Полезные статьи

Создание реорганизация и ликвидация коммерческих организаций

§ 3. Реорганизация и ликвидация коммерческих организаций

1 ст. 65 ГК);
уменьшение стоимости чистых активов коммерческой организации ниже уровня минимального размера уставного капитала (п. 4 ст. 90, п. 4 ст. 99, п. 5 ст. 114 ГК).
Коммерческое право. Ч. I. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1997. С. 71
Требование о ликвидации коммерческой организации по основаниям, указанным в п. 2 ст. 61 ГК, может быть предъявлено в арбитражный суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом (п. 3 ст. 61 ГК). Так, в соответствии с п. 4 ст. 6 Закона РФ от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в редакции от 25 мая 1995г.) коммерческая организация, осуществляющая координацию предпринимательской деятельности других коммерческих организаций, которая имеет или может иметь результатом ограничение конкуренции, может быть ликвидирована в судебном порядке по иску федерального антимонопольного органа.
Следует особо подчеркнуть, что органы, не имеющие по закону соответствующего права, обращаться в арбитражный суд с требованием о ликвидации коммерческой организации не могут.
Суд, принявший решение о ликвидации коммерческой организации, непосредственно не занимается ее ликвидацией. В данном случае обязанности по осуществлению ликвидации коммерческой организации решением суда возлагаются на учредителей (участников) коммерческой организации либо орган, уполномоченный на ликвидацию коммерческой организации ее учредительными документами (п. 3 ст. 61 ГК).
В целях обеспечения интересов других лиц лицо, принявшее решение о ликвидации коммерческой организации, обязано незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что коммерческая организация находится в процессе ликвидации.
Кроме того, лицо, принявшее решение о ликвидации коммерческой организации, назначает по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (или единоличного ликвидатора), определяет порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами коммерческой организации.
Порядок ликвидации коммерческих организаций в зависимости от последовательности действий ликвидационной комиссии можно разделить на ряд стадий.
Во-первых, ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации коммерческих организаций, публикацию о ее ликвидации. В объявлении указывается порядок и срок заявления кредиторами своих требований к ликвидируемой коммерческой организации. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Коммерческое право. Ч. I. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1997. С. 72
Кроме того, ликвидационная комиссия должна выявить кредиторов ликвидируемой коммерческой организации и персонально письменно уведомить их о ликвидации коммерческой организации, а также установить должников ликвидируемой коммерческой организации и взыскать с них задолженность, в том числе путем предъявления исков в суд.
Во-вторых, ликвидационная комиссия, после истечения срока для предъявления требований кредиторами, составляет промежуточный ликвидационный баланс. Он должен содержать сведения о составе и стоимости имущества ликвидируемой коммерческой организации, перечне предъявленных кредиторам требований и результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс, предварительно согласованный с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, передается ликвидационной комиссией на утверждение лица, принявшего решение о ликвидации коммерческой организации. Утвержденный промежуточный ликвидационный баланс является основанием для удовлетворения требований кредиторов, признанных ликвидационной комиссией.
В-третьих, при недостаточности у ликвидируемой коммерческой организации денежных средств для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия должна осуществить продажу с публичных торгов имущества коммерческой организации в порядке, установленном для исполнения судебных решений, и в размере, обеспечивающем удовлетворение всех признанных требований кредиторов. При этом следует иметь в виду, что при недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия – Российской Федерации (п. 6 ст. 63, п. 5 ст. 115 ГК).
В-четвертых, ликвидационная комиссия осуществляет выплату денежных сумм кредиторам ликвидируемой коммерческой организации в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения. В соответствии со ст. 64 ГК требования кредиторов ликвидируемой коммерческой организации подлежат удовлетворению в следующей очередности:
в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемая организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому дого-
Коммерческое право. Ч. I. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1997. С. 73
вору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемой организации;
в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами. При ликвидации банков и других кредитных организаций, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков и других кредитных организаций, привлекающих средства граждан[4].
Следует подчеркнуть особое положение кредиторов пятой очереди. Оно заключается помимо прочего в том, что их требования удовлетворяются не со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, как это имеет место в отношении первых четырех очередей кредиторов, а через месяц после этой даты (п. 4 ст. 63 ГК).
Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемой коммерческой организации оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом. В частности, как уже отмечалось, при недостаточности имущества ликвидируемого казенного предприятия по его долгам несет субсидиарную ответственность его собственник.
В случае отказа ликвидиционной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса коммерческой организации обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемой коммерческой организации.
Если требование кредитора заявлено после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, то оно удовлетворяется из имущества ликвидируемой коммерческой организации, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.
Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемой коммерческой организации, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кре-
Коммерческое право. Ч. I. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1997. С. 74
дитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
В-пятых, после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия должна составить окончательный ликвидационный баланс, который утверждается лицом, принявшим решение о ликвидации коммерческой организации, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
Если после удовлетворения требований кредиторов осталось имущество коммерческой организации, оно передается учредителям (участникам) коммерческой организации, имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этой коммерческой организации, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами коммерческой организации.
Ликвидация коммерческой организации считается завершенной, а коммерческая организация – прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

[1] СЗРФ.1996. № 3.Ст. 145.
[2] Гражданское право. ч. 1. Учебник / Под ред. Ю.К.Толстого, А.П. Сергеева. М., 1996. С. 121.
[3] СЗ РФ. 1995. № 22. ст. 1977.
[4] «О внесении дополнений» в часть первую Гражданского кодекса РФ Федеральный закон РФ от 20 февраля 1996 г. / СЗ РФ. 1996. № 9. ст. 773.

jurisprudence.club

§ 2. Создание, реорганизация и ликвидация юридического лица

Юридическое лицо может быть создано путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица. В соответствии с п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

Действующее законодательство предусматривает в качестве общего правила нормативноявочный способ создания юридических лиц, в соответствии с которым для образования юридического лица не требуется получения предварительного разрешения государственных органов. Разрешение гражданам и юридическим лицам учреждать новые юридические лица дается государством в правовых нормах, и регистрация юридического лица осуществляется при представлении его учредителями необходимых документов в регистрирующий орган. Поэтому способ и называется нормативно-явочным.

Разрешительный способ создания юридического лица установлен в качестве исключения из общего правила. Он предполагает получение учредителями разрешения (согласия) компетентного государственного органа на образование юридического лица. Например, в ст. 27 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяются случаи, когда на создание коммерческой организации требуется предварительное согласие антимонопольного органа.

Государственная регистрация юридических лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». С 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц осуществляют органы Федеральной налоговой службы. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), открытый для всеобщего ознакомления. Принцип общедоступности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, обеспечивает возможность для участников гражданского оборота получить информацию об этом юридическом лице, его учредителях, размере уставного капитала, полученных им лицензиях и т.д.

Основания отказа в государственной регистрации юридического лица носят формальный характер: непредставление документов, необходимых для государственной регистрации, и представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Для отдельных юридических лиц (кредитных организаций, некоммерческих организаций) устанавливается специальный порядок их регистрации, при котором осуществляется предварительная проверка компетентным органом соответствия учредительных документов юридического лица требованиям закона, а также соблюдения иных требований законодательства. Например, Центральный банк РФ принимает решение о регистрации кредитных организаций, которое является основанием для внесения налоговым органом записи в ЕГРЮЛ.

С момента государственной регистрации юридическое лицо наделяется правоспособностью и может выступать в гражданском обороте от своего имени как самостоятельный субъект права. Различают общую (универсальную) и специальную (целевую) правоспособность юридических лиц.

В качестве общего правила в п. 1 ст. 49 ГК РФ закреплена специальная (или целевая) правоспособность, т.е. способность юридического лица иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Специальной правоспособностью обладают: во-первых, некоммерческие организации; во-вторых, коммерческие организации, указанные в законе (например, унитарные предприятия, кредитные организации); в-третьих, коммерческие организации, обладающие по закону общей правоспособностью, но цели деятельности которых определенно ограничены в учредительных документах.

Общая (универсальная) правоспособность юридического лица — это способность приобретать любые гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Общей правоспособностью обладают коммерческие организации, за исключением тех, которые наделяются специальной правоспособностью.

Отдельными видами деятельности юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Исчерпывающий перечень лицензируемых видов деятельности дается в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Реорганизация юридического лица является способом прекращения существующих юридических лиц с одновременным возникновением новых юридических лиц и переходом прав и обязанностей первых ко вторым в порядке универсального правопреемства.

Существует пять способов реорганизации: слияние, присоединение, преобразование, разделение, выделение (ст. 57 ГК РФ). Слиянием юридических лиц признается создание нового юридического лица с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких юридических

лиц и прекращением последних. Присоединением юридического лица признается прекращение одного или нескольких юридических лиц с передачей всех их прав и обязанностей другому юридическому лицу. Разделением юридического лица признается прекращение юридического лица с передачей всех его прав и обязанностей вновь созданным юридическим лицам. Выделением юридического лица признается создание одного или нескольких юридических лиц с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица без прекращения последнего. Под преобразованием юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида понимается изменение его организационно-правовой формы.

Необходимым условием реорганизации юридического лица является составление передаточного акта (при слиянии, присоединении и преобразовании) или разделительного баланса (при разделении и выделении). Эти документы должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Они представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Реорганизация юридического лица может быть добровольной и принудительной.

В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния или присоединения может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов (например, в целях недопущения ограничения конкуренции в случаях, указанных в ст. 27 Закона о защите конкуренции, необходимо согласие антимонопольного органа).

В соответствии с п. 2 ст. 57 ГК РФ допускается принудительная реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Так, в случае систематического осуществления монополистической деятельности коммерческой организацией, занимающей доминирующее положение, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа может принять решение об их принудительном разделении или выделении из их состава одной или нескольких организаций (ст. 38 Закона о защите конкуренции). Суд назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет необходимые документы (разделительный баланс, учредительные документы новых юридических лиц) и передает их на рассмотрение суда. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

Ликвидация юридического лица может быть добровольной и принудительной. Добровольно ликвидация осуществляется по решению уполномоченных субъектов (учредителей (участников) либо органа юридического лица). Принудительная ликвидация осуществляется на основании решения суда: во-первых, в случае грубых нарушений закона, допущенных при его создании, если эти нарушения носят неустранимый характер; во-вторых, при осуществлении деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; в-третьих, в случае систематического осуществления некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям; в-четвертых, в иных случаях, предусмотренных ГК РФ для отдельных организационно-правовых форм юридических лиц. Требование о принудительной ликвидации юридического лица при наличии указанных оснований может быть предъявлено в суд компетентным государственным органом или органом местного самоуправления.

После принятия решения о ликвидации юридического лица необходимо письменно уведомить об этом регистрирующий орган, который вносит в ЕГРЮЛ сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Создается ликвидационная комиссия или назначается ликвидатор, к которым переходят все полномочия по управлению делами юридического лица.

Ликвидационная комиссия помещает в Вестнике государственной регистрации объявление о ликвидации, в котором обязательно указываются сведения о порядке и сроке заявления

требований его кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации. В течение указанного срока ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и персонально уведомляет их о ликвидации в письменном виде. Она также предпринимает необходимые меры к выявлению должников юридического лица и взысканию с них долгов. Проводится инвентаризация имущества юридического лица. Если ликвидационная комиссия обнаружит недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов, то председатель комиссии обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании юридического лица банкротом.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица (актив), перечне предъявленных кредиторами требований (пассив), а также о результатах их рассмотрения.

Удовлетворение требований кредиторов производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме частных и бюджетных учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам). Исключение составляют случаи, когда учредители (участники) в отношении юридического лица не имеют имущественных прав (общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы и др.). Имущество, оставшееся после ликвидации таких организаций, направляется на достижение целей, в интересах которых они были созданы, и (или) на благотворительные цели. Если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо -прекратившим существование после внесения записи об исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц. С этого момента прекращается правоспособность юридического лица.

lib.sale

§ 2. Создание, реорганизация и ликвидация коммерческих организаций

Помимо основной цели — систематического извлечения прибыли, создание коммерческих организаций преследует те же цели, что и создание других юридических лиц: 1)

обособление части имущества учредителя в виде вклада в уставный (складочный) капитал (фонд) коммерческой организации и подчинение его специальному правовому режиму; 2)

ограничение имущественного риска участника коммерческой организации обособленным имуществом;

‘ СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4006. 3)

организация управления имуществом учреждаемой коммерческой организации; 4)

обеспечение выступления коммерческой организации в экономическом обороте от собственного имени.

Рассмотрим, как это проявляется применительно к коммерческим организациям.

Выделение учредителем части своего имущества и закрепление его за создаваемой коммерческой организацией означает персонификацию этого имущества в новом субъекте права в целях его эксплуатации и извлечения прибыли. С экономической точки зрения в данном случае происходит обособление функции производительного использования капитала учредителя от собственности на капитал, что характерно для рыночной экономики.

Изначально обособление имущества учредителя происходит путем формирования уставного (складочного) капитала (фонда) коммерческой организации. Затем в процессе деятельности коммерческой организации ее имущество формируется также за счет других поступлений, главным образом — прибыли. Все имущество коммерческой организации учитывается на ее самостоятельном балансе, в чем и находит внешнее формальное проявление имущественная обособленность коммерческой организации.

Уставный (складочный) капитал (фонд), которым должны обладать все коммерческие организации (за исключением казенных предприятий), представляет собой сумму вклада (вкладов) учредителя (учредителей), осуществленного в рублях и зафиксированного учредительными документами коммерческой организации. Уставный капитал коммерческой организации определяет минимальный размер имущества коммерческой организации, гарантирующего интересы ее кредиторов.

Вкладом в уставный (складочный) капитал коммерческой организации могут быть деньги, ценные бумаги, другие веши или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. Денежная оценка вклада производится по соглашению между учредителями коммерческой организации и в случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке (п. 6 ст. 66 ГК РФ).

Размеры минимальных уставных капиталов коммерческих организаций зависят от их организационно-правовых форм и устанавливаются законом. Размер уставного капитала коммерческих организаций не должен быть менее суммы, равной 100-кратному размеру МРОТ на дату их государственной регистрации. Исключения установлены для государственных предприятий (не менее 5 тыс. МРОТ), муниципальных предприятий (не менее 1 тыс. МРОТ) и ОАО (не менее 1 тыс. МРОТ). Для ряда коммерческих организаций, например коммерческих банков, специальным законодательством установлен значительно больший минимальный размер уставного капитала, а также другие требования (например, о соотношении размеров собственного и заемного капиталов), обеспечивающие имущественные интересы их кредиторов.

Ограничение имущественного риска учредителя обособленным в целях создания коммерческой организации имуществом имеет особенное значение в сфере предпринимательства, так как освобождает учредителя от ответственности по обязательствам коммерческой организации. Участники коммерческой организации несут’лишь риск убытков, связанных с деятельностью коммерческой организации, в пределах стоимости внесенных ими вкладов (например, п. 1 ст. 87 ГК РФ).

Коммерческие организации отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом (ст. 56 ГК РФ). Исключения из названного правила могут быть предусмотрены ГК РФ либо учредительными документами коммерческой организации. Например, участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества (п. 1 ст. 75 ГК РФ); собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества (п. 5 ст. 115 ГК РФ).

Такого рода исключения не противоречат принципу самостоятельной имущественной ответственности коммерческой организации, так как ответственность иных лиц по долгам коммерческой организации является лишь дополнительной (субсидиарной) к ответственности самой коммерческой организации.

Организация управления обособленным имуществом учредителя осуществляется им посредством создания органов управления коммерческой организации, ее структурных подразделений, включая филиалы и представительства. Коммерческая организация приобретает права и принимает на себя обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, ины-

112 Раздел II. Правовые формы предпринимательской деятельности

ми нормативными правовыми актами и учредительными документами .

Порядок назначения или избрания органов управления коммерческой организации определяется законом и учредительными документами. Наиболее простая организация управления характерна для государственных и муниципальных унитарных предприятий. Здесь органом управления является единоличный руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным им органом и им подотчетен (п. 4 ст. 113 ГК РФ). Наиболее сложная организация управления характерна для АО (ст. 103 ГК РФ). Здесь создается многозвенная система органов управления (общее собрание акционеров, совет директоров, исполнительный орган) и контроля (ревизионная комиссия), между которыми весьма строго распределяется компетенция, что в конечном счете не только обеспечивает эффективную эксплуатацию имущества (предприятия как имущественного комплекса), но и гарантирует права акционеров и кредиторов АО.

Организационную структуру коммерческих организаций составляют филиалы, представительства и другие подразделения, которые не являются юридическими лицами. Они действуют на основании положений, утвержденных коммерческой организацией. Их руководители назначаются коммерческой организацией и действуют на основании доверенности коммерческой организации. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшей их коммерческой организации (ст. 55 ГК РФ). Имущество, которым наделяются подразделения коммерческой организации, может учитываться на отдельном (в рамках самостоятельного баланса коммерческой организации) балансе.

Коммерческие организации выступают в гражданском обороте от собственного имени независимо от учредителей. Обладая обособленным имуществом и органами управления, коммерче-

1 В определенных случаях коммерческая организация может приобретать права и принимать на себя обязанности через других лиц: коммерческих представителей (ст. 184 ГК РФ), участников (п. 2 ст. 53 ГК РФ). Например, полное товарищество приобретает права и принимает на себя обязанности посредством деятельности своих участников, которые в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества

(п. 1 ст. 69 ГК РФ).

ские организации от своего имени приобретают и осуществляют права и несут обязанности, выступают истцами и ответчиками в суде.

Органы коммерческой организации, ее филиалы и представительства, другие представители действуют от имени коммерческой организации. В силу п. 3 ст. 53 ГК РФ лица, которые в силу закона или учредительных документов коммерческой организации выступают от ее имени, должны действовать в ее интересах добросовестно и разумно. В случае злоупотреблений со стороны представителей они обязаны по требованию участников коммерческой организации возместить причиненные ей убытки.

Органы юридического лица не могут рассматриваться как самостоятельные субъекты гражданских правоотношений и являются частью юридического лица. В случаях превышения полномочий органом юридического лица при заключении сделки норма о заключении сделки неуполномоченным лицом (п. 1 ст. 183 ГК РФ) применяться не может .

Выступление коммерческой организации в гражданском обороте от своего имени обеспечивается также индивидуализацией самой коммерческой организации (посредством фирменного наименования — ст. 54, 1474 ГК РФ, указания ее места нахождения — ст. 54 ГК РФ), а также ее предприятия (коммерческое обозначение — ст. 1538 ГК РФ) и товаров (товарный знак или знак обслуживания, наименование места происхождения товара — ст. 1477, 1516 ГК РФ).

Порядок учреждения коммерческих организаций определяется применительно к той или иной организационно-правовой форме коммерческих организаций ГК РФ или специальными законами, например Законом о банках.

Коммерческая организация учреждается по решению собственника (собственников) имущества или уполномоченного им органа. Государственные и муниципальные унитарные предприятия учреждаются Правительством РФ, правительствами (администрациями) субъектов РФ, уполномоченными ими органами (Росимуществом, органами по управлению имуществом субъектов РФ), органами местного самоуправления.

1 См.: постановления Президиума ВАС РФ от 30 мая 2000 г. № 9507/99 (Вестник ВАС РФ. 2000. № 9. С. 52); от 1 ноября 2005 г. № 9467/05 (Вестник ВАС РФ. 2006. № 4. С. 37).

Учредительными документами коммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовой формы являются учредительный договор и устав либо только устав (п. 1 ст. 52 ГК РФ). В этих документах с учетом требований законодательства определяются правовой статус коммерческой организации и другие интересы учредителей в связи с созданием коммерческой организации. На основании учредительного договора действуют полные товарищества и товарищества на вере, ООО и общества с дополнительной ответственностью действуют на основе учредительного договора и устава. Исключение составляют хозяйственные общества, создаваемые одним учредителем. В этом случае учредительный договор не заключается, учредитель утверждает лишь устав. Остальные коммерческие организации (АО, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия) действуют только на основании устава.

В учредительных документах коммерческой организации определяется фирменное наименование коммерческой организации, место ее нахождения, порядок управления деятельностью коммерческой организации, а также содержатся другие сведения, предусмотренные ГК РФ или специальными законами для коммерческих организаций соответствующего вида (например, п. 1 ст. 113 ГК; ст. 10 Закона о банках).

В учредительном договоре определяются порядок совместной деятельности учредителей по созданию коммерческой организации, условия передачи ей части своего имущества и участия в ее деятельности. Здесь определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью коммерческой организации, выхода участников из ее состава.

Устав определяет индивидуально-правовой статус коммерческой организации. В нем в соответствии с общедозволительным началом правового регулирования может быть отражено все, что не противоречит законодательству, но в соответствии с обязывающим началом правового регулирования в уставе должны быть определены сведения, предусмотренные п. 2 ст. 52 ГК РФ, а также другие сведения, предусмотренные законом для коммерческих организаций соответствующего вида. В частности, устав АО, помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, должен содержать условия о категориях выпускаемых обществом акций, их номинальной стоимости и количестве; о

рава 4. Правовое положение предпринимателей

размере уставного капитала общества; правах акционеров; составе и компетенции органов управления общества и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решение по которым принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов (п. 3 ст. 98 ГК РФ).

Коммерческая организация считается созданной и приобретает статус юридического лица со дня ее государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК РФ). С этого момента возникает правоспособность коммерческой организации, т. е. способность иметь гражданские права и нести обязанности. Коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий (абз. 2 п. 1 ст. 113 ГК РФ) и иных видов организаций, предусмотренных законом (например, кредитных организаций, страховых организаций и некоторых иных), могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (ст. 49 ГК РФ).

Это означает, что по общему правилу коммерческие организации обладают общей правоспособностью, что в полной мере соответствует общедозволительному началу правового регулирования предпринимательства. Отсутствие необходимости перечисления в уставе коммерческой организации тех видов деятельности, которыми она может заниматься, способствует развитию деловой активности коммерческих организаций, облегчает ее реакцию на изменение конъюнктуры рынка и перелив капиталов в наиболее перспективные отрасли экономики, способствует стабильности торгового оборота. Сделки коммерческой организации, обладающей общей правоспособностью, не могут быть признаны недействительными по основаниям противоречия ее Целям.

Коммерческая организация может быть ограничена в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Например, кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью (ст. 5 Закона

банках). Также, например, с момента возбуждения производства по делу о банкротстве коммерческой организации ее дееспособность ограничивается (она восполняется действиями арбитражного управляющего) (ст. 63, 64, 81, 82, 94, 95, 126 Закона

банкротстве). Решение об ограничении прав может быть обжаловано коммерческой организацией в суд.

Разумеется, правоспособность коммерческой организации может быть ограничена не только законом, но и по воле учредителей, определяющих цели ее деятельности в учредительных документах (п. 1 ст. 49 ГК РФ).

Реорганизация коммерческих организаций как и других юридических лиц осуществляется в формах слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Суть реорганизации, в какой бы форме она ни осуществлялась, заключается в том, что все права и обязанности реорганизуемой коммерческой организации переходят к другой (другим) коммерческой организации по передаточному акту или разделительному балансу, т. е. происходит универсальное правопреемство (ст. 58 ГК РФ).

Законом устанавливаются ограничения реорганизации коммерческих организаций. Например, хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться только в хозяйственные товарищества и общества других видов или в производственные кооперативы (ст. 68 ГК РФ). Подобные ограничения касаются также реорганизации ООО (ст. 92 ГК РФ), АО (ст. 104 ГК РФ), производственных кооперативов (ст. 112 ГК РФ). Кроме случаев, прямо предусмотренных законом, законодатель не допускает преобразования коммерческих организаций в некоммерческие и наоборот. Например, ассоциация (союз), являясь некоммерческой организацией, может преобразоваться в хозяйственное общество или товарищество, а учреждение — в хозяйственное общество (ст. 121 ГК РФ, ст. 17 Закона о некоммерческих организациях).

Смысл этих правил заключается в том, чтобы обеспечить универсальное правопреемство и не допустить ситуации, когда часть прав и обязанностей, вытекающих из общей правоспособности, не может быть передана другой организации, обладающей специальной правоспособностью, и, наоборот, когда организация со специальной правоспособностью могла бы передать правопреемнику больше прав, чем имеет сама.

Реорганизация коммерческих организаций осуществляется добровольно по решению ее участников либо органа управления, уполномоченного на то учредительными документами (п.

Глава 4. Правовое положение предпринимателей

В частности, для предотвращения возможного злоупотребления доминирующим положением коммерческими организациями установлена обязательная процедура получения предварительного согласия федерального антимонопольного органа на слияние или присоединение коммерческих организаций, если суммарная балансовая стоимость их активов по последнему балансу превышает установленную законом величину (ст. 27 Закона о конкуренции). Если коммерческая организация злоупотребляет своим доминирующим положением на рынке, суд по иску ФАС России вправе принять решение о ее принудительном разделении или выделении из ее состава одной или нескольких организаций на базе структурных подразделений, если это ведет к развитию конкуренции (ст. 38 Закона о конкуренции).

Реорганизация коммерческих организаций может существенным образом затрагивать интересы их кредиторов. Учитывая это, законодатель предусмотрел гарантии прав кредиторов коммерческой организации при ее реорганизации (ст. 60 ГК РФ). Прежде всего это обязанность лиц, принявших решение о реорганизации коммерческой организации (участников, уполномоченного органа), письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемой коммерческой организации. Неуведомление кредитора является грубым нарушением порядка реорганизации и влечет за собой признание недействительным решения регистрирующего органа о регистрации вновь созданного юридического лица .

Благодаря такому уведомлению кредиторы реорганизуемой коммерческой организации могут своевременно узнать об этом и реализовать предоставленное им ГК РФ право требования о прекращении или досрочном исполнении обязательства, должником по которому является реорганизуемая коммерческая организация. Кредиторы вправе также требовать возмещения убытков, причиненных досрочным прекращением обязательства .

Как и любое право, право кредитора на досрочное прекращение или исполнение должником обязательства может быть им не реализовано. В таком случае место реорганизованной

1 См.: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 марта 1998 г. № А56-15664/97 // Арбитражные споры. 1998. № 1-2. С. 111.

См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 31 октября 2000 г. № 796/00 // Вестник ВАС РФ. 2001. № 1. С. 54.

коммерческой организации в этом обязательстве займут ее правопреемники, определяемые на основании передаточного акта или разделительного баланса. Если указанные акты не дают возможности определить правопреемника реорганизуемой коммерческой организации, вновь возникшие коммерческие организации несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованной коммерческой организации перед ее кредиторами .

Коммерческая организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь возникших в результате реорганизации коммерческих организаций. Исключение составляет реорганизация коммерческих организаций в форме присоединения. В этом случае реорганизация считается совершенной с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной коммерческой организации (п. 4 ст. 57 ГК РФ).

Ликвидация коммерческих организаций влечет прекращение их прав и обязанностей. В отличие от реорганизации здесь не происходит правопреемства (п. 1 ст. 61 ГК РФ). Ликвидация коммерческих организаций может быть добровольной или принудительной.

Добровольная ликвидация коммерческих организаций осуществляется по решению их участников либо органа коммерческой организации, уполномоченного на то учредительными документами. Перечень оснований добровольной ликвидации коммерческой организации неограничен. Это может быть истечение срока, на который создана коммерческая организация; достижение цели, ради которой создана коммерческая организация, и др.

Принудительная ликвидация коммерческой организации осуществляется на основании решения суда и по основаниям, прямо

предусмотренным ГК РФ . К таким основаниям относятся: до-

1 См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 22 июля 2003 г № 6516/02 // Вестник ВАС РФ. 2003. № 12. С. 41.

Статьей 21 Закона о регистрации юридических лиц предусмотрена возможность исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность (недействующего юридического лица), из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. Решение регистрирующего органа об исключении юридического лица из реестра может быть обжаловано в арбитражном суде кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются таким решением.

пушенные при создании коммерческой организации грубые нарушения закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии); осуществление деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных нормативных правовых актов; систематическое осуществление некоммерческой организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям (п. 2 ст. 61 ГК РФ); признание коммерческих организаций несостоятельными (п. 1 ст. 65 ГК РФ); уменьшение стоимости чистых активов коммерческой организации ниже уровня минимального размера уставного капитала (п. 4 ст. 90, п. 4 ст. 99, п. 5 ст. 114 ГК РФ), признание судом недействительной регистрации коммерческой организации.

Требование о ликвидации коммерческой организации по основаниям, указанным в п. 2 ст. 61 ГК РФ, может быть предъявлено в арбитражный суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом (п. 3 ст. 61 ГК РФ) . В частности, иски о принудительной ликвидации коммерческих организаций могут заявляться налоговыми органами (ст. 31 НК РФ), Банком России (ст. 20 Закона о банках), антимонопольными органами (п. 3 ст. 11 Закона о конкуренции).

Обязанности по осуществлению ликвидации коммерческой организации, основанной на решении суда, возлагаются на участников коммерческой организации либо орган, уполномоченный на ее ликвидацию учредительными документами (п. 3 ст. 61

Лицо, принявшее решение о ликвидации коммерческой организации, обязано в целях обеспечения интересов других лиц незамедлительно письменно сообщить об этом в ФНС России для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что коммерческая организация находится в процессе ликвидации.

1 См.: Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 5 декабря 1997 г. № 23 «О применении пунктов 2 и 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. 2003. Специальное приложение к № 10. С. 21; Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 января 2000 г. № 50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)» // Там же. С. 31.

120 Раздел II. Правовые формы предпринимательской деятельности

Кроме того, лицо, принявшее решение о ликвидации коммерческой организации, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора), определяет порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами коммерческой организации.

Порядок ликвидации коммерческих организаций в зависимости от последовательности действий ликвидационной комиссии можно условно разделить на ряд стадий (ст. 62—64 ГК РФ).

Ликвидационная комиссия размещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации коммерческих организаций, публикацию о ликвидации. В объявлении указывается порядок и срок заявления кредиторами своих требований к ликвидируемой коммерческой организации. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Кроме того, ликвидационная комиссия должна выявить кредиторов ликвидируемой коммерческой организации и персонально письменно уведомить их о ликвидации коммерческой организации, а также установить должников ликвидируемой коммерческой организации и взыскать с них задолженность, в том числе путем предъявления исков в суд.

Ликвидационная комиссия после истечения срока для предъявления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс. Он должен содержать сведения о составе и стоимости имущества ликвидируемой коммерческой организации, перечень предъявленных кредиторами требований и результаты их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс передается ликвидационной комиссией на утверждение лица, принявшего решение о ликвидации коммерческой организации. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с ФНС России. Утвержденный промежуточный ликвидационный баланс является основанием для удовлетворения требований кредиторов, признанных ликвидационной комиссией.

При недостаточности у ликвидируемой коммерческой организации денежных средств для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия должна осуществить продажу с публичных торгов имущества коммерческой организации в порядке, установленном для исполнения судебных решений, и в размере, обеспечивающем удовлетворение всех признанных требований кредиторов. При этом следует иметь в виду, что при недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имуЩества Для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия — Российской Федерации (п. 6 ст. 63, п. 5 ст. 115

Ликвидационная комиссия осуществляет выплату денежных сумм кредиторам ликвидируемой коммерческой организации в очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения. В соответствии со ст. 64 ГК РФ требования кредиторов ликвидируемой коммерческой организации подлежат удовлетворению в следующей очередности:

— в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемая организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда.

При ликвидации банков, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются также требования граждан, являющихся кредиторами банков по заключенным с ними договорам банковского вклада или банковского счета (за исключением требований граждан по возмещению убытков в форме упущенной выгоды и по уплате сумм финансовых санкций и требований индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, если такие счета открыты для осуществления предпринимательской или профессиональной деятельности указанных лиц); требования государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» ; требования Банка России в связи с осуществлением выплат по вкладам граждан в банках в соответствии с законом;

— во ВТООУЮ очередь пооизводятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

1 СЗ РФ. 2003. № 52. Ч. I. Ст. 5029. —

в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды; —

в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Следует учесть, что требования кредиторов третьей и четвертой очередей удовлетворяются не со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, как это имеет место в отношении первых двух очередей кредиторов, а по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (п. 4 ст. 63 ГК РФ).

Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемой организации.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемой организации, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очередей, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога. Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемой организации, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди.

При недостаточности имущества ликвидируемой коммерческой организации оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса коммерческой организации обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемой коммерческой организации.

Если требования кредитора заявлены после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъ-

явления, то они удовлетворяются из имущества ликвидируемой коммерческой организации, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемой коммерческой организации, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс, который утверждается лицом, принявшим решение о ликвидации коммерческой организации. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с ФНС России.

Если после удовлетворения требований кредиторов осталось имущество коммерческой организации, оно передается участникам коммерческой организации, имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этой коммерческой организации, если иное не предусмотрено законом, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами коммерческой организации.

Ликвидация коммерческой организации считается завершенной, а коммерческая организация — прекратившей существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

uchebniki-besplatno.com