Полезные статьи

Стимулирующий налог это

Функции налогов

Внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:

  1. обеспечение финансирования государственных расходов — фискальная функция;
  2. государственное регулирование экономики — регулирующая функция;
  3. поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп в целях сглаживания неравенства между ними — социальная функция;
  4. стимулирующая функция.

Фискальная функция

Во всех государствах при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию — изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи, многие учебные заведения и т. п.).

Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но главное не это. Государственный бюджет можно сформировать и без них.

Регулирующая функция

Важную роль играет регулирующая функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Рыночная экономика в развитых странах — это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело — как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам.

Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами: путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Социальная (перераспределительная) функция

Социальная, или перераспределительная, функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем (как производственных, так и социальных), финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — научно-технических, экономических и др.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.).

В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярковыраженный социальный характер.

Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части средств бюджета на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Стимулирующая функция налогов

С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, которые идут на потребление. А средства, вкладываемые в развитие (юридическим или физическим лицом — безразлично) освобождаются от налогообложения полностью или частично. У нас это правило не выполняется.

Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других, освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на научно-исследовательские и опыт-но-конструкторские работы. Делается это по-разному.

Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли. Было бы целесообразно установить, что в состав затрат, освобождаемых от налога, полностью или частично, входят расходы на НИОКР. Другой путь — включать эти расходы в затраты на производство.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

econtool.com

Стимулирующий налог это

Таким образом, в нашем примере система долевого распределения прибыли обеспечивает тот же результат, что и премиальная система, описанная выше. В более сложных ситуациях стимулирующий эффект обеих систем будет различным. Однако в принципе этот пример иллюстрирует пути решения всех проблем заказчика-агента. Если невозможно непосредственно определить трудовой вклад, то система стимулирования за конечный результат может заставить агентов следовать целям собственников. [c.482]

Здесь укажем, что политика оплаты труда должна помогать работникам решать проблему неопределенности в отношении их будущих заработков. Она также служит сигналом о ценностях организации, о принятых внутри нее нормах поведения, о качестве выполнения работниками их ролей. Многие аспекты систем оплаты труда, принятых на успешных предприятиях, могут быть поняты, только если будет принят во внимание их стимулирующий эффект. Приведем в табл. 5.2. классификацию форм оплаты труда с учетом этого эффекта. [c.255]

Чтобы компенсировать высокий риск и долгий срок инвестиций, венчурный капитал должен иметь высокие доходы на вложенные деньги, превышающие уровень инфляции, и доходы от «более безопасных» и регулируемых инвестиций, например облигаций государственного займа и государственных ценных бумаг. Соответственно только самые перспективные компании могут получать инвестиционную поддержку от венчурного капитала на начальных и ранних стадиях. Портфель ценных бумаг венчурного капитала постоянно переоценивается ориентированными на прибыль венчурными капиталистами. Кроме прямого экономического влияния, венчурный капитал оказывает важный стимулирующий эффект на все компании, вдохновляя предпринимателей примерами компаний, быстро расширяющихся при поддержке венчурного капитала. [c.95]

Было достаточно сказано о том, что налоги при перераспределении производят эффект утраты стимула к труду. Однако, справедливости ради, нельзя отрицать и стимулирующего эффекта такого налогообложения по отношению к низким и средним уровням доходов. Высокая ставка налогообложения привела на рынок труда обладателей нетрудовых доходов, платящих обычную ставку налога (снижение покупательской способности тоже сыграло свою роль), а также членов семей, где ранее работал только один человек, чьи доходы резко упали из-за высокой ставки налогообложения. Во многих случаях высокие ставки налогов вынудили людей, принадлежащих к среднему классу, увеличивать усилия, чтобы сохранить, хотя бы частично, прежний жизненный уровень. [c.33]

Таким образом, нельзя сказать, что политика перераспределения всегда связана с утратой стимула. Можно утверждать, что, с одной стороны, высокие прогрессивные ставки налогообложения отвращают людей от предпринимательства, но с другой стороны, они стимулируют большую активность существующих средних классов, которые должны увеличивать свои усилия, чтобы не опуститься на более низкий жизненный уровень. И, как следствие, это могло бы усилить роль этих классов в национальной экономике, а соответственно, и их претензии на лидерство. Представляется, однако, что на рабочий класс эта политика должна оказывать отрицательное воздействие, так как возрастает доля низких доходов, не зависящих от производимых усилий. Почти нет сомнения в том, что это будет иметь место в случае чистого перераспределения. Но на практике его последствия могут оказаться и совершенно иными. Поскольку политика перераспределения вынуждает здоровых рабочих разделять бремя нетрудоспособных, а холостяков брать на себя часть забот о чужих детях, как, например, во Франции, то она уменьшает доходы здоровых рабочих и холостяков и оказывает тем самым стимулирующий эффект. Эти примеры просто указывают на то, что доводы против перераспределения, с точки зрения максимизации усилий нации, не выглядят более обоснованными, чем доводы в защиту перераспределения с точки зрения максимизации благосостояния. [c.33]

Теперь давайте переключим наше внимание с практических проблем применения фискальной политики на основные недостатки фискальной политики как таковой. Сущность эффекта вытеснения состоит в том, что стимулирующая (дефицитная) фискальная политика способствует росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов, таким образом ослабляя или полностью подрывая стимулирующий эффект фискальной политики. [c.262]

Принятие и последующая реализация соответствующей фискальной политики сопряжены с некоторыми вопросами и проблемами. Вот наиболее важные из них. а. Возможно ли сделать выработку и реализацию фискальной политики более своевременными, чтобы обеспечить ее максимальную эффективность в сглаживании экономических колебаний б. Может ли общество рассчитывать на то, что Конгресс принимает именно такую фискальную политику, которая соответствует экономической ситуации в. Стимулирующий эффект фискальной политики может быть значительно ослаблен, если она вытесняет долю частных инвестиций, г. Действительно ли люди увеличивают свои сбережения в преддверии будущего повышения налогов, которое, по их мнению, последует за расходами дефицитного бюджета д. Положительное воздействие стимулирующей фискальной политики может быть отчасти поглощено инфляцией, е. Фискальная политика может оказаться неэффективной или неподходящей в результате непредвиденных событий в мировой экономике. Кроме того, фискальная политика может ускорить изменения валютных курсов, что ослабляет эффект этой политики, ж. Сторонники экономики предложения утверждают, что традиционная фискальная политика не в состоянии учитывать воздействие изменения налогов на совокупное предложение. [c.267]

Обесценение доллара ведет также к повышению цен на иностранные ресурсы, импортируемые в США. Следовательно, совокупное предложение в стране сокращается, что может частично ослабить описанный здесь стимулирующий эффект политики. [c.332]

Вера в то, что дешевые деньги всегда желательны и выгодны, делает неизбежным и непреодолимым давление на всякий политический орган или всякого монополиста, о котором известно, что он способен сделать деньги дешевыми, выпуская их в большем количестве. Однако кредитные ресурсы, ставшие искусственно дешевыми благодаря созданию дополнительных денег, предназначенных для предоставления ссуд, помогают, хотя и за счет других, не только тем, кому они достаются, но на время оказывают стимулирующий эффект и на общую деловую активность. Не так легко увидеть, что в то же самое время подобные эмиссии разрушают регулирующий механизм рынка. Предоставление такого рода кредитов для дополнительных покупок товаров вызывает искажения в структуре относительных цен, в результате чего ресурсы отвлекаются на те виды деятельности, которые невозможно долго поддерживать, что становится причиной неизбежной последующей реакции. Косвенные и медленно проявляющиеся последствия такого рода по самой их природе намного труднее распознать или понять, чем сиюминутные приятные эффекты и, в особенности, выгоды тех, кому в первую очередь идут дополнительные деньги. [c.83]

Алехина О. Стимулирующий эффект гибких систем заработной платы // Человек и [c.167]

Первое — это явление синхронизации экономических циклов, наблюдавшееся с 70—80-х гг., то есть совпадение циклических колебаний в разных странах и регионах. Процесс синхронизации объясняется усиливающейся интернационализацией производства, развитием связей между странами, распространением НТР и углублением научно-технического сотрудничества. При проведении антициклического регулирования правительство должно с этим считаться и стремиться синхронизировать свои мероприятия, направленные на сглаживание циклических колебаний, с аналогичными мероприятиями, проводящимися в других странах. Игнорирование этого требования может привести не только к снижению эффективности антициклического регулирования, но даже практически к нулевым результатам усилий в данной области. В этом отношении показателен пример Франции. В начале 80 — х гг. в период, когда уже повсеместно господствовали неоконсервативные доктрины, Франция в целях борьбы с экономическим спадом ориентировалась на кейнсианские рецепты стимулировала внутренний спрос главным образом за счет роста государственных расходов. В период, когда другие страны проводили политику экономии бюджетных средств, эти попытки Франции не могли иметь стимулирующий эффект и вели к бессмысленному росту бюджетного дефицита. Пример Франции показывает, что важно не только осознать необходимость проведения государственной антициклической политики, но стараться согласовывать сами ее мероприятия между отдельными странами. [c.267]

Популярностью пользуются также инкубаторы внедрения технологий, создаваемые с целью развития более совершенных технологий, доведения их до уровня практического использования и устранения каких-либо сомнений в возможности их реализации. Инкубаторы существенно уменьшают риск потребителя, внедряющего технологию. Отметим, что открытые демонстрации и оценки технологий, проводимые, в частности, инкубаторами, считаются экспертами как важные или существенные на всех четырех стадиях продвижения технологии, стимулируя эффект соседства , когда внедрение новой технологии одним из пользователей побуждает других следовать его примеру. [c.423]

В целом налоги, уплачиваемые в связи с осуществлением лизинговых сделок, характеризуются стимулирующим эффектом для всех участников лизинга. [c.364]

Отмеченные выше факторы и условия с точки зрения простоты администрирования и стимулирующих эффектов могут быть охарактеризованы следующим образом (табл. 2.2). [c.42]

В стимулах, особенно на первых этапах нововведений, должно преобладать положительное подкрепление. Отрицательное подкрепление, т. е. наказание, не исключается, но оно должно быть связано с теми сторонами деятельности, которые уже усвоены ранее или в процессе осуществления нововведения. Порицание за весь объем деятельности, включающий и ту, которая относится к нововведению, не дает по существу стимулирующего эффекта. [c.152]

При нововведении необходимо усилить стимулирующий компонент контроля за деятельностью исполнителя. Контроль должен быть обязательно обучающим и вместе с тем стимулирующим в любых обстоятельствах. В условиях нововведения значимость стимулирующего аспекта контроля возрастает. По существу стимулирующий эффект должен предшествовать самим действиям контроля. Добиться этого трудно, так как в целом контроль пока слабо обращен на обучение, но исключение из конт- [c.152]

Политические деятели утверждают, что это будет иметь стимулирующий эффект. А я думаю, наоборот. Собственно говоря, я полагаю, если этот законопроект пройдет через палату представителей, будут преодолены минимумы 9-го октября. [c.10]

Экономическая активность испытывает некий первоначальный стимулирующий эффект, но только потому, что не все знают о дополнительных бумажных деньгах у фермера. Если бы другие производители знали об этом, они немедленно подняли бы свои цены для фермера. Их неведение позволяет фермеру потребовать от рынка большего количества товаров и услуг, и он обогащается за счет других, потому что цены не могут повышаться одновременно с увеличением денежной массы. [c.39]

Снижение стимулирующего эффекта из-за длительного срока оформления премий. [c.52]

Снижение стимулирующего эффекта квартального премирования по сравнению с месячным. [c.52]

Практическое осуществление Ф.п. сопряжено со значительными временными запаздываниями, к которым относятся временной лаг распознавания (промежуток времени между началом спада или инфляции и тем моментом, когда происходит осознание того факта, что они имеют место), административная задержка (период времени от момента признания необходимости принятия фискальных мер до момента их действительного принятия), функциональное запаздывание (промежуток времени между моментом принятия мер и моментом, когда эти меры начнут действовать и приносить результат). Стимулирующий эффект Ф.п. может быть значительно ослаблен, если она вытесняет часть частных капиталовложений. Некоторая часть положительного воздействия стимулирующей фискальной политики может быть распылена инфляцией. Ф.п. может оказаться неэффективной или несоответствующей в результате непредвиденных событий в мировой экономике. Кроме того, Ф.п. может ускорить появление изменений валютного курса, что, в свою очередь, ослабляет эффект этой политики. [c.214]

В 1999 г. на экспортеров оказывал влияние стимулирующий эффект девальвации 1998 г. По сравнению с последним в 1999 г. рублевый эквивалент экспортных цен возрос в 2,3 раза, в то время как повышение внутренних цен на товары в России не превысило 1,7 раза. Рост физических объемов поставок за границу составило 10%. Стремясь увеличить бюджетные доходы и защитить интересы российских предприятий-потребителей, правительство неоднократно в течение года повышало ставки экспортных таможенных пошлин. [c.71]

Конкурсы на замещение вакантных должностей менеджера — публичное кадровое мероприятие, призванное сопоставить кандидатов на вакантную должность и соотнести их качества с требованиями должности. Информационная гласность, демократичность процедуры, объективные критерии выбора, авторитет конкурсной комиссии обеспечивают данному мероприятию высокий мотивационный статус. С учетом того что наиболее сильным мотивом управленческого персонала обычно является возможность карьерного роста, данная процедура имеет особый стимулирующий эффект. [c.502]

Что же сильнее воздействует на экономику В нашем примере наглядно видно, что больший стимулирующий эффект оказывает политика государственных расходов (произошло изменение дохода на 100 млрд. долл.). При этих мерах происходит непосредственное воздействие на совокупные расходы. А изменение налогов оказывает косвенное воздействие на уровень национального дохода, так как затрагивает величину располагаемого дохода (У- Г). (На рис. 22.4 изменение налогов на 20 млрд. долл. вызвало смещение графика С + / + G + NX только на величину 16 млрд. долл.). [c.523]

Возникновение интереса к рекламе или по существу дела (получение полезной информация), или на основании стимулирующего эффекта (вызывает удовольствие). [c.703]

Вид, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат, а также соотношение их размеров между отдельными категориями персонала организации определяют самостоятельно с учетом наибольшего в данных условиях стимулирующего эффекта, значимости данной профессии, потребности в специалистах соответствующего профиля и фиксируют их в коллективных договорах и иных локальных нормативных актах. [c.380]

Президент Рейган, казалось, верил, что и сокращение налогов 1981 г., и налоговая реформа 1986 г. будут движением, подобным таковому от точки / к точке /. Лица с более высокими доходами могли бы получать пропорционально большее снижение своих налогов. И все же президент полагал, что стимулирующий эффект от сокращения налогов и налоговой реформы будет настолько велик, что выиграют все. Споры по поводу того, должны ли сокращаться текущие или будущие пособия по социальному обеспечению, являются в основном вопросом движения вдоль указанной кривой, такое как движение от Л к В. Выбор здесь осуществляется между благосостоянием престарелых сегодня и в будущем. К сожалению, принцип [c.101]

Влияние страхования на поведение иногда называют проблемой морального риска. Термин «моральный риск» порожден мнением, что было бы аморально для индивидуума предпринять действие с единственной целью — получить право на страховое пособие. Например, было бы аморально поджечь свой дом только для получения страховки от пожара. Но хотя такие действия могли сильно сдерживаться как аморальные, а на самом деле незаконные, существует гораздо более широкий класс проблем стимулирования, например, принятия индивидуумом мер к предотвращению пожара. Термин «моральный риск» употребляется для характеристики большого набора стимулирующих эффектов. [c.285]

Страховые фирмы, конечно, осознают стимулирующие эффекты страхования. Например, они могут поставить условие обеспечить установление опрыскиватель-ных противопожарных систем для снижения вероятной опасности пожара, даже несмотря на то что выгоды застрахованного, обусловленные тем, что он имеет хорошую страховую защиту, меньше, чем их действительная стоимость. Но остаются многие важные действия, в отношении которых страховая фирма может предпринять немногое, например когда нет уверенности, что застрахованный не курит в постели. [c.285]

СТИМУЛИРУЮЩИЙ ЭФФЕКТ НОРМ ВКЛЮЧЕНИЯ В ПРОГРАММУ [c.335]

Хотя идея отрицательного подоходного налога получила широкую поддержку, она столкнулась с одной серьезной проблемой предоставление, как это многими видится, минимального уровня поддержки требует установления высоких предельных ставок налога. Действующая система, как мы сказали, влечет за собой установление высоких эффективных налоговых ставок для самых бедных. Переход к отрицательному подоходному налогообложению понизил бы налоговые ставки для этих лиц, но поднял бы их для лиц со. средним доходом. Это было бы не только непопулярным с политической точки зрения, но, существует мнение, могло бы иметь и серьезные дестабилизирующие последствия. Защитники действующей системы указывают, что, во-первых, стимулирующие трудовую деятельность эффекты среди многих лиц, получающих поддержку от существующей системы благосостояния, относительно невелики. Значительная часть поддерживаемых лиц, таких как пожилые и нетрудоспособные, не могла бы включиться в рабочую силу или работать больше, даже если неявные налоговые ставки были бы уменьшены. Во-вторых, могут быть сильные стимулирующие эффекты у лиц со средними доходами. В-третьих, лица, получающие поддержку, гораздо менее производительны, чем те, кто получает доход ниже среднего и кто столкнулся бы с ростом предельной налоговой ставки при предполагаемом отрицательном подоходном налоге. В-четвертых, поскольку существует гораздо больше людей, получающих доход ниже среднего, чем бедных, получающих помощь по социальному обеспечению, мы должны быть особенно заинтересованными в рассмотрении эффекта стимулов при таком изменении налоговой структуры. [c.342]

Кроме того, эти особые положения имеют стимулирующий эффект. Возможность уменьшить медицинские расходы может заставить людей тратить на медицинское обслуживание больше, чем в ином случае. Признание этих стимулирующих эффектов налогообложения имело и дальнейшие последствия. Между 1960 и 1986 гг. налоговая система все больше использовалась для стимулирования видов деятельности, мыслимых как общественно желательные. Среди таких примеров — налоговые скидки на использование энергии (стимулирование сохранения энергии) и налоговые скидки на инвестиции (стимулирование инвестиций фирмами и отдельными лицами)3. [c.367]

Фактически правительство полагало, что стимулирующий эффект уменьшения налоговых ставок был бы столь значительным, что налоговые поступления в действительности увеличились бы, а, следовательно, дефицит сократился бы. Этого не случилось. [c.624]

Сокращение же налогов, снижение налоговой ставки оказывают стимулирующий эффект. Во-первых, поскольку чистая доходность труда и капитала возрастает, повышается их рыночное предложение, расширяется объем производства и, как следствие, увеличивается налоговая база. Во-вторых, улучшается распределение капитала по сферам хозяйственной деятельности, так как сужается разрыв между низко- и высокооблагаемыми отраслями. В-третьих, сокращается уклонение от налогов, возрастает доля таксируемой экономической деятельности. [c.62]

Ошибочным является предположение, будто норма процента, а не предельная эффективность наличного фонда капитала является именно тем фактором, на который непосредственно реагируют будущие изменения ценности денег. Цены существующих активов всегда автоматически подстраиваются под изменения ожиданий относительно будущей ценности денег. Значение подобных изменений в ожиданиях заключается в том, что они воздействуют (через предельную эффективность капитала) на готовность производить новые активы. Стимулирующий эффект ожидаемого роста цен обусловлен не повышением в связи с этим нормы процента (было бы странным так стимулировать выпуск — ведь, если растет норма процента, в той же степени ослабляется стимулирующий эффект), а повышением в связи с этим предельной эффективности данного фонда капитала. Если бы норма процента повышалась pari passu с предельной эффективностью капитала, ожидание роста цен не оказало бы никакого стимулирующего влияния. Ведь стимул к расширению выпуска определяется тем, насколько предельная эффективность капитала растет относительно нормы процента. Несомненно, теорию проф. Фишера было бы гораздо лучше изложить с применением понятия «реальная норма процента», считая ее такой нормой процента, которая, будучи установлена в ответ на изменение ожиданий относительно будущей ценности денег, исключила бы влияние этих изменений на текущий выпуск (72) [c.62]

Lavazza S.p.A — десятая по величине компания в итальянской пищевой промышленности, занимавшая лидирующие позиции на рынке кофе, предлагала полный ассортимент кофейной продукции и выпускала 11 сортов кофе, различных по качеству и по цене. Большое внимание уделяла рекламе каждого сорта, подчеркивая стимулирующий эффект, который оказывает кофе Lavazza на организм, а также то, что это традиционная марка кофе для настоящих итальянцев. В основном фирма ориентировалась на телевизионную рекламу. [c.311]

Именно это происходит, только в больших масштабах, при проведении государством стимулирующей денежно-кредитной и финансовой политики, основанной на увеличении денежной массы. Некоторые предприятия получат повышенные доходы на ранних стадиях увеличения, прежде чем цены начинают повышаться. И действительно, эти предприятия, скорее всего, расширят производство, чтобы удовлетворить свое восприятие повышенного спроса. Но пока они расширяют производство, на что требуется время, цены стремятся скорректиро-ваться на более высоких уровнях в результате их доходы будут меньше ожидаемых. В конце концов, в будущем они сократят производство. Если, конечно, государство не продолжает непрерывно увеличивать конечный доход потребителей, что, в общем, для государства нереально. Единственное, что государство может фактически сделать, — это увеличить денежную массу на руках у населения (или отбирать у него меньше). Если государство так поступит, то начало рынком закладывания повышения цен в свои расчеты только вопрос времени, и стимулирующий эффект будет ликвидирован. [c.40]

Наша текущая денежно-кредитная политика не может не иметь стимулирующего эффекта. В начале 1992 года газета The Wall Street Journal писала, что корпорации, стремясь извлечь выгоду из низких процентных ставок, начали продавать объемные новые выпуски облигаций, чтобы профинансировать свои предприятия. В течение всего 1992 года процентные ставки по закладным на дома были под давлением появились даже отдельные сообщения о 30-летних закладных с фиксированной низкой ставкой в 6,5%, что до некоторой степени стимулировало покупку домов, но в еще большей степени позволяло многим осуществить рефинансирование по более низким ставкам, что увеличивает чистый доход. [c.76]

economy-ru.info

Налогообложение стимулирующих и компенсационных выплат


Налогообложение стимулирующих и компенсационных выплат

Е.В. Виговский,
советник налоговой службы III ранга

Одной из форм стимулирования труда является предоставление работникам компенсаций, поощрений и премий.

Таковыми могут быть премии и надбавки, оплата питания и обучения работников, компенсации за проезд работников на городском транспорте и пользование личным имуществом, оплата стоимости жилья и разговоров по мобильным телефонам, а также многое другое.

В ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) перечислены следующие виды стимулирующих поощрений работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности: благодарность, премия, награждение ценным подарком, почетной грамотой, представление к званию «Лучший по профессии». Другие виды поощрений работников за добросовестный труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также иными локальными актами.

2. Налогообложение премий и надбавок

Премия является стимулирующей денежной выплатой, которая дополняет основной заработок.

Для работников бюджетных организаций рекомендации по установлению систем оплаты труда, в том числе премий и надбавок, ежегодно разрабатываются Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, которые учитываются Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования бюджетных организаций.

Согласно ст. 135 ТК РФ премирование работников может быть предусмотрено локальным актом организации — положением о премировании, в котором должна раскрываться следующая информация:

— шкала и размеры премирования;

— информация о премируемых сотрудниках.

Премии выплачиваются работникам организации на основании приказа, составленного по форме N Т-11 или N Т-11а (в случае премирования группы работников), утвержденной постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1.

Решение о разовых поощрительных премиях принимается руководством организации.

Премии могут начисляться и выплачиваться за счет нераспределенной прибыли, а также включаться в состав расходов по обычным видам деятельности или в состав прочих расходов, что подразумевает их различное налогообложение.

1. Премии выплачиваются за счет нераспределенной прибыли на основании решения собрания учредителей и облагаются налогом на доходы физических лиц и взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Единый социальный налог на премии согласно п. 3 ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) не начисляется, так как они не уменьшают налогооблагаемую прибыль организации.

2. Премии, начисленные работникам за достижение хороших производственных результатов, включаются в расходы по обычным видам деятельности и начисляются так же, как и заработная плата. Точно так же они облагаются и налогами, а именно налогом на доходы физических лиц, единым социальным налогом и взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Данные премии включаются в состав расходов на оплату труда и учитываются при расчете налога на прибыль на основании ст. 255 НК РФ.

3. Премии, выплачиваемые работникам организации в связи с непроизводственными результатами трудовой деятельности, например за организацию разного рода мероприятий, не связанных с основной деятельностью (выставок, показов и пр.), включаются в состав прочих расходов. На суммы таких премий начисляются только налог на доходы физических лиц и взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Данный вид премий не уменьшает налогооблагаемую прибыль организации, а следовательно, единым социальным налогом такие выплаты не облагаются.

Помимо заработной платы, руководство организации может выплачивать работникам надбавки различного характера. При этом надбавки за работу вахтовым методом и за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях установлены законодательством и выплачиваются в обязательном порядке. Кроме того, работодатель может установить по своей инициативе и другие надбавки, например связанные с особыми условиями труда (за разъездной характер работы) или с выслугой лет (за работу в организации долгое время).

Размер таких надбавок законодательно не ограничен, и организация может установить их самостоятельно. Единственное условие — размер надбавок должен быть экономически обоснован. Обычно надбавки к заработной плате устанавливают в процентах от дневной ставки или месячного оклада сотрудника. Порядок начисления и выплаты надбавок к заработной плате должен быть закреплен в трудовых договорах с работниками.

На выплаченные суммы надбавок начисляются налог на доходы физических лиц, единый социальный налог и взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Исключение составляют надбавки за вахтовый метод работы: они не облагаются налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом на основании письма ФНС России от 27.06.2005 N 05-1-03/590.

Если надбавки, которые выплачиваются организацией, предусмотрены законом или отражены в коллективном трудовом договоре (трудовых договорах с сотрудниками), то их сумма включается в состав расходов на оплату труда, уменьшающих налогооблагаемую прибыль (ст. 255 НК РФ).

3. Налогообложение компенсаций

Согласно ст. 164 ТК РФ компенсации представляют собой денежные выплаты, установленные для возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Законодательством установлено много случаев выплаты компенсаций и гарантий, которые перечислены в ст. 165 ТК РФ.

Рассмотрим наиболее распространенные из них: компенсации за использование личного автотранспорта и другого личного имущества работника в служебных целях, а также компенсации за проезд работника на общественном транспорте и компенсации в виде оплаты услуг мобильной связи, которые носят поощрительный характер.

Компенсации за пользование личным автомобилем в служебных целях. Размер компенсации за использование личного автомобиля работника для служебных поездок устанавливается руководителем организации в локальном акте (приказе, распоряжении), в который включаются расходы работника, понесенные в связи с эксплуатацией автотранспорта в служебных целях (расходы на топливо и на ремонт автомобиля).

Для получения компенсации работник должен предъявить нотариально заверенные документы, подтверждающие, что автотранспорт находится в его собственности, или доверенность, если он управляет автомобилем по доверенности.

Для целей налогообложения данных компенсаций применяются нормы постановления Правительства РФ от 08.02.2002 N 92 «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией», которые установлены в зависимости от объема двигателя автомобиля. Так, компенсация в размере 1200 руб. в месяц выплачивается при использовании автомобиля, объем двигателя которого не превышает 2000 куб.см. Если же объем двигателя больше 2000 куб.см, компенсация составляет 1500 руб. в месяц.

Если работник, использующий личный автомобиль в служебных целях, находился в отпуске или болел, то за этот период компенсацию он не получает, ведь в этом случае он не мог использовать автомобиль для служебных поездок.

Порядок налогообложения компенсаций за использование личного автотранспорта следующий:

— компенсация в пределах нормы уменьшает налогооблагаемую прибыль организации и не облагается налогом на доходы физических лиц, единым социальным налогом, а также взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— компенсация, превышающая установленные нормы, не уменьшает налогооблагаемую прибыль и не облагается единым социальным налогом, но подлежит обложению налогом на доходы физических лиц и взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Использование личного имущества в служебных целях. Встречаются ситуации, при которых работник вынужден использовать личное имущество в служебных целях, например компьютеры, принтеры, мобильный телефон, инструменты.

Согласно ст. 188 ТК РФ при использовании работником личного имущества в интересах работодателя работнику должна выплачиваться компенсация.

Основанием для выплаты такой компенсации является соглашение об использовании личного имущества работника в интересах работодателя. Такое соглашение должно быть оформ-лено письменно в виде приложения к трудовому договору. В этом случае компенсацию можно считать выплатой по трудовому договору и учитывать в расходах при исчислении налога на прибыль.

В данном соглашении должно быть подробно описано используемое имущество: вид, на-именование, марка, модель, год выпуска, технические характеристики и т.д., срок использования данного имущества. Если такой срок в соглашении не указан, то он считается равным сроку действия соглашения.

Для получения компенсации работник должен подтвердить свои имущественные права на используемое имущество. Это, на первый взгляд, просто, но на практике трудновыполнимо — такие документы у работников, как правило, отсутствуют. Однако согласно п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Таким образом, тот, кто фактически владеет имуществом, и является его собственником. Доказать обратное и лишить имущества можно только в судебном порядке в соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации.

Компенсация за использование личного имущества может выплачиваться только в случае, если доказано, что работнику необходимо использовать данное имущество при исполнении трудовых обязанностей. Доказательством могут служить локальные нормативные акты организации, например должностная инструкция.

Размер компенсации не ограничен ни трудовым, ни налоговым законодательством, поэтому работодатель вправе самостоятельно устанавливать ее величину в локальных актах организации.

Выплаченная компенсация освобождается от обложения налогом на доходы физических лиц (п. 3 ст. 217 НК РФ) и единым социальным налогом (подпункт 2 п. 1 ст. 238 НК РФ). Это также подтверждено Минфином России в письме от 02.03.2006 N 03-05-01-04/43.

Сумма выплаченной компенсации включается в состав расходов при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в соответствии с подпунктом 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. При этом должны соблюдаться условия, установленные ст. 252 НК РФ, а именно: расходы должны быть экономически оправданны, подтверждены документами и должны производиться в рамках деятельности, направленной на получение дохода.

Оплата услуг мобильной связи. Руководители организаций могут оплачивать услуги мобильной связи за своих работников, если в этом имеется производственная необходимость.

Возможность установления компенсации за использование личного мобильного телефона подтверждается письмом Минфина России от 03.09.2004 N 03-05-01-04/9.

Оплата услуг мобильной связи может иметь компенсационный характер, если она предусмотрена в трудовом договоре или в дополнительном соглашении с работником.

При этом организациям следует иметь в виду, что компенсации подлежит только стоимость телефонных разговоров, вызванных производственной необходимостью. Доказательством фактического использования мобильного телефона в производственной деятельности служит счет оператора сотовой связи с детализацией вызовов, на основе которого работник и работодатель ежемесячно составляют акт о размерах расходов, подлежащих возмещению.

Данные компенсационные выплаты, если они оформлены надлежащим образом (а переговоры являются производственной необходимостью), относятся к расходам при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Такие выплаты не облагаются налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом на основании ст. 217 и 238 НК РФ.

Если же работники организации ведут телефонные разговоры, не связанные с производственной деятельностью, то выплачиваемые им компенсации расцениваются налоговыми органами как доходы работников, полученные в натуральной форме, подлежащие обложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом.

Оплата проезда работников на общественном транспорте. Оплата проездных билетов работников организации может быть признана компенсационной выплатой, если будет доказано, что работники организации используют общественный транспорт при исполнении трудовых обязанностей. Для этого руководитель организации должен издать приказ, в котором должны быть перечислены должности работников, которые дают право на получение оплаченных проездных документов.

Стоимость билетов, компенсированная работникам, занимающим вышеуказанные должности, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом (ст. 217 и подпункт 2 п. 1 ст. 238 НК РФ).

Во всех остальных случаях организации следует включать оплату проезда работников в их доход и начислять на нее налог на доходы физических лиц и единый социальный налог.

Данные выплаты, если они закреплены в локальном акте организации, уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на основании ст. 255 НК РФ.

4. Налогообложение поощрений в нематериальной форме

Бесплатное питание. Во многих организациях работникам предоставляют так называемый социальный пакет в виде определенных льгот, который является важным фактором стимулирования труда. Данный социальный пакет может включать оплату питания, обучения, коммунальных услуг, аренды жилых помещений и многое другое.

Обеспечивая сотрудников питанием, организация не только проявляет заботу по отношению к ним, но и сокращает время, затрачиваемое на обеды.

Бесплатное питание может быть установлено законодательством, а также может предусматриваться в трудовом (коллективном) договоре или вводиться по решению работодателя.

Статья 222 ТК РФ требует от работодателей предоставлять работникам бесплатное лечебно-профилактическое питание за работу во вредных и опасных условиях. Перечень опасных для здоровья работников профессий, нормы предоставления питания и критерии вредности труда определяются нормативными актами Минздравсоцразвития России.

Предоставление лечебно-профилактического питания работникам является в данном случае компенсацией за работу во вредных условиях. Расходы на предоставление такого питания должны учитываться в составе расходов на оплату труда при расчете налоговой базы по налогу на прибыль (п. 4 ст. 255 НК РФ). В данном случае стоимость предоставляемого работникам лечебно-профилактического бесплатного питания не облагается налогом на доходы физических лиц, единым социальным налогом, взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Если бесплатное питание, выплата компенсации за питание или обеспечение сотрудников питьевой водой предусмотрены в коллективном или индивидуальных трудовых договорах, то расходы на это учитываются при расчете налога на прибыль (п. 25 ст. 270 НК РФ). Эта норма НК РФ подтверждена письмами УМНС России по г. Москве от 30.09.2002 N 26-12/45789, от 13.03.2003 N 26-08/13973.

Что касается единого социального налога, то согласно п. 1 ст. 237 НК РФ в налоговую базу по этому налогу включаются любые выплаты и вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг. Оплата питания признается выплатой по трудовому (коллективному) договору и, следовательно, должна быть включена в налоговую базу, облагаемую единым социальным налогом (письмо Минфина России от 20.02.2002 N 04-04-04/24).

Получая бесплатное питание, сотрудник получает доход в натуральной форме (п. 2 ст. 211 НК РФ), поэтому на стоимость питания должен начисляться налог на доходы физических лиц.

При этом читателям журнала следует учитывать п. 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.06.1999 N 42 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с взиманием подоходного налога», где говорится о том, что доход в виде материального блага подлежит включению в совокупный доход физического лица, если можно определить конкретный размер дохода, относящийся к данному лицу.

Таким образом, для правильного расчета, начисления и уплаты налога на доходы физических лиц при предоставлении работникам бесплатного питания в организации должен вестись точный персонифицированный учет. Если такой учет невозможен, то оснований для начисления налога на доходы физических лиц не имеется.

Если питание сотрудникам предоставляется на основании приказа или распоряжения руководителя организации, но не отражено в трудовом (коллективном) договоре, то расходы на питание не могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

На основании п. 3 ст. 236 НК РФ оплата питания не является в этом случае выплатой по трудовым договорам, и, следовательно, на нее не начисляются единый социальный налог и взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Однако стоимость полученного питания долж-на включаться в доход работников, если можно определить точную сумму дохода, приходящуюся на каждого конкретного сотрудника.

Иногда у организаций возникает вопрос: куда относить расходы, связанные с питанием участников совещаний? Ответ на данный вопрос можно найти в судебно-арбитражной практике, в частности в постановлении ФАС Центрального округа от 18.08.2004 N А64-1002/04-13, в котором сделан следующий вывод: такие расходы по своей сути являются представительскими. Представительские же расходы не являются выплатами и вознаграждениями, начисляемыми в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам и включаемыми в фонд оплаты труда, а относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией продукции.

Следовательно, данные расходы единым социальным налогом не облагаются.

Оплата обучения. Многие организации оплачивают обучение своих сотрудников в учебных заведениях различного уровня.

Обучение может производиться по инициативе работодателя исходя из производственной необходимости и по инициативе работника — исходя из его личных интересов. Различная мотивация влечет различный подход к налогообложению.

В соответствии со ст. 196 ТК РФ работодатель может проводить профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации своих работников. К формам обучения работников организации могут быть отнесены их участие в семинарах, конференциях, получение специального и дополнительного образования, проведение стажировки. Главное — чтобы обучение было вызвано производственной необходимостью.

Обучение работника должно быть предусмотрено в трудовом договоре или дополнительном соглашении. Кроме того, работодателю необходимо издать приказ или распоряжение, указав в нем формы профессиональной подготовки (переподготовки), специальности, по которым повышается уровень квалификации работников, и т.д. Данные документы могут понадобиться, чтобы подтвердить производственную необходимость обучения и обоснованность расходов.

Стоимость обучения работников должна учитываться в составе расходов на подготовку и переподготовку кадров, находящихся в штате налогоплательщика на договорной основе (подпункт 23 п. 2 ст. 264 НК РФ). Если доказать производственную необходимость обучения невозможно, то организация не может уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на произведенные расходы на обучение.

Оплата обучения не относится к выплатам, поэтому единый социальный налог не начисляется независимо от того, учтены данные расходы при расчете налога на прибыль или нет.

Оснований для начисления налога на доходы физических лиц также не возникает. Ведь обучение проводилось по инициативе работодателя и имело целью повысить эффективность выполнения работником своих обязанностей. В этом случае оплата обучения не считается доходом работника. Такая точка зрения высказана в постановлении Президиума ВАС РФ от 18.07.2000 N 355/00.

Согласно ст. 197 ТК РФ работник может заниматься профессиональной подготовкой, переподготовкой и повышать свою квалификацию по собственной инициативе.

Как правило, по своей инициативе сотрудник получает образование (среднее, высшее или дополнительное), не связанное с его трудовой деятельностью.

Работодатель вправе оплатить такое обучение, но учесть данные расходы при расчете налога на прибыль не может.

Единый социальный налог на оплату обучения по инициативе работника не начисляется по тем же причинам, что и в случае оплаты обучения по инициативе работодателя.

Если обучение проводится в личных целях работника, а оплачивает такое обучение работодатель, то у работника возникает доход в натуральной форме, на который должен быть начислен налог на доходы физических лиц.

Оплата жилья и коммунальных услуг. Организации могут бесплатно предоставлять своим сотрудникам жилые помещения и оплачивать за работников коммунальные услуги. Конкретный размер возмещения данных расходов должен быть определен в соглашении сторон трудового договора.

Как должны облагаться налогами подобные выплаты, разъяснено в письме Минфина России от 18.12.2007 N 03-03-06/1/874.

Налог на прибыль. В соответствии со ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда могут быть включены любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной форме. К ним можно отнести и расходы, связанные с проживанием работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации и трудовыми договорами.

Согласно ст. 131 ТК РФ оплата труда может производиться и в иных формах, кроме денежной, если они не противоречат законодательству. Такая оплата должна быть установлена в трудовом договоре или производиться по письменному заявлению работника. При этом в неденежной форме может выплачиваться не более 20% начисленной месячной заработной платы.

Таким образом, стоимость найма жилого помещения или коммунальных услуг, возмещаемую работнику, организация вправе учесть для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 20% от суммы заработной платы, установленной работнику.

Единый социальный налог. Как уже говорилось, не подлежат обложению единым социальным налогом компенсационные выплаты, связанные с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, если они выплачиваются в пределах норм, установленных законодательством (подпункт 2 п. 1 ст. 238 НК РФ).

К таким выплатам относятся, в частности, оплата переезда на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов. Однако расходы по найму жилых помещений и оплата коммунальных услуг в случае, о котором идет речь, не связаны ни с переездами, ни с командировками.

Статья 169 ТК РФ также регулирует возмещение расходов только при переезде работника на работу в другую местность по предварительной договоренности с работодателем.

Таким образом, расходы организации по найму для работников жилых помещений или оплате за них коммунальных услуг не являются компенсационными выплатами, установленными законодательством Российской Федерации.

Следовательно, они подлежат обложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке с учетом п. 3 ст. 236 НК РФ.

Налог на доходы физических лиц. Предположим, что сотрудник организации получает 80% заработка в денежной форме и 20% — в форме платы за наем жилого помещения. При этом налог на доходы физических лиц должен быть начислен на всю сумму заработка работника.

Возможно, 20% заработка, предусмотренные на оплату жилья (коммунальных услуг), не полностью покрывают расходы сотрудника, и организация производит доплату. В этом случае сотрудник получает дополнительный доход в натуральной форме, который также облагается налогом на доходы физических лиц.

При этом читателям следует иметь в виду, что если договор найма заключен с физическим лицом — владельцем жилого помещения, то получателем дохода будет и это лицо, и с него организации также необходимо удержать налог. Согласно ст. 226 НК РФ организация будет выступать в данной ситуации в роли налогового агента, обязанного исчислить, удержать и уплатить сумму налога на доходы физических лиц.

www.nalvest.ru