Без рубрики

Статистика налогов в рф

Статистика налогов и налогообложения

Статистика налогов и налогообложения — отрасль экономической статистики, изучающая количественную сторону явлений и процессов в налоговой системе страны. Налоговая система- совокупность предусмотренных законодательством налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, принципов, форм и методов их установления, порядка распределения налоговых поступлений между бюджетами различных уровней и способов осуществления налогового администрирования.

В экономической статистике статистика налогов и налогообложения обычно рассматривается как часть статистики бюджета. К осн. задачам статистики налогов и налогообложения относятся обобщение данных о налоговых поступлениях в бюджетную систему РФ и подготовка статистической информации, необходимой для проведения экономического анализа и принятия органами государственного управления обоснованных решений в отношении налогово-бюджетной политики. Статистическое изучение налогов и налогообложения предполагает определение объема и структуры доходов бюджета налоговых по уровням бюджетной системы РФ, объема и структуры задолженности по налоговым платежам, анализ динамики структурных сдвигов, происходящих в налоговой системе, и выявление факторов, влияющих на данные процессы.

Источниками информации для формирования статистики налогов и налогообложения служат бюджетная отчетность, а также данные налоговой и таможенной статистики, отчетность гос. внебюджетных фондов. Осн. документ, определяющий систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ,- Налоговый кодекс РФ. В соответствии с Кодексом налог определяется как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с орг- ций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хоз. ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов гос. органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Налоги и сборы в РФ подразделяются на федеральные, региональные и местные. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, обязательные к уплате на всей терр. РФ.

К федеральным налогам и сборам относятся: налог на прибыль организаций; налог на добавленную стоимость (НДС); акцизы на спирт, спиртосодержащую и табачную продукцию, на автомобили легковые и мотоциклы, по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на терр. РФ; налог на доходы физических лиц; налог на добычу полезных ископаемых; регулярных платежей за добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов; гос. пошлина. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на терр. соответствующих субъектов РФ. К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог. К местным налогам относятся налоги, установленные Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на терр. соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги состоят из земельного налога и налога на имущество физических лиц. Деление налогов на федеральные, региональные и местные осуществляется в зависимости от терр., на которой взимаются налоги и сборы, и полномочий соответствующих органов власти по определению элементов налогообложения. Следует отметить, что данная классификация не зависит от уровня бюджета, в который зачисляются доходы от этих налогов и сборов. Часто один налог может зачисляться в два или три бюджета одновременно. Напр., в 2010 60% доходов от акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25% включительно (за исключением вин) и алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин), производимую на терр. РФ, подлежали перечислению в бюджеты субъектов РФ, 40 процентов- в федеральный бюджет.

По механизму формирования налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются в связи с приобретением или накоплением материальных благ физическим или юридическим лицом. К числу прямых налогов в налоговой системе РФ традиционно относят: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организацийи т.п. Косвенные налоги взимаются в процессе потребления и частично переносятся на стоимость товара или услуги. В случае с косвенными налогами налог обязано уплачивать одно лицо, а расходы, связанные с уплатой налога, несут другие лица. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы. В соответствии с предусмотренными в Налоговом кодексе РФ общими условиями установления налогов и сборов налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Налоговая база- стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, которая позволяет преобразовать объект налогообложения в количественную форму с целью последующего применения к ней налоговой ставки.

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Как правило, налоговым периодом признается год, однако иногда он может составлять квартал или месяц. Налоговая ставка- величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, иными словами- собой сумму налога, взимаемую с единицы измерения налоговой базы. В зависимости от особенностей объекта налогообложения и налоговой базы налоговые ставки могут устанавливаться в абсолютных величинах к налоговой базе (твердые налоговые ставки), в едином проценте от налоговой базы (пропорциональные ставки) и комбинированным способом. К осн. источником информации, используемой для определения налоговой базы и налоговой ставки, относятся бухгалтерская и налоговая отчетность.

Порядок исчисления налога предусматривает возможность использования трех способов исчисления налога: налогоплательщиком самостоятельно; налоговым агентом; налоговым органом. Выбор способа осуществляется в зависимости от вида налога и статуса налогоплательщика. Порядок уплаты налога представляет собой порядок перечисления денежных средств в виде налогового платежа и устанавливается применительно к каждому налогу. Уплата налога производится единовременно или по частям самим налогоплательщиком или налоговым агентом. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

Группировка показателей статистики налогов и налогообложения осуществляется в классификации доходов бюджетов. К осн. показателям налоговых доходов относятся: налоги на прибыль, доходы; налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на терр. РФ; налоги на товары, ввозимые на территорию РФ; налоги на совокупный доход; налоги на имущество; налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами; гос. пошлина; задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам. Помимо кода вида налогового дохода в классификации доходов бюджетов отражаются коды соответствующих гл. администраторов доходов бюджетов и коды классификации операций сектора государственного управления, относящиеся к налоговым доходам бюджетов.

О качестве налогового администрирования можно сделать выводы на основе изучения динамики показателя собираемости налогов и сборов, который равен отношению суммы налога, поступившего в бюджет, к сумме начислений по этому налогу. В дополнение к показателям, характеризующим структуру налоговых доходов бюджетов, в статистике налогов и налогообложения исследуется динамика таких показателей, как общей объем задолженности перед консолидированным бюджетов РФ, включая задолженность перед федеральным, региональными и местным бюджетов; объем налоговых отсрочек, рассрочек и кредитов; суммы, излишне уплаченных налогов, подлежащие возврату из бюджетов и др. Помимо абсолютных показателей большое значение при поведении статистического анализа имеют такие относительные показатели, как доля общего объема налоговых поступлений в ВВП, доля налогов консолидированного бюджета субъекта РФ в ВРП, удельный вес налоговых поступлений в общих доходах бюджета и др. При проведении статистического анализа налогов и налогообложения фактические показатели сопоставляются с плановыми и показателями предыдущих периодов.

При определении величины межбюджетных трансфертов- средств, предоставляемых одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ,- широко используется показатель налогового потенциала, который характеризует возможности публично-правового образования по привлечению в бюджет потенциально возможного объема доходов от налогов и сборов в условиях максимально полного использования налогооблагаемых ресурсов в условиях действующего законодательства.

Для сопоставления уровней расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ применяется индекс налогового потенциала, который представляет собой относительную (по сравнению со средним по РФ уровнем) оценку налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, определяемую с учетом уровня развития и структуры налоговой базы субъекта РФ. Важный показатель, характеризующий налоговую систему государства,- величина налоговой нагрузки на ВВП (отношение суммы поступивших в консолидированный бюджет РФ налогов и сборов к ВВП). Иными словами, налоговая нагрузка на экономику- относительный показатель, характеризующий долю общего объема налоговых поступлений в ВВП.

Некоторые экономисты определяют налоговую нагрузку как меру экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налога или налогов. Показатель налоговой нагрузки широко используется при определении направлений налогово-бюджетной политики и налоговых реформ, изучении распределения налоговой нагрузки на уровне отдельных налогоплательщиков, сопоставлении тяжести налоговой нагрузки в разных странах. До недавних пор в рос. экономической литературе не делалось четких различий между понятиями «налоговое бремя» и «налоговая нагрузка». В последнее время происходит определенное разделение указанных понятий: «налоговая нагрузка» используется в контексте макроэкономики, а «налоговое бремя» отражает микроэкономический аспект.

В соответствии с междунар. стандартом по статистике гос. финансов (СГФ), изложенным в Руководстве по СГФ 2001, в системе аналитических показателей СГФ предусмотрен показатель налогово- бюджетного бремени, который рассчитывается как сумма налоговых доходов и обязательных отчислений на социальное страхование в процентах к ВВП. Поскольку в рос. налоговой системе страховые взносы на обязательное социальное страхование относятся к налогам, показатель налоговой нагрузки на ВВП аналогичен показателю налогово-бюджетного бремени, предусмотренному в междунар. стандарте по СГФ. Налоги и другие обязательные трансферты должны отражаться в учете тогда, когда имеют место деятельность, операции или другие события, в результате которых образуются требования органов государственного управления по налогам или другим платежам. Это время не обязательно является временем наступления налогооблагаемого события. Напр., обязательство по уплате налога на прирост капитала обычно возникает при продаже актива, а не при повышении его стоимости. Возвраты налогов в СГФ учитываются как отрицательные налоги и относятся к тому периоду, в котором имело место событие, вызвавшее переплату.

В случае налога типа налога на добавленную стоимость налогоплательщики, кроме конечных потребителей, обычно имеют право на возврат налогов, уплаченных с покупок. Если этот возврат превышает сумму налогов, уплаченных данным налогоплательщиком, чистый возврат отражается как отрицательный налог. Налоговые кредиты- суммы, вычитаемые из налога, который в противном случае подлежал бы уплате. Следствием некоторых видов кредитов может стать чистый платеж, производимый единицей сектора государственного управления налогоплательщику. Подобные чистые платежи в системе СГФ отражаются как расходы, а не как отрицательный налог.

В классификации доходов СГФ, которая предусмотрена в Руководстве по СГФ-2001, налоги группируются в категории: налоги на доходы, прибыль и прирост капитала; налоги на фонд заработной платы и рабочую силу; налоги на собственность; налоги на товары и услуги; налоги на междунар. торг. и операции; другие налоги. Подобная группировка несколько отличается от видов налоговых доходов, предусмотренных классификацией доходов бюджетов, что объясняется особенностями рос. бюджетного и налогового законодательства.

econwiki.ru

Статистика

В разделе представлена актуальная статистическая информация о финансово-экономических показателях Российской Федерации.
При подготовке информации использованы данные Минфина России, Федерального казначейства, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы государственной статистики, Федеральной налоговой службы и Центрального Банка Российской Федерации

Ответственные за подготовку информации, размещенной в разделе — Департамент доходов, Департамент организации составления и исполнения федерального бюджета Минфина России

Ознакомиться с графиком размещения информации в разделе «Статистика» можно здесь

№ п/п

Дата публикации

Наименование данных

Оперативные сведения об исполнении за отчетный месяц:

  • консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • консолидированного бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации 1 ;

Уточненные данные об исполнении за месяц, предшествующий отчетному:

  • федерального бюджета;
  • Данные о размере Резервного фонда, а также валютная структура средств фонда на счетах в Банке России;

    Данные о размере Фонда национального благосостояния, а также валютная структура средств фонда на счетах в Банке России.

    Данные об объеме и структуре государственного внутреннего долга Российской Федерации;

    Данные об объеме и структуре государственного внешнего долга Российской Федерации.

    Окончательный годовой отчет об исполнении

  • консолидированного бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  • бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
  • Задать вопросы по опубликованным в разделе «Статистика» материалам можно по адресу электронной почты stat@minfin.ru

    ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Оперативные и ежегодные отчёты об исполнении федерального бюджета. Оперативные сведения об остатках средств федерального бюджета в депозитах, бюджетных кредитах и ценных бумагах по сделакам РЕПО

    Информация об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации. Данные об объёме государственного долга субъектов и муниципальных образований

    Краткая информация об исполнении консолидированного бюджета. Оперативные и ежегодные отчёты об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации

    Краткая информация, оперативные и ежегодные отчёты об исполнении бюджетов Фонда социального страхования, Пенсионного фонда, Федерального фонда обязательного медицинского страхования

    Актуальные данные о размере Резервного фонда и Фонда национального благосостояния

    Графики аукционов по размещению облигаций федерального займа. Бюджетное законодательство

    Министерство финансов Российской Федерации Официальный сайт

    109097, Москва, ул. Ильинка, д.9
    +7 (495) 987-91-01

    www.minfin.ru

    Статистика налогов в рф

    из него:
    зачисляемый в бюджеты
    бюджетной системы
    Российской Федерации по
    соответствующим ставкам

    с доходов, полученных
    в виде дивидендов

    с доходов, полученных в виде
    процентов по государственным и
    муниципальным ценным бумагам

    Поступление налога на доходы физических лиц

    Справочно
    I полугодие 2012г.

    из них:
    с доходов, источником которых является налоговый агент,
    за исключением доходов, в отношении которых исчисление
    и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227,
    227.1 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации

    с доходов, полученных от осуществления деятельности
    физическими лицами, зарегистрированными в качестве
    индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся
    частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты
    и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии
    со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации

    с доходов, полученных физическими лицами, являющимися
    иностранными гражданами, осуществляющими трудовую
    деятельность по найму у физических лиц на основании
    патента в соответствии со статьей 227.1 Налогового кодекса
    Российской Федерации

    Поступление акцизов
    по подакцизным товарам (продукции),
    производимым на территории Российской Федерации

    феде-
    ральный бюджет

    из них на:
    табачную продукцию

    легковые автомобили
    и мотоциклы

    моторное масло для дизельных
    и (или) карбюраторных
    (инжекторных) двигателей

    алкогольную продукцию
    (за исключением пива)

    Поступление налога на добычу полезных ископаемых

    I полугодие
    2013г.

    Справочно
    I полугодие 2012г.

    консолиди-
    рованный бюджет

    консолиди-
    рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

    газ горючий природный

    По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по единому социальному налогу, уплате пеней и налоговых санкций), в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 июля 2013г. составила 744,1 млрд.рублей. По сравнению с 1 января 2013г. она увеличилась на 2,2%, в том числе по акцизам в целом — на 42,0%, налогу на добавленную стоимость — на 2,4%. Уменьшилась задолженность по налогу на добычу полезных ископаемых на 6,5%, налогу на прибыль организаций — на 1,9%.

    Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций (штрафов) на 1 июля 2013г. составила 323,8 млрд.рублей и увеличилась по сравнению с 1 января 2013г. на 1,4%.

    ____________________
    1) По методологии соответствующих лет, без учета задолженности по единому социальному налогу.

    Структура задолженности по налоговым платежам и сборам
    В консолидированнный бюджет Российской Федерации 1)
    на 1 июля 2013 года

    в том числе:
    по федеральным налогам и сборам

    в том числе:
    налог на прибыль организаций

    налог на добавленную стоимость
    на товары (работы, услуги)

    из него налог на добавленную стоимость
    на товары (работы, услуги), реализуемые
    на территории Российской Федерации

    налоги, сборы и регулярные платежи
    за пользование природными ресурсами

    из них налог на добычу полезных ископаемых

    акцизы по подакцизным товарам (продукции),
    производимым на территории
    Российской Федерации

    из них на:
    алкогольную продукцию (за исключением пива)

    остальные федеральные налоги и сборы

    по региональным налогам и сборам

    по местным налогам и сборам

    по налогам со специальным налоговым режимом

    1) Без учета задолженности по единому социальному налогу, уплате пеней и налоговых санкций.

    Недоимка по налоговым платежам на 1 июля 2013г. составила 360,9 млрд.рублей (48,5% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2013г. она увеличилась на 4,2%, в том числе по налогу на прибыль организаций — на 10,7%, налогу на добавленную стоимость — на 10,1%, налогу на добычу полезных ископаемых — на 0,5%. Уменьшилась недоимка по акцизам в целом на 7,5%.

    Урегулированная задолженность на 1 июля 2013г. составила 379,0 млрд.рублей (50,9% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2013г. она увеличилась на 0,7%. Основная часть урегулированной задолженности приходится на задолженность, приостановленную к взысканию в связи с введением процедур банкротства — 214,3 млрд.рублей (56,5%) и задолженность, взыскиваемую судебными приставами — 115,7 млрд.рублей (30,5%).

    Задолженность по единому социальному налогу на 1 июля 2013г. по сравнению с 1 января 2013г. сократилась на 16,8% и составила 28,8 млрд.рублей; задолженность по уплате пеней и налоговых санкций сократилась на 12,2% и составила 18,2 млрд.рублей.

    Задолженность по платежам в государственные внебюджетные фонды на 1 июля 2013г. по сравнению с 1 января 2013г. сократилась на 20,9% и составила 6,4 млрд.рублей; задолженность по уплате пеней и налоговых санкций сократилась на 24,2% и составила 15,3 млрд.рублей.

    Социально-экономическое положение России — 2013г.
    Copyright © Федеральная служба государственной статистики

    www.gks.ru

    Статистика налогов

    Цель данной главы – сформировать у студентов представление о классификации налоговых доходов, показателях состояния налогообложения. Особое внимание уделяется изучению динамики налоговых поступлений в целом и отдельных видов налогов.

    Задачи статистики налогов

    Налоговые поступления – основной источник формирования бюджета любого государства. Согласно Федеральному закону от 3 декабря 2012 г. «О федеральном бюджете на 2013 год и па плановый период 2014 и 2015 годов» (с последующими изменениями) доходы, к примеру, на 2013 г. были предусмотрены в размере 12 865,9 млрд руб.; из них налоговые доходы составляли 94–95%.

    Центральной задачей статистики налогов является сбор и обработка данных о налоговых поступлениях по регионам и стране в целом, изучение их состава, динамики, связи с важнейшими макроэкономическими показателями. Информация статистических органов позволяет видеть, как выполняется план по доходам бюджета соответствующего региона, оценить состояние налоговой сферы.

    Поскольку налоги представляют собой основной источник формирования доходов государственного бюджета, статистика фиксирует не только суммы фактических поступлений налогов, но и размеры недоимок налогов и платежей в бюджет как юридических, так и физических лиц. По данным ведомственной отчетности, которую представляют налоговые инспекции по результатам контроля за правильностью уплаты налогов, статистика имеет обобщенные сведения о сумме дополнительных платежей в бюджет и финансовых санкций, примененных к налогоплательщикам за нарушение налогового законодательства. Если учесть, что нарушение налогового законодательства может иметь разные причины, в том числе недопонимание методики взимания некоторых налогов, то информация налоговых органов о числе налогоплательщиков, у которых выявлены нарушения, позволяет косвенно судить о необходимости улучшения налогового законодательства и дальнейшего развития налоговой реформы.

    Налоговые доходы и их структура

    Налоговые доходы – это совокупность обязательных платежей в бюджет, осуществляемых юридическими и физическими лицами в соответствии с действующим законодательством.

    Классификация налоговых доходов может быть дана со следующих позиций:

    • исходя из структуры налоговой системы;

    • по характеру налоговой базы;

    • с точки зрения системы национальных счетов.

    Статистика рассматривает налоговые доходы консолидированного бюджета РФ, а также их распределение по уровням бюджетной системы, выделяя федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ.

    Современная налоговая система России сложилась на рубеже 1991 – 1992 гг. в период кардинальных экономических преобразований. Она создавалась на базе опыта зарубежных стран. Поэтому по структуре она соответствует системам налогообложения мировой экономики: в нашей стране существуют три уровня налоговой системы: федеральные, региональные (территориальные) и местные налоги и сборы. К федеральным (по ст. 13 ПК РФ) относятся следующие налоги и сборы: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы на отдельные группы и виды товаров, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на добычу полезных ископаемых, государственная пошлина, сборы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, водный налог. Они действуют на всей территории России и взимаются по единым станкам, установленным Налоговым кодексом РФ. До 2005 г. к федеральным налогам относились также таможенные пошлины (экспортные и импортные), которые составляли в налоговых доходах федерального бюджета 2004 г. 25,7%. С 2005 г. взимаемые таможенные пошлины и таможенные сборы регулируются Таможенным кодексом РФ (а с 2010 г. – Таможенным кодексом Таможенного союза), хотя по сути они остаются налоговыми платежами. В период с 2001 по 2010 г. к федеральным налогам относился также единый социальный налог (ЕСН). С 2010 г. он заменен страховыми платежами в пенсионный фонд, фонды социального и медицинского страхования. Эти платежи теперь не регулируются НК РФ, но являются для организаций обязательными, т.е. выполняют налоговую функцию.

    Федеральные налоги составляют основу формирования федерального бюджета страны. Структура налоговых доходов в доход федерального бюджета РФ по прогнозу на 2013–2015 гг. представлена в табл. 20.1. Приведенные данные показывают, что 80% всех поступлений в федеральный бюджет обеспечивают два вида налогов: НДС и платежи за пользование природными ресурсами, а также таможенные пошлины (импортные и экспортные).

    Таблица 20.1

    Удельный вес отдельных налогов и сборов в общей сумме налоговых доходов РФ в федеральном бюджете в 2013-2015 гг., в %

    Налоговые доходы – всего

    Налог на прибыль организаций

    Налог на добавленную стоимость

    Налог на добычу полезных ископаемых

    Доходы от внешнеэкономической деятельности

    Прочие налоговые доходы

    Источник: Заключение Института экономической политики им. E. Т. Гайдара на проект федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов [Электронный ресурс]. С. 10. URL: iep.ru/files/text/other/IEP_zakluchenie_na_proekt_FB_2013-2015.pdf

    Не все федеральные налоги полной суммой попадают в федеральный бюджет страны. Так, часть акцизов (на алкогольную продукцию) распределяется между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов в соотношении 60 и 40 по плану на 2013–2014 гг. Все 100% поступлений от налога на доходы физических лиц направляются в бюджеты субъектов. В результате именно этот налог играет преимущественную роль в формировании доходов бюджетов субъектов РФ.

    Региональные налоги утверждаются и вводятся по законодательным актам субъектов. К ним (по ст. 14 НК РФ) сегодня относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог. Ставки налогов, сроки их уплаты и возможные льготы определяются законами субъектов РФ.

    Местные налоги на основании ст. 15 НК РФ, включают в себя налог на имущество физических лиц и земельный налог. Ставки налогов определяются законодательными актами местных органов государственной власти, а в ряде случаев и субъектов РФ.

    Общая характеристика структуры налоговых доходов по уровням налоговой системы, формирующих консолидированный бюджет РФ в 2012 г., представлена в табл. 20.2.

    Таблица 20.2

    Структура налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2012 г.

    В % к сумме налоговых доходов

    налогов со специальным налоговым режимом

    Источник: URL: gks.ru/free_doc/new_site/finans/fin23.htin

    К специальным налоговым режимам относятся:

    – единый сельскохозяйственный налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

    – упрощенная система налогообложения;

    – единый налог на вмененный доход.

    Специальные налоговые режимы предусматривают определенные льготы для налогоплательщиков, освобождая их от уплаты некоторых налогов и невысокие ставки налогов

    В целом количество налогов по НК за последние 18 лет существенно снижено: с 40 до 13 (табл. 20.3). В отношении некоторых налогов произведена замена их поступления, т.е. бюджета, в который они должны поступать.

    Таблица 20.3

    Система налогов и сборов РФ но НК РФ

    Федеральные налоги и сборы (ст. 13 НК РФ)

    Региональные налоги (ст. 14 НК РФ)

    Местные налоги (ст. 15 НК РФ)

    1. Налог на добавленную стоимость

    3. Налог на доходы физических лиц

    4. Налог на прибыль организаций

    5. Налог на добычу полезных ископаемых

    7. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

    8. Государственная пошлина

    1. Налог на имущество организаций

    2. Налог на игорный бизнес

    3. Транспортный налог

    1. Земельный налог

    2. Налог на имущество физических лиц

    Налоги классифицируются статистикой исходя из действующей в России бюджетной классификации, а именно – по видам налогов в соответствии с объектом налогообложения и характером налоговой базы. Такая классификация удовлетворяет потребности государственных финансов, позволяет анализировать состояние финансов страны и ее регионов, изучать тенденции налоговых поступлений и строить прогнозы развития экономики.

    Объекты налогообложения (ст. 38 НК РФ) включают в себя операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход, стоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Стоимостная оценка или физическая характеристика объекта обложения представляет собой налоговую базу. Это ключевое понятие конкретного налога, раскрывающее ту основу, с которой взимается налог. В качестве налоговой базы используется стоимость реализованных товаров (НДС), количество произведенных и реализованных производителями подакцизных товаров (спирт, алкогольная продукция, табачная продукция, легковые автомобили и мотоциклы, автомобильный бензин, дизельное топливо и др. (ст. 181 НК РФ)), сумма дохода (налог на прибыль, налог на доходы физических лиц), стоимость имущества (остаточная стоимость основных средств, числящихся на балансе предприятия – налог на имущество организаций; недвижимость в собственности граждан – налог на имущество физических лиц), величина импорта и экспорта (таможенные пошлины), объем используемых природных ресурсов (объем воды, забранной из водного объекта; количество произведенной электроэнергии на гидроэлектростанциях; объем сплавляемой древесины с учетом расстояния сплава водным налог; количество добытых полезных ископаемых – налог на добычу полезных ископаемых; объекты животного мира и водных биологических ресурсов – сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов).

    Для характеристики налоговых доходов консолидированного бюджета РФ предусмотрены семь групп налогов: 1) налог на прибыль организаций, 2) налог на доходы физических лиц, 3) налог на добавленную стоимость, 4) акцизы, 5) налоги на имущество, 6) налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции, 7) платежи за пользование природными ресурсами.

    Классификация налогов, используемая в системе национальных счетов (СНС), отражает потребности оценки экономики в целом. Она необходима для правильного исчисления валового внутреннего продукта. Рассмотренные выше виды налогов учитываются по типам институциональных единиц, уплачивающих налоги: домашние хозяйства, государственные учреждения, нефинансовые предприятия и др. Кроме того, в ней учитываются также, при каких обстоятельствах уплачивается налог (на производство продукции, при импорте и экспорте продукции). В СНС налоги подразделяются па две группы:

    – текущие, уплачиваемые регулярно;

    Классификация текущих налогов включает в себя:

    – налоги на производство и импорт;

    – налоги на доходы и имущество.

    Налоги на производство и импорт подразделяются: а) на налоги на продукты и импорт; б) другие налоги на производство. Налоги на продукты и импорт – это косвенные налоги (НДС, акцизы, импортные и экспортные пошлины), взимаемые при реализации товаров и их ввозе. К другим налогам на производство можно отнести налоги на заработную плату и рабочую силу, налог на землю, налог на имущество организации, лицензионные сборы, платежи за пользование природными ресурсами и др.

    Налоги на доходы и имущество представляют собой группу прямых налогов, которым соответствуют все налоги с доходов, в том числе с доходов от имущества (налог на прибыль, на доходы предприятий, на доходы физических лиц, транспортный налог и др.). Налоги на продукты и импорт используются при расчете ВВП производственным и распределительным методом.

    В целом классификация налогов в СНС отличается от классификации налогов для оценки доходов государственного бюджета.

    studme.org