Полезные статьи

Федеральный закон о гражданской обороне 2013

Примерная программа обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (утв. Министром МЧС России 28 ноября 2013 г. N 2-4-87-36-14)

1. Пояснительная записка

Обучение работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее — в области ГО и ЧС) организуется в соответствии с требованиями федеральных законов «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлений Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. N 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и от 2 ноября 2000 г. N 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», приказов и организационно-методических указаний Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций и осуществляется по месту работы.

Основная цель обучения — повышение готовности работающего населения к умелым и адекватным действиям в условиях угрозы и возникновения опасностей при чрезвычайных ситуациях, ведении военных действий или вследствие этих действий.

Предлагаемая Примерная программа обучения работающего населения в области ГО и ЧС (далее именуется — Примерная программа) определяет организацию и порядок обязательного обучения государственных и муниципальных служащих, рабочих и служащих учреждений, предприятий и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее именуются — работники организаций). В ней определены требования к уровню знаний и умений работников организаций, прошедших обучение, дан перечень тем занятий и раскрыто их содержание, а также указано количество часов, рекомендуемое для изучения тем.

Обучение всех работников организации по данной Примерной программе проводится ежегодно. Ответственность за организацию обучения работников организаций возлагается на руководителей организаций.

Организации на основе данной Примерной программы и с учётом указаний федеральных органов исполнительной власти по подготовке работников центральных аппаратов этих органов, а также подведомственных им организаций, указаний органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по подготовке работников всех организаций, дислоцирующихся в пределах территории муниципального образования, а также особенностей своей деятельности, разрабатывают и утверждают программу обучения работников организации в области ГО и защиты от ЧС.

Руководителям организаций при разработке рабочих программ обучения предоставляется право с учетом местных условий специфики деятельности организации, особенностей и степени подготовленности обучаемых, а также других факторов корректировать расчет времени, отводимого на изучение отдельных тем учебно-тематического плана Примерной программы, их содержание, а также уточнять формы и методы проведения занятий без сокращения общего количества часов, предусмотренного на освоение настоящей Примерной программы.

Занятия по темам 4-6 проводятся в обстановке повседневной трудовой деятельности. Они должны прививать навыки действий работникам по сигналам оповещения и выполнению мероприятий защиты в условиях исполнения ими своих должностных обязанностей.

При проведении практических занятий теоретический материал, необходимый для правильного понимания и выполнения практических приемов и действий, рассматривается путем рассказа или опроса обучаемых в минимальном объеме.

Примерная программа определяет базовое содержание подготовки работающего населения в области ГО и ЧС и рассчитана на 19 часов учебного времени в течение календарного года.

Знания и умения, полученные при освоении тем Примерной программы, совершенствуются в ходе участия работников организации в тренировках и комплексных учениях по ГО и защите от ЧС.

В ходе проведения занятий постоянное внимание должно уделяться психологической подготовке обучаемых, выработке у них уверенности в надежности и эффективности мероприятий гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, воспитанию стойкости, готовности выполнять должностные обязанности в сложной обстановке возможных опасностей, при высокой организованности и дисциплине.

Контроль за качеством усвоения учебного материала работающим населением в области ГО и ЧС проводит руководитель занятия путем опроса обучаемых перед началом и в ходе занятия.

Занятия организуются по решению руководителя организации, как правило, ежемесячно в течение года, исключая месяцы массовых отпусков работников организаций, и проводятся в рабочее время.

Для проведения занятий приказом руководителя организации создаются учебные группы по структурным подразделениям органов власти и органов местного самоуправления, учреждениям и организациям и назначаются руководители занятий по ГО и ЧС.

Занятия проводятся руководителями занятий по ГО и ЧС, а также руководящим составом, инженерно-техническими работниками, членами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее — КЧС и ПБ), руководителями и сотрудниками органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны, а также другими подготовленными лицами. Занятия по правилам оказания первой помощи и ухода за больными проводятся с привлечением соответствующих специалистов.

Руководители занятий по ГО и ЧС должны в первый год назначения, а в дальнейшем не реже 1 раза в 5 лет, пройти подготовку в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации или на курсах гражданской обороны муниципальных образований.

Руководящий состав федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций обязан оказывать организационную, техническую и методическую помощь руководителям занятий по ГО и ЧС и осуществлять постоянный контроль за подготовкой и проведением занятий, о чем делать соответствующие записи в журнале учета занятий.

2. Требования к уровню освоения курса обучения

В результате прохождения курса обучения работники организаций должны:

опасности для населения, присущие чрезвычайным ситуациям, характерным для территории проживания и работы, а также возникающие при военных действиях и вследствие этих действий, и возможные способы защиты от них работников организации;

сигналы оповещения об опасностях и порядок действия по ним;

правила безопасного поведения в быту;

основные принципы, средства и способы защиты от опасностей чрезвычайных ситуаций и военного времени, свои обязанности и правила поведения при возникновении опасностей, а также ответственность за их невыполнение;

правила применения средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ) и порядок их получения;

место расположения средств коллективной защиты и порядок укрытия в них работников организации, правила поведения в защитных сооружениях;

основные требования пожарной безопасности на рабочем месте и в быту;

практически выполнять основные мероприятия защиты от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также в случае пожара;

четко действовать по сигналам оповещения;

адекватно действовать при угрозе и возникновении негативных и опасных факторов бытового характера;

пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты;

проводить частичную санитарную обработку, а также, в зависимости от профессиональных обязанностей, дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию сооружений, территории, техники, одежды и СИЗ;

оказывать первую помощь в неотложных ситуациях.

3. Учебно-тематический план

Программа обучения: работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Цель обучения: повышение готовности работающего населения к умелым и адекватным действиям в условиях угрозы и возникновения опасностей при чрезвычайных ситуациях, ведении военных действий или вследствие этих действий.

Категория обучаемых: работники организации.

Продолжительность обучения: 19 учебных часов.

Форма обучения: в обстановке повседневной трудовой деятельности.

Режим занятий: определяет руководитель организации.

www.garant.ru

ЛЕКЦИЯ по мобилизационной подготовке ТЕМА № 3.1 «Нормативно-правовые основы мобилизационной подготовки здравоохранения»

1.Цели занятия: Изучить правовые основы мобилизационной подготовки здравоохранения и мобилизации, основные нормативные документы: федеральные конституционные законы, федеральные законы и подзаконные акты. Рассмотреть основные обязанности государственных органов исполнительной власти, организаций, независимо от форм собственности и граждан РФ в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

2. Материальное обеспечение: а. слайды;

История мобилизационной подготовки и мобилизации.

Вида нормативных правовых актов

5. Литература для самостоятельной работы:

2. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ «О военном положении».

3. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»

4. Федеральный закон от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне»

5. Федеральный закон от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»

6. Федеральный закон от 29 декабря 1004 года № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве»

7. Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»

8. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

9. Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1998 года № 1175 «Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности»

10. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации»

11. Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 года № 706 «Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации»

12. Указ Президента Российской Федерации от 20 марта 2006 года № 231 «О Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации»

13. Указ Президента Российской Федерации от16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы»

14. Постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 26 июня 1993 г. N 605 «Об утверждении Положения о порядке проведения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе»

15. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1994 г. № 1161 «О порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне»

16. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. № 1354 «Об организации системы обучения и повышения квалификации специалистов в области мобилизационной подготовки экономики Российской Федерации»

17. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 г. № 397 «Об утверждении Положения об оплате труда работников мобилизационных органов»

18. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 октября 1998 г. №1216 «0б утверждении Положения о призыве на военную службу по мобилизации граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования) для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований»

19. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. № 1541 «Об утверждении Положения о воинском учете»

20. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. № 1441 «Об утверждении положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе»

21. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 321 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации»

22. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 августа 2001 года № 341 «О целевом усовершенствовании мобилизационных работников, медицинского персонала специальных формирований медицинской службы гражданской обороны»

23. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 июня 2003 года № 230 «Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждений здравоохранения»

24. Приказ МО РФ от 20 августа 2003 г. N 200 «О порядке проведения Военно-врачебной экспертизы»

25. Методические рекомендации по организации и ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе, и работающих в учреждениях, организациях и на предприятиях Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Москва, 1999 г.)

26. Мобилизационная подготовка экономики Российской Федерации, Москва 2000.

30.Сборник нормативно-правовых и методических документов по вопросам мобилизационной подготовки и медицинской службы гражданской обороны. Москва. «ИнтерСЭН»2001.

6. Организационно-методические указания:

При подготовке данной лекции обратить особое внимание на историю развития учения о мобилизации и мобилизационной подготовке и, прежде всего, вопросы мобилизационной подготовки здравоохранения. Рассмотреть роль К. Клаузевица и А.А. Свечина в разработке основных положений мобилизационной подготовки и мобилизации:

Изучить виды нормативных правовых актов в Российской Федерации, их иерархическое положение в структуре законодательной деятельности. Рассмотреть основные федеральные конституционные законы и федеральные законы, нормирующие положения о мобилизации, прочие подзаконные акты (Указы Президента Российской Федерации, Постановления и Решения Правительства РФ, подзаконные акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и ведомственные документы, регламентирующие вопросы мобилизационной подготовки и мобилизации органов здравоохранения Российской Федерации).

Мобилизация (франц. mobilisation, от лаг. mobilis – подвижной), приведение в действие, сосредоточение сил и средств для достижения определённой цели (БСЭ).

Мобилизация – приведение вооруженных сил государства на военное положение; укомплектование кадров личным и конским составом, сформирование новых воинских частей и учреждений, обеспечение их вооружением. Мобилизация предполагает призыв военнообязанных запаса на действительную службу.

Родоначальником понятия мобилизация является Карл Клаузевиц.

Клаузевиц (Clausewitz) Карл (01.06.1780, Бург, около Магдебурга,-16.11. 1831, Бреслау, ныне Вроцлав, Польша), немецкий военный теоретик и историк, прусский генерал.

Карл Клаузевиц родился в семье акцизного чиновника. С 1792 г. в прусской армии. Окончил Всеобщее военное училище в Берлине (1803), до 1808 адъютант принца Августа Прусского, участвовал в войне с Францией 1806-1807 гг. В 1808-1809 гг. – начальник кабинета председателя Военно-реорганизационного комитета генерала Б. Шарнхорста, принимал активное участие в подготовке реорганизации армии. В 1810-1812 гг. преподавал в Офицерском военном училище, написал «Обзор военного обучения (Важнейшие принципы войны)». Автор патриотического документа группы военных реформаторов (Шарнхорст, Гнейзеиау, Бойен) «Три символа веры» (февраль 1812), в котором выдвигалась идея народной войны в союзе с Россией против наполеоновского господства. Весной 1812 г. уехал из Пруссии и поступил па службу в русскую армию. Во время Отечественной войны 1812 года был квартирмейстером кавалерийского корпуса П.П. Палена, затем Ф. П. Уварова, с октября 1812 г. – в штабе корпуса (затем армии) П.Х. Витгенштейна. В 1813 г. офицер связи при прусской армии Г. Блюхера, с августа 1813 г. – начальник штаба корпуса Л. Вальмодена. В апреле 1814 г. вернулся на прусскую службу, был начальником штаба корпуса. В 1818-1830 гг. – директор Всеобщего военного училища. В 1830 г. назначен инспектором артиллерии, в 1831 г. – начальник штаба прусской армии на польской границе. Умер от холеры.

Мировоззрение К. Клаузевица формировалось под воздействием идей Великой французской революции и национально-освободительного движения народов Европы начала 19 в. Клаузевиц впервые применил диалектический метод в военной теории, рассматривая явления военного искусства в их взаимосвязи и развитии. Глубоко изучил свыше 130 походов и войн с 1566 по 1815 гг. и написал ряд военно-исторических работ. Главным трудом Клаузевица является 3-томное исследование «О войне» (рус. пер. 1932- 1936), где изложены взгляды автора на природу и сущность войны, формы и способы её ведения.

Военно-теоретическое наследие Клаузевица составило целый этап в развитии военной мысли 19 в. Многие положения Клаузевица сохранили своё значение. Центральное место среди его научных достижений занимает положение о связи войны с политикой: «война есть продолжение политики иными средствами», в политике уже заключаются в скрытом виде основные очертания будущей войны.

Клаузевиц много сделал для разработки теории военного искусства и его составных частей – стратегии и тактики. Им были установлены некоторые стратегические принципы, необходимые для достижения победы (полное напряжение всех сил, сосредоточение возможно больших сил на направлении главного удара, быстрота и внезапность действий, энергичное использование достигнутого успеха). Большое значение Клаузевиц придавал материальному, географическому и моральному факторам, роли полководца и др. Благодаря его работам Германия первая занялась мобилизацией экономики (первая мировая война).

В России только в 1870 году вводится понятие мобилизации, а с начала 20 века мобилизация переносится на экономику.

Много внес в разработку мобилизационных вопросов Свечин Александр Андреевич.

А.А. Свечин родился 17(29).08.1878 г. в г. Екатеринослав, ныне Днепропетровск, русский и советский военный историк и теоретик, генерал-майор (1916 г.). Родился в семье генерала. Окончил Михайловское артиллерийское училище (1897 г.) и Академию Генштаба (1903 г.). Участвовал в русско-японской войне 1904-1905 гг. В 1905-1914 гг. служил в Главном и Генеральном штабах. Во время 1-й мировой войны 1914-1918 гг. -офицер для поручений при начальнике штаба верховного главнокомандующего, командовал полком, дивизией, с июля 1917 года – начальник штаба 5-й армии, с сентября 1917 года – начальник штаба Северного фронта. С ноября 1918 г. – профессор Академии Генштаба РККА (ныне Военная академия им. М.В. Фрунзе). В 1918-1921 гг. одновременно председатель Военно-исторической комиссии по исследованию опыта войны 1914-1918 гг. Автор многих трудов по военной истории, тактике и стратегии.

В 1926 году издается его труд «Военная стратегия», в котором он подробно останавливается на вопросах:

§ мобилизация и план оперативного развертывания;

Судьба Александра Андреевича глубоко трагична. Он был беспартийный. Арестовывался в 1931 году. Вторично арестован 30.12.1937 году (на момент ареста — помощник начальника кафедры военной истории Военной академии Генштаба (ВАГШ).

Подписан к репрессии по первой категории (расстрел) в списке «Москва-центр» от 26 июля 1938 на 139 чел.. №107, по представлению И.Шапиро. Подписи: «За расстрел всех 138 человек». Сталин, Молотов. (I человек – Маршал СССР А.И. Егоров (№46) был из этого списка вычеркнут и погиб в 1939).

А.А. Свечин приговорен ВКВС СССР 29 июля 1938 по обвинению в участии в контрреволюционной организации, подготовке террористов. Расстрелян и похоронен на «Коммунарке» (Московская обл.) 29 июля 1938. Реабилитирован 08.06.1956 года.

1. История мобилизации

История мобилизационной подготовки здравоохранения уходит в глубокое прошлое, в XVII век.

29 сентября 1678 года Русский Царь Федор Алексеевич издал именной указ, в котором повелевалось занять Рязанское, Коломенское, Смоленское, Новгородское и Суздальское подворья «для лечения ратных раненых и больных всяких чинов людей».

В июне 1706 года согласно указу Петра I был создан первый госпиталь России (в настоящее время – Главный военный клинический госпиталь имени Н.Н Бурденко) и при нем школа подготовки медицинских специалистов на 50 учеников «изо всяких чинов людей».

В середине XVIII века коечная емкость госпиталя составляла 645 коек, а к 1797 году – 1280 коек. В 1757 году назван Московским Генеральным Сухопутным госпиталем.

Отечественная война 1812 г. послужила мощным толчком к дальнейшему развитию мобилизационных возможностей России

Актуальность проблем национальной безопасности страны обусловили необходимость укрепления нормативно-правовой базы по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации. В результате в последние годы принят ряд документов, определяющих стратегические направления работы в этой области.

ХIХ век. Военная реформа России 1861 года

Огромную роль в развитии основ мобилизационной подготовки и мобилизации сыграл великий русский военный врач – хирург и организатор – Н.И. Пирогов.

Очень большие требования к готовности медицинской службы, в том числе и к мобилизационной готовности предъявила к русской военной медицине 1-я Мировая война, которая вскрыла огромное число недостатков в медицинской обеспечении русских воинов.

Коечная емкость лечебных учреждений в России на 1 ноября 1915 года

Соотношение потерь ранеными и больными в русской армии в различные войны (в %)

По данным Барсукова М.И. первый декрет СНК РСФСР о мобилизации медицинского персонала относится к 29 июля 1918 года, когда в ходе Гражданской войны шли ожесточенные бои на Волге. Сложная обстановка и угроза эпидемий заставили издать еще ряд декретов о призыве различных категорий медицинских работников. Есть сведения о том, что специалистов, знающих военно-административное санитарное дело крайне не хватало, и при управлениях санитарной части армий была организована специальная подготовка вновь призванных медицинских работников путем прикомандирования к соответствующим отделам управления, при этом начальник отдела сам являлся преподавателем. Исторические документы подтверждают, что это было вполне оправданно – Гражданская война, голод, разруха, эпидемии, дефицит кадров и другие трудности – диктовали необходимость проведения серьезных перемен и преобразований в здравоохранении России и его мобилизационной подготовке.

27 декабря 1919 года был издан приказ Наркомздрава России об организации курсов подготовки красных сестер и красных санитарок. В 1922 году Главным военно-санитарным управлением под руководством З.П.Соловьева были разработаны программы санитарно-тактической подготовки врачей, в Военно-медицинской академии введен «курс военно-санитарной администрации и санитарной тактики», а на медицинских факультетах университетов – «курс военно-санитарного дела». Руководящие работники медицинской службы для повышения общей военной квалификации направлялись на курсы при Военной академии им. М.В.Фрунзе.

До 1927 года Наркомздрав СССР объединял руководство деятельностью всех гражданских и военных медико-санитарных органов. З.П. Соловьев писал: «…сохранение и укрепление в военно-санитарном аппарате основ единства советской медицины в сочетании с безоговорочным и полным удовлетворением нужд Красной Армии». В августе 1929 года Главное военно-санитарное управление РККА было выведено из подчинения Наркомздрава СССР и включено в состав Наркомвоенмора. Таким образом, гражданское здравоохранение и военная медицина разделились к концу 20-х годов ХХ века.

В ходе советско-финляндской войны, несмотря на её непродолжительный характер (с 30.11.1939 по 12.03.1940 гг.), Красная Армия понесла значительные потери. С ноября 1939 года по август 1940 года из госпитальной базы Северо-Западного фронта было эвакуировано в эвакогоспитали тыла страны 142 925 раненых и больных, причем из них 11 200 человек – транзитом без оказания медицинской помощи в ГБФ из-за её большой перегрузки.

Для лечения раненых и больных, поступающих с фронта, в восьми военных округах (Киевском, Московском, Орловском, Приволжском, Уральском, Белорусском, Харьковском и Северо-Кавказском) было развернуто 214 госпиталей НКЗ, приписанных к восемнадцати МЭП. Общая ёмкость эвакогоспиталей на 1.08.1940 г. составляла 81 412 коек. Кроме того, в составе госпитальной базы Северо-Западного фронта было развернуто 14 ЭГ НКЗ на 4083 койки.

Таким образом, несмотря на непродолжительность войны и её локальный характер, страна вынуждена была привлечь огромные силы и средства военного и гражданского здравоохранения для медицинского обеспечения войск на фронте и в тылу страны. Опыт войны в целом подтвердил правильность принципов принятой системы этапного лечения, однако был выявлен ряд слабых мест. Наиболее существенными из них были:

· весьма нечеткое разграничение прав и обязанностей между УМЭП и органами здравоохранения по руководству ЭГ НКЗ;

· недостаточная специализация коечной сети в госпитальных базах тыла страны и несоответствие структуры коечного фонда структуре входящего потока раненых и больных;

· отсутствие производственной базы для протезирования инвалидов войны;

· отсутствие в составе МЭП специализированных лечебных учреждений, а также штатных сортировочных госпиталей с прирельсовыми приёмниками.

В июне 1940 года, Народным Комиссаром здравоохранения СССР было утверждено «Положение о формировании эвакуационных госпиталей, развертываемых органами здравоохранения Союза ССР в военное время», которым были регламентированы основные принципы управления и руководства эвакуационными госпиталями. Эти принципы сводились к следующим положениям. ЭГ в медицинском, административном и финансовом отношениях подчинялись органам гражданского здравоохранения по месту их развертывания, а в оперативном отношении – Народному Комиссариату обороны через его местные органы (санитарные отделы военных округов, УРЭП, УМЭП), которые осуществляли контроль за постановкой медицинского обслуживания раненых и больных, находящихся в ЭГ НКЗ СССР, и проводили свои мероприятия по улучшению постановки работы в ЭГ через местные органы здравоохранения, непосредственно формирующие их.

Из этого следует, что в указанном документе не давалось четкого разграничения правовых функций органов управления военного и гражданского ведомств и вело к их конфронтации.

Для предусмотренных к развертыванию в военное время госпитальных коек в тылу страны директивой ГШ от 13.02.1941 года была определена их специализация. Это явилось существенным шагом в реализации приобретенного опыта медицинского обеспечения в ходе советско-финляндской войны.

Особый интерес представляет поистине бесценный опыт осуществления мобилизационного развертывания здравоохранения в СССР в годы Великой Отечественной войны. Рассматривать вопросы управления мобилизационной подготовкой и мобилизацией здравоохранения России в историческом аспекте перед Великой Отечественной войной и в ходе войны имеет большое значение, так как на основе этого опыта была построена вся послевоенная система мобилизационной работы не только здравоохранения, но и всей страны.

К 1940 году в СССР насчитывалось 13800 больничных учреждений емкостью 790900 коек, против 5300 на 207600 в 1913 году, т.е. выросло почти в 4 раза. В гражданском здравоохранении трудилось 140769 врачей (в 1913 г. – 28000 врачей), их подготовка проводилась в 58 медицинских институтах и двух военно-медицинских академиях. Согласно Постановлению СНК СССР от 3 октября 1938 года «О структуре Наркомздрава СССР» был создан Мобилизационный отдел Наркомздрава СССР для осуществления руководства научно-исследовательской работой институтов, учреждений и организаций системы Наркомздрава СССР по оборонной тематике. Как отмечает генерал-полковник медицинской службы Н.Г. Иванов, что, поскольку в случае войны оперативным планом Красной Армии предусматривалось отражение удара противника и перенесение военных действий на его территорию, основные склады, базы и мобилизационные запасы, в том числе медицинские размещались в Белоруссии, на Украине, под Смоленском. Более 35,8% больничных коек в 1940 году находилось в западной части страны, прилегавшей к границе.

Развертывание коечной сети действующей армии сразу было нарушено за счет формирования эвакуационных госпиталей. По состоянию на 20 декабря 1941 года бездействовало 175 тыс. коек, 66 тыс. коек находилось в пути, а 109 тыс. коек, хотя и прибыли к месту назначения, но не могли быть использованы ввиду отсутствия пригодных помещений (Н.Г.Иванов).

В период Великой Отечественной войны органами здравоохранения СССР во внутренних районах страны была развернута достаточно мощная сеть тыловых эвакуационных госпиталей. Были образованы Главное управление эвакуационных госпиталей при Наркомздраве СССР и аналогичные управления в союзных республиках, назначены главные хирурги республик и областей. В составе этих управлений были организованы мобилизационные отделы. Значительное место в этой системе принадлежало госпиталям, сформированным на базе санаторно-курортных учреждений профсоюзов. Главное управление курортов и санаториев, действовавшее с 1940 по 1956 гг. имело мобилизационный сектор и отдел эвакогоспиталей, которые занимались формированием и мобилизационной подготовкой эвакогоспиталей тыловых районов страны и курортов союзного значения.

Приказом Наркомздрава СССР от 12 сентября 1942 года № 458 было создано Управление медико-санитарного обслуживания, которое в 1943 году называлось управлением медико-санитарной службы МПВО Наркомздрава СССР.

Сразу после начала войны, в июле 1941 года было принято решение о формировании 1600 эвакуационных госпиталей на 750000 коек, при этом параллельно требовалось передислоцировать 139 эвакуационных госпиталей на 57335 коек, сформированных на базе гарнизонных госпиталей. Эвакуация госпиталей в 1941 году приняла большие размеры. Е.И. Смирнов писал, что «… с начала войны до 20 декабря 1941 года вглубь страны было эвакуировано 395635 коек, и если за первые три месяца эвакуированы ЭГ на 105635 коек, то за последующие 2 месяца – 290000, т.е. почти в три раза больше… Эвакуация большого количества ЭГ требовала времени, которого не было… И.В.Сталин запрещал заблаговременно проводить эвакуацию госпиталей». Совершенно естественно, что вследствие этого, для наиболее полного обеспечения госпитальными койками Наркомздраву СССР, Совнаркомам республик, краевым и областным и городским советам депутатов трудящихся было поручено формирование ЭГ на 1 млн. коек.

Особого внимания заслуживают слова Е.И.Смирнова о том, что: «… в деле успешного лечения раненых и больных большая роль принадлежит преемственности лечебных мероприятий, начиная с войскового тылового района кончая госпиталями тыла страны, а также единству научно-методического руководства в эвакуационных госпиталях тыла страны.» Эти утверждения являются важнейшими составляющими положений единой полевой военно-медицинской доктрины сформулированной Е.И.Смирновым на пятом Пленуме УМС 26 февраля 1942 года. Суть доктрины заключалась в едином понимании происхождения и развития болезни и ранения; единым взглядам на профилактику и лечение ранений и болезней; преемственность в выполнении медицинских мероприятий на этапах медицинской эвакуации и наличие четкой и краткой медицинской документации. Эти положения закладывались в основу мобилизационной работы здравоохранения СССР в послевоенные годы.

Тыловые госпитали Наркомздрава являлись заключительным звеном лечебно-эвакуационного обеспечения раненых и больных, и, благодаря этому, по данным Е. Белицкой, их опыт работы в последствии положительно отразился на всем гражданском здравоохранении СССР, когда в практику работы гражданских медицинских учреждений были перенесены ЛФК, физиотерапия, трудо- механотерапия, глухая гипсовая повязка, применение сульфаниламидных препаратов и другие новые научно обоснованные и проверенные в военное время медицинские технологии.

В 1945 году Совнарком СССР обязал Наркомздрав СССР и совнаркомы союзных республик реорганизовать 342 ЭГ на 95000 коек в госпитали для лечения инвалидов войны, ВЦСПС – реорганизовать 38 госпиталей в санатории на 10000 мест. С 1944 по 1947 гг. вопросами создания мобилизационных резервов занимался Сектор мобилизационных и государственных резервов Наркомздрава СССР.

Особая роль перед Великой Отечественной войной и в ходе ее отводилась подготовке кадров. К концу 30-х годов ХХ века некомплект кадровых врачей составлял 28%, и больше всего среди хирургов, терапевтов и эпидемиологов. Действовавшие военно-учетные специальности устарели и нуждались в дополнениях. К началу 1941 года были введены ВУС нейрохирургов, челюстно-лицевых хирургов, врачей – клинических лаборантов, стоматологов, а также старших операционных сестер. Неравномерность комплектования формирований специалистами обусловливалась тем, что в ЛенВО, МВО, ХВО, ОдВО, СКВО отмечался избыток врачей запаса и из этих округов медицинский состав приписывался к формированиям ПрибВО, ЗапОВО, КВО. Но, так как в целом врачей все равно не хватало, то в первую очередь удовлетворялись потребности «своего округа» и затем уже специалистов направляли в другие округа. Необходимо отметить, что такая практика сохранилась до настоящего времени. Предупредить неравномерность приписки врачей к формированиям можно было только отдельным указанием о том, какие должности можно было занимать специалистами, а какие – врачами общей практики и других специальностей.

Несомненно, главный вклад здравоохранения СССР в победу – это возвращение в строй 72,3% раненых и 90,6% больных солдат и офицеров. Авторы труда «Медицинское обеспечение Советской Армии в операциях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» отмечают, что общее число всех возвращенных в строй раненых и больных за годы войны составило около 17 миллионов человек. При этом в ходе Великой Отечественной войны вся Красная (Советская) Армия насчитывала от 3 млн. 394 тыс. по состоянию на 1 декабря 1942 года до 6 млн. 700 тыс. человек к 1 января 1945 года. Это говорит о том, что война практически была выиграна в значительной степени солдатами и офицерами, возвращенными в строй здравоохранением страны !

Всего в 1941-1945 гг. было сформировано 1 725 эвакуационных госпиталей на 707 600 коек, 56 управлений местных и 10 управлений распределительных эвакуационных пунктов.

В 1963 году Маршал Советского Союза И.Х. Баграмян писал: «…быстрое восполнение людских потерь за счет возвращения в строй раненых и больных после лечения становятся фактором оперативного и даже стратегического значения».

Мобилизационная подготовка здравоохранения СССР в послевоенные годы основывалась на огромном практическом опыте Великой Отечественной войны.

Создаваемая система основывалась на разработке и реализации планов пятилеток и путем разработки мобилизационных планов народного хозяйства на первый год «особого периода» (войны), условно именуемых «планами на расчетный год».

Управление мобилизационной подготовкой и мобилизацией здравоохранения заключается: в целенаправленной практической деятельности органов управления здравоохранением различного уровня по поддержанию высокой мобилизационной готовности этих органов и учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения, своевременной их подготовке к выполнению задач по предназначению, а также руководству ими в ходе мобилизационного развертывания для работы в военное время.

Планирование мобилизационной подготовки и мобилизации здравоохранения СССР осуществлялось в Министерстве здравоохранения СССР, задачи по реализации запланированных мероприятий доводились до соответствующих (управлений) отделов Министерств здравоохранения союзных республик, а также специальных (вторых) отделов здравоохранения краев и областей. Было четко налажено взаимодействие в Генеральным штабом ВС СССР, ЦВМУ МО СССР, а также на местном уровне со штабами военно-медицинскими управлениями военных округов.

С учетом того, что до 90-х годов в годы Советской власти существовала практически только государственная система здравоохранения, мобилизационное задание здравоохранения было неотъемлемой составной частью пятилетних планов развития народного хозяйства. На эти цели отводились в первую очередь серьезные капитальные вложения, материальные и трудовые ресурсы для обеспечения заданий и объектов здравоохранения, имеющих мобилизационное назначение, а также объектов гражданской обороны.

2. ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Мобилизационная подготовка здравоохранения – комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке органов медицинского управления, учреждений и специальных формирований здравоохранения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом «Об обороне», к медицинскому обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации и населения в военное время. Является одним из элементов обеспечения военной безопасности Российской Федерации, а так же общей системы мобилизационной подготовки экономики, органов власти, Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, специальных формирований.

Основными задачами мобилизационной подготовки здравоохранения Российской Федерации является проведение комплекса мероприятий направленных на обеспечение выживаемости, сохранение работоспособности, готовности к переводу органов медицинского управления и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

Мобилизационная подготовка в Российской Федерации строится применительно к новым экономическим условиям и проводится с учетом:

— государственного регулирования (управления) мобилизационной подготовкой в сочетании с экономическими и иными формами ее стимулирования;

— координации деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности на основе законодательства Российской Федерации;

— разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области мобилизационной подготовки, включая разработку и издание нормативных правовых актов, в сочетании с их тесным взаимодействием в этой области на основе законодательства Российской Федерации;

— планирования и выполнения мероприятий по мобилизационной подготовке в со ставе федеральных (региональных) целевых программ по мобилизационной подготовке, государственного оборонного заказа, заказов на поставку продукции (работ, услуг) для региональных государственных нужд и местных нужд, а также во исполнение отдельных решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

— формирование мобилизационных планов здравоохранения применительно к действующей в Российской Федерации системе формирования планово-экономических документов; к расчетному годовому периоду военного времени; к экономическому положению Российской Федерации, складывающемуся в условиях принятого за основу календарного года; без учета возможных потерь и нарушений производственных связей в экономике Российской Федерации в результате военных действий;

— создание мобилизационных органов (подразделений) на предприятиях, учреждениях и организациях в зависимости от объема работ, наличия и содержания контрактов (договоров) на выполнение мероприятий (заказов) по мобилизационной подготовке экономики.

Правовыми основами мобилизационной подготовки и мобилизации являются Конституция Российской Федерации, Федеральные конституциональные законы («О чрезвычайном положении», «О военном положении»), Федеральные законы («Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», «Трудовой кодекс Российской Федерации»), постановления Правительства Российской Федерации, международные договоры Российской Феде рации.

1. Конституция РФ

2. Федеральный конституциональный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»

3. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 года №l-ФКЗ «О военном положении»

4. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»

5. Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «(О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»

6. Федеральный закон от 28 марта 1998 т. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»

7. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве»

8. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»

9. Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1998 г. № 1175 «Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности»

10. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации»

11. Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. № 706 «Военная доктрина Российской Федерации»

12. Мобилизационная подготовка экономики Российской Федерации, Москва 2000.

13. Сборник нормативно-правовых и методических документов по вопросам мобилизационной подготовки и медицинской службы гражданской обороны. Москва. «ИнтерСЭН»2001.

Согласно статьи 1 Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

В Конституции Российской Федерации определяется следующая иерархия нормативных правовых актов:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный конституционный закон.

3. Федеральный закон

4. Указ Президента Российской Федерации.

5. Постановление Правительства Российской Федерации.

6. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

Там же прописано главенство Конституции Российской Федерации как основного закона государства, которому должны соответствовать все нормативные правовые акты в Российской Федерации. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

По предметам ведения в РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации. федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Право законодательной инициативы в нашей стране предоставлено президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы также принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Причем, законопроекты о введении или отменен налогов, освобождению от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Особое положение среди законов занимают федеральные конституционные законы. Эта форма регулирования впервые установлена в истории России.

Федеральные конституционные законы

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией российской Федерации. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принимаются они большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятые федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом, обе палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего этот закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый закон в течение пяти дней направляется Президенту для подписания и обнародования. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает закон и обнародует его. Если Президент в течение этого срока с момента поступления закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленным Конституцией порядке вновь его рассматривает. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

К подзаконным актам относятся акты органов исполнительной власти, акты органов местного самоуправления, а также акты, регламентирующие внутреннюю структуру и распорядок деятельности предприятий, учреждений, организаций.

Под подзаконными следует понимать акты, изданные на основе и во исполнения законов. Такие акты не могут противоречить закону, выходить за рамки закона и за рамки полномочий издающего его органа, предоставленным ему законом. Таким образом, соответствие закону и законным полномочиям субъекта правотворчества является главным признаком подзаконности нормативных актов. Подзаконные нормативные акты органов исполнительной власти характеризуются также тем, что они направлены на организацию исполнения закона. При этом всякое исполнительное действие, в том числе и издание правовых актов (инструкций, приказов), должно соответствовать закону.

Указания и распоряжения Президента Российской Федерации

Нормативные указы Президента Российской Федерации связаны в основном с конкретизацией и детализацией действующих федеральных законов. Юридической базой для принятия указов нередко являются положения самой Конституции Российской Федерации. В частности, в соответствии с Конституцией и федеральными законами Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ч.3 ст.80). Естественно, что такое определение осуществляется в форме многочисленных указов. Указом Президента Российской Федерации утверждается военная доктрина России, назначается референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом (п. «з» ст. 83, п. «в» ст.84)

Нормативными являются указы президента, в которых он выступает в качестве гаранта Конституции или регулирует порядок осуществления предоставленных ему Конституцией полномочий, в частности, по вопросам гражданства и помилования.

Ненормативные указы издаются Президентом Российской Федерации по вопросам применения права. Такими указами производятся назначения определенных должностных лиц, награждение орденами и медалями, присвоение почетных званий, высших воинских и специальных званий, предоставление политического убежища, помилование отдельных граждан, решение организационно-административных вопросов и т.п.

Таким образом указы Президента по ныне действующей Конституции Российской Федерации представляет собой подзаконный акт, обладающий после федерального закона наибольшей юридической силой. Содержание указа определяется конституционным статусом Президента Российской Федерации как главы государства.

Постановления и Распоряжения Правительства Российской Федерации

Среди подзаконных актов видное место занимают правовые акты Правительства Российской Федерации. Это объясняется положением Правительства в государственной системе и содержанием выполняемых им функций и полномочий.

Акты Правительства Российской Федерации характеризуются тем, что они:

· обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации;

· имеют межотраслевое содержание;

· разделяются на постановления (решения, имеющие нормативный характер или применяемые по наиболее важным вопросам), и на распоряжения (решения по оперативным и текущим вопросам).

В массиве нормативных актов велик удельный вес ведомственных актов. Это понятие охватывает, как известно, акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Подзаконность, специализация, оперативность – типичные признаки ведомственных актов.

Правила подготовки ведомственных актов, утвержденные Правительством Российской Федерации 23 июля 1993 г. во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 января 1993 г. «О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации», устанавливают, что ведомственные акты издаются во исполнение решений высших органов государственной власти, либо по их поручению, либо по собственной инициативе ведомств в пределах их компетенции.

Государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальному опубликованию полежат ведомственные нормативные акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер. Это способствует повышению качества актов.

Кроме того, определенны виды ведомственных актов, порядок подготовки их проектов, а также порядок их принятия и подписания. Этих же вопросов касается и Типовая инструкция по делопроизводству в министерствах и ведомствах Российской Федерации, утвержденная Председателем Комитета по делам архивов 6 июля 1993 г. в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации.

Правовые акты субъектов Российской Федерации

Согласно Конституции Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.

Республика имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство.

Республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа (субъекты Российской Федерации) осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Все вышеназванные акты должны представлять собой системно связанную совокупность актов, в противном случае неизбежны нарушения законности и хаотические изменения в нормативном массиве.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в субъектах Российской Федерации, действует федеральный закон.

Актуальность проблем национальной безопасности страны обусловили необходимость укрепления нормативной правовой базы по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации. Результатом явилось принятие целого ряда документов, определяющих стратегические направления работы в этой области.

Заведующий кафедрой экстремальной, военной медицины

kursak.net