Полезные статьи

Судьи арбитражных судов контрольная

Реферат «Арбитражные суды»

СОДЕРЖАНИЕ

  • Функции арбитражных судов
  • Задачи арбитражных судов
  • Список используемой литературы

    Введение

    Арбитражные суды — это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями.

    В рамках судебной реформы в соответствии с Федеральными конституционными законами «О судебной системе Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в стране создана единая судебная система. В ее состав входят и арбитражные суды, имеющие статус федеральных.

    Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Это — налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают споры с участием иностранных предпринимателей.

    1. Функции арбитражных судов

    Арбитражные суды РФ наделены и выполняют следующие связанные между собой функции:

    1) разрешение споров, возникающих в процессе

    предпринимательской и иной экономической деятельности;

    2) предупреждение нарушения законодательства в экономической сфере жизни общества;

    3) ведение статистического учета и осуществление анализа статистических данных о своей деятельности;

    4) установление и реализация международных связей и контактов в установленном законом порядке.

    Новые функции Арбитражного суда, которые возникли в связи с введением в действие нового Арбитражного процессуального кодекса (АПК). Сегодня основная задача арбитражных судов состоит “в эффективной защите нарушенных прав и интересов лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью”. Для того, чтобы сделать правосудие подлинным, надо было провести четкие разграничения подведомственности, чтобы передать споры с участием акционерных и иных хозяйственных обществ в одну судебную систему.

    Кроме того, как выяснилось, в новом АПК зафиксирован чрезвычайно важный для административного судопроизводства принцип доказывания. Он состоит в том, что именно на государственном органе лежит бремя доказывания законности тех актов и действий, которые он предпринял по отношению к предпринимателю.

    Введен также новый институт арбитражного заседателя — это будут не люди с улицы, а специалисты, которые должны знать соответствующее предпринимательское дело, чтобы рассматривать сложнейший предпринимательский спор, например, в сфере банковской и кредитной деятельности.

    Изменилась и роль прокуроров в арбитражном процессе. Так, раньше прокуроры своими исками совершенно необоснованно вмешивались в частные дела. Теперь они этого делать не могут. Нет больше прокурорского надзора и за судами — отныне прокурорам запрещено вносить протесты.

    Предполагается, что возрастет роль мирового соглашения в арбитражном процессе. Если дело тщательно подготовлено на открытой состязательной основе, стороны заранее предвидят результат рассмотрения дела. Они становятся склонными к компромиссу. В этой ситуации многие истцы отзывают исковые заявления, видя бесперспективность дальнейшего спора. Стороны заканчивают дело миром. Необходимость в вынесении судебного решения исчезает.

    Многих предпринимателей от участия в судах останавливает дороговизна судебных процессов. Чаще процессы затягивает неправая сторона, тем самым увеличивая судебные расходы другой стороны. В новом АПК установлено, что неправая сторона, проигравшая спор, возмещает все судебные расходы другой стороны, в том числе и расходы, связанные с наймом адвоката.

    В Арбитражном кодексе предусмотрено использование упрощенных процедур, которые возможны только с согласия сторон. Есть, в частности, бесспорные дела, на которые не стоит тратить время и средства.

    2. Основные задачи арбитражных судов

    Под основными задачами арбитражных судов субъектов РФ понимаются единые для всех арбитражных судов положения, закрепленные нормами Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в РФ», обусловленные предназначением арбитражных судов, требующие своего достижения как в организации, так и в деятельности арбитражных судов. В этой связи следует изменить редакцию ст. 5 указанного закона, расширив сферу действия основных задач и распространив их не только на сферу отправления правосудия по экономическим спорам, но и на организацию арбитражных судов.

    Основными задачами арбитражных судов являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Организационно-структурная система арбитражных судов строится на четырех уровнях. (табл.1)

    Система арбитражных судов

    Первый уровень арбитражных судов

    Первый уровень составляют арбитражные суды субъектов Российской Федерации. В их числе арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В них рассматриваются дела в первой инстанции.

    Общее количество арбитражных судов первого уровня — 81.

    Второй уровень арбитражных судов

    Второй уровень образуют арбитражные апелляционные суды. Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов определяется ст. 33.1 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

    Третий уровень арбитражных судов

    Третий уровень образуют 10 федеральных арбитражных судов округов, каждый из которых работает в качестве кассационной инстанции по отношению к группе арбитражных судов, составляющих один судебный округ. Их состав определяется в ст. 24 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

    В кассационной инстанции решения арбитражных судов проверяются с позиций правильности применения норм материального и процессуального права. Например, Федеральный арбитражный суд Московского округа осуществляет проверку вступивших в законную силу решений, вынесенных Арбитражным судом города Москвы и Арбитражным судом Московской области.

    Четвертый уровень арбитражных судов

    Четвертый уровень представляет Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

    В соответствии со статьей 127 Конституции Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Он входит в единую судебную систему страны наряду с Конституционным судом Российской Федерации и судами общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Российской Федерации.

    Т.о. общими для всех арбитражных судов задачами являются: защита охраняемых законом прав и интересов граждан и организаций, единообразное и правильное применение законодательства, содействие правовыми средствами укреплению законности в экономических отношениях.

    На Высший Арбитражный Суд РФ, кроме того, возложены специфические задачи: изучение и обобщение практики применения законодательства арбитражными судами, подготовка и осуществление предложений по ее совершенствованию и унификации, разработка и внесение предложений по совершенствованию законодательства в порядке законодательной инициативы.

    Чтобы защита прав и законных интересов была реальной, необходимо эффективное правосудие. При этом эффективность правосудия должна рассматриваться не в качестве самоцели, а как средство достижения другой цели — защиты нарушенных субъективных, частных и публичных прав и интересов посредством судебной деятельности1.

    В специальной литературе эффективность правосудия по гражданским делам определяется как «способность (свойство) правосудия как вида осуществляемой судом в установленной законом гражданской процессуальной форме государственной деятельности по рассмотрению и разрешению конкретных судебных дел с вынесением по ним законных, обоснованных и справедливых постановлений обеспечивать при определенных условиях достижение социально значимых целей. Эта способность характеризуется отношением фактически достигнутого правосудием уровня целей к нормативно установленному законом»2.

    Итак, эффективность представляет собой свойство, благодаря которому достигается поставленная цель. Эффективность правосудия – это показатель его качества, а потому при определении эффективности правосудия следует исходить из его сущности, которую в самом общем виде можно представить как деятельность суда, направленную на достижение предусмотренных законом целей.

    Этому способствует наличие процессуальных гарантий — юридических средств, призванных создавать на всех стадиях судопроизводства благоприятные условия для беспрепятственного осуществления предоставленных лицам, участвующим в деле, процессуальных прав.

    Такими процессуальными гарантиями выступают основные принципы арбитражного судопроизводства, закрепленные в ст. 5—11 АПК РФ. Представляется, что их реализация в процессе судебного разбирательства в полной мере служит залогом принятия законного, обоснованного и справедливого решения, что, по сути, и означает эффективное правосудие.

    В качестве одного из упомянутых принципов закон называет осуществление судопроизводства на основе состязательности. В специальной литературе состязательность определяют как «обеспеченную законом возможность активности сторон в доказывании, где решение об участии в процессуальной «битве» принимает только само лицо, исходя из личного и субъективного понимания собственных интересов».

    АПК РФ 2002 г. содержит принцип состязательности сторон при осуществлении судопроизводства. Что же понимается под состязательностью в действующем арбитражном процессуальном законе?

    В самом общем виде процессуальный закон требует от сторон доказать свои требования (ч. 1 ст. 65 АПК РФ). Для участия в доказательственной деятельности стороны и другие лица, участвующие в деле, наделяются широким кругом полномочий (ч. 1 ст. 41 АПК РФ). Анализ данной правовой нормы позволяет сделать вывод, что более половины процессуальных прав лиц, участвующих в деле, касаются доказательственной деятельности.

    Лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Важно отметить, что это именно права сторон, которыми они могут воспользоваться, а могут и не воспользоваться.

    Арбитражный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом; разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности; предупреждает о последствиях совершения или несовершения ими процессуальных действий; оказывает содействие в реализации их прав; создает условия для всестороннего полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела (ст. 9 АПК РФ).

    Отсюда задача суда сводится к тому, чтобы в процессе рассмотрения каждого дела установить достоверные сведения о фактических обстоятельствах, характерных для спорного правоотношения, и точно применить к установленным юридическим фактам нормы материального права, т. е. предоставить защиту нарушенным субъективным правам посредством принятия судебного решения либо отказать в такой защите, если будет установлено отсутствие нарушенного субъективного права.

    Заключение

    Структура арбитражных судов различного уровня определяется в зависимости от выполняемых ими функций и объема работы.

    Федеральные арбитражные суды округов действуют в составе президиума федерального арбитражного суда округа, судебной коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В некоторых судах созданы налоговые коллегии.

    Президиумы федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации по представлению их председателей утверждают членов судебных коллегий и председателей судебных составов соответствующего суда, рассматривают другие вопросы организации работы суда и вопросы судебной практики.

    Список используемой литературы

    1. Бойков Ю. Новое законодательство об арбитражных судах// Рос.юстиция, 2004, № 8, стр.10
    2. Баталова Л. Окружные арбитражные суды-только во благо // Закон, 2004, № 9, стр.58
    3. Демьяненко Ф. Кассационная инстанция в системе арбитражного судопроизводства // Экономика и жизнь, 2004, № 37, стр.33
    4. Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации. М.: КОНТРАКТ, 2005.
    5. Майкова Л. Новое в арбитражном законодательстве // Экономика и жизнь, 1995г., № 37,стр.33
    6. Яковлев В., Юков М. Новое в деятельности арбитражных судов // Закон. 2005. № 9. стр.52.

    help-stud.ru

    Арбитражный суд Ямало-Ненецкого АО

    Примерный список вопросов для подготовки к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи арбитражного суда

    Примерный список вопросов для подготовки к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи арбитражного суда

    МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

    Для сдачи квалификационного экзамена
    на должность судьи арбитражного суда

    Для сдачи квалификационного экзамена кандидат на должность судьи арбитражного суда должен владеть теоретическими и практическими знания­ми в области различных отраслей права.
    Экзаменационные билеты для сдачи квалификационного экзамена на должность судьи арбитражного суда разработаны в рамках действующего за­конодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
    Кандидату на должность судьи арбитражного суда для сдачи экзамена предлагается 20 билетов. Каждый билет содержит 3 вопроса, 2 задачи и одно практическое задание.

    Структура билета включает в себя:

    1 вопрос — гражданское право (общая и особенная части);
    2 вопрос — вопросы из административного, налогового, таможенного законода­тельства, законодательства о банкротстве, а также вопросы судоустройства, исполнительного судопроизводства, судейское сообщество, законодательства в субъекте Российской Федерации;
    3 вопрос — арбитражное процессуальное законодательство
    Задачи составлены на основе примерных арбитражных дел с примене­нием норм из указанных выше отраслей права.
    Основу практических заданий составляют контрольные вопросы, по­ставленные перед кандидатом на должность судьи арбитражного суда в пред­ложенных задачах, а также вопросы составления процессуальных судебных актов в соответствии с положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

    Перечень

    вопросов для сдачи квалификационного экзамена
    на должность судьи арбитражного суда

    Гражданское законодательство:

    1. Договор перевозки (предмет, объект, существенные условия договора перевозки).
    2. Возмещение вреда, причиненного источником повышенной опасности.
    3. Договор поставки. Общие положения.
    4. Договор подряда. Общие положения.
    5. Договор аренды. Общие положения.
    6. Договор поручения и договор комиссии. Отличительные черты.
    7. Особенности отдельных видов аренды и аренды отдельных видов имущества.
    8. Перевод долга. Общие положения.
    9. Уступка права требования. Общие положения.
    10. Общие положения о недействительности сделок.
    11. Применение сроков исковой давности по спорам, возникшим из гражданских правоотношений.
    12. Представительство. Доверенность.
    13. Понятие и существенные условия договора. Свобода договора.
    14. Понятие неустойки. Порядок начисления неустойки за невыполнение обязательств по поставке товаров к определенному сроку.
    15. Порядок изменения и расторжения договора.
    16. Отношения, регулируемые гражданским законодательством.
    17. Возмещение убытков.
    18. Общие положения Федерального закона «Об обществах с ограниченной, ответственностью» .
    19. Порядок совершения акционерным обществом крупных сделок. Заинтересованность в совершении акционерным обществом крупных сделок.
    20. Общие положения Федерального закона «Об акционерных обществах»

    Налоговое законодательство:

    1. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени.
    2. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Условия их установления.
    3. Субъекты налоговых правоотношений, их права и обязанности.
    4. Налоговые проверки, оформление результатов -налоговых проверок.
    5. Понятие налогового правонарушения, общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
    6. Виды ответственности.
    7. Налог на добавленную стоимость.
    8. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за нарушение налогового правонарушения, а также смягчающие и отягчающие налоговую ответственность.
    9. Исполнение обязанности по уплате налога или сбора.
    10.Налогоплателыцики и объект налогообложения единого социального налога.
    11.Налоговые льготы по уплате единого социального налога.

    Административное законодательство:

    1. Право принесения протеста по делам об административном правонарушении.
    2. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности.

    Судоустройство РФ:

    1. Судебная система Российской Федерации.
    2. Органы судейского сообщества.

    Таможенное законодательство:

    1. Рассмотрение споров, возникших из применения таможенного законодательства.

    Бюджетное законодательство:

    1. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

    Законодательство о банкротстве:

    1. Процедуры банкротства в соответствии с законодательством Российской Федерации о банкротстве.
    2. Признаки преднамеренного и фиктивного банкротства по российскому законодательству.
    3. Банкротство (несостоятельность) предприятий.
    4. Последствия открытия конкурсного производства.
    5. Лица, обладающие правом на обращение в арбитражный суд с заявлениями о признании предприятия банкротом.

    Законодательство в субъекте Российской Федерации:

    1. Основные положения Конституции субъекта Российской Федерации.

    Арбитражное процессуальное законодательство:

    1. Производство в арбитражном суде кассационной инстанции.
    2. Производство в арбитражном суде апелляционной инстанции.
    3. Производство по пересмотру судебных актов арбитражных судов в порядке надзора.
    4. Порядок и сроки рассмотрения дел, возникших из административных и иных публичных правоотношений.
    5. Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых ак­тов, решений и действий (бездействия)
    государственных органов, органов ме­стного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
    6. Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
    7. Основания, порядок и последствия для оставления искового заявления без движения и прекращения производства по делу.
    8. Рассмотрение дел в порядке упрощенного производства.
    9. Порядок применения обеспечительных мер в арбитражном судопроизводстве. Отмена обеспечения иска.
    10. Привлечение к участию в деле третьих лиц (с самостоятельными требованиями на предмет спора и без самостоятельных требований на предмет спора.
    11. Различие в правах и обязанностях.
    12.Порядок исполнения судебных актов арбитражных судов.
    13. Основания и порядок наложения судебных штрафов в арбитражном процессе.
    14. Представительство в арбитражном суде.
    15. Подведомственность и подсудность в арбитражном судопроизводстве.
    16. Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве).
    17. Рассмотрение в арбитражном суде дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
    18. Судебное разбирательство. Оставление искового заявления без движения и возвращение искового заявления.
    19. Порядок рассмотрения заявлений на действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей.
    20. Арбитражное судопроизводство с участием иностранных лиц.

    www.yamal.arbitr.ru

    Деятельность Арбитражного суда

    Негосударственное образовательное учреждение

    Среднего профессионального образования

    «Красноярский гуманитарно-экономический техникум»

    «об ознакомительной практике в Высшем Арбитражном суде»

    Выполнил студент гр. Пр.291 Поплевченко Г.С.

    Руководитель Мельникова О.В.

    Структура Арбитражного суда…………………………………………………………4

    Функции и задачи арбитражных судов………………………………………………..7

    Список используемой литературы…………………………………………………….11

    Место прохождения практики Высший Арбитражный Суд Красноярского края — судебный орган системы арбитражных судов, осуществляющий судебную власть на территории Красноярского края.

    Высший Арбитражный Суд действует в составе:

    Пленума Высшего Арбитражного Суда;

    Президиума Высшего Арбитражного Суда;

    Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

    Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

    Существует 5 судебных составов ВАС РФ:

    1-й (по корпоративному праву)

    2-й (по вещному праву)

    3-й (по договорному праву)

    Председатели, заместители председателей, судьи федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации назначаются на должность в порядке, установленном Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации». Председатели, заместители председателей и судьи арбитражных апелляционных судов назначаются на должность при соблюдении требований и в порядке, которые установлены Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» для председателей, заместителей председателей и судей федеральных арбитражных судов округов.

    Ни одно лицо не может быть представлено к назначению на должность судьи без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Прекращение полномочий судьи допускается только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей.

    Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда рассматривают дела в первой инстанции , изучают и обобщают судебную практику , разрабатывают предложения по совершенствованию законов и нормативно-правовых актов , осуществляют иные полномочия в соответствии с регламентом.

    Структура Арбитражного суда

    Арбитражные суды, действующие в настоящее время, пришли на смену органам государственного и ведомственного арбитражей. В соответствии с Законом о судебной системе и Законом об арбитражных судах арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Они осуществляют судебную власть при разрешении экономических споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений. Из этого можно сделать вывод, что, во-первых, арбитражные суды являются особой ветвью (подсистемой) федеральных судов, входящих в российскую судебную систему, а во-вторых, что в силу подведомственности дел арбитражные суды не связаны с другими ветвями судебной системы — общими (гражданскими) и военными судами и Конституционным Судом РФ.

    Система арбитражных судов в Российской Федерации в основном связана с национально-государственным и административно-территориальным устройством. В нее входят: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (арбитражные суды этого уровня названы арбитражными судами субъектов Российской Федерации). По предложению Высшего Арбитражного Суда РФ допустимо формирование арбитражных судов безотносительно к национально-государственному и административно-территориальному устройству: на территории нескольких субъектов Российской Федерации может действовать один арбитражный суд, и, наоборот, на территории одного субъекта Российской Федерации могут быть образованы несколько арбитражных судов.

    Высший Арбитражный Суд РФ в соответствии со ст. 127 Конституции РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

    Федеральные арбитражные суды округов — среднее звено ветви арбитражных судов — были образованы в соответствии с Законом об арбитражных судах. Фактически начали действовать с 1 января 1996 года. Они являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях. Существовавшая ранее двухзвенная система арбитражных судов приводила к тому, что значительное количество решений, принятых арбитражными судами основного звена, приходилось рассматривать в Высшем Арбитражном Суде РФ, что значительно затрудняло выполнение им других основных полномочий. Чтобы преодолеть эти трудности, решено образовать десять федеральных арбитражных судов округов (проверку решений, принятых арбитражным судом Пензенской области, осуществляет Федеральный арбитражный суд Поволжского округа).

    Федеральное законодательство не предусматривает создания арбитражных судов на районном уровне. Поэтому арбитражными судами основного звена и считаются арбитражные суды субъектов Федерации. Отсюда следует, что производство в арбитражном суде основного звена занимает центральное место, поскольку именно здесь в первую очередь реализуются задачи, поставленные законом перед арбитражным судопроизводством.

    Организация деятельности арбитражного суда основного звена возлагается на его председателя. Текущая работа в суде проводится по утвержденным им планам. Кроме него в организации работы участвуют заместители председателя, председатели судебных составов, работники аппарата суда.

    Председатель арбитражного суда распределяет обязанности между заместителями председателя и определяет их функции в пределах полномочий, предоставленных законом, что закрепляется соответствующим приказом либо распоряжением по суду. Распределение обязанностей между сотрудниками структурного подразделения суда осуществляет руководитель этого подразделения. Работа с кадрами арбитражного суда тоже возлагается на его председателя. Он осуществляет подбор кадров — прием на работу и увольнение работников аппарата суда, участвует в отборе кандидатов на должности судей в данном суде, организует работу по повышению квалификации суде и других работников. Помимо этого, председатель суда основного звена представляет свой суд в отношениях с государственными, общественными и иными организациями, а также осуществляет другие полномочия, установленные законодательством. Он вправе принимать участие в заседаниях органов государственной власти соответствующего субъекта Федерации. Осуществляя свою деятельность, председатель суда издает приказы и распоряжения.

    Заместители председателя арбитражного суда этого уровня являются судьями и осуществляют все процессуальные полномочия. В соответствии с распределением обязанностей они возглавляют судебные коллегии, организуют деятельность соответствующих подразделений аппарата арбитражного суда. В случае отсутствия председателя арбитражного суда основного звена его полномочия осуществляет первый заместитель председателя, а в отсутствие первого заместителя — один из заместителей председателя.

    В арбитражных судах основного звена могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных отношений. Вопрос о создании коллегий решается, в основном, в зависимости от количества судей, входящих в состав арбитражного суда основного звена. В судах, где численность судей не позволяет сформировать судебные коллегии, образуются только судебные составы.

    Все судьи арбитражного суда основного звена могут распределяться по коллегиям, количественный и персональный составы которых утверждаются из числа судей данного суда по представлению его председателя президиумом суда. Судебные коллегии возглавляют председатели, являющиеся заместителями председателя суда. Председатель суда может своим распоряжением привлекать судей к рассмотрению дела в другой коллегии при невозможности сформировать состав из работающих в этой коллегии членов суда или в случаях, когда нагрузка судей в коллегии не позволяет рассмотреть дело в установленные сроки. Обязанности по разрешению арбитражных дел в коллегии распределяются между судьями председателем этой коллегии с использованием территориального (зонального), предметного (функционального) и предметно-зонального принципа распределения дел.

    Помимо этого в арбитражном суде имеются архив и канцелярия. В архив сдаются все закрытые дел. Канцелярия занимается текущей корреспонденцией: готовит судебные акты (извещения, решения, постановления) к отправке и другую почтовую корреспонденцию) и другую почтовую корреспонденцию к отправке.

    Функции и задачи арбитражных судов

    Задачи арбитражных судов в РФ:

    Защита охраняемых законом прав и интересов организаций и граждан;

    Единообразное и правильное применение законодательства;

    Содействие правовыми средствами соблюдению законодательства и укреплению законности в экономических отношениях.

    Дело, начатое рассмотрением одним судьей либо составом суда должно быть рассмотрено этим же судьей или составом суда. Замена судьи либо одного из судей состава возможна в случае болезни, нахождения в служебной командировке, отпуске и при отстранении от работы в установленном законом порядке. Дело должно быть рассмотрено и решение принято в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления искового заявления арбитражный суд.

    По первой инстанции дела в арбитражных судах рассматриваются обычно единолично. Однако дела о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов и ела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются коллегиально судьями-профессионалами. По решению председателя суда любое дело может быть рассмотрено коллегиально. В арбитражных судах субъекта Федерации коллегиально должны рассматриваться также дела в апелляционной инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам.

    Допускается в случаях, названных в Положении об эксперименте по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей, рассмотрение дел по первой инстанции Судом в составе судьи-профессионала и двух арбитражных заседателей. Привлекаются они к рассмотрению дел в случаях необходимости применения при рассмотрении конкретных дел специальных знаний в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Перечень дел, в рассмотрении которых могут участвовать арбитражные заседатели, определяется председателем арбитражного суда. В указанный перечень рекомендуется включать экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений и связанные с применением банковского законодательства, законодательства о ценных бумагах, международного частного права, законодательства о перевозках. На усмотрение председателя арбитражного суда в перечень могут быть включены и другие экономические споры, в которых хотя бы одной из сторон являются гражданин-предприниматель, глава крестьянского (фермерского) хозяйства. При определении перечня председатель арбитражного суда исходит из особенностей местонахождения арбитражного суда, наличия в регионе специалистов по определенным направлениям, концентрации в арбитражном суде определенных категорий споров, а также из других местных обстоятельств. Не могут рассматриваться с участием арбитражных заседателей:

    а) дела о несостоятельности (банкротстве);

    б) дела об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

    в) экономические споры, возникающие из административных отношений.

    Функции арбитражных судов в РФ:

    Разрешение споров, возникающих в процессе предпринимательской и иной экономической деятельности;

    Установление и реализация международных связей и контактов в установленном законом порядке;

    Ведение статистического учета и осуществление анализа статистических данных о своей деятельности;

    Предупреждение нарушения законодательства в экономической сфере жизни общества;

    Полномочия арбитражных судов в РФ:

    Дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности;

    Дела по спорам, вытекающим из административных и иных личных отношений:

    об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральный закон устанавливается возможность арбитражного суда рассматривать такие дела;

    об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий органов и должностных лиц, которыми затрагиваются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономический деятельности;

    о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций;

    установление фактов, имеющих юридическое значение;

    о несостоятельности (банкротстве);

    по спорам создания, реорганизации и ликвидации юридического лица;

    по спорам об отказе в государственной регистрации;

    о спорах в акционерных обществах;

    о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Ознакомительная практика дает общую, исходную информацию о правоохранительной деятельности и тех учреждениях, которые призваны осуществлять эту деятельность. Круг таких учреждений сравнительно широк. К ним принято относить, прежде всего, суды, прокуратуру, органы юстиции и внутренних дел, адвокатуру и подобные ей организации и формирования.

    Естественно, основное внимание уделяется судам, поскольку именно они наделены такими ответственными полномочиями, которые в совокупности образуют то, что принято именовать самостоятельной ветвью государственной власти — судебной. Основными задачами арбитражных судов являются: защита охраняемых законом прав и интересов организаций и граждан; единообразное и правильное применение законодательства на всей территории РФ; содействие правовыми средствами соблюдению законодательства и укреплению законности в экономических отношениях.

    Цель ознакомительной практики — дать будущим юристам четкое представление о том, как строятся и какие выполняют функции правоохранительные органы, как они взаимодействуют друг с другом, иными государственными и общественными организациями, каково их социальное предназначение.

    Главным в деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является обеспечение единообразного толкования и применения всеми арбитражными судами законодательства, регулирующего экономические отношения. Эта важнейшая задача решается путем обобщения судебной практики и разъяснений Пленумом или Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

    Список используемой литературы

    Конституция Российской Федерации.

    Федеральный конституционный закон “ Об арбитражных судах в Российской Федерации”, Арбитражный Процессуальный кодекс Российской Федерации.

    Справочно-правовая система «Консультант Плюс» :[Электронный ресурс] .

    works.doklad.ru