Полезные статьи

Способы регулирования споров

Виды альтернативных (примирительных) процедур: понятие, краткая характеристика и условия применения

Конституция Российской Федерации, закрепляя права и свободы, в том числе в экономической деятельности, предусматривает также и способы их защиты, которые могут быть реализованы как посредством внесудебных процедур, установленных законом, так и с помощью правосудия.
Как правило, необходимость в защите возникает тогда, когда, по мнению одного лица, его права и интересы, не учтены другим лицом, на что последний высказывает абсолютно противоположное мнение или не реагирует вообще, то есть имеются разногласия или, иначе, конфликт.
А это значит, что любой экономический спор, возникший между хозяйствующими субъектами и переданный правосудию, можно рассматривать как конфликт, который, к тому же, предполагается устранить уже через вмешательство государства, а не только по взаимной воле спорящих.
Однако, не зря говорится, что «всякая ссора красна мировою».
Наверное, поэтому, государство, провозглашая значимость и приоритет судебной защиты, допускает использование и предоставляет возможность выбора альтернативных (примирительных) процедур в разрешении экономических споров.
В России на сегодняшний день наиболее распространенными и, к тому же, законодательно урегулированными являются следующие виды альтернативных (примирительных) процедур.

Переговоры – вид примирительной процедуры, посредством которой стороны урегулируют возникшие разногласия непосредственно или при содействии своих доверенных лиц, то есть самостоятельно, без привлечения независимой третьей стороны.
Переговоры – одно из наиболее простых, распространенных, эффективных и доступных средств урегулирования конфликтов, в том числе в сфере экономики, так как не влекут дополнительных расходов, для их проведения не требуется какое-либо официальное разрешение, они не представляют риска для сторон и направлены на конструктивное обсуждение предмета спора.
Переговоры, будучи формой взаимоотношений сторон, нормативно не регламентированы, однако не лишены правовой основы. Поскольку переговоры в предпринимательской сфере используются достаточно часто, в том числе упоминаются во многих договорах как способ урегулирования возникших разногласий, то их можно рассматривать как акт реализации общегражданских принципов добросовестности и свободы договора или даже как обычай.
Соответственно, и для переговоров требуется не так много – предложение одной стороны и согласие другой стороны оперативно разрешить конкретную проблему, обмен мнениями о вариантах разрешения проблемы и выбор одного из них наиболее взаимоприемлемого.
Переговоры инициируются и могут проходить в устной и в письменной формах.
Необходимо отметить, что говорить о конкретной проблеме во взаимоотношениях стороны могут через письменную претензию и ответ на нее.
Поэтому к разновидности письменных переговоров также относят претензионный порядок, который, ввиду того, что более регламентирован, допустимо считать и самостоятельным видом примирительной процедуры, осуществляемой без привлечения примирителя. При этом претензионный порядок может быть добровольным и обязательным.
К добровольному претензионному порядку стороны, как и к переговорам, прибегают по собственной воле, в отсутствие обязывающего к этому условия в договоре или законе.
Обязательный претензионный порядок применяется, если он предусмотрен законом или договором, и состоит в том, что требует от сторон в спорных вопросах, прежде чем обратиться за судебной защитой, принять меры к примирению, а несоблюдение данного порядка влечет неблагоприятные процессуальные последствия. В частности, исковое заявление может быть оставлено без рассмотрения, а также на лицо, нарушившее претензионный порядок, независимо от результатов рассмотрения дела могут быть возложены судебные расходы.
Результат переговоров, а равно претензионного порядка, – это как достижение определенных договоренностей, взаимных уступок, в том числе в форме соглашения, так и прекращение попыток самостоятельного примирения.
Однако важно помнить, что окончание переговоров не исключает возможности урегулирования спора, поскольку переговоры в силу универсальности проявляются и в других альтернативных (примирительных) процедурах, проводимых с участием посредника, и даже в суде.

Посредничество (медиация) – это вид примирительной процедуры, в которой участвуют равноправные субъекты спора на основе сотрудничества, а также нейтральное и независимое лицо (посредник, примиритель), оказывающее помощь в урегулировании конфликта, направленную на достижение субъектами спора взаимовыгодного соглашения.
В отличие от переговоров, которые могут происходить без каких-либо предварительных согласований и регламентаций, посредничество (медиация), поскольку осуществляется с привлечением третьего лица, уже более серьезная процедура. В то же время, результат посредничества, по сравнению с результатом разрешения споров в судах, для сторон не является обязательным и должен учитываться в дальнейших взаимоотношениях на принципах добровольности и добросовестности.
Как правило, рассматриваемая примирительная процедура включает следующие этапы:
1) принятие сторонами решения об обращении к примирителю, его избрание и назначение;
2) непосредственно процесс примирения, в ходе которого каждая из сторон знакомит примирителя со своими аргументами в споре, представляет необходимые документы и доказательства, обозначает возможные, по ее мнению, пути выхода из сложившейся ситуации, а примиритель, исходя из полученной информации, определяет меры к налаживанию между сторонами конструктивных взаимоотношений;
3) завершение посредничества (медиации), в том числе посредством так называемой «мировой сделки», что является наилучшим результатом, либо путем прекращения примирительной процедуры, например по причине ее нецелесообразности, а равно отказа от ее продолжения.
Тем самым, посредничество (медиация) осуществляется при наличии между сторонами соглашения о применении и (или) проведении медиации и при благополучном исходе заканчивается заключением сторонами соглашения об урегулировании разногласий.
Следует отметить, что круг лиц, которые могут выступать в качестве примирителей, весьма широк, поскольку в качестве таковых могут выступать не только юристы, но и психологи, экономисты, иные специалисты. Важно, чтобы примиритель обладал хорошими человеческими качествами и деловой репутацией, пользовался у сторон спора авторитетом, имел необходимые и достаточные опыт и знания и в разрешении конфликтов, и в определенном виде деятельности.
В России возможность обращения к посредничеству (медиации) за разрешением конфликтов законодательно урегулирована относительно недавно, с 2011 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
В названном законе закреплены общие принципы медиации, условия ее применения, порядок и сроки проведения, порядок выбора и назначения медиатора, а также предъявляемые к нему требования и прочие особенности данной примирительной процедуры.

Третейское разбирательство – это процедура разрешения конфликта между сторонами гражданских правоотношений, осуществляемая по соглашению сторон и на основании определенных ими правил посредством принятия обязательного для них решения третьей стороной – третейским судом.
Третейский суд, в который стороны договорились обратиться, может быть постоянным, то есть созданным и действующим при каком-либо юридическом лице, и временным, образуемым для разрешения конкретного спора.
Третейское разбирательство применяется при условии, если между сторонами заключено третейское соглашение.
Таким образом, данная процедура является альтернативой правосудию ввиду того, что и третейский суд, и государственный суд, руководствуясь законом, принимают обязательное для сторон решение, а также выступает альтернативой переговорам и медиации, поскольку, как и названные процедуры, базируется на соглашении сторон.
При этом все названные процедуры урегулирования споров связаны и взаимозависимы между собой.
Так, наличие третейского соглашения или нахождение в производстве третейского суда аналогичного спора в определенных законом случаях могут служить в государственном суде основаниями для оставления иска без рассмотрения. В свою очередь, третейский суд не может рассматривать спор по договору, в котором имеется медиативная оговорка, или в ходе третейского разбирательства стороны приняли решение о применении процедуры медиации.
В то же время, разрешение спора в третейском суде имеет преимущества по сравнению с государственным судом, поскольку основывается на принципе конфиденциальности. От переговоров и медиации третейское разбирательство выгодно отличается тем, что для решения третейского суда установлена возможность не только добровольного, но принудительного исполнения на основе выданного государственным судом исполнительного листа.
Основным правовым актом, регламентирующим третейское разбирательство в России в настоящее время, является Федеральный закон от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации».

Итак, участникам гражданского оборота стоит более внимательно присмотреться и при возникновении спорных ситуации активнее использовать альтернативные (примирительные) процедуры. Каждая из них имеет определенные преимущества по отношению к правосудию, а в случае неэффективности не исключает его применение.

2aas.arbitr.ru

Способы регулирования споров

Арбитражный процесс

Информация для посетителей

Кадровое обеспечение

Противодействие коррупции

Судебная практика

Отслеживание почтовых извещений

Органы судейского сообщества

Альтернативные способы решения спора

Альтернативные способы решения спора

Согласно части 2 статьи 138 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации стороны могут урегулировать спор, заключив мировое соглашение или применяя другие примирительные процедуры, в том числе процедуру медиации, если это не противоречит федеральному закону.

Примирительные процедуры рассматриваются в качестве методов разрешения спора, которые направлены на взаимоприемлемое урегулирование и разрешение возникших разногласий на основе добровольного волеизъявления сторон. При этом стороны могут примириться как до обращения в суд, так и на любой стадии арбитражного процесса и при исполнении судебного акта.

Наиболее популярными примирительными процедурами на сегодняшний день являются переговоры и медиация, результатами которых является выработка сторонами наиболее оптимального решения конфликтной ситуации.

Переговоры — примирительная процедура, с помощью которой стороны урегулируют возникшие разногласия непосредственно или при содействии своих доверенных лиц без привлечения независимой третьей стороны. В итоге стороны самостоятельно урегулируют конфликт.

Медиация — процедура урегулирования конфликта, в которой участвуют равноправные стороны на основе добровольного согласия и сотрудничества, а также нейтральное и независимое лицо (медиатор), содействующее сторонам в урегулировании конфликта и достижении ими взаимовыгодного соглашения (проведение процедуры медиации регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее — Закон о медиации).

Указанные примирительные процедуры обладают рядом положительных качеств:

· Эффективность: договоренности, достигнутые сторонами в процессе проведения примирительных процедур, исполняются чаще, чем судебные решения.

· Невысокие затраты: использование примирительных процедур не влечет необходимость несения судебных расходов; в случае заключения сторонами мирового соглашения возвращается 50% госпошлины.

· Оперативность : при желании можно урегулировать спор за небольшой временной промежуток.

· Сохранение деловых связей: в случае примирения деловые отношения сторон не только сохранятся, но и станут еще крепче.

· Сотрудничество и равноправия сторон: в процессе поиска вариантов урегулирования спора стороны должны содействовать друг другу в достижении конечного результата. Равноправие сторон обеспечивается тем, что ни одна из сторон не имеет преимуществ по отношению к другой.

· Конфиденциальность : информация и документы, используемые при проведении примирительных процедур, не подлежат разглашению, если иное не предусмотрено соглашением сторон, что позволяет избежать разглашения конфиденциальной информации.

· Нацеленность на удовлетворение интересов каждой из сторон: использование примирительных процедур позволяет удовлетворить действительные интересы сторон.

· Выбор посредника (медиатора): при использовании некоторых примирительных процедур стороны вправе самостоятельно выбрать лицо, содействующее урегулированию спора, что вызывает доверие сторон к такому лицу и укрепляет авторитет результата примирения.

Для того чтобы воспользоваться примирительными процедурами в арбитражном процессе, необходимо обратиться к судье с письменным ходатайством об объявлении перерыва в судебном заседании (для проведения переговоров) или об отложении судебного разбирательства (для проведения переговоров или процедуры медиации).

Результатом примирения в арбитражном процессе могут явиться:

· мировое соглашение (соглашение) ( ст.ст. 139 — 142 АПК РФ; гл. 15, ст. 190 АПК РФ);

· отказ от иска (требований) (ч. 2 ст. 49 АПК РФ);

· признание иска (требований) (ч. 3 ст. 49 АПК РФ);

· признание фактических обстоятельств дела (ст. 70 АПК РФ);

· заключение соглашения о признании обстоятельств дела (ст. 70 АПК РФ).

Переговоры могут происходить как до, так и после возбуждения дела в суде в устной или/и в письменной формах. Особой разновидностью переговоров в письменной форме является претензионный порядок урегулирования конфликтов. Различают два вида претензионного порядка урегулирования споров: обязательный и добровольный.

В Законе о медиации предусмотрена возможность проведения процедуры медиации, как в порядке досудебного разрешения спора, так и в рамках рассмотрения дела в суде.

Процедура медиации предусматривает, что медиатор не навязывает сторонам свое решение конфликтной ситуации, не занимает чью-то сторону, а фокусирует внимание на интересах сторон, которые сами принимают решение по всем ключевым вопросам.

Медиатор вправе проводить конфиденциальные встречи с каждой стороной спора, с тем чтобы получить от них дополнительную информацию, имеющую важное значение для успешного урегулирования конфликта, но которую стороны по каким-либо причинам не могут доверить друг другу. Это помогает определить их общие интересы.

Для проведения процедуры медиации могут быть привлечены как конкретные медиаторы, так и организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, одним из основных видов деятельности которых является деятельность по организации проведения процедуры медиации (п. 4 ст. 2 Закона о медиации).

Организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации на территории Нижегородской области*

· Коллегия посредников (медиаторов) при Торгово-промышленной палате Нижегородской области. Контакты: 603005, Нижний Новгород, пл. Октябрьская, д.1, каб. 315. Тел. (831) 419-65-94, факс 419-71-79.

· Некоммерческое партнерство Нижегородская лига Медиаторов. Контакты: Нижний Новгород, ул. Пожарского, 20. Тел. (831) 437-05-38, +7 (904)783-21-77 .

* по имеющейся у Арбитражного суда Нижегородской области информации по состоянию на 01.09.2015. Организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут направить в Суд информацию об осуществлении ими деятельности по организации проведения этой процедуры для включения в данный список (рекомендуется указывать полное наименование юридического лица, его местонахождение и контактную информацию) по адресу электронной почты: info@nnov . arbitr.ru .

Требования к медиаторам

Деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе.

Осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости.

Осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста двадцати пяти лет, имеющие высшее образование и получившие дополнительное профессиональное образование по вопросам применения процедуры медиации.

Медиаторами не могут быть лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Медиатор не вправе:

— быть представителем какой-либо стороны;

— оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь;

— осуществлять деятельность медиатора, если при проведении процедуры медиации он лично (прямо или косвенно) заинтересован в ее результате, в том числе состоит с лицом, являющимся одной из сторон, в родственных отношениях;

— делать без согласия сторон публичные заявления по существу спора.

Процедура медиации по спорам, переданным на рассмотрение суда или третейского суда до начала проведения процедуры медиации, может проводиться только медиаторами, осуществляющими свою деятельность на профессиональной основе.

nnov.arbitr.ru

Альтернативные способы разрешения споров — понятие и виды

Альтернативные способы разрешения споров представляют собой многообразие комплексов мероприятий, методов, механизмов, которые направлены на разрешение конфликта вне судебной системы либо в качестве ее дополнительного элемента. Мы подробнее раскроем приведенное определение и рассмотрим основные виды альтернативного урегулирования конфликтов.

Понятие альтернативных способов разрешения споров

Действующее законодательство не дает единого определения альтернативных способов разрешения споров.

В то же время многие законодательные акты содержат правила о таком урегулировании конфликтов:

  • ГК РФ (ст. 202);
  • все процессуальные кодексы;
  • главы 60 и 61 ТК РФ;
  • нормы о взаимосогласительной процедуре и досудебном обжаловании налоговых споров НК РФ;
  • закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 № 193-ФЗ;
  • закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ» от 29.12.2015 № 382-ФЗ.
  • Помимо законодательной документальную основу альтернативного урегулирования составляют и другие акты, например, «Положение об общественном примирителе на финансовом рынке (финансовом омбудсмене)», утвержденное Ассоциацией российских банков 20.09.2010.

    Исходя из комплексного толкования норм, так или иначе посвященных данному вопросу, а также анализируя правоприменительную практику и современные научные подходы, можно составить отсутствующее в законе определение.

    Альтернативный способ разрешения споров (АСРС) — это установленные законом, соглашением сторон или внутренними локальными актами процедуры, методы и механизмы, направленные на разрешение возникших конфликтов во внесудебном порядке.

    ВАЖНО! В ряде случаев (как, например, при проведении медиации), характерной чертой является наличие обоюдной доброй воли противоборствующих сторон на разрешение спора. Однако это присуще не всем альтернативным способам. Например, обязательное досудебное претензионное урегулирование спора не предполагает добровольного взаимодействия оппонентов.

    Виды альтернативных способов разрешения споров

    Перечень видов альтернативных способов урегулирования также нигде не закреплен и ничем не ограничен. По сути, новые способы могут появляться в любой момент. Главное, чтобы они выполняли поставленную перед ними задачу, а именно — сглаживали конфликтные ситуации. Перечислим наиболее распространенные виды.

    1. Альтернативное урегулирование с участием третьей стороны:
      • Медиация. Осуществляется в соответствии с ФЗ о медиации. Стороны добровольно прибегают к услугам посредника-медиатора, который является незаинтересованным лицом.
      • Примирение с участием омбудсмена. Примирителем в рамках своей компетенции выступает уполномоченный по правам человека соответствующего уровня, а также профилированные омбудсмены, например, финансовый омбудсмен.
      • Третейское разбирательство. АСРС с участием арбитра (третейского судьи) или коллегии арбитров.
      • Примирительная комиссия. Этот орган рассматривает коллективные трудовые споры (ст. 402 ТК РФ).
      • Альтернативное урегулирование без участия третьей стороны:
        • Претензионная переписка. Законодательством в ряде случаев предусматривается обязательный досудебный порядок разрешения спора путем направления претензии оппоненту.
        • Переговоры. Это такая форма примирительной процедуры, при которой стороны самостоятельно ищут выход из сложившейся ситуации. Положительный результат переговоров может быть выражен в мировом соглашении, предусматривающем компромиссный вариант, а также в полном отказе сторон от своих требований. Например, отказ от иска о расторжении брака после примирения сторон.

    Далее рассмотрим некоторые способы более подробно.

    Альтернативное разрешение споров третейскими судами

    Участники спора на основании заключенного ими арбитражного соглашения (или арбитражной оговорки в другом договоре) могут передать свой спор на рассмотрение как постоянно действующего арбитражного учреждения, так и третейского суда, созданного ими специально для решения спорного вопроса.

    Порядок проведения арбитража, принятия арбитражного решения, распределение расходов и иные вопросы определяются в соответствии с ФЗ об арбитраже, соглашением сторон, а также иными нормативными документами, например, Положением о МКАС при ТПП РФ.

    Особенности третейского разбирательства:

  • Если стороны вверили судьбу своих разногласий на откуп арбитрам, то они обязаны добровольно выполнить вынесенный вердикт.
  • Если в арбитражном соглашении не указано иное, то решение арбитров можно оспорить в государственных судах в соответствии с подведомственностью (основания для отмены решения арбитров указаны в соответствующем процессуальном кодексе).
  • Сторона, заинтересованная в воплощении в жизнь принятого решения, вправе обратиться в суд за выдачей исполнительного листа на его принудительное исполнение.
  • ВАЖНО! Решение третейского суда не может служить основанием для внесения записи в государственные и другие реестры (ст. 43 ФЗ об арбитраже). В связи с этим, если требуется внести сведения в ЕГРП, ЕГРЮЛ, реестр акционеров и т. п., следует обращаться в орган, входящий в структуру судебной системы РФ.

    Обращаем внимание, что новый ФЗ об арбитраже действует с 01.09.2016. В отношении третейских разбирательств, которые были начаты, но к названной дате не завершены, следует руководствоваться законом «О третейских судах в РФ» от 24.07.2002 № 102-ФЗ.

    Медиация как альтернативный способ разрешения споров

    Такой способ, как медиация, имеет законодательный базис — ФЗ о медиации, в соответствии с которым определим ее основные черты:

  • наличие обоюдной доброй воли сторон на разрешение конфликта, оформленной в виде соглашения о применении или проведении процедуры медиации;
  • участие посредника-медиатора, занимающегося примирением на профессиональной или непрофессиональной основе;
  • соблюдение принципов конфиденциальности, равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора.
  • Достигнутый компромисс в процессе медиации оформляется медиативным соглашением, которое может стать мировым, если спор уже находится на рассмотрении у судей.

    ВАЖНО! Не может быть утверждено в качестве мирового медиативное соглашение, если оно затрагивает права иных заинтересованных лиц (постановление АС МО от 16.07.2016 № А40-48355/2011).

    Медиация применяется при разрешении конфликтов в различных областях:

  • в предпринимательской деятельности;
  • индивидуальных трудовых спорах;
  • семейных правоотношениях;
  • образовательном процессе.
  • Нельзя прибегать к медиации в коллективных трудовых спорах, а также спорах, которые затрагивают интересы третьих лиц или публичные интересы (например, налоговые споры).

    Если процедура медиации инициирована в процессе судебного разбирательства, то на срок ее проведения, но не более 60 дней, рассмотрение дела может быть отложено (ст. 169 ГПК РФ, 158 АПК РФ). Если же к медиатору стороны обратились до подачи иска в суд, то срок медиации может быть определен соглашением сторон, но в пределах 180 дней.

    Претензионная работа

    Направление претензии представляет собой призыв к разрешению конфликта без обращения в судебную инстанцию. Посредством такой переписки можно убедить оппонента в необходимости устранить допущенное им нарушение или найти иное взаимоприемлемое решение.

    При ведении претензионной работы важно помнить о необходимости сохранения доказательств отправки писем. Такими доказательствами могут быть:

  • копия претензии с отметкой о вручении уполномоченному представителю оппонента;
  • квитанция об отправке почтового отправления с уведомлением о вручении адресату.
  • В спорах, подведомственных арбитражному суду, ведение предварительной претензионной работы является, по общему правилу, обязательным. Исключения из этого правила установлены в ч. 4 ст. 5 АПК РФ. На ведение переписки кодекс отводит оппонентам 30 дней, если специальным законом или договором не предусмотрен иной срок. Споры, рассматриваемые по ГПК РФ, требуют претензионного урегулирования, если оно предусмотрено соглашением сторон или особо оговорено в законе. В качестве примеров можно назвать споры:

    • о сервитуте;
    • об изменении или расторжении договора;
    • о грузоперевозках;
    • соглашении об алиментах;
    • перевозках пассажиров;
    • об ОСАГО;
    • о договоре связи;
    • турпутевках.

    К претензионной работе относится и обязательное предварительное обжалование в вышестоящий орган актов, действий или бездействия налоговых органов.

    Альтернативные способы разрешения споров и исковая давность

    П. 3 ст. 202 ГК РФ предусматривает приостановку течения срока исковой давности, если стороны инициировали внесудебное разрешение своего конфликта. Однако далеко не все способы действуют подобным образом, а только те, обращение к которым предусмотрено законом.

    Приостановка осуществляется на срок, в течение которого должно проводиться внесудебное урегулирование. Если законом такой срок не установлен, то исковая давность приостанавливается на 6 месяцев с даты начала внесудебной процедуры. Так, например, в спорах, где требуется соблюдение обязательного досудебного претензионного порядка, срок исковой давности будет приостановлен на период, установленный законом для ведения претензионной работы — на 30 дней по общему правилу (постановление пленума Верховного суда РФ от 29.09.2015 № 43).

    ВС РФ в определении от 06.06.2016 по делу № 301-эс16-537 указал, что ведение претензионной переписки в давностный срок не засчитывается, а фактически продлевает его.

    ВАЖНО! Течение давностного срока не изменяется, если АСРС предусмотрен не законом, а договором или соглашением сторон. Обращение в государственные органы (например, прокуратуру, трудовую инспекцию) также не прерывает течение срока исковой давности (апелляционное определение Саратовского облсуда от 07.07.2016 по делу № 33-4891/2016).

    В заключение отметим, что альтернативные способы разрешения споров широко применяются к разного рода конфликтным ситуациям. Часть из них связана с участием посредников, другая часть призывает стороны к самостоятельному примирению. Понятие и виды альтернативных способов разрешения споров не установлены четко законом, однако разработаны в юридической доктрине. Некоторые процедуры внесудебного урегулирования могут быть обязательными для сторон. Другие, напротив, осуществляются только по добровольному желанию участников конфликта.

    Все новое и интересное
    для юриста — в нашей
    e-mail рассылке!

    ЮРИСТ?
    Присоединяйся, обсуждай,
    спрашивай — в наших группах!

    rusjurist.ru

    Функции медиатора

    1. Оценщик конфликта — в этой роли посредник должен обдуманно и тщательно изучить все измерения спора с точек зрения каждой из спорящих сторон.

    2. Активный слушатель — в этой роли посредник должен слушать ак­тивно, с тем, чтобы усвоить как содержательную, так и эмоциональную составляющую. Активное слушание включает в себя следующие компо­ненты:

    — обеспечить обратную связь говорящему, чтобы удостовериться, что другая сторона услышала и поняла его;

    — отделять эмоции от содержательных вопросов спора;

    — замечать, раскрывать и доискиваться до истинных интересов сто­рон;

    — допускать выражение гнева, если оно конструктивно;

    — устанавливать, когда стороны чувствуют несправедливость или принуждение к соглашению;

    — устанавливать, когда сторонам нужна дополнительная информация, кон­сультации или время подумать.

    3. Беспристрастный организатор процесса — в этой роли посредник имеет несколько обязанностей:

    — задавать тон процесса;

    — помогать сторонам в достижении процедурных соглашений;

    — поддерживать корректных отношений между сторонами в рамках процесса;

    — обеспечивать и поддерживать психологическую удовлетворенность сторон.

    4. Генератор альтернативных предложений — в этой роли посред­ник может помочь спорщикам найти иные решения, которые в конеч­ном итоге могут послужить спасению репутации стороны.

    5. Расширитель ресурсов — посредник снабжает участников спора информацией или помогает им найти необходимую информацию, но при этом он не дает советов сам.

    Что касается юридических вопросов, посредник должен быть очень осторожен, чтобы не давать каких-либо юридических толкований, разъяс­нений или советов, особенно, если посредник — юрист. Адво­кат, выступающий в роли посредника, ни в коем случае не должен давать спорщикам советов по юридическим вопросам. Вся предлагаемая информация должна представлять собой только действительные факты и не зависеть от всякого рода побочной инфор­мации, уточнений, интерпретаций или каких-либо посторонних резуль­татов.

    6. Испытатель реалистичности и выполнимости предложений — в этой роли посредник выступает как бы «адвокатом дьявола» — защищает менее приемлемую позицию или позицию другой стороны, испыты­вая аргументированность каждой позиции, отстаиваемой в ходе спора. При этом нужно быть осторожным, чтобы спорящая сторона не истолковала превратно такие вопросы, чтобы ей не ка­залось, что посредник расположен к позиции, противоположной ее собственной.

    7. Помощник в выработке сторонами окончательной договорен­ности — в этой роли посредник должен удостовериться, что спорящие стороны точно и ясно понимают все условия соглашения об урегулиро­вании. Стороны, кроме того, должны быть полностью согласны с усло­виями соглашения и способны выполнить свою часть договоренности так, чтобы урегулирование не было нарушено. Только таким образом стороны смогут достичь устойчиво­го удовлетворения от соглашения и процесса переговоров.

    8. Обучающий процессу партнерских переговоров — в этой роли посреднику надо обучить стороны думать, действовать и вести перегово­ры с установкой на сотрудничество. Большинство участвующих в споре не знают, как вести переговоры с такой установкой. Они зачастую выступают с ложных позиций, пы­таются применить «переговорные уловки», задействовать «фальшивые эмоции», чтобы затравить противника или заставить его принять их позицию. Эффективное посредничество помогает сторонам достигнуть проч­ного урегулирования, в котором удовлетворены или хотя бы учтены все их возможные интересы.

    Посредничество проходит конфиденциально. Все остается между сторонами конфликта и посредником. Посредник обязан держать в секрете всю информацию. Посредничество — частное дело, оно позволяет быть искренним и сохраняет репутацию и реноме, не делается никаких публичных записей, если только сторонам не по­надобится довести свое соглашение до рассмотрения в судебном по­рядке, как, например, при разводе.

    Посредничество — это процедура разрешения спора, при котором вы управляете и владеете как самим процессом, так и его результатом — соглашением, ничего не решается без вашего согласия.

    Посредничество нацелено на удовлетворение интересов каждой из сторон и обычно приводит к ситуации обоюдного выигрыша для каждой стороны. Посредничество ориентировано скорее на то, что каждая из сторон понимает под справедливостью, чем прямо на юридические законы прецеденты и правила.

    Посредничество относительно непродолжительно и тем не менее, поскольку сторонам выгодно придерживаться того, о чем они догово­рились добровольно, имеет высокий уровень надежности.

    Риск посредничества минимален, поскольку каждая сторона в лю­бой момент может отказаться от процесса.

    Оно справедливо и может обойтись дешевле, чем другие процедуры разрешения споров.

    Для успешного ведения переговоров с участием посредника необ­ходимо, чтобы стороны:

    · имели желание разрешить проблему ;

    · были готовы попытаться сделать это совместно;

    · делились необходимой для разрешения ситуации информацией;

    · были гибкими, не застопоривались на начальных позициях;

    · уважительно относились к ценностям и интересам друг друга;

    · осознавали свои истинные интересы и могли отличить их от сию­минутных желаний и позиций;

    · понимали последствия и альтернативы в случае срыва переговоров;

    · были способны отделять эмоции, оценки, интерпретации от объек­тивных фактов;

    · могли генерировать разнообразные и разноплановые предложения и анализировать последствия их воплощения;

    · сформулировали реалистичное, выполнимое, долгосрочное согла­шение, удовлетворяющее все стороны и т.д.

    Посредничество неэффективно, когда медиатор не может заставить участников спора воспользовать­ся посредничеством или хотя бы попытаться это сделать. Посредниче­ство — добровольный процесс, ни одну сторону нельзя принудить к посредничеству, продолжать посредничество или согласиться с его результатом.

    Этот недостаток, однако, является одной из сильных сторон посредни­чества, поскольку означает, что стороны сами контролируют свое будущее, а не подвергаются контролю третьей стороны, такой как судьи или арбит­ры, которые, конечно, не могут обладать полными сведениями и представ­лениями обо всех фактах и подоплеке спора между сторонами.

    Анализ характера взаимодействия с посредником, хода переговоров и их эффективности при разрешении коммерческих споров показывает, что на уровень сопротивления посредни­честву прежде всего влияют:

    · относительно постоянные переменные — статус и характер функ­циональных обязанностей,

    · опыт работы в данной сфере или на данной должности (наибольшие трудности встречаются в работе с сотрудниками с небольшим опытом, которые опасаются уронить свой авто­ритет и стремятся доказать свою компетентность);

    · уровень образования (в целом бо­лее высокий уровень образования, а главное интеллекта, способствует успеху медиации);

    · личностные особенности, в частности, установка на власть, харак­тер;

    · возраст, пол (например, медиация легче воспринимается молодыми от 18 до 22 лет, а также людьми от 30 лет до 60 лет; женщины воспринимают медиацию более благоприятно, чем мужчины);

    · профессиональная деформация (сопротивление медиации на­блюдается в выраженной форме в ряде профессий, в том числе у юристов и учителей; с другой стороны, после некоторой работы учителя нередко становятся активными апологетами этого метода);

    · прошлый опыт, степень приверженности старым методам (успеш­ное использование проверенных ранее методов тормозит экспериментирование, лишает мотивации на поиск новых возможностей; напротив, опыт, говорящий о том, что старые методы не срабатывают, способствует успеху медиации).

    · отношение к медиатору;

    · особенности ситуации и ее восприятие (ситуация может быть застарелой, затрагивающей глубоко нарушенные отношения, может восприниматься как безнадежная или, напротив, оцениваться слишком оптимистично и т.д.).

    Сейчас, в период особенно высокой правовой неопределенности, изменения и недостаточной проработанности юридических нормати­вов в целом ряде областей деятельности, использова­ние медиационных процедур может не только облегчить разрешение проблем, но и обеспечить значительное моральное удовлетворение всех участников. Подобные соображения, например, нередко являются одним из стимулов уча­стия в медиационной практике американских юристов, которые работают медиаторами зачастую бесплатно, просто «для души».

    Эти аспекты медиации чрезвычайно важны для юристов, так как они постоянно подверга­ются значительному риску профессиональной деформации. Она может приводить к неблагоприятному изменению характера, невротизации, су­жению поля сознания и формированию тенденции действовать в рамках динамического стереотипа в качестве психологического защитного меха­низма в ответ на экстремальную сложность и ответственность условий деятельности. Это снижает возможности профессиональной и человече­ской самореализации. Таким образом, осознанное применение медиационных процедур может послужить эффективной психологической зашитой от профессионального «выгорания».

    5. ТРЕТЕЙСКИЕ СУДЫ КАК ФОРМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ: РОССИЙСКИЙ ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ

    5.1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА И РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРЕТЕЙСКИХ СУДАХ

    Долгое время в коммунистической России существовала и развива­лась только одна государственная форма судопроизводства. О сущест­вовании Международного коммерческого арбитража при Торгово-промышленной палате СССР знали лишь единичные структуры, связан­ные с внешнеэкономической деятельностью. Между тем система торго­вого коммерческого арбитража как форма альтернативного судопро­изводства имеет глубокие корни и очень развитую и популярную сис­тему рассмотрения экономических споров в передовых странах мира.

    История правосудия в России также не бедна воспоминаниями о договорном разрешении споров или так называемом третейском пра­восудии (суде третьих лиц). Упоминания о подобной форме судопроиз­водства встречаются еще в 1362 году в грамотах великого князя Дмит­рия Ивановича Донского.

    Но официальное становление института торговых третейских судов начинается с 1831 года, когда впервые было утверждено Положение о третейском суде Российской империи.

    Декретом о суде № 1 1917 года также было предусмотрено, что граждане имеют право передать свои споры о гражданском праве на рассмотрение третейского суда. В период нэпа институт третейского суда успешно использовался частными предпринимателями, заинтере­сованными в том, чтобы их споры по коммерческим операциям не ста­ли достоянием гласности.

    В начале 30-х годов были образованы два постоянно действующих третейских суда — Московская арбитражная комиссия (МАК образована в 1930 году, ныне состоит при Торгово-промышленной палате Россий­ской Федерации), Внешнеторговая арбитражная комиссия (ВТАК образо­вана в 1932 году, впоследствии называлась Арбитражный суд при Торго­во-промышленной палате Российской Федерации, ныне — Международ­ный коммерческий арбитраж при ТПП Российской Федерации).

    В 1959 году было допущено рассмотрение хозяйственных споров между предприятиями, организациями и учреждениями третейским судом, образуемым для конкретного дела.

    Несмотря на законодательное закрепление деятельности третейских судов, в условиях административно-командной системы третейские суды не получили широкого развития и активного применения, лишь номинально являясь формой хозяйственной юрисдикции. Так в 20-х годах государственным предприятиям было запрещено прибегать к помощи третейских судов, в 60-е годы аналогичный запрет касался колхозов и организаций с их участием.

    11 июня 1964 года Верховным Советом РСФСР был принят Граж­данский процессуальный кодекс, содержащий приложение № 3 «Положение о третейском суде». В статье 1 данного положения содер­жится указание на то, что граждане могут передать любой возникший между ними спор на рассмотрение третейского суда, за исключением споров, вытекающих из трудовых и семейных отношений. Данное по­ложение, задуманное с целью разгрузки государственного правосудия, также не получило широкого применения.

    Таким образом, несмотря на характер общественных отношений, скла­дывающихся на различных этапах исторического развития России, третей­ские суды всегда находили свое место, переживая взлеты и падения.

    Конечно же, новый этап в истории третейских судов связан с ко­ренной перестройкой экономики России и созданием условий для формирования рыночных отношений. Именно развитие коммерческого оборота, образование новых структур, лавинообразный рост количест­ва заключаемых гражданско-правовых договоров обусловил потреб­ность в иной форме судопроизводства. В частности, период 1992-1993 годов характеризовался массовой организацией всевозможных бирж, при которых, как правило, создавались арбитражные комиссии, выпол­няющие роль третейских судов.

    В 1992 – 1993 г.г. при разнообразных биржах было соз­дано более 400 третейских судов, что в пять раз превышало количество государственных арбитражных судов. Но подобные процессы образования третейских судов происходили стихийно; уровень работы большинства третейских судов был весьма низок, что и обусловило их недолгое существование. К сожалению, в России не было и нет сегодня какой-либо организа­ции, обеспечивающей руководство деятельностью третейских судов, в связи с чем нет и официальных статистических данных, характеризую­щих их деятельность. В этой связи представляется возможным восполь­зоваться данными о деятельности государственных арбитражных судов, предваряя эти цифры комментарием.

    По данным Высшего Арбитражного Суда РФ количество заявлений о выдаче исполнительных листов на решения третейских судов, рассмот­ренных арбитражными судами РФ, изменялось следующим образом:

    1992 год — 356 заявлений; 1995 год — 663 заявлений;

    1993 год — 541 заявление; 1996 год — 708 заявлений;

    1994 год — 529 заявлений; 1997 год — 789 заявлений.

    Увеличение числа заявлений свидетельствует о росте активности, которая наблюдается в деятельности третейских судов.

    Данные о количестве действующих в России третейских судов мож­но взять, пожалуй, из единственного источника — доклада Е.А.Виноградовой «Альтернативное разрешение споров». Проведя сбор статистической информации о деятельности третейских судов, Е.А.Виноградова пришла к выводу о том, что к началу 1998 года в России сущест­вовало примерно 250 постоянно действующих третейских судов, в спи­ски которых было включено более 1500 третейских судей.

    В то же время, в отличие от большинства стран мира, Российская Федерация, также как ранее СССР, не имеет кодифицированного законодательства о третейском суде. Оно представлено отдельными статьями и нормами: в Гражданском кодексе РФ (ст. 11, предусматривает защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав третейским судом), в Гражданском процессуальном кодексе РСФСР (далее ГПК) и Арбитражном процессуальном кодексе РФ (далее АПК). Кроме того нормы, касающиеся третейского разбирательства, закреплены в Федеральном Конституционном Законе «Об арбитражных судах в РФ» от 01.07.95 года.

    Существуют также два специальных законодательных акта о третейском суде: Положение о третейском суде (Приложение № 3 к ГПК РСФСР) и Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров, утвержденное 24.06.92 г. Постановлением Верховного Совета РФ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 16 ноября 1997 г.).

    Нормативная база деятельности третейских судов практически ограничивается этими Положениями. Практика показывает, что в настоящее время назрела необходимость закона, который бы более конкретно определил правовой статус третейских судов, правила защиты гражданских прав и законных интересов третейским судом и устранил существующие проблемы правового регулирования третейского судопроизводства. Такой проект закона «О третейских судах» в Российской Федерации уже разработан и находится на рассмотрении в Государственной Думе РФ с 1997 г.

    Законодательной основой функционирования двух постоянно действующих третейских судов: Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ и Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате РФ являются: Закон РФ от 07.06.93 г. «О международном коммерческом арбитраже» и Приложение № 1 и № 2 к данному закону.

    Нормы, регулирующие третейское разрешение споров, закреплены также в Законе РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20.02.92 г.

    Приложение № 3 к ГПК РФ и ряд статей ГПК РФ закрепляют порядок организации и деятельности третейского суда для рассмотрения споров между гражданами.

    Статья 27 ГПК РСФСР определяет случаи передачи споров, возникших из гражданских правоотношений, на рассмотрение в третейский суд, по соглашению сторон.

    На основании п. 6 ст. 129 и п. 7 ст. 219 ГПК РСФСР судья отказывает в принятии искового заявления либо прекращает производство по делу, если между сторонами заключен договор о передаче дела в третейский суд.

    В соответствии с п. 10 ст. 338 и п. 1 ст. 339 ГПК РСФСР, решение третейских судов по спорам между гражданами подлежит принудительному исполнению, в случае неисполнения добровольно сторонами, на основании исполнительного листа, выдаваемого судом.

    Статья 1 Положения о третейском суде (Приложение № 3 к ГПК РСФСР) закрепляет право граждан на обращение в третейский суд, порядок создания и функционирования третейских судов, рассматривающих споры между гражданами.

    На основании статьи 17 Положения о третейском суде (Приложение № 3 к ГПК РСФСР) решение третейского суда, не исполненное сторонами добровольно, может быть приведено в исполнении принудительно на основании исполнительного листа, выдаваемого судом общей юрисдикции.

    Статья 23 АПК РФ регламентирует право передать, по соглашению сторон, возникший или могущий возникнуть между ними экономический спор, подведомственный арбитражному суду, на рассмотрение третейского суда.

    Судья отказывает в принятии искового заявления либо прекращает производство по делу, если имеется соглашение сторон о передаче данного спора на разрешение в третейский суд (ст. ст. 85 и 104 АПК РФ).

    Что касается исполнения решений третейского суда, то в соответствии со ст. 157 АПК РФ исполнение осуществляется в добровольном порядке, в установленный в решении срок. В случае невыполнения решения третейского суда в установленный срок, исполнительный лист на принудительное исполнение решения выдается арбитражным судом.

    В законе «Об арбитражных судах в РФ» в общей форме содержатся ответы на основные вопросы, связанные с основаниями для передачи споров в третейский суд и исполнением принимаемых третейскими судами решений. Срок предъявления исполнительных документов к исполнению, закреплен ст. 14, Федерального Закона РФ «Об исполнительном производстве» от 04.06.97 г., где говорится, что исполнительные листы, на основании решений третейских судов, выдаются судами, в течение шести месяцев.

    Правовой основой деятельности третейских судов в настоящее время также является уже упоминавшееся выше «Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров», утвержденное Верховным Советом РФ от 24.06.92 г. № 3115-1.

    Российская Федерация, в том числе и как правопреемник СССР, участвует в ряде международных договоров и конвенций по третейскому суду. Третейское разбирательство должно рано или поздно получить широкое распространение при разрешении споров между контрагентами из бывших республик в составе СССР. Однако в нынешних условиях стремление сторон из этих новых государств урегулировать споры в третейском суде пока не подкрепляется гарантиями принудительного исполнения решений третейских судов данных государств на территории государства «ближнего зарубежья».

    Для обеспечения исполнения решений третейских судов, вынесенных против организаций других стран СНГ, бывшие республики СССР могли бы ратифицировать Нью-Йоркскую конвенцию от 10.06.58 г. о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (пока она ратифицирована Россией, Украиной и республикой Беларусь), а также Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20.03.92 г. государств – участников СНГ, которое подписано 8 государствами.

    Конвенция применяется в отношении арбитражных решений, вынесенных на территории государства иного, чем то государство, где испрашивается признание и исполнение таких решений, по спорам, сторонами в которых могут быть как физические так и юридические лица (ст. 1 Конвенции).

    Конвенция (ст. 3) предусмотрела, что «каждое договаривающиеся государство признает арбитражное решение как обязательное и приводит его в исполнение в соответствии с процессуальными нормами той территории, где испрашивается признание и приведение в исполнение этих решений …». Это позволяет применять процессуальное законодательство тех государств, где имеется порядок приведения в исполнение решений третейских судов, либо исполнять решение в соответствии с самой Конвенцией.

    Статья 5 Конвенции содержит исчерпывающий перечень формальных оснований для отказа в приведении в исполнение решений третейских судов. Что касается соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, то в нем закреплено намерение государств – участников предоставить возможность беспрепятственного обращения в суды (в том числе и третейские) на всей территории СНГ. В соглашении предусмотрены признание и порядок исполнения вступивших в законную силу судебных решений.

    5.2. ВИДЫ И СПОСОБЫ ТРЕТЕЙСКОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА.

    5.2.1. Модели действующих третейских судов в России.

    По действую­щему законодательству в Российской Федерации могут создаваться третейские суды для рассмотрения конкретного спора (ad hoc), а также постоянно действующие третейские суды.

    Третейский суд для рассмотрения дела (ad hoc) — это одно или не­сколько физических лиц — третейских судей, избранных сторонами в связи с необходимостью разрешения только одного экономико-правового спора. Компетенция третейских судей в данном случае ог­раничивается только рамками судебного разбирательства одного дела, после окончания которого судьи теряют свой статус и прекращают деятельность. Какая-либо организационная структура отсутствует, и третейские судьи являются не штатными сотрудниками, а выступают как физические лица, облеченные доверием сторон.

    Постоянно действующие третейские суды — это суды, созданные в каче­стве структурных подразделений тех или иных предприятий, учреждений, организаций, либо в качестве самостоятельных юридических лип, с посто­янным штатом сотрудников и третейских судей. Организация, принимаю­щая решение о создании третейского суда, утверждает регламент его рабо­ты, положения об арбитражных сборах и состав судей.

    Другими словами, если третейский суд для рассмотрения конкрет­ного дела — это только физические лица, занимающиеся разбирательст­вом конкретных дел, то постоянно действующий третейский суд — это орган, которому соглашением сторон поручена организация третейско­го разбирательства. Функции третейских судов по рассмотрению кон­кретных дел не поддаются какому-либо анализу, поскольку нет систематизированной информации о подобной деятельности.

    5.2.2. Третейское разбирательство споров с участием граждан.

    Как упоминалось выше, деятельность третейских судов для разрешения споров между гражданами регламентируется Положением о третейском суде (Приложение № 3 к Гражданскому процессуальному кодексу РСФСР).

    Третейские суды для разрешения споров между гражданами, согласно ст. 2 Положения, могут быть только судами ad hoc: третейский суд организуется всякий раз по соглашению всех участников спора.

    Граждане могут передать любой возникший между ними спор на рассмотрение третейского суда, за исключением споров вытекающих из трудовых и семейных отношений.

    Третейский суд рассматривает и разрешает спор только при наличии соответствующего Договора сторон (третейской записи). Договор о передаче спора на рассмотрение третейского суда, граждане должны заключить в письменной форме (ст. 1 Положения о третейском суде, Приложения к ГПК РФ № 3). Договор может быть заключен как в виде отдельного соглашения, так и в виде соответствующей оговорки в договоре. Несоблюдение письменной формы договора влечет за собой признание его незаключенным. При этом соглашение должно содержать: наименование сторон и их местожительство; предмет спора; наименование избранных судей; срок разрешения спора; место и время составления договора (ст. 5 Положения). Однако признание третейским судом недействительным договора не влечет за собой недействительность содержащейся в нем третейской записи. Сторона вправе отказаться от соглашения, если докажет, что кто-либо из судей заинтересован в исходе дела и что об этом обстоятельстве ей не было известно при заключении договора (ст. 6 Положения).

    Состав третейского суда, в зависимости от усмотрения сторон, может быть различным. Третейский суд образуется по усмотрению сторон в составе одного судьи либо в составе нескольких судей избранных в одинаковом числе каждой стороной, и одного по общему избранию судей.

    Статья 4 Положения устанавливает определенные требования к третейскому судье, исключая из числа кандидатов лиц, не достигших совершеннолетия, состоящих под опекой и попечительством, привлеченных к уголовной ответственности, а также лиц, лишенных по приговору суда права занимать должности в органах суда и прокуратуры или заниматься адвокатской деятельностью – в течение срока, указанного в приговоре.

    Перемена судей до окончания рассмотрения дела не допускается.

    Порядок рассмотрения споров граждан настоящим Положением не определен. Лишь статья 10 гласит, что третейский суд не связан правилами судопроизводства, изложенными в Гражданском процессуальном кодексе РСФСР. Однако он не может решать дела, не выслушав объяснений сторон, кроме случаев, когда сторона уклоняется от явки в суд для дачи объяснений. Третейский суд сам может избрать порядок рассмотрения спора сторонами или его могут предложить сами стороны.

    Третейский суд признается несостоявшимся:

    — вследствие истечения предусмотренного третейской записью срока;

    — вследствие отказа кого-либо из судей или устранения такового;

    — если при производстве дела откроется обстоятельство, дающее основание к возбуждению уголовного преследования в отношении какой-либо стороны и могущее оказать влияние на исход дела;

    — в случае смерти одной из стороны.

    Решение по делу, независимо от того, пришли ли стороны к соглашению или же спор решен судьями, принимается простым большинством голосов третейских судей. Если сторонами достигнуто соглашение об урегулировании спора мирным путем, решение принимается третейским судом с учетом этого соглашения. Требования к форме и содержанию решения третейского суда установлены в ст. 13 положения. Обязательным является соблюдение письменной формы и установленных реквизитов решения. Решение должно быть подписано всеми судьями, судья не согласный с мнением большинства, может изложить свое особое мнение в письменном виде.

    Решение объявляется сторонам под расписку. Если сторона отказалась от подписи или без уважительных причин не явилась в заседание суда, на котором объявлялось решение, оно считается объявленным такой стороне, о чем на самом решении делается соответствующая отметка.

    По окончании рассмотрения спора все производство третейского суда хранится в этом суде.

    Третейский суд – суд негосударственный, в силу чего он не располагает собственными средствами обеспечения принудительного исполнения принятых им решений, поэтому решение третейского суда исполняется добровольно. Вместе с тем, признавая третейский суд органом, осуществляющим защиту прав и законных интересов граждан, государство обеспечивает его решения возможностью принудительного исполнения. Это осуществляется путем выдачи судьей районного (городского) суда исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (ст. 17 Положения), по заявлению, заинтересованной стороны, в пользу которой состоялось решение.

    Заявление о выдаче исполнительного листа подается заинтересованной стороной в суд общей юрисдикции через третейский суд. При наличии исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда начинают применяться правила исполнительного производства, изложенные в Федеральном Законе РФ «Об исполнительном производстве» от 04.06.97 г., и в разделе V ГПК РСФСР (в части, не противоречащей названному Закону от 04.06.97).

    Судья может отказать в выдаче исполнительного листа в случае:

    — если решение третейского суда противоречит закону;

    — если при вынесении решения было допущено нарушение правил, установленных положением о третейском суде.

    Отказ судьи в выдаче исполнительного листа может быть обжалован или опротестован в установленном порядке, путем подачи кассационной жалобы на определение судьи об отказе в выдаче исполнительного листа.

    5.2.3. Третейское разбирательство споров с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

    Юридические лица и граждане – предприниматели без образования юридического лица могут передавать возникшие между ними споры как на рассмотрение разового третейского суда, создаваемого для рассмотрения конкретного спора, так и в постоянно действующий третейский суд. Деятельность таких третейских судов регулируется Временным положением о третейском суде для разрешения экономических споров, утвержденным Верховным советом РФ от 24.06.92 г. № 3115-1. Разница состоит в следующем: если заключено соглашение о передаче спора в постоянно действующий третейский суд, то стороны как бы согласовали ту процедуру рассмотрения спора, которая закреплена в Регламенте постоянно действующего третейского суда. Таким образом, текст регламента будет являться неотъемлемой частью соглашения о передаче спора в третейский суд.

    При рассмотрении спора в разовом третейском суде стороны не могут согласовать процессуальные правила, закрепленные в императивных (обязательных) нормах Временного положения, но могут самостоятельно определить процедуры, не упомянутые во Временном положении. В качестве примера императивной нормы Временного положения можно назвать требование о письменной форме соглашения о передаче спора на рассмотрение в третейский суд (ст. 3). Оно может быть включено в текст договора, либо оформлено в виде отдельного соглашения. Наличие такого соглашения влечет определенные процессуальные последствия: невозможность одностороннего расторжения, обязанность Арбитражного суда отказать в принятии искового заявления или прекратить производство по делу при наличии соглашения о передаче спора в третейский суд.

    При несоблюдении письменной формы соглашение признается судом недействительным.

    Третейское разбирательство осуществляется на началах равенства сторон (ст. 9). При отсутствии между сторонами соглашения о порядке разрешения спора третейский суд, созданный для рассмотрения конкретного спора, может определить порядок разрешения спора с учетом Временного положения.

    Истец излагает свои требования в письменной форме, заявление передается третейскому суду. А его копия – ответчику (статья 13).

    Что касается принятия решения третейским судом, то суд при разрешении спора руководствуется законодательством РФ; законодательством республик в составе РФ; другими нормативными актами; межгосударственными соглашениями; международными договорами. Третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом торговых обычаев, применимых к данному договору (статья 18).

    Решение принимается большинством голосов всех членов Третейского суда. Если стороны в процессе Третейского разбирательства пришли к соглашению об урегулировании спора, то решение принимается Третейским судом с учетом этого соглашения.

    В решении Третейского суда должны быть указанны:

    — дата его принятия, состав его участников, место и время рассмотрения спора;

    — наименование участников спора;

    — сущность спора, заявление и объяснение участвующих в рассмотрении спора лиц;

    — обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на основании которых принято решение, законодательство, которым суд руководствовался при принятии решения;

    — срок и порядок исполнения решения.

    Каждой стороне передается экземпляр решения, подписанный третейскими судьями (статья 20).

    Суд прекращает производство по делу, если:

    — стороны достигли соглашения о прекращении разбирательства;

    — спор не подлежит рассмотрению в третейском суде (статья 21).

    В течение 10 дней после получения решения третейского суда, любая из сторон, уведомив об этом другую сторону, может просить третейский суд исправить допущенную в решении арифметическую ошибку или опечатку, а так же дать разъяснение решения и его части, не изменяя при этом существа решения, либо вынести дополнительное решение в отношении требований, которые были заявлены в ходе третейского разбирательства, однако не были отражены в решении (статья 22).

    Решение третейского суда исполняется добровольно в порядке и сроки, установленные в решении. Обычно это 1-2 месяца. Если в решении срок исполнения не установлен, то оно подлежит немедленному исполнению (статья 24).

    В случае неисполнения обязанной стороной решения суда в установленный срок, исполнительный лист на принудительное исполнение решения, выдается арбитражным судом республики в составе РФ, края, области, на территории которых находится третейский суд. Заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда подается стороной, в пользу которой вынесено решение.

    Заявление может быть подано в течение месяца, со дня окончания срока исполнения решения третейского суда. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие неисполнение решения третейского суда (статья 25). Процедура арбитражного исполнительного производства подробно определена Федеральным Законом «Об исполнительном производстве» от 04.06.97 г. и разделом IV Арбитражного процессуального кодекса РФ ( в части не противоречащей названному Закону от 04.06.97 г. ).

    Арбитражный суд вправе отказать в выдаче исполнительного листа на исполнение решения Третейского суда в случаях:

    — если соглашение сторон о рассмотрении спора в Третейском суде не достигнуто;

    — если в состав суда и процедура рассмотрения спора не соответствовали соглашению сторон о рассмотрении спора в третейском суде;

    — если сторона, против которой принято решение Третейского суда, не была надлежащим образом извещена о дне разбирательства в Третейском суде или по другим причинам не могла представить свои объяснения;

    — если спор возник в сфере управления не полежал рассмотрению в Третейском суде.

    На определение Арбитражного суда может быть подано кассационная жалоба в порядке, предусмотренном АПК РФ.

    Если при рассмотрении заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения Третейского суда будет установлено, что решение не соответствует законодательству, либо принято по неисследованным материалам, Арбитражный суд возвращает дело на новое рассмотрение в Третейский суд, принявший решение (статья 26).

    Постоянно действующие третейские суды для разрешения споров с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей можно классифициро­вать на три вида.

    1. Третейские суды, обшей юрисдикции.

    2. Корпоративные третейские суды.

    3. Специализированные третейские суды.

    Третейские суды обшей юрисдикции:

    · создаются при объединениях, организующих взаимодействие ме­жду различными субъектами предпринимательской деятельности;

    · компетенция не ограничивается какими-либо видами гражданско-правовых отношений;

    · сфера деятельности не ограничивается территориальными при­знаками;

    · процесс включения оговорок в передаче дел в данные третейские суды не контролируется;

    · организация, принявшая решение о создании третейского суда, не оказывает влияния на деятельность юридических лиц, обращающихся в третейский суд;

    · основанием для принятия в создание третейского суда служат во­просы повышения престижа организации.

    Наглядным примером подобных третейских судов являются третей­ские суды, создаваемые при торгово-промышленных палатах.

    Корпоративные третейские суды:

    · рассматривают споры, ограниченные либо определенными вида­ми деятельности (банковская, страховая, оценочная и т.п.), либо опре­деленным составом участников спора (например, только между фир­мами, входящими в холдинг);

    · в состав третейских судов входят специалисты по тем видам дея­тельности, которые включены в компетенцию третейского суда;

    · организация, при которой создан третейский суд, правомочна оказывать влияние на деятельность юридических лиц, обращающихся за помощью в третейский суд (влияние может быть организационным, методическим, управленческим);

    · возможно финансирование (полное или частичное) деятельности третейского суда организацией, принявшей решение о его создании;

    · осуществляют свою деятельность в качестве структурного подразде­ления организации, принявшей решение о его создании;

    · основанием для принятия решения о создании третейского суда является прежде всего разрешение узкокорпоративных проблем.

    Примером корпоративного третейского суда может служить третей­ский суд при Ассоциации российских банков, сферой деятельности которого является преимущественно банковская деятельность, а ист­цами и ответчиками — банки и кредитные организации.

    Специализированные третейские суды

    Примерами специализированных третейских судов могут служить Независимый третейский суд рынка недвижимости и оценки (Москва), Ростовский третейский арбитражный суд, а также Судебная палата Санкт-Петербургского международного коммерческого арбитража по спорам в сфере недвижимости и оценки.

    Преимущества третейского суда

    К неоспоримым достоинствам третейского разбирательства следует отнести его оперативность, возможность включить в его состав специалистов (не только юристов) в той или иной сфере хозяйственных отношений.

    Процедура разрешения споров достаточно упрощена, так как третейский суд не связан правилами судопроизводства, изложенных в процессуальных нормах законодательства РФ. Простая процедура позволяет разрешать споры в короткие сроки, что делает третейский суд быстрым и результативным. Третейское разбирательство проходит без посторонних наблюдателей, то есть отсутствует публичность, что также упрощает процедуру и обеспечивает конфиденциальность. Спорящие стороны добровольно обращаются в третейский суд и участвуют в выборе судей.

    5.3. ЭТИКА ТРЕТЕЙСКОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА

    А.Ф. Кони писал: «Как бы хороши ни были правила деятельности, они могут потерять свою силу и значение в неопытных, грубых или недобросовестных руках».

    Каждое действие судьи, обращение к участникам судебного разбирательства должно свидетельствовать о его справедливости и стремлении установить истину. Судья для того и избран сторонами, чтобы предельно точно исполнять предписания закона и разрешить спор по справедливости.

    Справедливому решению предшествует третейское разбирательство, которое убеждает в непредвзятости и объективности судей, в их стремлении установить истину, выяснить действительную меру правоты каждого участника спора. Обязанность создать такую атмосферу судебного разбирательства возлагается в первую очередь на судью, председательствующего в судебном заседании. Председательствующий должен принимать все предусмотренные законом меры, чтобы обеспечить всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела и установление истины.

    Не только стремление к объективному рассмотрению всех обстоятельств дела, но и уважение человеческого достоинства со стороны всех участников третейского разбирательства способны помочь отысканию истины.

    Слушается дело. Это значит, что прежде всего надо уметь слушать спокойно, без раздражения, дать возможность высказаться всем участникам процесса, выяснить все, что имеет значение для правильного воссоздания картины, имевшего место события и его обстоятельства.

    Судья должен проявлять внимание к сказанному, проводить всесторонний анализ показаний, уметь задать контрольный или опровергающий вопрос.

    В третейском разбирательстве недопустимы со стороны третейского судьи различного рода замечания, нотации участникам процесса: это может дать повод для упрека в том, что у него еще до окончания слушания дела сложилось мнение по тому или иному вопросу. Однако беспристрастность и объективность судьи вовсе не исключает его эмоциональных переживаний в ходе судебного разбирательства. Грубость, дерзость со стороны участников процесса, ложь не оставят судью равнодушным. Но его внутреннее, эмоциональное состояние не может проявляться в каких-либо неправомерных действиях, в грубом обращении со спорящими сторонами или свидетелями.

    В ходе третейского разбирательства у судей складываются определенные симпатии и антипатии. Но как бы дерзко ни вели себя спорящие стороны на процессе, как бы не раздражали судей, нельзя это ставить в основу выносимого решения. Поэтому суд всегда определяет объективные критерии, характеризующие личность истца или ответчика, которые должны быть учтены при принятии решения.

    В ходе процесса судья не должен выражать своего отношения к поведению истца или ответчика, к их личностям и показаниям. Спорящие стороны могут уловить то или иное отношение судьи, и, соответственно, строить свои показания, стараясь угодить суду. Это нередко приводит к искажению представления о самом нарушении закона и роли, имевших к нему отношение лиц. Таким образом, малейшее нарушение судьей моральных норм может привести к тому, что принятое решение будет не обоснованным.

    Личная, прямая или косвенная заинтересованность судьи в исходе дела не только препятствует всестороннему, полному и объективному исследованию его обстоятельств, установлению истины, но и отрицательно сказывается на реализации гарантий прав участников процесса, на культуре и психологической атмосфере третейского разбирательства. Объективность судьи имеет не только психологическое, но и нравственное значение, так как убеждает стороны спора в справедливости и способствует повышению уровня из правовой культуры. Поэтому закон устанавливает правило о том, что судья не может участвовать в рассмотрении дел:

    — если он является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или свидетелем;

    — если он является родственником потерпевшего или его законного представителя.

    Рассмотрение дела судьей, который является родственником кого-либо из участников процесса, заинтересованных в деле, будет не только незаконным, но и безнравственным. Поэтому не только правовая, но и нравственная обязанность судьи в этом случае – заявить самоотвод.

    Высоконравственным принципом независимости судьей является подчинение их только закону. Принцип независимости судей и подчинения их только закону распространяется на взаимоотношения суда не только с государственным органами и судами, но и на отношения между судьями, входящими в состав третейского суда, коллегиально рассматривающего дело.

    www.law.edu.ru