Без рубрики

Ст 188 ч1 ук рф

Ст 188 ч1 ук рф

Адрес
107140, г. Москва, ул. Краснопрудная 22Б (схема проезда)

Телефоны для обращения граждан
+7 (495) 785-70-00

Телефон для обращения СМИ
+7 (495) 785-70-00 (доб. 180)

Факс
+7 (499) 266-16-75

Отдел с дислокацией в г. Воронеже
394036, г. Воронеж, площадь Черняховского, д. 2, тел. 8-4732-52-73-33

Контрабанда, то есть перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, совершенное с нарушением таможенного законодательства, является в настоящее время одним из широко распространенных правонарушений в сфере экономики.

Учитывая актуальность вопросов привлечения к ответственности за данное правонарушение, в целях соблюдения конституционных требований справедливости и соразмерности наказания законодателем 7 декабря 2011 г. в Уголовный кодекс Российской Федерации внесены изменения.

В соответствии с данными изменениями ст. 188 УК РФ (контрабанда) исключена из Уголовного кодекса Российской Федерации.

В этой связи в настоящее время за совершение «товарной» контрабанды, т.е. незаконное перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов (ранее ч. 1 ст. 188 УК РФ) предусмотрена только административная ответственность (глава 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Вместе с тем, сохранена уголовная ответственность за контрабанду наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, которая предусмотрена ст. 229.1 УК РФ. Вновь введенной указанными изменениями ст. 226.1 УК РФ также предусмотрена ответственность за контрабанду сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных, веществ, боеприпасов, оружия массового поражения, иного вооружения, а также стратегически важных товаров и культурных ценностей, за совершение которых виновные лица ранее привлекались к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 188 УК РФ.

Кроме того, ст. 194 УК РФ, устанавливающая уголовную ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, значительно расширена и дополнена. Так, предусмотрена уголовная ответственность за совершение указанных деяний должностным лицом с использованием своего служебного положения, либо с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, а также за совершение преступления организованной группой. Определены также суммы неуплаты таможенных платежей, совершенные в крупном размере (превышающий один миллион рублей – при взимании с физического лица, два миллиона рублей – при взимании с организаций) и в особо крупном размере (с физического лица — три миллиона рублей, с организации — десять миллионов рублей).

www.mmtproc.ru

1. Контрабанда посягает на монополию внешней торговли государства со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями для экономики Российской Федерации.
2. Контрабанда заключается в незаконном перемещении через таможенную границу РФ товаров или иных предметов.
3. Таможенная граница РФ в соответствии со ст. 2 Таможенного кодекса определяется пределами таможенной территории сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ, а также территорий особых экономических зон.
4. Таможенную территорию РФ составляют сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними.
5. Объективная сторона преступления выражается в перемещении товаров или иных предметов через таможенную границу РФ.
6. Под перемещением через таможенную границу понимается ввоз на таможенную территорию РФ либо вывоз с нее любым способом товаров или иных предметов.
7. Перемещение производится: помимо или с сокрытием от таможенного контроля; с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации; может быть сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием.
8. Обязательным условием для наступления уголовной ответственности является перемещение товаров и иных предметов в крупном размере, за исключением товаров и предметов, перечисленных в ч. 2 комментируемой статьи. Для наступления уголовной ответственности в последнем случае не имеет значения, в каком размере перемещаются товары или иные предметы.
9. Понятие крупного размера содержится в примеч. к ст. 169 УК.
10. Под сокрытием от таможенного контроля перемещаемых товаров или иных предметов понимается их утаивание, использование тайников.
11. Обманное использование документов или средств таможенной идентификации выражается в предъявлении таможенным органам фальсифицированных пломб, печатей, маркировки, недействительных, содержащих ложные сведения поддельных документов и т.п.
12. Недекларирование или недостоверное декларирование имеет место, если при таможенном оформлении не сообщаются необходимые сведения либо сообщаются ложные сведения о перемещаемых товарах или иных предметах.
13. При отнесении предметов к культурным ценностям следует руководствоваться Законом РФ от 15.04.93 N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» .
———————————
Ведомости РФ. 1993. N 20. Ст. 718.

14. О порядке ввоза (вывоза) в Российскую Федерацию наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, а также определения их номенклатуры и квот на ввоз (вывоз) см. Постановление Правительства РФ от 03.08.96 N 930 «Об утверждении номенклатуры наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, на которые распространяется порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16 марта 1996 г. N 278, а также квот на ввоз (вывоз) наркотических средств» (в ред. от 31.07.98) .
———————————
СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4122; 1998. N 32. Ст. 3909.

15. Квалифицирующими признаками ч. 3 комментируемой статьи являются:
а) должностное лицо, использовавшее свое служебное положение;
б) применение насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.
16. Согласно п. «б» ч. 3 комментируемой статьи под должностными лицами, совершающими контрабанду с использованием своего служебного положения, понимаются должностные лица таможенных органов РФ, в обязанности которых входит осуществление контрольных функций за исполнением требований таможенного законодательства, а также специалисты по таможенному оформлению, состоящие на службе в таможенных органах.
17. Субъектами рассматриваемого преступления могут быть иные лица, указанные в примеч. к ст. 285 УК, если они совершили контрабанду с использованием своего служебного положения.
18. Насилие к лицу, осуществляющему таможенный контроль (п. «в» ч. 3 комментируемой статьи), не должно содержать самостоятельный состав преступления. Оно может выражаться в психическом насилии, в нанесении побоев, ударов, сопротивлении и т.п.
19. Уголовная ответственность за контрабанду наступает с 16 лет.
20. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

www.ukrf.net

Главная | Уголовный кодекс РФ | Статья 188. Контрабанда

Статья 188. Контрабанда

Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.05.2008 N 8-П нормативное положение части первой статьи 188 признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой оно позволяет — во взаимосвязи с примечанием к статье 169 данного документа — при привлечении к уголовной ответственности за контрабанду, совершаемую путем перемещения через таможенную границу Российской Федерации недекларированной или недостоверно декларированной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в крупном, т.е. превышающем в эквиваленте 250 000 рублей, размере, признавать его таковым исходя из всей перемещаемой суммы, включая и ту ее часть, которую закон разрешает ввозить в Российскую Федерацию без письменного декларирования. Нормативное положение части первой статьи 188 — в той мере, в какой Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.05.2008 N 8-П оно признано не соответствующим Конституции РФ, — утрачивает силу и не подлежит применению, а основанные на нем решения судов и иных органов подлежат пересмотру в соответствии с частью второй статьи 54 Конституции РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

1. Контрабанда, то есть перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, за исключением указанных в части второй настоящей статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
2. Перемещение через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, стратегически важных сырьевых товаров или культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием, —
(в ред. Федеральных законов от 07.05.2002 N 50-ФЗ, от 06.12.2007 N 335-ФЗ)
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 27.12.2009 N 377-ФЗ)
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:
а) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;
б) должностным лицом с использованием своего служебного положения;
в) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, —
наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 27.12.2009 N 377-ФЗ)
4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой, —
наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 27.12.2009 N 377-ФЗ)
Примечание утратило силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ.

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:

www.ozpp.ru

Статья 188. Утратила силу

Комментарий к статье 188 Уголовного Кодекса РФ

1. Общественная опасность данного преступления заключается в том, что оно нарушает отношения в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля.

2. Предметом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК, являются товары и иные предметы, находящиеся в свободном гражданском обороте. В соответствии со ст. 128 ГК РФ такими предметами являются любые вещи, включая деньги, иностранную валюту, ценные бумаги, транспортные средства, ювелирные изделия и т.д. Предметом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК, могут быть вещи, не являющиеся товарами, для которых законодательством установлен определенный порядок и правила их перемещения через таможенную границу Российской Федерации, например: рукопись научной статьи или иной объект интеллектуальной собственности на материальном носителе, модель, промышленный образец. Предметы, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, могут свободно перемещаться через таможенную границу при соблюдении установленных Таможенным кодексом 2003 г. (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 207-ФЗ) и Положением о перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1999 г. N 783, правил в отношении количества и стоимости товаров, порядка их оформления и уплаты таможенных платежей (Приказ Федеральной таможенной службы от 26 сентября 2008 г. N 1202, устанавливающий требования к заполнению грузовой таможенной декларации). Перемещение тех же предметов, предназначенных для предпринимательской деятельности, регулируется Федеральными законами от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и от 14 апреля 1998 г. N 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами».

Часть 2 ст. 188 УК устанавливает ответственность за контрабанду предметов, изъятых из гражданского оборота или имеющих ограниченный оборот, в отношении которых установлены специальные правила перемещения их через таможенную границу Федеральным законом от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ «Об экспортном контроле»; Указами Президента РФ от 5 мая 2004 г. N 580 «Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль» и от 4 декабря 2008 г. N 1726 о внесении изменений в этот Список. Положением об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2001 г. N 447 (с изм. от 30 декабря 2008 г. N 1079). Порядок осуществления специального контроля регулируется Регламентом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 12 мая 2005 г. N 167 (с изм. от 25 января 2010 г. N 19) и другими нормативными правовыми документами.

Для уяснения понятий контрабанды, предусмотренной ст. 188 УК, целесообразно обратиться к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6 «О судебной практике по делам о контрабанде» (БВС РФ. 2008. N 8. С. 3 — 8).

3. Преступления, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 188 УК, характеризуются действиями, выражающимися в незаконном перемещении через таможенную границу товаров и иных предметов. Перемещение через таможенную границу в соответствии с п. 7 ст. 11, ст. ст. 291, 309, 310 и 314 ТК означает: а) ввоз на таможенную территорию; б) вывоз с таможенной территории; в) пересылка почтой; г) использование трубопровода или линий электропередач. Таможенная территория РФ включает сухопутную территорию, территориальные и внутренние воды, воздушное пространство, искусственные острова, установки и сооружения, находящиеся в морской исключительной экономической зоне Российской Федерации, ограниченные таможенной границей. В случаях, предусмотренных ТК, таможенной территорией могут считаться свободные таможенные зоны и свободные склады, расположенные за пределами таможенной границы. Пределы таможенной территории РФ являются таможенной границей, которая частично совпадает с Государственной границей РФ (ст. 2 ТК РФ). Ввоз товаров, предметов и транспортных средств связан с фактическим их перемещением через таможенную границу. Под вывозом понимается подача таможенной декларации и совершение других действий (вход, въезд физического лица, выезжающего из РФ, в зону таможенного контроля, в пункт пропуска, сдача предметов транспортным органам либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории) до фактического пересечения таможенной границы (п. п. 8 и 9 ст. 11 ТК), а также пересечение таможенной границы вне установленных мест (п. п. 4, 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. «О судебной практике по делам о контрабанде»).

Перемещение признается незаконным, когда ввоз и вывоз указанных предметов осуществляются одним из указанных в законе способов. УК называет шесть способов совершения преступления.

4. Перемещение помимо таможенного контроля означает совершение любых действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации, т.е. физическое перемещение товаров и иных предметов через Государственную границу РФ вне таможенных постов, вне времени, установленного для оформления. При ввозе преступление совершается вне пунктов пропуска через Государственную границу РФ или иных мест нахождения таможенных органов (таможен, таможенных постов) либо вне времени их работы, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, или без разрешения таможенного органа, если международным договором Российской Федерации или федеральным законодательством не предусмотрено свободное движение товаров через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля (ч. 1 п. 8 Постановления от 27 мая 2008 г. N 6).

Перемещение с сокрытием от таможенного контроля означает совершение любых действий, направленных на то, чтобы затруднить обнаружение таких товаров или иных предметов либо утаить их подлинные свойства или количество (использование тайников, специально изготовленных или приспособленных, сокрытие в полостях человеческого тела, придание одним предметам вида других и т.д.) (ч. 2 п. 8 указанного Постановления).

Под обманным использованием документов понимается представление органу таможенного контроля в качестве оснований для перемещения через таможенную границу предметов, заведомо поддельных документов либо документов, полученных незаконным путем либо относящихся к другим товарам. Имеются в виду документы, выданные таможенными органами (накладные, багажные квитанции, акты выгрузки товара и т.д.) или оформленные с их участием (лицензии, сертификаты). Обманное использование средств таможенной идентификации означает предъявление таможенному органу в качестве условий перемещения товаров через таможенную границу поддельных печатей, штампов, пломб, цифровой или буквенной маркировки и других средств идентификации, указанных в ст. 83 ТК, для индивидуализации предметов, а также в целях недопущения их взлома (п. 9 указанного Постановления).

Перемещение с недекларированием товаров и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу, означает умышленное незаявление о них по установленной форме в таможенной декларации, что является обязательным для принятия решения таможенным органом об исчислении размеров таможенных платежей и в других целях. Перемещение с недостоверным декларированием означает, что перевозимые предметы задекларированы, но под другим наименованием, декларация содержит ложные сведения: например, изделия из драгоценных металлов задекларированы как бижутерия (п. 10 указанного Постановления).

5. Момент окончания преступления имеет свои особенности при ввозе и вывозе предметов, а также в зависимости от способа его совершения и времени пересечения. При ввозе преступление признается оконченным с момента перемещения предметов через таможенную границу (Государственную границу), если перемещение предметов совершено помимо таможенного контроля, вне пунктов пропуска через Государственную границу РФ, вне коридора пропуска, установленного для следования товаров к месту прибытия, если пункт пропуска установлен не на границе, а в глубине таможенной территории РФ (ч. 4 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6). Контрабанду, совершенную с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо недекларированием или недостоверным декларированием, следует считать оконченным преступлением с момента пресечения перемещения товаров и иных предметов в связи с обнаружением этого факта, в том числе в момент представления таможенному органу указанных документов (при внутреннем таможенном транзите, в момент помещения товара под таможенный режим либо при выпуске товара). В тех случаях, когда преступные действия не были обнаружены в процессе перемещения товаров или иных предметов, преступление считается оконченным с момента принятия таможенным органом решения о выпуске товаров или иных предметов либо с момента фактического выведения этих предметов из-под таможенного контроля (ч. ч. 2 и 3 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда от 27 мая 2008 г. N 6). При вывозе товаров или иных предметов контрабанда будет признана оконченным преступлением с момента обнаружения недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, при ее подаче или с момента пресечения иных действий, непосредственно направленных на вывоз товаров или иных предметов, до фактического пересечения ими таможенной границы. Закон считает таковыми действиями: вход или въезд физического лица, выезжающего из России, в зону таможенного контроля, въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через Государственную границу РФ, сдачу товаров транспортным организациям или организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправления за пределы РФ либо фактическое пересечение товарами и транспортными средствами вне установленных мест (п. 9 ч. 1 ст. 11 ТК; п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6).

6. Обязательным признаком объективной стороны контрабанды, предусмотренной ч. 1 ст. 188 УК, является крупный размер, понятие которого дается в примечании к ст. 169 УК. Это сумма, превышающая 1,5 млн. руб. Незаконное перемещение товаров и других предметов через таможенную границу на меньшую сумму влечет административную ответственность (ст. ст. 16.1 и 16.2 КоАП). Определяя размер контрабанды, следует исходить из таможенной стоимости товара, незаконно перемещенного через таможенную границу (т.е. фактически из стоимости его приобретения), а в случае отсутствия таких цен — из рыночной стоимости товаров или устанавливать ее на основании заключения экспертов (ч. 3 п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6; Постановление Конституционного Суда РФ от 13 июля 2010 г. N 15-П). При решении вопроса о виновности лица в контрабанде иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, дорожных чеков, ценных бумаг и валютных ценностей следует иметь в виду, что ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 150-ФЗ) определяет сумму наличной иностранной валюты, единовременно ввозимой в Российскую Федерацию или вывозимой из нее, не подлежащей декларированию таможенному органу. В настоящее время эта сумма исчисляется в эквиваленте 3000 долл. США. Сумма, превышающая этот предел, но не более 10000 долл. США, должна быть обязательно задекларирована. Поэтому крупный размер контрабанды будет исчисляться не из всей суммы перевозимой иностранной валюты, не заявленной в декларации, а из той ее части, которая превышает размер дозволенного ввоза или вывоза без декларирования (см.: Постановление Конституционного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 8-П; п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6); аналогичный подход следует применять к незаконно перемещаемым товарам (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 13 июля 2010 г. N 15-П).

Незаконное перемещение через таможенную границу РФ предметов, перечисленных в ч. 2 ст. 188 УК, даже в малых размерах образует уголовно наказуемую контрабанду, поскольку такие действия могут представлять угрозу для мира и безопасности людей.

7. Преступление совершается с прямым умыслом.

8. Субъект преступления: для ч. 1 ст. 188 УК — лицо, достигшее возраста 16 лет; для ч. ч. 2 и 3 ст. 188 УК — должностные лица государственных органов и организаций, лица, осуществляющие управленческие функции в коммерческих организациях, а также индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление внешнеторговой деятельности.

9. Часть 3 ст. 188 УК содержит два квалифицирующих обстоятельства: а) совершение преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения (это могут быть должностные лица таможенных органов, другие должностные лица, обладающие правом находиться в зонах таможенного и пограничного контроля, осуществлять надзор за перемещением грузов, или должностные лица, освобожденные в соответствии со ст. 386 ТК от определенных форм таможенного контроля и использующие свое служебное положение для совершения контрабанды); контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения, не требует дополнительной квалификации по ст. 285 УК; б) совершение преступления с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль. Насилие может выражаться в виде побоев, причинения легкого или средней тяжести вреда здоровью, связывания. В том случае, если насилие выразилось в причинении тяжкого вреда здоровью или убийстве, то содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений: по п. «в» ч. 3 ст. 188 и ст. 111 или п. «б» ч. 2 ст. 105 УК.

10. Часть 4 ст. 188 предусматривает ответственность за контрабанду, совершенную организованной группой, понятие которой дается в ч. 3 ст. 35 УК. В состав такой группы могут входить рядовые граждане, должностные лица органов государственной власти, правоохранительных органов, таможенной службы. По ч. 4 ст. 188 УК квалифицируются действия всех участников организованной группы, в том числе и тех, кто непосредственно не перемещал товары и иные предметы через таможенную границу, а, например, закупал товары за границей для ввоза их в Российскую Федерацию, подделывал документы или содействовал перемещению предметов в пункте таможенного контроля (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6).

www.gk-rf.ru

Статья 188 УК РФ. Утратила силу. — Федеральный закон от 07.12.2011 N 420-ФЗ. (действующая редакция)

Комментарий к ст. 188 УК РФ

1. Предметом преступления по ч. 1 комментируемой статьи выступают товары и иные предметы, находящиеся в свободном гражданском обороте; по ч. 2 — предметы, ограниченные или изъятые из гражданского оборота.

2. Перемещение через таможенную границу означает совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств любым способом.

Ввоз товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию РФ — фактическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами таможенной границы. Вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории РФ — подача таможенной декларации или совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств.

К действиям, непосредственно направленным на вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории РФ, например, относятся:

— вход (въезд) физического лица, выезжающего из Российской Федерации, в зону таможенного контроля;

— въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через Государственную границу РФ в целях убытия его с таможенной территории РФ;

— сдача транспортным организациям товаров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории РФ.

Все перечисленные действия должны совершаться незаконно, т.е. с нарушением порядка, установленного таможенным законодательством.

3. Местом совершения преступления выступает таможенная граница, т.е. пределы таможенной территории РФ, а также периметры особых экономических зон, находящихся на территории РФ, пределы находящихся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ (т.е. за пределами Государственной границы РФ) искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию.

4. Перемещение товаров через таможенную границу будет незаконным, если совершено одним из шести запрещенных законом способом.

Перемещение помимо таможенного контроля заключается в совершении действий вне пунктов пропуска через Государственную границу РФ либо вне времени их работы.

Под сокрытием от таможенного контроля понимаются любые действия, направленные на то, чтобы затруднить обнаружение товаров либо утаить их подлинные свойства или количество (например, придание одним товарам вида других, использование тайников).

Под обманным использованием документов или средств таможенной идентификации следует понимать предъявление поддельных документов либо документов, полученных незаконным путем либо относящихся к другим товарам, иных документов, не имеющих юридической силы, а равно использование поддельных таможенных пломб, печатей, маркировки, штампов и иных средств идентификации или подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам.

Недекларирование при контрабанде предполагает умышленное незаявление в установленной форме в таможенной декларации о перемещаемых через таможенную границу предметах. Недостоверное декларирование представляет собой заявление заведомо ложных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений. Например, готовые изделия перемещаются под видом комплектующих деталей, сырья и т.п.

5. Обязательным признаком преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, выступает крупный размер (более 1 млн. 500 тыс. руб.).

Вместе с тем Конституционный Суд РФ признал «не соответствующим Конституции Российской Федерации. нормативное положение части первой статьи 188 УК Российской Федерации в той мере, в какой оно позволяет. при привлечении к уголовной ответственности за контрабанду, совершаемую путем перемещения через таможенную границу Российской Федерации недекларированной или недостоверно декларированной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в крупном, т.е. превышающем в эквиваленте 250000 рублей, размере, признавать его таковым исходя из всей перемещаемой суммы, включая и ту ее часть, которую закон разрешает ввозить в Российскую Федерацию без письменного декларирования». Таким образом, Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что уголовная ответственность в указанном случае наступает только тогда, когда сумма перемещаемой валюты превышает сумму, полученную от сложения 1 млн. 500 тыс. руб. (крупный размер) и 10 тыс. долларов США (разрешенные к провозу без декларирования).

6. Преступление имеет формальный состав, момент его окончания определяется в зависимости от характера совершенного деяния — ввоза или вывоза предмета контрабанды.

7. За контрабанду, совершенную должностным лицом с использованием своего служебного положения (п. «б» ч. 3 комментируемой статьи), несет ответственность:

— работник таможенной службы, осуществляющий таможенный контроль, таможенное оформление и проводящий таможенную идентификацию товаров или транспортных средств;

— должностное лицо, освобожденное от некоторых форм таможенного контроля.

8. Пунктом «в» ч. 3 комментируемой статьи охватываются нанесение лицу, осуществляющему таможенный контроль, побоев, совершение иных насильственных действий, причиняющих физическую боль, умышленное причинение легкого, средней тяжести и тяжкого вреда здоровью.

9. Об организованной группе см. комментарий к ст. 35 УК.

www.zakonrf.info