Полезные статьи

Требования закона 115-фз

Требования закона 115-фз

Индивидуальные предприниматели будут привлекаться к административной ответственности за невыполнение требований законодательства в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

С 1 августа 2013 вступает в силу п. 2 ст. 13 Федерального закона от 28 июня 2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее по тексту — Закон), которым вносятся изменения в пункт «д» статьи 5 Федерального закона от 07 августа 2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее по тексту — Федеральный закон № 115-ФЗ).

Новые положения Закона распространяют на индивидуальных предпринимателей права и обязанности, возложенные на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом являющиеся страховыми брокерами, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, а также оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

По этой причине индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в указанных сферах, обязаны в кратчайшие сроки провести ряд неотложных мероприятий по приведению своей предпринимательской деятельности в соответствие с требованиями Федерального закона № 115-ФЗ.

Этим же Законом внесены изменения в ст.15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В тексте Примечания к данной норме указано, что за неисполнение требований законодательства о легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма несут административную ответственность как юридические лица, так и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Таким образом, индивидуальные предприниматели будут привлекаться к административной ответственности по указанной статье как юридические лица. При этом минимальный штраф за невыполнение индивидуальным предпринимателем требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма составляет 50 тысяч рублей, а максимальное наказание — один миллион рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Федерального закона от 28 июня 2013 № 134-ФЗ внесены изменения и в иные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям.

www.kalmprok.ru

Жертвы терроризма

Российские часовщики неожиданно для себя оказались жертвами терроризма. Точнее – борьбы с ним. Вместо того, чтобы остановить финансирование терроризма, Федеральный Закон 115 «О противодействии легализации доходов…» способен остановить продажу часов, имеющих даже минимальные включения золота или драгкамней.

Прошлый год был богат на изменения в законодательстве, которые напрямую касаются часовщиков, работающих с часами в корпусах из драгоценных металлов или украшенных драгоценными камнями. При этом общение с коллегами показывает, что участники рынка очень часто не осведомлены не только об этих изменениях, но и вообще о некоторых законах, которые они обязаны исполнять, и за нарушение которых могут попасть под серьезные санкции.

Чаще всего знания часовщиков о специфике госрегулирования оборота часов с драгоценными металлами/камнями ограничены тем, торговое предприятие обязано встать на специальный учет в государственных инспекциях пробирного надзора. Заплатив компании-посреднику какое-то количество денег и получив комплект документов, они успокаиваются и думают, что у них все в порядке. На самом деле это глубокое заблуждение. Узнав полный спектр своих обязательств, большинство часовщиков в прямом смысле «впадают в ступор».

С чистыми помыслами

Важным законом, который существенно влияет на торговлю часами, является 115-ФЗ «Федеральный закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Под его действие попадают организации и предприниматели, торгующие ювелирными и иными изделиями (в том числе часами), содержащими драгоценные металлы и/или камни.

Даже если вы никогда не слышали о ФЗ 115, вы неоднократно сталкивались с его проявлениями. Например, именно он ограничивает сумму «безымянного» денежного перевода в банке в 15 000 рублей. Большая часть норм закона касается не оборота драгоценных металлов и камней, а денежного обращения, и соблюдению этих норм государство придает огромное значение. Достаточно сказать, что именно неисполнение ФЗ 115 является одной из самых частых причин отзыва банковских лицензий. Контролировать исполнение закона участниками рынка украшений может много организаций – ФСБ, МВД, прокуратура, пробирная палата.

Причиной появления ФЗ 115 стало вступление в 2003 году России в ФАТФ (группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, англ. Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF) — межправительственную организацию, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, а также осуществляет оценки соответствия национальных законодательств этим стандартам. Соответственно, 115-ФЗ разработан на основании Рекомендаций ФАТФ, представляющих набор мер по созданию в каждой стране эффективного режима противодействия легализации преступных доходов. В соответствии с Резолюцией СБ ООН № 1617 (2005) рекомендации ФАТФ являются обязательными международными стандартами для выполнения государствами — членами ООН.

От имени Российской Федерации в деятельности ФАТФ участвует Федеральная служба по финансовому мониторингу — Росфинмониторинг. При этом контроль за исполнением требований законодательства в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями (в том числе часами с драгоценными металлами и/или камнями), осуществляет Пробирная палата.

Ошибка перевода

Какое отношение часы имеют к терроризму? На сайте ФАТФ можно найти 40 рекомендаций, а также специальные многостраничные обзоры, касающиеся оборота золота и бриллиантов. В документах ФАТФ встречается более 100 упоминаний jewellery (ювелирные изделия). Наручные часы (watches) упоминаются всего 6 раз, причем в контексте, не подразумевающим их включение в контрольные процедуры. Таким образом англоязычные документы ФАТФ не упоминают часы в качестве объектов, несущих риски отмывания/финансирования терроризма, и не содержат каких-либо ограничений или регулирования оборота часов. В российской же версии часы оказались приравнены, по сути, к золоту в слитках, со всеми неприятными последствиями.

Дело в том, что в английском языке слово jewellery не включает в себя наручные часы (обычно говорят ”jewellery and watches”), а в соответствии с действующим законодательством России под термин «ювелирные изделия» попадают в том числе наручные часы, содержащие драгоценные металлы и/или драгоценные камни. Трудно сказать, сознательно или несознательно была допущена «неточность перевода», но в результате часы попали под действие 115-ФЗ. При всей абсурдности данного положения спорить с ним бессмысленно: и Росфинмониторинг, и Пробирная палата в своих письменных и устных ответах на запросы по этому поводу однозначно относят часы, содержащие драгоценные металлы и/или драгоценные камни, к категории «ювелирные изделия».

Взять на карандаш

Закон действует, и 10 января вступила в силу его свежая редакция. Самое «неприятное» для часовщиков новшество звучит так:

«При покупке физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней на сумму, не превышающую 40 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 40 000 рублей, а также при использовании персонифицированного электронного средства платежа для совершения покупки физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в розницу на сумму, не превышающую 100 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 000 рублей, идентификация клиента — физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится (за исключением случая, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма)».

В данном случае слова «идентификаций клиента не производится» означает, что у всех остальных покупателей магазин обязан переписывать паспортные данные, и не только.

Кстати, процитированная норма закона «улучшила» положение часовщиков. До 10 января этого года идентификация требовалась для абсолютно всех клиентов! Однако ввиду явной нелогичности такого требования между ювелирами (которых этот закон затрагивает в еще большей степени, чем часовщиков) и контролирующими органами был заключен негласный договор, что до момента принятия разумных «порогов» за отсутствие идентификации штрафовать никого не будут. То есть если все остальные требования закона выполняются, можно было работать спокойно. Однако при этом публично представители Росфинмониторинга и Пробирной Палаты много раз говорили, что после принятия поправок в 115-ФЗ об установлении минимальных порогов для идентификации проверять начнут «по всей строгости закона».

Именно такой момент и наступил 10 января 2016 года. С этой даты при покупке розничным покупателем часов с драгоценными металлами и/или камнями дороже 40 тысяч рублей за наличные (или 100 тысяч рублей при оплате картой), продавец обязан идентифицировать клиента и заполнить специальную достаточно подробную анкету, с указанием паспортных данных и адреса регистрации, а для иностранных граждан – еще и данных о визе и миграционной карте. Анкета должна храниться 5 лет. За нарушение этого требования предусмотрены очень серьезные санкции: штрафы, вплоть до семизначных, или приостановление деятельности компании.

Восемь обязанностей

Помимо этого, 115-ФЗ налагает на организации и предпринимателей, занимающиеся производством, скупкой или продажей часов, содержащих драгоценные металлы и/или камни достаточно много других обязанностей. Думаю, нет смысла подробно пересказывать закон, лучше его прочитать, но кратко список требований к торговой точке таков:

1. Разработать и утвердить правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. Это многостраничный документ, разработку которого, по моему мнению, лучше поручить специализированной организации. Их услуги стоят не очень дорого, поэтому лучше не рисковать – самому составить правила, учитывающие все нюансы, достаточно сложно. Важно помнить, что при изменении законодательства в правила приходится вносить изменения.

2. Назначить специальное должностное лицо, ответственное за организацию противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. Этот человек должен отвечать специальным квалификационным требованиям, в частности — в части образования и опыта работы.

3. Провести обучение персонала по вопросам финансового мониторинга и обеспечить прохождение инструктажей. Обучение может быть дистанционным, в виде интернет-курсов, но результатом обязательно должен быть документ об обучении.

4. Осуществлять идентификацию лиц, работающих с компанией или предпринимателем. По сути, на каждого контрагента должна быть заполнена анкета с подробной информацией о нем, включая данные о конечных бенефициарах компании – физических лицах.

5. Принимать меры по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и операций, имеющих признаки связи с легализацией доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма. Как это делать – расскажут во время обучения. Практическая рекомендация выглядит так: регулярно заходить в личный кабинет и проверять своих контрагентов. Дело в том, что список террористов регулярно обновляется, и вы должны быть уверены, что среди ваших контрагентов террористов нет. Кстати, соблюдение компанией 115-ФЗ оценивается в том числе по частоте и регулярности обращения в личный кабинет: если туда не заходили в течение месяца, вероятность проверки вырастает.

6. Регулярно направлять в Росфинмониторинг информацию по операциям (сделкам), подлежащим обязательному контролю, а также по операциям (сделкам), имеющим признаки связи с отмыванием доходов. Обязательному контролю подлежат покупки на сумму более 600 000 рублей. То есть если вы продали оптовую партию часов с драгоценными металлами/камнями на сумму 500 000 рублей, то сообщать об этом в Росфинмониторинг не надо. Но при следующей отгрузке этому же контрагенту на сумму от 100 000 рублей (то есть когда будет достигнут порог в 600 000 рублей) необходимо сообщить об этих двух операциях сразу. На подготовку и отправку сообщения отводится одни сутки, задержка считается нарушением. Документы можно отправлять по почте, но удобнее пользоваться электронным документооборотом.

7. Осуществлять хранение информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. При этом в каком виде должна находиться информация, закон не определяет. Соответственно, она может храниться и в электронном виде, важно, чтобы было обеспечено надежное хранение.

8. Обеспечивать конфиденциальность информации, полученной в результате применения правил внутреннего контроля и реализации программ его осуществления, а также мер, принимаемых организацией при реализации таких программ. Проинформировать покупателя о требованиях закона по идентификации вы можете, можно повесить об этом объявление. Но раскрывать ему информацию о том, что вы делаете и каков результат проверки, нельзя. То есть если человек хочет купить стальные часы с бриллиантами на циферблате ценой в 41 тысячу рублей за наличный расчет, вы вначале должны идентифицировать его, заполнить анкету с паспортными данными и т.д., а потом, перед совершением продажи, проверить по базе террористов. Если он окажется упомянут там, у вас должен быть вполне определенный алгоритм поведения, определяемый законом и вашими правилами внутреннего контроля. Но при этом сообщать покупателю, что он, например, находится в списке террористов, вы не имеете права.

Более подробно об описанных выше обязанностях организаций и предпринимателей, занимающихся оборотом часов, содержащих драгоценные металлы и камни, можно прочитать в самом законе, а также материалах, размещенных на сайтах Росфинмониторинга и Пробирной Палаты. Недавно опубликованное информационное письмо Росфинмониторинга № 50 от 10 февраля 2016 г. достаточно подробно описывает особенности применения 115-ФЗ в сфере оборота товаров, содержащих драгоценные металлы и камни. Об особенностях практического применения данного закона рассказывают также на обучении, которое обязаны пройти ваши сотрудники.

Миссия невыполнима

Я точно знаю, что в полном объеме описанные выше требования российского законодательства выполняет очень мало часовых компаний. Почему так получилось? Какова вероятность проверки? Могут ли эти законы быть отменены? Попробуем во всем этом разобраться.

Я руковожу компанией, которая занимается дистрибуцией часов, в том числе с драгоценными металлами и камнями. Розничные продажи у нас бывают, но очень редко. Недавно один из покупателей спросил у меня: «Почему вы просите у меня паспорт при покупке часов ценой 50 тысяч рублей? Вчера я покупал часы за 13.5 миллионов рублей, и у меня паспорт никто не спросил…». Я ему ответил: «Мой жизненный опыт говорит, что компании, продающие часы за 13.5 миллионов рублей, проблем из-за нарушения данного закона иметь не будут, они не боятся никаких проверок…»

Действительно, штраф в миллион рублей для мелкой или средней компании может быть чувствительным и даже разорительным, а крупные фирмы или найдут способ «договориться» с проверяющими, или решат, что им проще заплатить штраф, чем терять миллионные продажи. Дело в том, что подавляющее большинство розничных клиентов, покупающих самые дорогие часы, категорически отказываются оставлять свои паспортные данные, адрес регистрации и фактического проживания, домашний и мобильный телефон. Поэтому у продавцов дорогих часов дилемма: или отказаться от продажи, как рекомендует в такой ситуации закон, или пойти на нарушение закона. На сегодняшний момент большинство магазинов выбирает второе…

Я перечислил основные моменты ФЗ 115, которые предпринимателям необходимо знать. Выполнять ли его требования – каждый для себя решает сам. В любом случае, если даже вы решите пойти на нарушение закона и отказаться от идентификации, лучше выполнить все остальные требования закона, тем более, что сделать это не так уж и сложно. Цена вопроса – максимум несколько десятков тысяч рублей — именно столько стоит подготовить все необходимые правила, приказы, пройти обучение и т.д. Думаю, что в этом случае санкции при проверке будут меньше, чем если вы проигнорируете все требования закона.

Кто будет первым?

Проверки в сфере оборота товаров, содержащих драгоценные металлы и камни, в последние годы проводились редко, и часовщики «расслабились». Однако есть много сигналов о том, что «гости» будут наведываться чаще. Думаю, с принятием поправок мы увидим первые прецеденты проверок часовых салонов, по итогам которых можно будет понять, чего нам ждать в будущем.

На сегодняшний день единственный способ упростить жизнь часовщиков в связи с 115-ФЗ – исключить наручные часы из сферы действия данного закона, или, по крайней мере, существенно повысить пороги и исключить из мониторинга безналичные платежи/оплату картами. В самом деле, рекомендации ФАТФ относятся только к сделкам за наличные, не касаются оборота часов вообще, а рекомендация по порогу, с которого начинается контроль, составляет 15 тысяч евро (примерно 1.35 миллиона рублей). У нас контролю подлежат безналичные операции и оплата картами (где клиент и так уже идентифицирован банком), в перечень включены наручные часы, а пороги установлены на уровне 34 раза ниже рекомендаций ФАТФ. Планка идентификации у нас (40 тысяч рублей) примерно равна средней зарплате, в то время как в Швейцарии пороговая сумма составляет 100 тысяч франков (примерно 8.2 миллиона рублей, в 205 раз больше нашего!), что примерно равно 20-ти месячным зарплатам в этой стране.

Разумеется, все мы заинтересованы в исправлении глупостей и ошибок, включенные в закон. Поэтому есть смысл инициировать внесение в него поправок. Однако надо иметь в виду, что сегодня большинство организаций, с которыми придется их согласовывать (МВД, ФСБ, Росфинмониторинг, т.д.), выступают против исключения часов из зоны регулирования. Чтобы добиться успеха, предстоит проделать очень серьезную работу, «убедить» соответствующие министерства и ведомства, что закон в нынешнем виде вредит российскому бизнесу, создает дополнительные административные барьеры, тормозит легальный бизнес, создает коррупционные риски, увеличивает конкурентное преимущество для контрабандистов и игроков серого рынка и может быть использован для выдавливания с рынка неугодных операторов– ведь существует риск, что закон будет применяться выборочно. При чрезмерно широком охвате действительно криминальные сделки с драгоценными металлами и драгоценными камнями «потеряются» на фоне огромного массива обычных покупок. Это, кстати, явно и очень сильно противоречит рекомендациям ФАТФ, которые требуют, чтобы все проводимые мероприятия были эффективными.

С моей точки зрения, добиться внесения поправок в 115-ФЗ можно, но для этого необходимо консолидировать усилия большего количества участников, чем сегодня входят в Ассоциацию участников часового рынка. Опыт подобной совместной работы у Ассоциации есть: например, мы успешно объединялись с компаниями, не входящими в Ассоциацию, для возврата часов в список технически сложных товаров. Думаю, сейчас тот случай, когда стоит еще раз объединить усилия.

www.timeseller.ru

Памятка для субъектов Федерального закона № 115-ФЗ по исполнению требований законодательства в сфере противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Информирует об обязанностях, установленных для субъектов Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон) расположенных на территории Крымского федерального округа и прошедших регистрацию в соответствии законодательством Российской Федерации.

К числу таких субъектов в соответствии со статьей 5 Закона, в частности, отнесены:

— профессиональные участники рынка ценных бумаг;

— страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры и лизинговые компании;

— организации федеральной почтовой связи;

— организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения;

— организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;

— организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;

— организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

— операторы по приему платежей;

— коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;

— кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;

— общества взаимного страхования;

— негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;

— операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи;

— индивидуальные предприниматели, являющиеся страховыми брокерами;

— индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

— индивидуальные предприниматели, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Указанные субъекты обязаны:

1. Организации и индивидуальные предприниматели обязаны разработать и утвердить правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с требованиями, установленными статьей 7 Закона в корреспонденции с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов правительства российской федерации» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21.06.14 № 577).

Правила внутреннего контроля разрабатываются и утверждаются самостоятельно и подлежат приведению организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), в соответствие с требованиями вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации, с момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 21.06.2014 № 577 (с 04.07.2014), в течение одного месяца.

2. Указанные выше субъекты обязаны назначить лицо (лиц), ответственное за реализацию правил внутреннего контроля. При этом такие лица должны пройти соответствующее обучение (целевой инструктаж) до начала осуществления таких функций. Сведения о порядке прохождения обучения приведены ниже. Кроме того, указанные лица должны иметь высшее юридическое или экономическое образование или опыт работы в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не менее двух лет.

Индивидуальные предприниматели, указанные в статье 5 Закона, вправе самостоятельно осуществлять функции специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля при прохождении соответствующего обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Также, специальными должностными лицами, ответственными за реализацию правил внутреннего контроля, не могут быть лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти.

3. Должностные лица субъектов должны пройти соответствующее обучение в порядке, предусмотренном приказом Росфинмониторинга от 03 августа 2010 года № 203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Указанным Приказом установлен порядок прохождения обучения, а также перечень лиц, которые обязаны пройти соответствующее обучение.

4. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальные предприниматели обязаны идентифицировать своих клиентов, выгодоприобретателей по сделкам (операциям), выявлять перечень данных, определенных статьей 7 Федерального закона, закреплять и хранить информацию о них в порядке, установленном правилами внутреннего контроля, и хранить всю полученную информацию в течение пяти лет с момента прекращения отношений с клиентом.

Законодательно установлена обязанность сверять клиентов при принятии на обслуживание с Перечнем лиц, в отношении которых имеются данные об их причастности к экстремистской деятельности и в случае выявления таких лиц среди своих клиентов применять меры по блокированию (замораживанию) их активов, немедленно сообщая об этом в Росфинмониторинг. Кроме того, установлена обязанность по сверке всех своих клиентов с указанным Перечнем не реже чем один раз в три месяца. В случае последующего выявления среди своих клиентов указанных лиц применять указанные меры к их активам и немедленно сообщать о таких фактах в уполномоченный орган.

Законодательно установлена обязанность по выявлению среди своих клиентов публичных должностных лиц, как национальных, так и иностранных. При выявлении таких лиц имеется необходимость уделять более пристальное внимание операциям (сделкам) с ними.

Законодательно установлена обязанность принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов.

Исполнение приведенных в настоящем пункте обязанностей должно фиксироваться в порядке, установленном правилами внутреннего контроля субъекта.

5. Направлять в Росфинмониторинг информацию об операциях, подлежащих обязательному контролю, перечень которых приведен в статье 6 Закона, а также об операциях, которые у сотрудников организаций и индивидуальных предпринимателей вызывают подозрения, что они осуществляются в целях ОД/ФТ в течение трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции либо ее выявления (в случае признания операции, сделки необычной, подозрительной).

Перечень необычных, подозрительных операций приведен в Приказе Росфинмониторинга от 08 мая 2009 года № 103 «Об утверждении рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок» и должен содержаться в правилах внутреннего контроля в зависимости от вида деятельности субъекта.

Порядок представления в Росфинмониторинг необходимых сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 № 209 «Об утверждении положения о представлении информации в федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и направлении федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям».

Информация, представляется в Росфинмониторинг в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи c использованием комплекса программных средств, информация о которых размещена на странице сайта Росфинмониторинга www.fedsfm.ru/companies/deal/form. Направляемая в электронной форме информация подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью организации (лица).

При предоставлении сведений в Росфинмониторинг необходимо руководствоваться требованиями Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом № 115-ФЗ (Приказ Росфинмониторинга от 5 октября 2009 года № 245).

Направляемая в электронной форме информация, указанная в пунктах 3 и 6 настоящего Положения, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.

6. Субъекты Закона по запросам уполномоченного органа обязаны направлять информацию о своих клиентах, полученную в результате осуществления внутреннего контроля.

7. Субъекты Закона, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, такие как:

— организации, а также индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (в т.ч. — риэлторы);

— коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов

подлежат постановке на учет в Росфинмониторинг.

В течение 30 дней с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг, необходимо встать на учет в территориальный орган Росфинмониторинга, действующий на территории соответствующего федерального округа.

Для постановки на учет организация или индивидуальный предприниматель представляет в МРУ Росфинмониторинга карту постановки на учет по форме 2-КПУ, утвержденной приказом Росфинмониторинга от 30 ноября 2005 года № 164 «Об утверждении формы карты постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы». Информация о порядке постановки организаций (лиц) на учет размещена на странице сайта Росфинмониторинга www.fedsfm.ru/companies/registration.

Обращаем внимание, что до утверждения новой карты постановки на учет, индивидуальные предприниматели вместо данных в отношении организации и руководителя организации заполняют данные в отношении индивидуального предпринимателя, также в случае, если заполнение некоторых полей карты постановки на учет невозможны их заполнение необязательно.

Карта постановки на учет направляется заявителем по почте либо непосредственно вручается заявителем представителю территориального органа Росфинмониторинга (МРУ Росфинмониторинга по КФО) либо направляется в электронной форме посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» по адресу www.gosuslugi.ru (далее — Единый портал).

При предоставлении на бумажном носителе:

Карта постановки на учет на бумажном носителе заполняется с использованием текстового редактора на компьютере либо рукописным способом (печатными буквами) и подписывается руководителем организации или индивидуальным предпринимателем. Подпись руководителя организации или индивидуального предпринимателя, содержащаяся в карте постановки на учет, удостоверяется нотариально.

При предоставлении в электронном виде:

Карта постановки на учет в электронной форме направляется посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе с использованием Единого портала www.gosuslugi.ru и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации. Карта постановки на учет в электронной форме нотариально не удостоверяется.

Данные обязанности распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае неисполнения указанных выше обязанностей организации, их должностные лица, а также индивидуальные предприниматели несут ответственность в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации, а именно — на основании статьи 15.27 КоАП РФ.

Обзор документа

Крымские организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, являются субъектами противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

Указан перечень обязанностей данных субъектов. Среди них — разработка и утверждение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма; назначение лица (лиц), ответственного за реализацию правил внутреннего контроля; идентификация клиентов, выгодоприобретателей по сделкам (операциям); направление в Росфинмониторинг информации об операциях, подлежащих обязательному контролю.

Отмечена необходимость встать на учет в соответствующем территориальном органе Росфинмониторинга для организаций и ИП, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы (например, лизинговые компании, операторы по приему платежей и риэлторы). Приведен порядок постановки их на учет.

При неисполнении указанных выше обязанностей организации, их должностные лица, а также ИП несут административную ответственность в соответствии с нормами российского законодательства.

www.garant.ru