Полезные статьи

Суды с мфо практика

Оглавление:

Квартиру забирают за долги по ипотеке. Как быть?

Не всем удается точно спрогнозировать свое финансовое положение и заранее подготовиться к трудностям. Особенно тяжело в такой ситуации приходится ипотечным заемщикам. У них квартиру забирают за долги по ипотеке. Сегодня расскажем, как происходит эта болезненная процедура, можно ли ее избежать и что стоит предпринять гражданам?

Ситуации, когда квартиру забирают за долги по ипотеке, происходят повсеместно. Например, в Воронежской области заемщица не смогла выплатить по ипотечному кредиту более 1 млн рублей. Банк обратился в суд, выиграл дело. Ипотечную квартиру арестовали и продали с торгов за 1,1 млн рублей. Долг был погашен, исполнительное производство завершено.

Можно сказать, что заемщице повезло, поскольку некоторые граждане остаются еще должны банку даже после потери ипотечной квартиры. Так, в Саратовской области после реализации квартиры жительница должна еще выплатить банку 100 тыс. рублей.

В Ярославской области ипотечную квартиру не удалось продать в ходе торгов. Тогда банк принял жилье на свой баланс в счет уплаты долга, однако по цене, которая была на 25% ниже первоначальной стоимости. Должникам придется освободить жилье и погасить банку оставшуюся сумму.

Как происходит процедура?
Надо сразу сказать, что банк не заинтересован в выселении заемщика, отъеме у него жилья. Это лишняя трата времени, сил, риск получить непрофильные активы на баланс. Это никому не нужно, поэтому кредитор всегда предпринимает попытки договориться во внесудебном порядке.

Если договориться не удалось или заемщик нарушает достигнутые договоренности, то банк идет в суд. В большинстве случае выиграть дело не составляет труда. Согласно текущему законодательству, на ипотечное жилье можно обратить взыскание, даже если оно является единственным для должника.

После вынесения решения к делу приступают судебные приставы. Они выставляют недвижимость на торги. Если недвижимость не продается, банк может забрать ее себе, предложив своим клиентам.

Как выселяют?
В соответствии со ст. 107 Закона «Об исполнительном производстве», если должник добровольно не съехал с квартиры, то пристав назначает ему новый дополнительный срок и выносит постановление о необходимости уплаты исполнительского сбора.

Если должник проигнорирует и новый срок, то приставы начнут производить принудительное выселение уже без предупреждения. К процессу они могут привлечь правоохранительные органы.

Что происходит с должником и его имуществом?
Законодательство предусматривает случаи, когда гражданин может оказаться без крыши над головой. Например, согласно ст.95 ЖК РФ граждане, которые лишаются единственного жилья из-за того, что квартиру забирают за долги по ипотеке, имеют возможность воспользоваться жилым помещением маневренного фонда для временного проживания.

Правда, на практике далеко не все регионы могут похвастать маневренным фондом, поэтому в этом вопросе приходится полагаться на удачу.

В некоторых случаях банк после продажи ипотечного жилья на часть вырученных денег снимает квартиру для должника, куда переезжает сам заемщик и его имущество.

Если такой сервисной услуги от банка не предусмотрено, то приставы могут взять хранение имущество на себя. Если через 2 месяца должник не заберет имущество, все добро передадут на продажу. Вырученные средства передадут должнику. Если они не будут востребованы, то через 3 года деньги переведут в госказну.

Могут ли не выселить?
Порой должники считают, что их не смогут просто так выселить, потому что им, например, некуда идти, это единственное жилье, у них есть несовершеннолетние дети, которые зарегистрированы в квартире.

К сожалению, ни одно из этих обстоятельств, как показывает судебная практика, не поможет избежать выселения. Суды массово встают на сторону кредиторов. Если должник не платит по ипотечному кредиту, то жилье продают с торгов, а его самого выселяют.

Что делать?
Решать проблемы с ипотекой нужно до того, как банк подал в суд. Первым делом нужно обратить внимание на госпрограммы поддержки. Подробнее читайте в материале «Ипотека: помощь от государства в 2017-2018 году».

Во- вторых, нужно обсудить с банком возможность реструктуризации ипотеки. Например, банк может снизить ежемесячный платеж по кредиту в обмен на увеличение срока ипотеки. Можно и просто добиться пересмотра ставок в связи с изменившейся рыночной ситуацией. Узнайте здесь, как составить заявление на снижение ставки по ипотеке: Сбербанк, ВТБ24.

Есть вариант получения кредитных каникул. Заемщик на 1-2 месяца освобождается от уплаты долга, чтобы использовать передышку для восстановления своего финансового положения.

Главное, не плыть по течению. Чем раньше вы начнете искать выходы из сложной ситуации, тем больше шансов на удачный исход.

Делитесь статьей с друзьями. Спасибо!

www.kubdeneg.ru

Авторский проект Тимофея Васильева

Как оспорить договор уступки права требования (цессии)

Сегодня я расскажу Вам очень интересную историю о том, как можно оспорить договор цессии (уступки права требования), по которому Ваш банк продал Ваш долг коллекторскому агентству.

Многие из Вас описывали мне подобную проблему в комментариях. Мне эта тема, как ни странно, знакома с практической стороны, так что о ней я могу говорить долго. Давайте я уточню, зачем вообще нужно оспаривать подобные договоры.

Итак, ситуации, при которых банк может продать долг коллекторам, и которые будут нам интересны, всего две:

заемщик не погашает кредит, а банку не интересно взыскивать задолженность в судебном порядке;

заемщик просрочил кредит, банк взыскал долг в суде, но судебные приставы по тем или иным причинам не могут исполнить решение.

Начну с первого случая.

В случаях, когда сумма долга относительно невелика (от 10 000 до 300 000 рублей), банкам зачастую легче продать такого должника коллекторскому агентству, чем заниматься самостоятельной судебной работой, задействовать юристов, оплачивать госпошлину, подключать специалистов, ведущих исполнительное производство и, наконец, годами получать копейки, чтобы неизвестно когда закрыть этот долг.

Вместо этого банк собирает сотню таких «плохих» кредитов, и по одному договору цессии продает их коллекторскому агентству. Я думаю, ни для кого не секрет, что «плохие» кредиты уходят из банка с большим дисконтом. И после такой продажи, банк улучшает свои показатели (резерв), поскольку размер просрочки у него снижается, а коллекторы, как стервятники, набрасываются на должников, и своими, опять же, всем известными методами, пытаются заработать.

И второй случай, на мой взгляд, более интересный.

Опять же, привязываться к сумме не буду, в каждом банке может быть свой регламент. Должник просрочил кредит, банк подал в суд, получил решение, и передал исполнительный лист в службу судебных пристав для принудительного исполнения. Если у должника нет официальных доходов и имущества, судебные приставы не смогут исполнить решение суда, а банк — получить свои деньги.

Поэтому, чтобы снять с себя таких должников, банк сначала отзывает из службы судебных приставов исполнительные листы, а затем продает все это добро коллекторам. Опять же за «шапку сухарей».

Что такое цессия

Поскольку и процесс работы и последствия в обоих случаях будут одинаковыми, я опишу их один раз без привязки к перечисленным выше ситуациям.

Для начала термины. Цессия — это не что иное, как уступка права требования. Она предусмотрена гражданским кодексом РФ, то есть, имеет право на существование. Если говорить близко к тексту, то смысл цессии заключается в том, что кредитор (банк) имеет право передать принадлежащее ему право требования третьему лицу на основании сделки либо закона. Закон нас сейчас мало интересует, поэтому я остановлюсь именно на сделке.

В большинстве случаев, банки продают по договорам цессии просроченные потребительские кредиты, поэтому, такие договоры заключаются в простой письменной форме, и не требуют ни нотариального удостоверения, ни государственной регистрации. Причем, важный момент:

Для заключения договора цессии и, соответственно, фактического перехода права требования от банка к коллектору, согласие должника не требуется.

Вот он, ответ на Ваш вопрос: если банк продал Ваш долг, но Вы не получили уведомление, ничего страшного здесь нет. Это укладывается в рамки закона, и не влечет за собой недействительность договора цессии.

А что же делать, если должник не знал о состоявшейся уступке права требования по его кредитному договору и продолжал вносить деньги банку? На этот счет Закон дает четкие разъяснения. Итак, если должник не был письменно уведомлен о состоявшемся переходе прав кредитора к другому лицу, новый кредитор несет риск вызванных этим для него неблагоприятных последствий. Вот она, ответственность нового кредитора (коллектора) за то, что он не уведомил должника об уступке его долга. Не уведомил — сам виноват.

Но не переживайте, если Вы попали в подобную ситуацию, и внесли деньги на свой старый счет в банке, этот платеж (или платежи) Вам обязательно зачтется. Закон так и предусматривает, что исполнение обязательства первоначальному кредитору (банку), несмотря на то, что долг уже был продан третьему лицу, признается исполнением надлежащему кредитору.

Зачем оспаривать договор цессии

Понятно, что свой долг Вы этим не аннулируете. Но, в этом предприятии все же есть положительные моменты. Перечислю их по пунктам. Итак, признав ничтожным договор цессии, Вы:

  • избавите себя от звонков и визитов коллекторов;
  • заставите банк обратиться, наконец, в суд, тем самым, зафиксировав размер долга;
  • поспособствуете возврату исполнительных листов в службу судебных приставов;
  • вернете работу по взысканию с Вас долга в прозрачное и законное русло.
  • Как оспорить договор цессии (уступки права требования)

    Итак, для того, чтобы оспорить, или проще, признать ничтожным договор цессии, нужно всего одно условие.

    В кредитном договоре должен быть пункт примерно такого содержания:

    кредитор вправе полностью или частично переуступить свои права и обязательства по Договору, а так же по сделкам, связанным с обеспечением возврата кредита, другому лицу без согласия Заемщика.

    Если у Вас именно такая формулировка — Вам повезло. Читайте дальше и претворяйте в жизнь мои наставления — у Вас все получится.

    Если же Вы найдете в кредитном договоре такую формулировку:

    кредитор вправе без согласия Заемщика полностью или частично переуступить свои права и обязательства по Договору, а так же по сделкам, связанным с обеспечением возврата кредита, другому лицу, не имеющему лицензии на осуществление банковских операций.

    Боюсь, шансов оспорить цессию у Вас не будет.

    Почему суды признают договоры цессии ничтожными

    Теперь обоснование. Дело в том, что банк — это специализированная организация, которая осуществляет свою деятельность на основании лицензии. Иными словами, не каждая организация может выдавать кредиты, проводить операции с безналичными денежными средствами и так далее. Это могут делать только банки. С этим понятно.

    Сведения о счетах и вкладах гражданина охраняются Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», и за их разглашение предусмотрена ответственность. Но, ответственность эта распространяется только на банки, поскольку предполагается, что у других субъектов подобной информации быть не может.

    И получается, что долг купило коллекторское агентство. Естественно, никакой лицензии у него нет. Значит, заемщик при подписании кредитного договора свое согласие на передачу долга в пользу третьих лиц, не обладающих лицензией на осуществление банковских операций, не давал.

    А как следует из пункта 1 статьи 388 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 51 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», Законом о защите прав потребителей не предусмотрено право банка, иной кредитной организации передавать право требования по кредитному договору с потребителем (физическим лицом) лицам, не имеющим лицензии на право осуществления банковской деятельности, если иное не установлено законом или договором, содержащим данное условие, которое было согласовано сторонами при его заключении.

    Опять же, поскольку коллекторское агентство не является специальным субъектом кредитных правоотношений, лицензии на осуществление банковской деятельности не имеет, потому оно не связано обязательствами не разглашать сведения, составляющие банковскую тайну, а значит, и не несет за разглашение этих сведений никакой ответственности.

    Вот это обстоятельство и нарушает права заемщика на тайну операций по кредитному договору. А теперь вспомните все те «страшные» истории когда коллекторы забрасывают подъезды листовками, во-первых, оскорбительного содержания, во-вторых, содержащими сведения о заемщике, о его счетах, кредитах и прочей информацией, которая как раз и относится к банковской тайне.

    Подведу итог. По общему правилу, право требования из кредитного договора, может быть передано лишь субъектам, осуществляющим банковскую и кредитную деятельность, что возможно только при наличии лицензии. То есть, банк может продать Ваш долг только другому банку. Естественно, если у Вас нет в кредитном договоре приведенной мною оговорки.

    Но это, что называется, в двух словах. Вы можете скачать все необходимые документы, нажав на кнопку в конце статьи. А сейчас я расскажу как и что нужно делать, чтобы оспорить договор цессии.

    В хронологической последовательности по пунктам:

    Вариант 1

  • Вы узнали о том, что банк продал Ваш долг коллекторами;
  • Проверяйте свой кредитный договор на предмет наличия либо отсутствия нужного пункта;
  • Если у Вас нет договора, запросите его в банке;
  • Подавайте в суд исковое заявление о защите прав потребителей (по месту своего жительства, гопошлина не уплачивается).
  • Вариант 2

  • Вы узнали, что банк продал Ваш долг коллекторам;
  • Коллекторы направили в суд заявление об установлении правопреемства;
  • Готовите возражение на это заявление и подаете в суд;
  • Если у Вас в кредитном договоре нужная формулировка, то все в порядке.
  • Скачать архив можно здесь:

    В архиве Вы получите совершенно незаменимые:

  • образец возражения на заявление о процессуальном правопреемстве;
  • образец искового заявления об оспаривании договора цессии;
  • положительную практику по отспариванию цессии;
  • отрицательную практику по цессии.

P.S. Да, чуть не забыл. Хотел рассказать этот случай в качестве предыстории, но решил опубликовать его в конце. Дело в том, что с подобной проблемой я столкнулся на практике, когда мой клиент (выступавший в качестве поручителя по кредиту) выкупил у банка долг вместо заемщика. Выкупил, естественно, с хорошим дисконтом и по схеме: Банк — третье лицо. Но тут само собой возник вопрос: как теперь взыскать эти деньги в порядке регресса, ведь фактически долг выкупило третье лицо, а поручитель как бы и ни при чем.

Первый путь, который пришел в голову был — подача в суд заявления о процессуальном правопреемстве, в результате которого мы планировали от имени третьего лица взыскать долг с заемщика. Нам же все равно, кто именно кредитор. Главная цель — это получить деньги.

И тут, в процессе подготовки заявления в суд, я и наткнулся на описанную выше судебную практику. В нашем кредитном договоре нужной формулировки не было, поэтому в суде нам был бы обеспечен отказ. В итоге, вопрос я решил иначе, об этом Вы можете почитать в статье: Как избавиться от поручительства и заработать на этом. Но, зато я приобрел бесценный опыт и информацию, которой делюсь сегодня с Вами.

Кстати, если Вам интересно, ни Закон РФ «О защите прав потребителей», ни какой-либо иной нормативно-правовой акт не содержат нормы, на которые ссылается суд. Ну нет нигде такой формулировки, из которой четко бы следовало, что если в кредитном договоре не предусмотрено право банка продавать долги третьим лицам, не обладающим лицензией, то продавать такие долги банк не имеет права. Это чистая, 100 процентная импровизация Верховного суда РФ. Прецедент, созданный в пользу заемщиков — физических лиц. А вы говорите, система не работает, права граждан — это миф. Все работает. Тихо, неслышно, не так как нам хотелось бы, но работает.

www.rostovjurist.ru

Юридическое заключение о возможности взимания комиссий при выдаче (возврате) микрозаймов

Судебная практика указывает на недопустимость взимания комиссии за предоставление займа.

В силу ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее – «Закон N 353-ФЗ») рассмотрение заявления о предоставлении потребительского кредита (займа) и иных документов заемщика и оценка его кредитоспособности осуществляются бесплатно.

Кроме того, суды исходят из позиции, что предоставление займа не является самостоятельной услугой и не может оплачиваться отдельно. Иными словами, позиция сводится к тому, что действия МФО по выдаче займа и по сопровождению договора микрозайма стандартны для данного вида сделок, без их совершения МФО не смогла бы заключить и исполнить соответствующий договор микрозайма.

Более подробно о позиции судов можно почитать в Определении Верховного Суда РФ от 23.12.2014 N 80-КГ14-9, Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 29.07.2013 по делу N А17-5880/2012, В Постановлении АС ПО от 26.08.2014 по делу N А12-32796/2013, Постановление Арбитражного суда Московской округа от 20 января 2016 г. по делу N А40-7058/2015

У вас похожий вопрос? Воспользуйтесь услугой: Юридическая консультация онлайн

2.Можем ли мы ввести комиссию за досрочное погашение займа в соответствии с законодательством РФ?

Ответ:

МФО не вправе требовать уплаты комиссии за досрочный возврат, однако в некоторых случаях вправе начислить проценты за весь период предоставления займа, изначально определенный в договоре.

По общему правилу заемщик, получивший заем для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, вправе возвратить его досрочно полностью или по частям, уведомив об этом кредитора не менее чем за 30 календарных дней до дня возврата, либо полностью в течение 14 дней с даты получения займа без каких-либо уведомлений. Более короткий срок может быть установлен договором микрозайма (п. 2 ст. 810, п. 2 ст. 819 ГК РФ; п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 4 ст. 11 Закона N 353-ФЗ).

Для наглядности изложим вышеприведенные нормы в таблице:

primelegal.ru

Конференция ЮрКлуба

Платежное поручение. Вопрос по отметкам ба.

Сергей Н 30 Авг 2012

Alderamin 30 Авг 2012

Оплачивается госпошлина в электронном виде. Банк плательщика РКЦ Банка России.
РКЦ отказываться ставить отметку: дата списания. Ссылается на внутренние инструкции, считает штампа и подписи достаточно.
Суд считает, что платежное поручение неправильно оформлено, требует «оригинал».
Подскажите, кто прав и что делать?

Покажите определение суда — есть сомнения, что Вы правильно описываете ситуацию.

Koren 04 Сен 2012

Ссылается на внутренние инструкции, считает штампа и подписи достаточно

Копий платежек со штампом и подписью Вы можете теоретически получить в банке несколько штук. И приложить к нескольким искам.
Чтобы этого не случилось, суд требует заверенный «оригинал». В случае утраты «оригинала» попрощайтесь с деньгами, второго не дадут.

Barkunov 04 Сен 2012

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО ВАС РФ

от 25 мая 2005 г. N 91

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ

ГЛАВЫ 25.3 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В связи с возникающими в судебной практике вопросами, касающимися применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании статьи 16 Федерального кон ституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» информирует арбитражные суды о следующих выработанных рекомендациях.
1. Согласно пункту 3 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) факт уплаты государственной пошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением плательщика с отметкой банка о его исполнении.
В связи с этим (с учетом положений статьи 45 Кодекса) необходимо иметь в виду, что доказательством уплаты государственной пошлины в безналичной форме является платежное поручение, на котором проставлены в поле «Списано со счета плательщика» — дата списания денежных средств со счета плательщика (при частичной оплате — дата последнего платежа), в поле «Отметки банка» — штамп банка и подпись ответственного исполнителя (пункт 3.8 части 1 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденного указанием Центрального банка Российской Федерации от 03.10.2002 N 2-П (с последующими изменениями)).
Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме должен быть подтвержден документами, перечисленными в абзаце третьем пункта 3 статьи 333.18 Кодекса.
При наличии упомянутых доказательств, подтверждающих уплату в федеральный бюджет государственной пошлины за рассмотрение дела в арбитражном суде, исковое заявление, иное заявление, жалоба принимаются к рассмотрению .

Alderamin 05 Сен 2012

Копий платежек со штампом и подписью Вы можете теоретически получить в банке несколько штук. И приложить к нескольким искам.
Чтобы этого не случилось, суд требует заверенный «оригинал». В случае утраты «оригинала» попрощайтесь с деньгами, второго не дадут.

Изучайте матчасть и не морочьте людям голову.

rtr 06 Сен 2012

да, так бывает, речь идет о двух штампах с датами на первой строчке п/поручения, банки иногда не ставят, надо упросить операционистку, проставить два штампика типа «06 авг 2012», ссылаясь, что нужно для суда
(или купить штампики для дат и проставить самим)

Alderamin 06 Сен 2012

да, так бывает, речь идет о двух штампах с датами на первой строчке п/поручения, банки иногда не ставят, надо упросить операционистку, проставить два штампика типа «06 авг 2012», ссылаясь, что нужно для суда
(или купить штампики для дат и проставить самим)

Теме пора в Чавойту.

Koren 11 Сен 2012

Возможно, суды и банки помнят вот это:

ПИСЬМО МИНФИНА РФ ОТ 07.12.95 N 3-В1-01 ОБ УПЛАТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ ПРИ ОБРАЩЕНИИ В АРБИТРАЖНЫЙ СУД

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 7 декабря 1995 г. N 3-В1-01

ОБ УПЛАТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ ПРИ ОБРАЩЕНИИ
В АРБИТРАЖНЫЙ СУД

В соответствии с Инструкцией Государственной налоговой службы
Российской Федерации от 13.03.92 N 5 «О государственной пошлине»,
согласованной с Министерством финансов Российской Федерации,
оплата государственной пошлины может быть оформлена платежным
поручением на безналичное перечисление пошлины или квитанцией
банка о приеме денег в уплату пошлины, которые приобщаются к
исковым или иным заявлениям, апелляционным и кассационным жалобам.
Указом Президента Российской Федерации от 08.12.92 N 1556 «О
федеральном казначействе» изменения порядка уплаты госпошлины при
обращении с иском в арбитражный суд не предусмотрено.
Зачисление государственной пошлины производится в доход
федерального бюджета на раздел 11 параграф 1 классификации доходов
и расходов бюджетов в Российской Федерации в редакции Приказа
Министерства финансов России от 27.07.94 N 97, символ отчетности
банка 31 на балансовый счет 100 «Доходы федерального бюджета».
Платежное поручение (квитанция) должно содержать:
— по строке — наименование организации или
«Плательщик» фамилию и инициалы гражданина,
обращающегося в арбитражный суд с
исковым заявлением, апелляционной или
кассационной жалобой;
— по строке — наименование и реквизиты банка,
«Банк плательщика» обслуживающего плательщика по месту
его нахождения;
— по строке — «Доходы федерального бюджета
«Получатель» раздел 11, параграф 1, символ 31″
(если владельцем счета являются
налоговые органы);
— «Доходы федерального бюджета символ
99″ (если владельцем счета являются
органы федерального казначейства);
— по строке — наименование и реквизиты банка,
«Банк получателя» обслуживающего владельца счета
доходов федерального бюджета по месту
нахождения плательщика (владельцем
указанного счета являются органы
федерального казначейства, а там, где
они не созданы, — налоговые органы);
— по строке — «Государственная пошлина», по иску
«Назначение платежа» к какой организации или за какие
действия уплачивается госпошлина,
цена иска или обжалуемая сумма. В
случае, если госпошлина перечисляется
через органы федерального
казначейства, в этой графе
указываются также «раздел 10701»
Бюджетной классификации Российской
Федерации.
При возникновении споров, подлежащих рассмотрению в
арбитражных судах Российской Федерации, с участием иностранных
организаций и граждан платежные документы на уплату госпошлины
оформляются в аналогичном порядке, только в строке «Банк
получателя» необходимо указать наименование и реквизиты банка,
обслуживающего владельца счета федерального бюджета по месту
нахождения арбитражного суда, в который подается исковое или иное
заявление, апелляционная или кассационная жалоба (органы
федерального казначейства, а там, где они не созданы, — налоговые
органы).
По спорам, разрешаемым Высшим Арбитражным Судом Российской
Федерации, при оформлении платежного поручения на уплату
госпошлины в строке «Банк получателя» указывается: ОПЕРУ
Центробанка РФ в г. Москве, МФО 191027, счет 100431.
Платежные поручения и квитанции представляются только с
подлинной отметкой банка. Ксерокопии и фотокопии платежных
поручений и квитанций на уплату госпошлины не могут быть
доказательством ее уплаты.
В соответствии с «Инструкцией по кассовому исполнению
государственного бюджета СССР» Государственного банка СССР от
26.11.84 N 27 при исполнении платежных поручений по перечислению
сумм государственной пошлины ответственный исполнитель учреждения
банка на лицевой или оборотной стороне экземпляра платежного
поручения, выдаваемого плательщику, обязан сделать надпись
следующего содержания: «Перечислено в доход бюджета . руб.
(прописью)». Эта отметка должна быть заверена главным бухгалтером

учреждения банка или его заместителем, поскольку на них
вышеуказанной Инструкцией возложено осуществление контроля за
перечислением государственной пошлины в доход федерального
бюджета. Также надпись должна быть скреплена оттиском круглой
печати учреждения банка.
Статьей 1 Закона «О государственной пошлине» установлено, что
плательщиками государственной пошлины являются юридические или
физические лица, в интересах которых специально уполномоченные
органы совершают действия и выдают документы, имеющие юридическое
значение.
Таким образом, практика перечисления государственной пошлины
по иску предприятия — истца другими лицами является неправомерной.
Согласно Закону «О государственной пошлине» ставки пошлины
определены в рублях. Следовательно, уплата государственной пошлины
также производится в рублях. Этот порядок предполагается сохранить
и в будущем.
Образцы платежного поручения и квитанции прилагаются.

Заместитель
Министра финансов РФ
С.Д.ШАТАЛОВ

Сергей Н 16 Сен 2012

Спасибо за отклики,у меня ситуация сходна с этой :

законодательства и судебной практики
Верховного Суда Российской Федерации
за первый квартал 2007 года

Информация для сведения
В связи с поступившим в Верховный Суд Российской Федерации письмом руководителя Федерального казначейства, в котором разъясняется порядок оформления платежных поручений, представляемых в качестве документов, подтверждающих оплату государственной пошлины бюджетными учреждениями при обращении этих органов с жалобами в суды общей юрисдикции, председателям областных и других соответствующих им судов было разослано письмо от 26 марта 2007 года № 2093-5/общ. с просьбой довести до сведения судей следующее.
«В соответствии со статьей 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при обращении в суд с иском к исковому заявлению должен быть приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины. Аналогичные требования установлены статьями 322, 339, 378 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при обращении в суд с апелляционными, кассационными, надзорными жалобами на судебные акты.
Статьей 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении. В информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 мая 2005 года № 91 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» арбитражным судам Российской Федерации рекомендовано обращать внимание на то, что доказательством уплаты государственной пошлины в безналичной форме является платежное поручение, на котором проставлены в поле «Списано со счета плательщика» дата списания денежных средств со счета плательщика (при частичной оплате — дата последнего платежа), в поле «Отметки банка» — штамп банка и подпись ответственного исполнителя (пункт 3.8 части 1 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденного указанием Центрального банка Российской Федерации от 3 октября 2002 года № 2-П (с последующими изменениями).
Между тем Инструкцией о порядке открытия и ведения органами Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденной приказом Министра финансов России от 22 января 2004 года № 142н (далее — Инструкция № 142н), не предусматривается представление органами Федерального казначейства обслуживаемым клиентам платежных поручений о перечислении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской’ Федерации с отметкой банка об их исполнении. Инструкцией № 142н предусмотрено выдавать клиентам платежные документы только с отметкой органа Федерального казначейства. Результатом данного противоречия является отказ ряда судебных органов некоторых субъектов Российской Федерации принимать к рассмотрению исковые заявления, жалобы на судебные решения бюджетных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, без наличия на платежном поручении об уплате государственной пошлины отметки банка о его исполнении.
В соответствии со статьями 215 и 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством. Для осуществления кассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает счета в Центральном банке Российской Федерации (с учетом статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации), на которых осуществляются все кассовые операции по исполнению бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 254 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение федерального бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов, открываемых в едином учетном регистре Федерального казначейства для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета.
Таким образом, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации федеральное учреждение не вправе иметь счета в Банке России или кредитной организации (далее — банк) для учета операций со средствами в валюте Российской Федерации (за исключением тех учреждений, которые имеют разрешение Министра финансов Российской Федерации на открытие таких счетов) и ему могут быть открыты только лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства. Соответственно клиентами учреждений Банка России являются не федеральные учреждения, а территориальные органы Федерального казначейства, которые ведут лицевые счета этих учреждений.
Особенности расчетно-кассового обслуживания банками счетов органов Федерального казначейства в условиях открытия в органах Федерального казначейства лицевых счетов главным распорядителям, распорядителям и получателям бюджетных средств определены Положением Банка России и Министерства финансов Российской Федерации от 20 мая 2004 года № 257-П/46н.
При этом территориальные органы Федерального казначейства осуществляют кассовые операции с бюджетными средствами и средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в соответствии с нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации и Банка России.
В соответствии с положениями указанных нормативных правовых актов платежные поручения по перечислению налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, плательщиками по которым являются бюджетополучатели, чьи лицевые счета открыты в органах Федерального казначейства, заполняются в соответствии с правилами, установленными Положением Банка России от 3 октября 2002 года № 2-П и приказом Министра финансов Российской Федерации от 24 ноября 2004 года №106н.
Согласно пункту 63 Инструкции № 142н, указанный орган Федерального казначейства уполномочен на всех платежных документах, поступивших в орган Федерального казначейства, ставить штамп органа Федерального казначейства с указанием даты дня, которым они должны быть исполнены.
В свою очередь, в соответствии с пунктом 69 Инструкции № 142н орган Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после подтверждения учреждением банка совершения операции выдает клиенту выписки из лицевых счетов по установленной форме и необходимые приложения к ним с отметкой органа Федерального казначейства об исполнении на каждом приложенном к выписке документе.
Учитывая вышеизложенные нормы, территориальные органы Федерального казначейства, проставляя на платежных поручениях штамп органа Федерального казначейства, являются уполномоченными органами на осуществление указанных действий, при этом они не имеют возможности осуществлять проставление штампа и подписи ответственного исполнителя банка на платежном поручении бюджетного учреждения, не являющегося владельцем счета, открытого в банке.
На основании вышеизложенного в целях недопущения распространения практики отказа судебных органов принимать к рассмотрению исковые заявления, жалобы на судебные решения бюджетных учреждений просим Вас довести до сведения судов общей юрисдикции соответствующие разъяснения, а именно, учитывая специфику обслуживания бюджетных учреждений в органах Федерального казначейства, возможность рассматривать представленные в рамках Инструкции № 142н органами Федерального казначейства платежные поручения в качестве надлежащего документа, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины».

Koren 17 Сен 2012

В 2013 году будет так:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 августа 2012 г. N 03-05-04-03/69
В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с Федеральным казначейством рассмотрено письмо по вопросу порядка принятия платежных документов по уплате государственной пошлины и порядка возврата государственной пошлины в случае допущения ошибок в платежном документе или в случае утери или порчи оригинала платежного документа и сообщается следующее.
В соответствии со «ст. 160.1» Бюджетного кодекса Российской Федерации решение об уточнении уплаченных платежей в бюджет принимает администратор доходов бюджета.
Согласно «п. 20» Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 05.09.2008 N 92н, возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется на основании Заявок на возврат («форма» по КФД 0531803), представленных администраторами доходов бюджета, в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня, следующего за днем их представления в орган Федерального казначейства.
Осуществление безналичных расчетов физическими лицами в валюте Российской Федерации на территории Российской Федерации регулируется «Положением» Банка России от 19.06.2012 N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» (далее — Положение N 383-П).
Согласно «п. 1.1» Положения N 383-П банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам и без открытия банковских счетов в соответствии с федеральным законом и нормативными актами Банка России.
В соответствии с «п. 1.23» Положения N 383-П банк обеспечивает возможность воспроизведения, в том числе по запросу, в электронном виде и на бумажных носителях (в формах, установленных для соответствующих распоряжений) принятых к исполнению и исполненных распоряжений в электронном виде.
С учетом изложенного считаем, что заявитель (плательщик) вправе запросить в банке воспроизведение на бумажном носителе исполненного распоряжения.
Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с «п. 3 ст. 333.18» Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2013 г. факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается также с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (далее — ГИС ГМП), предусмотренной Федеральным «законом» от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в ГИС ГМП, дополнительное подтверждение уплаты плательщиком государственной пошлины не требуется.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН

forum.yurclub.ru