Полезные статьи

Санитарные правила дезинфекция 2018

Оглавление:

СанПиН 2018 года для медицинских учреждений изменения

Соблюдение эпидемиологических норм в учреждениях здравоохранения является неотъемлемой частью работы всей больницы, поликлиники или центра, так как без их соблюдения лечение некоторых заболеваний может быть попросту бесполезным или даже опасным. Причём не только для больного, но и для лечащих врачей и другого персонала. Особое внимание уделяется не только принципам и правилам уборки, уничтожению болезнетворных микробов и стерилизации помещений, техники, оборудования, инструментов, что вполне закономерно для такого типа заведений, но и аналогичным махинациям с мебелью, текстилем и другими вещами. Если пытаться описать требования к больницам в общих чертах, то звучат они будут как: стерильным должно быть всё. Причём касается это всех отделений, а не только инфекционных.

Если рассматривать более подробно СанПиН 2018 года для медицинских учреждений, изменения вносились в него последний раз в 2016 году, поэтому любая более поздняя редакция может считаться актуальной. Его полный подробный текст называется СанПиН 2.1.3.2630-10. Требования содержат информацию по следующим вопросам: Территория, её оснащение, расположение и обустройство; Проектирование корпусов, планировка, необходимые подразделения; Отделка кабинетов и других помещений в зависимости от их назначения; Водоснабжение, канализация, электричество, отопление вентиляция, создание микроклимата; Необходимый инвентарь и технологическое оборудование; Организация профилактических и противоэпидемиологических мероприятий; Санитарное обслуживание помещений, оснащения и инвентаря; Дезинфекция кожи персонала и пациентов; Правила личной гигиены для пациентов; Работа столовой и организация питания; Аспекты, сопряжённые с трудовым законодательством (для персонала); Дезинфекция и стерилизация; Работа кабинетов рентгена и оборудования; Предотвращение эпидемий внутри больницы; Особые указания для отделений и клиник разного профиля.

Новый СанПиН 2018 года для медицинских учреждений

Как и любые другие структуры, занятые обслуживанием населения, больницы, поликлиники подлежат обязательному контролю со стороны Роспотребнадзора. Новый СанПиН 2018 года для медицинских учреждений никоим образом не повлиял на процесс проведения инспекций. Любое заведение по-прежнему обязано иметь необходимый для проверки пакет документов. Лучше всего собрать папку с ними заранее. Это избавит от необходимости искать нужные бумаги на разных стеллажах при инспекторе. После ознакомления с документацией контролёр приступает к непосредственному досмотру помещений. Этот процесс может занимать не один день, особенно если проверка проводится в крупной больнице с огромной территорией и несколькими корпусами. Все обстоятельства инспекции и несоответствия с законными требованиями фиксируются в письменной форме во время обхода и дублируются в конечном акте проверки с указанием компенсации за нарушения, при их наличии.

СанПиН 2018 для медицинских учреждений

Правила СЭС одинаковы для государственных заведений и частных лечебниц. Отдельные разделы, посвящённые стоматологии, хирургии и другим специфическим отделениям, содержат в себе особые требования, которые касаются только их. Они не противоречат общей части правил и должны исполняться единовременно. Отдельные пункты предусмотрены только для инфекционных отделений и самостоятельных больниц, так как в них попадает больше людей с заразными заболеваниями. Ответственно за соблюдение СанПиН 2018 для медицинских учреждений и донесение этой информации до сведения персонала несет руководитель клиники, однако это не воспрещает ему делегировать какие-либо процессы в этом плане доверенным лицам или сторонним организациям, речь идёт именно об ответственности перед вышестоящими инстанциями. Например, чтобы произвести профессиональную дезинсекцию, дезинфекцию и дератизацию во всей больнице, необходимо обращаться в сертифицированные СЭС. Профессионалы справятся со своей задачей быстро и выдадут все необходимые для отчётности документы. Выбирая надёжных партнёров, вы снимаете с себя часть нагрузки и можете перенаправить время и силы на другие аспекты работы клиники, требующие оперативного вмешательства.

dezoff.ru

Медицинский СанПиН 2.1 3.2630-10: особенности, изменения, порядок работы

Статьи по теме

Одним из главных требований, предъявляемых государством к медицинским учреждениям, является соблюдение Санитарных правил и норм, или СанПиН. Этот документ был разработан для государственного контроля рисков заражения различными инфекционными заболеваниями непосредственно в медицинских организациях. Соблюдение этих норм – обязательный фактор работы клиники. Разбираемся в особенностях медицинского СанПиН, на которые необходимо обращать внимание.

Содержание медицинского СанПиН 2.1 3.2630-10

Документ, регулирующий все базовые требования к медицинским учреждениям – СанПиН 2.1 3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». Здесь приведены указания, как и где возможно располагать клинику, каким образом формируются системы отопления, водоснабжения, канализации и вентиляции, также приведены параметры на соответствие искусственного и естественного освещения клиники, его микроклимат и воздушная среда, и многое другое.

Помимо общих указаний, в медицинском СанПиН подробно расписаны санитарно-эпидемиологические требования к организации конкретных подразделений клиники. К таким подразделения относятся все акушерско-гинекологические кабинеты, перинатальные центры, реанимационные и отделения интенсивной терапии, а также приемные отделения.

Кроме этого, данный СанПиН содержит требования к тому, как нужно проводить дезинфекцию и стерилизацию медицинских помещений, а также правила организации профилактических мероприятий, направленных на снижение риска распространения инфекционных заболеваний.

Класс опасности в медицине: туберкулезные клиники и диспансеры

28.03.2016г. вступили в силу изменения нового СанПиН для медицинских учреждений, касающиеся организации работы специализированных туберкулезных клиник и противотуберкулезных диспансеров, прочих специализированных противотуберкулезных учреждений и их структурных подразделений, и входящих в их состав отдельно стоящих зданий и сооружений (п. 10.8.4, СанПиН 2.1 3.2630-10). Если говорить конкретнее, то дополнения задевают вопрос перепрофилирования данных предприятий. Теперь, в соответствии с обновлениями, все зависит от степени риска заражения туберкулезом на территории клиники и ее помещений.

В СанПиН были разработаны три класса опасности в медицине:

  • объект класса опасности А считается неопасным в медицине. К этому классу будут относиться объекты, которые никогда не использовались и на данный момент никак не задействованы в диагностике, лечении, размещении больных с поставленным диагнозом «туберкулез». Это могут быть пищеблоки, мастерские, гаражи, аптеки, некоторые административные корпуса и другое.
  • класс опасности Б в медицине уже имеет характеристику, как объект с потенциальной опасностью. Это медицинские учреждения, помещения которых, согласно медицинскому СанПиН, когда-либо использовались для обследования, лечения и размещения пациентов с внелегочными формами туберкулеза.
  • Объекты, отнесенные согласно медицинскому СанПиН к классу В, считаются опасными. Сюда входят все организации, принимающие пациентов с легочными формами туберкулеза, проводили их обследование, лечение, а также использовались как стационары для таких больных. Так же, это все клинико-диагностические и микробиологические лаборатории, патолого-анатомические отделения, очистные сооружения и другие медицинские объекты.
  • Часто встречаются здания, в которых находится сразу несколько помещений разного класса опасности. В таком случае, существует предписание отнести все здание целиком к самому высокому из имеющихся классу риска.

    Класс опасности в медицине: процедура перепрофилирования клиники

    Переориентацией лечебных учреждений с учетом класса опасности в медицине занимаются органы здравоохранения в каждом субъекте РФ вместе с надзорными органами государственной санитарно-эпидемиологической службы. В своей работе они должны руководствоваться некоторыми правилами, которые в свою очередь требуют обязательного определения класса опасности объекта.

    • объект класса опасности А в медицине перед перепрофилированием должен пройти дезинфекцию/стерилизацию. Провести ее должна организация, с которой заключен соответствующий договор.
    • объекту с классом опасности Б в медицине чтобы пройти перепрофилирование, помимо проведения дезинфекции/стерилизации помещений необходим капитальный ремонт. Под капитальным ремонтом подразумевается полное обновление системы вентиляции, замена деревянных составляющих помещений и конструкций (двери, пол, рамы, облицовочные панели и прочее), а также снятие старой краски, штукатурки и плитки.
    • самая длительная подготовка к перепрофилированию будет у объектов класса опасности В. На первом этапе такие помещения проходят дезинфекцию, после чего подвергаются консервации как минимум на три года. Затем, в помещении проводится капитальный ремонт, с теми же требованиями, что и при ремонте на объектах класса Б. В конце все завершается дезинфекцией всех помещений.
    • После окончания подготовки помещения к процедуре перепрофилирования, необходимо провести проверку эффективности проведенной дезинфекции с помощью лабораторных методов.

      ВАЖНО!
      Если объект класса Б или В расположен в здании с деревянными конструкциями, то его перепрофилирование исключено. Такие объекты подвергаются сносу, все деревянные составляющие и конструкции сжигаются.

      Помимо дезинфекции самого помещения организации профилактики и лечения туберкулеза, вся прилегающая к зданию почва должна быть рекультивирована.

      Новый СанПиН для медицинских учреждений

      Последние изменения СанПиН коснулись также и некоторых наименований. На что стоит обратить внимание:

      1. согласно постановлению, термин «лечебно-профилактическое учреждение»/ «лечебно-профилактическая организация» теперь заменен на термин «медицинская организация» в соответствующем падеже по всему тексту документа.

      2. слово «стационары», встречающееся в первом предложении п. 2.2 Главы 1, следует, согласно новому СанПиН для медицинских учреждений, заменить на фразу «медицинские организации, обеспечивающие медицинскую помощь в стационарных условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение (далее — стационары)».

      3. особое внимание в медицинском СанПиН уделено правилам проведения мероприятий по дезинфекции/стерилизации медицинских помещений. Следования этим правилам поможет организации снизить риск распространения инфекционных заболеваний в условиях клиники, где постоянно происходит контакт между здоровыми и больными посетителями.

      4. администрации клиники необходимо проводить инструктаж уборщиц и санитарок по технологии уборки в медицинском учреждении не только при приеме на работу, но и с определенной периодичностью.

      5. на основании требований нового СанПиН для медицинских учреждений нормативного акта, санитарному персоналу необходимо внимательно следить за чистотой помещений, оборудования и инвентаря, проводить влажную уборку (мытье оборудования и всех поверхностей помещения) дважды в день, используя при этом специальные средства для дезинфекции, средства индивидуальной защиты.

      ВАЖНО!
      Средства и рабочие растворы применяются не только при стерилизации и обеззараживании медицинских инструментов, во время дезинфицирующей обработки медицинских помещений, лечебных кабинетов, поверхностей приборов и оборудования, также ими обрабатывается весь уборочный инвентарь и медицинские отходы класса Б и В.

      6. хранить средства дезинфекции следует в специально оборудованном месте, находящемся вне лечебных кабинетов. Все моющие и дезинфицирующие средства находятся в фабричной упаковке, с этикеткой; готовые рабочие растворы – в отдельных емкостях (они плотно закрываются крышкой, идентифицируются этикеткой, где указано наименование раствора, его назначение, состав, концентрация, срок использования).

      7. уборочный инвентарь также хранится по СанПиН. Все швабры, тряпки, емкости содержат маркировку. Кроме того, для обозначения инвентаря можно использовать цветовое кодирование, где каждый цвет будет соответствовать определенному виду уборки и помещению, где ее нужно провести. Схему с кодированием необходимо разместить в месте хранения инвентаря. Для хранения уборочного инвентаря администрация клиники должна выделить отдельное помещение, где все предметы будут стоять отдельно, в соответствии со своим назначением: для обработки стен и пола, санузлов, коридора, кабинетов.

      8. новый СанПиН для медицинских учреждений предусматривает и то, что стиральные машины следует разместить в зоне комплектации уборочных тележек, а мытье окон проводить дважды за год.

      Правила проведения генеральной уборки клиник по медицинскому СанПиН

      В соответствии с новыми требованиями, генеральную уборку в помещениях клиники необходимо проводить не менее одного раза в месяц, по расписанию заранее утвержденного графика уборок. В понятие «генеральная уборка» входит влажная уборка всех поверхностей, мытье полов, дезинфицирующая обработка инвентаря, оборудования, светильников.

      Помещения, где требуется постоянное поддержание стерильности (операционные, перевязочные, процедурные, манипуляционные, родильные залы и т.д.), генеральная уборка и дезинфекция организуют гораздо чаще, не менее раза в неделю.

      Обеззараживающие мероприятия специализированных помещений согласно медицинскому СанПиН можно проводить по факту – если возникает необходимость (эпидемиологические показания, либо плохие результаты лабораторных исследований микробной обсемененности внешней среды)

      Генеральная уборка в помещениях клиники начинается с дезинфекционной обработки стен, путем их орошения или протирания рабочим обеззараживающим раствором на всю высоту – от пола до потолка. Затем проводят стерилизацию полов, подоконников, дверей, поверхностей мебели и оборудования.

      После проведения дезинфицирующих мероприятий, санитарный персонал должен сменить средства индивидуальной защиты и еще раз протереть все поверхности чистыми, смоченными в обычной воде, тканевыми салфетками. И наконец, в помещении обеззараживается воздух.

      По завершению уборки, все использованные швабры на какое-то время замачивают в рабочем дезинфицирующем растворе, ополаскивают в проточной воде и высушивают.

      Порядок работы процедурного кабинета на основании изменений

      Деятельность процедурного кабинета должна быть организована в соответствии с изменениями в содержании СанПиН 2.1 3.2630-10, произошедшими в 2016 году. Хотя законодательно не урегулировано разделение процедурного кабинета на отдельные зоны, новые поправки включают гигиенические требования касательно планировки и структуры помещений, в которых проводятся медицинские мероприятия. Приводить в исполнение гигиенические требования нового СанПиН медучреждения могут с помощью зонирования помещений, таким образом создавая благоприятные условия для качественного выполнения лечебных процедур и соблюдения санитарно-противоэпидемического режима. Кроме того, зонирование помогает отладить технологические процессы, не давая пересекаться потокам, отличающимся по степени эпидемиологического риска.

      Говоря о делении помещения, различают следующие зоны процедурного кабинета:

    • место, в котором проводятся медицинские манипуляции или ведется работа с документацией. В этой зоне процедурного кабинета, как правило, расположены два стола – рабочий и манипуляционный и кушетка для пациентов;
    • зона процедурного кабинета, отведенная под хранение лекарственных препаратов и чистых материалов, желательно в специально предназначенном для этого медицинском шкафу, здесь же устанавливают еще один стол для манипуляций;
    • зона, где осуществляется обеззараживание инструментов и в специальной емкости скапливаются отходы после медицинских процедур. В так называемой «грязной зоне процедурного кабинета» можно вымыть руки, а также обработать после использования многоразовые инструменты дезинфицирующими средствами, хранящимися там же.
    • Для комфортной и безопасной работы нужно серьезно подходить к вопросу организации пространства в помещении и рассматривать его с учетом эргономики. У процедурной медсестры не должно быть проблем с доступом к больному. Помещение следует оборудовать таким образом, чтобы в процессе эксплуатации всегда был доступ к нужному оборудованию и инструментам, не создавалось препятствий при уборке и вместе с тем соблюдались санитарно-гигиенические нормы (Приложения к СанПиН 2.1 3.2630-10) относительно площади, количества квадратных метров на человека, освещенности и других показателей.

      В случае если в кабинете осуществляются процедуры, предусматривающие использование реагентов (метилметакрилаты, психотропные препараты, органические растворители, фенолы и формальдегиды и др.), которые выделяют летучие вредные вещества, необходимо оборудовать помещение вытяжным шкафом. Если подобные процедуры с реагентами не проводятся, то вытяжной шкаф не нужен, следует обратиться к требованиям к воздушной среде помещений раздела 6 Главы I СанПиН 2.1 3.2630-10, где устанавливаются нормируемые параметры воздушной среды.

      Помещение для вакцинации и ингаляций с учетом изменений в СанПиН

      Различные лечебные кабинеты имеют неодинаковую степень эпидемиологического риска и потому должны быть расположены отдельно друг от друга. Лечебные кабинеты, отличные по своему предназначению, также исключают возможность совместного размещения. Так, согласно пункту 10.10 Главы I СанПиН 2.1 3.2630-10 помещение ингалятория, как части отделения физиотерапии, должно располагаться обособленно от других лечебных кабинетов. Зоны ингалятория необходимо оборудовать приточно-вытяжной вентиляцией, создающей условия, в которых гарантированы постоянный воздухообмен в кабинете не реже 10 раз в час и сохранение температуры в помещении на отметке +20°C. В зоне, где предполагается проводить подготовку к лечебным процедурам и дезинфекцию медицинских приспособлений, должно быть предусмотрено наличие мойки, разделенной на две части, кипятильника для дезинфекции, поступление горячей и холодной воды, кроме того, в этой части помещения в эксплуатации должен находиться вытяжной шкаф.

      На основании содержания пункта 6.4 МУ 3.3.1891-04 «Организация работы прививочного кабинета детской поликлиники, кабинета иммунопрофилактики и прививочных бригад» в медицинском учреждении обязательно наличие кабинета, в котором будет проводиться вакцинопрофилактика, оборудование кабинета должно отвечать требованиями вышеуказанного документа.

      Установление оргтехники в зоне процедурного кабинета

      В нормативных документах отсутствуют указания, запрещающие установку компьютера в зонах процедурных кабинетов. Но важно помнить, что при установке офисного оборудования должно сохраняться разграничение потоков с различной степенью эпидемиологической опасности.

      Согласно принципам эргономичного распределения пространства, площадь помещения напрямую зависит от числа оборудованных рабочих мест, соответственно, добавление нового рабочего места с установленным там компьютером означает, что нормированная площадь помещения должна быть увеличена. Площадь, отведенная под рабочее место, где установлен монитор на базе электронно-лучевой трубки, должна быть не менее 6 кв.м., с жидкокристаллическим или плазменным монитором не менее 4,5 кв.м.

      Устройства для копирования и размножения документов – принтеры, сканеры, копировальные аппараты – занимают дополнительное пространство, что также необходимо учитывать при размещении техники. Принимая в расчет санитарно-противоэпидемические требования, компьютер, находящийся в процедурном кабинете, следует регулярно обрабатывать средствами дезинфекции, чтобы предотвратить загрязнение среды.

      Требования к медицинской одежде по СанПиН

      В медучреждениях обычно имеются отделения с разным классом опасности, и для того, чтобы не возникало пересечения потоков с различной степенью эпидемиологического риска, ношение персоналом спецодежды должно регулироваться. Смену одежды следует производить по мере необходимости.

      В СанПиН 2.1 3.2630-10 прописаны нормы и требования к медицинской одежде персонала и когда ее следует заменять. Эти правила основываются на нескольких факторах: характере осуществляемой манипуляции (хирургическая операция или уборка помещения), содержании в воздухе микроорганизмов в зависимости от вида помещения (отделение для инфекционных больных, диагностический кабинет, процедурный кабинет). Так, в начале рабочего дня сотрудники по СанПиН надевают медицинскую/спецодежду, которую необходимо поменять при необходимости войти в стерильное помещение либо когда происходит смена рода занятий. В стандарте ГОСТ Р ИСО 14644-5-2005 сформулированы нормы ношения спецодежды в чистом помещении и правила выхода из него, эти сведения изложены в справочном приложении к вышеуказанному стандарту.

      Рекомендательное приложение 20

      Приводим фрагмент ориентировочного перечня объектов, рекомендуемых для контроля в рамках ППК, с указанием частоты проведения проверочных мероприятий под ответственностью старшей медсестры, при участии среднего и младшего медицинского персонала.

      www.dirklinik.ru

      Проект Приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7. -17 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий населенных мест» (подготовлен Роспотребнадзором 28.12.2017)

      Досье на проект

      В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч.1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч.1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч.1), ст. 5498; 2007 N 1 (ч.1), ст. 21, ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; N 29 (ч.1), ст. 3418; N 30 (ч.2), ст. 3616; N 44, ст. 4984; N 52 (ч.1), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40 ст. 4969; 2011, N 1, ст. 6; N 30 (ч.1), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; N 50, ст. 7359; 2012, N 24, ст. 3069; N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3477; N 30 (ч.1), ст. 4079; N 48, ст. 6165; 2014, N 26 (ч.1), ст. 3366, ст. 3377; 2015, N 1 (ч. I), ст. 11; N 27, ст. 3951; N 29 (ч. I), ст. 4339; N 29 (ч. I), ст. 4359; N 48 (ч. I), ст. 6724; 2016, N 27 (ч. I), ст. 4160; N 27 (ч. II), ст. 4238; 2017, N 27, ст. 3932, ст. 3938; N 31 (ч. I), ст. 4765, ст. 4770) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; 2004, N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953) постановляю:

      1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7. -17 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий населенных мест» (приложение).

      2. Признать утратившим силу СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88).

      УТВЕРЖДЕНЫ
      постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
      от «___» _______201 г. N ___

      Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий населенных мест

      Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
      СанПиН 2.1.7. -17
      _________________________________________________________________

      I. Общие положения и область применения.

      1.1. Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и обслуживанию территории населенных мест и мест массового пребывания населения, условиям сбора и(или) накопления (далее — накопление), транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов (далее — ТКО) и жидких бытовых отходов, обращения с хозяйственно-бытовыми сточными водами.

      1.2. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормы (далее — санитарные правила) разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      1.3. Требования настоящих правил являются обязательными для соблюдения органами исполнительной власти субъектов, местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, деятельность которых связана с санитарной очисткой территорий населенных мест и отдельных объектов; с эксплуатацией зданий, сооружений, с накоплением и транспортированием ТКО; жидких бытовых отходов (хозяйственно-бытовых сточных вод); с благоустройством и содержанием территории населенных мест, мест массового пребывания населения, а также для органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

      1.4. Организация системы накопления, транспортирования (вывоза) ТКО, жидких бытовых отходов, а также обращение с хозяйственно-бытовыми сточными водами и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих санитарных правил.

      1.5. Деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению ТКО, жидких бытовых отходов, обращению с хозяйственно-бытовыми сточными водами должна осуществляться в соответствии с действующим законодательством в сфере обращения с отходами производства и потребления и законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения.

      1.6. Объектами очистки являются территория населенных мест и мест массового пребывания населения, на которых расположены отдельные объекты любого назначения и форм собственности, в том числе территория многоэтажной жилой застройки и частный жилой сектор, садоводства и дачные некоммерческие товарищества, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, включая остановки общественного транспорта, места отдыха и другие.

      1.7. При осуществлении деятельности по санитарной очистке территорий, зданий, сооружений и иных объектов, включая накопление и транспортирование ТКО, благоустройства и уборки территорий должны соблюдаться требования настоящих и других действующих санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов по обращению с отходами и благоустройству территории.

      1.8. Накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО обеспечивается региональным оператором по обращению с ТКО (далее — региональный оператор) в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

      В случае если в территориальной схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах накопления ТКО, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах накопления ТКО в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший территориальную схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах накопления ТКО в установленном порядке.

      1.9. Транспортирование ТКО и жидких бытовых отходов, а также (при необходимости) хозяйственно-бытовых сточных вод с территории населенных мест и отдельных объектов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с помощью специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств.

      1.10. Накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов производства должны осуществляться в соответствии с действующим законодательством в сфере обращения с отходами.

      1.11. На территории жилой застройки и отдельно стоящих объектов должны быть оборудованы контейнерные площадки и специальные площадки для крупногабаритных отходов для накопления ТКО.

      1.12. Собственникам зданий жилого, общественного, производственного и другого назначения для определения необходимого числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров, бункеров, пакетов или других емкостей в предусмотренных законодательством случаях) следует исходить из численности обслуживаемого населения, пользующегося мусоросборниками и нормативов накопления ТКО.

      1.13. Транспортирование ТКО осуществляется с учетом положений, предусмотренных действующим законодательством.

      1.14. Организация накопления ТКО с территории некоммерческих организаций (садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан, гаражно-строительных кооперативов и других) обязана осуществляться данными организациями, а транспортирование ТКО для последующей утилизации, обработки, обезвреживания, размещения должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления.

      1.15. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие мероприятия по санитарной очистке населенных мест и отдельных объектов (в том числе накопление, транспортирование ТКО, жидких бытовых отходов, а также обращение с хозяйственно-бытовыми сточными водами) и физические лица, владеющие на законном правовом основании выгребными ямами, септиками, туалетными кабинами, обязаны обеспечить проведение дезинфекции, дезинсекции, дератизации соответствующей территории контейнерной площадки, выгребных ямам, септиков, туалетных кабин и дезинфекцию оборудования для накопления отходов, транспорта в соответствии действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

      1.16. Обращение с ТКО должно осуществляться на специально оборудованных сооружениях, предназначенных для обработки, обезвреживания, утилизации, размещения отходов: полигоны ТКО, мусоросортировочные и перерабатывающие пункты, комплексы, установки, мусоросжигательные заводы, а жидких бытовых отходов (хозяйственно-бытовых сточных вод) — на объекты размещения отходов, очистные сооружения, сливные станции и(или) иные сооружения, предназначенные для приема сточных вод. Запрещается вывозить и сбрасывать отходы на другие, не предназначенные для этого, места.

      1.17. Ответственность за соблюдение требований настоящих санитарных правил возлагается на органы исполнительной власти субъектов, местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей, юридических и должностных лиц, физических лиц.

      1.18. Контроль за соблюдением настоящих санитарных правил осуществляется органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      II. Обращение с твердыми коммунальными отходами и жидкими бытовыми отходами.

      2.1. Обращение с твердыми коммунальными отходами.

      2.1.1. Накопление несортированных ТКО на территории многоэтажной жилой застройки, частного жилого сектора, садоводств, дачных некоммерческих товариществ и т.п., отдельных объектов любого назначения и форм собственности должно осуществляться в мусоросборники, предназначенные для их накопления. Все виды мусоросборников (контейнеры, бункеры и другие, предусмотренные законодательством в сфере обращения с отходами производства и потребления) должны быть водонепроницаемыми, находиться в исправном состоянии, исключающем возможность самопроизвольного попадания отходов из мусоросборника на площадку его размещения, в том числе на контейнерную площадку.

      2.1.2. Для установки мусоросборников всех типов должна быть оборудована контейнерная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и (или) ограждением и имеющая подъездной путь, достаточный для беспрепятственного доступа к контейнерной площадке мусоровоза.

      2.1.3. Места размещения контейнерных площадок на территории населенных мест, их число устанавливаются в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами. Расстояние от объектов нормирования (жилых зданий, детских и спортивных площадок, детских дошкольных организаций, детских образовательных организаций, организаций, осуществляющих медицинскую деятельность) до контейнерных площадок, должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров. В случае размещения контейнеров в специально оборудованных объектах, не являющихся объектами капитального строительства, с обеспечением их естественной вентиляцией, допускается установка не более 15 контейнеров.

      В условиях сложившейся застройки, не позволяющей обеспечить выполнение установленных требований по соблюдению расстояния от контейнерной площадки до объектов нормирования, допускается сокращать это расстояние до 10 метров при условии увеличенной кратности проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на контейнерных площадках, площадках для размещения бункеров для крупногабаритных отходов (Приложение 1).

      В условиях сложившейся застройки в специально оборудованных объектах, не являющихся объектами капитального строительства, с обеспечением их вентиляцией, допускается установка не более 10 контейнеров.

      2.1.4. Места размещения передвижных и стационарных пунктов приема отходов от использования товаров, упаковки товаров определяются органами местного самоуправления. Указанные места размещения пунктов приема должны быть удалены от жилых зданий, территорий дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций на расстояние не менее 20 метров.

      Ответственность за содержание территории размещения передвижных и стационарных пунктов приема несут собственники земельного участка, на котором расположены пункты приема.

      Ответственность за содержание передвижных и стационарных пунктов приема отходов несет собственник (арендатор) данных пунктов.

      2.1.5. При накоплении несортированных ТКО в мусоросборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения.

      Срок хранения несортированных ТКО при среднесуточной температуре -5 ?С и ниже (далее — холодное время года) должен быть не более пяти суток, при среднесуточной температуре выше -5 ?С (далее — теплое время года) — не более двух суток (Приложение 1).

      2.1.6. В труднодоступных, малонаселенных и удаленных населенных пунктах, в том числе в субъектах Российской Федерации Арктической зоны допускается увеличение сроков хранения несортированных ТКО, указанных в пункте 2.1.5 настоящих санитарных правил, но не более чем на 5 дней (Приложение 1).

      2.1.7. Территория контейнерной площадки, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО после выгрузки мусоросборников в мусоровоз должна быть очищена от отходов.

      2.1.8. На контейнерных площадках должна проводиться дезинфекция, дератизация, дезинсекция в соответствии с действующими санитарными правилами.

      Дезинфекция, дезинсекция, дератизация должны проводиться средствами, разрешёнными к применению в установленном порядке.

      Периодичность промывки и дезинфицирования контейнеров, контейнерных площадок определяется в соответствии с порядком проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на контейнерных площадках, площадках для размещения бункеров для крупногабаритных отходов (Приложение 1).

      Деревянные сборники — дезинфицировать после каждого опорожнения.

      2.1.9. При размещении на территории контейнерной площадки оборудования, предназначенного для раздельного накопления ТКО, вывоз разделенного отхода осуществляется по мере его накопления.

      Вывоз отходов от использования товаров и других потенциально эпидемиологически опасных отходов осуществляется не реже одного раза в два дня.

      Сортировка отходов из мусоросборников, а также из транспорта предприятий не допускается.

      2.1.10. Многоквартирные жилые дома, оборудованные мусоропроводом, должны быть оборудованы системами очистки и дезинфекции мусоропровода.

      2.1.11. Вход в мусороприемную камеру следует изолировать от входа в здание и в другие помещения. Пол камеры должен быть на одном уровне с асфальтированным подъездом. Категорически запрещается сброс ТКО из мусоропровода непосредственно на пол мусороприемной камеры (в мусороприемной камере должен быть запас контейнеров или емкости в контейнерах не менее чем на двое суток). Контейнеры или иные емкости, используемые для складирования отходов в мусороприемной камере, должны быть изготовлены из водонепроницаемого материала и подлежат промывке и дезинфекции не реже одного раза в 5 дней вместе с помещением и оборудованием мусороприемной камеры.

      2.1.12. Конструкция верхней части ствола мусоропровода должна обеспечивать установку устройства для очистки, промывки и дезинфекции (дезинсекции) внутренней поверхности ствола.

      2.1.13. В мусоропроводах должна быть обеспечена вентиляция.

      2.1.14. Мусоропровод, мусороприемная камера должны быть исправными. Крышки загрузочных клапанов мусоропроводов на лестничных клетках должны иметь уплотнения, обеспечивающие герметизацию и шумоподавление при закрытии. В жилых домах, имеющих мусоропроводы, должны быть обеспечены условия для чистки, дезинфекции и дезинсекции ствола мусоропровода, для чего стволы оборудуются соответствующими устройствами. Работы по очистке, промывке и дезинфекции ствола мусоропровода должны проводиться не реже 2 раз в год.

      2.1.15. Организация, занимающаяся техническим обслуживанием и эксплуатацией зданий и сооружений, оборудованных мусоропроводами или другими системами накопления отходов, должна иметь график санитарной обработки, дезинсекции, дезинфекции, дератизации камер, стволов, приемных устройств, мусороприемных камер средствами, разрешёнными к применению в установленном порядке, и вести учетно-отчетную документацию о его выполнении.

      2.1.16. В многоквартирном доме ответственность за содержание камеры, мусоропровода, мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов из камеры, несут организации, осуществляющие управление многоквартирным домом.

      2.1.17. Накопление отходов от использования товаров, упаковки товаров от населения, предприятий и организаций может осуществляться предприятиями, осуществляющими обращение с отходами производства и потребления, в установленном законодательством порядке. Размещение, оборудование, содержание и эксплуатация передвижных и стационарных пунктов приема данных отходов определяется в соответствии с действующим законодательством с учетом требований настоящих санитарных правил.

      2.1.18. Накопление крупногабаритных отходов должно осуществляться в контейнеры-сборники (бункеры), специальные площадки в соответствии с территориальными схемами обращения с отходами.

      2.1.19. Специальная площадка для установки бункера должна располагаться не ближе 10 метров от объектов нормирования (жилых зданий, детских и спортивных площадок, детских садов, школ и медицинских организаций), должна иметь достаточную площадь для установки бункера, искусственное твердое водонепроницаемое стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, плитка и другие) и подъездные пути для автотранспорта. Кратность проведения работ по промывке и дезинфекции бункера и специальной площадки, работ по дератизации и дезинсекции указана в Приложении 1 настоящих санитарных правил.

      2.1.20. Вывоз крупногабаритных отходов следует производить по мере их накопления в бункерах для крупногабаритных отходов. Транспортирование крупногабаритных отходов от мест накопления к местам осуществления деятельности по обращению с отходами должно осуществляться специально оборудованными и снабженными специальными знаками транспортными средствами в соответствии с требованиями законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления.

      Не допускается потеря отходов (части отходов) при осуществлении их транспортирования.

      2.1.21. При отсутствии в населенном пункте мусоросборников — бункеров, для накопления крупногабаритных отходов может быть использована специальная площадка, имеющая сплошное водонепроницаемое покрытие (асфальтовое, бетонное) и ограждение с трех сторон.

      2.2. Обращение с жидкими бытовыми отходами.

      2.2.1. Хозяйственно-бытовые сточные воды населенных пунктов и отдельных зданий должны отводиться в централизованные или нецентрализованные системы водоотведения.

      Жидкие бытовые отходы представляют собой хозяйственно-бытовые сточные воды, образующиеся в результате жизнедеятельности человека (фекальные и бытовые отходы нецентрализованной канализации).

      2.2.2. В населенных пунктах при отсутствии централизованной и нецентрализованной систем водоотведения, для отдельных зданий и(или) групп зданий допускается сбор жидких бытовых отходов (хозяйственно-бытовых сточных вод) в локальные очистные сооружения (септики и т.д.), либо организация накопления жидких бытовых отходов (хозяйственно-бытовых сточных вод) в водонепроницаемые ёмкости (выгребные ямы, баки-накопители и т.д.) с их последующей транспортировкой и сбросом в централизованные системы водоотведения или иные сооружения, предназначенные для приема сточных вод.

      2.2.3. Собственники и (или) иные лица, владеющие и (или) эксплуатирующие отдельные здания, сооружения, объекты, в том числе мобильные туалетные кабины, при пользовании и (или) эксплуатации которых образуются жидкие бытовые отходы (хозяйственно-бытовые сточные воды), заключают с гарантирующей организацией, определенной в соответствии с законодательством о водоснабжении и водоотведении, в границах зоны ее деятельности, или с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией, договоры предусматривающие вывоз жидких бытовых отходов (хозяйственно-бытовых сточных вод).

      2.2.4. Собственники и (или) иные лица, владеющие и (или) эксплуатирующие отдельные здания, сооружения, объекты, в том числе мобильные туалетные кабины обеспечивают создание, ремонт, надлежащее содержание и эксплуатацию объектов накопления жидких бытовых отходов (хозяйственно-бытовых сточных вод), в том числе своевременный вывоз жидких бытовых отходов (хозяйственно-бытовых сточных вод).

      2.2.5. Место накопления жидких бытовых отходов (хозяйственно-бытовых сточных вод) должно иметь обозначение «Место накопления ЖБО».

      Собственники и (или) иные лица, владеющие и (или) эксплуатирующие отдельные здания, сооружения, объекты, в том числе мобильные туалетные кабины, обеспечивают доступ к месту накопления жидких бытовых отходов (хозяйственно-бытовых сточных вод) федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, его территориальным органам, органам местного самоуправления поселений (городского округа), гарантирующей организации.

      2.2.6. Выгребная яма (далее — выгреб) должна иметь подземную водонепроницаемую емкостную часть глубиной не более 3 метров и наземную часть в виде люка с крышкой, крышка люка должна быть закрыта и защищена от доступа посторонних лиц. Объем выгребов определяется с учетом количества образующихся сточных вод.

      Расстояние от выгребов до жилых домов, лечебно-профилактических организаций, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных учреждений, организаций общественного питания, детских, спортивных площадок определяется органами местного самоуправления, но не менее 10 метров.

      2.2.7. Жидкие бытовые отходы (хозяйственно-бытовые сточные воды) собираемые и накапливаемые в водонепроницаемых емкостях, для последующего приема на сливные станции и (или) очистки на канализационных очистных сооружениях и(или) иных сооружениях, предназначенных для приема сточных вод, транспортируются специально оборудованными и снабженным специальными знаками транспортными средствами, необходимыми для выполнения заявленных работ (ассенизационный вакуумный транспорт).

      Вывоз жидких бытовых отходов непосредственно на поля и огороды запрещается.

      2.2.8. Прием жидких бытовых отходов (хозяйственно-бытовых сточных вод) от не канализованных районов должен осуществляться на очистных сооружениях, сливных станциях, предназначенных для приема и(или) очистки жидких бытовых отходов (хозяйственно-бытовых сточных вод), и(или) иных сооружениях, предназначенных для приема сточных вод, определяемых организациями водопроводно-канализационного хозяйства с учетом требований законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения.

      2.2.9. Выгребы для накопления жидких бытовых отходов (хозяйственно-бытовых сточных вод) в неканализованном жилом секторе устанавливаются в виде дворовых помойниц и дворовых уборных. Дворовые помойницы должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. Для удобства очистки решетки передняя стенка помойницы должна быть съемной или открывающейся. При наличии дворовых уборных выгреб может быть общим.

      2.2.10. Дворовые уборные должны иметь надземную часть, выполненную из плотно пригнанных материалов (досок, кирпичей, блоков и другие), водонепроницаемый выгреб, выполненный из водонепроницаемых материалов, глубиной не более 3 метров. Дворовые уборные и выгребы должны быть удалены от жилых зданий, детских организаций, площадок для игр детей и отдыха населения. Расстояние от них до дворовых уборных определяется органами местного самоуправления.

      В условиях децентрализованного водоснабжения дворовые уборные должны быть удалены от колодцев (каптажей родников) предназначенных для общественного пользования на расстояние не менее 50 метров.

      2.2.11. Не допускается наполнение выгреба выше, чем до 0,35 метров от поверхности земли. Выгреб следует очищать по мере его заполнения.

      2.2.12. Наземная часть помойниц и дворовых уборных должна быть непроницаемой для грызунов и насекомых. Должна проводиться дезинфекция неканализованных уборных и выгребов средствами, разрешёнными к применению в установленном порядке.

      III. Уборка территории населенных мест.

      3.1. Органы местного самоуправления должны принимать участие в организации деятельности по накоплению ТКО, в том числе раздельному, их транспортированию с территории соответствующих поселений, в том числе листвы, снега. За накопление ТКО, в том числе раздельное, их транспортирование с территории соответствующих поселений, в том числе листвы, снега, несут ответственность организации, предприятия и учреждения, осуществляющие уборку закрепленных за ними территорий.

      3.2. На всех площадях и улицах, в садах, парках, на остановках городского транспорта, около входа в административные и общественные здания, около киосков, палаток, павильонов мелкорозничной торговли и магазинов, в других общественных местах должны быть установлены урны.

      Количество урн определяется органами местного самоуправления. Очистка урн должна производиться по мере их наполнения. За содержание урн в чистоте несут ответственность организации, предприятия и учреждения, осуществляющие уборку закрепленных за ними территорий.

      3.3. На конечных площадках маршрутного пассажирского автотранспорта должны быть установлены контейнеры для накопления ТКО, образующегося при проведении уборок подвижного состава. Допускается установка контейнеров вблизи санитарно-бытовых помещений, предназначенных для водителей маршрутного пассажирского транспорта. Обязанность по надлежащему содержанию санитарно-бытовых помещений и контейнерных площадок на конечных остановках общественного транспорта возлагается на хозяйствующие субъекты, обслуживающие пассажирские маршруты.

      3.4. Запрещается у киосков, палаток, павильонов мелкорозничной торговли и магазинов складировать тару и запасы товаров, а также использовать для складирования прилегающие к ним территории.

      3.5. В период листопада опавшие листья необходимо своевременно убирать. Собранные листья следует вывозить на специально отведенные органами местного самоуправления земельные участки для дальнейшей утилизации. Сжигать листья на территории жилой застройки, в скверах и парках запрещается.

      3.6. Механизированную мойку, поливку и подметание проезжей части улиц и площадей с усовершенствованным покрытием в летний период следует производить в плановом порядке.

      3.7. Улицы с повышенной интенсивностью движения в целях обеспечения гигиенических нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений при среднесуточной температуре выше 20 ?С требуется поливать по мере необходимости.

      3.8. Проезжую часть улиц, на которых отсутствует ливневая канализация, в целях обеспечения гигиенических нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений следует убирать подметально-уборочными машинами по мере необходимости.

      3.9. Запрещено заправлять поливомоечные и подметально-уборочные машины технической водой и водой из открытых водоемов.

      3.10. В холодное время года для очистки дорожных покрытий, в случае невозможности очистки дорожного покрытия только механическим способом, допускается сочетание механической очистки с использованием противогололедных материалов и реагентов, разрешённых к применению в установленном порядке.

      3.11. Запрещено перемещение, переброска и складирование снега и скола льда, загрязненного противогололедными материалами и реагентами, на площади зеленых насаждений, детские площадки, спортивные площадки.

      3.12. Собранный снег вывозится на снегоплавильные установки, размещение и функционирование которых должно отвечать требованиям санитарного законодательства в части установления санитарно-защитных зон и соблюдения гигиенических нормативов по уровням шума и концентрациям загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Допускается складирование снега на специально отведённых земельных участках. Места складирования определяются органами местного самоуправления с учетом предотвращения возможного загрязнения талыми водами водных объектов, территорий населенных мест.

      3.13. Не допускается размещения мест складирования снега в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения.

      3.14. На территории жилой застройки, в дворах, парках, скверах, пешеходных зонах, на тротуарах, остановочных пунктах маршрутных транспортных средств не допускается наличие снега и зимней скользкозти после окончания работ по их устранению в сроки, установленные нормативными правовыми актами и национальными стандартами Российской Федерации.

      IV. Уборка территорий обособленных объектов.

      4.1. Территории зон рекреационного назначения (пляжи).

      4.1.1. Ежегодно на пляж должен подсыпаться чистый песок или галька.

      Использование песка для подсыпки пляжа допускается при наличии документов, подтверждающих его безопасность по бактериологическим, паразитологическим, санитарно-химическим и радиологическим показателям.

      На песчаных пляжах не реже одного раза в неделю следует производить механизированное рыхление поверхностного слоя песка с удалением собранных отходов. После рыхления песок необходимо выравнивать.

      4.1.2. На территории пляжа должны быть установлены раздевалки (кабины) для переодевания, туалеты, урны. Количество определяется собственником пляжа или эксплуатирующей пляж организацией с учетом максимальной посещаемости пляжа населением.

      4.1.3. На пляжах должна производиться по мере загрязнения, но не реже одного раза в сутки, уборка берега, раздевалок, туалетов. Уборка туалетов должна проводиться с использованием моющих средств и разрешенных в установленном порядке дезинфицирующих средств (в соответствии с методическими документами, регламентирующими применение используемого дезинфицирующего средства).

      4.1.4. Урны следует размещать не менее 10 метров от уреза воды, Урны должны быть расставлены из расчета не менее одной урны на 1600 кв. метров территории пляжа. Расстояние между установленными урнами не должно превышать 40 метров.

      4.1.5. Накопление ТКО необходимо осуществлять в контейнеры с оборудованием контейнерной площадки в соответствии с пунктом 2.1.4. настоящих санитарных правил. Расстояние от контейнерной площадки до уреза воды должно составлять не менее 50 метров.

      4.1.6. Контейнеры для ТКО следует устанавливать из расчета один контейнер на 3500-4000 кв. метров площади пляжа.

      4.1.7. Вывоз ТКО необходимо осуществлять по мере заполнения контейнеров, мероприятия по дератизации, дезинфекции, дезинсекции контейнеров и территории контейнерной площадки — с кратностью, указанной в Приложении 1 настоящих санитарных правил.

      4.1.8. На территориях пляжей необходимо устраивать туалеты из расчета одно место на 75 посетителей. Расстояние от туалетов до уреза воды должно составлять не менее 50 метров. При устройстве туалетов должен быть предусмотрен отвод сточных вод на очистные сооружения. При отсутствии канализации необходимо обеспечить установку мобильных туалетных кабин.

      4.1.9. На пляжах и в воде водного объекта запрещается использовать моющие и стиральные средства.

      4.1.10. Использование водного объекта в рекреационных целях допускается только при наличии у собственника и (или) эксплуатирующей пляж организации санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарно-эпидемиологическим государственным правилам и нормативам водного объекта, планируемого к использованию (используемого) в рекреационных целях.

      4.1.11. Въезд на территорию пляжа транспортных средств автомобильного транспорта запрещен, за исключением специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств для содержания территории.

      4.2. Территории зон рекреационного назначения (парки).

      4.2.1. Мероприятия по уборке парков как территории зон рекреационного назначения должны проводиться в соответствии с Графиком, утвержденным собственником парка и (или) организацией, осуществляющей эксплуатацию парка, но не реже одного раза в сутки.

      4.2.2. Хозяйственная зона парков с контейнерными площадками для накопления ТКО должна быть расположена на расстоянии не менее 50 метров от мест массового скопления отдыхающих (эстрады, фонтаны, главные аллеи, зрелищные павильоны и др.).

      4.2.3. При определении числа урн на территории парка целесообразно исходить из расчета одна урна на 800 кв. метров площади парка. На главных аллеях расстояние между урнами должно быть не более 40 метров.

      Каждый объект торговли (продовольственной, сувенирной, книжной продукции и др.) должен быть оборудован урной (емкостью) объемом не менее 10 литров.

      4.2.4. При определении числа контейнеров для хозяйственных площадок территории зон рекреационного назначения следует исходить из среднего объема накопления отходов за 3 дня.

      4.2.5. Общественные туалеты на территории парков необходимо устраивать исходя из расчета одно место на 500 посетителей. При отсутствии централизованных систем водоотведения (канализования) необходимо устройство мобильных туалетных кабин. Накопление жидких бытовых отходов из туалетов осуществляется организациями, лицензированными в установленном порядке, в нерабочее время по мере заполнения, но не реже 1 раза в сутки в теплое время года и 1 раза в неделю в холодное время года.

      Уборка туалетов на территории парков должна проводиться ежедневно с использованием моющих средств и разрешенных в установленном порядке дезинфицирующих средств (в соответствии с методическими документами, регламентирующими применение используемого дезинфицирующего средства).

      Накопление жидких бытовых отходов из мобильных туалетных кабин осуществляется хозяйствующими субъектами по мере заполнения, но не реже 1 раза в сутки в теплое время года, в соответствии с пунктами 2.2.3.; 2.2.4.; 2.2.5. настоящих санитарных правил.

      4.2.6. Администрация парка обязана обеспечить проведение регулярных дератизационных и дезинсекционных мероприятий, в том числе направленных на ликвидацию переносчиков заболеваний, опасных для человека, кратность мероприятий которых определяется в соответствии с порядком проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на контейнерных площадках, площадках для размещения бункеров для крупногабаритных отходов (Приложение 1).

      4.2.7. На территории парков запрещается сжигать опавшую листву и скошенную траву.

      4.3. Рынки (места санкционированной временной уличной торговли).

      4.3.1. Территория рынка (места санкционированной временной уличной торговли) включая хозяйственные и складские площадки, подъездные пути и подходы должны иметь твердое покрытие (асфальтовое, бетонное, плитка) с уклоном, обеспечивающим сток дождевых и талых вод.

      На рынках (места санкционированной временной уличной торговли) площадью менее 0,2 га, расположенных на территории сельских поселений, допускается утрамбованная грунтовая поверхность.

      4.3.2. Территория рынка (места санкционированной временной уличной торговли), предназначенная для отстоя автотранспорта, должна иметь твердое покрытие (асфальтовое, бетонное, плитка) и бордюр, препятствующий попаданию ливнестока с данной территории на территорию торговых рядов.

      4.3.3. График проведения мероприятий по уборке территории рынка (места санкционированной временной уличной торговли) утверждается юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, осуществляющим эксплуатацию рынка. Уборка проводится до начала рабочего дня, по мере загрязнения территории, после окончания работы.

      Удаление ТКО с контейнерных площадок не должно нарушать санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания.

      4.3.4. На рынках (местах санкционированной временной уличной торговли), где отсутствует возможность присоединения к централизованным или нецентрализованным канализационным сетям должны быть установлены мобильные туалетные кабины, которые располагаются на расстоянии не менее 25 метров от мест торговли. Расстояние от жилых зданий, детских организаций, площадок для игр детей и отдыха населения до туалетов должно быть не менее 20 метров.

      Накопление жидких бытовых отходов из туалетов осуществляется хозяйствующими субъектами в нерабочее время по мере заполнения, но не реже 1 раза в сутки в теплое время года, в соответствии с пунктами 2.2.3; 2.2.4; 2.2.5 настоящих санитарных правил.

      Уборка туалетов должна проводиться ежедневно (каждые 3 часа) с использованием моющих средств и разрешенных в установленном порядке дезинфицирующих средств (в соответствии с методическими документами, регламентирующими применение используемого дезинфицирующего средства).

      4.3.5. На рынках (местах санкционированной временной уличной торговли) должны быть установлены урны. Число урн, расстояние между ними определяется эксплуатирующей организацией с учетом нормативов накопления отходов. Накопление ТКО осуществляется в контейнеры, вместимость контейнеров, их число определяется в соответствии с нормами накопления ТКО, утвержденных органами исполнительной власти субъектов.

      4.3.6. Размещение и оборудование контейнерных площадок, контейнеров для накопления ТКО должно соответствовать пунктам 2.1.3. и 2.1.4. настоящих санитарных правил.

      Администрации организаций, эксплуатирующих рынки (места санкционированной временной уличной торговли) для определения необходимого числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров, бункеров) следует исходить из численности покупателей и продавцов, пользующихся мусоросборниками и нормативов накопления отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению ТКО, включая крупногабаритные и пищевые отходы.

      4.3.7. На рынке должно быть организовано раздельное накопление ТКО и отходов от использования товаров, реализуемых на территории рынка.

      4.3.8. Один раз в неделю обязан быть проведен санитарный день для уборки и дезинфекции всей территории рынка (мест санкционированной временной уличной торговли), основных и подсобных помещений, технологического и холодильного оборудования, торговых мест, контейнерных площадок и других.

      4.3.9. Технический персонал рынка (мест санкционированной временной уличной торговли) после его закрытия ежедневно должен производить основную уборку территории. В теплое время года на рынках, (местах санкционированной временной уличной торговли) имеющих твердое покрытие, следует проводить ежедневную мойку территории.

      4.3.10. Администрация рынка (мест санкционированной временной уличной торговли) в соответствии с действующими санитарными правилами обязана обеспечить проведение дератизационных мероприятий не реже 1 раза в месяц, а дезинсекционных мероприятий не реже 2 раз в месяц.

      www.garant.ru