Полезные статьи

Таблица жилищных субсидий

Городской центр жилищных субсидий информирует

ГКУ «Городской центр жилищных субсидий» г.Москвы информирует население о порядке предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в городе Москве, (в частности о предоставлении льгот гражданам по оплате взноса на капитальный ремонт).

Часть 1. Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

1. Куда обратиться для оформления субсидии?

В Многофункциональный центр предоставления государственных услуг любого района города Москвы.

Право на получение субсидии имеют граждане Российской Федерации (республики Беларусь, Киргизской республики), которые являются пользователями жилых помещений в государственном жилищном фонде, нанимателями жилых помещений по договору найма в частном жилищном фонде, собственниками жилых помещений, членами жилищных или жилищно-строительных кооперативов.

Доход одиноко проживающих в Москве граждан или семей определенной численности для получения субсидий не должен превышать максимального размера дохода, установленного для данных граждан (семей определенной численности). Таблица максимальных размеров доходов приведена на сайте ГКУ «ГЦЖС» www.subsident.ru. (вкладка «О субсидиях» — пункт «Максимальный доход семьи, дающий право на получение субсидии …»).

Субсидия предоставляется при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

3. Какие документы представить для оформления субсидии?

Для оформления субсидии необходимо предъявить:

1. документы, подтверждающие гражданство (паспорта заявителя и членов его семьи, для несовершеннолетних – свидетельство о рождении);

2. реквизиты банка и номер банковского счета (или социальной карты москвича) для перечисления субсидии;

Кроме того отдельным категориям граждан необходимо представить:

— работающим: справку о доходах с места работы;

— учащимся: справку с места учебы с указанием стипендии (если имеется), формы обучения, стоимости обучения (для обучающихся на платной основе).

— в случае отсутствия доходов – документ, подтверждающий уважительную причину отсутствия, например, для граждан, имеющих статус безработных,- документ, подтверждающий отсутствие выплаты всех видов пособий по безработице и других выплат безработным (в случае отсутствия электронных сведений в ГКУ «ГЦЖС»), документ, подтверждающий принадлежность граждан к категориям лиц с отсутствием или ограничением возможности трудоустройства.

С перечнем документов, необходимых для оформления субсидии, можно ознакомиться на сайте ГКУ «ГЦЖС» www.subsident.ru.

4. От чего зависит размер субсидии? Может ли субсидия изменяться?

Размер субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг зависит от совокупного дохода семьи, количественного состава семьи и фактических начислений по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.

Например, при изменении страховой или базовой части трудовой пенсии в сторону повышения увеличивается и совокупный доход семьи, а это приводит к уменьшению размера субсидии при переоформлении.

Кроме того, если в летние месяцы вы были в отъезде и тратили немного воды, а у вас стоят приборы учета – то платеж в этом месяце также небольшой. А это значит, что субсидия, которая не должна превышать фактический платеж, могла уменьшиться.

5. Нужно ли переоформлять субсидию, если в ЕПД появился взнос на капитальный ремонт?

Гражданам, получающим жилищную субсидию, перерасчет субсидии с учетом оплаты взноса на капитальный ремонт сделан автоматически. Обращаться в МФЦ района для переоформления субсидии не надо. Размер субсидии уже пересчитан с учетом взноса на капитальный ремонт.

6. Где узнать телефон МФЦ?

Единый справочный телефон МФЦ города Москвы: 8 (495) 587-88-88.

7. Как оформить субсидию при наличии задолженности?

Для решения вопроса о предоставлении субсидии при наличии задолженности по оплате ЖКУ необходимо остановить свой выбор на одном из двух вариантов решения вопроса о погашении задолженности, а именно: погасить имеющуюся задолженность полностью или заключить с управляющей организацией соглашение о ее погашении в рассрочку.

Часть 2. Льготы гражданам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в городе Москве

Порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг (льгот) утвержден постановлением Правительства Москвы от 07.12.2004г. №850-ПП «О порядке и условиях обеспечения мер социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг».

В указанном документе приведен перечень льготных категорий и объем льгот для каждой категории.

Льготы гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг основываются на заявительном принципе, осуществляются при предоставлении гражданами в организацию, производящую начисление платежей за названные услуги, документов, подтверждающих отнесение их к соответствующей льготной категории.

Льготы гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг предоставляются гражданам в виде скидки с оплаты при расчете им платежей за эти услуги.

Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги определена Жилищным Кодексом Российской Федерации.

К платежам за жилое помещение относятся: плата за содержание жилого помещения, плата за пользование жилым помещением (плата за наем) – для граждан, занимающих жилое помещение государственного жилищного фонда по договору найма; взнос на капитальный ремонт – для собственников жилых помещений.

К платежам за коммунальные услуги относятся плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление.

Льготные скидки с оплаты жилищно-коммунальных услуг предоставляются гражданам не более чем на одну квартиру (жилое помещение) исходя из ставок, цен и тарифов, установленных Правительством Москвы.

Социальные нормы площади жилого помещения для расчета и предоставления гражданам льготных скидок на оплату жилищно-коммунальных услуг (в тех случаях, когда в соответствии с нормативными правовыми актами льготы предоставляются в пределах социальной нормы площади жилого помещения) составляют:

для одиноко проживающего гражданина – 33 кв.м;

для семьи из 2-х человек – 42 кв.м;

для семьи из 3-х и более человек – 18 кв.м на каждого члена семьи.

Если льготы на оплату коммунальных услуг предоставляются в пределах нормативов потребления этих услуг, то при расчете льготных скидок учитываются нормативы потребления коммунальных услуг, установленные постановлениями Правительства Москвы:

от 11.01.1994г. №41 – отопление, газоснабжение;

от 28.07.1998г. №566 – холодное и горячее водоснабжение, водоотведение;

от 20.12.1994г. №1161 – электроснабжение.

В случае, когда гражданин имеет право на льготы по двум и более основаниям, льготные скидки начисляются по одному из оснований по выбору гражданина. При этом по каждому из видов платежа могут быть применены разные льготные скидки.

Часть 3. Льготы гражданам по оплате взноса на капитальный ремонт

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 29.12.2014г. №833-ПП граждане, имеющие льготы по оплате жилого помещения, имеют право на льготы по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах.

Тем льготным категориям граждан, которые не имеют права на льготы по оплате жилого помещения, постановлением Правительства Москвы от 30.07.2015г. №478-ПП предоставлены дополнительные льготы в частном жилищном фонде в размере 50 % по оплате взноса на капитальный ремонт в пределах социальной нормы площади жилого помещения (см. таблицу).

zmsk.mos.ru

Таблица жилищных субсидий

Социальная эффективность системы жилищных субсидий в Москве

Руководитель темы: профессор кафедры социологии организации, доктор социологических наук Ю.П.Аверин

Дата проведения: вторая половина августа 1997 года

Выборка: опрошено 500 человек, отобранных по методу случайной выборки и представляющих жителей всех административно-территориальных округов г. Москвы, получающих субсидии.

Полностью опубликовано в бюллетене “Пульс”

Система жилищных субсидий является одним из важных элементов жилищно-коммунальной реформы в Москве. Значимость ее роли связана с тем, что жилищно-коммунальная реформа предполагает увеличение доли платежей населения в затратах на содержание жилого фонда и предоставление коммунальных услуг. В настоящее время эта доля составляет 22 процента. Предполагается, что к 2006 году население будет полностью оплачивать содержание жилого фонда и коммунальные услуги. В то же время, доля собственных расходов в совокупном семейном доходе на оплату коммунальных платежей не должна превышать 26 процентов.

2. Методологические основания исследования

Функции системы жилищных субсидий. Система жилищных субсидий призвана если не полностью устранить, то в значительной степени сгладить указанные отрицательные последствия реформы. В ходе процесса увеличения доли собственных расходов семьи в затратах на жилищно-коммунальные услуги система жилищных субсидий способна выполнять несколько важных функций:
а. Социальную защиту наиболее уязвимых слоев населения;
б. Снижение уровня просроченной задолженности;
в. Снижение роста социальной напряженности, сохранение доверия к власти.
Способность к выполнению этих функций определяет уровень социальной эффективности системы жилищных субсидий.
С этих позиций в приведенном ниже анализе рассмотрены параметры действующей системы жилищных субсидий, обусловливающие ее социальную эффективность.

Параметры социальной эффективности системы жилищных субсидий . Социальная эффективность системы жилищных субсидий определяется рядом ее существенных параметров:
а. Социальная ориентированность, определяемая структурой предоставляемых жилищных субсидий по категориям населения;
б. Социальная чувствительность, характеризующая взаимосвязь между размером жилищной субсидии и социальными параметрами семьи;
в. Справедливость или способность системы назначения жилищных субсидий в необходимой мере учесть потребности семьи в ней;
г. Предотвращение “социального иждивенчества”, то есть снижения потенциала трудовой активности семьи;
д. Организационно-технологическая приемлемость или способность обеспечить информационную, технологическую и организационную доступность системы жилищных субсидий для населения;
е. Социально-экономическая результативность, выражаемая способностью системы жилищных субсидий сводить к минимуму уровень просроченной задолженности субсидентов и поддерживать необходимую требовательность к качеству жилищно-коммунальных услуг;
ж. Социально-психологическая эффективность, определяемая способностью системы жилищных субсидий сдерживать рост социальной напряженности и поддерживать доверие к власти.

Особенности действующей в Москве системы жилищных субсидий. Граждане признаются нуждающимися в получении субсидий, если сумма расходов на оплату жилищных и коммунальных услуг превышает установленную на данный период долю предельно допустимых собственных расходов граждан на эти цели в составе совокупного дохода семьи. Величина субсидии определяется как разница между принятыми на данный период размером платы за жилое помещение и предельно допустимыми расходами граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи. Принятая в настоящее время формула расчета величины жилищной субсидии следующая:

Вжс = 0,125Д — Змин х Nc, где
Вжс — величина жилищной субсидии,
Д — доход семьи,
Змин — размер минимальной заработной платы,
Nc — число членов семьи.

Таким образом, определяющими социальными параметрами семьи, виляющими на размер получаемой ее жилищной субсидии, являются совокупный доход семьи, установленная минимальная заработная плата и число членов семьи. Для сравнения, в рамках программы жилищно-коммунальной реформы в Санкт-Петербурге расчет компенсации малообеспеченным семьям проводится исходя из принятого прожиточного минимума.
В соответствии с Положением размер субсидии москвичам не может превышать фактически начисленную плату за жилищные и коммунальные услуги. Семьям, трудоспособные члены которых не работают и не имеют статуса безработного, жилищная субсидия не предоставляется. Исключение составляют неработающие женщины, имеющие детей до 14 лет. Таким образом данные, ограничения потенциально стимулируют работоспособных членов семьи, по крайней мере, на оформление статуса безработного. …

Структура предоставления жилищных субсидий. Структура предоставления жилищных субсидий характеризуется распределением субсидентов по отдельным социальным параметрам семьи — возрасту главы семьи, ее количественному составу, наличию в ней иждивенцев, безработных и пенсионеров, доходу семьи. Состояние этой структуры выражает социальную ориентированность системы жилищных субсидий, то есть преимущественную направленность на те или иные группы населения.

а. Возрастная структура субсидентов

б. Структура субсидентов по количественному составу семьи

Количественный состав семьи

Из вышеприведенных таблиц видно, что система жилищных субсидий преимущественно ориентированна на старшие возрастные группы, одиноких людей и малочисленные семьи.
Подавляющее количество семей-субсидентов составляют семьи с доходом на одного человека в месяц ниже прожиточного минимума.
Более половины субсидентов составляют одинокие пенсионеры или семьи пенсионеров (53%). В целом, семьи субсидентов, полностью или частично состоящие из пенсионеров, составляют 78,4%.
Таким образом, действующая система жилищных субсидий в первую очередь ориентирована на семьи, состоящие только из пенсионеров или имеющие их в своем составе. Это наиболее уязвимая в материальном отношении группа семей. В то же время, эта система охватывает заметную часть “непенсионных” семей (20,1%).
Анализ структуры “непенсионных” семей показывает, что по отношению к ним система жилищных субсидий ориентирована главным образом на семьи среднего возраста, имеющие иждивенцев — детей дошкольного и школьного возраста, учащихся техникумов и вузов. В существенно меньшей степени она затрагивает семьи, имеющие безработных, и семьи предпенсионного возраста (старше 50 лет).

Оценка уровня “социального иждивенчества” и изменения объема субсидентов. Система жилищных субсидий, как и любая система государственной помощи порождает отрицательный эффект — “социальное иждивенчество”, при котором граждане стремятся не сами себя обеспечивать материально, а полагаются на бесплатную денежную помощь. При организации системы жилищных субсидий такой эффект должен учитываться и сводиться к минимуму. Результаты социологических исследований позволяют оценить этот эффект.
Одним из показателей уровня “социального иждивенчества” субсидентов является то, насколько в семьях-субсидентах стремление безработных членов семьи к поиску работы зависит от размера субсидии. Величина связи между размером субсидии и оценкой перспектив безработных найти работу составляет К=0,26. Это означает, что чем выше размер субсидии, тем ниже оценивают семьи-субсиденты перспективы безработных членов семьи найти работу, хотя уровень этой зависимости не столь большой. Причем эта оценка обратно пропорциональна уровню доходов семьи — чем выше ежемесячный доход семьи на одного человека, тем выше оценка перспектив найти работу (К=-0,15). Наряду с этим такая оценка не зависит от возраста главы семьи, то есть характерна для семей всех работоспособных возрастов.
Сказанное означает, что у группы семей с самыми низкими доходами и, соответственно, с наибольшими размерами субсидии, они формируют “социальное иждивенчество”, хотя группа таких семей незначительна по численности (в пределах 3%). Тем не менее, такая тенденция, пусть и слабо выраженная, заложена в система субсидирования. И проявляется она в силу низкой самооценки и самоответственности семей с очень небольшим уровнем материальной обеспеченности, с потерей ими социальной уверенности. Чем выше этот уровень, тем сильнее стремление найти работу в семьях-субсидентах и правомерно предположить, что субсидии помогают этим семьям преодолеть сложный период их жизни.

Динамика прироста числа субсидентов с 1994 по 1997 годы по полугодиям. Динамика прироста объема субсидентов характеризуется равномерным нарастанием их численности по полугодиям. Колебания прироста находятся в пределах 3 процентов.

а. Намерения оформлять жилищную субсидию в будущем

Очень небольшой процент субсидентов не собирается в будущем оформлять жилищные субсидии (2,2%). Такое намерение связано с изменением материального положения семьи в лучшую сторону или перспективой его улучшить в результате нахождения в ближайшее время работы одним из ее членов. Таким образом, существующий состав субсидентов если и может сократиться, то на очень незначительную величину. А с учетом необходимости увеличения размеров субсидии 11 процентам субсидентов ввиду ожидаемого ими ухудшения своего материального положения денежный объем субсидий, необходимый для имеющихся субсидентов, скорее всего возрастет.

Финансовая достаточность системы жилищных субсидий. О финансовой достаточности системы жилищных субсидий можно говорить в двух отношениях, которые непосредственно связаны с выполнением этой системой соответствующих функций — социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения и снижения уровня просроченной задолженности. В зависимости от размера жилищной субсидии эта система может выполнять или обе эти функции, или только одну их них — вторую.

а. Структура предоставления субсидий по их размеру

В соответствии с данными вышеприведенной таблицы, средний размер субсидии составляет 46 тыс.руб. При этом средняя численность семей-субсидентов составляет два человека. Таким образом, средний размер субсидии, приходящийся на одного человека, равен 23 тыс.руб. То есть этот размер несколько больше 25% минимальной заработной платы и 5% прожиточного минимума, равного 411 тыс.руб.

Средний процент доли субсидии в затратах на оплату жилищно-коммунальных услуг семьи составляет примерно 52 процента.
Таким образом, по отношению к размеру затрат семьи на жилищно-коммунальные услуги уровень финансовой достаточности размера жилищной субсидии достаточно высокий, что существенно влияет на низкий уровень просроченной задолженности субсидентов. То есть, система жилищных субсидий в первую очередь нацелена на выполнение функции снижения просроченной задолженности.

б. Оценка значительности для семьи размера субсидии

Оценка размера субсидии

Абсолютное большинство семей-субсидентов — примерно две трети — считает размер субсидии значительным. Хотя объективно ее средний размер по отношению к величине прожиточного минимума очень небольшой (около 5%), по отношению к размеру доходов этих семей он составляет значительную долю. Так, для более половины семей-субсидентов, имеющих доход до 200 тыс.руб. на одного человека в месяц (таких около 6%), размер субсидии составляет более 50 процентов этого дохода и возмещает значительную часть затрат на жилищно-коммунальные услуги. Только для этих семей систему жилищных субсидий можно условно оценивать как финансово достаточную и выполняющую по отношению к этим семьям функцию социальной защиты. Для подавляющей части остальных семей размер жилищной субсидии ниже 30% их доходов и размер субсидии для них нельзя считать финансово достаточным.
В связи с этим важно определить, с какого размера жилищная субсидия прекращает практически выполнять функцию социальной защиты.

в. Влияние размера субсидии на оценку ее значительности для семьи (в %)

Не особенно значительный

Из таблицы видно, что различие в структуре оценки значительности жилищной субсидии формируется на нижних (по денежному размеру) уровнях субсидирования. Оценка значительности размера субсидии начинает падать заметно после размера субсидии 30 тыс.руб. Именно на этом уровне система жилищных субсидий субъективно перестает в значительной мере выполнять свою функцию социальной защиты. Процент семей-субсидентов, получающих жилищную субсидию ниже 30 тыс.руб. составляет 13,7 процента. Как будет показано ниже, примерно столько же семей имеют просроченную задолженность. Следовательно, чем меньше система жилищных субсидий выполняет субъективно функцию социально защиты, тем меньше она объективно способна выполнить функцию снижения просроченной задолженности.

г. Влияние субсидии на материальное положение семьи

Около половины семей указываю на значительную роль субсидии в облегчении материального положения семьи. Однако оценка этой роли заметно ниже (на 15%) оценки значительности для семьи размера жилищной субсидии. Большая часть семей расценивает субсидию не как материальную поддержку.

д. Влияние доли субсидии в затратах семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг на оценку роли субсидии в облегчении материального положения семьи (в %)

Семьи воспринимают жилищную субсидию не широко — как материальную поддержку семьи вообще, а узко, непосредственно — как уменьшение затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг. Это и понятно, если учесть, что величина жилищной субсидии не увеличивает заметно уровень доходов семьи.
Таким образом, ключевым параметром, обусловливающим выполнение действующей системой жилищных субсидий своих функций является доля жилищной субсидии в затратах семьи на жилищно-коммунальные услуги. После того, как эта доля опускается ниже 50%, социальная эффективность данной системы начинает заметно падать. Это утверждение справедливо по отношению к примерно 50% субсидентов, размер субсидии которых менее 50% их затрат на жилищно-коммунальные услуги. Для 13,7% субсидентов социальная эффективность системы жилищных субсидий находится на низком уровне.

Социальная чувствительность системы жилищных субсидий. Величина связи между размером семьи и размером жилищной субсидии составляет весьма значительную величину (К=0,64). Чем больше численность семьи, тем выше размер субсидии, которую она получает. Размер субсидии в определяющей степени обусловлен численным составом семьи. То есть, система жилищных субсидий очень чувствительна к этому ее социальному параметру. Данное состояние обусловлено формулой расчета размера жилищной субсидии, в соответствии с которой этот размер представляет собой разницу между 12,5 процентной долей доходов семьи и величиной, полученной посредством умножения минимальной заработной платы на количество членов семьи.
Однако, выполнение системой жилищных субсидий функции социальной защиты должно быть обусловлено не столько ее чувствительностью к численности семьи, сколько к ее реальному доходу.

а. Размер субсидии, получаемой семьями, в зависимости от размера их совокупного дохода (в%)

Размер субсидии (в тыс.руб.)

Из вышеприведенной таблицы видно, что падение социальной чувствительности системы жилищных субсидий происходит по мере увеличения общего дохода семьи. Численность семей с доходом на одного человека до 200 тыс.руб., получающих субсидии до 70 тыс.руб., составляет 36,3%; до 400 тыс.руб. — 88,7%; до 600 тыс.руб. — 83,3%. То есть, с увеличением дохода в пределах от 400 до 600 тыс.руб. размер субсидии в соответствующей мере не уменьшается. Следовательно, социальная чувствительность системы жилищных субсидий по отношению к доходу семьи значительна на самых нижних градациях доходов (при переходе от 200 к 400 тыс.руб.) и падает с их повышением. Необходимо при этом отметить, что численность семей, чей доход составляет более 400 тыс.руб., невелика (5,2%).

Информационная и технологическая доступность системы жилищных субсидий . Информационная доступность системы жилищных субсидий определяется составом и эффективностью работы каналов передачи информации населению о наличии возможностей получения жилищной субсидии. Технологическая доступность этой системы зависит от того, насколько легко потенциальные субсиденты могут технически оформить получение жилищной субсидии.

а. Каналы получения информации о системе жилищных субсидий

Сообщили из ДЕЗа

Прислали извещение из ЦЖС

Из рекламы в СМИ

Как следует из данных таблицы, информационная доступность системы жилищных обеспечивается в основном за счет передачи информации по каналам личного общения, которые по своей природе имеют во многом случайный характер. Действуют также организованные каналы информирования населения о наличии системы жилищных субсидий, но их роль недостаточна. Это затрудняет реальную доступность системы жилищных субсидий для нуждающихся в ней, что видно из содержания причин, по которым субсиденты оформили жилищную субсидию не с 1994 года, то есть со времени начала ее действия, а позже.

б. Распределение субсидентов в зависимости от причин, по которым они оформили жилищную субсидию не с 1994 года, а позже

Не сразу узнали о ее существовании

Так как оформление сложное и требует много времени

Вначале при обращении отказали

Указанные ниже причины отказов подтверждают также ранее сделанный выводы о том, что действующая система жилищных субсидий обладает недостаточной чувствительность к уроню доходов семьи и невысоким уровнем информационной доступности.

Влияние уровня субсидирования на снижение просроченной задолженности. Результативность системы жилищных субсидий, помимо ее способности обеспечить социальную защиту наиболее уязвимых слоев населения, определяется ее влиянием на снижение просроченной задолженности и на уровень требований к качеству жилищно-коммунальных услуг.

а. Сроки оплаты субсидентами жилищно-коммунальных услуг (в %)

Спустя два месяца

Позже двух месяцев

Из вышеприведенной таблицы следует, что относительно большая задолженность в оплате жилищно-коммунальных услуг характерна для очень небольшого количества субсидентов (1,8%). Однако фактически уровень просроченной задолженности среди субсидентов заметно выше. Это видно из количества ответов на вопрос о причинах просроченной задолженности.

б. Причины просроченной задолженности субсидентов по оплате жилищно-коммунальных услуг (в % от общего числа)

Причины задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг

Исходя из ответов, представленных в таблице, общий уровень просроченной задолженности субсидентов составляет 13,8%, а без учета внешних причин — невыплаты зарплаты — 12,8%. При этом основной причиной просроченной задолженности является недостаток денег в семье.
Здесь важно также отметить, что практически отсутствует “протестный” фактор при формировании просроченной задолженности. Семьи-субсиденты не оплачивают жилищно-коммунальные услуги во-время не из-за демонстративно отрицательного отношения к общественным нормам и власти, а в силу низкого уровня доходов в семье. Можно сделать вывод, что система жилищных субсидий выполняет свою социально-психологическую функцию — снижение уровня социальной напряженности среди москвичей.

Социологическое исследование социальной эффективности системы жилищных субсидий позволяет сделать следующие выводы.
1. Система жилищных субсидий ориентирована на наиболее уязвимые слои населения Москвы — семьи пенсионеров и семьи, имеющие их в своем составе; семьи, включающие иждивенцев — детей и учащихся. В то же время эта система в существенно меньшей степени охватывает семьи, имеющие безработных и семьи предпенсионного возраста.
2. У группы семей с самыми низкими доходами (до 200 тыс.руб. в месяц на одного человека) и, соответственно, с наибольшими размерами субсидий, система жилищных субсидий формирует тенденцию к “социальному иждивенчеству”, хотя группа таких семей по численности незначительна (в пределах 3%). Чем выше уровень доходов семьи, тем сильнее проявляется стремление найти работу и субсидии помогают этим семьям преодолеть сложный период жизни.
3. Объективно, по отношению к затратам семьи на жилищно-коммунальные услуги размер субсидий в среднем можно оценить как достаточный (52%). По отношению к уровню доходов семей финансово досточным этот размер условно можно считать главным образом по отношению к семьям, чей доход составляет до 200 тыс.руб. на одного человека. Для абсолютного же большинства семей-cубсидентов, чей доход выше (примерно 80%), размер субсидии — финансово незначительный (5-10% от дохода семьи на одного человека).
Субъективно как финансово достаточный объем жилищной субсидии признают примерно две трети субсидентов. Оценка значительности жилищной субсидии начинает существенно падать по с ее размера в 30 тыс.руб. и ниже. Именно на этом уровне система жилищных субсидий субъективно перестает выполнять функцию социальной защиты.
4. Ключевым параметром, обусловливающим выполнение действующей системой жилищных субсидий своих функций, является доля жилищной субсидии в затратах семьи на жилищно-коммунальные услуги. Субсиденты оценивают величину жилищной субсидии не столько в абсолютном, сколько в относительном значении — по отношению к затратам семьи на жилищно-коммунальные услуги. Система жилищных субсидий начинает в достаточной мере выполнять свои функции социальной защиты и снижения просроченной задолженности, если доля жилищной субсидии в затратах семьи на жилищно-коммунальные услуги составляет больше 50% (число таких семей составляет 50%). Для семей, доля жилищных субсидий которых в затратах на жилищно-коммунальные услуги равна от 30 до 50 процентов (таких 36,3%), система жилищных субсидий выполняет практически только функцию снижения просроченной задолженности. Для остальных субсидентов (13,7%) система жилищных субсидий не выполняет ни одной функции.
5. Несколько более чем две трети семей оценивают существующую систему жилищных субсидий как справедливую. Чем меньше доля субсидии в затратах семьи на оплату жилищно-коммунальные услуги, тем больше число субсидентов, оценивающих систему жилищных субсидий как неспособную справедливо учесть потребность семьи в такой субсидии. Размер субсидии, составляющий долю в затратах семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг менее 20%, оказывает негативное влияние на восприятие семьями системы жилищных субсидий в целом.
6. Падение социальной чувствительности системы жилищных субсидий происходит по мере увеличения общего дохода семьи. Социальная чувствительность системы жилищных субсидий по отношению к доходу семьи значительна на самых нижних градациях доходов (при переходе от 200 к 400 тыс.руб.) и падает с их повышением до 600 тыс.руб. Система жилищных субсидий очень слабо реагирует на соотношение реального дохода семьи и размера ее затрат на жилищно-коммунальные услуги. Все это не позволяет в необходимой мере соотнести размер субсидии с действительным материальным положением семьи.
Правомерно предположить, что система жилищных субсидий будет выполнять функцию социальной защиты более эффективно, если ее социальная чувствительность выражается в изменении абсолютного размера жилищной субсидии не только в зависимости от численности семьи, но и в той же мере в зависимости от реальных доходов семьи и от размера ее затрат на жилищно-коммунальные услуги.
7. При формировании просроченной задолженности практически не действует “протестный” фактор, то есть отторжение субсидентами общественных норм и власти. Следовательно, система жилищных субсидий успешно выполняет свою социально-психологическую функцию — снижение уровня социальной напряженности среди москвичей.
8. Абсолютное большинство субсидентов (почти две трети) высоко оценивают уровень жилищно-коммунального обслуживания, остальная группа субсидентов считает его низким. Уровень жилищно-коммунального обслуживания по четырехбалльной системе составляет 2,7 балла.
Система жилищных субсидий не влияет на уровень требовательности семей-субсидентов к качеству жилищно-коммунальных услуг. Он не зависит ни от размера жилищной субсидии, ни от численности семьи, ни от уровня ее доходов.
9. В целом, социальная эффективность действующей системы жилищных субсидий проявляется главным образом по отношению к функциям снижения просроченной задолженности и социальной напряженности среди москвичей и является низкой по отношению к функции их социальной защиты.

www.nir.ru