордюкова долго развлекала комиссию рассказами о сельской жизни – и стала студенткой при огромном конкурсе!
              В 1947 году режиссер Сергей Герасимов начал снимать фильм «Молодая гвардия» и на роль Ульяны Громовой, героини Краснодонского подполья, взял второкурсницу Мордюкову. Съемки проходили в Краснодоне. Вместе с Мордюковой в «Молодой гвардии» снимались молодые актеры Сергей Бондарчук, Инна Макарова, Сергей Гурзо, Вячеслав Тихонов… Мордюкова была еще скована в этой своей первой роли, но уже было заметно, что в ней зреет незаурядный актерский талант. Актриса настолько слилась с обликом своей героини, что ее приняла и родня Ульяны (съемки происходили в Краснодоне и актеры жили в семьях своих героев), и даже спустя много лет в письмах зрители называли ее Ульяной.

              После «Молодой Гвардии» Мордюкова выходит замуж за своего партнера по фильму Вячеслава Тихонова, рожает сына. Целых пять лет она не снимается в кино, образ Ульяны Громовой мешал режиссерам рассмотреть в ней кого-то еще. И только В. Пудовкин дал ей небольшую роль в своем фильме и был настолько потрясен ее игрой, что хотел заменить актрису на главную роль. К сожалению, замены не произошло, но кинематограф, наконец, рассмотрел в Мордюковой актрису.
              Удачей Нонны Мордюковой стала работа в фильме «Чужая родня» (1955, режиссер М. Швейцер), где она с большой достоверностью народной интонации и деревенской повадки сыграла Стешу Ряшкину. Своими работами она вдохновила драматурга Б.Метальникова, написавшего специально для нее «Простую историю». Здесь Мордюкова исполнила одну из лучших своих ролей – молодую вдову Сашу Потапову, на чьи плечи нежданно легло бремя председательства в отстающем колхозе. Актриса играла драматизм и тяготы «светлого пути» из простых колхозниц в председатели, горечь безнадежной любви и – преображение души, обретение достоинства.

              Любая роль Мордюковой – это тончайшая, филигранная игра, сложнейший характер – будь то отрицательная героиня, спекулянтка, прижившая ребенка от фашиста, которая благодаря таланту актрисы стала вызывать сочувствие своей тяжелой, страшной судьбой; либо комедийная Белотелова из «Женитьбы Бальзаминова», либо «управдом-друг человека» из «Бриллиантовой руки».

              В 70-е годы Мордюкова играет свои коронные роли: в фильме «Трясина» Мордюкова сыграла роль матери, чья слепая тираническая любовь толкала сына к дезертирству, а затем и к гибели. Актерская тема Нонны Мордюковой здесь буквально выворачивалась наизнанку, впервые эта органичная артистка со всей очевидностью играла роль, а в фильме «Они сражались за Родину» небольшая роль солдатки Натальи буквально потрясла зрителей.

              В историю кинематографа Мордюкова вошла как актриса, отвесившая пощечину самому Никите Михалкову! На съемках фильма «Родня» Михалков, желая добиться от Мордюковой более откровенной игры, сильно оскорбил актрису. В скандальной, скорой на суд Марии Коноваловой из «Родни» не сразу узнавалась знакомая и все же новая Мордюкова. Актриса играла на грани гротеска. Ее неврастенический темперамент, металлические зубы, громкий хохот и крик озадачивали, раздражали. Но за поступками этой деревенской тетки, неуклюже вторгающейся в городскую жизнь, в самом ее смешном и горестном несовпадении с этой жизнью зритель постепенно различает глубокую драму утраты связей, отрыва от корней всех, кого она пытается соединить в бездушном городском мире. Здесь нужна была именно Мордюкова с ее актерским багажом, с естественностью и природностью, все очевиднее конфликтовавшими с современностью.
              После «Родни» этот диссонанс с современностью стал все очевиднее, даже картина «Мама», специально поставленная «на Мордюкову», лишь подчеркнула диссонанс актрисы с современным кино – предложенный драматургический материал не позволил развернуться ее незаурядному таланту. Еще одна попытка что-то сделать вразрез с главной темой Мордюковой (роль матери, погубившей сыновей) вновь не принесла удачи – что, конечно, не умаляет ее авторитета и значения как одной из выдающихся актрис современности.

              Последние годы Нонна Викторовна страдала разными заболеваниями, самым серьезным из которых был диабет. Сестра актрисы рассказывала: «Она очень мучилась, но до последнего своего мгновения продолжала репетировать, придумывала себе роли и мечтала, как бы она могла еще сыграть: она просто жила кинематографом». Нинна Викторовна ушла из жизни 6 июля в 10 часов вечера в московской больнице.
              Она ушла, но оставила нам замечательные фильмы, которые с трепетом смотрят вот уже несколько поколений зрителей. Ее, как актрису признали во всем мире, – редакционный совет английской энциклопедии «Кто есть кто» («Who is who») в 1992 году включил Мордюкову в десятку самых выдающихся актрис ХХ века. А еще в честь великой актрисы названа «звезда». И теперь с небес ярко сияет небольшое – 39 км в диаметре – светило «Нонна Мордюкова».

              Татьяна Окуневская

              Родилась в 1914 году в семье врага народа, который был в Гражданскую войну белым офицером. Спасло Таню только то, что на дворе все же были 20-е, а не 30-е годы. Ей даже удалось закончить вполне приличную школу и не быть определенной в детдом для детей врагов народа. К кино она не собиралась иметь никакого отношения, поступила в архитектурный институт, подрабатывала курьером и однажды попалась на глаза помощнику режиссера с Мосфильма. Ее пригласили сниматься в кино, она отказалась, оставив свои координаты настойчивому работнику. Но вскоре ей пришлось пересмотреть свое решение – отца в очередной раз отвезли на Лубянку и семья начала голодать. Татьяна перешагнула порог киностудии и тут же получила небольшую роль, которая позволила семье нормально питаться.
              В 17 лет Татьяна влюбилась в студента киновуза Дмитрия Варламова, отец, которого снова выпустили из тюрьмы, был категорически против отношений дочери с этим человеком, но Татьяна была непреклонна. Замужество ее было очень несчастливым, даже рождение ребенка не останавливало Дмитрия – он издевался над молодой женщиной, изменяя и поднимая на нее руку. Родители настояли на разводе. Окуневская теперь бредила кинематографом и мечтала стать актрисой. Удача улыбнулась ей в 1934 году, когда начинаю­щий режиссер Михаил Ромм предложил ей роль молодой жены фабриканта Карре-Ламадона в филь­ме «Пышка».

              Окуневскую после «Пышки» заметили и уже через несколько месяцев после премьеры пригла­сили на главную роль в фильме «Горячие денечки». Этот фильм, собственно, и стал визитной карточ­кой актрисы Татьяны Окуневской. Увидев ее в этом фильме, прославленный режиссер Николай Охлоп­ков пригласил юное дарование в свой Реалисти­ческий театр.
              Ее первой ролью в театре была роль Наташи в пьесе М. Горького «Мать».

              Затем последовали ро­ли в спектаклях «Кола Брюньон», «Трактирщица», «Железный поток» и других. Казалось, что удача и успех навсегда поселились в доме Окуневских. Од­нако наступил 1937 год.

              Отца арестовали и расстреляли, актрису как дочь врага народа выгнали из театра и сняли со съемок фильма. В то время в Окуневскую были влюблены мно­гие тогдашние знаменитости: режиссеры Николай Садкович, Леонид Луков, Николай Охлопков, писа­тель Михаил Светлев, музыкант Эмиль Гилельс. Она же в 1938 году выбрала себе в мужья преуспе­вающего писателя — 30-летнего Бориса Горбатова. В какой-то степени это оградило ее от травли.
              В 1940 году Окуневская вновь попадает на съемочную площадку: она снимается в фильме режиссера Н.Садковича «Майская ночь». Через год вмес­те с легендарным Петром Алейниковым она играет одну из ролей в фильме «Александр Пархоменко». В 1943 году ее принимают в труппу Театра Ленин­ского комсомола.

              Но Окуневская совершенно не довольна своими работами в кино – режиссеры видели в ней только сексапильную красотку, и настоящих полноценных ролей давать не хотели. И эта самая сексапильность поставила на ее судьбе жирную кляксу – «цветок душистых прерий Лаврентий Палыч Берия» обратил свое внимание на актрису, пригласил на свою дачу и изнасиловал. История эта довольно известна – Окуневская написала автобиографическую повесть, которую публиковали в газетах и журналах, поэтому подробности описывать не буду.

              На беду актрисы за ней стали ухаживать тиран Югославии – Йосип Броз Тито и советский министр госбезопасности Абакумов. Влепленная всесильному министру пощечина за наглость привела Татьяну в тюрьму. 13 ноября 1948 года Окуневскую арестовали по статье 58.10 — антисоветская агитация и пропаганда. Ей инкриминировали: во-первых, в доносе некоего Жоржа Руб­лева (это был псевдоним гэбэшного стукача) говорилось, что Окуневская, встречая Новый год под Веной, в особняке маршала Конева, подняла тост за тех, кто погибает в сталинских лагерях, во-вто­рых, в Киеве на съемках картины «Сказка о царе Салтане» актриса в перерыве между съемками по­сетила кафе на Прорезной и там подняла тост со словами: «Все коммунисты лживые и нечестные люди».
              Кроме этого, Окуневской припомнили и связь с врагом — югославским послом Поповичем. Во вре­мя ареста никакого ордера ей предъявлено не было, актрисе показали только короткую записку: «Вы подлежите аресту. Абакумов».

              После 13 месяцев одиночки, находящуюся в крайней степени истощения актрису привели в кабинет Абакумова. Стол ломился от еды – таким образом министр хотел сломить женщину. Но получил вторую пощечину, а Окуневская – путевку в Джезказган на 10 лет. В лагере она несколько раз была на пороге смерти – голодной и от гнойного плеврита. Но там она встретила самую большую и трагическую любовь в своей жизни. Они не были вместе ни минуты (кто хоть что-то читал о сталинских лагерях, понимает, о чем я), их роман состоял из коротких встреч в агитбригаде. Татьяну освободили, Алексея оставили в лагере и он вскоре умер от туберкулеза.
              Отказавшийся от супруги Борис Горбатов тоже прожил короткую и несчастливую жизнь, умерев в 42 года.

              В 1954 году Окуневская возвращается в Москву, поступает в театр, но травить ее стали еще больше, чем во времена репрессий. Вскоре актриса уволилась из театра, в кино она почти не играла. Жила в семье замужней дочери.

              Во времена перестройки вышли воспоминания актрисы, в 90-е годы она немного снималась в новом российском кино.

              Екатерина Савинова

              Родилась в крестьянской семье, с детства бредила кино и мечтала стать актрисой. Но с первого раза поступить во ВГИК у нее не получилось, Екатерина полгода проучилась в земельном институте. Впоследствии Савинова, преодолев конкурс, всё же поступила во ВГИК — в мастерскую Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. Конкурс был огромный, из трёх тысяч абитуриентов отобрали сорок человек, а спустя полгода оставили только двадцать. Среди них Вячеслав Тихонов, Нонна Мордюкова и Екатерина Савинова. Параллельно с профессиональным обучением Савинова занималась вокалом в институте Гнесиных – у нее оказался природный мощный голос, который все мы слышали в фильме «Приходите завтра». После Гнесинки Савинову звали в Большой театр, но она ответила отказом.
              В 1949 году Савинова впервые появилась в небольшой роли в «Кубанских казаках», и моментально запомнилась своей улыбкой, ямочкой на подбородке и непередаваемой жизнерадостностью.

              Но после «Казаков» вокруг Савиновой оказался вакуум – притязания Ивана Пырьева были ей отвергнуты (Савинова еще с института была счастливо замужем за актером Евгением Ташковым), поэтому по доброй пырьевской традиции ее просто перестали приглашать даже на пробы.

              Никакие приглашения «в сторону» от кино – ни на эстраду, ни в Большой, ни во МХАТ – не заставляли сказать ее «да». Её несколько раз приглашали на пробы серьёзных ролей в кино, утверждали, но через некоторое время перезванивали и, извиняясь, отказывали. По воспоминаниям актёров, Екатерина была в «черном списке» Мосфильма.

              В 1952 году она идет на компромисс – начинает играть в театре-студии киноактера, но и тут крупных ролей ей не доставалось.

              Самой крупной ролью Савиновой в кино стала роль Фроси Бурлаковой в картине «Приходите завтра» (1963). Эта роль, принесшая актрисе славу (роль Фроси Бурлаковой была отмечена как лучшая женская роль года), была во многом биографична. Сценарий фильма написал специально для актрисы её муж, кинорежиссёр Евгений Ташков. Съемочная группа убралась в Одессу подальше от «черных списков» Мосфильма, но и тут критики долго поливали картину грязью, называя Савинову бездарностью, а кинокартину – пошлостью. Но фильм отстояли – и вся страна влюбилась в героиню Савиновой Фросю Бурлакову, чье имя стало нарицательным.
              Единственной заметной ролью в кино после этого фильма стала роль Матрёны в картине «Женитьба Бальзаминова». Ещё во время съёмок фильма «Приходите завтра» у Екатерины начались серьёзные проблемы со здоровьем, из-за чего съёмки были прерваны на год. Как позднее выяснилось, перед съёмками фильма Екатерина подхватила бруцеллёз – инфекцию, которая «выбирает» самые уязвимые места и может поразить любой орган. У Екатерины это стала центральная нервная система. Инфекцию же актриса подхватила в Крыму, когда снималась в фильме «Сельский врач» у Герасимова. Она постоянно покупала на рынке парное молоко, которое очень любила. Врачи долго не могли поставить правильный диагноз. Период созревания бруцеллёза – восемь месяцев. В это время актриса работала на пределе нервного истощения. Когда всё же медики приступили к лечению Екатерины, упустили из виду сопутствующее заболевание – шизофрению. В общей сложности Екатерина Савинова болела девять лет. Два-четыре месяца в году она лежала в больнице. Полностью выздороветь Екатерине так и не было суждено.

              Болезнь не оставляла Екатерину ни на минуту, она страшно боялась перестать играть, в периоды ремиссии ездила с мужем по стране с концертами.

              В 1970 году актриса уехала из Москвы к своей сестре в Новосибирск. Зная о неизлечимости своей болезни, 25 апреля 1970 года она бросилась под поезд на узловой станции Новосибирска, как героиня «Анны Карениной», чей монолог она читала на вступительных экзаменах во ВГИК.

              Похоронили актрису на Клещихинском кладбище в Новосибирске. Многие годы её более чем скромная могила находилась почти в полном забвении. 5 ноября 2006 года могилу перенесли на более престижный участок Клещихинского кладбища.

              Клара Лучко

              Родилась в украинском селе Чутово в семье председателей соседствующих колхозов, родители Клары назвали дочь в честь революционерки К. Цеткин. В школе Клара была закомплексованной и тихой, из-за высокого роста ее дразнили одноклассники и никто не смог бы предвидеть, что эта нескладная девочка станет звездой экрана.
              Война привела семью в Казахстан и школу Лучко окончила там. С детства бредила кино и в выборе профессии сомнений не было – только «в актрисы». На счастье ВГИК был эвакуирован в Алма-Ату и Лучко поступает (вопреки воле родителей) на курс своих кумиров: Герасимова и Макаровой. В будущее Лучко не верил никто, в том числе и она сама, ее ни в коем случае нельзя было назвать даже «способной», только опытный глаз ее педагогов видел в ней какую-то искру, которую можно было разжечь. В 1948 году в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия» она сыграла тетушку Марину. Утверждая свою ученицу на эту роль, Герасимов сказал ей: «Поскольку ты украинка, я тебе полностью доверяю – полопочи в фильме на своем». Эта роль раскрыла мягкий, женственный дар Лучко – и критика встретила ее дебют очень тепло. Но две ее последующие работы в кинематографе были настолько неудачны, что кинематограф едва не потерял молодую актрису: Лучко была настолько недовольна собой, что решила уйти из кино. Но тут подворачивается счастливый случай.

              Фильм «Кубанские казаки» буквально перевернул жизнь Клары Лучко. В одно мгновение никому неизвестная молоденькая актриса превратилась в лауреата Государственной премии и стала звездой всесоюзного масштаба. На нее просто обрушился целый шквал восторженных писем. Зная, что она не замужем, многочисленные ее почитатели предлагали ей руку и сердце. Но кроме профессионального признания фильм принес ей еще и любовь: актер Сергей Лукьянов, тот самый «орел степной, казак лихой» Гордей Ворон, стал ее супругом. Пара прожила в счастливом браке 15 лет, но ранняя смерть Сергея от сердечного заболевания оборвала брак Клары Лучко.
              После «Кубанских казаков» Лучко стала очень востребованной. С фильмом «Возвращение Василия Бортникова» она едет в Канны, где производит фурор своей красотой и женственностью. В 1955 году режиссер Ян Фрид неожиданно для всех пригласил Клару Лучко на главную роль в картину «Двенадцатая ночь» по одноименной комедии Уильяма Шекспира. Актрисе предстояло сыграть сразу три роли (!) – Виолу, ее брата близнеца Себастьяна и Цезарио. Выбор режиссера вызвал всеобщее недоумение – как Лучко с ее украинским акцентом будет играть Шекспира?! Однако Ян Фрид остался непреклонен. Актриса оказалась в очень непростой ситуации: на экраны недавно вышел аналогичный фильм с Вивьен Ли. Лучко взялась за работу всерьез: она решила выполнять все трюки сама: фехтовать, ездить на лошади. В Эдинбурге «Двенадцатую ночь» ждал триумф, и шотландцы выбрали Лучко » женщиной тысячелетия».

              Если раньше Лучко считалась исполнительницей ролей колхозниц, то теперь за ней закрепилась слава классической актрисы – и ей перестали давать какие-то другие роли. Ей снова пришлось разбивать стереотипы: она играла драматические, характерные и комедийные роли – и все у нее получалось.

              В период между 65 и 75-м годами Лучко переживает внезапное вдовство и переход из героинь в «возрастные актрисы». Ее все реже зовут сниматься, и Клара Лучко сосредотачивается на театре. Спустя восемь лет после смерти Сергея Лукьянова Клара Лучко в гостях у своей подруги, теледиктора Азы Лихитченко, встретила своего второго мужа – известного писателя и журналиста Дмитрия Мамлеева.
              Новый виток популярности Кларе Лучко принесло участие в телесериале Александра Бланка «Цыган» по одноименному роману Анатолия Калинина. Автор настоял на том, чтобы главную роль исполнила Клара Лучко – и не ошибся. Правда, по сценарию главной героине было 40 лет, а возраст Лучко уже приближался к 60-ти, но это не остановило авторов фильма. И они оказались правы. Актриса настолько ярко, естественно исполнила роль Клавдии, что вряд ли кто-то из зрителей догадался о ее возрасте (я сама узнала о двадцати годах разницы между возрастом героини и актрисы только когда писала этот текст! – И.А.)

              Клара Лучко активно снималась в кино до середины 90-х. Затем она отошла от кинематографа, но по-прежнему продолжала оставаться на виду. Всех поражало умение Клары Степановны красиво стариться. Она словно не чувствовала своего возраста, оставаясь очаровательной и в 70, и в 75 лет. До самой смерти актриса жила активной творческой жизнью, ее день был расписан буквально по минутам.

              Умерла Клара Лучко субботним утром 26 марта 2005 года.

              Маргарита Терехова

              Родилась в Свердловской области во время Великой Отечественной, потом семья перебралась в Ташкент. Оказывается, Терехова с детства была дружна с режиссером Юнгвальд-Хилькевичем, который потом будет снимать ее в «Трех мушкетерах». Школу Маргарита окончила с золотой медалью и даже окончила два курса Ташкентского университета. Во ВГИК она не поступила, но девушку приняли в Школу-студию при Академическом театре им. Моссовета. Там ее быстро заметили, но это не понравилось коллегам по цеху. После окончания в 1964 году Школы-студии Маргарита Терехова стала актрисой Театра им. Моссовета, где проработала до 1983 года. На его сцене актриса сыграла немало интересных ролей, среди которых: Клеопатра в «Цезаре и Клеопатре» Б.Шоу (1964), Мари в спектакле «Глазами клоуна» по роману Г.Бёлля (1968), Соня в спектакле «Преступление и наказание по роману» Ф.М.Достоевского (1971), Елизавета в «Царской охоте» по пьесе Л.Зорина (1977), Любовь Сергеевна в «Теме с вариациями» С.Алешина (1979).
              В кино она появилась в 1965 году. И вначале никак не могла определиться в амплуа – то милая девчонка в «Здравствуй, это я!», то неземное создание Грина Биче Сениэль в «Бегущей по волнам». Терехова была переборчива: она появлялась на экране не часто, но каждая ее роль становилась событием. Это относится и к знаменитой киноповести Андрея Смирнова «Белорусский вокзал», где Терехова сыграла Наташу Шипилову, и к драме Ильи Авербаха «Монолог» (Тася Сретенская).

              У нее оказался редкий талант лепить из своих героев настоящую личность – наделять ее и положительными, и отрицательными чертами, не впадать в монохромность игры. Это оценил гениальный Тарковский и пригласил Маргариту в свою кинокартину «Зеркало», мой любимый фильм. Терехова на сто процентов выразила замысел режиссера, она могла быть всякой: и загадочной, и неземной, и униженной, но не сломленной, и отчаявшейся и живущей вопреки всему. Терехова оказалась настолько цельной и талантливой, что Тарковский прислушивался к ее мнению и известно, что он менял эпизоды, соглашаясь с их прочтением актрисой.

              Первый брак актрисы с болгарским актером Саввой Хашимовым был недолговечным, она родила от него дочь и через полтора года они расстались – профессия развела в разные стороны двух людей, которые не могли встроить друг друга в карьеру. Тяжелые переживания из-за разрыва изменили актрису – и ее амплуа. Она стала тяготеть к ролям холодных роковых красавиц. Началом этой вереницы образов положила ее Диана из «Собаки на сене» (1977), поставленной режиссером Яном Фридом по одноименной пьесе Лопе де Вега. Актриса создала незабываемый, емкий образ женщины, завлекшей в сети своей любви Теодоро (Михаил Боярский), и самой же испытывающей душевные муки от невозможности соединиться с любимым человеком.

              Следующей в этой череде стала коварная Миледи в культовой картине режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Д’Артраньян и три мушкетера»…
              Мы могли бы не видеть тереховской Миледи – на эту роль Юнгвальд-Хилькевич планировать пригласить Елену Соловей. Откровенно говоря, я так и не могу представить Соловей в роли коварной шпионки кардинала Ришелье. Работая над ролью, Терехова полностью окунулась в материал, очень много читала о прототипе своего персонажа. Работая над ролью, Терехова придумала немало фраз и реплик, в том числе и знаменитое: «Бросьте жертву в пасть Ваала, киньте мученицу львам». Эту цитату актриса нашла в томике Лопе де Вега. О серьезности вхождения в образ говорит и то, что во время съемок у актрисы на плече проступило красное пятно в виде лилии. Потрясенный Хилькевич собрал всю съемочную группу. Художнику оставалось лишь обвести это пятно, и клеймо было готово.

              В 80-е годы актриса была на пике славы – но в это же время развернулась травля ее друга, Андрея Тарковского. Актриса помогла выстоять своему другу, а в своем дневнике записала: «Запомни, Рита, этот момент отчаяния. Интересно, что будет дальше?»

              Сама Терехова впоследствии признавалась, что в тот критический момент ее спасло рождение ребенка. Сын Саша родился в 1981 году.
              Последующие работы Тереховой в кино уже не принесли ей громкой славы, хотя о них тепло отзывались критики. В 90-х годах Маргарита Терехова практически ушла из кино, редко давала интервью. Сейчас пробует себя как режиссер и все еще очень закрыта для журналистов. В последние годы Маргариту Борисовну все чаще видят в церкви. Артистка подолгу стоит перед иконами, молится и просит Господа помочь. А потом вновь бредет в буфет родного театра. За рюмкой вина и едой.

              Ирина Алферова

              Вот сколько себя помню, столько ведутся баталии – талантлива Алферова или она просто красотка, которая играет личиком. Родилась Ирина в семье юристов, прошедших всю войну, все детство прозанималась в кружках самодеятельности и не мыслила для себя никакой профессии, кроме сцены. Очень рано поняла, что красива.
              Сразу после десятилетки улетела в Москву поступать в ГИТИС, и едва ли не сразу ее подали на отчисление за профнепригодность: Ирина не могла играть того, что не чувствовала. Но постепенно мастерство приходило – и к концу обучения Ирина уже числилась в перспективных. Когда Ирина оканчивала ГИТИС, ее пригласили в свои труппы сразу несколько московских театров. И тогда же ей выпал удивительно счастливый билетик – роль Даши в телеэпопее «Хождение по мукам». Но режиссер Василий Ордынский поставил условие: параллельно играть в театре она не будет. Ирина согласилась. И в течение пяти лет жила только своей Дашей. Фильм удался. До сих пор эту ее работу критики и публика называют чуть ли не самой лучшей.

              В 1976 году Алферова приходит в Ленком и встречает там Александра Абдулова. История их отношений была достоянием всего СССР, поэтому на них я акцентироваться не буду.
              Следующая большая роль в кино Ирины Алферовой – Констанция в музыкальном приключенческом фильме «Д’Артаньян и три мушкетера». На эту роль режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич хотел взять Евгению Симонову, но руководство Госкино заставило его снимать Алферову. Режиссеру пришлось подчиниться, хотя как он считал, актрисе для этого фильма не хватало музыкальности. Озвучивать роль он поручил знаменитой Анастасии Вертинской. «Ира Алферова – глубоко славянский тип. И французская легкость ей не свойственна. Я не дал Ире озвучить свою героиню, потому что у Алферовой грубоватый голос», – объяснил режиссер.

              Совместно с Александром Абдуловым Алферова снялась в мелодрамах «С любимыми не расставайтесь» (1979) и «Предчувствие любви» (1982). Затем были роли в сказе «Василий Буслаев» (1982), политическом детективе «ТАСС уполномочен заявить» (1984), комедии с элементами мелодрамы «Ночные забавы» (1991).

              Эти годы прогрессирует двойственность отношения к актрисе: публика ее очень любит, но критики – очень прохладно оценивают ее способности. В 90-е годы она снова оказывается в центре внимания – развод с Александром Абдуловым и новое замужество потянуло целый хвост сплетен и газетных «разоблачений и сенсаций».
              В театре Алферовой не давали серьезных ролей, ей всю жизнь приходилось доказывать, что у нее кроме красивого лица есть еще и актерские данные. Сейчас она играет в классическом репертуаре, критики довольны ее игрой чеховской Аркадиной.

              russiahousenews.info