Полезные статьи

Фонетика правила разбора слова

Фонетический разбор слов

Фонетика — раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слог. Освоив их, вы сможете делать фонетический разбор слова.

Фонетический разбор слова — определение количества букв, звуков, ударения в слове, выделение гласных и согласных звуков, их классификация, то есть подробный анализ слова, с точки зрения его правильного произношения. Для проведения анализа необходимо знать, что такое гласные и согласные звуки, и как составляется транскрипция. Если вы не знакомы с этими понятиями, советуем прочитать материалы о звуках русского языка и правила фонетики. Фонетический разбор помогает определить состав слова с точки зрения букв и звуков, поэтому его ещё называют звуко-буквенным разбором.

Сайт phoneticonline.ru содержит примеры фонетического разбора слов русского языка всех частей речи. Воспользуйтесь формой поиска для просмотра фонетического разбора нужного слова. Разбор слова делается с помощью программы в автоматическом режиме. Советуем использовать фонетический разбор исключительно для самопроверки, так как он может быть неверным либо используемые нами правила могут отличаться от правил вашей учебной программы.

Будьте внимательны! Фонетический разбор различен для слов с одинаковым написанием и различным ударением: доро́га и дорога́ — различные слова, имеют разные значения, сне́га и снега́ — одно и то же слово, но записано в единственном и множественном числе.
Часто вместо буквы ё пишут букву е: елочный, трехкомнатная. В фонетическом разборе есть разница между буквами. Для получения правильного разбора слова должны быть записаны через букву ё: ёлочный, трёхкомнатная.

Слова с буквой ё обязательно пишите через ё. Фонетические разборы слов «еж» и «ёж» будут разными!

Смотрите план фонетического разбора с примерами в устной и письменной форме. Примеры также можно найти среди слов, которые проверяли посетители сайта: эстенция, соединяются, приёмки, забанены, открытии, кратчайшего, пойманная, героической, пожиратель, трип, педколледж, морозилки, авоськи, подруженьки, льдистая, Титова, пощупаешь, чулочные, попячусь, учуешь и другие. За всё время посетители запросили более 600 тысяч слов в разных склонениях и формах. Среди них часто запрашиваемых — 119205 слов.

phoneticonline.ru

Разбор слова по звукам. Схемы и примеры

В процессе школьного обучения русскому языку ученики знакомятся с разными видами разборов. Это и лексический анализ слова, и разбор по составу и способам образования. Дети учатся разбирать предложение по членам, выявлять его синтаксические и пунктуационные особенности. А также производить многие другие языковые операции.

Обоснование темы

После повторения материала, пройденного в начальной школе, учащиеся 5-х классов приступают к первому крупному разделу языкознания – фонетике. Завершением его изучения является разбор слова по звукам. Почему именно с фонетики начинается серьёзное и глубокое знакомство с родной речью? Ответ прост. Текст состоит из предложений, предложения – из слов, а слова – из звуков, которые и являются теми кирпичиками, строительным материалом, первоосновой языка, причем не только русского, а любого. Вот почему разбор слова по звукам – начало формирования практических навыков и умений школьников в лингвистической работе.

Понятие фонетического разбора

Что именно включает он в себя, и что нужно знать школьникам, чтобы успешно справляться с заданиями фонетического характера? Во-первых, хорошо ориентироваться в слоговом членении. Во-вторых, разбор слова по звукам не может производиться без чёткого различения гласных и согласных фонем, парных и непарных, слабых и сильных позиций. В-третьих, если оно (слово) включает йотированные, мягкие или твёрдые элементы, удвоенные буквы, ученик тоже должен уметь ориентироваться, какая литера используется для обозначения того или иного звука на письме. И даже такие сложнейшие процессы, как аккомодация или ассимиляция (уподобление) и диссимиляция (расподобление), тоже должны быть ими хорошо изучены (хотя указанные термины и не упоминаются в учебниках, тем не менее, дети знакомятся с этими понятиями). Естественно, что разбор слова по звукам не может производиться, если ребёнок не умеет транскрибировать, не знает элементарных правил транскрипции. Поэтому учитель должен серьёзно и ответственно подойти к преподаванию раздела «Фонетика».

Теоретические рекомендации

Что представляет собой схема разбора слова по звукам? Какие этапы она включает? Разберёмся в этом подробно. Для начала лексема выписывается из текста, ставится знак «тире», после чего она пишется снова, только уже разделённая на слоги. Проставляется ударение. Затем открываются квадратные скобки, и ученик должен слово затранскрибировать – записать так, как оно слышится, т. е. выявить его звуковую оболочку, обозначить мягкость фонем, если таковые имеются, и т. д. Далее под вариантом транскрипции нужно пропустить строчку, провести вниз вертикальную черту. Перед ней в столбик записываются все буквы слова, после – в квадратных скобках звуки и даётся их полная характеристика. В конце разбора проводится небольшая горизонтальная черта и, как подведение итогов, отмечается количество буквы и звуков в слове.

Пример первый

Как всё это выглядит на практике, т. е. в школьной тетрадке? Произведём вначале пробный разбор слова по звукам. Примеры анализа дадут возможность понять многие нюансы. Записываем: покрывало. Делим на слоги: по-кры-ва´-ло. Транскрибируем: [пакрыва´ла]. Анализируем:

  • п – [п] – это звук согласный, он глухой, парный, пара — [б], твердый;
  • о – [а] – это гласный звук, безударный;
  • к – [к] – звук согл., он глух., парн., [пара — г], твёрд.;
  • р – [р] — звук согласный, сонорный, поэтому непарный по звонкости, твёрдый;
  • ы – [ы] – это гласный, в данной позиции безударный;
  • в – [в] – звук этот согл., является звонким, пара его — [ф], твёрдый;
  • а — [а´] – гласный звук, в ударной позиции;
  • л – [л] – это звук согл., относится к сонорным, поэтому непарн., твёрдый;
  • о – [а] – согласный, безударный.
  • Итого: 9 букв в слове и 9 звуков; количество их полностью совпадает.

    Пример второй

    Посмотрим, как произвести разбор слова «друзья» по звукам. Действуем по уже намеченной схеме. Делим его на слоги, выставляем ударение: дру-зья´. Теперь записываем в транскрибируемом виде: [друз’й’а´]. И анализируем:

    • д – [д] – согласный, он звонкий и является парным, пара — [т], твёрдый;
    • р – [р] – согл., звонкий, сонорный, непарный, твёрдый;
    • у – [у] – гласный, безударный;
    • з – [з’] – согл., является звонким, имеет глухую пару — [с], мягкий и тоже парный: [з];
    • ь – звука не обозначает;
    • я – [й’] – полугласный, звонкий всегда, поэтому непарный, всегда мягкий;
  • [а´] – гласный, ударный.
  • В данном слове 6 букв и 6 звуков. Их количество совпадает, т. к. Ь звука не обозначает, а буква Я после мягкого знака обозначает два звука.

    Пример третий

    Показываем, как следует делать разбор слова «язык» по звукам. Алгоритм вам знаком. Выписывайте его и делите на слоги: я-зык. Затранскрибируйте: [й’изы´к]. Разберите фонетически:

  • я – [й’] – полугласный, звонкий, непарный всегда, только мягкий;
    • [а] – этот звук гласный и безударный;
    • з – [з] – согл., звонкий, парный, пара — [с], твёрдый;
    • ы – [ы´] – гласный, ударный;
    • к – [к] – согласный, глухой, парный, [г], твёрдый.
    • Слово состоит из 4 букв и 5 звуков. Их количество не совпадает потому, что буква Я стоит в абсолютном начале и обозначает 2 звука.

      Пример четвёртый

      Посмотрим, как выглядит разбор слова «белка» по звукам. После выписки его произведите слогоделение: бел-ка. Теперь затранскрибируйте: [б’э´лка]. И произведите буквенно-звуковой анализ:

    • б – [б’] – согл., звонкий, парный, [п], мягкий;
    • е – [э´] – гласный, ударный;
    • л – [л] – согл., сонорный, непар., в данном случае твёрдый;
    • к – [к] – согл., глух., парный, [г], твёрдый;
    • а – [а] – гласный, безударный.
    • В данном слове одинаковое количество букв и звуков – по 5. Как видите, производить фонетический разбор этого слова достаточно просто. Важно только обращать внимание на нюансы его произношения.

      Пример пятый

      Теперь давайте сделаем разбор слова «ель» по звукам. Пятиклассникам это должно быть интересно. Он поможет повторить и закрепить фонетические особенности йотированных гласных. Состоит слово из одного слога, что тоже непривычно ученикам. Транскрибируется оно так: [йэ´л’]. Теперь произведем анализ:

    • е – [й’] – полугласный, звонкий, непарный, мягкий;
    • [э´] – гласный, ударный;
    • л – [л´] – согласный, сонорный, поэтому непарный, в данном слове мягкий;
    • ь – звука не обозначает.
    • Таким образом, в слове «ель» 3 буквы и 3 звука. Буква Е обозначает 2 звука, т. к. стоит в начале слова, а мягкий знак звуков не обозначает.

      Делаем выводы

      Мы привели примеры фонетического разбора слов, состоящих из разного количества слогов и звуков. Учитель, объясняя тему, обучая своих школьников, должен стараться наполнить их словарный запас соответствующей терминологией. Говоря о звуках «Н», «Р», «Л», «М», следует называть их сонорными, попутно указывая, что они всегда звонкие и потому не имеют пары по глухости. [Й] сонорным не является, но тоже только звонкий, и по этому параметру примыкает к 4 предыдущим. Более того, раньше считалось, что этот звук относится к согласным, однако его справедливо называть полугласным, т. к. он очень близок к звуку [и]. Как лучше запомнить их? Запишите с детьми предложение : «Мы не увидели подругу». В неё и входят все сонорные.

      Особые случаи разбора

      Для того чтобы правильно определить фонетическую структуру слова, важно уметь в него вслушаться. Например, словоформа «лошадей» будет иметь такой вид в транскрипции: [лашыд’э´й’], «дождь» — [до´щ’]. Разобраться самостоятельно пятиклассникам с такими и подобными случаями довольно сложно. Поэтому учитель должен на уроках стараться анализировать интересные примеры и обращать внимание учеников на некоторые языковые тонкости. Касается это и таких слов, как «праздник», «дрожжи», т. е., содержащих удвоенные или непроизносимые согласные. На практике оно выглядит следующим образом: празд-ник, [пра´з’н’ик]; дрож-жи, [дро´жы]. Над «ж» следует провести черту, указывающую на длительность звука. Нестандартна тут и роль буквы И. Здесь она обозначает звук Ы.

      О роли транскрипции

      Для чего слово обязательно нужно транскрибировать? Фонетический анализ помогает увидеть графический облик лексемы. Т. е., наглядно показать, как слово выглядит в своей звуковой оболочке. Какова вообще цель такого разбора? Она состоит не только в сравнение языковых единиц (буквы и звуки, их количество). Фонетический анализ даёт возможность проследить, в каких позициях одна и та же буква обозначает разные звуки. Так, традиционно считается, что в русском языке гласная «ё» всегда стоит в сильной ударной позиции. Однако в словах иноязычного происхождения это правило не срабатывает. То же самое касается и сложных по составу лексем, состоящих из двух и более корней. Например, прилагательное трёхъядерный. Транскрипция его такова: [тр’иох’а´д’ирный’]. Как видим, ударный тут звук [а].

      К вопросу о слогоделении

      Слогоделение — тоже вопрос довольно сложный для пятиклассников. Обычно учитель ориентирует детей на такое правило: сколько в слове гласных букв, столько и слогов. Ре-ка: 2 слога; по-душ-ка: 3 слога. Это так называемые простые случаи, когда гласные находятся в окружение согласных. Несколько сложнее для детей другая ситуация. Например, в слове «синяя» наблюдается стечение гласных. Школьники затрудняются, как делить на слоги подобные варианты. Следует им объяснить, что и тут правило остаётся неизменным: си-ня-я (3 слога).

      Вот такие особенности наблюдаются при фонетическом разборе.

      fb.ru

      Справочник по русскому языку, 5-9 класс, Стронская И.М., 2009

      Справочник по русскому языку, 5-9 класс, Стронская И.М., 2009.

      Справочник содержит полный курс русского языка для средней школы. В нём в наглядной форме — в таблицах, схемах, памятках — представлены основные разделы русского языка: фонетика, графика и орфоэпия; морфемика (состав слова и словообразование); лексика и фразеология; морфология и орфография; синтаксис и пунктуация.
      В заключительном разделе — Приложения — вы найдёте памятки-руководства (как, например, выполнить работу над ошибками, как подготовиться к изложению и сочинению и др.), перечень основных орфограмм и перечень основных пунктуационных правил, другие полезные практические сведения.

      Справочник содержит полный курс русского языка для средней школы. В нём в наглядной форме — в таблицах, схемах, памятках — представлены основные разделы русского языка: фонетика, графика и орфоэпия; морфемика (состав слова и словообразование); лексика и фразеология; морфология и орфография; синтаксис и пунктуация.

      В частности, в разделе «Морфология» подробно рассматриваются все части речи — самостоятельные и служебные, в разделе «Синтаксис» — простые и сложные (сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные) предложения, а также предложения с прямой речью. Все определения и правила иллюстрируются многочисленными примерами, взятыми из художественных произведений.

      СОДЕРЖАНИЕ
      Фонетика. Графика. Орфоэпия 8
      Состав слова и словообразование 18
      Лексика и фразеология 26
      Морфология 34
      Самостоятельные части речи 37
      Имя существительное 37
      Имя прилагательное 50
      Имя числительное 58
      Местоимение 68
      Глагол 79
      Причастие 90
      Деепричастие 95
      Наречие 97
      Служебные части речи 100
      Предлог 100
      Союз 104
      Частица 109
      Орфография 112
      Перечень основных орфограмм, изучаемых в 5—9-м классах 113
      Синтаксис 154
      Предложение 154
      Простое предложение 155
      Сложное предложение 171
      Сложносочинённые предложения 172
      Сложноподчинённые предложения 173
      Сложные бессоюзные предложения 177
      Пунктуация 180
      Перечень основных пунктуационных правил, изучаемых в 5—9-м классах 181
      Приложения 201
      Приложение 1. Памятки-руководства 201
      Приложение 2. Условные обозначения 206
      Приложение 3. Перечень основных орфограмм 207
      Приложение 4. Перечень основных пунктуационных правил 211
      Приложение 5. Виды разбора 212
      Литература 220

      nashol.com

      Учебные таблицы по русскому языку, 5-11 класс, Малюшкин А.Б., 2008

      Учебные таблицы по русскому языку, 5-11 класс, Малюшкин А.Б., 2008.

      Настоящее пособие представляет собой обобщенное изложение в таблицах теоретического материала по основным разделам курса русского языка: «Фонетика и графика», «Лексика и фразеология», «Словообразование орфография», «Морфология», «Синтаксис и пунктуация», «Стилистика». В приложении даны разделы «Свойства хорошей речи» и словарь «Изобразительно-выразительные средства языка».
      Пособие может быть использовано как в учебном процессе, так и для самостоятельного изучения и повторения курса русского языка.

      СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ.
      Однозначные слова — слова, имеющие одно лексическое значение:
      береза, подосиновик, атом.
      Многозначные слова — слова, имеющие несколько лексических значений:
      высокий (холм), высокий (звук), высокий (стиль).
      Прямое значение слова — это его первичное, основное лексическое значение: высокая (гора), игратъ (на скрипке), спинка (ребенка).
      Переносное значение слова — это его вторичное значение, возникшее на основе прямого и связанное с ним по смыслу:
      высокое (положение)» играть (на нервах), спинка (стула).

      СМЫСЛОВЫЕ РЯДЫ СЛОВ.
      Синонимы — слова, различные по звучанию, но близкие по лексическому значению:
      врач — доктор, безграничный — бескрайний.
      Антонимы — слова, противоположные по лексическому значению:
      высокий — низкий, приехать — уехать.
      Омонимы — слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению:
      ключ (предмет для отпирания и запирания замка), ключ (музыкальный знак), ключ (родник).
      Паронимы — слова, различные по лексическому значению, по похожие по форме:
      глиняный — глинистый, невежа — невежда.

      ЛЕКСИКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СФЕРЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ.
      Общеупотребительные слова — слова, употребляемые всеми людьми, независимо от профессии и места жительства:
      отец, мать; красивый, длинный; ходить, говорить.
      Профессиональные слова (профессионализмы) — слова, употребляемые людьми одной профессии:
      множитель, числитель. делимое; рецепт, диагноз, флюрография.
      Диалектные слова (диалектизмы) — слова, употребляемые жителями одной местности:
      голицы (варежки), стежка (тропинка).
      Жаргонные слова (жаргонизмы) — слова, употребляемые определенной группой лиц для наименования предметов, имеющих в литературном языке свои названия:
      тачка (такси), стрелка (встреча).

      СОДЕРЖАНИЕ
      Алфавит 3
      Звуки русского языка 4
      Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я 5
      Фонетический разбор слова 6
      Слово и его значение 7
      Смысловые ряды слов 8
      Лексика с точки зрения среды употребления 9
      Изменение словарного состава русского языка 10
      Фразеологизмы 11
      Состав слова 12
      Однокоренные слова и формы
      одного и того же слова 13
      Разделительные Ъ и Ь 14
      Гласные после шипящих 15
      Буквы И — Ы после Ц 16
      Буквы Е — О в корне слова после шипящих 17
      Буквы О — А в безударном корне -ЛАГ- ЛОЖ- 18
      Буквы О — А в безударном корне -PACT- РОС- — -РАЩ 19
      Буквы О — А в безударном корне КОС -КАС- 20
      Буквы О — А в безударном корне -ЗОР ЗАР- 21
      Буквы О — А в безударных корнях -ГОР- ГАР-, КЛОН -КЛАН-, ТВОР ТВАР 22
      Буквы О — А в безударных корнях -РОВН — РАВН; -МОК — МАК- 23
      Правописание гласных в корнях с чередованием А(Я) — ИМ, А(Я) — ИН 24
      Буквы Е—И в корнях с чередованием 25
      Гласные и согласные в приставках 26
      Приставки на -3 и -С 27
      Буквы Ы и И после приставок на согласную 28
      Правописание приставок ПРИ ПРЕ- 29
      Слова с ПОЛ- (ПОЛУ) 30
      Основные способы образования слов в русском языке 31
      Соединительные гласные О — Ев сложных словах 32
      Разбор слов по составу и словообразовательный разбор 33
      Имя существительное 34
      Род имен существительных 35
      Род некоторых имен существительных 36
      Число имен существительных 37
      Типы склонений имен существительных 38
      Буквы Е — Ив падежных окончаниях имен существительных 39
      Буква И в падежных окончаниях существительных на -ИЙ, -ИЯ, НЕ 40
      Разносклоняемые имена существительные на -МЯ 41
      Суффиксы существительных -ЧИК-, -ЩИК- 42
      Правописание гласных в суффиксах -ЕК -ИК- 43
      Буквы О — Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях имен существительных 44
      НЕ с именами существительными 45
      Морфологический разбор имени существительного 46
      Образец разбора имени существительного 47
      Имя прилагательное 48
      Падежные окончания имен прилагательных 49
      Краткие прилагательные 50
      Разряды имен прилагательных по значению 51
      Степени сравнения имен прилагательных 52
      НЕ с именами прилагательными 53
      Буквы О и £ после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных 54
      -Н-, -НН- в суффиксах имен прилагательных 55
      Суффиксы имен прилагательных -К- и -СК- 5 6
      Дефисное и слитное написание сложных прилагательных 57
      Морфологических разбор имени прилагательного 58
      Образец разбора имени прилагательного 59
      Имена числительные 60
      Разряды имен числительных 61
      Ь на конце и в середине числительных 62
      Склонение количественных числительных 63
      Склонение дробных числительных 65
      Склонение числительных ОБА, ОБЕ 66
      Склонение составных количественных числительных 67
      Склонение порядковых числительных 68
      Морфологический разбор имени числительного 69
      Образец разбора имени числительного 70
      Местоимения 71
      Личные местоимения 72
      Неопределенные местоимения 72
      НИ и НЕ в отрицательных местоимениях 73
      Морфологический разбор местоимения 74
      Образец разбора местоимения 75
      Глагол 76
      НЕ с глаголами 77
      Правописание -ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах 78
      Спряжение глаголов настоящего и будущего простого времени 79
      Спряжение глаголов с безударным личным окончанием 80
      Разноспрягаемые глаголы 81
      Переходные и непереходные глаголы 82
      Наклонение глагола 83
      Ь на конце глагола в повелительном наклонении после мягких согласных и шипящих 84
      Гласные в безударных суффиксах глаголов -ОБА- (ЕВА), -ЫВА- (ИВА) 85
      Безличные глаголы 86
      Морфологический разбор глагола 87
      Образец разбора глагола 88
      Причастие — особая форма глагола 89
      Склонение причастий 90
      Причастный оборот 91
      Действительные и страдательные причастия 92
      Действительные причастия настоящего времени 93
      Действительные причастия прошедшего времени 94
      Страдательные причастия настоящего времени 95
      Страдательные причастия прошедшего времени 96
      Краткие страдательные причастия 97
      НЕ с причастиями 98
      Две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов 99
      Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени 100
      Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и отглагольных прилагательных 101
      Морфологический разбор причастия 102
      Образец разбора причастия 103
      Деепричастие как особая форма глагола 104
      Деепричастный оборот 104
      НЕ с деепричастиями 105
      Деепричастия несовершенного вида 106
      Деепричастия совершенного вида 107
      Морфологический разбор деепричастия 108
      Образец разбора деепричастия 109
      Наречие как часть речи 110
      Смысловые группы наречий 111
      Степени сравнения наречий 112
      НЕ с наречиями 113
      Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах наречий 114
      НЕ- и НИ- в отрицательных наречиях 115
      Н и НН в наречиях на О и Е 116
      Буквы О и А на конце наречий с ИЗ-, ДО-, С- и В-, НА-, ЗА- 117
      Дефис между частями слова в наречиях 118
      Ь после шипящих на конце наречий 119
      Морфологический разбор наречия 120
      Образец разбора наречия 121
      Служебные части речи 122
      Предлог 123
      Непроизводные и производные предлоги 124
      Правописание производных предлогов 125
      Морфологический разбор предлога 126
      Образец разбора 126
      Простые и составные союзы 127
      Сочинительные союзы 128
      Подчинительные союзы 129
      Слитное написание союзов 130
      Морфологический разбор союза 131
      Образец разбора 131
      Разряды частиц 132
      Группы модальных частиц по значению 133
      Значения отрицательной частицы НЕ 134
      Значения отрицательной частицы НИ 135
      Правописание частиц 136
      Морфологический разбор частицы 137
      Образец разбора частицы 137
      Междометие 138
      Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях 139
      Строение словосочетаний 140
      Связь слов в словосочетании 141
      Основные значения словосочетаний 142
      Виды предложений 143
      Порядок слов в предложении 144
      Способы выражения подлежащего 145
      Виды сказуемого 146
      Способы выражения именной части сказуемого 147
      Тире между подлежащим и сказуемым 148
      Второстепенные члены предложения 149
      Прямое и косвенное дополнение 150
      Способы выражения дополнения 151
      Согласованные и несогласованные определения 152
      Приложение 153
      Дефис в приложениях 154
      Основные группы обстоятельств 155
      Виды предложений по строению грамматической основы 156
      Неполные предложения 157
      Особенности однородных членов предложения 158
      Однородные и неоднородные определения 159
      Запятая между однородными членами предложения 160
      Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающим словом 161
      Обращение 162
      Знаки препинания при обращении 163
      Обособление определений и приложений 164
      Обособление приложения с союзом КАК 165
      Обособление обстоятельств 166
      Знаки препинания при уточняющих членах предложения 167
      Вводные слова 168
      Группы вводных слов по значению 169
      Синтаксический разбор простого предложения 170
      Основные виды сложных предложений 171
      Сложносочиненное предложение 172
      Знаки препинания в сложносочиненном предложении 173
      Сложноподчиненное предложение — 174
      Подчинительные союзы и союзные слова 175
      Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными 176
      Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными 177
      Придаточные обстоятельственные 178
      Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными 180
      Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении 181
      Двоеточие в бессоюзном сложном предложении 182
      Тире в бессоюзном сложном предложении 183
      Разбор сложного предложения 184
      Образец разбора сложного предложения 185
      Прямая речь (П.п.) и слова автора (А.а.) 186
      Замена прямой речи косвенной 187
      Цитаты и знаки препинания при них 188
      Текст (целостное законченное высказывание) 189
      Типы речи 190
      Стили литературного языка 191
      Стили речи и языковые средства 192
      Приложение 1 194
      Приложение 2 195.

      Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате и читать:

      Фонетика правила разбора слова

      Главные члены предложения составляют грамматическую основу предложения.

      Второстепенные члены предложения не входят в грамматическую основу предложения и поясняют подлежащее, сказуемое или другой второстепенный член предложения.

      Дополнение : (рассказывал о ком?) о художниках

      Определение : (о художниках каких?) современных

      Предлоги, союзы, частицы и междометия, при разборе предложения, не подчёркиваются.

      Имя существительное — часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?

      Местоимение- часть речи, которая употребляется вместо имени существительного, но не называет предмет, явление и т. д.

      Имя существительное и местоимение в косвенных падежах является дополнением.

      В предложении имя существительное может быть обстоятельством.

      Глагол — часть речи, объединяющая слова, которые, по традиционному определению, обозначают действие или состояние и отвечают на вопросы: что делал?, что делала?, что делало?, что делали?, что делать?, что сделать?, что сделает?, что сделают?, что сделало? В предложении глагол обычно является сказуемым.

      Имя прилагательное — часть речи, которая обозначает признак предметов и отвечает на вопросы какой? , какое? , какая?. При разборе предложения подчеркивается волнистой чертой. Имя прилагательное всегда связано с именем существительным. В предложении имя прилагательное обычно является определением.

      Наречие — это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия или признак другого признака и отвечает на вопросы как? каким образом? (быстро ехать, бежать трусцой, весело играть), в какой степени? (очень холодно, чрезвычайно интересный, крайне важный), где? (быть дома, стоять поблизости, искать везде), куда? (идти назад, смотреть налево, запрыгнуть наверх), откуда? (прибыть издалека, раздалось снизу, прогнать отовсюду), когда? (вернуться скоро, выучить сегодня, доделать потом), почему? (опрокинуть нечаянно, накричать сгоряча, налететь сослепу), зачем? (сделать назло, ударить нарочно, сказать специально).
      Наречие не склоняется, не спрягается, не согласуется с другими словами и не имеет окончания.
      Наречие чаще всего относится к глаголу, реже — к прилагательному и другому наречию.
      В предложении наречие обычно является обстоятельством.

      Предлог — служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении или словосочетании: сели за парты, гулять в лесу, книга с картинками.
      Предлоги не могут употребляться самостоятельно, они всегда относятся к какому-нибудь существительному и никогда не стоят перед глаголами.
      Предлоги не изменяются и не являются членами предложения.

      xn--80abl6aqcjc8ic.xn--p1ai