Полезные статьи

Спрос как экономическая категория закон спроса

Спрос как экономическая категория закон спроса

Спросом называется количество товара или услуги, которое будет куплено по определенной цене за определенный период. Бесполезно пытаться определить спрос без цены, так как он изменяется именно в зависимости от нее.

Покупатель предлагает цену спроса — предельно максимальную цену, за которую он согласен купить товар. Выше эта цена подняться не может, так как у покупателя нет больше денег. Следовательно, при неизменности всех других факторов у покупателя существует определенное соотношение между рыночной ценой товара и величиной спроса на него. Это соотношение называется кривой спроса. Ее графическое изображение представлено на графике.

Действует закон спроса: при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены. Это происходит по двум причинам: во-первых, при снижении цены потребитель хочет приобрести больше товара (эффект дохода); во-вторых, товар при снижении цены на него дешевеет относительно других товаров и приобретать его становится относительно выгоднее (эффект замещения).

Следует отметить несколько исключений из закона спроса. Они касаются так называемых низших и высших товаров. К первым относятся товары, потребление которых уменьшается с увеличением доходов. Это объясняется тем, что для таких благ существуют альтернативные блага, характеризующиеся более высоким качеством или большими удобствами. Когда товар для данного потребителя становится менее полезен, он переходит на потребление других товаров. Возможна и такая ситуация, когда с ростом цен на определенные товары (как правило, это товары первой необходимости) величина спроса на них снижаться не будет. Вряд ли мы сократим потребление хлеба, если цена на него несколько возрастет. В экономической теории это явление получило название «парадокса Гиффена». Ко второй группе относят, как правило, предметы роскоши. При снижении цены на такие товары снижается и величина спроса на них. Это относится к товарам, посредством которых индивиды стремятся подчеркнуть свое высокое социальное положение. В экономической теории такое явление называют «эффектом сноба», или «эффектом Веблена».

Товары, спрос на которые возрастает по мере роста доходов, относят к нормальным товарам. Следует заметить, что вышеприведенная дифференциация товаров во многом зависит от вкуса потребителя, а потому в какой-то мере носит субъективный характер.

К исключению из закона спроса относится также ситуация «инфляционных ожиданий». Когда покупатели психологически настроены на постоянный рост цен, увеличение спроса может наблюдаться при росте цен.

Зависимость между ценой и спросом выражается в виде графика или таблицы:

www.nice-economic.ru

Спрос как экономическая категория. Кривая спроса. Закон спроса. Факторы, влияющие на величину спроса. 421

ЕЩЁ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Спрос как экономическая категория: кривая спроса, факторы спроса, эластичность спроса.

Спрос— это обобщающий термин, описывающий поведение фактических и потенциальных покупателей продукта. Спрос определяется максимальными возможностями покупателя или его максимальной готовностью заплатить за данный товар.

Функция спроса – зависимость объема спроса от определяющих его факторов.Qd=Q(P,Pc,Ps,I,T,E,N)

Qd – количество товара, которое покупатели желают и могут (готовы) приобрести в единицу времени при данной цене. (P-цена товара, Рс-цена товаров, дополняющий данный товар в потреблении,Ps-цены товаров, заменяющих данный товар в потреблении, I-доход потребителя, Т-вкусы и предпочтения потребителя, Е-ожидания потребителей, N- количество потребителей)

Кривая спроса – кривая, показывающая, какое количество блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. На графике кривая опускается сверху вниз.

Закон спроса –При прочих равных условиях , если цена на товар сокращается и при этом все прочие параметры остаются неизменными, величина спроса на данный товар возрастает.

Исключение из закона спроса называется «парадокс Гиффена»: рост цены приводит к росту величины спроса на благо.

Qd=a-bP, где Qd- количество спроса на товар, Р- цена данного товара, а- минимальный, не зависящий от цены объем спроса, b- коэффициент, характеризующий реакцию потребителей на изменение цены.

Факторы (детерминанты), влияющие на величину спроса:

-изменений предпочтений окружающей среды

-цены установленной на взаимозаменяемые товары

studepedia.org

СПРОС ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ. ЗАКОН СПРОСА

Спрос как экономическая категория отражает потребности людей. Именно потребности людей, их стремление к формированию более комфортных жизненных условий и находят свое отражение в данной категории.

Однако экономику интересует такой спрос потребителя, который подкреплен соответствующим денежным обеспечением, то есть речь идет о платежеспособным спросе.

Платежеспособный спрос — это желание и соответствующая возможность потребителя приобретать тот или иной товар в определенный момент времени.

• Величина спроса — это количество товара (продукции), которое потребители готовы приобрести по соответствующей цене в определенный период времени.

Закономерности реагирования спроса потребителей таковы: уменьшение цен на соответствующие товары увеличивает спрос на них, и наоборот, увеличение цен сокращает спрос на данные товары.

Эта обратная зависимость между ценой товара и его количеством, которое можно приобрести, имеет закономерную связь.

• Закон спроса выражает обратную зависимость между ценой товара и величиной спроса на него.

Следует отметить, что закон спроса является одним из основных законов рыночной экономики. К объективным предпосылкам возникновения закона спроса следует отнести следующие положения:

1. Потребители готовы покупать большее количество продукта, но по более низкой цене.

2. Потребители покупают дополнительное количество продукта лишь при условии, что цена его снижается.

3. Закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения.

Эффект дохода состоит в том, что если цена товара падает, то при этом же доходе потребитель может покупать больше товара, то есть спрос потребителя растет. Более высокая цена приводит к противоположному результату.

Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у потребителя появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители, как правило, склонны заменять дорогие продукты более дешевыми.

Обратную связь между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде графика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной оси.

Закон спроса гласит, что потребитель готов приобрести большее количество продукта по низкой цене, чем при более высокой. Это находит свое выражение в кривой спроса (рис. 6.1)

Рис. 6.1. Кривая индивидуального спроса

Закон спроса не действует в следующих случаях:

а) при дефиците товаров;

б) в отношении дорогостоящих товаров, покупка которых является средством сбережения;

в) в отношении товаров престижного спроса.

Неценовые факторы спроса

Цена является главным условием в приобретении того или иного товара, однако существует и ряд других факторов, влияющих на величину спроса. К ним относятся неценовые факторы спроса (табл. 6.1).

finlit.online

Спрос как экономическая категория. Факторы, оказывающие влияние на изменение спроса

Механизм рынка делает производителей – участников конкурентного процесса, заинтересованными в удовлетворении потребностей, но только тех, которые выражаются через спрос. Под спросом обычно понимают платежеспособную потребность.

Различают индивидуальный и рыночный спрос. Индивидуальный – спрос отдельного покупателя, характеризуется ценой спроса и величиной (объемом) спроса. Цена спроса – это максимальная цена, по которой покупатель еще способен приобрести данный товар. Объем спроса — это максимальное количество конкретного товара, которое покупатель готов приобрести в рассматриваемом периоде при данных условиях. Рыночный спрос представляет платежеспособную потребность всей совокупности индивидуальных покупателей конкретного товара.

Коренное свойство спроса проявляется в том, что снижение цены товара, при «прочих равных условиях», сопровождается возрастанием величины спроса на него. Эта отрицательная, обратная связь между ценой товара и величиной спроса на него названа экономистами законом спроса.

Такая связь обусловлена двумя причинами, названными эффектом замещения и эффектом дохода. Эффект замещения демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса на них. Снижение цены на один товар, при неизменности цен на другие, делает его относительно дешевле. Этот товар покупатели намерены приобретать в большем объеме, замещая им другие товары, ставшие относительно более дорогими. Эффект дохода представляет изменение объема потребления товара, цена которого изменилась, как если бы изменился доход покупателей.

Функциональную обратную зависимость объема спроса на товар от его цены можно представить графически в виде нисходящей кривой, выпуклой к началу координат, где по оси ординат – цена товара (P), а по оси абсцисс – количество товара (Q). Такую кривую называют кривой рыночного спроса и обозначают буквой D (Demand – спрос) (см. рис. 4). Изменение цены товара, при прочих равных условиях, вызывает изменение объема спроса на него, что получает отражение на графике в виде движения точки по кривой спроса влево и вверх (уменьшение объема спроса при повышении цены товара) или, наоборот, вправо и вниз (увеличение объема спроса).

Условия из числа «прочих равных» выступают как неценовые факторы спроса, оказывающие влияние на поведение покупателей. К ним относятся: мода и предпочтения потребителей; их доходы; цены других товаров (взаимозаменяющих и взаимодополняющих); ожидание изменения цены товара; количество покупателей и множество других условий. Их изменение вызывает увеличение или уменьшение спроса на товар при сохранении его цены, получившее название изменение спроса. На графике оно может быть представлено сдвигом кривой спроса вправо и вверх – при увеличении спроса, или влево и вниз – при уменьшении спроса (см. рис. 5)

scicenter.online

3.Спрос как экономическая категория: кривая спроса, закон спроса, детерминанты спроса, эластичность.

Спрос (D, от англ. demand) – это представленная на рынке потребность в товарах и услугах, т. е. потребность, подкрепленная платежеспособностью покупателей. Спрос – это категория, отражающая связь между количеством покупаемых экономических благ и их ценой.Различают индивидуальный и совокупный (рыночный) спрос. Если индивидуальный спрос отражает платежеспособную потребность отдельного покупателя, то совокупный спрос характеризует общий объем товаров и услуг, на который может быть предъявлен спрос, т. е. суммарную потребность государства, предприятий, граждан, представленную на рынке в денежной форме.Закон спроса проявляется в обратной зависимости между ценой (Р) и покупаемым количеством (QD ) товара: чем выше цена, тем при прочих равных условиях меньше количество товара будет куплено потребителями. И, наоборот, при снижении цены количество продаж возрастет. На рис. 3.1 изображена графически интерпретация закона спроса QD = f(P).Факторы, влияющие на спрос, называются детерминантами спроса. При изменение цены меняется объем продаж, но спрос остается неизменным, меняется лишь его объем, т. е. в этом случае происходит скольжение по кривой спроса. Это позволяет сделать вывод, что цена не вызывает изменения спроса, а регулирует его объем.

Неценовыми факторами спроса являются:1) изменение вкусов и предпочтений потребителей;2) изменение доходов и платежеспособности населения;3) изменение цен на сопряженные (взаимосвязанные) товары: товары-заменители и дополняющие товары.Степень воздействия определенных факторов на изменение спроса характеризуется эластичностью спроса. Обычно в экономической теории и практике выделяют и анализируют три вида эластичности спроса:-эластичность спроса по цене (ценовая эластичность спроса);- эластичность спроса по доходу;- перекрестную эластичность спроса.Согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее количество товара. Однако степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьировать от товара к товару. Более того, оказывается, что реакция потребителей на одну и ту же продукцию существенно меняется при изменении цен в различных пределах.Степень реакции или чувствительности потребителя к изменению цены называют ценовой эластичностью спроса.В общей характеристике эластичности можно наблюдать три различных ситуации:

— спрос эластичный (рис. 3.3), если при небольшом снижении цены объем продаж сильно возрастает;

— спрос имеет единичную эластичность (рис. 3.4.), если изменение цен и продаж оказывается равновеликим (1 % и 1 %, 10 % и 10 %);

— спрос неэластичный (рис. 3.5), если даже при существенном изменении цены спрос меняется незначительно.

Эластичность спроса — это показатель, выражающий колебания совокупного спроса, вызванные изменением цен на товары и услуги. Эластичным называется спрос, сформировавшийся при условии, что изменение его объёма (в %) превышает процентное выражение снижения цен.

studfiles.net