Полезные статьи

Федеральная служба по гидрометеорологии полномочия

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Ведомства и учреждения

Цели и задачи

  1. Обеспечение гидрометеорологической безопасности, которая направлена на снижение потерь от опасных гидрометеорологических явлений Сильные ветры и осадки, экстремальные колебания температуры, пожароопасные ситуации и заморозки, засухи и переувлажнения почвы, опасные высокие и низкие уровниводы, наводнения и обмеления водных объектов, ледовыеявления, сели и лавины, штормы, цунами и другие опасныеморские явления. , оказывающих или могущих оказать сильное негативное воздействие на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую среду;
  2. Обеспечение потребностей населения, органов государственной власти, секторов экономики, Вооружённых сил Российской Федерации, Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в оперативной гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, а также в информации о состоянии окружающей среды, её загрязнении;
  3. Гидрометеорологическое обеспечение деятельности России в Арктике, Антарктике и Мировом океане.

Полномочия

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет следующие полномочия:

  • государственный надзор за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы на территории РФ, лицензирование отдельных видов деятельности;
  • государственный учёт поверхностных вод и ведение Государственного водного реестра;
  • ведение Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды и её загрязнении;
  • формирование и обеспечение функционирования государственной наблюдательной сети;
  • государственный мониторинг атмосферного воздуха и водных объектов;
  • руководство и контроль деятельности Российской антарктической экспедиции;
  • информирование о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды и её загрязнении;
  • метеорологическое обслуживание гражданской и экспериментальной авиации;
  • осуществление функций государственного заказчика, размещение заказов и заключение государственных контрактов и иных гражданско-правовых договоров;
  • контроль деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и организаций;
  • взаимодействие с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями;
  • взаимодействие с населением;
  • полномочия, связанные непосредственно с функционированием Службы (административно-хозяйственные, финансовые, кадровые вопросы), а также по работе с документами и архивными данными.
  • Детальный перечень полномочий Службы представлен в «Положении о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды».

    Водохозяйственная деятельность Росгидромета

    Одной из задач, возложенных на Росгидромет в сфере водных отношений, является осуществление государственного мониторинга водных объектов.

    Деятельность Росгидромета по мониторингу водных объектов заключается в проведении регулярных наблюдений за состоянием поверхностных водных объектов, внутренних морских вод и территориальных морей, континентального шельфа и исключительной экономической зоны России; в оценке и прогнозировании изменений состояния поверхностных водных объектов, обеспечении сбора, обработки, обобщения и хранения сведений, полученных в результате наблюдений за водными объектами.

    Наблюдение за водными объектами осуществляется сетью гидрологических постов, входящих в общую гидрометеорологическую сеть России, находящейся в ведении Росгидромета. На начало 2014 г. наблюдения велись на 3045 гидрологических постах, в т. ч. 2698 – на реках и 347 – на озёрах и водохранилищах.

    Наблюдение за водными объектами позволяет получать оперативную информацию о возможности возникновения гидрологических опасных явлений Наводнения, половодья, дождевые паводки, заторы и зажоры, ветровые нагоны, низкие уровни воды, ранний ледостав и появление льда на судоходных водоёмах и реках. и предупреждать или снижать последствия негативного воздействия вод на население и объекты экономики, поэтому развитие государственной наблюдательной сети является одним из важных направлений федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса России в 2012–2020 годах». В ходе реализации данной программы планируется открытие и модернизация 3347 гидрологических постов и лабораторий гидрометеорологической сети Росгидромета; в итоге доля модернизированных и новых гидрологических постов и лабораторий составит 85%.

    Данные о поверхностных водных объектах и особенностях их водного режима, полученные в результате наблюдений, передаются в Федеральное агентство водных ресурсов для включения в Государственный водный реестр.

    Всероссийские гидрологические съезды

    Росгидромет выступает организатором Всероссийских (ранее – Всесоюзных) гидрологических съездов, которые проводятся на базе Государственного гидрологического института с 1924 г. в г. Санкт-Петербурге (ранее – Ленинграде). В Съездах принимают участие представители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, Российской академии наук, учебных, производственных и общественных организаций. На съездах подводятся промежуточные итоги деятельности в области гидрологии, определяются приоритеты на последующие периоды; координируется деятельность различных ведомств и организаций для решения очередных задач гидрологической науки.

    Структура (на 01.01.2015)

    Центральный аппарат:

  • Управление гидрометеорологии и технического развития (УГТР);
  • Управление геофизического мониторинга, активных воздействий и государственного надзора (УГМАВ);
  • Управление мониторинга загрязнения окружающей среды, полярных и морских работ (УМЗА);
  • Управление научных программ, международного сотрудничества и информационных ресурсов (УНМР);
  • Управление планирования, учёта и контроля, федерального имущества (УПФ);
  • Управление делами, правового обеспечения и кадров (УДПК).
  • Территориальные органы – департаменты по федеральным округам:

  • по Центральному федеральному округу;
  • по Северо-Западному федеральному округу;
  • по Приволжскому федеральному округу;
  • по Уральскому федеральному округу;
  • по Южному федеральному округу;
  • по Северо-Кавказскому федеральному округу;
  • по Сибирскому федеральному округу;
  • по Дальневосточному федеральному округу;
  • по Крымскому федеральному округу.
  • В структуру Росгидромета входят 17 научно-исследовательских учреждений, 25 межрегиональных управлений по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, другие подведомственные организации.

    Историческая справка

    Днём рождения Гидрометеорологической службы России считается 13 апреля 26 апреля по новому стилю. 1834 г. – в этот день по инициативе академика А.Я. Купфера Адольф Яковлевич Купфер (1799–1865) – академик Петербургской академии наук, выдающийся физико-химик, метролог, основатель первого метрологического и поверочного учреждения – Депо образцовых мер и весов и Главной физической обсерватории России. на Васильевском острове Санкт-Петербурга была создана Нормальная обсерватория, ставшая центром первой постоянно действующей геофизической сети России.

    В 1849 г. на базе Нормальной обсерватории была создана Главная физическая обсерватория, главной задачей которой стало управление метеорологическими учреждениями, а также создание приборов и методических инструкций к ним, снабжение измерительных станций приборами, обработка и издание материалов наблюдений, инспектирование станций. В 1865 г. Главная физическая обсерватория была передана в систему Академии наук.

    С 1872 г. данные метеорологических постов, а также ежедневные синоптические карты Европы и Сибири стали публиковаться в метеорологическом бюллетене. На тот момент количество опубликованных постов насчитывало 26 российских и 2 зарубежных станций. Уже в 1888 г. их число увеличилось до 108 российских и 62 зарубежных станций. С 1892 г. Главной физической обсерваторией издаётся «Метеорологический ежемесячник».

    Во время Гражданской войны гидрометеорологическая сеть практически полностью закрылась – в 1918 г. Главная физическая обсерватория получала сводки лишь от 17 станций страны; 1072 станции в Европейской части России и 461 станция в Сибири прекратили свою работу.

    В 1921 г. был принят «Декрет об организации метеорологической службы РСФСР», согласно которому руководство всем метеорологическим делом в РСФСР было возложено на Главную физическую обсерваторию, отмеченную в декрете как «центральное географическое учреждение Республики».

    В 1920-х гг. в союзных республиках, краях, областях создавались новые метеорологические бюро. Одновременно с этим восстанавливались закрытые в годы Гражданской войны и открывались новые гидрографические бюро. В 1924 г. Главная физическая обсерватория была переименована в Главную геофизическую обсерваторию.

    В 1927 г. проведено исследование состояния гидрологической и метеорологической служб в СССР, в ходе которого было выявлено хаотическое состояние общей организации гидрометеорологического дела в СССР, основной причиной которого было названо отсутствие общесоюзного органа, осуществляющего централизованное руководство обеими службами. После проведения повторного обследования в 1928 г. было принято решение об объединении гидрологической и метеорологической служб СССР; руководящим органом стал созданный в 1929 г. Гидрометеорологический комитет СССР при Совнаркоме СССР.

    В 1932 г. произошло слияние гидрометеорологических комитетов СССР и РСФСР – был образован Гидрометеорологический комитет СССР и РСФСР при Наркомзёме СССР, а в 1933 г. – Центральное управление Единой гидрометеорологической службы СССР при Наркомзёме СССР, упразднённое в 1936 г.

    В 1936 г. на базе Гидрометеорологического комитета СССР и РСФСР с упразднением Центрального управления Единой гидрометеорологической службы СССР было образовано Главное управление Гидрометеорологической службы СССР при Совнаркоме СССР.

    В период 1936–1977 гг. Гидрометеорологическая служба CCCР переходила из подчинения одних ведомств в другие: Совнарком СССР (1936–1941), Наркомат обороны СССР (1941–1945), Совнарком СССР (1945–1946), Совет Министров СССР (1945–1953), Министерство сельского хозяйства и заготовок СССР (1953), Минсельхоз СССР (1953–1954), Совет Министров СССР (1954–1977).

    Развитие работы службы в рамках гидрометеорологии, агрометеорологии, гидрометеорологического обеспечения морских отраслей хозяйства, активных воздействий на метеорологические процессы и мониторинга загрязнений требовал её существенной реорганизации и технического перевооружения. В 1978 г. Гидрометеослужба была реорганизована в Государственный комитет по гидрометеорологии и контролю природной среды СССР (Госкомгидромет СССР), который был отнесён к общесоюзным государственным комитетам, а его председатель становился членом Правительства СССР.

    В августе 1991 г. Госкомгидромет СССР реорганизован в Комитет Гидрометеорологии СССР (Госгидромет СССР), но уже в ноябре 1991 г., после распада СССР, комитет был ликвидирован, а его имущество на территории РСФСР передано на баланс Министерства экологии и природных ресурсов РСФСР. В декабре 1991 г. в составе Минэкологии РСФСР был образован Комитет по гидрометеорологии.

    В 2004 г. в рамках проведения административной реформы были образованы федеральные агентства и службы Министерства природных ресурсов Российской Федерации, которым была передана часть функций Министерства. В числе новых ведомств – Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), которому были переданы функции Министерства по гидрометеорологии и смежным областям.

    Научно-популярная энциклопедия «Вода России»

    water-rf.ru

    Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

    Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.

    Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

  • вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере ведения Службы, а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы;
  • на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:
    • инструкция о порядке организации и проведения государственного надзора за работами по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы;
    • порядок централизованного учета документов Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и методическое руководство по комплектованию, учету, систематизации указанных документов и их структуре, обеспечению их сохранности и совместимости форматов представления данных на электронных носителях;
    • требования при проведении наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, при сборе, обработке, хранении и распространении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, а также при получении информационной продукции;
    • нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
    • на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и в порядке, установленном ими, осуществляет следующие полномочия по контролю и надзору в установленной сфере деятельности:
      • осуществляет государственный надзор за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы на территории Российской Федерации;
      • выдает лицензии (разрешения):
        • на выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления;
        • на выполнение работ по активному воздействию на геофизические процессы и явления;
        • на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
        • осуществляет:
          • в пределах своей компетенции государственный учет поверхностных вод и ведение государственного водного кадастра в части поверхностных водных объектов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
          • ведение Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении;
          • формирование и обеспечение функционирования государственной наблюдательной сети, в том числе организацию и прекращение деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения;
          • государственный мониторинг атмосферного воздуха (в пределах своей компетенции);
          • государственный мониторинг водных объектов в части поверхностных водных объектов (в пределах своей компетенции);
          • государственный мониторинг континентального шельфа в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации (в пределах своей компетенции);
          • государственный мониторинг состояния исключительной экономической зоны Российской Федерации (в пределах своей компетенции);
          • информирование пользователей (потребителей) о составе предоставляемых сведений о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, о формах доведения данной информации и об организациях, осуществляющих информационное обеспечение пользователей (потребителей);
          • обеспечение функционирования на территории Российской Федерации пунктов гидрометеорологических наблюдений и системы получения, сбора и распространения гидрометеорологической информации;
          • обеспечение выпуска экстренной информации об опасных природных явлениях, о фактических и прогнозируемых резких изменениях погоды и загрязнении окружающей природной среды, которые могут угрожать жизни и здоровью населения и наносить ущерб окружающей среде;
        • проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;
        • обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности;
        • осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на Службу функций;
        • организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок;
        • обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
        • обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по их мобилизационной подготовке;
        • организует профессиональную подготовку работников Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
        • взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
        • осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;
        • осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
        • 4science.ru

          Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. N 372 г. Москва О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

          Изменения и поправки

          Правительство Российской Федерации постановляет:

          1. Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

          2. Установить, что Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения.

          3. Установить, что Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды до внесения изменений в соответствующие нормативные правовые акты Российской Федерации осуществляет:

          обеспечение органов государственной власти, Вооруженных Сил Российской Федерации, а также населения информацией о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении;

          организацию составления прогнозов погоды, водности, урожая сельскохозяйственных культур, глобальных и региональных изменений климата;

          обеспечение работы противолавинной службы;

          определение в установленном порядке перечня работ федерального назначения в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, организацию и обеспечение их выполнения;

          участие в установленном порядке в проведении гидрометеорологической экспертизы проектов строительства и проектов освоения территорий;

          согласование в установленном порядке условий гидрометеорологического и гелиогеофизического обеспечения плавания судов, полетов летательных аппаратов, работы космонавтов в открытом космосе, проведения спасательных операций;

          исследования гидрометеорологических и геофизических процессов в атмосфере, на поверхности суши, в Мировом океане, Арктике и Антарктике, а также в околоземном космическом пространстве в части изучения и прогнозирования радиационной обстановки, состояния ионосферы и магнитного поля Земли;

          утверждение перечня приборов, аппаратуры и других технических средств наблюдений по профилю своей деятельности.

          Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды внести до 1 октября 2004 г. в Правительство Российской Федерации проекты соответствующих нормативных правовых актов с целью законодательного закрепления указанных полномочий.

          4. Установить, что до утверждения Правительством Российской Федерации перечня подведомственных организаций федеральных органов исполнительной власти в ведении Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды находятся организации, находившиеся в ведении упраздненной Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

          5. Разрешить Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды иметь до 3 заместителей руководителя, а также в структуре центрального аппарата до 5 управлений по основным направлениям деятельности Службы.

          6. Установить предельную численность работников центрального аппарата Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в количестве 120 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и предельную численность работников ее территориальных органов в количестве 339 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий).

          7. Согласиться с предложением Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды о размещении в установленном порядке ее центрального аппарата в г. Москве, Нововаганьковский пер., дома 8 и 12.

          8. Признать утратившими силу:

          постановление Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1998 г. N 1439 «Вопросы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 50, ст. 6157);

          постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 1999 г. N 555 «Об утверждении Положения о Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 22, ст. 2771);

          постановление Правительства Российской Федерации от 7 июля 2003 г. N 412 «О внесении изменений в Положение о Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2937).

          Положение о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

          1. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.

          Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды обеспечивает в установленной сфере деятельности выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации, в том числе по Конвенции Всемирной метеорологической организации, рамочной Конвенции ООН об изменении климата и Протоколу по охране окружающей среды к Договору об Антарктике, подписанному в г. Мадриде 4 октября 1991 г.

          2. Руководство деятельностью Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет Правительство Российской Федерации.

          3. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

          4. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

          5. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

          5.1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере ведения Службы, установленной пунктом 1 настоящего Положения, а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы;

          5.2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:

          5.2.1. инструкция о порядке организации и проведения государственного надзора за работами по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы;

          5.2.2. порядок централизованного учета документов Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и методическое руководство по комплектованию, учету, систематизации указанных документов и их структуре, обеспечению их сохранности и совместимости форматов представления данных на электронных носителях;

          5.2.3. требования при проведении наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, сборе, обработке, хранении и распространении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, а также при получении информационной продукции;

          5.2.4. нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

          5.3. на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и в порядке, установленном ими, осуществляет следующие полномочия по контролю и надзору в установленной сфере деятельности:

          5.3.1. осуществляет государственный надзор за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы на территории Российской Федерации;

          5.3.2. выдает лицензии (разрешения):

          5.3.2.1. на выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления;

          5.3.2.2. на выполнение работ по активному воздействию на геофизические процессы и явления;

          5.3.2.3. на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;

          5.4.1. в пределах своей компетенции государственный учет поверхностных вод и ведение государственного водного кадастра в части поверхностных водных объектов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

          5.4.2. ведение Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении;

          5.4.3. формирование и обеспечение функционирования государственной наблюдательной сети, в том числе организацию и прекращение деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения;

          5.4.4. государственный мониторинг атмосферного воздуха (в пределах своей компетенции);

          5.4.5. государственный мониторинг водных объектов в части поверхностных водных объектов (в пределах своей компетенции);

          5.4.6. государственный мониторинг континентального шельфа в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации (в пределах своей компетенции);

          5.4.7. государственный мониторинг состояния исключительной экономической зоны Российской Федерации (в пределах своей компетенции);

          5.4.8. руководство и контроль деятельности Российской антарктической экспедиции;

          5.4.9. информирование пользователей (потребителей) о составе предоставляемых сведений о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, о формах доведения данной информации и об организациях, осуществляющих информационное обеспечение пользователей (потребителей);

          5.4.10. обеспечение функционирования на территории Российской Федерации пунктов гидрометеорологических наблюдений и системы получения, сбора и распространения гидрометеорологической информации;

          5.4.11. обеспечение выпуска экстренной информации об опасных природных явлениях, о фактических и прогнозируемых резких изменениях погоды и загрязнении окружающей природной среды, которые могут угрожать жизни и здоровью населения и наносить ущерб окружающей среде;

          5.5. проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

          5.6. обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

          5.7. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на Службу функций;

          5.8. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок;

          5.9. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

          5.10. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по их мобилизационной подготовке;

          5.11. организует профессиональную подготовку работников Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

          5.12. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

          5.13. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;

          5.14. осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

          6. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

          6.1. запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

          6.2. заказывать проведение необходимых исследований, испытаний, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности;

          6.3. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

          6.4. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

          6.5. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов в установленной сфере деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

          6.6. применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;

          6.7. создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;

          6.8. учреждать знаки отличия и награждать ими граждан за высокие достижения в установленной сфере деятельности.

          7. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

          Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения не распространяются на полномочия руководителя Службы по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы.

          При осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности Служба не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также не вправе устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод граждан, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти прямо предусмотрена Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

          III. Организация деятельности

          8. Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

          Руководитель Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.

          Руководитель Службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.

          Количество заместителей руководителя Службы устанавливается Правительством Российской Федерации.

          9. Структурными подразделениями центрального аппарата Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды являются управления по основным направлениям деятельности Службы. В состав управлений включаются отделы.

          10. Руководитель Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды:

          10.1. распределяет обязанности между своими заместителями;

          10.2. вносит в Правительство Российской Федерации:

          10.2.1. проект положения о Службе;

          10.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата Службы и территориальных органов Службы;

          10.2.3. проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении;

          10.3. утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Службы и территориальных органах Службы;

          10.4. назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Службы, руководителей и заместителей руководителей территориальных органов Службы;

          10.5. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

          10.6. утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на содержание центрального аппарата Службы в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

          10.7 утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

          10.8. вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Службы;

          10.9. представляет в Правительство Российской Федерации в установленном порядке предложения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных предприятий и учреждений, находящихся в ведении Службы;

          10.10. представляет в установленном порядке работников центрального аппарата Службы, территориальных органов Службы и других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации.

          11. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и ее территориальных органов осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

          12. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

          13. Место нахождения Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды — г. Москва.

          rg.ru