Полезные статьи

Стаж в работы в прокуратуре

Как правильно оформить вкладыш в трудовую книжку в 2018 году

Что делать, когда окончатся строки для внесения записей в трудовую книжку? Оформить и вшить вкладыш. Разберемся, что это за документ, как его правильно заполнять в 2018 году.

Любой человек может столкнуться с такой проблемой, когда в трудовой книжке уже не будет места для внесения записей. Такая ситуация возникает, если гражданин часто меняет работу.

Куда же вписать информацию новому работодателю? Для этого существует специальный документ – вкладыш.

Основные сведения

Знания о том, что это и где его взять, пригодятся не только специалистам кадровой службы, но и самим работникам.

Ведь трудовая книжка отражает их стаж и нельзя допустить, чтобы при наступлении пенсионного возраста определенное время работы не учитывалось.

Да и заполнять вкладыши в трудовую книжку необходимо правильно. Иначе не избежать волокиты по оформлению документов и восстановлению стажа.

Что это такое

Вкладыш в трудовую книжку представляет собой документ, с помощью которого и далее возможно ведение стажа работника (когда листы в трудовой окончатся).

В данном случае не допустимо:

Единственное правильное решение в данной ситуации – подшить вкладыш в трудовую книжку.

В противном случае специалист отдела кадров нарушит требования законодательства. В результате книжка может считаться недействительной.

Поэтому ИП, руководство юридических лиц, главбухи, руководство отдела кадров или иные уполномоченные лица обязаны следить за тем, чтобы вкладыши были в наличии на предприятии.

Назначение документа

Как только в вашу организацию устраивается новый сотрудник, у которого не осталось места для записей в трудовой книжке, понадобится вкладыш.

Ведь без него отразить принятие человека на работу в его трудовой невозможно. Запись же должна вноситься в течение 5 дней после трудоустройства гражданина, после того, как он вступит в должность (Правила № 225).

Отказать же в приеме лица на работу также нельзя, иначе работодатель должен будет понести ответственность согласно нормам законодательства.

Трудовая инспекция может рассмотреть неправомерный отказ в оформлении и наказать за это. Итак, вкладыш – важный документ в кадровом делопроизводстве.

Правовая база

Правила заполнения вкладышей в трудовую книжку прописываются в Постановлении Министерства труда России № 69 от 10 октября 2003.

Обязательно делают запись в трудовой «Выдан вкладыш». Выглядит она так:

Фото: обязательная запись в трудовой книжке о кладыше

Применяют также правила №225 от 16 апреля 2003. Условия предоставления вкладыша сотруднику:

  • его выдают бесплатно согласно п. 44, 48 Правил;
  • выдают при уплате соразмерной компенсации, что не превысит цену бланка – п. 47;
  • Взимается плата, что равна цене при покупке документа работодателем.

    Образец оформления вкладыша в трудовую книжку

    Как заполнить вкладыш в трудовую книжку, главбух и руководитель предприятия просто обязан знать. Рассмотрим все важные нюансы.

    Что входит в общий трудовой стаж, читайте здесь.

    Внешне бланк вкладыша отличается от трудовой книжки:

  • Он содержит 36 страниц.
  • Его обложка картонная.
  • Формат документа – 88*125мм.
  • Есть несколько защитных элементов.
  • Титульная страничка схожа с титульным листом трудовой книжки.
  • Поля вкладыш имеет такие же, как и трудовая.
  • Как его заполнить?

    Стоит придерживаться следующего порядка:

  • его ФИО согласно паспортным данным;
  • дату рождения;
  • образование согласно записям диплома или аттестата;
  • профессию – согласно документации об образовании;
  • дату оформления;
  • ФИО специалиста, который вносит запись;
  • печать и подпись уполномоченного лица.
  • Сведения во вкладыше могут отличаться от тех, что прописаны в трудовой книжке. Это может быть при смене фамилии, получении дополнительного образования и т. п.

    1. Второй столбик имеет дату внесения записи.
    2. Следующий – данные о трудоустройстве человека, увольнении. Сокращения слов не допустимы.
    3. В четвертом пишут название, дату и номер документы, на основании которого прописывают сведения
    4. Фото: титул трудовой книжки

      Если будет допущено ошибки или имеет место неправильное заполнение документа, продолжать делать записи нельзя.

      Бланки в таком случае подлежат уничтожению согласно специально составленным актам. Если серия и номер уже отражены в трудовой, нужно проставить другой штамп на титульном листе.

      Исправлять ошибки стоит, придерживаясь таких правил:

      Самые частые ошибки, которые допускаются при заполнении вкладыша:

      Законодательством не ограничивается количество использования бланков вкладышей. Можно вшивать и 2 и три бланка.

      Но все номера регистрируют в книжке. Вкладыш является недействительным, если предоставляется без трудовой книжки.

      Обратите внимание, если работодатель требует от вас написать заявление на выдачу вкладыша, значит, придется за него заплатить. Бланк документа можно скачать здесь.

      При отсутствии заявления руководство фирмы не может вычесть стоимость бланка из зарплаты. Заявление может иметь произвольную форму и адресуется руководству.

      Хотя его могут передать и главбуху или иному уполномоченному работнику. В заявлении выражают просьбу о выдаче бланков вкладышей, а также о вычете их стоимости из заработка.

      Видео: оформление трудовой книжки, лекция для кадровиков

      Данный документ подшивают в личное дело сотрудника. Отражение любых сведений во вкладыше должно быть корректным и соответствовать требованиям Правил, Инструкций и номенклатурной документации.

      Можно применять все требования по ведению трудовых книжек. Оговоримся, что данные на титульных листах трудовой и вкладыша должны совпадать.

      Если же они отличаются, необходимо представлять все документы, на основании которых записи делали. Подается свидетельство о браке (если сменено фамилию), дипломы (если вписано другое образование) и т. д.

      Быть уверенным в том, что при отражении данных все изменения учтено, позволит заполненная работником анкета.

      Кем должен формироваться?

      Приобретают бланки вкладышей только компании. Работодатель не может:

    5. принять от сотрудника чистый вкладыш;
    6. представлять требование предоставить бланки от работников.
    7. Вкладыши являются бланком строгой отчетности. Их покупают у посредника, что специализируется на продаже подобного товара, что имеет Госзнак Министерства финансов России.

      У такого лица должна быть доверенность на ведения подобного рода деятельность. Обязательно наличие лицензии и сертификата.

      Если купить бланки в другом месте, может подняться вопрос о том, что трудовые книжки подделываются. Приобретение осуществляется фирмой в соответствии с договором с распространителем.

      Купленные вкладыши должны храниться у бухгалтера или у иного сотрудника, что уполномочен вести трудовые книжки.

      Данные о покупке документов вносят в реестр приходно-расходных книг. Далее они передаются под расписку лиц, что ведут записи.

      Оформлением и подшивкой вкладышей должны заниматься работники отдела кадров или руководство фирмы.

      Как правильно вшить (инструкция)

      Когда титульная страница будет заполнена, и вкладыш зарегистрирован, кадровым специалистом документ вшивается в трудовую книжку.

      Желательно проведение такой процедуры с готовым вкладышем, иначе придется готовить акты порчи.

      В законодательных нормах не прописывается, в каком именно месте вшивается документ. А значит, вы вправе прикрепить его в начале трудовой книжки, в ее средине или в конце.

      Проверяющие органы не будут предъявлять претензии по этому поводу. Обычно вкладыши вшивают в конце трудовой – между последним листом и обложкой.

      Но удобнее прикреплять бланки в средине, так как в таком случае не понадобятся дополнительные отверстия.

      В данном варианте есть такой недостаток – в трудовой книжке будут прерваны старые записи более новыми. Обязательно вшивать документ. Нельзя прикреплять его с помощью скотча, скоб.

      Как заполнить бланк направления на медосмотр при приеме на работу, читайте здесь.

      Образец акта приема-передачи трудовых книжек, смотрите здесь.

      Не допустимо также просто вкладывать бланки в трудовую книжку. Выполнение данного требования обеспечит сохранность документа.

      Что нужно для прошивания документа:

    8. Трудовая книжка.
    9. Бланки вкладыша.
    10. Иголка с ниткой.
    11. Шило и ножницы.
    12. Штамп «Вкладыш выдан».
    13. jurist-protect.ru

      Как попасть на работу в прокуратуру?

      О работе в прокуратуре мечтает большинство выпускников юридических вузов. Однако попасть сюда молодому и ещё неопытному специалисту крайне сложно, так как вакантные места в этом учреждении появляются крайне редко, а желающих получить работу всегда много.

      Заметно легче пройти конкурсный отбор отличникам, учебные заведения которых имеют специальную договорённость с местной прокуратурой.

      Таких кандидатов принимают на свободные места вне очереди. В редких случаях на должность следователя принимают лиц, не закончивших обучение и продолжающих учиться без отрыва от трудовой деятельности.

      Где искать вакансию?

      Свободные рабочие места будущие сотрудники прокуратуры могут искать через отдел кадров соответствующего местного учреждения.

      Если идёт речь о студентах юридического вуза, следует заранее выяснить, есть ли договорённость между этим учебным заведением и местной прокуратурой о приёме на работу выпускников или студентов. Но, как было сказано выше, в большинстве случаев такие привилегии имеют только лица с отличными показателями по учёбе.

      Ввиду перечисленных сложностей искать вакантное место лучше всего с первого курса обучения, чтобы повысить шансы на трудоустройство.

      Следует отметить, что сотрудников в прокуратурах зачастую не хватает, особенно в менее престижных в глазах выпускников межрайонных учреждениях. Но условия отбора на вакантные места и здесь будут достаточно жёсткими. Например, сюда не примут человека, имеющего непрофильное образование.

      Особенности приема на работу в военную прокуратуру

      Что касается военных прокуратур, то кандидат должен иметь не только профильное образование, но также являться кадровым военным или пройти срочную службу. Не военные юристы тоже могут подать документы на вакантную должность, но шансы на трудоустройство у них невысоки.

      К тому же на эти должности не принимают девушек. Это связано с особыми требованиями к сотрудникам данного военного ведомства. Военные прокуроры занимаются делами нарушителей закона в армии, поэтому они должны знать все нюансы службы не понаслышке (сотруднику необходимо пройти срочную службу).

      Требования к соискателям

      В его статье под номером 40.1 выдвигаются следующие требования для обеих полов (мужчин и женщин):

    14. наличие гражданства;
    15. наличие высшего юридического образования (для прокуроров и следователей) или обучение на третьем курсе в профильном вузе на момент приёма на работу (для помощников прокуроров и следователей);
    16. обучение в государственном учебном заведении или заведении, имеющем соответствующую аккредитацию от государства;
    17. отсутствие проблем со здоровьем, подтверждённое медицинскими документами;
    18. соответствие по моральным и психологическим качествам, выявленное в результате тестирования и собеседования;
    19. обладание всеми необходимыми профессиональными навыками.
    20. Для военных прокуратур, кроме соответствия перечисленным выше требованиям, претенденту необходимо пройти срочную службу или служить некоторое время по контракту. Именно по этой причине при отборе кандидатов отсеиваются соискатели женского пола. Мало кто из девушек служит в армии и при этом имеет профильное образование, требующееся по условиям трудоустройства.

      Кроме того, указанный ФЗ перечисляет препятствия, не позволяющие кандидату на должность получить вакантное место.

      Это:

    21. отсутствие гражданства (претендент иностранец);
    22. наличие частичной или полной недееспособности, установленной в судебном порядке;
    23. судебный запрет на службу в государственных учреждениях, наложенный на кандидата временно или пожизненно;
    24. наличие судимости (в том числе с условным сроком) или административных взысканий;
    25. наличие заболевания, препятствующего службе согласно заключению медицинских специалистов (например, нервных расстройств или заболеваний опорно-двигательного аппарата);
    26. наличие ближайших родственников, уже работающих в данном учреждении и занимающих подчинённую или начальствующую должность по отношению к вакансии, на которую претендует соискатель;
    27. отказ соискателя в предоставлении письменного допуска к обработке личной информации, имеющей отношение к государственным тайнам (человек является носителем секретов и не может разглашать определённую информацию);
    28. наличие близких родственников осуждённых или имеющих условный срок.
    29. Проверка и тестирование

      Основным методом тестирования для приёма в это ведомство является проверка психологических и личностных качеств каждого претендента на вакансию.

      Широко распространено использование различных социальных опросников, например, американского MMPI (русифицированного СМИЛ) или опросника Кэттела, позволяющего составить психологический портрет соискателя.

      Тестирование подобного типа позволяет одномоментно выявить максимальное количество психологических составляющих.

      Также в тестирование включаются различные вопросы, касающиеся профессиональных навыков и знаний. Выбираются они в зависимости от должности, на которую претендует человек. Например, для должностей, имеющих отношение к делопроизводству, может проверяться знание соответствующих инструкций, составленных для работы в прокуратуре.

      Следует отметить, что конкурсный отбор не всегда имеет форму тестирования. Иногда проводится только собеседование. А если в него всё-таки будут включены тесты, заранее узнать все вопросы, касающиеся профессиональных знаний и навыков невозможно (они постоянно меняются).

      Необходимые документы

      Соискатель должен представить в кадровый отдел учреждения, в котором имеется вакантная должность, пакет документов, состоящий:

    30. из удостоверения личности (паспорта);
    31. из полученного диплома о профильном образовании или справки с места обучения (для студентов);
    32. из документа, подтверждающего отсутствие судимостей (справка выдаётся в местном отделении Министерства внутренних дел);
    33. из справки из диспансера, подтверждающей отсутствие инфекционных заболеваний;
    34. из документов по медицинскому осмотру (из специального заключения и справки унифицированной формы).
    35. Дополнительно рекомендуется приложить рекомендации от действующих сотрудников прокуратуры. Либо предоставить кадровикам письменный отзыв с места учёбы или прежнего места работы.

      Важно и само учебное заведение, в котором учился претендент. Предпочтение обычно отдаётся выходцам из престижных государственных вузов. Особенно приветствуется профильная специализация специалиста (уголовное или гражданское право).

      Процедура трудоустройства

      Первым этапом на пути к заветной должности является получение образования в области юриспруденции. А для претендентов на свободные места в военной прокуратуре необходимо какое-то время отслужить в вооружённых силах и иметь положительные характеристики по месту службы (требование актуально для мужчин).

      Для обучения необходимо выбрать государственный вуз, имеющий юридическую кафедру, либо учреждение с государственной аккредитацией. Например, в Москве престижно учиться в МГУ, Финансовом университете, РУДН, МГЮА, Институте Прокуратуры (здесь конкурс на поступление несколько ниже).

      А для получения профессии военного юриста, потребуется поступить в Военный университет. Одно из основных требований к его абитуриентам — прохождение срочной службы в вооружённых силах. Если срочная служба отсутствует из-за возраста или отсрочки, кандидат должен пройти военную подготовку на военной кафедре вуза.

      Успешный служащий прокуратуры должен досконально знать криминалистику, административный кодекс и уголовное право.

      На следующем этапе соискатель собирает все необходимые документы и подаёт их в кадровый отдел местной прокуратуры. К документам прилагается анкета. Положительные рекомендации от действующих сотрудников, в том числе и полицейских, обеспечат кандидату дополнительное преимущество.

      • Сотрудники кадрового отдела проверяют документы на их соответствие реальным фактам, а сотрудник, ответственный за приём новых работников, предварительно оценивает кандидатуру соискателя.
      • Если кандидатура устраивает, соискатель направляется на собеседование. В большинстве случаев для определения годности к службе используются психологические тесты. После их успешного прохождения проводится дополнительное собеседование. Его цель заключается в выявлении профессиональных навыков, личностных и деловых качеств кандидата. Собеседование может проводить как непосредственный руководитель учреждения, так и кадровый служащий, несущий ответственность за приём соискателей на вакантные места.
      • Если кандидат прошёл собеседования, его могут направить на медицинский осмотр (только в случае его отсутствия!). В частности, необходимо представить справки об отсутствии наркотической зависимости (из НД) и проблем с психикой (ПНД).
      • По завершении процедуры отбора соискателя зачисляют в штат сотрудников и направляют для прохождения стажировки под руководством опытного наставника.
      • Как будет индексироваться пенсия работающим пенсионерам после увольнения в 2016 году? Узнайте об этом здесь.

        Увольняясь, проверьте, нет ли у вас дней неиспользованного отпуска — работодатель обязан их компенсировать. Подробнее можно прочитать в этой статье.

        Когда возможен отказ?

        Отказ в приёме на работу возможен в следующих случаях:

      • Кандидат не годен к службе по состоянию здоровья (определённые проблемы со здоровьем были выявлены в результате медицинского осмотра).
      • Были обнаружены судимости у ближайших родственников или были предоставлены недостоверные документы.
      • Кандидат не подходит по психологическим или личностным характеристикам (не было пройдено тестирование или собеседование).
      • Обнаружены другие препятствия к этой государственной службе. Например, мужчина, претендующий на должность в военной прокуратуре, не служил в армии.

    zakonguru.com

    Электромеханик (включая старшего)

    Должностные обязанности. Обеспечивает исправное состояние, безаварийную и надежную работу обслуживаемых устройств и оборудования, правильную их эксплуатацию, своевременный качественный ремонт и модернизацию в соответствии с инструкциями по техническому обслуживанию, утвержденными чертежами и схемами, действующими техническими условиями и нормами. Изучает условия работы устройств, выявляет причины преждевременного износа, принимает меры по их предупреждению и устранению. Инструктирует работников, пользующихся этими устройствами, о правилах их эксплуатации. Руководит работой электромонтеров, контролирует качество выполняемых ими работ, соблюдение технологии, правил по технике безопасности, охране труда, производственной санитарии и пожарной безопасности. Принимает участие в ликвидации неисправностей в работе устройств, их ремонте, монтаже и регулировке, электротехнических измерениях и испытаниях. Обеспечивает рабочие места материалами, сырьем, запасными частями, измерительными приборами, защитными средствами, инструментом и приспособлениями, технической документацией. Осваивает и внедряет прогрессивные методы технического обслуживания, ремонта, монтажа и других работ по закрепленному типу устройств. Принимает участие в разработке мероприятий по повышению надежности, качества работы закрепленных технических средств, в освоении и модернизации действующих устройств. Участвует в составлении заявок на материалы, запасные части, инструмент и обеспечивает их экономное и рациональное расходование. Принимает участие в расследовании причин повреждений оборудования и разработке мероприятий по предупреждению аварий и производственного травматизма. В составе комиссий участвует в проведении ежемесячных осмотров состояния пути, стрелочных переводов, устройств СЦБ. Участвует в проведении технической учебы, в том числе с работниками смежных служб (службы перевозок, пути, локомотивной), по кругу вопросов профиля работы.

    Должен знать: Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации; приказы, распоряжения, указания, инструкции и другие нормативно-распорядительные документы, регламентирующие работу электромеханика, электромеханика старшего, устройство, принцип действия, технические характеристики и конструктивные особенности приборов и оборудования; правила и порядок испытания устройств и электротехнических измерений; характерные виды повреждений и способы их устранения; организацию и технологию производства электромонтажных работ; порядок составления принципиальных схем по новым образцам устройств и оборудования; основы электротехники, радиотехники, телемеханики; передовой опыт по эксплуатации, ремонту и обслуживанию устройств и оборудования; Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, Инструкцию по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации по кругу обязанностей; нормы расхода материалов, запасных частей и электроэнергии; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; Положение о рабочем времени и времени отдыха работников железнодорожного транспорта; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.

    Требования к квалификации по разрядам оплаты.

    8 разряд: высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы электромонтером высшего разряда не менее 6 месяцев или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы электромонтером высшего разряда не менее 2 лет при выполнении следующих работ: техническое обслуживание и ремонт ручных телефонных станций, телефонных аппаратов, электромеханических коммутаторов директорской связи. Эксплуатация тяговых подстанций;

    9 разряд: высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы электромонтером высшего разряда не менее 6 месяцев или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы электромонтером высшего разряда не менее 2 лет при выполнении следующих работ: техническое обслуживание и ремонт устройств электрожезловой системы, аппаратуры уплотнения с частотным разделением каналов, коммутационных станций электромеханических систем телеграфных аппаратов, автоматических устройств по обслуживанию пассажиров, электромеханических систем охранной и пожарной сигнализации, аппаратуры громкоговорящего оповещения, средств радиосвязи, воздушных и кабельных линий связи, работы, выполняемые в ремонтно-технологических участках; ремонт и техническое обслуживание электронно-вычислительных машин, холодильного оборудования и кондиционеров, контрольно-измерительных приборов. Эксплуатация и ремонт машин и механизмов, аккумуляторных батарей, низковольтных электрических установок, сетей и кабельных линий; ревизия и ремонт оборудования тяговых подстанций;

    10 разряд: высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы электромонтером высшего разряда не менее 6 месяцев или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы электромонтером высшего разряда не менее 2 лет при выполнении следующих работ: техническое обслуживание и ремонт устройств полуавтоматической блокировки, механической централизации стрелок, маршрутно-контрольных устройств, автоматической локомотивной сигнализации; аппаратуры уплотнения с временным разделением каналов, квазиэлектронных и электронных коммутационных станций, автоматических устройств по обслуживанию пассажиров, радиосвязи, терминальных устройств и другого оборудования на базе дискретной и микропроцессорной техники, устройств автоблокировки, диспетчерской централизации, электрической централизации стрелок, механизированных и автоматизированных сортировочных горок, приборов обнаружения нагретых букс в движущихся поездах, пневмапочт, автоматической локомотивной сигнализации и другого оборудования на базе дискретной и микропроцессорной техники. Эксплуатация и ремонт контактной сети и преобразовательных агрегатов тяговых подстанций, высоковольтных линий, питающих устройства автоблокировки, обслуживание автоматизированных подстанций с телеуправлением;

    9 — 11 разряды: при выполнении должностных обязанностей старшего электромеханика — высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности электромеханика 8 — 10 разрядов не менее 1 года.

    Старший электромеханик тарифицируется на один разряд выше электромехаников, которыми он руководит.

    www.zakonprost.ru

    Официальный сайт органов власти МО «Селенгинский район»

    Досрочная трудовая пенсия железнодорожникам

    В соответствии с подпунктом 5, пунктом 1, статьи 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в РФ” от 17.12.2001г № 173 трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55, женщинам — по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

    Работникам железнодорожного транспорта и метрополитена, учитывая особый характер их труда, пенсия по старости может назначаться досрочно и в соответствии с подпунктами 1 и 2, пункта 1 вышеуказанной статьи по перечню профессий и должностей, предусмотренных в первую очередь в Списках N 1 и N 2, а согласно пп. 5, п. 1, ст. 27 по Списку, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24 апреля1992 г. N 272.

    По Списку N 1 пенсия назначается мужчинам по достижении 50 лет при наличии страхового стажа 20 лет, из которых не менее 10 лет должно приходиться на работы, дающие право на эту пенсию, женщинам — по достижении 45 лет при наличии страхового стажа не менее 15 лет, из которых не менее 7 лет и 6 месяцев должно приходиться на указанные работы.

    По Списку N 2 пенсия назначается мужчинам по достижении 55 лет при наличии страхового стажа работы не менее 25 лет, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев должно приходиться на работы, дающие право на эту пенсию, женщинам — по достижении 50 лет при наличии страхового стажа не менее 20 лет, из которых не менее 10 лет должно приходиться на указанные работы.

    В тех случаях, когда работник (в том числе железнодорожного транспорта и метрополитена) по каким-либо причинам не выработал стажа на соответствующих видах работ, дающего право на пенсию по Спискам N 1 и N 2, но имеет его не менее половины требуемого, законодательством предусмотрена возможность уменьшения возраста выхода на пенсию пропорционально специальному стажу. Так, гражданам, проработавшим на работах, предусмотренных Списком N 1, не менее половины установленного срока (мужчины — не менее 5 и женщины — не менее 3 лет и 9 месяцев), трудовая пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного возраста на один год за каждый полный год такой работы. Гражданам, проработавшим на работах, предусмотренных Списком N 2, не менее половины установленного срока (мужчины — не менее 6 лет и 3 месяцев и женщины — не менее 5 лет), трудовая пенсия по старости назначается: мужчинам — с уменьшением общеустановленного возраста на один год за каждые 2 года и 6 месяцев, а женщинам — за каждые два года работы, дающей право на пенсию по Списку N 2. Следует иметь в виду, что данная льгота не распространяется на работников, которые пользуются правом на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подп. 5 п. 1 комментируемой статьи.

    Рассмотрим подробнее вопросы о том, кому и при каких условиях предоставляются эти льготы.

    Подпунктом 5 определены две категории лиц, которым установлено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости:

    — работники железнодорожного транспорта и метрополитена;

    — водители грузовых автомобилей.

    Для каждой из этих категорий предусмотрены собственные критерии оценки занятости на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

    Для водителей грузовых автомобилей следует подтвердить личное участие на вывозке угля, сланца, руды, породы на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах, поэтому сведений о работе, содержащихся в трудовой книжке работника, может быть недостаточно для подтверждения занятости на указанных работах.

    Так, правом на досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости пользуются рабочие локомотивных бригад и работники отдельных категорий, которые непосредственно участвуют в организации перевозок и обеспечивают безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене. Мужчинам пенсия назначается по достижении 55, женщинам — по достижении 50 лет, если они трудились соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет на работах, дающих право на пенсию в соответствии с подп. 5 п. 1 комментируемой статьи. К ним относятся работники службы пути, службы движения и перевозок, локомотивного и вагонного хозяйства, службы энергетики. При этом не имеет значения, какие перевозки они осуществляют: грузовые или пассажирские.

    Круг работников железнодорожного транспорта и метрополитена, которым предоставляется досрочное пенсионное обеспечение, содержится в Списке профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с п. «д» ст. 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 г. N 272. Данный Список применяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 июля2002 г. N 537.

    При рассмотрении вопроса о досрочном пенсионном обеспечении таких работников следует иметь в виду, что указанный Список распространяется не только на работников магистральных железных дорог системы Министерства путей сообщения РФ (далее — МПС России), но и на работников железнодорожного транспорта предприятий и организаций. Например, в Списке от 24 апреля1992 г. предусмотрены кочегары поездов, машинисты тепловозов и некоторые другие профессии без дополнительных уточнений. Этим работникам пенсия в связи с особыми условиями труда назначается независимо от того, на какой железной дороге они заняты.

    Факт занятости на соответствующих видах работ может служить основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости только в том случае, если такая работа выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, что в каждом конкретном случае подтверждается необходимыми документами.

    Работникам железнодорожного транспорта и метрополитена, которые не заняты непосредственно перевозками, трудовая пенсии по старости может назначаться в соответствии с подп. 1 и 2 п. 1 комментируемой статьи согласно перечню профессий и должностей, предусмотренных в соответствующих разделах Списков N 1 и N 2 (см. комментарий к подп. 1 и 2 п. 1 настоящей статьи).

    Основным условием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 1 и 2 п. 1 комментируемой статьи является наличие страхового стажа и стажа работы, предусмотренной соответственно Списками N 1 и N 2, определенного абзацами первыми указанных подпунктов. Для лиц, которые выработали не менее половины требуемого стажа на соответствующих видах работ, предусмотрена возможность уменьшения возраста выхода на трудовую пенсию по старости пропорционально имеющемуся стажу на таких работах. Такой порядок досрочного назначения трудовой пенсии по старости для работников, которым назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подп. 5 п. 1 комментируемой статьи, не предусмотрен.

    В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2003 г. N 239 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 1 и 2 п. 1 комментируемой статьи, засчитывается время выполнявшейся до 1 января 1992 г. работы, предусмотренной Списками N 1 и N 2 от 1956 г., наравне с работами, предусмотренными Списками N 1 и N 2.

    При этом следует иметь в виду, что в список N 2 от 1956 г. включены работы, которые в настоящее время дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 5 п. 1 комментируемой статьи. Поэтому если до 1 января 1992 г. работники железнодорожного транспорта и метрополитена выработали не менее половины стажа работы в профессиях и должностях, предусмотренных Списком N 2 от 1956 г., то вопрос о назначении трудовой пенсии по старости таким работникам может быть рассмотрен в соответствии с подп. 2 п. 1 комментируемой статьи.

    Круг работников железнодорожного транспорта и метрополитена, которые имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, определен Списком от 24 апреля1992 г. Этот Список распространяется на работников как федерального железнодорожного транспорта системы МПС России, так и промышленного железнодорожного транспорта организаций, имеющих подъездные пути, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

    Перечень ранее применявшихся наименований профессий и должностей работников железнодорожного транспорта и метрополитена, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение, определен разъяснением Минтруда России от 11 июня1992 г. N 5в «О порядке применения Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Минтруда России от 11 июня1992 г. N 21и.

    Постановлением Минтруда России от 1 апреля 2003 г. N 15 «Об установлении тождества профессий рабочих, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1, 2, 4, 5 и 7 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено тождество профессий рабочих, предусмотренных Списком от 24 апреля 1992 г., тем же профессиям, которые предусмотрены Списком N 2 от 1956 г. и которые при пересмотре соответствующих выпусков ЕТКС были унифицированы в профессии, включенные в Список от 24 апреля 1992 г. Периоды работы в профессиях, по которым установлено тождество, могут засчитываться в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 5 п. 1 комментируемой статьи на основании выписок из соответствующих выпусков ЕТКС или постановлений Госкомтруда СССР, подтверждающих унификацию профессий.

    Тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих, являющихся специфичными для железнодорожного транспорта и метрополитена, помещены в ЕТКС (вып. 56, раздел «Железнодорожный транспорт и метрополитен»), утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 6 декабря1983 г. N 283/24-82.

    Должностные обязанности работников железнодорожного транспорта также предусмотрены квалификационными характеристиками должностей руководителей, специалистов и служащих, определенными указанием МПС России от 18 октября1996 г. N А-914-у.

    Итак, основным критерием определения занятости работников локомотивных бригад, работников железнодорожного транспорта и метрополитена на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, является их занятость в профессиях (должностях), предусмотренных Списком от 24 апреля1992 г.

    В этот Список включены работники, которые непосредственно осуществляют организацию перевозок и обеспечивают безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене.

    Метрополитен — вид рельсового транспорта. Линии метрополитена обычно прокладываются под землей (в тоннелях), а при необходимости — по поверхности и на эстакадах. Метрополитен включает не только непосредственно железную дорогу, но и здания, сооружения, станции, депо с ремонтной службой и др.

    Железнодорожный транспорт в Российской Федерации является частью единой транспортной системы страны и состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.

    Обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта — система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

    Списком от 24 апреля1992 г. ряд профессий и должностей предусмотрены без дополнительных условий, поэтому для работников, занятых в таких профессиях и должностях, не имеет значения, на каких железных дорогах они заняты: магистральных или железнодорожных путях организаций. Например, это относится к кочегарам паровозов, машинистам и помощникам машинистов автомотрис и мотовозов, машинистам и помощникам машинистов паровозов, машинистам и помощникам машинистов электровозов, машинистам и помощникам машинистов дизель-поездов, машинистам и помощникам машинистов электропоездов (секция).

    Работникам перечисленных профессий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости дает их работа в составе локомотивных бригад железнодорожного транспорта или метрополитена либо непосредственное участие в организации перевозок и безопасности движения на железных дорогах.

    Как указывалось выше, Список от 24 апреля1992 г. распространяется и на работников железнодорожного транспорта предприятий и организаций. Например, в этом Списке предусмотрены кочегары поездов, машинисты тепловозов и некоторые другие профессии без дополнительных уточнений. Этим работникам пенсия в связи с особыми условиями труда назначается независимо от того, на какой железной дороге они заняты.

    Вместе с тем некоторые работники будут иметь право на досрочную трудовую пенсию по старости, если выполняют работы на участках магистральных железных дорог с интенсивным или с особо интенсивным движением поездов. К ним относятся, например, бригадиры (освобожденные) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений, монтеры пути, ремонтники искусственных сооружений. Магистральные железные дороги — это комплекс сооружений и технических средств общего пользования, предназначенных для перевозки пассажиров и грузов, входящих в систему МПС России. Особо интенсивное движение — это размеры движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику на двухпутных участках более 100 пар и на однопутном участке — более 48 пар в сутки. Интенсивное движение — соответственно, более 50 пар в сутки.

    Интенсивность движения поездов определяется по графикам движения поездов, ежегодно утверждаемым МПС России. График является одним из важнейших качественных показателей работы железных дорог, основой организации движения поездов и объединяет деятельность всех подразделений, выражая заданный объем эксплуатационной работы железных дорог.

    Списком от 24 апреля1992 г. предусмотрены работники, занятые на определенных железнодорожных станциях. Такие условия применяются к дежурным по сортировочным горкам, занятым на станциях внеклассных и I класса, диспетчерам маневровых железнодорожных станций внеклассных и I класса, операторам сортировочных горок, занятым на станциях внеклассных и I класса.

    Железнодорожная станция — пункт, который разделяет железнодорожную линию на перегоны или блок-участки, обеспечивает функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеет путевое развитие, позволяющее выполнять операции по приему, отправлению, обгону поездов, операции по обслуживанию пассажиров и приему, выдаче грузов, багажа, грузобагажа, а при развитых путевых устройствах выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами.

    При рассмотрении вопроса о досрочном пенсионном обеспечении работников железнодорожных станций (дежурных по станциям, по сортировочным горкам, диспетчеров маневровых, операторов сортировочных горок, осмотрщиков вагонов, слесарей по ремонту подвижного хозяйства) необходимо знать, на каких станциях они работают. Станции подразделяются на внеклассные, I — V классов. Объем выполняемых работ оценивается в баллах по показателям, установленным Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 20 ноября1986 г. N 495/26-192 (указание МПС России от 8 января1987 г. N 10пр-4).

    К внеклассным относятся станции, имеющие 100 баллов и более, к I классу — свыше 40 до 100 баллов, ко II — свыше 18 до 40 баллов, к III — свыше 8 до 18 баллов, к IV — свыше 1,5 до 8 баллов, к V — менее 1,5 балла.

    Объем выполняемых работ на станциях, а также размеры движения поездов на железных дорогах содержатся в Правилах технической эксплуатации железных дорог, утверждаемых МПС России. С учетом этих показателей определяется интенсивность движения поездов на конкретной железной дороге, классифицируется конкретная станция, что закрепляется приказом по предприятию.

    Отдельным категориям работников железнодорожного транспорта право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставляется при условии выполнения конкретных работ. Это касается следующих работников, предусмотренных Списком от 24 апреля1992 г.: дежурных по железнодорожным станциям внеклассным и первого класса, занятых приемом, отправлением и пропуском поездов на участках магистральных железных дорог с особо интенсивным движением.

    Дежурные по железнодорожным станциям — это сменный помощник начальника станции, единолично распоряжающийся приемом, отправлением и пропуском поездов, а также другими передвижениями подвижного состава по главным и приемоотправочным путям станций (а где нет маневрового диспетчера — и по остальным путям).

    Разграничение районов управления и круг обязанностей каждого дежурного по станции указываются в техническо-распорядительном акте станции.

    Критерием определения занятости дежурных по железнодорожным станциям на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, является не только документально подтвержденная работа на станциях внеклассных и I класса, но и выполнение предусмотренных Списком от 24 апреля1992 г. работ на участках магистральных железных дорог с особо интенсивным движением.

    При этом то обстоятельство, что указанные работники могут управлять передвижениями подвижного состава по маневровым путям, не лишает их права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку Списком от 24 апреля1992 г. предусмотрены диспетчеры маневровые железнодорожных станций внеклассных и I класса.

    Правом на досрочную трудовую пенсию по старости пользуются члены локомотивных бригад. Что понимается под этими бригадами? Локомотивная бригада представляет собой группу работников, назначаемых на обслуживание поездных или маневровых локомотивов, а также мотор-вагонных поездов. Работниками локомотивных бригад являются машинист и помощник машиниста, а на паровозе — и кочегар паровоза.

    Под локомотивами понимаются все виды железнодорожных тяговых средств. В зависимости от вида источников энергии они делятся на тепловые и электрические. Тепловые локомотивы — паровозы, паротурбовозы, тепловозы, мотовозы — имеют собственные силовые установки для выработки энергии (на паровозе — это паровая машина, на паротурбовозе — паровая турбина, на тепловозе и мотовозе — двигатель внутреннего сгорания, на газотурбовозе — газовая турбина). Функции локомотивов выполняют также моторные вагоны, входящие в состав дизель-поезда (в отличие от локомотивов они имеют места для пассажиров и багажа).

    Поясним также, что представляет собой дизель-поезд. Это состав, в который входят два или несколько моторных вагонов с тяговыми дизельными двигателями, располагающимися на концах поезда, и несколько прицепных вагонов. Управление при этом осуществляется с одного поста. Дизель-поезда обеспечивают пригородное сообщение на неэлектрифицированных участках железных дорог. К дизель-поездам относится также автомотриса — самодвижущийся железнодорожный вагон с силовой установкой, предназначенный для перевозки пассажиров, грузов или вагонов.

    Ранее в состав локомотивных бригад, обслуживающих многосекционные тепловозы, входили дизелисты. В настоящее время такой профессии на железнодорожном транспорте нет. Функции бывшего дизелиста выполняет помощник машиниста тепловоза, который пользуется правом на пенсионные льготы, поэтому период работы в профессии дизелиста тепловоза засчитывается в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости.

    Состав локомотивных бригад и порядок обслуживания ими локомотивов и мотор-вагонных поездов федерального железнодорожного транспорта устанавливаются начальником железной дороги в зависимости от типа локомотивов и мотор-вагонных поездов, а также от местных условий на основе систем обслуживания, утвержденных МПС России.

    Машинисты-наставники локомотивных бригад: паровозных, тепловозных, электровозных, дизель-поездов, мотор-вагонных (электро) секций пользуются правом на досрочное пенсионное обеспечение так же, как и машинисты-инструкторы локомотивных бригад.

    Для перевозки людей, грузов и инструмента, используемого для технического осмотра путей, на железной дороге используется дрезина — транспортная машина, передвигающаяся по рельсам. В отличие от машинистов мотовоза, который является локомотивом, водители дрезин правом на досрочное пенсионное обеспечение не пользуются.

    В системе железнодорожного транспорта имеются экипировочные бригады, в состав которых могут входить машинисты тепловозов, паровозов, электровозов, дизель-поездов, электропоездов (секций) и других локомотивов. Этим работникам досрочное пенсионное обеспечение не установлено, поскольку они не перевозят грузы и пассажиров. Экипировочные бригады выполняют работы на экипировочных пунктах по подготовке локомотивов к перевозке грузов и пассажиров (заправка топливом, смазкой, водой, песком, проверка приборов безопасности и др.). В состав таких бригад включаются, как правило, машинисты локомотивов и их помощники, которые по каким-либо причинам не могут работать в составе локомотивных бригад.

    На метрополитене (как и на железнодорожном транспорте) кроме непосредственно перевозок выполняются маневровые работы на станциях оборота. Такие работы производятся машинистами электровозов (их помощниками) и занимают незначительную часть их рабочего времени. Основное рабочее время у них затрачивается на перевозку пассажиров. Выполнение маневровых работ на метрополитене не лишает их права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

    В Списке от 24 апреля1992 г. предусмотрены машинисты крана (крановщики), занятые на паровых кранах на железнодорожном ходу. Машинист крана и крановщик — это разные наименования одной профессии, поэтому и крановщики, и машинисты паровых (в том числе паропутевых) кранов в равной степени могут пользоваться правом на досрочное пенсионное обеспечение. При замене парового котла на дизельный двигатель характер работы и условия труда машинистов крана существенно не изменились, но при этом ликвидировалась запыленность, изменился температурный режим и т.д., поэтому машинистам дизельных и дизель-электрических кранов пенсия по старости назначается на общих основаниях.

    Кочегары, работающие на паровых (паропутевых) кранах на железнодорожном ходу, пользуются правом на досрочную трудовую пенсию по старости.

    Диспетчеры поездные, кондукторы грузовых поездов, машинисты-инструкторы локомотивных бригад, регулировщики скорости движения поездов, старшие поездные диспетчеры метрополитена, составители поездов выполняют работы, непосредственно связанные с организацией перевозок и обеспечением безопасности движения. Поэтому достаточным подтверждением их занятости на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может служить запись в трудовой книжке о работе в соответствующей профессии (должности) на железнодорожном транспорте или метрополитене.

    Например, диспетчеры поездные отвечают за выполнение графика движения поездов по обслуживаемому им участку, т.е. непосредственно и постоянно руководят движением поездов.

    Поездные диспетчеры работают и на предприятиях железнодорожного транспорта, и на предприятиях метрополитенов. При этом старшие поездные диспетчеры приобретают право на указанную пенсию, только если заняты на метрополитене.

    Порядок действий поездных диспетчеров по выполнению операций, связанных с отправлением поезда, устанавливается Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, утвержденной МПС России 16 октября2000 г. N ЦД-790. Поездные диспетчеры могут быть участковыми, узловыми, кустовыми, диспетчерами отделений дорог. Все они имеют право на пенсионные льготы, так как непосредственно и постоянно руководят движением поездов. В связи с внедрением на железнодорожном транспорте селекторной связи, с помощью которой диспетчер имеет возможность давать необходимые указания всем станциям, расположенным на участке, оборудованном этой связью, появилась должность «диспетчер селекторной связи». Учитывая, что характер работы и условия труда диспетчеров селекторной связи (в том числе селекторных диспетчеров, диспетчеров-селектористов) не отличаются от характера работы и условий труда поездных диспетчеров, им также пенсия может назначаться раньше общеустановленного возраста.

    Всем остальным диспетчерам (диспетчерам локомотивного депо, диспетчерам по регулированию вагонного парка, диспетчерам локомотивным, дорожным и др.), кроме диспетчеров маневровых железнодорожных станций внеклассных и I класса, трудовая пенсия по старости назначается на общих основаниях.

    На железной дороге имеются рефрижераторные поезда с холодильными установками. Рефрижераторный поезд — это поезд, сформированный из рефрижераторных вагонов. Механики таких поездов (секций) пользуются правом на досрочную трудовую пенсию по старости.

    Механики рефрижераторных поездов (секций) в составе бригад проводят их техническое обслуживание, которое представляет собой комплекс работ, направленных на подготовку вагонов к перевозкам скоропортящихся грузов, поддержание требуемых температурных и вентиляционных режимов в грузовых помещениях вагонов в процессе перевозки, а также обеспечение безопасности движения поездов, пожарной безопасности и охраны труда.

    Механикам рефрижераторных поездов (секций) в специальный стаж для назначения льготной пенсии включаются периоды их работы в 1978 — 1990 гг. в качестве начальников рефрижераторных поездов (секций) при обслуживании таких поездов меньшей численностью работников, чем это было установлено отраслевыми технически обоснованными нормами обслуживания рефрижераторных поездов (секций), и при наличии подтверждающих документов о доплате за совмещение профессий (названное разъяснение Минтруда России от 11 июня1992 г. N 5в).

    Для механиков рефрижераторных поездов (секций) запись в трудовой книжке о выполняемой работе может быть достаточным документальным подтверждением критерия занятости на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

    В Списке от 24 апреля1992 г. предусмотрены ремонтники искусственных сооружений. К ним относятся бетонщики, землекопы, каменщики, мостовщики, плотники, слесари мостовые, тоннельные рабочие, штукатуры. Всем этим рабочим трудовая пенсия по старости назначается досрочно, если они заняты ремонтом и содержанием искусственных сооружений на магистральных железных дорогах и на участках с интенсивным движением поездов.

    Правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются осмотрщики-ремонтники вагонов, а также осмотрщики вагонов всех наименований (осмотрщики-пролазчики, осмотрщики-автоматчики, осмотрщики по сохранности вагонного и контейнерного парка), занятые на пунктах подготовки вагонов к перевозкам, пунктах технического (контрольно-технического и коммерческого) обслуживания (осмотра) вагонов станций внеклассных, I и II классов магистральных железных дорог.

    Списком от 24 апреля1992 г. предусмотрены:

    бригадиры (освобожденные) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений, занятые на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов;

    монтеры пути, занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов.

    Для таких работников следует документально подтвердить занятость на участках магистральных железных дорог с интенсивным или особо интенсивным движением поездов. Особо интенсивное движение поездов: размеры движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику на двухпутных участках более 100 пар и на однопутных — более 48 пар в сутки.

    Критерием определения их занятости на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, является документально подтвержденное выполнение работ по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов. При этом не имеет значения, какой ремонт выполняют указанные работники: капитальный, средний, подъемочный.

    Железнодорожный путь представляет собой комплекс инженерных сооружений и устройств, расположенных в полосе отвода и предназначенных для осуществления движения поездов. Железнодорожный путь состоит из верхнего строения (рельсы, стрелочные переводы, подрельсовое основание со скреплениями и балластная призма) и нижнего строения (земляное полотно, водоотводные и искусственные сооружения). Для пропуска через железнодорожные пути автотранспортных средств устраиваются переезды и путепроводы соответственно в одном или разных уровнях, а для прохода пешеходов — пешеходные мосты и дорожки (тротуары), пешеходные тоннели.

    В соответствии с Инструкцией по текущему содержанию железнодорожного транспорта, утвержденной МПС России 1 июля2000 г. N ЦП-774, в задачу текущего содержания пути входят систематический надзор за комплексом сооружений пути и путевых устройств и содержание их в состоянии, гарантирующем безопасное и бесперебойное движение поездов с максимальными допускаемыми (установленными приказом начальника железной дороги) скоростями.

    Текущее содержание пути осуществляется круглогодично и на всем протяжении пути, включая участки, находящиеся в ремонте. Под ним понимается изучение причин появления неисправностей и выполнение работ по их устранению и предупреждению.

    Основным структурным подразделением путевого хозяйства, осуществляющим текущее содержание пути, является дистанция пути. Протяженность дистанции пути и ее структурное деление устанавливались МПС России в зависимости от эксплуатационных условий.

    Дистанции пути должны иметь чертежи и описания всех имеющихся на дистанциях сооружений и устройств путевого хозяйства, железнодорожных подъездных путей, где обращаются локомотивы железной дороги, и др.

    Списком от 24 апреля1992 г. предусмотрены осмотрщики-ремонтники вагонов, занятые на пунктах технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, I и II классов магистральных железных дорог. К ним приравнены осмотрщики-ремонтники вагонов, занятые на пунктах подготовки вагонов к перевозкам, пунктах технического (контрольно-технического и коммерческого) обслуживания (осмотра) вагонов станций внеклассных, I и II классов магистральных железных дорог.

    Пункты технического обслуживания вагонов формируются на станциях формирования и расформирования поездов, а в пути следования — на станциях, предусмотренных графиком движения, и предназначены для осмотра, технического обслуживания каждого вагона поезда, а при выявлении неисправностей — ремонта вагонов.

    Перечни станций, на которых размещаются пункты технического обслуживания, устанавливаются начальником железной дороги. Порядок технического обслуживания излагается в технологическом процессе работы пункта технического обслуживания.

    Пункты коммерческого осмотра поездов и вагонов выявляют и устраняют коммерческие неисправности, угрожающие безопасности движения поездов и сохранности перевозимых грузов. Их организуют на станциях формирования поездов, смены поездных локомотивов, локомотивных бригад и передачи вагонов с дороги на дорогу, а также на других станциях.

    Перечень станций, на которых организуют пункты коммерческого обслуживания, утверждает начальник железной дороги.

    Допускается организация совмещенного коммерческого и технического осмотра с привлечением к коммерческому осмотру прошедших обучение работников пункта технического обслуживания вагонов.

    Работа пункта коммерческого обслуживания организуется на основании технологического процесса, разрабатываемого начальником станции в соответствии с типовым технологическим процессом работы пункта коммерческого осмотра поездов и вагонов, с учетом технического оснащения и местных условий работы станции.

    Технологический процесс работы пункта коммерческого осмотра утверждает начальник отделения дороги по согласованию с руководителями служб, работники которых участвуют в коммерческом осмотре.

    Технологический процесс работы пункта коммерческого осмотра должен предусматривать качественный осмотр всех груженых вагонов в коммерческом отношении и порожних вагонов на предмет наличия остатков грузов, своевременное устранение выявленных неисправностей в установленное технологическим процессом работы станции время.

    В системе железнодорожного транспорта имеются депо, ремонтные заводы и другие организации, работники которых не участвуют непосредственно в организации перевозок. Работникам этих организаций, если они заняты на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, трудовая пенсия по старости может назначаться досрочно по Спискам N 1 и N 2 от 1991 г. или Спискам N 1 и N 2 от1956 г.

    admselenga.ru