Полезные статьи

Своды византийских законов

Византия. Источники права Византийской империи

Византийская империя оставила миру богатейшее правовое наследие. Воспринятое от Рима византийское право явилось продолжателем римской юридической традиции. Важнейшей кодификацией права, осуществленной в Византии, явилась кодификация Юстиниана, которая сохраняла свое значение во все века существования империи и оказала влияние на последующее развитие европейских правовых систем.

Работа по пересмотру богатейшего наследия римской юриспруденции продолжалась с 528 по 534 гг. Деятельностью кодификационной комиссии, состоявшей из видных юристов во главе с Трибонианом, руководил лично император Юстиниан. Основной целью кодификации стала систематизация римского классического права и приспособление его к новым условиям развития государства. Результатом колоссальной работы стало появление Свода гражданского права (Corpus Iuris Chiles).

Свод включал несколько частей. Институциями, объединявшими 4 книги и излагавшими основы римского права, был назван учебник для византийских студентов, изучавших юриспруденцию. Дигестами или Пандектами, включавшими 50 книг, была названа важнейшая часть Свода, содержавшая отрывки из произведений известных римских юристов, сгруппированные по систематическому принципу. Собрание действующих постановлений римских императоров (конституций), начиная со времени Адриана, получило название Кодекса и объединяло 12 книг. Последующие эдикты Юстиниана, вышедшие после появления Кодекса (29 декабря 534 г.), стали называться новеллами (новыми законами). Их рассматривают как заключительную часть кодификации, хотя при жизни императора они не были сосредоточены в едином официальном сборнике.

Свои конституции Юстиниан считал венцом юриспруденции. Положения Свода и новелл были возведены в догму. При этом не разрешалось даже обращаться к первоисточникам — произведениям римских юристов, ряд из которых в Дигестах подвергся интерполяции- изменениям без соответствующих указаний на это. Разрешалось лишь их толкование.

Византийское право VII — XI вв. развивалось на основе фундаментальной кодификационной работы, предпринятой в период правления Юстиниана. Данную эпоху определяют порой как упадок римской юриспруденции, что не совсем верно. Именно это время ознаменовано оформлением канонического права грекоправославной церкви. Происходит глубокая христианизация и феодализация права, проникновение норм канонического права во все сферы жизни общества, с одной стороны, и обычного — с другой, но без разрыва с традициями постклассического права.

Основными правовыми памятниками данного периода являются: Эклога, Земледельческий, Воинский и Морской законы, Ва-силики и Прохирон.

Первым официальным юридическим сборником, изданным после Свода Юстиниана, стала Эклога (от греч.-выбор). Ее появление датируется 726 г. и связано с именами императоров Исаврийской династии Льва III и Константина V. Она представляла собой выборку законов из Кодификации Юстиниана, изложенных более сжато и с рядом дополнений, отражавших изменения в общественном строе Византии.

Эклога делилась на 18 титулов, объединявших нормы семейного, наследственного, гражданского, уголовного и процессуального права.

В сфере гражданского права данный источник регламентировал договоры дарения, купли-продажи, займа, вклада, найма, уточнял формы заключаемых договоров.

Развивая принципы, заложенные в канонах, Эклога внесла значительный вклад в развитие брачно-семейного права. Юридически обязательным подготовительным этапом к заключению брака стало обручение, расторжение которого без уважительных причин влекло уплату неустойки. Заключение брака допускалось либо в письменной, либо в устной форме между мужчиной и женщиной, достигших брачного возраста (для мужчин — 15 лет, для женщин — 13), по их обоюдному желанию и с согласия родителей. Не допускались браки между близкими родственниками, включая двоюродных братьев и сестер, а также тех, кто связан узами крещения (крестный и крестница, либо кум и кума). В отличие от предшествующего и последующего законодательства, Эклога, по сути, признала и фактический брак (конкубинат) без благословения церкви и засвидетельствования. В данном факте проявилось стремление императоров-иконоборцев Исаврийской династии ограничить влияние церкви в гражданских делах и заручиться поддержкой малоимущих слоев населения, которым и была адресована эта норма.

В сфере имущественных отношений признавалось равенство супругов. Развод допускался по инициативе обеих сторон, но законные основания к нему существенно сокращались. Уважительными причинами расторжения брака считались покушение на жизнь супруга (или супруги), умолчание о подобном умысле других, проказа, супружеская неверность (со стороны жены), импотенция.

Эклогой регулировались и отношения по наследованию. Оба вида наследования (по закону и по завещанию) находят отражение и здесь. Наследниками в равной степени могли быть лица обоего пола. С целью защиты интересов законных наследников сохранялось и правило обязательной доли. В соответствии с ним каждый из наследников получал свою долю независимо от завещания. Уточнялся юридический порядок призвания наследников по закону. При этом, в случае смерти одного из супругов (при наличии у них детей) владельцем всего имущества становился переживший супруг, который должен был нести «все заботы по управлению делами».

XVII титул касался уголовного права. Здесь определялся перечень наказаний, налагаемых за различные виды преступлений. К преступлениям против церкви и государства относились восстание против императора, вероотступничество, нарушение святости алтаря, колдовство, клятвопреступление, предательство в армии и др. При этом к законодательству Юстиниана здесь было сделано дополнение о каре за организацию и участие в восстании против императора и государства и о роли императора как верховного судьи в таком деле.

Тяжкими преступлениями против личности, семьи и брака считались убийство, кровосмешение, гомосексуализм, изнасилование, прелюбодеяние и др. Среди имущественных преступлений особое место отводилось хищениям и подделке монет.

Наказания отличались крайней суровостью. Помимо смертной казни, фигурировало членовредительство (обрезание носа, отсечение руки, оскопление и пр.), телесные наказания. Наблюдалась даже тенденция замены штрафов, непосильных для ответчика, телесными наказаниями. Увеличилось число преступлений, караемых членовредительством. Ранее применявшийся преимущественно по отношению к рабам данный вид наказания был распространен и на другие категории населения.

Наиболее значительно Эклога изменила процессуальное право. Провозглашался принцип равенства всех подданных империи перед судом. Вводилась бесплатность суда. Всем судебным чиновникам предполагалось выплачивать жалование за счет государственной казны. Кроме того, Эклога продолжила тенденцию предыдущего законодательства на выработку форм либеллярного процесса, т.е. с письменным оформлением всех этапов судебного разбирательства, а также детализировала процедуру апелляции.

В середине VIII в. к Эклоге, отразившей далеко не все изменения, произошедшие в византийской империи со времен правления Юстиниана (аграризация экономики, усиление роли общины и распространение общинных порядков, формирование фемного строя и др.), были сделаны существенные дополнения. В приложение к Эклоге вошли Земледельческий, Воинский и Морской законы. Общей характерной чертой данных правовых памятников является тенденция к упрощению постклассического римского права и попытка кодификации сложившихся к этому времени норм обычного права.

Воинский закон регламентировал права и обязанности особого воинского сословия — стратиотов и их военачальников. Он содержал в основном нормы уголовно — правового характера, относящиеся к правонарушениям, совершаемым стратиотами фем-ного войска как в мирное, так и в военное время. Морской закон, главное значение которого заключалось в регламентации правил судоходства, являлся частной компиляцией норм обычного морского права. Он не был официально кодифицирован государством, но признавался им и действовал достаточно долго, вплоть до начала XIII в.

Эклога, Земледельческий, Воинский и Морской законы составили основу светского законодательства Византийской империи, действовавшего на протяжении VIII — IX вв., и оказали значительное влияние на правовое развитие древнеславянских народов. После восстановления в Византии иконопочитания в 843 г. законодательство императоров-иконоборцев было формально отменено. Однако фактически оно продолжало действовать наряду с другими, более поздними источниками еще в течение нескольких столетий.

Приход к власти императоров Македонской династии ознаменовал новый период в развитии византийского права. В это время была предпринята попытка пересмотра всего правового наследия Византийской империи. Целью новой кодификации стало обновление и классификация действовавшего законодательства, устранение имеющихся противоречий, замена латинской юридической терминологии греческой. Результатом же проделанной работы стало создание законодательного свода на греческом языке, получившего название — Василики (царские книги). Василики представляли собой в основном выборку законов из Свода гражданского права Юстиниана, состоявшую из 60 книг. Интересны они прежде всего своей классификацией права, структурно разделенного на каноническое, государственное, частное, исковое, военное, уголовное и процессуальное. Дополнениями к Василикам стал Прохирон — сборник действующих законов, изложенных в упрощенном и доступном для понимания простого человека виде, и сборники новелл (эдиктов) императоров Македонской династии. Василикам было суждено стать последним всеобъемлющим корпусом законов Византийской империи.

www.uk-amparo.ru

Свод законов Византийского царя Хаммурапи

I. Вавилонское царство до Хаммурапи

II. Общая характеристика свода законов Хаммурапи

III. Брачно-семейные отношения

IV. Имущественные отношения

V. Уголовное право и судебный процесс

История ведет свое начало от появления счета, письменности, государства. С этого момента идет фиксация событий, явлений, возникают свидетельства жизни людей, общества. В них отражаются первые сведения об обычаях, о социальных нормах, о политике и юридическом быте. Знание политической, государственно-правовой истории существенно расширяет наши познания о прошлом человечества.

Роль исторических знаний велика. Еще в древности историю считали учителем, опытом, памятью народа, признавали ее ценность, значимость. Познание истории расширяет представление о прошлом, дает возможность лучше познать и осмыслить настоящее.

Таким образом, актуальность выбранной темы определена значимостью изучаемых и анализируемых в работе документов — кодекса Хаммурапи — памятника истории, одного из первых законодательных памятников древнего мира. Хаммурапи был первым попытавшимся кодифицировать, упорядочить социальные нормы поведения, чтобы управлять людьми, ведь единственная сила отделяющая государство от хаоса — это закон. Хотя законы эти по сегодняшним меркам могут показаться примитивными, но иногда и в них можно почерпнуть что-нибудь ценное, что неплохо было бы перенять нам и сегодня.

Законы могут свидетельствовать об уровне развития государства. Чем совершеннее государство — тем совершеннее и законы. Изучая вавилонский кодекс можно прийти к заключению, что Вавилон уже в те времена находился на достаточно высоком уровне развития и обладал сложными социальными отношениями.

I. Вавилонское царство до Хаммурапи

Среди городов Древнего Востока Вавилон был самым почитаемым. Само название города – Баб–Илу (“Ворота Бога”) – говорило о его святости, об особом покровительстве богов, его храмы и жрецы получали богатые дары от соседних царей. Вавилон располагался в очень удобном месте, где сближаются реки Тигр и Евфрат и от главного русла Евфрата начинают отделяться многочисленные протоки. Положение Вавилона было очень благоприятным для занятия торговлей. Захват Междуречья кочевниками – амореями (около 2000 г. до н.э.) нарушил сложившиеся связи, дороги стали опасными, каналы мелели и зарастали. На лишенных полива полях кочевники пасли овец.

Но запустение было не долговременным. Крупные царские хозяйства распались. Крестьяне работали теперь на небольших клочках земли, которые были их собственностью. Никто не гнал сельских жителей теперь на полевые работы, не отбирал урожай в царские амбары и не вел долговых записей на глиняных табличках. Хозяева решали сами выращивать ли им ячмень или финиковые пальмы, сами распоряжались урожаем.

С приходом кочевников – амореев в Междуречье стало больше коров и овец. Государство не подавляло активность крестьян и ремесленников и не отбирало основную часть произведенных ими продуктов или изделии. Возникают множество рынков, на которых можно было продать или купить рыбу, финики, зерно, ткани и другие товары, нанять умелого работника. Появившиеся излишки продуктов и изделии скупают и продают за пределами страны богатые торговцы – тамкары. Обратно они провозят в основном рабов, так как в Междуречье стало не хватать рабочей силы.

К 1800 году до н.э. Междуречье оправилось от последствий разорения и превратилось в цветущий, заботливо ухоженный сад. Новые способы ведения хозяйства способствовали укреплению Вавилона, в то время как соседние города с трудом приспосабливались к хозяйственной независимости ремесленников и крестьян.

Первые правители небольшого Вавилонского царства вели осторожную политику и заключали союзы с сильными соседними государствами, стараясь выбрать наиболее выгодного партнера. Таким образом первые пять вавилонских царей смогли значительно расширить свои владения, но вровень со своими союзниками Вавилон пока не встал.

II. Общая характеристика свода законов Хаммурапи

Положение меняется при шестом царе Вавилона – Хаммурапи, одном из величайших политиков древности. Он правил Вавилоном с 1792 по 1750 г. до н.э. Взойдя на трон небольшого царства, расположенного в среднем течении Евфрата, Хаммурапи закончил свои дни повелителем огромного по тогдашним меркам государства, включавшего в себя основную часть Междуречья. Продуманная система политических союзов помогла ему разгромить противников; причем нередко – чужими руками.

Правление царя Хаммурапи ознаменовано созданием сборника законов. Первая кодификация была создана на втором году правления; это был год, когда царь «установил право в стране». Данная кодификация не сохранилась. Известные законы Хаммурапи относятся к концу его царствования. 1

Внешне кодекс представляет собой черный базальтовый столб, обнаруженный в 1902 году французской археологической экспедицией в г. Сузы — древней столице Элемского царства (территория современного Ирана).

Один из участников экспедиции вспоминал: «Это была конусообразная базальтовая стелла 2,25 м высоты. Наверху, на лицевой стороне стеллы находился рисунок, изображающий бога солнца Шамаша, вручающего свиток документов знатному человеку царского обличья. Мы сразу поняли, что перед нами прекрасное произведение древневавилонского изобразительного искусства. Под рисунком — свод клинописных знаков. «.

Но ценность находки еще более возросла, когда, доставив ее в Париж, в Лувр — национальный музей Франции, ученые узнали, что перед ними предмет редкостного сочетания искусства мастера-художника с изумительным творением древнего законодателя. Это был знаменитый памятник древневосточного рабовладельческого права — Законник царя Вавилона Хаммурапи.

Кроме того, сохранилось большое количество копий отдельных частей этого судебника на глиняных табличках.

Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в которой должны были стать мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй, частную собственность. Судебник начинается с пространного введения, где говорится о том, что данные законы Хаммурапи получил от бога Шамаша и всякое их нарушение есть действие, направленное против бога и царя, боги передали Хаммурапи царскую власть, чтобы он защищал слабых, сирот и вдов от обид и притеснения со стороны сильных. Законы, по мнению законодателя, должны утвердить в Вавилонии «справедливость», мир и благополучие населения. Далее следуют 282 статьи законов, охватывающие чуть ли не все аспекты жизни вавилонского общества того времени (гражданское, уголовное и административное право). Кодекс завершается подробным заключением.

Судебник Хаммурапи затрагивает самые различные вопросы права, но весьма далек от точности и полноты. Из 282 статей современным исследователям неизвестно лишь содержание 21 статьи. В науке вопрос о системе кодекса Хаммурапи решается по-разному.

Правовые положения изложены казуистически, без обобщений. Вполне возможно, что законы Хаммурапи представляли собой записи судебных решений.

Первые 5 статей судебника содержат положение процессуального характера. Они направлены против царящего в судах произвола. 6-126 статьи посвящены регулированию имущественных отношений, защите собственности и права распоряжению ею. Статьи 26-39 говорят о земельных наделах воинов. 2

Следующий раздел, включающий статьи 127-195, посвящен брачно-семейным отношениям и наследственному праву. Статьи 196-214 содержат положение о защите личности и ее здоровья. Последняя часть кодекса (ст. ст. 215-282) посвящена труду и орудиям труда. Здесь содержатся статьи, устанавливающие вознаграждение и ответственность врача, ветеринара, строителя, статьи о найме, о сельскохозяйственных рабочих, о найме животных, орудий труда и о рабах.

Законы Хаммурапи, как по содержанию, так и по уровню развития юридической мысли представляли собой большой шаг вперёд по сравнению с предшествовавшими им шумерским и аккадским правовым памятникам. В кодексе Хаммурапи принимается, хотя и не всегда последовательно, принцип вины и злой воли. Например, устанавливается различие в наказании за предумышленное и нечаянное убийство. Но телесные повреждения карались по восходящему к глубокой древности принципу «око за око, зуб за зуб». В некоторых статьях законов в определении наказания отчётливо выражен классовый подход. В частности, предусматривались суровые кары для строптивых рабов, которые отказывались подчиняться хозяевам. Человек, укравший или укрывший чужого раба, карался смертной казнью.

Законник Хаммурапи по содержанию и форме соответствовал определенному уровню развития правовой теории и практики. Применялся он непродолжительное время, т.к. Вавилон в конце XVIII в. до н.э. потерял политическую независимость.

Особенностью древневавилонского общества являлось владение государством землей и рабами. Царский земельный фонд был огромен Другой особенностью общества являлся общинный строй, что было обусловлено ирригационной системой земледелия.

Об экономическом неравенстве и об обнищании части полноправных общинников свидетельствует значительное развитие долгового рабства.

Эксплуатируемым классом общества являлись рабы, находившиеся как в государственной (дворца) и коллективной (храмов), так и в частной собственности. Их ряды пополнялись главным образом за счет военнопленных. Они входили в состав имущества господина, которое можно было отчуждать и передавать по наследству.

Материальной основой царской власти являлось огромное царское хозяйство, в состав которого входили также земли храмов.

Все государство было разделено на области, во главе которых были поставлены царские наместники. Главной заботой наместников было поддержание в порядке ирригационных сооружений и прорытие новых каналов, для чего они могли привлекать на работы местное население. Кроме того, они следили за сбором царских доходов и отправкой их царю, собирали пошлины с купцов, осуществляли полицейские функции по поддержанию общественного порядка, командовали отрядами из воинов, сидевших на царской земле, собирали военное ополчение и т.п.

Для контроля над деятельностью местных правителей и проведения в жизнь царской воли на места посылались специальные гонцы или «царские посланцы», наделявшиеся царем огромными полномочиями.

В древневавилонском государстве сохранились и органы общинного управления. Органом общинного управления являлся общинный совет, однако его глава — рабианум — назначался царем. К ведению общинного совета относилось управление неразделенной общинной землей, разрешение земельных споров и споров о пользовании водой, сбор налогов, наблюдение за исполнением царских повинностей, а также исполнение судебно-полицейских функций, в частности поддержание общественного порядка. 3

III. Брачно-семейные отношения

Законы содержали указания о регулировании брачно-семейных отношений, которые носили патриархальный характер (закрепляли власть домовладыки и неравенство супругов, полное подчинение детей отцу). Без заключения договора брак считался недействительным. Тесть мог требовать от будущего зятя выкуп за дочь, но и был обязан дать ей приданое. В случае смерти мужа, распада семьи не по вине жены ей разрешалось взять свое приданое обратно. Если муж изменял жене или без основания обвинял ее в неверности, жена могла взять приданое и вернуться к своим родителям. В отдельных случаях жена имела право заключать имущественные сделки. Но из этого не следует делать вывод, что супруги были равноправны. Для мужчины допускалось многоженство. Закон признавал возможность усыновления детей от рабыни. Домохозяин имел огромную власть над членами семьи, мог заставить их трудиться как рабов, продать в рабство, отдать в жрицы свою дочь, отсечь сыну пальцы рук, если последний его ударил. Брак прекращался со смертью одного из супругов или на основе развода, который был легко осуществим для мужа (в случае болезни жены или если он уличил последнюю в растрате совместного имущества и др.).

works.doklad.ru

Осуществленная императором Юстинианом в VI в., и кодификация римского права (corpus juris civilis) заложила основу для длительного развития византийского права и оказала влияние на после- дующее развитие европейских правовых систем. Корпус состоял из четырех частей: кодекса, содержавшего основные установления действующего римского права, дигест — обширного собрания правовых положений и казусов, заимствованных у римских юристов, институций — краткого руководства по вопросам правоприменения и юридической техники и новелл — новых правовых актов, изданных Юстинианом. Дальнейшая разработка системы византийского права осуществлялась на основе этой фундаментальной кодификации.

Еще до законов Юстиниана, в 438 г. вышел первый официальный свод — Кодекс Феодосия, который включал нормы, изданные византийскими императорами начиная с Константина. В 726 г. был издан краткий свод законов на греческом языке Эклога, в 872 г.— Прохи- рон. Несколько позднее вышли многотомные Василики. Многочисленные императорские новеллы (отдельные нормативные акты) издавались в течение всего периода существования Византийской империи. Наряду с официальными правовыми актами издавалось большое число частных компиляций законов, указателей и справочников по юридическим вопросам. Источники античного римского права в значительном количестве содержались в дигестах (втором томе Свода Юстиниана). Огромное число юридических казусов, включенных в этот том, предназначалось для обучения правоведов. При составлении нормативных сводов (из норм римского права) допускалась редакционная обработка: объединение сходных «конституций», вставки, сокращения, перераспределение правового материала.

Развитие византийского права характеризовалось постоянной тенденцией к систематизации материала. Во многих сводах (дигестах и Кодексе Юстиниана, Кодексе Феодосия) распределение нормативных актов осуществлялось по систематическому принципу в сочетании с принципом хронологическим.

В многочисленных неофициальных сочинениях публиковались перечни и типовые формы договоров, исков, исковых сроков и т. п. Частные (неофициальные) юридические сборники часто объединяли по систематическому принципу разнородные законодательные своды и отдельные правовые акты, например Эклогу с Прохироном, Про- хирон и Земледельческий закон и т. п. При этом все акты снабжались подробными комментариями (схолиями). В 691—692 гг. Вселенский Трульский собор ввел в действие официальный корпус источников канонического права, который считался исчерпывающим; дальнейшее расширение его запрещалось.

В 726 г. издается самый крупный (после кодекса Юстиниана) официальный законодательный свод — Эклога. Предполагалось создать сокращенную выборку законов из институций, дигест, кодекса и новелл — «конституций» Юстиниана с внесенными в них исправлениями «в духе большего человеколюбия». В наибольшей степени изменилось процессуальное право: провозглашался принцип равенства всех граждан перед судом, освобождались от судебных пошлин лица, участвующие в судебных тяжбах, и т. д. Весь свод делился на 18 титулов, охватывающих различные вопросы брачного и семейного, наследственного права, опеки и попечительства. Регламентировались договоры дарения’, купли-продажи, займа, найма. В Эклоге давался перечень наказаний, налагаемых за совершенные преступления, регламентировалось правовое положение рабов, свидетелей, участвующих в процессе, и должностных лиц (их имущественные отношения).

В перечень преступлений, содержащийся в Эклоге, входили: нарушения святости алтаря и церковного убежища, вероотступничество, клятвопреступление, разграбление могил, подделка денег, хищения, прелюбодеяние и т. д. Предусматривались следующие наказания: битье плетьми и палками, урезание носа и языка, ослепление, отсечение конечностей, выжигание волос и пр. В ряде случаев Эклога допускала замену денежных штрафов, даже установленных Кодексом Юстиниана, телесными наказаниями, широко используя принцип талиона. Смертная казнь устанавливалась за наиболее тяжкие преступления: кровосмешение, умышленный пожог, отравление, колдовство, убийство, гомосексуализм, разбой и т. д.

В сфере гражданского и семейного права Эклога развивала некоторые основные тенденции, заложенные еще законодательством Юстиниана. Такая форма, как обручение, стало в Эклоге юридическим соглашением, являвшимся подготовительным этапом к заключению брака. Расторжение этого договора без уважительных причин влекло уплату неустойки. Брак, по Эклоге, представляет собой союз мужа и жены, пользующихся равными имущественными правами.

В Эклоге уточнялись формы заключаемых договоров (дарения, завещания), юридический порядок привлечения наследников по закону, вопросы опеки и попечительства и др.

В середине VIII в. появилось приложение к Эклоге, которое включало некоторые вопросы, не нашедшие отражения в основной Эклоге: например, преступления против личности и против веры. По сравнению с трактовкой этих преступлений, содержащейся в дигестах и Кодексе Юстиниана, авторы приложения усилили ответственность за преступления против веры, направляя основные репрессии против еретиков (манихеев и монтанистов).

В приложение к Эклоге были включены также четыре самостоятельных закона — Земледельческий, Военный, Морской и Моисеев.

Земледельческий закон представлял собой свод норм, регламентирующих жизнь сельской общины. Он являлся частной (но при- знанной государством) компиляцией, сочетающей обычные нормы «варварского» права с действующими нормами римско-византий- ского права, заимствованного из законодательства Юстиниана. Морской закон был частной компиляцией норм обычного морского права, а Военный — сводом уголовно-правовых норм, относящихся к правонарушениям, совершенным военнослужащими. Моисеев закон включал в себя морально-религиозные предписания и нормы, заимствованные из Ветхого Завета. Составители рассматривали эти нормы как юридические, применяемые на практике.

Эклога, приложение к Эклоге, Земледельческий, Морской, Военный и Моисеев законы образовывали единый корпус светского права Византии, нормы которого действовали в течение VIII—IX вв., вплоть до появления обновленного законодательства императоров македонской династии.

Юристами эпохи императоров македонской династии (начало которой восходит к 867 г.) была разработана широкая программа «очищения древних законов», заключавшаяся в пересмотре и классификации всего писаного правового наследия (прежде всего corpus juris civilis Юстиниана) с точки зрения его применения в новых условиях, в отмене устаревших актов и устранении имевшихся противоречий, а также замене латинской юридической терминологии греческой. Результатом этой реформы стал новый юридический свод — Василики, состоящий из восьми томов в 60 книгах.

За основу свода был взят юстинианов corpus juris civilis в его греческой интерпретации. Структурно свод включал: общие теоретические принципы права, каноническое право, государственное право, организацию суда, процессуальное право, исковое право, частное право (в основу положена Эклога), военное право, сервитута, уголовное (соответствующее Эклоге).

В 872 г. появился еще один юридический памятник — Прохи- рон, имевший целью изложить законы в виде, доступном для понимания людей, «значительно» упрощающий юридический язык и почти свободный от прежде сильного церковного влияния.

В 40 титулах Прохирона содержались нормы, регламентирующие брачные отношения (в частности, порядок распоряжения приданым), нормы наследственного и обязательственного права, уголовно-правовые.

В дополнение к Василикам император Лев VI в 908 г. издал сборник новелл, которые регулировали широкий круг отношений в области церковного, семейного, наследственного, обязательственного, уголовного и процессуального права.

Законотворческая деятельность императоров македонской династии завершает период наиболее творческого развития византийского права. В дальнейшем это развитие заключалось в про- стом приспособлении права к повседневным нуждам, вновь усилились элементы христианизации.

В этот период наиболее заметным явлением в области судебных реформ стало введение императором Ацдроником II в 1296 г. института «вселенских судей», избираемых из архиереев и членов синклита (церковных иерархов), которым предоставлялось право выносить решения «по любым делам и обо всех лицах без исключения», невзирая на их положение и статус. Были провозглашены основополагающие принципы суда — равенство всех перед законом, компетентность судей. Судьи избирались императором, им торжественно (в процессе богослужения в храме св. Софии) передавались Евангелие и меч, они же наделялись поместьями. Судьи давали клятву в том, что они будут судить неподкупно и нелицеприятно. Институт «вселенских судей» учреждался совместно церковной и императорской властями в соответствии с теорией «симфонии», т. е. сочетания власти церковной и светской в одном органе. Институт «вселенских судей» просуществовал недолго.

Чужеземные завоевания и распад Византийской империи прервали правовую традицию, которую, восприняв от Рима, долго сохраняла Византийская монархия.

lawbook.online