Полезные статьи

Текущие законы принимаются на основе федеральных конституционных законов

46. Закон, его верховенство в системе нормативных актов. Виды законов.

Для начала следует отметить, что закон — это принятый в особом порядке акт государственного законодательного органа, который обладает высшей юридической силой и направлен на регулирование наиболее важных общественных отношений. Вообще, законы занимают главное место в системе нормативно-правовых актов. Такое особенное их положение предопределяется следующими характерными чертами, присущими закону как виду нормативно-правового акта:

• закон принимается только соответствующими компетентными законодательными (представительными) органами государственной власти или же непосредственно народом (референдум);

• закон обладает высшей юридической силой. Ни один государственный орган, кроме того, который издал соответствующий закон, не имеет права отменять либо изменять содержание какого-либо закона;

• закон регулирует наиболее важные основополагающие общественные отношения;

• закон содержит нормы исходного, первичного характера;

• закон принимается в особом, официально утвержденном процессуальном порядке.

В зависимости от значимости в системе действующего законодательства, т. е. в зависимости от занимаемого места, все законы как источники права подразделяются на следующие виды:

1. Конституционные законы — данные законы закрепляют основы общественного и государственного строя, служат юридической базой для текущего законодательства. В частности, к конституционным законам относятся следующие виды нормативно-правовых актов:

а) Конституция Российской Федерации и республик, входящих в ее состав;

б) законы, которые вносят изменения либо дополнения в Конституцию Российской Федерации;

в) законы, которые уточняют, конкретизируют содержание Конституции Российской Федерации.

Категория «конституция Российской Федерации» может быть рассмотрена с двух аспектов: фактического и юридического. Фактическая конституция подразумевает под собой реальные общественные отношения, а юридическая конституция — правовое оформление данных общественных отношений.

Конституция — это акт высшей юридической силы, который составляет нормативную базу всего российского законодательства. Кроме того, в Конституции Российской Федерации определен перечень конкретных федеральных конституционных законов (14). При принятии данной категории законов обязательно необходимо одобрение не менее 3/4 голосов членов Совета Федерации, однако на эти голоса может быть наложено вето Президента Российской Федерации, который также обладает полномочиями в принятии федеральных конституционных законов.

2. Текущие (обыкновенные) законы — данные законы принимаются на основе и для исполнения федеральных конституционных законов. Обыкновенные законы составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни общества. В свою очередь все текущие федеральные законы (законы Российской Федерации) подразделяются на две следующие группы:

а) органические (кодифицированные) законы — данные законы принимаются по целым отраслям права в целях упорядочения имеющихся отраслевых правовых норм. Такие кодифицированные законы воплощаются в Основах законодательства Российской Федерации, а также в отраслевых кодексах;

б) чрезвычайные (исключительные) законы — принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах. Данные текущие законы носят временный характер и прекращают свое действие с прекращением соответствующих условий.

3. Подзаконные нормативные акты:

а) указы Президента Российской Федерации, которые в свою очередь делятся на следующие виды по различным критериям:

• в зависимости от характера полномочий на: указы в границах собственных полномочий; указы на основе делегированных парламентом полномочий; указы, подлежащие утверждению Советом Федерации;

• в зависимости от юридической значимости на: нормативные указы (данные указы содержат нормы права, регулируют различные сферы общественной жизни и имеют общеобязательный характер) и правоприменительные указы (данные указы носят индивидуально-разовый характер, принимаются по конкретным вопросам государственного управления);

б) распоряжения Президента Российской Федерации;

в) указы и распоряжения президентов республик, входящих в состав Российской Федерации;

г) постановления Правительства Российской Федерации, которые могут быть приняты:

• во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных и федеральных конституционных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации;

• по вопросам собственной компетенции.

д) распоряжения Правительства Российской Федерации;

е) приказы и инструкции министерств, государственных комитетов и иных федеральных ведомств;

ж) уставы; постановления и распоряжения исполнительных органов государственной власти; приказы и инструкции министерств и ведомств субъектов Российской Федерации;

з) решения представительных органов местного самоуправления; постановления и распоряжения глав органов местного самоуправления;

и) нормативные акты общественных организаций;

к) международно-правовые акты, которые в свою очередь подразделяются на два вида:

• директивы — данные международно-правовые акты дают возможность выбора способов, средств, форм реализации международных обязательств;

• постановления — это требования, содержащие определенные правовые предписания и подлежащие непосредственному исполнению каждой стороной.

www.ifldgpu.narod.ru

В зависимости от того, каким органом они приняты и какой юридической силой обладают, нормативные правовые акты делятся на законы и подзаконные акты. Законом называется акт, принимаемый в особом порядке высшим органом законодательной власти (парламентом) или народом и поэтому обладающий высшей юридической силой. Все остальные нормативные правовые акты называются подзаконными и не должны противоречить закону. Законами регулируются наиболее важные общественные отношения: они закрепляют общественный и государственный строй, основные права и свободы граждан и их обязанности, компетенцию центральных органов государственной власти и т.д. Подзаконные акты могут детализировать, конкретизировать нормы законов.

Законы, в свою очередь, делятся на виды. Среди всех законов особое место занимает основной закон, который иначе называется конституцией. Основной закон обладает наивысшей юридической силой и является основой для всех других законов. Действующая Конституция Российской Федерации принята народом путем референдума (всенародного голосования) 12 декабря 1993 г. Далее, в соответствующем разделе будет дана подробная ее характеристика.

Так как Россия является федеративным государством, то в ней действуют федеральные законы и законы субъектов Федерации. Первые принимаются Федеральным Собранием (федеральным парламентом) и действуют на территории всей Федерации. Вторые принимаются органами законодательной власти субъектов Федерации и действуют только на территории данного субъекта Федерации. К примеру, закон, принятый Московской городской Думой, действует только на территории Москвы, так как город Москва согласно действующей Конституции России является субъектом Российской Федерации.

Федеральные законы в свою очередь делятся на два вида: конституционные и текущие. К федеральным конституционным законом относятся те законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Это закреплено в ст.108 Конституции РФ. Примером федерального конституционного закона может служить закон о судебной системе, так как ч.3 ст. 118 Конституции РФ предусматривается, что судебная система Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом.

Текущими (обыкновенными) называются федеральные законы, которые принимаются на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов. Они регулируют различные стороны экономической, социальной, политической и культурной жизни страны.

В особый вид выделяют также кодифицированные законы – это крупные акты, призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. К ним относятся основы законодательства и кодексы по различным отраслям законодательства. Примером могут служить Основы законодательства о нотариате в РФ и Уголовный кодекс РФ.

К подзаконным нормативным правовым актам на уровне федерации относятся:

1) постановления, принимаемые палатами Федерального Собрания Государственной Думой и Советом Федерации;

2) нормативные указы Президента Российской Федерации. К ним относятся лишь те указы, в которых содержатся правила поведения общего характера (т.е. нормы права), так как Президент РФ согласно Конституции РФ может также принимать указы, не являющиеся нормативными правовыми актами, потому что они носят индивидуальный характер. Например, Указ о помиловании конкретного лица, приговоренного судом к высшей мере наказания, не является нормативным правовым актом, так как не содержит норм права. А указ по повышении размера пенсий и пособий – это нормативный и правовой акт, так как рассчитан на многократное применение ко всем, кто получает пенсии или пособия;

3) постановления Правительства Российской Федерации, которыми регулируются отношения в различных отраслях общественной и государственной жизни;

4) нормативные приказы и инструкции министерств, государственных комитетов и иных федеральных ведомств.

В субъектах Федерации помимо законов также принимаются и подзаконные нормативные акты. Как они называются и какие органы их принимают – определяется в конституциях или уставах в соответствующих субъектов Федерации.

www.bibliotekar.ru

Текущие законы принимаются на основе федеральных конституционных законов

В.В. Бриксов
Академический юридический журнал, N 2, 2002 г.

Введение в официальный правовой оборот Конституцией России 1993 года федеральных конституционных законов объективно привело к постановке вопроса о допустимости их контроля со стороны Конституционного Суда России. Если проверка конституционности ординарных федеральных законов не вызывает сомнений, то вопрос использования федеральных конституционных законов в качестве объектов федерального судебного конституционного контроля носит в определенной степени проблемный характер.

Предваряя исследование проблематики допустимости судебного конституционного контроля федеральных конституционных законов, заметим, что хотя категория конституционных1 (органических) законов характерна для достаточно большой группы государств (Австрия, Испания, Румыния, Франция, ряд стран СНГ и др.), чьи правовые системы принадлежат к романо-германской правовой семье, закрепление данной категории законов на уровне Конституции России не было предрешенным делом, в частности, неоднократно вызывало большую полемику среди участников Конституционного совещания в 1993 году.2 Безусловно, это наложило опре-деленный отпечаток, как на саму проблематику контроля, так и на поиск возможных путей ее разрешения.

Прежде всего, необходимо отметить ряд существенных моментов, касающихся природы, признаков и сферы регулирования конституционными (органическими) законами. Без этого невозможно на качественном уровне определить допустимость либо недопустимость проверки Конституционным Судом России федеральных конституционных законов. Красной нитью через любой специальный признак такой формы закона проходит органическая связь с конституцией. Например, в случае принятия новой, существенно модифицированной по содержанию конституции наиболее будут затронуты положения именно конституционных (органических) законов, принятых при предыдущей конституции.

В историческом контексте в рамках общей теории конституционного права основой выделения конституционных законов как особой законодательной формы регулирования служит доктрина о биполярности власти в государстве — учредительной и учреждаемой (производной). Базовые постулаты учения об учредительной власти входят в круг вопросов, связанных с теорией «народного суверенитета»3.

Операционно основываясь на этой доктрине в целях более полного раскрытия природы такого вида законов, можно сказать, что учредительная власть российского многонационального народа осуществляется посредством принятия Конституции России и ее пересмотра, а также внесения поправок к действующей Конституции России. Учредительная власть реализуется как непосредственно через всероссийский референдум, так и через представительные формы в лице представителей от народа, которые надлежащим образом уполномочены принять Конституцию либо конституционные поправки к ней (Конституционное Собрание, Федеральное Собрание и законодательные (представитель-ные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации).

Учреждаемые ветви государственной власти — судебная, законодательная и исполнительная — исходят от учредительной власти. Осуществление федеральной законодательной власти происходит через принятие федеральных конституционных законов, а также ординарных федеральных законов. Возможно, что именно конституционные законы являются наиболее органической формой связи учредительной и законодательной властей.

На практике же причины закрепления категории конституционных (органических) законов обусловлены текущими политическими и конституционно-правовыми процессами, в том числе, необходимостью достижения большой точности базовых посылок формирования не только иерархической, но и отраслевой структуры законодательства,4 сокращением объема конституции, в которой закрепляются только самые основные конституционно-правовые положения при одновременном расширении и усложнении сферы наиболее важных общественных отношений, появлением общественных отношений определенного порядка, отличающихся принципиальным единством содержания и подлежащих конституционному урегулированию.

При этом можно отметить следующие специальные признаки федеральных конституционных законов, закрепленные в Конституции России: 1) данные законы имеют особую процедуру принятия — двумя третями от общего числа депутатов Государственной Думой и тремя четвертями от общего числа членов Совета Федерации; 2) в отношении этого вида федеральных законов, принимаемых в рамках парламентских процедур, Президент России не наделен правом использовать вето; 3) данные законы могут быть приняты только по предметам ведения России; 4) федеральные конституционные законы имеет большую юридическую силу5 чем ординарные федеральные законы, но меньшую6 чем Конституция России и законы о поправках к ней.

Согласно части 1 статьи 108 Конституции Российской Федерации федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным самой Конституцией. Возникает вопрос: как понимать словосочетание «по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации»?

Анализ конституционных положений показывает, что вопросы, подлежащие правовому регулированию в форме федеральных конституционных законов, напрямую упоминается более чем в 10 статьях федеральной Конституции. Большинство ученых исходит из того, что только по этим вопросам могут приниматься федеральные конституционные законы7. В частности С.В. Поленина подчеркивает, что «несмотря на некоторую неточность : формулировки, поскольку слова «по вопросам» в отличие от слов «в случаях» допускает более широкое толкование, следу-ет сделать вывод, что список федеральных конституционных законов (всего 13) дан исчерпывающе в самой Конституции»8. Соответственно, тогда по многим другим вопросам, преду-смотренным Конституцией Российской Федерации, законодатель может принимать только ординарные федеральные законы.

Такой подход в юридической науке не является единственным, хотя, безусловно, он в настоящее время доминирует. Другой подход построен на том, что Основной закон Российской Федерации не устанавливает закрытый бланкетный перечень вопросов, которые должны быть урегулированы посредством федеральных конституционных законов. Наиболее активно второй подход отстаивает Б.А. Страшун.

По мнению Б.А. Страшуна исключение возможности принятия федеральных конституционных законов по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией, приводит к тому, что «: не включенная в этот перечень конституционная материя должна регулироваться обычными федеральными законами, а это позволяет майоризировать 50% минус 1 состава каждой палаты Федерального Собрания (разумеется, если с этим будет согласен Президент Российской Федера-ции), т.е. принять конституционное по своему характеру решение, с которым не будет согласна половина законодателей»9.

Вызывает, по крайней мере недоумение, ситуация, когда федеральная Конституция, например, в отношении однопорядковых институтов конституционного права в одних случаях требует принять федеральный конституционный закон, а в других случаях такого требования нет. Почему, скажем, порядок деятельности федерального Правительства определяется федеральным конституционным законом (часть 2 статьи 114 Конституции России), а Президента России нет?

Т.Я. Хабриева, комментируя Постановление Конституционного Суда России о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции от 23 марта 1995 года, признает необходимым принять Федеральный конституционный закон «О Федеральном Собрании Российской Федерации», хотя и не предусмотренного Конституцией России, но соответствующего логике конституционного законодателя.

Полагаем, что любые доводы должны быть построены, прежде всего, на анализе конституционных предписаний. Но при этом нельзя не учитывать, что в принципе, признание наличия открытого перечня вопросов, которые могут быть урегулированы данным видом федеральных законов объективно актуализирует проблематику допустимости судебного конституционного контроля в отношении их.

Толкуя буквальный смысл нормы, содержащейся в части 1 статьи 108 Конституции Россий-ской Федерации, можно сделать вывод о том, что федеральные конституционные законы принимаются по любым вопросам, предусмотренным федеральной Конституцией. Однако для понимания и оценки смысла данной конституционной нормы необходимо учитывать их взаимосвязь с другими его положениями, в которых раскрываются особенности регулирования посредством федеральных конституционных законов. По предметам ведения России принимаются федеральные конституционные законы и ординарные федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 76 Конституции России), статьей 71 Конституции установлены все предметы исключительного ведения России.

Среди правоведов устоявшейся является позиция определения предметов ведения через отдельные вопросы (группы вопросов) государственной жизни. Более того, в отношении сфер жизнедеятельности и отраслей управления высказывается мнение о целесообразности употребления одного термина — «вопросы».

В Конституции России при персонификации предметов совместного ведения России и ее субъектов используются такие термины как «вопросы», «общие вопросы», «координация вопросов». Тождественность этих терминов подтверждается и практикой Конституционного Суда Рос-сии. В частности, Суд в обосновании своей позиции в Постановлении о проверке конституцион-ности ряда положений Лесного кодекса России от 9 января 1998 года подчеркнул, что «:Федеральное Собрание вправе осуществлять законодательное регулирование вопросов, от-носящихся к предметам совместного ведения». Следуя аргументации :, надо было бы предположить, что по : вопросам (которые согласно статье 71 Конституции Российской Федерации находится в ведении Российской Федерации) : вообще не может быть федеральных нормативных правовых актов подзаконного характера».

Предметы ведения, конституционно закрепленные за Россией, совместно за Россией и ее субъектами и есть вопросы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. В данном контексте эти термины тождественные. Концепция предмета регулирования федеральных конституционных законов, заложенная в действующей Конституции, явно выходит за пределы ее бланкетных норм. Видимо поэтому, сторонники «усеченного» подхода исходят из необходимости внесения в Конституцию определенных конституционных поправок. К примеру, А.В. Мицкевич предлагает внести уточнения в часть 1 статьи 108 Основного закона России, с тем, чтобы установить более жесткий предел числа случаев издания конституционных законов.

zakon.rin.ru

38. Закон: понятие, признаки, виды.

По юридической силе все нормативные акты подразделяют на законы и подзаконные акты.

Закон – нормативный акт, который издается только законодательными органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума.

Закон имеет следующие признаки, отличающие его от нормативных правовых актов:

1. Закон обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, имеет верховенство и является главенствующей формой права. Cyщнocть высшей юридической силы заключается в следующем: а). Huкmo, кроме органов зaкoнoдameльнoй влacmu, не вправе npинимamь или omмeняmь зaкoны. б). Bce npaвoвыe aкmы гocyдapcmвa должны uздaвamьcя в cоomвemcmвuu c Ocнoвным Зaкoнoм (Koнcmumyцueй). Ecлu подзаконный aкm npomивopeчum закону, mo эmom акт должен быmь приведен в coomвemcmвue c законом, либо omмeнeн. в). Зaкoн не подлежим ymвepждeнuю или npuocmaнoвлeнию никем, кроме специально уполномоченного на mo органа зaкoнодameльнoй влacmu.

2. Закон как источник права, исходящий от высшего органа государственной власти, представляющего волю и интересы всего общества или народа, должен также отражать волю и интересы всего общества или народа.

3. Законы, в отличие от других нормативно-правовых актов издаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С их помощью упорядочиваются и регулируются наиболее важные общественные отношения. В законах закрепляется общественный и государственный строй, компетенция центральных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан и т.д.

4. По своему значению закон — это правовой акт первичного характера, т.к. в нем содержится первичное, изначальное право — юридические предписания, которые представляют собой отправные начала всей правовой системы государства;

5. Законы принимаются, изменяются и дополняются в особом, строго установленном, законодательном порядке. Законодательная процедура существует в каждом государстве. Она закрепляется, как правило, особыми актами — Положениями или Регламентами высших органов государственной власти и является объективно необходимой.

Различают законы конституционные и текущие (обыкновенные). Конституционные законы – это законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно Конституцией.

По предметам ведения Российской Федерации Федеральным Собранием принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ.

1) чрезвычайное положение;

2) принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта;

3) изменение статуса субъекта Российской Федерации;

4) описание и порядок официального использования Государственного флага, герба и гимна Российской Федерации;

5) референдум и др.

На территории РФ применяются только те федеральные законы, которые официально опубликованы. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Конституция – акт высшей юридической силы, который составляет нормативную базу всего российского законодательства.

Обыкновенные законы – это акты текущего законодательства, которые посвящены различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции.

Обыкнoвeнныe зaкoны представляют собой акты текущего зaкoнoдaтeлъcтвa, которые посвящены различным сторонам политической, экономической, coциaлънoй жизни общества. Oбыкнoвeнныe зaкoны по своей внутренней структуре делятся на meкyщue и кодифицированные.

Тeкyщими называют федеральные зaкoны, которые принимаются на основе и во исполнение конституции и конституционных законов. Oни регулируют различные стороны экономической, социальной, политической и культурной жизни страны. Tипичным примером текущего нормативного акта является закон o бюджете, который действует только в течение определенного года.

В особый вид выделяют также кодифицированные зaкoны — это крупные акты, призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. K ним относятся Ocнoвы законодательства и кодексы по различным отраслям законодательства (гражданский, уголовный, гражданский процессуальный, уголовно-процессуальный и т.д.). Различия в процедуре принятия и изменения конституционных и обыкновенных законов отражают их неодинаковую значимость в системе различных форм права и, в частности, среди нормативно-правовых актов. Более упрощенная по сравнению с конституционными актами процедура принятия и изменения текущих законов — обыкновенных актов подчеркивает их относительно меньшую глобальность, функциональность и стабильность как регуляторов общественных отношений.

scicenter.online

Место и роль федеральных конституционных законов и федеральных законов в системе источников конституционного права России

Федеральный конституционный закон как основа системы источников конституционного права

Согласно ч. 1 ст. 108 Конституции РФ федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. К сожалению, в настоящее время отсутствуют федеральные конституционные законы о порядке созыва Конституционного Собрания, об административных судах. В то же время непонятен критерий закрепления в Конституции РФ именно тех общественных отношений, которые следует урегулировать федеральным конституционным законом, так как такие важные вопросы, как, например, формирование Совета Федерации, института гражданства, регулируются обычными федеральными законами.

В соответствии с Конституцией РФ федеральные конституционные законы принимаются по следующим вопросам: военное положение, чрезвычайное положение, порядок принятия в РФ новых субъектов, образование новых субъектов РФ, порядок изменения статуса субъектов РФ; описание и порядок официального использования Государственного герба, флага, гимна; статус Уполномоченного по правам человека РФ, порядок деятельности Правительства РФ, судебная система, порядок созыва Конституционного Собрания, назначение референдума.

В юридической литературе высказываются предложения, что на уровне федеральных конституционных законов целесообразно урегулировать также: порядок выборов депутатов Государственной Думы РФ, порядок выборов Президента РФ; общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации; ограничения прав и свобод человека в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и др.

Что касается возможности урегулирования обычными (текущими) федеральными законами вопросов, которые не отражены в положениях Конституции РФ, то такое право законодатель может реализовать, руководствуясь при этом общими принципами конституционного строя, в частности принципом разделения властей Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр») / И.А. Алжеев, И.Б. Власенко, Е.Ю. Догадайло и др.; отв. ред. С.И. Носов. М.: Статут, 2014. 391 с..

При определении места и роли федерального конституционного закона следует исходить из системы построения конституционного законодательства как единой иерархичной вертикали всех нормативно-правовых актов, которая связана с «недооценкой» роли конституционных законов в общей системе законодательства и обусловлена следующими обстоятельствами: в российском законодательстве отсутствует единая трактовка понятия «федеральный конституционный закон»; в Конституции отсутствует четкий критерий разграничения сферы регулирования конституционного и обычного федерального закона; Конституция содержит слишком мало бланкетных ссылок на федеральные конституционные законы, при этом системное представление о сферах, где необходимо принятие федерального конституционного закона, до сих пор не выработано Щеглов И.Б. Место и роль федеральных конституционных законов в системе российского законодательства, автореф. канд. диссерт.. Краснодар. 2007. с.15. .

Признаками федерального конституционного закона как элемента российского законодательства следует признать следующее: конституционный закон имеет особую процедуру принятия — двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и тремя четвертями голосов от общего числа членов Совета Федерации; в отношении этого вида законов, принимаемых в рамках парламентских процедур, Президент России не наделен правом использовать абсолютное или относительное вето; конституционные законы могут быть приняты только по предметам ведения России, и одним из его формальных критериев является закрепление перечня вопросов, подлежащих регулированию в тексте Конституции РФ; федеральные конституционные законы обладают более высокой юридической силой, чем ординарные федеральные законы текущего законодательства, но меньшей, чем Конституция России и законы о поправках к ней.

В тексте Конституции Российской Федерации содержится 11 бланкетных ссылок на федеральные конституционные законы. На основе анализа содержания Конституции и принятых федеральных конституционных законов их следует классифицировать:

— статутные законы — акты о статусе важнейших государственных органов и институтов («О Правительстве Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) «О Правительстве Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ», 22.12.1997, № 51, ст. 5712., «О Конституционном Суде Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 04.06.2014) «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2014)// Собрание законодательства РФ», 25.07.1994, № 13, ст. 1447., «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ(ред. от 12.03.2014) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ», 03.03.1997, № 9, ст. 1011,, «Об Арбитражных судах в Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ (ред. от 23.06.2014) «Об арбитражных судах в Российской Федерации»(с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2014)// Собрание законодательства РФ», 01.05.1995, № 18, ст. 1589,, «О судебной системе в Российской Федерации»), «Федеральный конституционный закон от 12 марта 2014 г. N 5-ФКЗ «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы в связи с принятием Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» и признании утратившим силу Федерального конституционного закона «О Дисциплинарном судебном присутствии».

— о важнейших демократических процедурах («О референдуме Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) «О референдуме Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ», 05.07.2004, № 27, ст. 2710.);

-законы, определяющие различные государственно-правовые состояния (федеральные конституционные законы о чрезвычайном положении, о военном положении);

— конституционные законы, касающиеся вопросов изменения состава Федерации («О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», «Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя»

Следует отметить, что в действующей модели законотворческого процесса практически исключена возможность влияния общественного фактора, иначе говоря, законотворчество превратилось во «внутренний процесс» государственно-политической элиты без учета процедуры принятия их на референдуме.

Важным шагом на пути повышения влияния общественно-социальной среды на законотворческий процесс стало учреждение Общественной палаты. Вместе с тем, правом законодательной инициативы Общественная палата не наделена. Включение Палаты в число субъектов права законодательной инициативы сформирует недостающее звено между обществом, государством и политическими органами в таком важнейшем процессе как законотворчество, в первую очередь, по конституционно-правовым вопросам.

Существующая система источников конституционного права, объединенная общей дефиницией «конституционные законы», не представляет собой цельной конструкции. Несмотря на то, что в целом система конституционного законодательства, сформированная в Российской Федерации на настоящий момент времени, соответствует общепринятым нормам, ряд проблем, в частности, отсутствие системности в определении сферы регулирования конституционных законов требуют своего решения.

В этой связи необходимо законодательно закрепить следующую дефиницию федерального конституционного закона: «федеральный конституционный закон является нормативным правовым актом, разрабатываемым и принимаемым в целях развития основополагающих конституционных положений по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации и федеральным законом «О порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов». При этом необходимо точно определить перечень вопросов, по которым законодатель должен принять или имеет право принимать федеральные конституционные законы, что на наш взгляд целесообразно закрепит в самом тексте Конституции РФ.

В Конституции Российской Федерации на основе общего принципа определения предмета законодательного регулирования конституционными законами, объективно востребованных и самодостаточных, должны регулироваться только те общественные отношения, которые не могут эффективно функционировать в иной правовой форме, т.е. не могут быть урегулированы средствами федеральных законов текущего законодательства и подзаконными нормативными правовыми актами. К ним следует отнести федеральные законы: о политических партиях, о выборах Президента РФ, о порядке формирования Совета Федерации и выборах депутатов Государственной Думы, о Совете безопасности, об институте полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, о полномочиях Общественной палаты, о Конституционном Собрании и ряд др.

studbooks.net