Полезные статьи

Усн возврат товара от покупателей

Оглавление:

Счет-оферта: что это такое, форма и разделы документа

Счет-оферта представляет собой счет на оплату товаров и услуг, содержащий признаки договора. Помимо наименования, количества и стоимости товара, документ включает такие параметры, как сроки поставки, условия погрузки, штрафы, обязательства сторон и пр.

Счет является офертой, если в нем указаны: адресат, существенные условия договора и намерение лица-отправителя (оферента) считать себя заключившим договор. Чтобы он юридически считался заключенным, получателю необходимо и достаточно его оплатить (акцептовать), о чем говорится в ст. 438 ГК РФ.

Когда он используется

При наличии у компании большого числа покупателей и заказчиков необходимость заключения даже типовых договоров существенно увеличивает объем документооборота и время на их составление, согласование и подписание. Если партнеры находятся в других городах, проблема усугубляется. Использование счетов-оферт помогает преодолеть территориальные преграды и сэкономить время. Наиболее часто этот вид счета используют при рассылке потенциальным покупателям коммерческих предложений.

Поэтому организациям, рассылающим твердые оферты, нужно быть предельно внимательными. Если предложение акцептуют больше покупателей, чем заранее предполагалось, и товара (работы, услуги) в наличии окажется недостаточно, то могут последовать штрафы и юридическая ответственность за неисполнение договорных обязательств. Но все-таки закон предусматривает возможность отзыва документа, если информация об отзыве будет получена ранее, чем произведен акцепт.

Для минимизации этих рисков в выставляемом счете указывают срок действия предложения. Также это актуально при значительной динамике цен и подвижности склада. В случае временной определенности договор считается заключенным, если лицо, направившее коммерческое предложение, получает акцепт (оплату) в рамках срока, установленного в оферте.

Более гибкой с точки зрения обязательств является свободная оферта, но она не выставляется счетом.

Лицо, получившее данный документ, должно ответить отправителю либо акцептом, либо письменным отказом. Отсутствие ответа не может считаться согласием с предложением.

Подробную информацию о данной документации вы можете почерпнуть из следующего видео:

Как грамотно составить акт о нарушении трудовой дисциплины — смотрите в этой статье.

Основные разделы документа

Как говорилось ранее, счет-оферта содержит существенные условия договора. Рассмотрим типовую структуру этого документа. Пункты обычного счета:

  • Платежные реквизиты получателя платежа.
  • Наименование организации-покупателя.
  • Предмет договора (наименование, ед. измерения, количество, стоимость).
  • Подписи ответственных лиц и печати организаций.
  • Чтобы счет стал офертой, его нужно дополнить следующими пунктами:

  • Заголовок документа (например, «О поставке» и пр.).
  • Номер и дата регистрации письменного предложения.
  • Содержательная часть, где указывают срок оферты, условия платежа, условия и срок погрузки и доставки, тара и упаковка и т. п.
  • znaydelo.ru

    Счет-фактура в валюте — как выписать?

    Отправить на почту

    Счет-фактура в валюте — как выписать и всегда ли можно выписывать? Ответы на эти вопросы ищите в статье.

    Когда можно выписывать счет-фактуру в валюте

    Согласно п. 7 ст. 169 НК РФ счет-фактуру в валюте можно составлять, если условия сделки в договоре выражены в валюте. Вместе с тем параллельно с этой нормой НК в законодательстве существуют еще одна: подп. «м» п. 1 разд. II постановления Правительства РФ «О заполнении документов при расчетах по НДС» от 26.12.2011 № 1137 гласит, что в случае, если обязательство по договору зафиксировано в валютном эквиваленте, но валютой платежей являются рубли, счет-фактуру следует выставлять в рублях.

    Таким образом, возникает неясность при применении данных норм к сделкам между резидентами РФ:

  • с одной стороны, вроде бы можно выставлять счет-фактуру в валюте, если обязательство выражено в валюте (условных единицах);
  • с другой стороны, при этом нарушается порядок оформления счетов-фактур по установленным для резидентов РФ правилам, необходимым для принятия их в налоговом учете по НДС.
  • Данным моментом активно пользуются налоговики, проверяющие правомерность принятия к вычету НДС. Принятый в вычет налог по счету-фактуре, выписанному в валюте, не подтверждают и регистрируют занижение НДС со всеми вытекающими последствиями. Периодически ФНС подкрепляет свою позицию собственными разъяснительными письмами. Например, одно из последних — письмо от 21.07.2015 № ЕД-4-3/12813 — очередной раз ссылается на порядок выписки документов по НДС, утвержденный постановлением № 1137 (в рублях), как на единственно правильный.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Проблемы с вычетом по валютным счетам-фактурам возникают у покупателей. Применить какие-то санкции к продавцу, который выписал документы в валюте, налоговики обычно не пытаются. Исключения бывают только в случаях, когда продавец, отражая данные в налоговых регистрах, неверно пересчитал сумму выручки в рубли по таким счетам-фактурам и тем самым занизил базу по НДС.

    Кому выписывать счет-фактуру в валюте

    Если взглянуть на судебные иски, по которым в итоге НДС по валютным счетам-фактурам был принят к вычету, можно отметить, что пик пришелся на 2011–2013 годы. Затем, к 2016–2017 годам, рассмотрение подобных дел практически сошло на нет.

    Скорее всего, это связано с тем, что резиденты просто перестали оформлять НДС-ные документы в валюте по договорам, по которым они рассчитываются в рублях.

    Таким образом, ответ на вопрос «Можно ли в общем случае резиденту РФ выписать счет-фактуру в валюте контрагенту-резиденту РФ?» такой: теоретически можно, но не нужно. Если, конечно, не ставится цель осложнить партнеру-резиденту принятие к вычету НДС по таким документам.

    Кому же точно можно выставить документы по НДС в валюте?

    1. Контрагенту (в том числе резиденту), расчеты с которым проходят тоже в валюте. Данный вариант ограничен действием валютного законодательства РФ. Перечень подходящих под этот вариант сделок между резидентами РФ перечислен в п. 1 ст. 9 закона «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ.

    2. Самому себе. При экспортных операциях (по которым действует ставка 0%) экспортер-резидент не освобождается от обязанности вести учет по НДС. Экспортер должен оформить счет-фактуру (с нулевым НДС) и зарегистрировать его в книге продаж.

    Как выписать валютный счет-фактуру в 2017–2018 годах

    Рассмотрим нюансы составления валютного счета-фактуры у продавца:

  • строка 7 — вносится название и код инвалюты счета (по ОКВ — общероссийскому классификатору валют);
  • далее «стандартные» строки документа заполняются в указанной валюте.
  • Как видим, продавцу не так уж сложно выписать счет-фактуру. Вопросы обычно возникают на этапе принятия решения о том, будет ли документ в валюте или все-таки в рублях.

    ВАЖНО! В валютный счет-фактуру можно вносить дополнительную информацию. Это разрешается делать между строкой 7 и остальной заполняемой табличной частью, а также в самой табличной части при условии, что сохраняется форма счета-фактуры и не нарушается последовательность заполнения его граф. Данное правило закреплено письмом ФНС от 17.08.2016 № СД-4-3/15094@ и особенно актуально для тех, кто работает с контрагентами в ЕАЭС. Данное письмо было издано до того, как в форму счета-фактуры была введена дополнительная строка 8 «Идентификатор государственного контракта (при наличии)», поэтому полагаем, что указывать дополнительную информацию без нарушения структуры счета-фактуры нужно между строкой 8 и табличной частью.

    Напомним, что с 01.07.2016 в счетах-фактурах на контрагента в ЕАЭС обязательно указывать код товара в соответствии с единой товарной номенклатурой ЕАЭС. Код товара указывается в графе 1а «Код вида товара» табличной части счета-фактуры, применяемой с 01.10.2017. До октября 2017 года код вида товара при экспорте в ЕАЭС указывался в счете-фактуре в самостоятельно вводимой графе.

    Как формировать счета-фактуры в валюте в «1С»

    В первую очередь необходимо, чтобы в «1С» был заполнен справочник «Валюты». Нужную валюту можно выбрать или добавить вручную.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если по условиям договора предусмотрен «особый» пересчет в рубли (сделана валютная оговорка), например, «оплата по курсу 1 евро плюс 3%», то можно ввести в справочник и такую новую позицию:

  • создать «новую валюту»;
  • привязать к курсу евро (установить галочку в открывшейся форме);
  • задать необходимую «надбавку»;
  • сохранить с наименованием, которое позволит быстро отыскать позицию при необходимости.
  • Затем нужно правильно внести в базу сведения о договоре. В разделе «Расчеты» оформляемого договора нужно выбрать из справочника нужную валюту. Сохранить изменения.

    При вводе документа (например, реализации) по договору в нем автоматически будет выбираться нужная валюта и вестись пересчет в рублях по заданному курсу для целей бухучета.

    Счет-фактуру проще всего выставлять через опцию «Создать на основании», которая имеется во всех документах по расчетам с покупателями. В созданном на основании исходного документа (реализации или платежа) счете-фактуре будут автоматически учтены все нюансы отражаемой операции, в т. ч. валюта договора.

    Общий порядок оформления счета-фактуры в валюте имеет некоторые нюансы, но в целом сложности не представляет. Сомнения могут возникнуть при решении вопроса о том, должен ли выписываемый документ быть именно в валюте или лучше оформить его в рублях.

    Есть вопросы? Получите быстрые ответы на нашем форуме!

    Можно ли принимать счета-фактуры старого образца?

    Счет-фактура старого образца — это понятие в 2017 году возникло дважды: с 1 июля и с 1 октября. Действуют ли старые счета-фактуры после вступления в силу обновленных редакций постановления № 1137? Можно ли использовать старые счета-фактуры покупателю для вычета? Ответы — в этой статье.

    Бланк счета-фактуры-2017 года: как менялась форма

    Бланк счета-фактуры сохранял свою форму в течение достаточно длительного времени — со 2-го квартала 2012 года. Но в 2017 году изменения в него внесены даже не один, а два раза. В течение 2017 года постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, устанавливающее форму и правила оформления этого документа, действует в 3 редакциях:

    • до 01.07.2017 — в редакции от 29.11.2014;
    • с 01.07.2017 по 30.09.2017 — в редакции от 25.05.2017;
    • с 01.10.2017 — в редакции от 19.08.2017.
    • Чем вызваны изменения, потребовавшие корректировки бланка счета-фактуры старой формы? Обновлением перечня обязательных реквизитов, приведенных в ст. 169 НК РФ.

      Посмотрим, что конкретно изменено в старой форме счета-фактуры.

      На первый взгляд изменения не очень существенны и касаются далеко не каждого составителя этого документа:

    • с 01.07.2017 над основной таблицей появилась дополнительная строка для указания данных госконтракта (договора, соглашения);
    • с 01.10.2017 в основную таблицу добавлена новая графа «Код вида товара», изменено название графы «Номер таможенной декларации» путем добавления определения «регистрационный» к слову «номер»; в поле, отведенном для подписей, появилось указание на возможность подписания уполномоченным лицом вместо ИП.

    Но если составителю нет необходимости вносить указанные данные в оформляемый документ, можно ли ему использовать старую форму счета-фактуры при оформлении отгрузки? Какими будут последствия принятия такого документа для получателя и можно ли принимать по счетам-фактурам старого образца НДС к вычету? Ответы на эти вопросы вытекают из того значения, которое счет-фактура имеет среди остальных документов, используемых налогоплательщиком.

    О том, что с 01.10.2017 изменено в правилах оформления книг покупок и продаж, читайте в статьях:

    Роль счета-фактуры среди принимаемых к учету документов

    Большая часть применяемых в учете документов относится к числу первичных учетных, в большинстве своем имеющих установленные формы, но допускающих замену этих форм бланками иной формы, отвечающими лишь одному требованию — наличию обязательных реквизитов. Применимо ли это правило к счетам-фактурам? Если да, то счет-фактура старого образца может быть действительным. Достаточно закрепить это во внутреннем нормативном акте.

    Однако счет-фактуру не следует отождествлять с первичным учетным бухгалтерским документом, несмотря на существование и для него перечня обязательных реквизитов, поскольку:

  • Он в отличие от первичного документа не фиксирует факты хозяйственной деятельности, а только дает право на принятие налога к вычету (п. 1 ст. 169 НК РФ). Причем право это используется не всегда.
  • Если для первичного документа применяемую форму налогоплательщику можно выбрать самому (п. 4 ст. 9 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ), то форма счета-фактуры устанавливается законодательно (п. 8 ст. 169 НК РФ). При этом НК РФ не запрещает вносить в счет-фактуру дополнительные реквизиты (п. 2 ст. 169 НК РФ).
  • Налоговый кодекс четко различает эти документы, когда определяет виды грубых нарушений, влекущих за собой ответственность по ст. 120 НК РФ.
  • Таким образом, самостоятельно установить возможность использования бланка счета-фактуры старого образца нельзя.

    Можно ли применять старую форму счета-фактуры продавцам?

    После внесения изменений в законодательно устанавливаемую форму документа старые бланки становятся недействительными. Поэтому выставить счет-фактуру старого образца — онлайн или на бумаге — продавец уже не может. А в случае ошибочного выставления документа по старой форме его следует исправить.

    В шапке исправленного документа, созданного на новом бланке, будут присутствовать указания:

  • на номер и дату исправления;
  • номер и дату исправляемого документа.
  • Прочая внесенная информация останется такой же, как в исходном (сформированном на старом бланке) документе. Новые для бланка реквизиты в случае отсутствия данных для их внесения останутся незаполненными или будут отмечены прочерком.

    Будут ли проблемы с принятием вычета по старым счетам-фактурам у покупателей?

    Ситуация не такая однозначная, как может показаться. С одной стороны, недействующий бланк счета-фактуры применять нельзя. С другой — НК РФ четко и исчерпывающе устанавливает основания, по которым вычет по НДС не может быть принят: это отсутствие в документе реквизитов, перечисленных в пп. 5, 5.1 и 6 ст. 169 НК РФ. При этом п. 2 ст. 169 НК РФ не ставит препятствий для принятия вычета по счету-фактуре, который содержит несущественные дефекты, не мешающие идентифицировать:

  • продавца;
  • покупателя;
  • наименование и стоимость отпущенных товаров (работ, услуг);
  • сумму и ставку НДС.
  • Данная норма появилась в НК РФ как отражение позиции Конституционного суда РФ (определение от 15.02.2005 № 93-О). Суд разъяснил, что НК РФ не запрещает принимать к вычету НДС, если налоговому органу представлены все необходимые сведения и документы для проведения налогового контроля.

    Таким образом, если отсутствие информации, предусмотренной новыми графами и строками счета-фактуры, не помешает идентифицировать перечисленные выше сведения, есть надежда, что налоговики не откажут в вычете по старым бланкам. Но, конечно, лучше не испытывать судьбу и получить от поставщика верный документ.

    О том, какие ошибки в заполнении счета-фактуры ФНС считает некритичными для вычета НДС, смотрите здесь.

    А посчитают ли они критичными незаполнение (или неверное оформление) добавившихся реквизитов нового бланка, покажет время. Минфин, кстати, уже высказался по поводу отсутствия в счетах-фактурах новых реквизитов.

    Возможная ответственность за выданный счет-фактуру старого образца

    Использование документа старого образца налоговиками может быть приравнено к отсутствию этого документа. Поэтому и для продавца, и для покупателя существует риск привлечения к налоговой ответственности по ст. 120 НК РФ, расценивающей отсутствие счетов-фактур как грубое нарушение правил, установленных для учета объекта обложения налогом. Штраф может составить либо 10 000 руб. (если нарушения относятся к 1 налоговому периоду), либо 30 000 руб. (если речь идет о нескольких налоговых периодах).

    Подробнее о применении ст. 120 НК РФ читайте в материале «Ст. 120 НК РФ (2017): вопросы и ответы».

    Более серьезной ситуация окажется для покупателя, поскольку по формальному признаку использования несоответствующей законодательству формы счета-фактуры ему могут отказать в вычете. Можно попробовать оспорить такой отказ через суд, если у продавца отсутствует необходимость в заполнении новых реквизитов. Но это приведет не только к неоправданным потерям времени и средств, но и к непредсказуемому результату.

    Форма счета-фактуры устанавливается законодательно. Ее изменение означает прекращение действия старого бланка, поэтому применять следует только действительную для соответствующего периода форму. Неприменение этого правила чревато последствиями в виде штрафа как для продавца, так и для покупателя. Кроме того, у покупателя возникает риск непринятия налога к вычету.

    Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

    nalog-nalog.ru

    Бухгалтерская пресса и публикации 2008

    Бухгалтерские статьи и публикации 2007

    Вопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам 2007

    Вопросы на тему налоги

    Вопросы на тему НДС

    Публикации из бухгалтерских изданий 2006

    Вопросы бухгалтеров — ответы специалистов по финансам 2006

    Публикации из бухгалтерских изданий

    Публикации на тему сборы ЕНВД

    Публикации на тему сборы

    Публикации на тему налоги

    Публикации на тему НДС

    Публикации на тему УСН

    Вопросы бухгалтеров — Ответы специалистов

    Вопросы на тему ЕНВД

    Вопросы на тему сборы

    Вопросы на тему УСН

    Статья: Торговля ювелирными изделиями («Главбух». Приложение «Учет в торговле», 2004, N 2)

    «Главбух». Приложение «Учет в торговле», N 2, 2004

    ТОРГОВЛЯ ЮВЕЛИРНЫМИ ИЗДЕЛИЯМИ

    Ювелирные изделия — особый товар. Их оборот контролируется государством с целью защиты прав изготовителей ювелирных изделий из драгоценных металлов и камней, потребителей, а также государственных интересов в этой сфере. Мы расскажем об особенностях организации ювелирной торговли, учета и контроля в этой отрасли.

    Основные нормативные документы при работе с драгоценными металлами и драгоценными камнями — Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее — Закон N 41-ФЗ) и Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении (далее — Инструкция N 68н).

    Ювелирные изделия из драгоценных металлов, реализуемые в розничной торговле, должны соответствовать требованиям, установленным ОСТ 117-3-002-95 «Изделия ювелирные из драгоценных металлов. Общие технические условия» (введен 1 января 1996 г.).

    Особенности торговли этим видом продукции изложены в разд.VII Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 (далее — Правила N 55).

    Основное требование к ювелирным изделиям — наличие на них оттиска пробирного клейма (пробы). А на продукции российских предприятий — еще и именника производителя. Ограненные бриллианты и изумруды продают только при наличии сертификата на каждый камень или партию.

    Информация, предназначенная для покупателя, об изделиях из драгоценных металлов и камней помимо сведений, которые указываются для прочих товаров, должна содержать сведения об установленных в Российской Федерации пробах, извлечения из стандартов о порядке клеймения и сертификации ограненных природных драгоценных камней, изображения государственных пробирных клейм.

    Изделия из драгоценных металлов и камней, выставленные для продажи, группируют по их назначению и навешивают на каждое из них опломбированные ярлыки, а также снабжают индивидуальной упаковкой.

    При этом на ярлыках указывают наименование изделия и его изготовителя, вид драгоценного металла, артикул, пробу, массу, вид и характеристики вставок из драгоценных камней, цену изделия, а также цену за 1 грамм изделия без вставок.

    Покупатель может потребовать взвешивания товара, которое производится на специальных весах (п.67 Правил N 55). Вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в котором указываются наименование товара и реквизиты продавца, проба, вид и характеристика драгоценного камня, артикул, дата продажи и цена товара и подпись лица, непосредственно продавшего изделие. А на приобретенные ограненные природные драгоценные камни передаются также сертификаты.

    Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ лицензирование деятельности в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней (в том числе розничной торговли ювелирными изделиями, товарами, бывшими в употреблении, предметами антиквариата) не предусмотрено.

    Вместе с тем в соответствии с Инструкцией о порядке ведения специального учета, утвержденной Приказом Минфина России от 16 июня 2003 г. N 51н (далее — Инструкция N 51н), организации и индивидуальные предприниматели должны встать на специальный учет в государственных инспекциях пробирного надзора, в районе деятельности которых они прошли государственную регистрацию. Это нужно сделать перед началом работы с драгоценными металлами и камнями (п.2 Инструкции N 51н).

    Для постановки на специальный учет необходимо представить в инспекцию пробирного надзора следующие документы.

    Документы представляют индивидуальные предприниматели, предполагающие работать с драгоценными металлами и драгоценными камнями вне места жительства, по которому они прошли государственную регистрацию.

    Одновременно все заявители представляют для ознакомления учредительные документы (учредительный договор и устав или положение) с дополнениями и изменениями или их копии. Копии должны быть заверены нотариально.

    Заметьте, что процедура постановки на специальный учет не зависит от вида прав на владение помещениями (собственность, аренда, пользование и т.д.).

    В течение пяти рабочих дней после приема документов инспекция принимает решение о постановке заявителя на спецучет. Отказать могут только в исключительных случаях: если в документах обнаружены недостоверные данные, не хватает каких-либо документов или же если заявитель обратился не в ту инспекцию. Затем фирме (предпринимателю) выдается свидетельство о постановке на специальный учет, а также карта постановки, заверенная в инспекции. Свидетельство выдается на пять лет.

    Если головная организация и ее обособленное подразделение находятся в районе деятельности одной инспекции, то подразделению выдаются копии свидетельства и карты головной организации. Если же они становятся на спецучет в разных инспекциях, то подразделению выдаются оригиналы, а их копии затем направляются в головную организацию.

    Ломбарды и предприятия, занимающиеся скупкой и куплей-продажей драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом. Об этом сказано в ст.5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ (далее — Закон N 115-ФЗ). Следовательно, в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма они обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля и программу его осуществления (п.2 ст.7 Закона N 115-ФЗ).

    Разработанные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями правила внутреннего контроля должны включать следующие разделы:

    — порядок документального фиксирования информации;

    — критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенности деятельности предприятия;

    — обеспечение конфиденциальности информации, ее хранение и использование;

    — квалификационные требования к ответственному лицу, к подготовке и обучению кадров.

    В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 8 января 2003 г. N 6 организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, предоставляют правила внутреннего контроля на согласование в соответствующий надзорный орган. Таким органом является Пробирная палата России (Приказ Минфина России от 23 мая 2003 г. N 153).

    Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, предоставляют на согласование правила внутреннего контроля в Комитет РФ по финансовому мониторингу.

    Требования, предъявляемые к хранению драгоценных металлов и драгоценных камней, установлены Законом N 41-ФЗ и Правилами учета и хранения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2000 г. N 731.

    Организации и индивидуальные предприниматели, которые работают с драгоценными металлами и драгоценными камнями, обязаны проводить мероприятия по укреплению объектов, на которых эти операции осуществляются. То есть магазины, мастерские и т.д. должны быть оборудованы специальными техническими средствами охраны, сигнализации и связи. Кроме того, необходимо создавать собственные охранные службы, а если это невозможно, то заключать договоры о предоставлении услуг с организациями, специализирующимися на охране объектов.

    Транспортировка драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них осуществляется специализированными организациями или организациями — владельцами ценностей на транспорте, оборудованном техническими средствами защиты в сопровождении вооруженной охраны. Ответственность за сохранность такого груза при транспортировке собственными средствами возлагается на их владельца.

    Юридические лица и индивидуальные предприниматели, нарушившие требования законодательства в части, касающейся хранения драгоценных металлов или продукции из них, несут административную ответственность (ст.19.14 КоАП РФ).

    Приобретение ювелирных изделий у организаций

    Ювелирные изделия приобретают непосредственно у производителей (организаций и индивидуальных предпринимателей) и перепродавцов. В обоих случаях продавец выписывает накладную, а если он является плательщиком НДС, то еще и счет-фактуру на данные изделия, на основании которых их приходует покупатель. Фактическую стоимость ювелирных изделий и антиквариата формируют с учетом требований ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденного Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н. Отличительной особенностью торговли этими изделиями является метод списания себестоимости. Из-за уникальности каждого изделия используется метод списания по себестоимости каждой единицы (п.17 ПБУ 5/01). Этот же метод списания разрешен и в пп.3 п.1 ст.268 Налогового кодекса РФ. Так что расхождения между бухгалтерским и налоговым учетом в этом случае не будет.

    Пример 1. Ювелирный магазин «Яхонт» в апреле 2004 г. приобрел у ОАО «Золотарь» золотые кольца с драгоценными камнями в количестве 6 штук. Доставка колец в магазин осуществляется ОАО «Золотарь» и входит в стоимость товара.

    Торговая наценка на кольца установлена в размере 50 процентов. В течение апреля 2004 г. было продано 3 кольца (по артикулам):

    В соответствии с учетной политикой ювелирного магазина учет товаров ведется по фактической стоимости их приобретения, то есть по покупной стоимости без применения счета 42.

    Бухгалтер ювелирного магазина «Яхонт» отразил операции следующим образом:

    Дебет 41 Кредит 60

    — 22 110 руб. — оприходованы золотые кольца;

    Дебет 19 Кредит 60

    — 3979,80 руб. — учтен НДС на кольца;

    Дебет 60 Кредит 51

    — 26 089,80 руб. — перечислено поставщику колец;

    Дебет 68 субсчет «НДС» Кредит 19

    — 3979,80 руб. — принят к вычету НДС на кольца;

    Дебет 50 Кредит 90 субсчет «Выручка»

    — 20 585,10 руб. — отражена выручка от продажи колец;

    Дебет 90 субсчет «Себестоимость продаж» Кредит 41

    — 11 630 руб. — списаны реализованные золотые кольца по покупной стоимости единицы товара;

    Дебет 90 субсчет «НДС» Кредит 68 субсчет «НДС»

    — 3140,10 руб. — начислен НДС.

    Скупка у населения

    Ювелирный магазин может скупать ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также лом таких изделий у населения.

    А какие документы необходимо получить у частного лица и должен ли быть опробирован скупленный товар? И если товар не опробирован, то имеет ли право торгующая организация опробировать эти изделия на основании договора купли-продажи у физического лица?

    Приобретение у физических лиц ювелирных изделий относится к скупочной деятельности, которая регулируется Правилами скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2001 г. N 444 (далее — Правила N 444).

    Ценности принимаются в скупку независимо от наличия на них именников изготовителей и проб, а памятные и юбилейные (именные) медали — при предъявлении сдатчиком соответствующих удостоверений на право владения ими. Это предусмотрено в п.7 Правил N 444. При покупке изделий у населения выдаются квитанции. Порядок их оформления установлен в п.п.12 и 13 Правил.

    Постановлением Правительства РФ от 18 июня 1999 г. N 643 установлено, что ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов, предназначенные для продажи, должны быть заклеймены государственным пробирным клеймом. Изделия представляются на опробование и клеймение в государственные инспекции пробирного надзора их изготовителями, включая организации, осуществляющие реставрацию, а ввезенные на территорию России для продажи — организацией или индивидуальным предпринимателем, которые ввезли эти изделия.

    Приемка приобретенных у населения ювелирных изделий и антиквариата отражается в учете так же, как и покупка аналогичных товаров у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Поскольку физические лица не являются плательщиками НДС, «входного» НДС в случае скупки у них ювелирных изделий и антиквариата не возникает.

    Однако при выплате стоимости приобретенных у физических лиц ювелирных изделий и предметов антиквариата возникает вопрос: нужно ли удерживать НДФЛ?

    Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратим внимание на п.2 ст.226 Налогового кодекса РФ. Там сказано, что исчисление сумм и уплату НДФЛ налоговый агент производит в отношении всех доходов физического лица, источником которых он является. Исключение составляют доходы, перечисленные в ст.228 Налогового кодекса РФ. А в пп.2 п.1 этой статьи сказано, что с сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, физические лица исчисляют и уплачивают налоги самостоятельно. Поэтому бухгалтеру магазина удерживать НДФЛ с доходов физических лиц, продающих ювелирные изделия и предметы антиквариата, не нужно.

    Ювелирный или антикварный магазин может не приобретать изделие или предмет в собственность, а принимать их на комиссию.

    Изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней принимаются на комиссию в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 июня 1998 г. N 569. Их прием оформляют унифицированными формами документов, утвержденными Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132.

    В этом случае принятое изделие отражается на забалансовом счете 004, а выручкой магазина считается только его комиссионное вознаграждение. Остальная сумма, полученная от покупателей, причитается собственнику — лицу, сдавшему ювелирные изделия или антиквариат на комиссию (комитенту). Она также выплачивается ему без удержания НДФЛ.

    Пример 2. Грачева О.П. передала ювелирные изделия (золотые серьги) магазину «Рубин» по договору комиссии, в соответствии с которым они должны быть реализованы по цене не ниже 40 000 руб., а комиссионное вознаграждение магазина составит 10 процентов от продажной цены украшений. Магазин «Рубин» реализовал украшения за 41 300 руб.

    В учете магазина «Рубин» в этом случае составлены следующие проводки:

    — 40 000 руб. — приняты на комиссию ювелирные изделия от Грачевой О.П.;

    Дебет 50 Кредит 76 субсчет «Расчеты с комитентом»

    — 41 300 руб. — получено от покупателя украшений, сданных на комиссию Грачевой О.П.;

    — 40 000 руб. — списаны проданные ювелирные изделия, принятые на комиссию от Грачевой О.П.;

    Дебет 76 субсчет «Расчеты с комитентом» Кредит 90 субсчет «Выручка»

    — 4130 руб. (41 300 руб. х 10%) — отражено комиссионное вознаграждение магазина «Рубин», представляющее собой его выручку от сделки;

    Дебет 76 субсчет «Расчеты с комитентом» Кредит 50

    — 37 170 руб. (41 300 — 4130) — выплачено Грачевой О.П. за проданные по договору комиссии ювелирные изделия (за вычетом суммы вознаграждения магазина);

    — 630 руб. (4130 руб. : 118% х 18%) — начислен НДС с комиссионного вознаграждения;

    Дебет 90 субсчет «Прибыль/убыток от продаж» Кредит 99

    — 3500 руб. (4130 — 630) — выявлен финансовый результат.

    Кроме того, может быть заключен агентский договор, в соответствии с которым магазин обязуется найти покупателя на тот или иной предмет антиквариата или ювелирное изделие. В подобных случаях, возможно, магазин вообще не будет участвовать в расчетах между покупателем и продавцом изделия, а лишь сведет их и получит агентское вознаграждение.

    Отметим, что в этом случае посредник не осуществляет розничную торговлю, а оказывает только услуги по поиску покупателя (а в некоторых случаях — продавца), а также консультационные услуги, связанные с приобретением или продажей ювелирных изделий и предметов антиквариата.

    Возврат товара покупателем

    Ювелирные изделия не относятся к товарам, на которые изготовитель обязан устанавливать гарантийный срок. Это следует из ст.5 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» и Перечня товаров длительного пользования. Изготовитель лишь имеет право устанавливать гарантийный срок — период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка он обязан удовлетворить требования покупателя, установленные в ст.18 этого Закона.

    В соответствии с п.31 Правил N 55, если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем в разумный срок, но в пределах двух лет со дня покупки. Либо это можно сделать в пределах более длительного срока, установленного в соответствии с федеральным законом или договором.

    Если обнаруженные недостатки товара нельзя устранить, покупатель может по своему выбору потребовать его замены товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены, безвозмездного ремонта или возврата уплаченной суммы.

    Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у покупателя, а в случае необходимости провести проверку качества товара. При возникновении спора о причинах недостатков магазин обязан провести независимую экспертизу товара за свой счет.

    Обратите внимание, что изделия из драгоценных металлов, изделия с драгоценными камнями, изделия из драгоценных металлов со вставками из драгоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни, не имеющие недостатков, не подлежат возврату или обмену на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. Это следует из п.9 Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55. То есть если покупатель решит вернуть ювелирное изделие просто потому, что его не устраивает размер или фасон, то магазин может ему отказать.

    Ввоз на территорию РФ

    Ввоз юридическими лицами в Российскую Федерацию изделий из драгоценных металлов производится при наличии следующих документов:

    — контракта (договора, соглашения) на русском языке;

    — спецификации на ввозимый товар, в которой отражается полный ассортимент с указанием: наименования товара, его количества, наименования драгоценных металлов и драгоценных камней, процентного содержания драгоценных металлов (проба), массы каждого изделия, общей массы товара одного артикула;

    — свидетельства о постановке на специальный учет в органах государственного пробирного надзора (регистрационного удостоверения).

    Маркировка изделий должна совпадать с информацией о них в сопроводительных документах.

    В соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 21 июня 2001 г. N 742, документом, подтверждающим результат проведения государственного контроля, является акт, составленный государственными контролерами Пробирной палаты России, который является обязательным для таможенного оформления. Пробирная палата контролирует ввоз в Российскую Федерацию драгоценных металлов в соответствии с Порядком осуществления государственного контроля, утвержденным Приказом Минфина России от 17 сентября 2001 г. N 249.

    Для проведения государственного контроля ввозимых в Российскую Федерацию ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней импортер представляет следующие документы:

    — письмо-заявку, в котором указывает свое наименование, местонахождение и перечень прилагаемых документов;

    — копию контракта (договора, соглашения) на русском языке (если контракта на русском языке нет, то к копии должен прилагаться скрепленный и заверенный декларантом перевод);

    — спецификацию на товар, в которой перечислен полный ассортимент с указанием наименования изделий, их количества, наименования драгоценных металлов и драгоценных камней, процентного содержания драгоценных металлов, массы каждого изделия, общей массы товара одного артикула;

    — копию регистрационного удостоверения (свидетельства о постановке на специальный учет) в государственной инспекции федерального пробирного надзора (для российских юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

    Акт, который оформляет государственный контролер, после прохождения таможни представляют в инспекцию пробирного надзора для опробования и клеймения ввезенных изделий.

    fin-buh.ru