Полезные статьи

Соотношение преступности и преступлений

Криминология

Понятие, предмет, метод и система криминологии

Термин «криминология» происходит от латинского слова «crimen» — преступление и греческого «logos» учение и означает «наука (учение) о преступлении». Но в отличие от науки уголовного Права, изучающей преступления, ответственность и наказания за них в законодательной характеристике и правоприменительной практике, криминология исследует преступность, причины и условия ее возникновения и распространения, личность преступника и предупреждение преступлений как массовых социальных явлений.

Криминология как самостоятельная отрасль знаний и совокупность концепций борьбы с преступностью существует менее двух веков. Хотя некоторые суждения о причинах преступности и методах борьбы с ней встречаются уже в (античных) трудах римских и греческих мыслителей и в философских трактатах XVI—XIX вв. Но до второй половины XIX в. они не представляли еще самостоятельной системы научных положений.

Криминология — это социолого-правовая наука, изучающая преступность, личность преступника, причины и условия преступности, методы и средства ее предупреждения. Как общественная наука криминология вырабатывает и систематизирует объективные знания об изучаемой области социальной жизни, описывает, объясняет и прогнозирует явления и процессы в ней на основе устанавливаемых закономерностей возникновения, существования, изменения этих явлений и процессов.

Отечественная криминология выделяет и изучает четыре группы социальных явлений.

Преступность — исторически изменчивое социальное и уголовно-правовое явление в обществе. Она представляет собой совокупность (целостность) всех преступлений, совершенных в данном государстве за определенный период времени. Преступность измеряется такими качественно-количественными показателями, как: состояние (уровень), структура и динамика.

Правонарушения, не образующие преступлений, но тесно связанные с ними («фоновые»), например пьянство, проституция, наркомания и т. п., рассматриваются криминологией при анализе причин и условий ряда видов преступлений и при разработке мер их предупреждения. Исследование же этих явлений и методов борьбы с ними в полном объеме не входит в предмет криминологии.

Личность преступника изучается как система социально-демографических, социально-ролевых, социально-психологических свойств субъектов преступлений. Применительно к личности преступника криминология рассматривает соотношение биологических и социальных факторов. Данные о личностных свойствах применительно к субъектам преступлений в целом и по видам преступлений содержат существенную информацию о причинах преступлений. Личность преступника исследуется также, как непосредственный адресат предупреждения новых преступлений (рецидива).

Причины и условия преступности объединены родовым понятием «криминогенные детерминанты» (от лат. determinate — обусловливать существование и развитие другого явления). Это совокупность социально-негативных экономических, демографических, идеологических, социально-психологических, политических, организационно-управленческих явлений, которые порождают и обусловливают (детерминируют) преступность как свое следствие. Причины и условия преступности в многообразии их содержания, природы, механизма действия изучаются на разных уровнях: причины и условия преступности в целом, отдельных групп преступлений, конкретного преступления.

Предупреждение (профилактика) преступности как система государственных и общественных мер, направленных на устранение или нейтрализацию причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей. Профилактическая система анализируется: по направленности, механизму действия, этапам, масштабу, содержанию, субъектам и другим параметрам.

Все четыре основных предмета изучения-криминологии органично взаимосвязаны. Конечная цель изучения первых трех частей (преступности, личности преступника, причин и условий преступности и преступлений) — разработка эффективной системы предупреждения преступности.

В системе общественных наук криминология располагается на стыке социологии и правоведения.

К правоведению криминология имеет непосредственное отношение, поскольку изучает явления, характеризующиеся уголовно- правовыми понятиями «преступление», «преступник». Кроме того, причины и условия преступности, личность преступника во многом связаны с дефектами правосознания, правовой психологии и т. п. Система профилактики преступлений также имеет правовой характер.

Вместе с тем изучение преступности как явления в целом, причин и условий, личности преступника, мер предупреждения преступности выходит за рамки правоведения. Криминология тесно связана с социологией — наукой об обществе, и более всего — с социологией права. Особенно велика роль социологии в изучении причин и условий преступности, а также личности преступника. Поэтому криминология прежде всего социолого-правовая наука и учебная дисциплина.

Специфика познания предмета заключается в следующем: криминология изучает преступность и связанные с ней явления как социально-правовую реальность. Для этой науки характерен глобальный и последовательный социологический подход к анализу и оценке преступности, личности преступника. В этом отношении криминология отличается, например, от науки уголовного права, которая имеет «свою» социологию, но в основном сосредоточивает внимание на анализе юридических норм, положений уголовного права о преступлении, наказании.

В то же время криминология как наука социально-правовая рассматривает юридические характеристики преступности, преступления и преступника. Однако она отличается, например, от тех разделов социологии, которые изучают социальные отклонения, в том числе — преступность.

Специфика криминологического познания заключается еще и в том, что делается выраженный акцент на объяснении причин изучаемых социально-правовых явлений и процессов. Приоритет криминологии — общая теория и концепция предупреждения преступности. Помимо этого криминология принимает участие в разработке как правовых, так и иных по содержанию мер предупреждения преступности: социально-экономических, культурно-воспитательных и др.

Криминология взаимодействует не только с правовыми и социологическими науками, но и со смежными отраслями права. Особенно с уголовно-правовой теорией и уголовным законодательством, которые дают юридическую характеристику преступлениям и преступникам. Эти определения обязательны для отечественной криминологии. В отличие от западной она отвергает использование неопределенного по границам понятия «отклоняющееся поведение» взамен «преступность», понятия «криминологический» рецидив взамен уголовно-правовой характеристики этого явления; не относит к числу преступников лиц, возраст которых не соответствует уголовно-правовым признакам.

В свою очередь, криминология предоставляет науке уголовного права, законодателю и правоприменительной практике информацию об уровне преступности, ее структуре, динамике, эффективности профилактики преступлений, а также делает прогнозы относительно изменений в социально-негативных явлениях.

Это позволяет своевременно проводить нормотворческую деятельность, связанную, во-первых, с криминализацией либо декриминализацией деяний, т. е. признания деяний преступными либо перевода преступлений в ранг иных правонарушений.

А во-вторых, с дифференциацией санкций, включая регламентацию случаев замены уголовных наказаний иными мерами воздействия. Таким образом, криминологическое знание не только составляет основу системы предупреждения преступности, но и играет существенную роль в развитии системы уголовно-правовой борьбы с преступностью во взаимодействии с профилактикой. Криминологическое знание используется при определении уголовной политики в стране.

Криминология тесно связана с уголовным процессом и прокурорским надзором. Сфера общих интересов — правоотношения, связанные с процессуальным нормотворчеством и правоприменительной деятельностью органов дознания, следствия, суда, прокуратуры по выявлению и устранению причин и условий преступности.

Взаимодействие уголовно-исполнительного права и криминологии наиболее активно осуществляется применительно к борьбе с рецидивом преступлений, к результативности исполнения наказаний, а также в ресоциализации и адаптации лиц, отбывших заключение. При этом уголовно-исполнительное право изучает порядок, процесс и проблемы, связанные с отбыванием наказания, а криминология — причины и условия рецидива и меры по их устранению. Уголовно-исполнительное право и криминология совместно разрабатывают рекомендации по предупреждению рецидива, по повышению эффективности исправления осужденных лиц.

Поскольку криминология изучает массовые явления: причины и условия множества преступлений, личности преступников и разветвленную систему мер профилактики преступлений, то одним из основных способов сбора и анализа информации является статистический метод. Данные уголовной статистики органов внутренних дел, прокуратуры и суда, а также результаты конкретных криминологических исследований дают обобщенную картину преступности.

Данные общесоциальной статистики (демографической, экономической и др.) используются при исследовании причин и условий преступности и тенденций ее развития.

Криминология тесно связана с деликтологией. Это междисциплинарная комплексная наука и направление в законодательстве о непреступных правонарушениях, их причинах и условиях, личности правонарушителей и предупреждении правонарушений. Она включает в себя административную, дисциплинарную, гражданскую и семейную деликтологию.

Криминологический анализ причин и условий преступности, как и специальное изучение экономических илу должностных преступлений, невозможен без знания экономической статистики, политической и прикладной экономики.

Для познания причин и условий преступности и преступлений криминология активно использует данные общей, социальной и юридической психологии, демографии, общей концепции и отдельных отраслей социологии и политологии. Такие сведения особо значимы, в частности, при прогнозировании и программировании борьбы с преступностью, а также при специальном изучении профилактики преступлений несовершеннолетних, рецидива, бытовых преступлений, преступлений, совершаемых лицами без постоянного источника доходов, в том числе безработными.

Криминология связана и с педагогикой. Взаимодействие этих наук особенно важно при исследованиях преступлений несовершеннолетних, рецидива, бытовых преступлений. Данные педагогики необходимы и при разработке и анализе эффективности индивидуальных мер предупреждения преступлений. Обоснованно предложение о выделении такого направления на стыке криминологии и педагогики, как криминологическая педагогика или педагогическая криминология.

Криминология взаимодействует также с новой научной дисциплиной — юридической конфликтологией.

Таким образом, социолого-правовая природа криминологии предполагает ее уникальную для права комплексность, тесное взаимодействие со многими научными и нормативными направлениями. Однако это ни в коей мере не сказывается на определенности предмета криминологии, четкости ее границ при размежевании с родственными отраслями знаний и права.

isfic.info

§ 4. МЕТОДЫ СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Методы экспертизы основываются и формируются на:
а) соответствующих научных методах;
б) характере и свойствах объекта экспертизы;
в) опыте решения практических задач, в том числе на алгоритмических правилах и разработанных самим экспертом приемах изучения объектов экспертизы1.

Принято различать методы исследования, применяемые в науках при разработке теоретических и экспериментальных проблем, и методы, применяемые в экспертной деятельности. Однако это деление весьма условно, так как используемые в экспертной практике методы также имеют научный характер, поскольку основываются на достижениях науки и техники.
Научная обоснованность экспертного метода имеет существенное значение для его практического применения.
Научная обоснованность подразумевает надежность метода с точки зрения возможности получения с его помощью достоверных результатов. Соответствие метода этому требованию должно содержаться в базовой науке, где он был испытан первоначально.
Помимо научной обоснованности возможности применения метода экспертизы в судебно-экспертной деятельности определяется следующими требованиями.
Метод экспертизы должен отвечать, прежде всего, требованию допустимости к применению в уголовном судопроизводстве. Это требование подразумевает соответствие метода букве и духу закона, т.е. принципам процесса установления истины при расследовании и судебном рассмотрении1 уголовных дел, поскольку прямого ограничения эксперта в выборе методов в законе не имеется, за исключением случаев, когда объектом является человек.
Применяемые экспертные методы должны отвечать требованиям законности и этичности, поскольку используются в сфере судопроизводства. Они поэтому должны отвечать конституционным принципам законности и нравственным критериям общества, то есть не ущемлять прав граждан, не унижать их достоинства, исключать угрозу и насилие и не приводить к нарушению норм процессуального права.
Кроме того, допустимость экспертного метода определяется его безопасностью для эксперта. Например, многие специальные естественно-научные методы для их реализации требуют высокого электрического напряжения, использования вредных для здоровья реактивов или излучений, что выдвигает на первый план при их применении требования соблюдения техники безопасности2.
Методы экспертного исследования также должны отвечать требованию сохранения объекта в том виде и состоянии, в котором он поступил на экспертизу. Разрушение, уничтожение объекта разрешается только в крайних случаях по согласованию со следователем (судом), назначившим экспертизу.
К неразрушающим методам исследования вещественных доказательств относят такие, которые никак не влияют на объект и не требуют для их реализации пробо-подготовки3. Но поскольку в ряде случаев приходится оказывать определенное воздействие на объект, то применяются методы, не разрушающие объект, но изменяющие его состав, структуру или отдельные свойства.
Тем не менее в судебной экспертизе приходится применять также методы, не разрушающие образец, но требующие для его изготовления разрушения или видоизменения объекта, или методы, полностью или частично разрушающие образец или объект исследования.
Срок производства экспертиз регламентируется нормативными актами, поэтому метод экспертизы должен выбираться для его использования с учетом этого критерия. Таким образом, далеко не все технические средства и методы, применяемые в различных областях науки и техники, могут использоваться в экспертной практике. Методы экспертизы должны быть рентабельными, то есть затраченные силы и средства должны соизмеряться с ценностью полученных результатов1.
Результаты применения методов должны быть очевидны и наглядны для всех участников судопроизводства.
Основными оценочными показателями любого метода исследования с точки зрения целесообразности его использования являются2:
— сложность, определяемая объемом работы, напряженностью труда, квалификацией исследователя и влиянием этих обстоятельств на результаты;
— экономичность, определяемая затратами на оборудование, подготовку специалистов и непосредственно на проведение исследования;
— влияние на объекты исследования, определяемое возможностью повторного проведения исследования;
— безопасность, определяемая влиянием на здоровье исследователя и степенью вероятности несчастных случаев;
— эффективность — действенность, характеризующаяся возможностью получения достоверных результатов, определенных с достаточной точностью, при использовании минимального объема необходимого времени.
При рассмотрении понятия методов судебных экспертиз следует осветить вопрос об источниках их формирования3.
Метод может быть разработан в той области научного знания, которая является базовой для производства экспертизы одного или нескольких видов, и создан для собственных научно-практических исследований в этой науке. К таковым, например, относятся большинство физических, химических и биологических методов исследования, применяемых в соответствующих науках и после адаптации ставших экспертными методами.
Метод может быть сформирован в результате специальных научных разработок на основе фундаментальных положений базовой науки в интересах конкретной экспертной области с учетом специфики объектов ее исследования. Такие методы разрабатываются в интересах экспертной практики в базовых научно-исследовательских институтах, подразделениях академических учреждений и учебных заведений. Так, для определения мест скрытых захоронений в различных почвах, грунтах специальный метод и прибор, основанный на измерении электропроводимости почв, разрабатывался в научно-исследовательском подразделении МГУ.
Источником формирования метода может быть также экспертная практика. Многие методы, применяемые в криминалистических экспертизах, были разработаны экспертами-практиками, которым пришлось впервые исследовать нетипичные, новые для практики объекты. Методы, возникшие на практике, затем проходили научную апробацию и после этого внедрялись в экспертную деятельность.
В структуре экспертного метода необходимы три элемента: обосновывающая, операционная и техническая части1.
Обосновывающая часть содержит изложение научной базы, на которой создан метод, и представление о результате его применения.
В операционную часть входят действия, операции, приемы осуществления метода.
Техническая часть включает различные материальные средства, приборы, которые позволят реализовать метод.
Так, методы исследования огнестрельного оружия основаны на закономерностях, усматриваемых в конструировании оружия, закономерностях внутренней и внешней баллистики выстрела; используют приемы криминалистического изучения оружия и боеприпасов; требуют использования оптических, фотографических и т.д. средств изучения объектов.
В экспертной практике нередки случаи применения комплекса методов исследования1. При производстве комплексных и комиссионных экспертиз могут быть применены различные методы каждым экспертом. Но даже тогда, когда экспертиза проводится единолично, эксперт может применить комплекс дополняющих друг друга методов одной или разных областей знания. Интеграция знаний приводит не только к интеграции наук, но и интеграции их методов, что особенно наглядно проявляется при производстве экспертиз.

Классификация методов судебных экспертиз

Вопросам классификации экспертных методов посвящены работы И.В. Постики, А.И. Винберга и А.Р. Шляхова, Т.В. Аверьяновой, Е.Р. Российской2.

Классифицировать методы судебной экспертизы предлагается по разным основаниям:

— степени, общности и субординации;
— целевому назначению и результатам;
— характеру получаемой информации (свойствам, признакам объектов);
— стадиям экспертного исследования.

По областям наук, из которых они заимствованы:

— физические,
— химические,
— биологические и т.д.

По этапам реализации методов различаются методы, применяемые на стадиях:

— подготовительной,
— аналитической,
— экспериментальной,
— сравнительной,
— синтезирующей.

Учитывая, что на этих стадиях применяется комплекс методов, то это будет уже классификация методик, а не методов.
Применительно к потребностям экспертной практики представляется целесообразной классификация методов с точки зрения их общности и субординации, в соответствии с которой выделяются четыре уровня1.
Первый уровень. Всеобщий диалектический метод, пронизывающий все остальные уровни, всю структуру методов, т.к. является базой для их развития.
Этот всеобщий метод включает в себя и широко используемые в экспертной практике такие формальнологические категории, операции познания, как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукция, дедукция и др., которые учитывают основные этапы и закономерности процесса познания.
Применительно к категориям диалектики «единичное», «особенное» и «общее», к таким логическим процедурам, как анализ и синтез, методы делятся на индуктивные и дедуктивные, аналитические и синтетические.
Индукция и дедукция — это парные, взаимосвязанные способы познания, причем первое — это способ познания от частного к общему, а второе — это способ рассуждения, когда вывод строится от общего к частному. Непосредственной основой индуктивного умозаключения является повторяемость явлений действительности, их свойств и признаков. Обнаруживая сходные признаки у многих объектов, можно сделать вывод, что эти признаки присущи всем предметам определенного класса. Дедукция часто используется для того, чтобы получить в явном виде ту информацию, которая не явно предполагается. Дедуктивный процесс начинается с общих положений и заканчивается применением общей истины к тому или другому частному случаю.
Метод анализа состоит в расчленении целого на части, системы на остальные ее элементы. Синтезирующее исследование состоит в интеграции отдельных элементов. Это метод систематизации, в результате применения которого получают новое знание. Эти два метода также взаимосвязаны. Синтез немыслим без анализа, т.е. без операции расчленения и выявления отдельных элементов целого, представляющего объект исследования1.
Второй уровень. Общие (общенаучные) методы — система определенных приемов, правил, рекомендаций по изучению конкретных объектов, явлений, предметов, фактов2.
Общие методы — это универсальные методы исследования, т.к. каждый из них может использоваться для решения большой группы вопросов, которые ставятся перед судебной экспертизой. Они применяются на основных стадиях экспертного исследования в экспертизах всех родов.
К общим методам относятся: наблюдение, измерение, описание, эксперимент, моделирование.
Наблюдение — непосредственное восприятие какого-либо объекта, явления, процесса, осуществляемое преднамеренно и целенаправленно с целью его изучения1.
Результаты научного наблюдения фиксируются по определенной системе, а информация, получаемая в результате наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость. Контроль может осуществляться путем либо повторного наблюдения, либо путем применения иных методов исследования (например эксперимента). Наблюдение может проводиться как в естественных для объекта изучения условиях, так и в лабораторных условиях.
Измерение — совокупность действий, выполняемых при помощи .средств измерений в целях нахождения числового значения величины в принятых единицах измерения. При измерении путем сравнения исследуемой величины с однородной ей величиной (обычно принимаемой за единицу измерения и называемую «мерой») устанавливают количественное соотношение известной и неизвестной величин2.
Различают прямые и косвенные измерения. В первом случае результат получают непосредственно путем применения измерительных приборов и средств. Во втором случае результат получают путем выяснения зависимости между искомой и непосредственно измеряемой величиной на основе определенного уравнения.
Объектами измерения являются различные характеристики предметов, явлений, процессов, такие как размеры, масса, объем, температура, временные интервалы, скорость движения и др. Для установления этих параметров используются вычисления.
Описание — фиксирование обобщенных результатов наблюдения, измерения с помощью средств письменной речи, указание на признаки объекта. Такое описание всегда упорядоченное, поскольку используется принятая терминология обозначения результатов наблюдения или измерения объекта и система указания в описании признаков, свойств объекта.
Описание может быть непосредственным, когда отображаются результаты наблюдения объекта самим экспертом, либо опосредованным, когда в нем указаны результаты, полученные другими лицами, участвующими в исследовании или с помощью технических средств (например оптических, используемых для описания морфологических признаков микрообъектов).
Эксперимент — опытное действие, специально осуществляемое для искусственного неоднократного изменения условий наблюдения объекта, явления с целью выявления природы, сущности свойств, характеристик и других особенностей наблюдаемого объекта, явления. Он заключается в изучении интересующих эксперта процессов в условиях, максимально близких к условиям, имевшим место в момент происшедшего события, с учетом возможной вариационности.
Наблюдаемым и эффективным эксперимент может быть при соблюдении единства трех моментов: технического и теоретического базиса, его подготовки и проведения; упорядоченности, систематизированности проводимых опытов; получения выводов, подтверждающих или опровергающих экспертную гипотезу, существовавшую до проведения эксперимента.
Этот метод широко применяется в судебной экспертизе, начиная с получения экспериментальных образцов до выявления механизма взаимодействия объектов, следообразования, отдельных параметров этого механизма.
Моделирование — опосредованное исследование закономерностей изучаемого объекта в основном в тех случаях, когда он недоступен для непосредственного изучения.
Суть моделирования состоит в замене объекта-оригинала моделью, то есть специально «созданным аналогом. При этом под моделью понимается такая материальная или мысленно представляемая идеальная система отображения моделируемого объекта, которая воспроизводит существенные признаки, свойства объекта-оригинала1.
Моделью может быть устройство, воспроизводящее, имитирующее строение и действие какого-либо другого (моделируемого) устройства, а также любой образ (мысленный или условный: изображение, схема, чертеж и т.п.) какого-либо объекта, процесса или явления.
Моделирование используют в тех случаях, когда изучение самого объекта, явления, процесса невозможно или нецелесообразно. Цель применения данного метода — получение информации путем перенесения на исследуемый объект результатов изучения его модели.
По способу реализации изучают мысленное, физическое, математическое и смешанное моделирование2.
В экспертных исследованиях физическое моделирование реализуется как путем создания материальных моделей, использования предметов-аналогов, так и путем использования физических явлений, подобных исследуемым. Физическое моделирование отличается наглядностью.
Математическое моделирование состоит в построении и исследовании математических моделей подлежащих изучению процессов и объектов.
Смешанное моделирование объединяет элементы математического и физического моделирования.
В частном случае моделирование является реконструкцией, то есть восстановлением первоначального облика по его описаниям или остаткам. Реконструкция может быть как материальной (например восстановление внешнего облика человека по его черепу), так и мысленной.
В последние годы появились методы, получившие название кибернетических, которые образуют новую группу общенаучных методов1. Основанные на использовании этих методов новые информационные технологии позволяют осуществлять поиск и автоматическую обработку информации и компьютерное моделирование.
Кибернетические методы следует отличать от математических, поскольку осуществление вычислений и математическое моделирование — это только часть задач, решаемых с помощью кибернетических методов.
Третий уровень. Классификация методов этого уровня в литературе по судебной экспертизе представлена тремя основными точками зрения и, соответственно, тремя системами.
В системе, предложенной А.И. Винбергом и А.Р. Шляховым (1977)2, методы этого уровня названы частно-научными методами судебной экспертизы; это инструментальные, аналитические и иные вспомогательные технические методы, применяемые либо в одной, либо в нескольких науках.
Они применяются для изучения морфологических и субстанциональных свойств объектов исследования.
Методы этого уровня, по классификации А.И. Винберга и А.Р. Шляхова, систематизируются в соответствии с их общим научно-техническим назначением и получаемыми результатами на 12 классов:
— измерительные;
— микроскопические;
— фотографические;
— физико-технические;
— спектральные;
— рентгенографические;
— хроматографические;
— электрохимические (физико-химические):
— аналитико-химические;
— радиационные;
— математические;
— электронно-вычислительные1.

Все перечисленные классы методов характеризуются своими принципами и набором технических средств. Внутри каждою класса методы делятся на роды, виды и подвиды по целевому назначению, способу регистрации изучаемых свойств объектов и т.п. Например, класс фотографических методов делится на запечатлевающую, измерительную и исследовательскую фотографии, а также методы, родственные ей. В свою очередь запечатлевающая фотография включает следующие ее виды: фоторегистрация на различных материалах, фоторепродукция, панорамная фотосъемка, стереоскопическая фотосъемка, макрофотография.
Измерительная фотография делится на фото-грамметрическую и стерео-фотограмметрическую. Исследовательская — на цветоделение, усиление контраста (яркостного, теневого), фотографирование люминесценции в УФ- и ИК-лучах, микрофотосъемка, фотометрирование.
К методам, родственным фотографии, относятся: электрофотография, термография, диффузно-копировальные способы.
Четвертый уровень. Специальные (монообъектные) методы (Т.В. Аверьянова); частно-экспертные методы (Е.Р. Российская), под которыми понимают методы, разрабатываемые или приспосабливаемые для исследования конкретного, единичного объекта или применяемые только в экспертизах данного рода. Такие методы создаются либо на основе приспособления существующих в других областях знаний, науках методов, либо создаются специально экспертами на основе их практики исследования конкретных объектов. Специальные методы, разработанные экспертами, используются почти в каждом роде, виде криминалистических экспертиз, и, прежде всего, таких, как судебно-баллистическая, судебно-трасологическая, судебно-портретная, судебно-почерковедческая, судебно-техническая экспертиза документов.
По классификации Т.В. Аверьяновой (1991)1 методы этого уровня также именуются частно-научными, используемыми при производстве экспертиз одного рода или вида или нескольких близких по характеру используемых познаний.
Е.Р. Российская (1993) методы этого уровня называет общеэкспертными методами исследования вещественных доказательств и предлагает следующую их систему2: методы анализа изображений; методы морфологического анализа; методы анализа состава вещественных доказательств; методы анализа структуры вещественных доказательств; методы анализа физических, химических и других свойств.

———————————————————————————
1 Энциклопедия судебной экспертизы. — М., 1999, с. 224.
1 Основы естественно-научных знаний для юристов. — М., 1999, с. 59.
2 Там же.
3 Энциклопедия судебной экспертизы. — М.. 1999, с. 252.
1 Основы естественно-научных знаний для юристов. — М., 1999, с. 60.
2 Винберг А.А., Шляхов А.Р. Общая характеристика методов экспертного исследования // Общее учение о методах судебной экспертизы: Сб. научи, тр. ВНИИСЭ — М., 1977. Вып. 28.
3 Основы судебной экспертизы, ч. 1. Общая теория, с. 246.
1 Основы судебных экспертиз, ч. 1, г. 246.
1 Аверьянова Т.В. Содержание и характеристика методов судебно-экспертных исследований. Алма-Ата, 1991, с. 112.
2 Пестика И.В. О методах криминалистической экспертизы // Применение научных методов при расследовании преступлений и изучении преступности: Материалы Всесоюзн. Научн. конф. — М., 1973, ч. 1; Винберг А.И., Шляхов А.Р. Общая характеристика методов. ; Аверьянова Т.В. Содержание и характеристика методов. ; Россинская Е.Р. Концептуальные основы теории неразрушающих методов исследования вещественных доказательств. — М., 1993; Россинская Е.Р. Проблемы криминалистических и судебно-экспертных методов исследования вещественных доказательств // Проблемы совершенствования производства криминалистических экспертиз. Материалы научно-практической конференции. — Саратов, 1998.
1 Основы судебной экспертизы, ч. 1, с. 248-256.
1 Винберг А.И., Шляхов А.Р. Общая характеристика методов экспертного исследования // Сб. науч. трудов ВНИИСЭ МЮ СССР, вып. 28.- М., 1977, с. 67-70.
2 Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. Общая и частные теории. — М., 1987.
1 Основы естественно-научных знаний для юристов. — М., 1999, гл. 4.
2 Там же.
1 Основы естественно-научных знаний для юристов, с. 54-55.
2 Там же.
1 Основы естественно-научных знаний для юристов, с. 56.
2 Классификация и перечень основных методов судебной экспертизы. -М., 1977.
1 Классификация и перечень основных методов судебной экспертизы. -М., 1977.
1 Аверьянова Т.В. Содержание и характеристика методов судебно-экспертных исследований. — Алма-Ата, 1991, с. 132-133.
2 Россинская Е.Р. Общеэкспертные методы исследования вещественных доказательств и проблемы их систематизации // Сб. научных трудов ЭКЦ МВД России. — М., 1995.

www.sud-expert.net

Классный час «Вредные привычки», 3 — 4 класс

Разработка игрового классного часа о вредных привычках для младших школьников

Игровой практикум в 3-4-х классах «Без вредных привычек по жизни иди, здоровье свое и других береги!»

Цели и задачи:

• информирование учащихся о вреде наркомании и табакокурения;

• ознакомление учащихся со стратегией принятия правильного решения;

• воспитание потребности в здоровом образе жизни и профилактика вредных привычек у младших подростков.

Учителю необходимо заранее выбрать трех учеников, которые в первой части классного часа сыграют роли Ленивки, Сладкоежки и Привычечки. При этом нужно помнить, что пятиклассники склонны «переигрывать» отрицательные роли. Вроде бы безобидные роли могут «прилипнуть» к ребятам в качестве клички или отрицательные роли будут сыграны слишком убедительно. Важно помнить, что эти роли только повод для серьезного разговора о влиянии вредных привычек на подростковый организм.

Для ролей «вредных привычек» можно изготовить таблички с надписями имен героев или продумать фрагменты костюмов, подготовить яркие таблицы по пропаганде здорового образа жизни.

Описание игрового практикума

Неожиданная встреча с «вредными привычками»

Учитель: Ребята, сегодня мне хотелось бы с вами обсудить очень серьезную тему: как уберечь себя от пагубного влияния вредных привычек.

Вы уже неоднократно слышали, что наиболее опасными вредными привычками подростков являются курение, склонность к алкоголизму, токсикомании и наркомании. Эти страшные привычки поразили подростков большинства стран мира. Но только ли курение, наркоманию и алкоголизм можно назвать вредными привычками? Давайте подумаем.

В класс входят ребята, играющие роли вредных привычек. На каждом из них фрагмент костюма или табличка с надписью.

Учитель: Ой, кто вы такие? Как вы здесь оказались?

Ленивка: Кто мы? Да мы дружные ребята, правда, немного ленивые, но всегда ходим друг за другом. Мы прогуливались по коридору и подслушали, что вы вспоминаете нас. Вот и заглянули к вам.

Учитель: Ребята, давайте послушаем этих странных гостей и постараемся доказать им, что в нашем классном коллективе им не место.

Ленивка: Как не место? Да я почти с каждым из вас утром рано просыпаюсь, отговариваю мыть по утрам уши, чистить зубы, приводить в порядок свои вещи. А убираете свою комнату или выполняете поручение родителей вы разве не со мной? Это я вас учу долго лежать в кровати или на диване, вместо прогулок на свежем воздухе и занятий физкультурой. Это от меня вы научились быть неряшливыми и неопрятными, ведь это круто!

Сладкоежка: А я тоже ваша любимая подружка! Именно со мной вы не соблюдаете режим питания, увлекаетесь пирожными. Ведь это я вас учу питаться всухомятку, клянчить у родителей конфетки, шоколадки и жвачки.

Привычечка: А я вроде бы и незаметная, но постоянно сижу в ваших карманах. Ага, вспомнили. Это я вам подсказываю, когда нужно на стенках написать или школьный стол поцарапать. Да как вы без меня обойдетесь, если не будете через каждое слово говорить: «Короче»?

Учитель: Ну, теперь нам понятно, кто вы такие. Мы предоставим вам места у входа в класс, потому что в класс мы вас все-таки не пустим. (Гости присаживаются на стульях у двери) Ребята, наверное, кому-то из вас стало стыдно? Неужели вот эти вредные привычки могут с вами дружить? О каких подростковых пороках они поведали нам? (Возможные рассуждения ребят)

Учитель: А теперь, нежданные гости, мы хотим доказать вам, что вам нет места в нашем дружном коллективе. Ребята, я постараюсь охарактеризовать эти вредные привычки подростков, а вы дополните меня. Договорились?

Итак, ты, Ленивка. Именно обычная лень приводит к следующим последствиям:

• отсутствию потребности в ежедневном утреннем туалете;

• отсутствию потребности в ежедневной чистке верхней одежды и обуви, принятию прохладного душа;

• нежеланию быстро и в срок исполнять поручения родителей или старших членов семьи;

• непроветриванию жилых помещений, отсутствию регулярной влажной уборки;

• неисполнению в срок домашних заданий, надеясь «авось завтра на уроке меня не спросят» или «если надо будет, спишу задание у товарищей»;

• бесцельному проведению свободного времени у телевизора, компьютера вместо занятий физическими упражнениями, посещения спортивных секций, библиотек, учреждений дополнительного образования, увлечения каким-либо видом спорта или определенным хобби;

• поиску «приключений» и, как следствие, к бродяжничеству.

Ребята, дополните меня, к чему еще может привести обыкновенная человеческая лень, особенно в подростковом возрасте? (Возможные рассуждения учеников)

Ленивка: Ребята, а вот послушайте историю о странном мальчике, которую рассказал поэт Л. Яхнин в стихотворении «Очень правдивая история»:

Жил на свете мальчик странный —

И бежал скорее в ванну

Умываться. Я не вру.

Хотите верьте, хотите нет.

Руки мыл зачем-то с мылом,

А лицо мочалкой тер.

На руках все пальцы смыл он,

Щеки в дырах до сих пор.

Умывался по утрам он

И, конечно, заболел.

Тут к нему позвали разных

Самых лучших докторов,

И диагноз был таков:

«Если мальчик будет грязным —

Будет он всегда здоров».

Как вы думаете, ребята, можно заболеть от чистоты? Правильный ли диагноз поставили врачи? Убедила ли вас Ленивка, что не нужно соблюдать режим дня? (Возможные рассуждения учеников)

А теперь ты, Сладкоежка. Несоблюдение правильного режима питания в подростковом возрасте может привести:

• к нарушению обмена веществ в организме, что в свою очередь приводит к потере аппетита;

• излишнему весу и, как следствие, к неуклюжести, нерасторопности, пассивности, отдышке, безразличию;

• заболеванию зубов, излишнему употреблению жидкости.

Ребята, дополните меня, к чему еще могут привести излишнее употребление сладостей и несоблюдение режима питания? (Возможные рассуждения учеников)

Очередь дошла и до тебя, Привычечка. Именно в тебе собрались все мелкие привычки подростков. Именно они, на первый взгляд безобидные, приводят к появлению страшных пороков человечества — алкоголизму, наркомании и преступности. Многие подростки, стремясь быть похожими на старшеклассников или героев кинобоевиков, почувствовать себя независимыми, самостоятельными и взрослыми, незаметно для себя привыкают к словам-паразитам («короче», «как бы», «по-всякому» и т. д.) или нецензурной брани. Не задумываясь о последствиях, некоторые подростки исписывают стены домов, портят мебель и школьное имущество, мусорят, без повода пристают к слабым ребятам. Да, да! Именно от самого незначительного противоправного поступка, незамеченного старшими или работниками милиции, вырабатывается чувство безнаказанности, вседозволенности, перерастающее в привычку совершать хулиганские поступки.

Незначительные привычки могут привести к правонарушениям.

Ребята, предложите меры борьбы с этими вредными привычками? Как уберечь себя от вредных привычек? (Возможные рассуждения учеников)

Думаю, теперь вам понятно, наши нежеланные гости, что вам в нашем коллективе не место?

Привычечка: Я убедилась, что все эти незначительные привычки не по мне. Прошу вас вновь превратить меня в обычного пятиклассника.

Сладкоежка: Думаю, что после такого разговора и я буду стремиться выработать в себе только одни хорошие привычки: соблюдать режим дня и правильный режим питания.

Ленивка: Даю честное слово, что с сегодняшнего дня буду регулярно бороться с ленью и стремиться не совершать необдуманных поступков.

Учитель: Ребята, думаю, что пришло время наших нежданных гостей превратить в обыкновенных пятиклассников. Внимание!

Заклинаем! Раз, два, три —

Прочь, привычка, уходи!

Превращаем вас опять

В пятиклассников, в ребят!

Ленивка, Сладкоежка и Привычечка срывают с себя таблички (элементы костюмов) и «превращаются» в учеников.

Учитель: Мы рады, что превращения удались и теперь все вместе мы сможем продолжить разговор уже более серьезно.

Ребята, мы убедились, что незначительные привычки, на которые вы порой не обращаете внимания, могут серьезно повлиять на здоровье человека и привести его на путь правонарушений или преступлений.

Жизнь без сигарет — это реально?

Учитель: В век информационных и космических технологий человечество стремится чувствовать себя независимым от окружающего мира. Огромное количество людей на всей планете стремятся через употребление никотина, алкоголя, допинга и наркотиков почувствовать себя свободными, «современными» и независимыми. Так ли это? Как же правильно построить стратегию своей дальнейшей жизни? Можно ли с детства принять правильное решение в отношении собственного здоровья? Вот об этом мы и поговорим с вами во второй части нашего классного часа.

Одними из самых страшных вредных привычек в современном мире являются курение, подростковый алкоголизм и наркомания. Повсюду пишут, что по подростковому курению Россия занимает чуть ли не первое место в мире. По одним данным, в возрасте 15—19лет у нас курят около 40% мальчиков и 7% девочек. По другим, в среднем по России курят 35,6% мальчиков до 15 лет и 25% девочек. А в возрасте 16—17 лет это соотношение выглядит как 45 к 18%. В настоящее время средний возраст начала потребления алкогольных напитков в России составляет 12—13 лет. В возрастной группе 11—24 года потребляют алкоголь более 70% молодежи. При этом девушки потребляют алкогольные напитки практически наравне с юношами. Судя по всему, девочки догоняют мальчиков и в России. Хотя говорить о соревновании бессмысленно — страдают и мальчики, и девочки, и их родители одинаково. Но девочкам, по мнению американцев, гораздо хуже.

Согласитесь, что это страшные цифры и факты. Мы уже знаем, что приобщение подростков к наркотическим веществам (в том числе и курению) в большинстве случаев происходит в группе.

Как вы думаете, все ли они начали употреблять наркотики «по доброй воле»? А может быть, на них было оказано давление, и произошло это потому, что неудобно было отказать друзьям? Или не хотелось быть белой вороной? (Ответы учеников)

Очень часто именно так и происходит, и мы уже знаем примеры, подтверждающие это.

Оказывается, нужно не только правильно давать отказ на предложение попробовать наркотическое вещество или сигарету, но и постараться как можно реже попадать в ситуацию, где вам могут это предложить.

Важно уметь правильно принимать решение, не под влиянием сиюминутного настроения, а основательно, обдуманно, чтобы не было потом горько за совершенные ошибки.

Давайте проведем небольшой блиц-турнир. Я буду предлагать вам факты, а вы дополнять их или объяснять: согласны вы с данной позицией или нет? Договорились? Внимание!

Учитель может выслушивать суждения ребят после каждого аргумента или устроить краткую дискуссию после оглашения всех фактов.

• Курение и ваше здоровье. Даже ребенок знает о том, что курить вредно. В детском организме даже от двух-трех выкуренных сигарет формируются необратимые процессы, влияющие на рост и формирование детского организма. (Ребята дополняют учителя различными фактами или рассуждениями)

• Курение «бьет по семейному кошельку». Российский курильщик, который выкуривает в день 1 пачку сигарет высшего класса, тратит на сигареты около 10 000 руб. в год! Это означает, что за 10 лет заядлый курильщик может выкурить небольшой автомобиль. (Рассуждения ребят)

• Курение подростков — одна из важных проблем российского общества. Проблема подросткового курения становится все острее. Все больше подростков оказываются втянутыми в курение со школьной скамьи. Установили, что люди, начавшие курить до 15-летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те, которые начали курить после 25 лет.

Смертельная доза никотина для взрослого — пачка, выкуренная сразу. Для подростка — пол пачки! Недаром говорят: «Капля никотина убивает лошадь». Если быть точным, то каплей чистого никотина можно убить трех лошадей. А ведь кроме никотина в сигаретах содержится очень много ядовитых веществ, губительных для растущего организма. Были даже зарегистрированы случаи смерти подростков от подряд выкуренных 2—3 сигарет — из-за резкого отравления жизненно важных центров, в результате которого наступала остановка сердца и прекращалось дыхание.

По результатам исследований Колумбийского университета (Нью-Йорк) выявлен новый вредный эффект от курения: беспричинный страх. Юные тинэйджеры, которые выкуривают в день больше 1 пачки сигарет, подвержены приступам беспричинной паники в 15 раз больше, чем их некурящие сверстники. (Ребята дополняют учителя различными фактами или рассуждениями)

• Вред курения для окружающих. Курение является одной из ведущих причин заболеваемости и преждевременной смертности современного населения. В России от причин, связанных с курением, ежегодно умирают около 300 тысяч человек. Это больше, чем от алкоголя, наркотиков, травм, СПИДа и катастроф вместе взятых.

Но курение вредит здоровью и убивает не только курильщиков, но и некурящих, живущих или работающих с курильщиками. В настоящее время научно доказано, что так называемое пассивное, или недобровольное, курение, т. е. вдыхание табачного дыма, может наносить существенный вред здоровью некурящих лиц. Только в США ежегодно около 3000 некурящих заболевают раком легких в связи с пассивным потреблением табачных канцерогенов из окружающей среды.

Табачный дым благодаря высокой способности к распространению и проникновению является на сегодня основным токсичным загрязнителем воздуха, прежде всего в жилых и рабочих помещениях. (Ребята дополняют учителя различными фактами или рассуждениями)

• Курение и пожары. Для России проблема «сигаретных» пожаров весьма актуальна. Поданным московской пожарной инспекции, только в 2005 г. в жилом секторе Москвы было 12 286 пожаров, причем более трети из них (35,4%) возникли из-за непотушенных сигарет. Ежегодно в США при пожарах от сигарет погибают около 900 человек, ущерб от таких пожаров оценивается в 400 млн долларов. (Ребята дополняют учителя различными фактами или рассуждениями)

• Курение и запах. Курильщика всегда сопровождает специфический запах. И здесь никакие жевательные резинки не помогут! Запах от сигарет на несколько часов остается в волосах человека. А подобный запах не всем приятен (например, большинству беременных женщин). Запах табака не пройдет, пока вы не бросите курить. (Рассуждения ребят)

Стратегия принятия правильного решения

Учитель: Есть специально разработанная методика, которая поможет принимать правильные решения не только в подростковом возрасте, но и на протяжении всей жизни, это так называемая стратегия принятия решений. В чем ее суть? Самое главное, что, прежде чем принять решение, нужно сначала подумать.

Предположим, вас приглашают в малознакомую вам компанию и утверждают, что там будет весело. Как поступить?

Специалисты выделяют следующие шаги принятия решения:

1. Определить суть проблемы. Как вы думаете, в чем в данной ситуации суть? Самое главное здесь даже не в том, идти или не идти в малознакомую компанию, а в том, пробовать в ней сигареты или нет.

2. Собрать информацию. Необходимо получить информацию о негативных случаях из всевозможных надежных источников: люди, книги, фильмы, собственный опыт. Если сведений недостаточно, можно поговорить об этом с другом, подругой, взрослым человеком, которого вы уважаете, возможно, эти люди помогут увидеть проблему с неожиданной точки зрения.

3. Определить возможные варианты решения. В данном случае возможны 3 варианта:

а) пойти в новую компанию и вести себя там «как все»;

б) пойти, но если будут предлагать сигареты, сразу отказать новым знакомым;

в) отклонить предложение.

4. Спрогнозировать последствия каждого из вариантов. Нужно поразмышлять о том, что произойдет, чьи интересы будут задеты, кому это выгодно, кому повредит. Важно также взглянуть на ситуацию с позиции других людей, чтобы определить их вероятную реакцию. Нелишне будет вспомнить свое прошлое, может быть, там уже имеется какой-либо опыт.

5. Установить, как ваши действия отразятся на других людях, какое косвенное воздействие на других могут оказать ваши поступки. Здесь могут быть самые неожиданные воздействия, например, на друга, у которого собирается компания, родителей и учителей, как лиц, ответственных за ваше воспитание.

6. Принять решение. Только после получения всей информации и взвешивания всех возможных последствий можно принимать решение. При этом нужно обязательно удостовериться, что будущие действия безопасны, не противоречат нравственным принципам и законам общества и вполне подходят человеку, который принимает решение.

Конечно, чтобы пройти все эти шаги, необходимо какое-то время, но если эта методика будет вами отработана, времени понадобится не так уж много. В кризисных ситуациях люди могут намного быстрее проходить эти шаги за минуты, а иногда даже секунды.

Не будьте равнодушными к здоровью друзей и одноклассников! Если вы сделали правильный выбор, постарайтесь убедить в этом тех, кто еще не принял решения.

По окончании классного часа учитель напоминает ребятам, что курение, ранний алкоголизм и наркомания, бродяжничество могут привести к преступности и разрушению подросткового организма.

razdeti.ru