Полезные статьи

Федеральный закон о фгуп

Федеральные

Рубрика «Федеральные горячие документы» поможет быть в курсе текущих изменений в федеральном законодательстве. Новые документы с краткими комментариями к ним (обзорами), подготовленными специалистами «Гаранта», публикуются здесь ежедневно и в режиме реального времени. А чтобы изучить изменения в интересующей отрасли права за определенный период, можно обратиться к Энциклопедии мониторинга и составить индивидуальный обзор изменений в законодательстве – как федеральном, так и региональном.

И не забудьте подписаться на ежедневную или еженедельную рассылку, а также RSS-ленту.

23 июля 2018

20 июля 2018

19 июля 2018

Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 июля 2018 г.

Этой осенью планируют привить от гриппа не менее 45% населения.
Определен перечень мероприятий по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ) в эпидсезоне 2018-2019 гг.
Предполагается охватить прививками против гриппа не менее 45% населения, а лиц из групп риска — не менее 75%. Руководителям компаний и предприятий рекомендовано организовать иммунизацию сотрудников против гриппа.
С августа 2018 г. будет проводиться информирование населения по вопросам профилактики гриппа, в том числе о преимуществах вакцинопрофилактики. При этом будут предприняты меры по противодействию антивакцинальным информационным кампаниям.
Предусмотрен и ряд иных санитарно-профилактических мероприятий.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 июля 2018 г. Регистрационный № 51614.

18 июля 2018

17 июля 2018

16 июля 2018

Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 июля 2018 г.

Увеличился прожиточный минимум.
Определена величина прожиточного минимума в целом по России за I квартал 2018 г. на душу населения. Она равна 10 038 руб. Для трудоспособного населения — 10 842 руб., пенсионеров — 8 269 руб., детей — 9 959 руб. В IV квартале 2017 г. прожиточный минимум составлял 9 786, 10 573, 8 078 и 9 603 руб. соответственно.
Напомним, что прожиточный минимум — это стоимостная оценка минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. При этом стоимость товаров и услуг определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания. В прожиточный минимум включены также обязательные платежи и сборы.
С помощью прожиточного минимума оценивается уровень жизни населения при реализации соцполитики и федеральных соцпрограмм. Он применяется для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне МРОТ, размеров стипендий, пособий и других соцвыплат, а также для формирования федерального бюджета.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 июля 2018 г. Регистрационный № 51598.

13 июля 2018

12 июля 2018

Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 июля 2018 г.

Идентификация граждан: урегулированы вопросы обработки биометрических персональных данных.
С 30 июня 2018 г. вступили в силу нормы законодательства по вопросам применения информационных технологий в целях идентификации граждан. Речь идет в т. ч. о размещении определенных данных в единой биометрической системе.
В связи с этим определен порядок обработки, включая сбор и хранение, параметров биометрических персональных данных. Урегулированы вопросы размещения и обновления последних в единой биометрической системе. Закреплены требования к информационным технологиям и техническим средствам, предназначенным для обработки данных.
Обработке подвергаются данные голоса, изображения лица. Определены качественные характеристики данных. Сбор параметров производится при личном присутствии гражданина уполномоченным сотрудником органа или организации. После проверки в автоматизированном режиме биометрических образцов создается биометрический контрольный шаблон, который будет храниться в системе и использоваться для идентификации.
Сведения хранятся не менее чем 50 лет, но используются в целях идентификации не более 3 лет с даты сбора. Предусмотрено их обновление по истечении указанного срока, а также по инициативе гражданина.
Данные размещаются, если гражданин прошел процедуру регистрации в ЕСИА.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 июля 2018 г. Регистрационный № 51532.

11 июля 2018

10 июля 2018

Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 июля 2018 г.

Отчетность специализированного депозитария — по новым правилам!?
Установлены новые формы, сроки и порядок направления отчетности специализированного депозитария в Банк России, страховщику, в управляющую компанию, осуществляющую доверительное управление накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих и уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
Более подробно прописана процедура формирования электронных документов. Приведены особенности внесения отдельных показателей.
Установлены особенности подписания отчетности специализированного депозитария, являющегося кредитной организацией.
Ранее изданные акты по этим вопросам признаны утратившими силу, не подлежащими применению.
Указание вступает в силу по истечении 90 дней после его официального опубликования.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 июля 2018 г. Регистрационный № 51513.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 июня 2018 г.

Обработка биометрических персональных данных в целях проведения идентификации: чем подтверждается соответствие используемых технологий и техсредств установленным требованиям?
Утверждены формы подтверждения соответствия информационных технологий и технических средств, предназначенных для обработки биометрических персональных данных в целях проведения идентификации, установленным требованиям.
Указанные подтверждения выдаются Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 июня 2018 г. Регистрационный № 51497.

9 июля 2018

Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 июля 2018 г.

Унифицированы цены на водку крепостью от 37 до 40 градусов включительно.
Пересмотрены минимальные цены на алкогольную продукцию.
Впервые установлена минимальная цена водки крепостью от 37 до 38 градусов включительно. При приобретении у производителя — 173 руб. за 0,5 л; у иных организаций — 178 руб. Минимальная розничная цена установлена в размере 205 руб. До этих же величин поднялись цены на водку крепостью от 38 до 39 градусов включительно (ранее — 169 руб., 174 руб. и 201 руб. соответственно).
Дело в том, что по действующим правилам минимальное содержание этилового спирта в водке составляет 38% объема готовой продукции. Поправки позволят исключить возможность производителей водки крепостью ровно 38 градусов не применять минимальную цену при ее обороте.
Таким образом, изменения, по сути, унифицировали размеры минимальной цены на водку крепостью 38-40 градусов для всех этапов ее оборота.
Приказ вступает в силу по истечении 45 дней со дня его официального опубликования.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 июля 2018 г. Регистрационный № 51537.

6 июля 2018

Отдельным регионам увеличили квоты на выдачу иностранцам разрешений на работу.
Скорректировано распределение в 2018 г. по регионам квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу и приглашений на въезд в Россию в целях трудовой деятельности.
Так, увеличены квоты для Калужской области, Краснодарского края, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Марий Эл.
Установлены квоты для Республики Адыгея (7 шт.).
Уточнено распределение квоты на выдачу разрешений на работу по профессионально-квалификационным группам.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 июля 2018 г. Регистрационный № 51500.

5 июля 2018

4 июля 2018

Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 июля 2018 г.

Неизлечимо больного не возьмут в санаторий.
Пересмотрены перечни медицинских показаний для санаторно-курортного лечения взрослых и детей. Уточняются основные заболевания, при которых требуется такое лечение, их форма, стадии, фазы и степень тяжести. Определяется тип курорта.
Кроме того, дополнен перечень медицинских противопоказаний для санаторно-курортного лечения. В него включены неизлечимые прогрессирующие заболевания и состояния, требующие оказания паллиативной медпомощи.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 июля 2018 г. Регистрационный № 51503.

3 июля 2018

Как получить лицензию на приобретение оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами или казачьей формой?
Урегулированы вопросы выдачи россиянам лицензии на приобретение газовых пистолетов, револьверов, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов России или казачьей формой.
Речь также идет о лицензии на приобретение отдельной модели боевого холодного клинкового оружия (кортика), унаследованной в соответствии с законодательством.
Лицензия выдается в течение 30 календарных дней с даты регистрации заявления. Определен перечень необходимых документов. Переоформление документа совершается максимум за 14 календарных дней.
За оказание госуслуги уплачивается госпошлина в соответствии с НК РФ.
Приведено содержание конкретных административных процедур. Установлены особенности их совершения в электронном виде.
Прописан досудебный (внесудебный) порядок обжалования действий (бездействия) и решений ответственных подразделений, их должностных лиц.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 июня 2018 г. Регистрационный № 51485.

Резервы и раскрытие информации об условных обязательствах и активах: федеральный стандарт бухучета для госсектора.
Утвержден федеральный стандарт бухучета для организаций госсектора «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах».
Он разработан в целях унификации требований к бухучету бюджетных и автономных учреждений, бюджетному учету государственных и муниципальных активов и обязательств, формированию информации об объектах бухучета, бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждений, бюджетной отчетности.
Под резервом понимается обязанность по осуществлению расходов в целях исполнения требования к субъекту учета с ненаступившим сроком его исполнения. Величина резерва на момент его признания представляет собой расчетно (документально) обоснованную оценку. Различают резервы по гарантийному ремонту, по претензиям и искам, по реструктуризации деятельности субъекта учета, его реорганизации либо ликвидации, по убыточным договорным обязательствам, на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации.
Определен порядок признания (принятия к бухучету) и оценки резервов, а также раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Также раскрывается информация об условных обязательствах и активах. Последние объектами бухучета не признаются. Информация о них раскрывается без признания резервов.
Стандарт будет применяться с 1 января 2020 г. одновременно со стандартом «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора». Предусмотрены переходные положения стандарта при его первом применении.
Указаны обязательства, затраты и резервы, в отношении которых стандарт применяться не будет.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 июня 2018 г. Регистрационный № 51491.

Для организаций госсектора разработан федеральный стандарт бухучета «Влияние изменений курсов иностранных валют».
Утвержден федеральный стандарт бухучета для организаций госсектора «Влияние изменений курсов иностранных валют».
Установлен единый порядок пересчета стоимости объектов бухучета, выраженной в иностранной валюте, в рубли; методы пересчета показателей активов и обязательств, финансовых результатов деятельности загранучреждений; порядок раскрытия информации о результатах пересчета указанных показателей в бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета.
Стандарт применяется при ведении бюджетного и бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2019 г., при составлении бюджетной и бухгалтерской (финансовой) отчетности — начиная с отчетности 2019 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 июня 2018 г. Регистрационный № 51487.

Оформление предложений о закрытии ж/д путей (станций): печать проставляется при наличии.
Хозяйствующие субъекты более не обязаны иметь печать. Она проставляется на документах при наличии.
В связи с этим скорректированы правила закрытия ж/д путей, в т. ч. малоинтенсивных линий и участков; закрытия ж/д станций для выполнения всех или некоторых операций, связанных с приемом и отправлением поездов, приемом, выдачей, погрузкой, выгрузкой, сортировкой, хранением грузов (в т. ч. в контейнерах), багажа и грузобагажа.
Изменения касаются в т. ч. оформления предложений о закрытии ж/д путей (станций).
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 июня 2018 г. Регистрационный № 51482.

2 июля 2018

Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 июня 2018 г.

Банк России меняет правила рефинансирования кредитных организаций.
Установлены новые правила рефинансирования Банком России кредитных организаций под обеспечение. Определен перечень видов обеспечения, которые ЦБ РФ может использовать при проведении кредитных операций. Установлены критерии, которым должны соответствовать кредитные организации — заемщики.
При этом, как сообщает пресс-служба Банка России, подробный порядок предоставления и погашения кредитов ЦБ РФ будет содержаться в Условиях проведения операций по предоставлению и погашению кредитов Банка России, обеспеченных ценными бумагами или правами требования по кредитным договорам, которые будут являться неотъемлемой частью нового кредитного договора ЦБ РФ с кредитной организацией.
Указание вступает в силу через 90 дней после его официального опубликования.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 июня 2018 г. Регистрационный № 51310.

29 июня 2018

28 июня 2018

Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 июня 2018 г.

Операторов по переводу денежных средств обязали сообщать в ЦБ РФ о хакерских атаках.
Скорректированы требования к обеспечению защиты информации при переводах денежных средств.
Так, операторы по переводу денежных средств и операторы услуг платежной инфраструктуры для перевода денежных средств должны использовать только сертифицированное программное обеспечение и проводить его ежегодное тестирование. Для проведения анализа уязвимостей в ПО следует привлекать организации, имеющие лицензию ФСТЭК России. Привлечение таких организаций также обязательно для проведения оценки выполнения требований к обеспечению защиты информации при переводах денежных средств.
Вводится требование о разделении программных сред подготовки и подтверждения платежных поручений, в том числе при использовании систем дистанционного банковского обслуживания.
Предусмотрена обязанность операторов по переводу денежных средств и операторов услуг платежной инфраструктуры информировать Банк России о хакерских атаках.
В рамках проводимой политики по импортозамещению предусмотрено использование в инфраструктуре значимых платежных систем российских средств криптографической защиты информации, имеющих подтверждение соответствия требованиям, установленным ФСБ России.
Указание вступает в силу с 1 июля 2018 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 июня 2018 г. Регистрационный № 51411.

27 июня 2018

Для поездки на матч чемпионата мира по футболу в Калининград на бесплатном поезде может понадобиться документ о праве транзитного проезда через Литву.
Скорректирован порядок предоставления права на бесплатный проезд ж/д транспортом в дополнительных поездах в период проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. в России.
Такое право предоставляется болельщикам, аккредитованным представителям СМИ, а также лицам, включенным в списки межведомственного оперативного штаба по обеспечению безопасности в период проведения чемпионата.
Установлено, что при следовании в Калининград (из него) для посадки в дополнительный поезд указанным лицам, помимо прочего, необходим документ, предоставляющий право на транзитный проезд через территорию Литвы. Исключение составляют случаи, когда иностранным гражданам такие документы не требуются в соответствии с установленными Литвой правилами, а также когда граждане России совершают поездки на основании российско-литовского межправительственного соглашения о порядке выдачи упрощенного проездного документа на железной дороге.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 июня 2018 г. Регистрационный № 51414.

С какими странами ФНС России на автоматической основе обменивается финансовой информацией?
Утвержден перечень государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией в налоговых целях. В него включены 62 страны и 11 территорий.
ФНС России будет передавать полученную от организаций финансового рынка информацию о клиентах, выгодоприобретателях и контролирующих их лицах, а также иную финансовую информацию компетентным органам включенных в перечень иностранных государств (территорий), налоговыми резидентами которых эти клиенты, выгодоприобретатели и лица являются.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 июня 2018 г. Регистрационный № 51418.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 июня 2018 г.

Утвержден список государств, с которыми производится автоматический обмен страновыми отчетами в налоговых целях.
Составлен перечень зарубежных государств (территорий), с компетентными органами которых совершается автоматический обмен страновыми отчетами.
В числе государств — Аргентина, Бельгия, Греция, Лихтенштейн, Мексика, Нидерланды, Хорватия, Швейцария.
Напомним, что с 1 июля 2015 г. в России вступила в силу Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам. В связи с этим ФНС России были подписаны многосторонние соглашения с зарубежными компетентными органами об автоматическом обмене страновыми отчетами и финансовой информацией в налоговых целях.
В НК РФ закреплены нормы, направленные на реализацию указанных соглашений.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 июня 2018 г. Регистрационный № 51419.

26 июня 2018

25 июня 2018

Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 июня 2018 г.

Кассовые операции, хранение, перевозка и инкассация наличных денег: Банк России издал новую редакцию положения.
Утверждено новое положение о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях.
Так, если при перевозке, инкассации наличных денег используются специальные устройства, при несанкционированном вскрытии которых происходит окрашивание банкнот специальной краской, то разрешено не применять требования не только к автотранспорту, но и к наличию служебного оружия.
Кроме того, перевозка наличных денег в спецконтейнерах допускается без участия кассовых, инкассаторских работников.
Отменено применение ряда документов, оформляемых в подразделении инкассации (в частности, явочная карточка). Предусмотрена возможность предъявления инкассаторскими работниками клиенту (по согласованию с ним) вместо документов, удостоверяющих личность, служебных удостоверений.
Уточнен порядок уведомления Банка России о случаях утраты наличных денег.
Закреплены нормы, касающиеся применения телевизионной системы наблюдения и регистрации. К примеру, она позволяет проводить операции по загрузке, изъятию наличных денег из банкомата, автоматического сейфа или приемного устройства одним инкассаторским, кассовым работником.
Введена форма реестра операций по обработке наличных денег.
Положение вступает в силу по истечении 10 дней после даты его опубликования.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 июня 2018 г. Регистрационный № 51359.

Госрегистрация юрлиц и ИП: документы оформляются в электронном виде.
Скорректирован порядок госрегистрации юрлиц, ИП и крестьянских (фермерских) хозяйств. Это обусловлено изменениями, внесенными в соответствующий закон. Часть поправок вступает в силу с 1 октября 2018 г.
Результатом оказания госуслуги является в т. ч. документ о постановке на учет в налоговом органе (если госрегистрация является основанием для постановки на налоговый учет).
Документы по госрегистрации теперь оформляются только в электронном виде. На бумажном носителе направляются материалы, подтверждающие содержание электронных документов. Процедура совершается исключительно по запросу заявителя.
При повторной подаче документов на госрегистрацию в связи с неполным комплектом документов или неверным оформлением госпошлина не уплачивается. Данная норма вступает в силу с 1 октября 2018 г.
Через Единый портал госпошлина уплачивается с 30-процентной скидкой.
Уточнен порядок взаимодействия МФЦ и налоговой при оказании госуслуги.
При предоставлении документов заявителю необходимо указывать адрес электронной почты.
Приказ вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования, за исключением положений, для которых предусмотрен иной срок.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 июня 2018 г. Регистрационный № 51407.

www.garant.ru

Федеральный закон о фгуп

Российская книжная палата — организация, перешагнувшая свой 100-летний рубеж. Будучи получателем обязательного экземпляра, Российская книжная палата является гарантом сохранности печатной памяти нации. Пройдя непростой путь преобразований, Российская книжная палата избрала для себя стратегию дальнейшего развития — открытость к новым идеям и доступность реализации этих идей. Все новое в книжном технологическом процессе живо интересует Российскую книжную палату, она откликается на любой обмен информацией в сфере книгоиздания и книгопечатания. Учет как книжной, так и любой другой печатной продукции страны и сохранение ее для будущих поколений — главная функция Российской книжной палаты.

Технологическое исполнение Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 278-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов» выполняется Российской книжной палатой (филиал «ИТАР-ТАСС») в рамках официальной информационной системы «Государственная библиография»

Российская книжная палата — филиал ИТАР-ТАСС

В соответствии с указами Президента России от 16.09.2014 г. №631 «О международной стандартной нумерации изданий» и от 09.12.2013 г. №894 «О некоторых мерах по повышению эффективности деятельности государственных средств массовой информации», а также Федерального закона № 77-ФЗ от 29.12.1994 г. «Об обязательном экземпляре документов», прием обязательного экземпляра документов и осуществление международной стандартной нумерации изданий возложено на ИТАР-ТАСС (далее – ТАСС). В целях реализации Указа Президента РФ от 09.12.2013 г. №894 «О некоторых мерах по повышению эффективности деятельности государственных средств массовой информации» ТАСС создал филиал — «Российская книжная палата».

Новость дня

Председатель Издательского совета Русской Православной церкви провел встречу с руководителем Российской книжной палаты

17 июля 2018 года митрополит Калужский и Боровский Климент провел рабочую встречу с руководителем Российской книжной палаты Е. Б. Ногиной.

www.bookchamber.ru

Машино-место: переоформлять по новым требованиям или нет?

Партнер юридической фирмы «Алимирзоев & Трофимов

Юрист юридической фирмы «Алимирзоев & Трофимов»

специально для ГАРАНТ.РУ

С 1 января 2017 года машино-место станет самостоятельным объектом недвижимости (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 315-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Закон уточняет определения, содержащиеся в ст. 130 Гражданского кодекса и ст. 1 Градостроительного кодекса, а также правовой статус машино-места в целом. Чтобы считаться объектом недвижимости, машино-место должно быть поставлено на кадастровый учет в установленном законом порядке. Кроме того, собственники смогут получать компенсацию за отчуждение машино-места в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 239.2 ГК РФ в новой редакции). Также машино-места станут предметом ипотеки наравне с иными объектами недвижимости – земельными участками, зданиями, помещениями и пр. (ст. 69.1 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» в новой редакции). Данные о машино-местах будут содержаться в ЕГРП. А при расчете налога на имущество физических лиц за машино-место станет применяться налоговая ставка в размере не более 0,3% от его кадастровой стоимости.

Таким образом, дискуссия о том, является ли машино-место самостоятельным объектом недвижимости, и если да, то каким требованиям оно должно соответствовать, можно считать закрытой.

Отметим, что на практике, сложившейся до принятия Закона, машино-место и сегодня является самостоятельным объектом гражданского оборота. Однако выработалось несколько способов оформления прав на машино-места.

В соответствии с первым из них машино-место не рассматривается как самостоятельный объект недвижимости, а помещения, в которых располагаются такие машино-места, находятся в общей долевой собственности собственников жилых помещений в доме. Размер доли в таких помещениях определяется по количеству мест на паркинге. Соответственно, при таком подходе для надлежащего оформления перехода права собственности на машино-место собственнику приходится соблюдать нормы ст. 250 ГК РФ о преимущественном праве покупки других сособственников (владельцев машино-мест) и получать их нотариально заверенные согласия на сделку. Стоит также отметить, что такие объекты облагаются налогом как нежилые помещения: налоговая ставка составляет до 0,5% от кадастровой стоимости, налоговые льготы не применяются.

На наш взгляд, классическим примером оформления машино-мест в долевую собственность могут служить те случаи, когда парковка устроена на многоуровневой механизированной платформе. Собственник не получает конкретное место в паркинге, а имеет право поставить свой автомобиль на любую платформу конструкции. В некоторых таких парковках собственник даже не может ни самостоятельно определить, ни проконтролировать, на какой именно из платформ будет размещен его автомобиль.

Добавим, что сложилась также судебная практика применения законодательства о долевом строительстве (Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»). Суды подтверждают, что объектом долевого строительства является жилое или нежилое помещение, общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, которые являются индивидуально-определенными вещами, и приходят к выводу, что машино-место таковым объектом не является. Они опираются на то, что документация, оформляемая в отношении машиноместа, не содержит сведений о каких-либо физических границах (ограждающих конструкциях, стенах, перегородках), которыми машино-место будет изолировано от других машиномест в помещении паркинга (постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2011 г. по делу № А05-4359/2011).

Есть и другой способ оформления права на машино-место, можно сказать, прямо противоположный. В тех случаях, когда техническая документация зданий содержит сведения о машино-местах (в соответствии с Методическими рекомендациями о порядке включения сведений о машиноместах в документы технического и кадастрового учета зданий, сооружений и помещений, утв. ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ» от 20 октября 2008 г. № 244), последние рассматриваются и оформляются как самостоятельные объекты недвижимости (помещения или части помещений). В таком случае машино-место, как правило, представляет собой прямоугольник, начерченный краской на полу помещения, отведенного под паркинг. Такое машино-место ставится на кадастровый учет, владельцы машино-мест получают кадастровые паспорта, содержащие все идентификационные признаки машино-места (местоположение, точные границы, размеры и площадь) и его порядковый номер. Переход права собственности при продаже машино-места регистрируется так же, как при сделках с другими объектами недвижимости.

С принятием новых правил, вступающих в силу с 1 января 2017 года, вопрос оформления прав собственности на машино-места в помещениях, находящихся в составе жилых домов, решен окончательно в пользу второго способа. То есть не должно быть сомнений в том, что машино-место (при условии, что его границы описаны в порядке, установленном законодательством о кадастре), представляет собой такое же недвижимое имущество, как и, например, квартира. А сделки с машино-местами должны совершаться в том же порядке, что и сделки с квартирами. Таким образом, собственники машино-мест получат такую же правовую защиту, какую имеют собственники других объектов недвижимого имущества.

По нашему мнению, законодатель подтвердил один из двух сложившихся на практике подходов, не привнеся в него ничего нового.

Полагаем, что с 2017 года в тех ситуациях, когда границы машино-места нельзя будет определить по правилам законодательства о кадастровом учете, или машино-место не будет иметь характеристик, позволяющих определить его в качестве индивидуально-определенной вещи (вид, границы и местоположение объекта недвижимости в помещении, наличие соответствующей технической документации), новые нормы не могут быть применены.

Закон устанавливает порядок «перерегистрации» прав собственности на машино-места, сведения о которых уже содержатся в ЕГРП. Так, если право собственности на объект недвижимости уже зарегистрировано, замена ранее выданных документов (в которых в качестве вида объекта недвижимого имущества указывается машино-место) осуществляется по желанию собственника (то есть необязательна). Для этого будет необходимо подать в Росреестр заявление об учете изменений сведений, содержащихся в ЕГРП, в части приведения вида объекта недвижимости в соответствие с новыми требованиями. В случае если в ЕГРП зарегистрирована долевая собственность на машино-места, собственники вправе осуществить выдел в натуре своей доли посредством определения границ машино-места, а также зарегистрировать право собственности на машино-место. При этом общая долевая собственность прекращается со дня регистрации права собственности последним участником долевой собственности. Необходимость уплаты и размер государственной пошлины в обоих случаях пока что не установлены.

На наш взгляд, остается открытым вопрос о том, будут ли и должны ли сособственники помещений паркинга многоквартирных жилых домов, владеющие парковочными местами на праве общей долевой собственности, сведения о которых не содержатся в ЕГРП, переоформлять такие машино-места в индивидуальную собственность, и если да, то каким образом.

Представляется, что если машино-место отвечает требованиям законодательства о кадастре (расположено в специально отведенном для этого месте, имеет границы и индивидуальный номер и т. д.), то у собственника есть формальное основание поставить такое машино-место на кадастровый учет и оформить в индивидуальную собственность. Полагаем, что для этого будет можно воспользоваться механизмом регистрации права собственности на вновь созданный объект – подача в Росреестр заявлении о государственной регистрации права собственности вместе с приложением всей необходимой технической документации. Размер госпошлины в этом случае составит 2 тыс. руб. для физических лиц.

В то же время будут ли все машино-места в подземном паркинге дома определены как объекты недвижимости на основании заявления первого сособственника (с приложением всей необходимой технической документации), или же этот процесс станет постепенным и будет зависеть от воли каждого отдельного сособственника (например, размер долей каждого не обратившегося собственника будет пропорционально изменяться), покажет правоприменительная практика.

На наш взгляд, перерегистрация машино-места в качестве самостоятельного объекта недвижимости рекомендуема для полноценного использования объекта в гражданском обороте и защиты интересов собственников.