Полезные статьи

Суда внутреннего и смешанного река-море плавания

1. Разработаны Санкт-Петербургской государственной медицинской академией им. Мечникова И.И. и Санкт-Петербургским государственным университетом водных коммуникаций.
2. Утверждены и введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 1998 г. N 16.
3. Введены взамен «Санитарных правил для речных судов СССР» N 4058-85, которые с выходом настоящих СанПиН утрачивают силу. Срок введения — с 1 июля 1998 года.

Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

«Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы (далее — санитарные правила) — нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности.
Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами» (статья 3).
«Санитарным правонарушением признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства РСФСР, в том числе действующих санитарных правил.
Должностные лиц и граждане РСФСР, допустившие санитарное правонарушение, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности» (статья 27).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Область применения

1.1.1. Настоящие Санитарные правила и нормы (далее СанПиН) распространяются на суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания и другие плавучие объекты (далее суда), независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, предназначенные для эксплуатации на внутренних водных путях России.
На проектируемые и строящиеся суда требования СанПиН распространяются с 01.01.99 г. Суда, построенные до введения настоящих СанПиН, должны быть приведены судовладельцами в соответствие с ними (при технической возможности) в сроки, согласованные органами Госсанэпиднадзора.
На частные спортивные, прогулочные суда, не занимающиеся коммерческой деятельностью и не использующие наемный экипаж, а также на суда, плавающие под военно-морским флагом, настоящие СанПиН распространяются только в части, касающейся предотвращения загрязнения водной среды.
На иностранные суда, периодически работающие на внутренних водных путях России, настоящие СанПиН распространяются в части предотвращения загрязнения водной среды и санитарной охраны территории России от заноса и распространения карантинных и других инфекций.
1.1.2. СанПиН устанавливают гигиенические требования, санитарные нормы и гигиенические нормативы:
1) при проектировании судовых помещений и их оборудования на новых и переоборудуемых судах;
2) при проектировании на новых и переоборудуемых судах судовых систем, устройств и оборудования, обеспечивающих защиту экипажа и пассажиров от воздействия вредных факторов судовой среды и предотвращение загрязнения водной среды;
3) к содержанию судовых помещений и их оборудованию в период эксплуатации судна;
4) к эксплуатации судовых систем, устройств и оборудования, обеспечивающих защиту от воздействия вредных факторов судовой среды и предотвращение загрязнения водной среды;
5) к перевозке отдельных видов грузов;
6) к организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за судами внутреннего и смешанного плавания.
1.1.3. СанПиН являются обязательными для:
1) проектно-конструкторских организаций, разрабатывающих проекты новых и переоборудуемых судов;
2) предприятий, строящих, переоборудующих, ремонтирующих и обслуживающих суда;
3) судовладельцев и судовой администрации (комсостава), осуществляющих эксплуатацию судов;
4) центров Госсанэпиднадзора, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор за проектированием, строительством (переоборудованием), приемкой и эксплуатацией судов.
5) организаций, проводящих аттестацию рабочих мест на судах, сертификацию и лицензирование.
1.1.4. Допускается, по согласованию с органами Госсанэпиднадзора, отступление от требований СанПиН для судов, имеющих одну из следующих характеристик:
1) длина менее 25 м,
2) осадка менее 1 м,
3) мощность главных двигателей менее 220 кВт,
4) дедвейт менее 320 т,
5) с динамическими принципами поддержания (СДПП),
6) скоростных водоизмещающих судов с проектной скоростью 30 км/ч и более.
1.1.5. Приведенные в настоящих СанПиН требования к перечню, размерам и оборудованию судовых помещений, а также к системам, устройствам и оборудованию, обеспечивающим обитаемость, защиту от вредных факторов судовой среды и предотвращение загрязнения окружающей среды, являются минимально необходимыми и обеспечивают допустимые по Р.2.2.013-94 (п. 1.4.9) условия труда и проживания на судне.
1.1.6. Лица, виновные в нарушении требований настоящих СанПиН, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, уголовной, гражданско-правовой и материальной ответственности в соответствии с законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и «Об охране окружающей природной среды» (п.п. 1.4.1 и 1.4.2).
1.1.7. Судовладельцы должны обеспечить наличие настоящих СанПиН на каждом судне, кроме эксплуатирующихся без экипажа.

1.2. Термины и определения

1.2.1. Судно — плавучее сооружение, предназначенное для перевозки грузов, пассажиров и выполнения других работ на водных объектах.
1.2.2. Грузовое судно — судно, предназначенное для перевозки грузов (сухогрузное, наливное, комбинированное, рефрижераторное и т.д.).
1.2.3. Наливное судно — грузовое судно, предназначенное для перевозки жидких грузов наливом.
1.2.4. Сухогрузное судно — грузовое судно, предназначенное для перевозки различных грузов (генеральных, контейнеров, леса, грузов насыпью, автомобилей с грузом и без груза и т.д.), кроме жидких грузов наливом.
1.2.5. Буксир-толкач — судно, предназначенное для буксировки или вождения методом толкания других судов и плавучих сооружений.
1.2.6. Пассажирское судно — судно, предназначенное для перевозки более 12 пассажиров.
1.2.7. Разъездное судно — судно, предназначенное для разъездных целей и перевозки не более 12 пассажиров.
1.2.8. Вспомогательное судно — судно, используемое для вспомогательных целей (рейдовое, лоцманское, спасательное, пожарное, ледокольное и т.п.).
1.2.9. Паром — судно, предназначенное для регулярной перевозки сухопутных транспортных средств и пассажиров между береговыми пунктами, расположенными на противоположных берегах.
1.2.10. Судно технического флота — судно, предназначенное для дноуглубительных и других работ по поддержанию в эксплуатационном состоянии внутренних водных путей, а также добычи нерудных строительных материалов, перегрузочных работ (черпаковые земснаряды, землесосы, грунтовые шаланды, обстановочные суда, перегружатели, плавкраны).
1.2.11. Судно-сборщик загрязнений (судно-сборщик) — судно, предназначенное для приема с других судов нефтесодержащих, сточных вод, мусора и других отходов для последующей передачи их на береговые очистные сооружения или специализированные очистные суда.
1.2.12. Специализированное очистное судно — самоходное или несамоходное судно, предназначенное для приема всех или части загрязнений, скапливающихся на судах, и последующей их обработки.
1.2.13. Судно с динамическим принципом поддержании (СДПП) — судно на подводных крыльях, на воздушной подушке, глиссирующие, экраноплан, с закритическими скоростями хода с воздушной каверной.
1.2.14. Скоростное водоизмещающее судно — судно, у которого проектная скорость 30 км/ч и более.
1.2.15. Стоечное судно — судно, постоянно эксплуатирующееся у берега с оборудованными надежными путями для эвакуации людей на берег (дебаркадеры, причальные понтоны, плавучие гостиницы, общежития, плавучие ремонтные мастерские) или предназначенные для выполнения специальных работ на рейдах (бункеровочные станции и т.п.).
1.2.16. Судно внутреннего плавания — судно, предназначенное для эксплуатации на внутренних водных путях.
1.2.17. Судно смешанного (река-море) плавания, судно смешанного плавания — судно, предназначенное для эксплуатации на внутренних водных путях и в морских районах, имеющее класс Морского Регистра Судоходства или Российского Речного Регистра.
1.2.18. Новое судно — судно, проект которого представлен на согласование в органы Госсанэпиднадзора, после введения в действие настоящих СанПиН.
1.2.19. Переоборудуемое судно — эксплуатируемое судно, которое в результате переоборудования изменяет частично или полностью свои характеристики (назначение, группу по п. 1.3., район плавания и т.п.) и его проект представляется на согласование в органы Госсанэпиднадзора после введения в действие настоящих СанПиН.
1.2.20. Судовладелец — владелец судна или любое другое юридическое или физическое лицо, представляющее интересы владельца судна во взаимоотношениях с органами Госсанэпиднадзора.
1.2.21. Экипаж судна — лица, внесенные в судовой штат, обеспечивающие управление, движение, живучесть и безопасность эксплуатации судна, включая персонал, обслуживающий как личный состав судна, так и пассажиров.
1.2.22. Командный состав — администрация судна — капитан (командир) и его помощники (штурманы), судовые механики (электромеханики), медработники, директор ресторана (на пассажирских судах).
1.2.23. Рядовой состав — члены экипажа, не входящие в состав администрации судна: матросы, мотористы, электрики, радисты, повара, проводники, официанты, буфетчики.
1.2.24. Пассажир — всякое лицо на борту судна, кроме капитана и членов экипажа и других лиц, работающих или имеющих какие-либо занятия, связанные с эксплуатацией этою судна (специальный персонал).
1.2.25. Пассажировместимость — количество пассажиров, определяемое по числу спальных мест (каютные пассажиры) и числу постоянных мест для сидения (внекаютные пассажиры).
1.2.26. Жилые помещения — каюты экипажа и пассажиров.
1.2.27. Общественные помещения — столовые, кают-компании, рестораны, буфеты, бары, салоны для отдыха, пассажирские салоны.
1.2.28. Помещения медицинского назначения — медицинская каюта, изолятор, амбулатория.
1.2.29. Дежурные помещения — помещения на судах 3-й группы, предназначенные для отдыха экипажа, в которых созданы условия для подогрева и приема пищи.
1.2.30. Служебные помещения — помещения, предназначенные для выполнения работ по управлению судном, связи и контроля за работой механизмов.
1.2.31. Машинные помещения — помещения, в которых расположены главные и вспомогательные механизмы, котлы, насосы, генераторы, оборудование для вентиляции и кондиционирования воздуха, пункты для приема топлива, мастерские и другие подсобные помещения, а также шахты этих помещений.
1.2.32. Центральный пост управления энергетической установкой (ЦПУ) — помещение, в котором расположены органы дистанционного управления главными и вспомогательными механизмами, движителями, контрольно-измерительные приборы, приборы аварийно-предупредительной сигнализации и средства связи.
1.2.33. Постоянная вахта — режим труда, при котором персонал осуществляет техническое обслуживание судовой техники, находясь в машинных помещениях в течение всего вахтенного времени.
1.2.34. Периодически безвахтенное обслуживание — режим труда, при котором управление судовой энергетической установкой осуществляется без вахты в машинных помещениях при периодическом техническом обслуживании судовой техники на ходу и во время стоянки судна.
1.2.35. Безвахтенное обслуживание — режим труда, при котором управление судовой энергетической установкой осуществляется без вахты в машинных помещениях при техническом обслуживании судовой техники только во время стоянки судна.
1.2.36. Санитарный узел (санузел) — санитарно-гигиеническое помещение, имеющее унитаз и умывальник.
1.2.37. Санитарный блок (санблок) — санитарно-гигиеническое помещение, имеющее унитаз, умывальник и душ.
1.2.38. Спецодежда — рабочая одежда экипажа для выполнения судовых работ, связанных с загрязнением и неблагоприятными метеорологическими условиями.
1.2.39. Санодежда — одежда работников пищеблока для работы с пищевыми продуктами.
1.2.40. Сточные воды — воды, отводимые после использования в бытовой и производственной деятельности человека: стоки от унитазов и писсуаров, из раковин и шпигатов медицинских помещений, из помещений, в которых содержатся животные, прочие стоки, если они перемешаны с указанными выше, в том числе от умывальников, душей, прачечных и камбуза.
1.2.41. Нефтесодержащие воды — воды, скапливающиеся под настилом машинных и котельных отделений, и другие воды, содержащие нефтепродукты.
1.2.42. Мусор — все виды бытовых, пищевых и эксплуатационных отходов, которые образуются в результате жизнедеятельности людей и технической эксплуатации судна.
1.2.43. Судовые установки для приготовления питьевой воды из забортной (станции ППВ) — судовое оборудование, предназначенное для очистки и обеззараживания забортной воды и приготовления из нее воды питьевого качества, соответствующей требованиям ГОСТ 29183-91 (п. 1.4.18).
1.2.44. Судовые водоохранные технические средства:
1) установки очистки и обеззараживания сточных вод (станции ООСВ) — судовое оборудование, в котором сточные воды подвергаются очистке и обеззараживанию;
2) установки очистки нефтесодержащих вод (станции ОНВ) — судовое оборудование, в котором нефтесодержащие воды подвергаются очистке;
3) установки для утилизации мусора (печи-инсинераторы) — судовое оборудование для сжигания мусора;
4) сборные цистерны сточных вод и нефтесодержащих вод судовые цистерны, в которых накапливаются указанные воды для последующей их обработки на судовых водоохранных технических средствах или передачи их на внесудовые водоохранные технические средства;
5) устройства для сбора мусора — емкости, баки, контейнеры, бункеры для сбора и хранения мусора.
1.2.45. Внесудовые водоохранные технические средства (приемные устройства в пунктах сбора загрязнений):
1) суда-сборщики загрязнений (п. 1.2.11);
2) специализированные причалы для приема сточных вод и мусора;
3) специализированные очистные суда для приема и обработки части или всех загрязнений, скапливающихся на судах (п. 1.2.12).

1.3. Классификация судов

1.3.1. Требования настоящих СанПиН зависят от группы судна последующей классификации, характеризуемой временем пребывания человека на судне в соответствии с «Положением о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов речного флота», т.е. продолжительностью воздействия на организм человека факторов судовой среды.
1.3.1.1. I группа — суда внутреннего и смешанного плавания, на которых экипаж постоянно работает и проживает на судне в течение всего времени навигации (более 40 часов).
1.3.1.2. II группа — суда внутреннего плавания, совершающие короткие рейсы и обслуживаемые бригадным методом, при котором часть экипажа в течение навигации периодически работает и проживает на судне (до 40 часов), а часть — отдыхает на берегу.
1.3.1.3. III группа — суда внутреннего плавания внутригородских, пригородных линий, рейдовые, вспомогательные, т.е. на которых экипаж находится только во время работы, а проживает на берегу.
1.3.2. Суда технического флота, плавкраны и другие подобные объекты относятся к I, II или III группам по признакам, указанным в п. 1.3.1.
1.3.3. Разъездные суда не подвергаются классификации, указанной в п. 1.3.1.Санитарные требования к их проектированию уточняются в каждом отдельном случае при согласовании проекта с органом Госсанэпиднадзора.
1.3.4. Стоечные суда: дебаркадеры, плавучие общежития, плавучие мастерские, плавучие гостиницы в части, касающейся работы персонала и проживания людей, классифицируются по признакам, указанным в п. 1.3.1., но по вопросам, связанным с предотвращением загрязнения водной среды, при их проектировании следует дополнительно руководствоваться СанПиН 4630-88 и СанПиН 4631-88 (п.п. 1.4.13 и 1.4.14), а установка конкретного судна должна согласовываться также с территориальными органами Госсанэпиднадзора.

1.4. Нормативные ссылки

1.4.1. Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19.04.91 г.
1.4.2. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.91 г.
1.4.3. Положение о порядке разработки, утверждения, издания, введения в действие федеральных, республиканских и местных санитарных правил, а также о порядке действия на территории РСФСР общесоюзных санитарных правил, утвержденное постановлением Совета министров РСФСР от 01.07.91 г. N 375.
1.4.4. Государственная система санитарно-эпидемиологического нормирования Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению и оформлению санитарно-гигиенических и эпидемиологических нормативных и методических документов. Р.1.1.004-94 г.
1.4.5. Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.94 г. N 625.
1.4.6. Постановление Госкомсанэпиднадзора РФ от 05.01.93 N 1 о введении в действие «Положения о порядке выдачи гигиенических сертификатов на продукцию».
1.4.7. Перечень гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, выполняемых учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ в рамках первичной медико-санитарной помощи населению, утвержден Председателем Госкомсанэпиднадзора 21.10.93 г.
1.4.8. Перечни действующих медицинских сертификатов полимерных материалов, а также видов продукции, допущенных к применению в судостроении и судоремонте:
1.4.8.1. Перечень, утвержденный Зам. Главного государственного санитарного врача РФ 28.10.93 г.;
1.4.8.2. Перечень от 11.09.95 N 09 РЦ-29-4-718;
1.4.8.3. Перечень от 20.05.96 N 09 РЦ-29-2-549;
1.4.8.4. Перечень различных групп и видов продукции, разрешенных для применения в России, Раздел 6 «Материал для судостроения» 1990-1994 г.г.
1.4.9. Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов среды, тяжести и напряженности трудового процесса Р.2.2.013-94 г.
1.4.10. Нормы искусственного освещения на судах речного флота N 2109-79, утвержденные Главным санитарным врачом СССР 10.12.79.
1.4.11. Санитарные правила и нормы «Электромагнитные излучения диапазона радиочастот (ЭМИ РЧ)» (СанПиН 2.2.4/2.1.8.055-96).
1.4.12. Правила по санитарной охране территории СССР от заноса и распространения карантинных и других инфекционных заболеваний, введенные в действие приказом Минздрава СССР от 18.10.73 N 822.
1.4.13. Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения (СанПиН 4630-88).
1.4.14. Санитарные правила и нормы охраны прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения (СанПиН 4631-88).
1.4.15. Санитарные правила по хранению, транспортировке и применению пестицидов (ядохимикатов) в сельском хозяйстве (СН N 1123-73)
1.4.16. Санитарные правила «Порядок накопления, транспортировка, обезвреживания и захоронения токсичных и промышленных отходов» (СН N 3183-84).
1.4.17. Правила предотвращения загрязнения внутренних водных путей сточными и нефтесодержащими водами с судов (ПР-152-002-95).
1.4.18. ГОСТ 29183-91 «Вода для хозяйственно-питьевого обеспечения судов. Требования к качеству».
1.4.19. ГОСТ 17.2.4.04-82 «Охрана природы. Атмосфера. Нормирование внешних шумовых характеристик судов внутреннего и прибрежного плавания».
1.4.20. «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений» (СанПиН 2.2.4.548-96).
1.4.21. ГОСТ 12.2.049-80 «Оборудование производственное. Общие эргономические требования».
1.4.22. ГОСТ 22269-76 «Рабочее место оператора. Взаимное расположение элементов рабочего места. Общие эргономические требования».
1.4.23. ГОСТ 12.4.123-83 «Средства коллективной защиты от инфракрасного облучения».
1.4.24. ГОСТ 12.2.098-84 «Кабины звукоизолированные. Общие требования».
1.4.25. ГОСТ 12.4.051-78 «Средства индивидуальной защиты органа слуха. Общие технические условия».
1.4.26. ГОСТ 12.1.029-80 «Средства и методы защиты от шума».
1.4.27. ГОСТ 24389-80 «Расчетные параметры воздуха и расчетная температура забортной воды».
1.4.28. «Методические рекомендации по охране окружающей среды при применении, хранении и транспортировке пестицидов и минеральных удобрений». Утверждены Госкомприроды 11.12.90 г.
1.4.29. Российский Речной Регистр. Правила (в 3-х т.) 1995 г., в том числе «Правила экологической безопасности судов внутреннего и смешанного плавания».
1.4.30. «Методика определения составляющих параметров микроклимата по заданному значению результирующей температуры» N 3924-85.
1.4.31. «Инструктивно-методические указания по гигиеническому контролю за эксплуатацией систем кондиционирования воздуха на судах», N 1188-74.

2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ, СТРОИТЕЛЬСТВО, ПЕРЕОБОРУДОВАНИЕ СУДОВ

2.1. Судовые помещения

2.1.1. Общие требования

2.1.1.1. К судовым помещениям относятся:
— Жилые и общественные помещения для экипажа.
— Жилые и общественные помещения для пассажиров.
— Помещения пищеблока для экипажа.
— Помещения пищеблока для пассажиров.
— Санитарно-бытовые помещения.
— Санитарно-гигиенические помещения.
— Помещения медицинского назначения.
— Служебные и машинные помещения.
— Грузовые помещения.
2.1.1.2. При проектировании помещений, указанных в п. 2.1.1.1, должны быть предусмотрены технические мероприятия, обеспечивающие необходимые санитарно-гигиенические условия труда и проживания экипажа и пассажиров, указанные в соответствующих разделах СанПиН.
2.1.1.3. При проектировании общего расположения судна следует предусматривать в качестве одной из эффективных мер защиты экипажа и пассажиров от воздействия вредных факторов судовой среды, максимально возможное удаление жилых, общественных и медицинских помещений от источников шума и вибрации, источников выделения избыточной теплоты, вредных излучений и вредных веществ.
2.1.1.4. При необходимости размещения жилых и общественных помещений экипажа и пассажиров над топливными цистернами или рядом с ними должен предусматриваться горизонтальный коффердам высотой не менее 600 мм или вертикальный коффердам шириной в одну шпацию.
2.1.1.5. Все судовые помещения, где постоянно или временно находятся люди, должны быть оборудованы системами отопления, вентиляции, освещения.
На судах I, II групп, предназначенных для эксплуатации в Центральном и Южном речных бассейнах, с мощностью главных двигателей более 1500 кВт, а также на судах I группы, предназначенных для эксплуатации без ограничения бассейна при круглогодичной навигации, вместо систем отопления и вентиляции должна предусматриваться система кондиционирования воздуха в жилых и общественных помещениях экипажа, в служебных и медицинских помещениях.
2.1.1.6. Минимальная высота кают экипажа и пассажиров должна предусматриваться:
— при одноярусном расположении коек — 2,0 м,
— при двухъярусном расположении коек — 2,2 м.
2.1.1.7. Койки в каютах экипажа и пассажиров по высоте должны располагаться в соответствии со следующими нормами:
а) койка в каюте с одноярусным расположением и нижняя койка при двухъярусном расположении — 400 мм от палубы;
б) верхняя койка на расстоянии не менее 800 мм от нижней;
в) расстояние верхней полки от подволоки каюты не менее 800 мм.
2.1.1.8. Ширина проходов в каютах должна предусматриваться:
а) в одноместных каютах — между койкой и переборкой — не менее 700 мм;
б) в двухместных каютах — между параллельно установленными койками (при одноярусном расположении) и между койками и переборкой (при двухъярусном расположении) — не менее 800 мм.
в) в трех-четырехместных каютах — между параллельно установленными койками (при двухъярусном расположении) — не менее 850 мм.
2.1.1.9. Внутренние размеры коек должны быть не менее 2000 x 800 мм. Койки должны иметь свободный доступ не менее, чем на 2/3 их длины. К верхней койке должен быть предусмотрен удобный подъем.
2.1.1.10. Каюты должны быть оборудованы шкафом для одежды, столом, стульями, вешалкой, полочками и т.п. Размеры судовой мебели должны соответствовать требованиям действующих стандартов.
2.1.1.11. Материалы, используемые для отделки судовых помещений, должны быть моющимися, не портиться при проведении дезинфекции и другой специальной обработки, препятствовать проникновению грызунов и размножению насекомых. Полимерные материалы, используемые для изоляции и отделки, должны иметь гигиенический сертификат, допускающий применение их на судах с учетом насыщенности в объеме помещения (п. 2.3.4.).
2.1.1.12. При проектировании судовых помещений, в которых отсутствует кондиционирование воздуха, должны быть предусмотрены мероприятия, предотвращающие проникновение в них летающих насекомых (мух, комаров, москитов и т.п.), — специальные сетки, устанавливаемые на окнах, иллюминаторах, наружных дверных проемах, приточных отверстиях системы искусственной вентиляции.
2.1.1.13. При проектировании судовых помещений должны быть выполнены следующие мероприятия по предупреждению проникновения в них грызунов:
1. Переборки, палубы, настилы помещений не должны иметь сквозных отверстий и щелей.
2. У труб, покрытых изоляцией, в местах их прохода через палубы и переборки, изоляция должна быть защищена металлической сеткой от порчи грызунами.
3. При размещении оборудования, прокладке трубопроводов и кабелей, установке мебели и инвентаря не должно оставаться труднодоступных мест, способствующих проникновению грызунов.
4. Двери помещений должны быть плотно пригнанными; в помещениях пищеблока низ дверей и деревянные провизионные лари должна быть обиты металлическими листами.
5. Наружные отверстия вентиляции должны быть закрыты решетками с размером ячейки не более 12 мм.

2.1.2. Жилые и общественные помещения для экипажа

2.1.2.1. Для проживания, отдыха и питания экипажа должны предусматриваться:
а) на судах I и II групп — каюты с индивидуальными спальными местами и столовая — кают-компания.
б) на судах III группы — дежурное помещение.

Примечания 1. На судах 1 группы с экипажем не более 5 человек столовая — кают-компания может не предусматриваться и для питания экипажа используется камбуз, площадь которого увеличивается с целью размещения обеденного стола.

2. На судах II группы с экипажем до 6 человек (на судне постоянно — не более 4 человек) вместо кают и столовой- кают-компании может предусматриваться дежурное помещение.
3. На судах III группы, предназначенных для внутригородских линий, дежурное помещение может не предусматриваться.

2.1.2.2. На судах I группы количество спальных мест должно быть не менее минимальной численности экипажа, предусмотренной проектом.
На судах II группы, обслуживаемых бригадным методом, количество спальных мест должно быть не менее численности экипажа, который, согласно проекту, будет находиться на судне.
2.1.2.3. На пассажирских судах I и II групп жилые помещения экипажа должны быть отделены от пассажирских помещений. Допускается размещение членов экипажа, обслуживающих пассажиров (проводники, официанты и т.п.), в каютах, расположенных в пассажирских отсеках.
2.1.2.4. Командный состав судов I и II групп размещается в одно и двухместных каютах при одноярусном расположении коек.
Рядовой состав судов I группы может размещаться в двухместных каютах с двухъярусным расположением коек.
Рядовой состав судов II группы может размещаться в трех и четырехместных каютах при двухъярусном расположении коек.
Минимальные площади кают должны приниматься в соответствии со значениями, приведенными в таблице 2.1.

www.referent.ru

Суда внутреннего и смешанного река-море плавания

Приказ Минтранса РФ от 1 ноября 2002 г. N 136

«Об утверждении Положения о классификации судов внутреннего и смешанного (река — море) плавания»

1. Утвердить прилагаемое Положение о классификации судов внутреннего и смешанного (река — море) плавания (далее — Положение), осуществляемой федеральным государственным учреждением «Российский Речной Регистр».

2. Федеральному государственному учреждению «Российский Речной Регистр» (Н.А.Ефремову) привести в соответствие с настоящим Положением правила и иные нормативно-технические акты, применяемые в классификационной деятельности федерального государственного учреждения «Российский Речной Регистр».

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Н.Г.Смирнова.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 ноября 2002 г.

Регистрационный N 3932

о классификации судов внутреннего и смешанного (река — море) плавания

(утв. приказом Минтранса РФ от 1 ноября 2002 г. N 136)

2. Порядок применения правил

4. Техническое наблюдение

5. Освидетельствование судов в эксплуатации

7. Принципы классификации судов

Приложение N 1. Указания по определению вместимости

Приложение N 2. Характеристики нормативных высот волн применительно к

основному символу класса судна

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок осуществления классификации судов внутреннего и смешанного (река — море) плавания (далее — классификационная деятельность) федеральным государственным учреждением «Российский Речной Регистр» (далее — Речной Регистр).

1.2. В своей классификационной деятельности Речной Регистр руководствуется настоящим Положением, разрабатываемыми и издаваемыми им правилами, содержащими требования к судам при их проектировании, постройке, ремонте и эксплуатации, а также к материалам и изделиям, предназначенным для установки на судах, и иными нормативно-техническими актами (далее — правила).

1.3. Целью классификационной деятельности Речного Регистра является обеспечение технической безопасности плавания судов, указанных в пункте 1.5 настоящего Положения, в соответствии с их назначением, охраны жизни и здоровья пассажиров и судовых экипажей, сохранности перевозимых на судах грузов, экологической безопасности судов.

1.4. Для достижения цели, указанной в пункте 1.3 настоящего Положения, классификационная деятельность включает в себя разработку и издание правил, рассмотрение и согласование технической документации, техническое наблюдение за изготовлением материалов и изделий, постройкой судов с присвоением им класса, а также подтверждение, возобновление и восстановление класса на основании результатов предписанных правилами освидетельствований за весь период эксплуатации каждого судна до его списания с оформлением и выдачей соответствующих документов.

1.5. Объектами классификационной деятельности Российского Речного Регистра являются самоходные суда внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 кВт, несамоходные суда вместимостью (приложение N 1 к настоящему Положению) не менее чем 80 т, все пассажирские и наливные суда, паромные переправы и наплавные мосты на внутренних водных путях, суда смешанного (река — море) плавания (пункт 1 статьи 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации*).

1.6. По заявкам организаций Речной Регистр может осуществлять классификационную деятельность применительно к объектам, не перечисленным в пункте 1.5 настоящего Положения.

1.7. Работы, выполняемые Речным Регистром в рамках классификационной деятельности, осуществляются на возмездной основе.

1.8. Организации, занимающиеся проектированием, постройкой, переоборудованием, модернизацией и ремонтом судов, изготовлением и ремонтом изделий и изготовлением материалов для установки на судах, выполняющие работы, результаты которых используются Речным Регистром при проведении освидетельствований, а также испытательные лаборатории получают от Речного Регистра свидетельство о признании, удостоверяющее, что данная организация изготавливает продукцию, выполняет работы и/или оказывает услуги в соответствии с требованиями правил.

Освидетельствования организаций с этой целью проводятся Речным Регистром один раз в два года.

2.1. Суда, материалы и изделия, техническая документация которых представляется на согласование Речному Регистру после вступления в силу правил или изменений, внесенных в правила, должны отвечать требованиям этих правил и изменений. К судам в постройке, материалам и изделиям, техническая документация на которые согласована Речным Регистром до вступления в силу правил, применяется та редакция правил, которая действовала на момент согласования этой документации, если иное не указано в соответствующих частях или разделах правил.

2.2. На суда в эксплуатации распространяются требования той редакции правил, по которой они были построены, если в последующих изданиях правил и бюллетенях дополнений и изменений к правилам, выпущенных после издания правил, не указано иное.

2.3. Восстановление или переоборудование судна в эксплуатации должно быть осуществлено в соответствии с требованиями вновь изданных правил в той мере, насколько это целесообразно и технически обосновано.

2.4. Речной Регистр в отдельных случаях может допускать применение конструкций, материалов и изделий, а также принимать решения, которые в той или иной мере не отвечают требованиям правил, при условии, что ему будут представлены необходимые обоснования (расчеты, результаты экспериментальных исследований, опыты эксплуатации и другие данные), доказывающие, что указанные конструкции, материалы, изделия или принимаемые решения являются с точки зрения безопасности не менее эффективными, чем те, которые регламентированы правилами.

2.5. Если конструкция судна, его элементов или примененные материалы не могут быть признаны достаточно проверенными в эксплуатации, Речной Регистр может предложить проведение специальных испытаний, сократить сроки между периодическими освидетельствованиями, увеличить объем этих освидетельствований или наложить ограничения на условия эксплуатации судна. Ограничения снимаются после получения удовлетворительных результатов испытаний в процессе эксплуатации.

2.6. Речной Регистр имеет право при невыполнении требований, указанных в правилах, запрещать эксплуатацию судов, судовых механизмов, устройств и технических средств, а также не выдавать или аннулировать ранее выданные им разрешающие эксплуатацию судов документы.

3. Рассмотрение и согласование технической документации

3.1. Речной Регистр рассматривает и согласовывает техническую документацию на постройку, переоборудование, модернизацию и ремонт судов, изготовление и ремонт изделий и изготовление материалов для установки на судах (технические проекты, рабочую документацию, технические условия, стандарты и другие нормативно-технические документы), а также согласовывает компьютерные программы, используемые для целей проектирования и при эксплуатации судов.

Типовые перечни технической документации, представляемой на согласование в Речной Регистр, приводятся в правилах.

3.2. Техническая документация разрабатывается и представляется на рассмотрение до начала постройки (изготовления) объекта.

Документы представляются Речному Регистру в виде подлинников, дубликатов или копий. Документы должны содержать все необходимые данные для проверки выполнения требований правил.

3.3. В случае применения принципиально новых решений Речному Регистру могут быть представлены на рассмотрение техническое задание, техническое предложение, эскизный проект, а также опытно-конструкторские и научно-исследовательские проработки. Такие документы согласованию не подлежат. По результатам их рассмотрения составляется письмо-заключение (отзыв) Речного Регистра.

3.4. Согласование технической документации любым структурным подразделением Речного Регистра действительно для всех иных подразделений Речного Регистра. Это согласование может быть (при наличии оснований) отменено или изменено только подразделением, согласовавшим документацию, а также вышестоящим (по подчиненности) структурным подразделением.

Техническая документация, согласованная одним из подразделений Речного Регистра, принимается другими подразделениями для осуществления технического наблюдения без дополнительного согласования, если по условиям производства в конкретной организации не требуется корректировка этой документации.

3.5. Изменения, вносимые в ранее согласованную техническую документацию, должны быть согласованы с тем структурным подразделением Речного Регистра, которое рассматривало техническую документацию.

3.6. Изменения, вносимые в рабочую документацию в процессе ее разработки, согласовывает та инспекция Речного Регистра (далее — инспекция), которая согласовала рабочую документацию.

Все отступления от согласованной рабочей документации, возникшие в процессе постройки судна, изготовления, ремонта изделия или изготовления материала для установки на судах, согласовываются инспекцией, ведущей наблюдение за постройкой судна, изготовлением или ремонтом изделия или изготовлением материала соответственно. Однако за этой инспекцией сохраняется право передавать те или иные отступления принципиального характера на согласование тому подразделению Речного Регистра, которое рассматривало проект.

3.7. Речной Регистр не проверяет правильность выполнения вычислительных операций при расчете, в том числе по согласованным с Речным Регистром программам, а рассматривает конечные результаты расчетов. Расчеты должны выполняться в соответствии с указаниями правил или методиками, согласованными с Речным Регистром.

В отдельных случаях Речной Регистр может провести дополнительную экспертизу достоверности конечных результатов расчетов.

3.8. При наличии в технической документации решений, отличающихся от регламентируемых правилами (отступлений), проектная организация представляет перечень таких решений с изложением их существа и технических обоснований. В своем заключении по проекту Речной Регистр сообщает о принятых решениях по представленному перечню. Отступления, не внесенные в перечень, согласованными не считаются, и Речной Регистр может потребовать их устранения на любой последующей стадии проектирования, постройки или изготовления объектов.

3.9. Вся документация, представляемая в Речной Регистр на рассмотрение, является конфиденциальной и может передаваться третьей стороне только с письменного согласия ее владельца.

3.10. Срок действия согласования Речного Регистра на техническую документацию судна составляет не более 6 лет. По истечении этого срока или в том случае, когда перерыв между датами согласования документации и начала постройки превышает 3 года, документация подлежит корректировке с целью учета изменений в правилах, произошедших за указанное время. В обоснованных случаях Речной Регистр может продлить срок действия технической документации без ее корректировки. Объем корректировки должен быть согласован с Речным Регистром.

3.11. Согласование технической документации на ремонт, модернизацию и переоборудование судов осуществляется, как правило, без ограничения срока.

Согласование стандартов и других нормативных документов, за исключением технических условий на материалы и изделия, Речной Регистр выполняет на срок их действия. Технические условия согласовываются на 6 лет. По окончании срока действия документация подлежит согласованию с Речным Регистром, в ходе которого проверяется ее соответствие требованиям действующих правил.

4.1. Техническое наблюдение является составной частью классификационной деятельности и включает в себя поэтапные проверки выполнения правил в процессе постройки, переоборудования, модернизации, ремонта судов и их элементов, изготовления и ремонта изделий (механизмов, оборудования, устройств, предметов снабжения) и изготовления материалов для установки на судах.

К элементам судна относятся регламентируемые правилами структурные части судна: корпус, надстройки, судовые устройства, оборудование, предметы снабжения, средства противопожарной защиты, двигатели, котлы, системы, теплообменные аппараты, сосуды под давлением, палубные механизмы, электрическое оборудование, радио- и навигационное оборудование, холодильные установки, средства автоматизации, грузоподъемные устройства, оборудование экологической безопасности.

4.2. Техническое наблюдение Речного Регистра осуществляется по заявкам организаций на договорной основе.

4.3. Номенклатура объектов технического наблюдения, объем и методы проверок, измерений и испытаний устанавливаются правилами и в каждом случае подлежат уточнению при заключении договора с учетом конкретных условий производства. К договору прилагается перечень контрольных проверок объектов и технологических операций, обязательных для предъявления инспекции после контроля персоналом организации и оформления им соответствующих документов.

4.4. Организация создает представителю Речного Регистра (далее — инспектор) необходимые условия для осуществления технического наблюдения, а именно:

1) представляет необходимую для работы техническую документацию, в том числе документы контроля качества продукции, а также необходимый инструмент и спецодежду;

2) готовит объекты к проведению проверок в необходимом объеме;

3) обеспечивает безопасность проведения инспектором технического наблюдения;

4) обеспечивает присутствие должностных лиц, уполномоченных предъявлять инспектору объекты к проверкам;

5) своевременно извещает инспектора о времени и месте проведения проверок и испытаний объектов.

При несоблюдении организацией условий проведения технического наблюдения инспектор вправе отказаться от проверок и участия в испытаниях, письменно мотивировав свой отказ.

4.5. Речной Регистр может поручить техническому персоналу организации проведение контрольных испытаний или части их с целью проверки соответствия материалов и изделий правилам.

В этом случае права и обязанности организации и Речного Регистра устанавливаются соглашением сторон.

4.6. Материалы и изделия (объекты технического наблюдения, перечисленные в пункте 4.3 настоящего Положения) допускаются к установке на судах только при наличии документов Речного Регистра или документов другой классификационной организации, выданных по поручению Речного Регистра. При отсутствии такого поручения возможность признания сертификатов другой классификационной организации является предметом специального рассмотрения Речным Регистром.

4.7. По согласованию с Главным управлением Речного Регистра вместо выдачи документов Речного Регистра допускается подтверждение документов организации-изготовителя на материалы и изделия массового выпуска, включая сменно-запасные части, путем подписания их инспектором и постановки его личного штампа.

4.8. Новые и впервые предъявляемые Речному Регистру типовые материалы и изделия должны быть одобрены Речным Регистром для применения по назначению с оформлением сертификата об одобрении типового материала или изделия в установленном правилами порядке.

5.1. Освидетельствование судов в эксплуатации является составной частью классификационной деятельности, заключается в проверке соответствия судна правилам и включает в себя как минимум:

проверку наличия согласованной технической документации, сертификатов на материалы и комплектующие изделия, актов службы технического контроля организации, актов судовладельца, актов предыдущих освидетельствований;

наружный осмотр, измерения, проверку в действии и испытания;

оформление и выдачу документов Речного Регистра.

5.2. Каждое судно, указанное в пункте 1.5 настоящего Положения, ставится на классификационный учет инспекции:

1) после постройки судна;

2) после смены пункта приписки и перехода в связи с этим в район деятельности другой инспекции;

3) при переходе в класс Речного Регистра из класса другой классификационной организации;

4) если судно ранее было снято с учета или не состояло на учете какой-либо инспекции;

5.3. Снятие судна с классификационного учета инспекции производится:

2) при передислокации к новому пункту приписки в районе деятельности другой инспекции;

3) при переходе в класс другой классификационной организации;

4) в том случае, когда судно не предъявлялось к освидетельствованию более двух лет при отсутствии обоснованной просьбы судовладельца;

5) при смене судовладельца.

Снятие судна с учета инспекции, за исключением случая, указанного в п.п. 4 пункта 5.3, производится по заявке судовладельца, в которой должна быть указана причина снятия судна с учета.

5.4. Судовладелец предъявляет суда, состоящие на классификационном учете Речного Регистра, к освидетельствованию в сроки, указанные в документах, выдаваемых на судно Речным Регистром.

5.5. Освидетельствование судов, за исключением вызовов при аварийных случаях, осуществляется по предварительным заявкам, направляемым инспектору или в инспекцию не менее чем за сутки до освидетельствования.

Инспектор может отказаться от освидетельствования, если судно или его элемент окажутся не подготовленными к освидетельствованию. В этом случае инспектор должен в письменной форме (в акте или извещении) изложить причины отказа.

5.6. При всех видах освидетельствований инспектор уполномочен принимать решения в соответствии с правилами.

Решения, отличающиеся от регламентированных правилами, должны быть согласованы с начальником инспекции.

5.7. На судне должен храниться акт о проверке судовладельцем пригодности судна к эксплуатации перед началом навигации.

5.8. Все работы, связанные с подготовкой к освидетельствованию и испытаниям элементов судна, производимые перед предъявлением судна к освидетельствованию, а также работы, необходимые для определения технического состояния элементов судна (полная или частичная разборка конструкции, вскрытие сланей, зашивки и изоляции, определение параметров износов и деформаций, расчеты, измерения и т.п.), выполняются силами и/или за счет судовладельца.

В обоснованных случаях судовладелец может, а в предписанных правилами случаях обязан поручить дефектацию того или иного элемента судна организации, имеющей свидетельство о признании на соответствующий вид деятельности, выданное Речным Регистром.

В случае расхождения результатов выборочного контроля, проведенного инспектором, с данными измерений, представленных судовладельцем, инспектор вправе потребовать проведения всех необходимых измерений повторно.

5.9. При освидетельствовании судовладелец обеспечивает присутствие лиц командного состава, ответственных за состояние проверяемых элементов судна.

Регулировку и пломбирование предохранительных клапанов котлов и сосудов под давлением выполняет судовладелец.

5.10. При всех видах освидетельствований судовладелец и/или командный состав судна сообщают инспектору обо всех замеченных дефектах, случаях отказов элементов судна в период между предыдущим и проводимым освидетельствованиями, а также об изменениях в составе оборудования и снабжения, ремонтах, проведенных в этот же период, предъявляют необходимые документы, акты предыдущих освидетельствований, техническую документацию и предписанные правилами акты проверок и испытаний элементов судна.

5.11. О повреждениях судна судовладелец незамедлительно уведомляет инспекцию, в границах деятельности которой произошло повреждение, и предъявляет судно для освидетельствования независимо от того, привело повреждение к транспортному происшествию или нет. Инспекция может не проводить освидетельствование, если повреждение не привело к транспортному происшествию, выводу судна из эксплуатации и может быть устранено в судовых условиях в короткий срок.

5.12. Судно, подлежащее разовому переходу через бассейны, существенно отличающиеся от района плавания, предусмотренного классом судна, подготавливается судовладельцем к такому переходу в соответствии с требованиями правил под техническим наблюдением Речного Регистра с оформлением им свидетельства на разовый переход.

5.13. Непассажирское судно может быть признано Речным Регистром пригодным для перевозки организованных групп людей (доставка к месту работы и обратно) по заявке судовладельца при условии специального дооборудования такого судна в соответствии с требованиями правил, наличии информации об остойчивости и непотопляемости судна.

5.14. Судно может быть признано Речным Регистром пригодным для перевозки грузов, не предусмотренных судовыми документами, если судовладелец представит техническую документацию, подтверждающую возможность безопасной перевозки данного груза и содержащую описание дополнительных конструктивных мер, способов закрепления груза, дополнений к инструкции по загрузке и разгрузке, а также к информации об остойчивости и непотопляемости судна.

5.15. Всякие изменения, касающиеся материалов, изделий и конструкций судна, на которые распространяются требования правил, согласовываются с Речным Регистром до их реализации.

6. Документы речного регистра

6.1. При осуществлении классификационной деятельности Речной Регистр выдает документы, предписанные законодательством Российской Федерации и правилами.

6.2. Документы Речного Регистра выдаются на основании положительных результатов освидетельствования объекта.

6.3. Речной Регистр может признавать полностью или частично документы, выданные другими классификационными организациями.

6.4. При оформлении документов, выдаваемых Речным Регистром, допускается использование только установленных Главным управлением Речного Регистра образцов бланков, штампов и печатей.

6.5. В случае несогласия с решением инспектора судовладелец или организация могут апеллировать к начальнику инспекции. Решение начальника инспекции может быть обжаловано в Главном управлении Речного Регистра с представлением обоснований и копии решения начальника инспекции. Решение Главного управления может быть обжаловано в федеральном органе исполнительной власти в области транспорта или арбитражном суде.

7.1. Класс судна определяется совокупностью условных символов, присваиваемой судну при его классификации и характеризующей конструктивные особенности судна и условия его эксплуатации в соответствии с правилами исходя из требований безопасности.

7.2. Классификация судов осуществляется в соответствии с классификацией водных бассейнов.

7.3. Внутренние водные бассейны, включая устьевые участки с морским режимом судоходства, классифицируются по разрядам «Л», «Р», «О» и «М» в зависимости от их ветро-волнового режима исходя из следующих условий:

1) в бассейнах разрядов «Л», «Р» и «О» волны 1%-ной обеспеченности высотой соответственно 0,6, 1,2 и 2,0 м имеют суммарную повторяемость (обеспеченность) не более 4% навигационного времени;

2) в бассейнах разряда «М» волны 3%-ной обеспеченности высотой 3,0 м имеют суммарную повторяемость (обеспеченность) не более 4% навигационного времени.

Устьевые участки с морским режимом судоходства начинаются от границы внутренних водных путей. В этих участках допускается эксплуатация судов всех типов в соответствии с правилами и классом судна.

Перечни внутренних водных бассейнов России в зависимости от их разряда, а также морские районы, в которых допускается эксплуатация судов смешанного (река — море) плавания, и условия эксплуатации судов устанавливаются правилами.

7.4. Основными символами в формуле класса судов внутреннего плавания являются буквы «Л», «Р», «О» и «М», определяющие конструктивные особенности судна и разряд водного бассейна, в котором допускается его эксплуатация.

Основными символами в формуле класса судов смешанного (река — море) плавания являются буквенные сочетания «О-ПР», «М-ПР» и «М-СП», определяющие конструктивные особенности судна и условия его эксплуатации в морских районах.

Характеристики нормативных высот волн применительно к основному символу класса судна приведены в приложении N 2 к настоящему Положению.

7.5. В зависимости от конструктивных особенностей судна основной символ класса в формуле класса дополняется следующими символами:

1) для судов, построенных под техническим наблюдением Речного Регистра или другой признанной Речным Регистром классификационной организации, — символом + , который ставится перед основным символом, например, «+О»;

2) непосредственно после основного символа класса вносится допускаемая при эксплуатации высота волны в метрах с точностью до первого знака после запятой, например, «+O1,5».

Для высокоскоростных судов: глиссеров, судов на подводных крыльях (СПК), судов на воздушной подушке (СВП), а также экранопланов ограничения по высоте волны записываются в виде дроби, в числителе которой указывается высота волны при движении судна в водоизмещающем состоянии, а в знаменателе — в эксплуатационном режиме. После дроби указывается тип судна по принципу движения, например, «Х P1,2/0,8 глиссер», «+ О2,0/1,2 СПК», «+ О2,0/1,5 СВП», «+ P1,2/0,4 экраноплан»;

3) для судов, имеющих специальные ледовые усиления, после значения высоты волны записываются заключенные в скобки слово «лед» и толщина мелкобитого зимнего льда в сантиметрах, установленная Речным Регистром при согласовании проекта судна, например, «+О (лед 20)». В формулу класса ледоколов вносится слово «ледокол»;

4) для судов, оборудованных средствами автоматизации в соответствии с правилами, после всех символов, указанных в подпунктах 1-3 данного пункта, вносится буква «А», например, «+O2,0 (лед 20) А»;

5) если судно или его отдельные элементы не в полной мере соответствуют правилам, не проверены практикой эксплуатации, но допущены Речным Регистром к эксплуатации как экспериментальные с целью их изучения и проверки, в формулу класса перед символом вносится символ + «Э», например, «Э+О2,0 (лед 20) А».

При удовлетворительных результатах испытаний, эксплуатации и освидетельствований судна с экспериментальным классом символ «Э» из формулы класса может быть исключен.

7.6. Речной Регистр может исключить или изменить в формуле класса тот или иной символ при изменении или нарушении условий, послуживших основанием введения в формулу класса данного символа.

7.7. Речной Регистр присваивает класс судну при первоначальном освидетельствовании, подтверждает, возобновляет или восстанавливает его при других видах освидетельствований. Присвоение, возобновление или восстановление класса судну удостоверяются выдаваемым на судно классификационным свидетельством.

7.8. Класс судна, эксплуатируемого постоянно в бассейне данного разряда, должен быть не ниже разряда этого бассейна.

7.9. Судно внутреннего плавания, имеющее годное техническое состояние, может быть признано пригодным к эпизодическому плаванию (нерегулярной эксплуатации) в бассейне более высокого разряда при условии выполнения дополнительных требований по конструкции, надводному борту, оборудованию, снабжению, а также ограничений по району плавания, ветро-волновому режиму, сезонности, ледовым условиям и т.п.

7.10. Речной Регистр по заявке судовладельца проводит переклассификацию судов в случае необходимости изменения основного символа класса в формуле класса или типа и назначения судна.

7.11. Работы по подготовке судна к переклассификации с повышением класса и/или в связи с изменением типа и назначения судна должны проводиться в соответствии с технической документацией, согласованной с Речным Регистром, и под его техническим наблюдением. Расчеты и проверки должны выполняться в соответствии с правилами, действующими на момент разработки технической документации по переклассификации, и должны быть ориентированы на новые условия эксплуатации в связи с изменением внешних нагрузок, технических характеристик (осадка, водоизмещение, высота надводного борта), рода перевозимого груза и т.п.

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст.1001.

Указания по определению вместимости

Под вместимостью понимается валовая вместимость судна. Валовая вместимость судов внутреннего плавания GT в регистровых тоннах определяется по формуле:

где V — валовая вместимость, м3, определяемая путем обмера всех

помещений судна или подсчитываемая по формуле:

V = LBT бета + LB альфа (H-T) + Сумма lbh,

где L и В — длина и ширина судна по конструктивной ватерлинии, м;

Н — высота борта, м;

Т — осадка судна по конструктивную ватерлинию, м;

бета — коэффициент полноты водоизмещения;

альфа — коэффициент полноты конструктивной ватерлинии;

l, b, h — соответственно средние длина, ширина и высота

надстроек или рубок, м.

В валовую вместимость не включаются объемы рулевой рубки, камбузов, туалетов, всех световых люков и сходных мелких рубок.

Валовая вместимость судов смешанного (река — море) плавания определяется в соответствии с правилами обмера судов, содержащимися в приложении N 1 к Международной конвенции по обмеру судов 1969 года.

Характеристики нормативных высот волн применительно к основному символу класса судна

|Основной символ | Нормативная | Обеспеченность | Суммарная |

| класса |высота волны, м| высот волн, % | повторяемость,% |

adv-survey.ru