Полезные статьи

Процедура оформления штрафа

Проводим служебное расследование: правила оформления документов

Очень часто в компаниях при отсутствии службы безопасности проведение расследования по факту проступка работника возлагают на специалистов по персоналу. Конечно, можно воспринимать процесс как малоприятный и карательный. Бытует мнение, что при обнаружении факта проступка сотрудника достаточно пожурить нарушителя либо провести душеспасительную беседу, и все станет на свои места. Но не всегда это срабатывает: сотрудники продолжают нарушать трудовую дисциплину . И уж если превентивные меры не помогают, то стоит взять на вооружение “тяжелую артиллерию“ — дисциплинарные взыскания. Однако, чтобы наложить на работника подобное взыскание, необходимо доказать, что именно он совершил этот проступок, что взыскание наложено законно и в срок. Доскональное и четкое документальное оформление при неблагоприятном развитии событий и увольнении работника позволит отстоять свою правоту в суде или перед трудовой инспекцией.

———————————
Дисциплина труда (ч. 1 ст. 189 ТК РФ) — это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

С чего все начинается

Конечно, с самого факта дисциплинарного проступка. Что же считать проступком? Трудовой кодекс дает определение дисциплинарного проступка в ст. 192: неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Трудовые обязанности, согласно опять же ТК РФ, определены трудовым договором и должностной инструкцией и представляют собой трудовую функцию, которую работник обязан лично выполнять за определенную плату, соблюдая правила внутреннего трудового распорядка (ст. ст. 15, 57 ТК РФ). Таким образом, невыполнение обязанностей можно толковать как неисполнение трудовой функции, определенной трудовым договором и должностной инструкцией. Данное определение отсылает нас к понятию “трудовые отношения“. Трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 15 ТК РФ). Трудовые отношения возникают только с момента подписания трудового договора, носят длящийся характер, так как работник, заключив трудовой договор, вступает в правоотношения для выполнения определенной трудовой функции, а не разового задания. При этом работник становится обладателем не только прав, но и обязанностей, закрепленных ст. ст. 20 и 21 ТК РФ. Поэтому работодатель имеет право наказать работника, который в определенный отрезок времени не выполнял трудовую функцию, даже тогда, когда задание все-таки было выполнено в срок. Эти понятия являются отправной точкой в определении самого дисциплинарного проступка.

Каждый работодатель может определить для себя список проступков, при совершении либо же несовершении которых на работников будут налагаться дисциплинарные взыскания. В самых общих чертах все проступки можно отнести к следующим группам:

— любой случай нарушения правил внутреннего трудового распорядка (например, ранний уход с работы, опоздание с перерыва или к началу рабочего дня);

— невыполнение, некачественное исполнение работником трудовой функции (например, если по договору у работника трудовой функцией обозначено ежедневное мытье подоконников, а он моет их через день);

— любое нарушение трудового договора или должностной инструкции (например, должностной инструкцией предусмотрено ежедневное заполнение отчетов о проделанной работе за день, а представление отчетов руководителю — каждую пятницу, но работник заполняет отчеты от случая к случаю, однако в пятницу сдает все);

— нарушения других локальных нормативных актов (например, инструкции по охране труда, даже если это не привело к трагическим последствиям);

— причинение материального ущерба (например, утрата, недостачи или незаконное расходование материальных средств);

— превышение права, причиняющего ущерб другим работникам (например, самостоятельная смена работником сетевых настроек пользователя на своем рабочем компьютере либо самовольная установка программного обеспечения);

— злоупотребление правом (например, сокрытие работником временной нетрудоспособности на время его увольнения с работы, систематическое нарушение правил внутреннего трудового распорядка сотрудником, имеющим гарантии при расторжении трудового договора).

Но этот проступок должен быть в первую очередь обнаружен. Днем обнаружения проступка можно считать день, когда должностному лицу стало известно о совершенном проступке. Причем согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 “О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации“ это должностное лицо, “которому по работе (службе) подчинен работник“ (далее — Постановление Пленума ВС РФ N 2) .

Следовательно, при выявлении нарушения трудовой дисциплины работник, обнаруживший данный факт, обязан оповестить руководство о происшествии. Целесообразно оговориться, что сотрудник должен оповестить сначала своего непосредственного руководителя, а тот, соответственно, начальника работника, предположительно виновного. Именно этот руководитель принимает решение о возбуждении служебного расследования. Для оформления расследования очень важно то, как происходит данное оповещение. Факт нарушения и обстоятельства, при которых произошло обнаружение происшествия, должны быть зафиксированы в служебной записке или в докладной записке сотрудника, оформленной на имя директора компании. Служебная записка может быть в электронном виде, если это позволяют технические средства предприятия, однако чаще служебные записки подаются в бумажном виде (см. пример 1).

Директору ЗАО “Жираф“
Баранову Ю.Д.

от бизнес-тренера
Филиппенко Л.И.

Довожу до вашего сведения, что вчера, 14.09.2009, в 10.00 было сорвано занятие с клиентами в учебном классе (каб. N 6) из-за неподготовленного демонстрационного оборудования. Проектор не был настроен и не был подключен к компьютеру, экран не был повешен. Заявка на обеспечение занятия поступила в технический отдел 03.09.2009.

При попытке решить вопрос оперативно было выяснено, что системного администратора Скляренко А.Н. не было на рабочем месте, а системный администратор Пегов Д.В., находясь на своем рабочем месте, смотрел видео, используя свой компьютер.

Далее факт обнаружения должен быть документально зафиксирован. То есть служебная записка должна быть принята к исполнению, проставлен входящий номер и дата принятия. Это очень важный момент в производстве служебного расследования. Именно с фиксации факта проступка начинается период времени, в течение которого административное расследование должно быть завершено и вынесено решение. Трудовой кодекс определяет, что этот период должен быть равен одному месяцу (ч. 3 ст. 193 ТК РФ). Он может быть продлен на время болезни и/или отпуска сотрудника, в отношении которого проводится служебное расследование, но не более чем на 6 месяцев. Однако по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки дисциплинарное взыскание может быть применено не позднее двух лет со дня его совершения. В эти сроки не включается время производства по уголовному делу.

Порядок проведения расследования

Для производства служебного расследования должна быть обязательно сформирована комиссия. Обычно комиссия состоит не менее чем из трех человек. Как правило, комиссию возглавляет либо начальник службы безопасности, либо начальник службы персонала. В состав комиссии включаются специалисты службы безопасности, специалисты службы персонала и представители профсоюзной организации. В комиссии не может быть непосредственного руководителя того работника, в отношении которого проводится служебное расследование, и руководителей организации, принимающих решения по вынесению дисциплинарного взыскания. Это необходимое условие для соблюдения объективности и исключения предвзятости в проводимом расследовании.

Трудовой кодекс в определении порядка проведения служебного расследования указывает на определенные требования в самой процедуре (ст. 193 ТК РФ). В этой статье указан перечень фактов, которые подлежат расследованию. Также в Постановлении Пленума ВС РФ N 2 даны уточнения данного перечня: предшествующее поведение работника и его отношение к труду.

Таким образом, в ходе служебного расследования целесообразно получить ответы на следующие вопросы:

— факт нарушения дисциплины труда (когда, где и какими средствами он был совершен);

— кто является виновником нарушения дисциплины труда (ч. 1 ст. 192 ТК РФ);

— какие обстоятельства и причины привели к совершению проступка (ч. 5 ст. 192 ТК РФ);

— какова тяжесть совершенного проступка и последствия нарушения дисциплины труда (ч. 5 ст. 192 ТК РФ);

— наличие или отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность виновного лица;

— каково было предшествующее поведение работника и его отношение к труду.

Первым шагом работы комиссии при проведении служебного расследования является выявление виновного в нарушении трудовой дисциплины и обстоятельства ее нарушения. Далее комиссия должна доказать вину нарушителя, тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

При выявлении лица, допустившего дисциплинарный проступок, комиссия должна затребовать от работника объяснение в письменном виде. Круг лиц, от которых может быть получено объяснение, не ограничен и определяется председателем комиссии. Требование оформляется в виде уведомления (см. пример 2). В уведомлении кратко сообщается о факте происшествия, приводятся данные на работника, от которого требуется объяснение, и перечисляются вопросы, на которые он должен ответить. При получении данного уведомления работник обязан расписаться в отметке о получении.

Уведомление
о представлении письменного объяснения

15 сентября 09
“—“ ——— 20— г. г. Волгодонск

технический отдел
—————————
(структурное подразделение)

Уважаемый Денис Валерьевич!

В рамках проведения служебного расследования предлагаем дать разъяснения до 17.09.2009 по следующим фактам:

1. Какие обязанности Вы выполняли с 9.00 до 10.00 часов 14.09.2009?

2. Почему не было налажено оборудование в учебном классе (каб. N 6) к 10.00 14.09.2009?

3. Какое видео Вы просматривали в рабочее время 14.09.2009 около 10 часов утра с использованием служебного оборудования и с какой целью?

Председатель комиссии —
начальник службы персонала Карпова А.П. Карпова
15.09.2009
Уведомление получил Пегов Д.В. Пегов 15.09.2009

Со дня получения данного уведомления для работника начинается срок, в течение которого он обязан представить свое объяснение. Для этого трудовым законодательством отводится два дня. Если по окончании данного периода объяснение работником не представлено, составляется соответствующий акт (см. пример 3). Акт также составляется и подписывается комиссией, но в составе, отличном от состава комиссии, проводящей расследование. Комиссия, оформляющая акт, должна состоять не менее чем из трех человек из разных отделов, кроме того отдела, в котором работает сотрудник, не представивший объяснение. Непредставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Утверждаю
ЗАО “Жираф“
Генеральный директор
Баранов Баранов Ю.Д.

Акт
об отказе дать объяснения

17 сентября 2009 г., N 4
г. Волгодонск

Удостоверяем, что в нашем присутствии 15.09.2009 системный администратор Скляренко А.В. уведомление получил, о получении уведомления подпись поставил, в течение двух дней объяснение не представил.

1) секретарь Листкова Яна Семеновна Листкова
2) логист Демина Ольга Григорьевна Демина
3) менеджер отдела продаж Пехов Роман Юрьевич Пехов

Объяснение работником составляется в произвольной форме с соблюдением установленных требований делопроизводства. Оформляется оно в виде объяснительной записки на имя работодателя от руки с указанием даты написания, должности, личной подписи, фамилии, инициалов. В объяснительной записке работник должен изложить собственный взгляд на происшедшее событие, пояснить причины совершенного проступка, аргументировать обстоятельства, которые подтверждают какие-либо факты, смягчают или вообще устраняют его вину (см. пример 4).

Приложение N 1
к акту N 4 от 20.09.2009
Генеральному директору
ЗАО “Жираф“
Баранову Ю.Д.

от системного администратора
технического отдела
Пегова Д.В.

Довожу до Вашего сведения, что я с 9.00 14.09.2009 смотрел видео на своем рабочем месте. Утром друзья принесли видеоролики “Топ данков за 2009 год“, не мог удержаться от соблазна запустить парочку из них. О необходимости отладки оборудования в учебном классе (каб. N 6) к 10.00 часам утра 14 сентября 2009 г. я знал, так как получил соизволение свыше от начальника технического отдела Сидорова К.Н. в пятницу, 11 сентября 2009 г. Так как работы в пятницу было много, да и сама пятница выдалась тяжелой, то я принял решение подготовить проектор к работе в понедельник, все равно работы по наладке было немного, и к 10 утра я рассчитывал успеть. Но утром, после тяжких выходных дел и бессонной ночи, я, во-первых, опаздывал на работу, а во-вторых, был зол, так что про настройку оборудования забыл. И вообще, в таком состоянии работать просто невозможно — обязательно током ударит. Такова уж человеческая натура, так что прошу сильно не винить меня и бранным словом не вспоминать.

Объяснительная записка является обязательным документом при проведении расследования, но не всегда единственным. К этому документу комиссией могут быть затребованы копии или оригиналы других документов, подтверждающих вину или невиновность работника, либо иллюстрирующих ситуацию, при которой был совершен проступок, либо доказывающих степень вины работника. Что конкретно и в каком количестве необходимо для проведения расследования, решает председатель комиссии. Так, если это опоздание, то, возможно, одной объяснительной от опоздавшего работника будет достаточно. Но если работник допустил ошибку при внесении информации в базу данных, то комиссии необходимо получить документы, подтверждающие, что именно этот работник вносил данную информацию в базу данных. Затем доказать, что эту информацию никто потом не редактировал и что именно эта ошибка привела, например, к неправильному формированию платежного поручения, к вынесению штрафа организации и начислению пени. Здесь уже не обойтись без технических специалистов, имеющих возможность представить либо журнал пользователей, либо уровень доступа к форматированию информации в базе данных. Далее комиссия затребует копии платежного поручения, копии предписания и документ, на основании которого начислялась пеня. Если тот или иной документ приобщить к материалам нет возможности, то о его содержании составляется справка. Для наглядности к материалам могут прилагаться различные схемы, таблицы, фото- и видеоматериалы. Все эти документы нумеруются и подшиваются “в дело“, обычно они являются приложениями к итоговому документу расследования.

Резюмируя все вышесказанное, приводим примерный список документов, появляющихся при проведении служебного расследования:

— служебные записки работников об обнаружении факта дисциплинарного проступка;

— документы, содержащие объяснения работника: объяснительная записка либо акт, подтверждающий непредставление работником объяснения;

— объяснения должностных лиц, свидетелей либо протоколы их опросов;

— заключения экспертов, а также показания специальных технических средств;

— акты о ревизии или инвентаризации, если расследование проводится по их результатам либо комиссией была затребована процедура инвентаризации и ревизии;

— жалобы клиентов, если расследование проводится на их основании;

— другие документы по усмотрению комиссии;

— акт о проведении служебного расследования;

— документы о применении к работнику дисциплинарного взыскания: приказ, акт, подтверждающий отказ работника от ознакомления под роспись с приказом.

Итоговым документом работы комиссии является акт о служебном расследовании, который составляется на основании материалов дела (результатов исследований, экспертиз, опросов свидетелей и др.). Акт составляется комиссией в конце расследования, подписывается всеми ее членами. При оформлении этого документа ему присваивается порядковый номер, указывается дата его составления (окончания расследования). Вместе с приложенными к нему всеми документами и материалами, собранными в ходе расследования, акт передается лицу, уполномоченному принимать решения о вынесении взыскания. Как правило, это руководитель предприятия. Акт утверждается директором компании и заверяется печатью (см. пример 5).

Утверждаю
ЗАО “Жираф“
Генеральный директор
Баранов Ю.Д.

“20“ сентября 2009 г.

Акт
о проведении служебного расследования

“20“ сентября 2009 г., N 4
г. Волгодонск
Составлен комиссией:

Председатель: 1. Начальник службы персонала Карпова А.П.

Члены комиссии: 2. Специалист по охране труда Бешмакбетова Д.З.

3. Юрисконсульт Налбандян М.Б.

Факт нарушения: срыв занятий у клиентов 14 сентября 2009 г. в учебном классе (каб. N 6).

В результате проведенного расследования выявлено:

1. Заявка на техническую поддержку обучения для приведения оборудования в учебном классе в рабочее состояние была подана по всем правилам и в срок — 03.09.2009.

2. Начальник технического отдела Сидоров К.Н. выдал задание системному администратору Пегову Денису Валерьевичу вовремя — 11.09.2009, поставив выполнение в план работы специалиста.

3. Системный администратор распоряжение руководителя не выполнил и не уведомил о невыполнении задания.

4. Объяснительная записка представлена 15.09.2009. В ней системный администратор Пегов Д.В. мотивирует невыполнение задания в пятницу загруженностью, а в понедельник с 9.00 до 10.00 — забывчивостью.

5. Согласно журналу учета выдачи заданий системный администратор в пятницу выполнял функциональные обязанности в полном объеме: была произведена наладка нового принтера и нового рабочего оборудования в отделе продаж в кабинете 17 в количестве 15 компьютеров. Работы по подготовке учебного класса были назначены на понедельник, 14 сентября, на 9 часов утра. Проход в офис по показаниям системы доступа системным администратором зафиксирован 14.09.2009 в 8 ч 45 мин. Никаких других дел, кроме наладки оборудования, на утро не было предусмотрено, срочных дел администратору не поручалось. Начальник технического отдела Сидоров К.Н. и системный администратор Скляренко А.Н. находились в кабинете 17, ими проводился запуск нового оборудования и отладка неисправностей в локальной системе.

6. Срыв занятия произошел на 1 час, в период поиска специалистов и срочной наладки оборудования клиенты были размещены в комнате посетителей, им были предложены напитки и еда. Клиенты выражали крайнее неудовольствие. Период проведения занятий — 4 часа. Полностью материал сотруднику дать не удалось, клиенты остались недовольны проведением мероприятия, о чем сообщили в анкетах обратной связи.

7. Ранее сотрудник проявлял усердие в работе, должностные обязанности выполнял в срок. Неснятых взысканий нет.

1. Невыполнение трудовых обязанностей в течение рабочего времени, что является нарушением п. 5 параграфа 4.1 Правил внутреннего трудового распорядка и п. 5.1.1 трудового договора N 78 от 11.04.2004, заключенного с сотрудником.

2. Использование рабочего оборудования в личных целях, что является нарушением п. 28 параграфа 7.5 Правил внутреннего трудового распорядка и п. 5.1.3 трудового договора N 78 от 11.04.2004, заключенного с сотрудником.

Приложение N 1 — объяснительная Пегова Д.В.

Приложение N 2 — копия Заявки на техническую поддержку обучения N 12 от 03.09.2009.

Приложение N 3 — копия Журнала учета выдачи заданий специалиста техотдела.

Приложение N 4 — копии Анкет обратной связи клиентов на занятии 14.09.2009.

В чем и подписываемся:

1. Карпова А.П. Карпова
2. Бешмакбетова Д.З. Бешмакбетова
3. Налбандян М.Б. Налбандян

Пегов Д.В. Пегов 21 сентября 09
С настоящим актом ознакомлен ———————— “—“ ——— 20— г.

———————————
В тексте статьи Приложений N N 2 — 4 к Акту N 4 от 20.09.2009 не указаны, так как являются уникальными документами к данному расследованию.

По содержанию данный документ имеет три составные части: вводную, описательную и резолютивную. Во вводной части указывается факт нарушения дисциплины труда, дата нарушения, период проведения расследования и состав комиссии. В описательной части подробно излагается доказательная база расследования и ответы на вопросы, приведенные выше. В резолютивной части дается резюме: кто конкретно и в чем именно виновен, имеются ли у данного сотрудника аналогичные неснятые взыскания и приводится список приложений к данному акту.

Если в ходе служебного расследования было установлено, что в действиях виновного лица имеются признаки состава преступления, необходимо их назвать и внести предложения руководителю организации рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела. Акт подписывается всеми членами комиссии.

Вынесение взыскания: учет и отчетность

По материалам служебного расследования в срок не более трех дней руководитель компании принимает решение. Если, по мнению руководителя, дисциплинарный проступок работника наказуем, то на данного работника налагается дисциплинарное взыскание. Трудовой кодекс дает исчерпывающий список взысканий за совершение дисциплинарного проступка:

— увольнение по соответствующим основаниям.

Никакие другие взыскания к работнику применены быть не могут. Исключение составляют работники, для которых действуют свои уставы и положения о дисциплине труда (ч. 5 ст. 189 ТК РФ). Например, Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 21.09.2000 N 708), Устав о дисциплине работников морского транспорта (Постановление Правительства РФ от 23.05.2000 N 395), Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации (Указ Президента РФ от 16.11.1998 N 1396), Устав о дисциплине работников организаций с особо опасным производством в области использования атомной энергии (Постановление Правительства РФ от 10.07.1998 N 744), Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 25.08.1992 N 621).

Как любое решение, имеющее юридические последствия, дисциплинарное взыскание оформляется приказом по предприятию (см. пример 6), в котором определяются виновные должностные лица, наложенные взыскания и основания, приведшие к этому решению. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Поэтому уменьшение размера премии при дисциплинарном взыскании уже считается нарушением, так как фактически работник наказывается дважды.

от 22 сентября 2009 г. г. Волгодонск

1. Объявить выговор системному администратору Пегову Д.В. за нарушение трудового договора N 78 от 11.04.2004, п. п. 5.1.1, 5.1.3, выразившееся в неисполнении трудовых обязанностей 14 сентября 2009 г. с 9.00 до 10.15 часов, в результате чего были сорваны занятия с клиентами.

Основание: объяснительная записка Пегова Д.В. от 15.09.2009.

Акт о проведении служебного расследования N 4 от 20.09.2009.

2. Приказ довести до сведения начальника технического отдела Сидорова К.Н., системного администратора Пегова Д.В.

Генеральный директор
ЗАО “Жираф“ Баранов Баранов Ю.Д.

С приказом ознакомлены: Пегов Пегов Д.В.

Сидоров Сидоров К.Н.

Приказ работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом под роспись, то составляется соответствующий акт. Оформляется он аналогично акту по отказу представления объяснений.

Для учета всех служебных расследований и их результатов целесообразно в компании завести Журнал учета служебных расследований (см. пример 7); этот документ можно вести в электронном виде для облегчения поиска всех проступков по одному работнику. Все материалы расследований также целесообразно хранить сброшюрованными в отдельные дела либо подшитыми в одно дело и размещенными по хронологии.

Журнал учета служебных расследований

N
Дата акта
Факт нарушения
Отдел Виновник
нарушения
дисциплины
труда
Решение
1 16.03.2009 26.02.2009
представлен
неправильный адрес
клиента,

в результате чего
груз был доставлен
с опозданием
и организация
понесла
существенные
денежные потери Отдел
логистики Логист
Трофимчук
А.А. Выговор,

приказ N 27
от
08.04.2009
2 13.05.2009 24.04.2009
неправильно
указаны реквизиты
в платежном
поручении,

в результате чего
организацией была
выплачена пеня за
просрочку платежа Бухгалтерия Бухгалтер
Эминова С.Ф. Замечание,

приказ N 40
от
06.08.2009
3 05.06.2009 04.06.2009
зафиксировано
опоздание к началу
рабочего дня Секретариат Секретарь
Саблина Д.Д. Провести
превентивную
беседу
4 20.09.2009 14.09.2009
выявлено
неисполнение
трудовых
обязанностей,

в результате чего
были сорваны
занятия
с клиентами Технический
отдел Системный
администратор
Пегов Д.В. Выговор,

www.vkaznu.ru

Для чего нужен СНИЛС и где его получить – детальное описание всех функций документа

Вопреки распространенному заблуждению, это вовсе не та зеленая пластиковая карточка, выдаваемая Пенсионным фондом России всем гражданам страны. СНИЛС или страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина – это номер, указанный в верхней части того самого зеленого страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования.

Зачем нужен СНИЛС?

В реалиях современной жизни, СНИЛС нужен практически везде, где требуется оформить какую-либо персональную документацию.

Так, его непременно потребуют при:

  • трудоустройстве на работу. Работодатель обязан производить пенсионные отчисления на каждого сотрудника, работающего в организации. Эти отчисления хранятся на индивидуальном лицевом счете сотрудника. На нем же хранится информация о страховом стаже работника, размере его заработной платы за все время работы, а также сведения о его добровольных пенсионных отчислениях (в том числе и за счет средств материнского капитала);
  • регистрации на портале госуслуг. СНИЛС является идентификатором личности регистрирующегося гражданина и именно на его основании до прохождения подтверждения учетной записи посредством ввода индивидуального кода, осуществляется выдача информации зарегистрированному лицу;
  • оформлении социальных пособий и иных выплат в органах социальной защиты;
  • в будущем – при получении универсальной электронной карты, создание которой планируется в качестве альтернативы многим бумажным документам, в частности ИНН, медицинскому страховому полису и т.д..
  • Где получить СНИЛС?

    Получить свидетельство со страховым номером своего лицевого счета можно несколькими способами:

  • самостоятельно обратившись в Пенсионный фонд, предъявив при этом паспорт и заполнив заявление по установленному образцу;
  • через работодателя – при трудоустройстве на первую работу свидетельство можно не предъявлять – его оформлением займутся сотрудники отдела кадров (или иные лица, выполняющие кадровые функции) на основании представленных документов;
  • Получение свидетельства на несовершеннолетнего ребенка осуществляют его законные представители (родители) – СНИЛС выдается им на основании свидетельства о рождении ребенка и заполненного заявления. В том случае, если ребенок новорожденный, после его регистрации органы ЗАГС самостоятельно передают все необходимые сведения в Пенсионный фонд и родителям остается лишь забрать готовое свидетельство с указанным на нем СНИЛС. Лица старше 14 лет, но не достигшие совершеннолетия получают СНИЛС лично – для этого им также нужно предъявить в Пенсионный фонд паспорт и заполнить анкету;
  • Через представителя. Получить номер лицевого счета может доверенное лицо, на которого была оформлена нотариально заверенная доверенность, дающая ему право совершать указанное действие от имени получателя.
  • Процедура оформления документа занимает около трех недель с момента обращения заявителя в Пенсионный фонд или передачи в него данных представителем работодателя, который, в свою очередь, должен выдать готовое свидетельство работнику в течение семи дней с момента его получения.

    Чему равен срок действия СНИЛС?

    Страховое свидетельство, являющееся носителем номера индивидуального лицевого счета гражданина, не имеет срока действия и подлежит замене только в том случае, если гражданин сменил какие-либо персональные данные (например, фамилию). В этом случае (а также в случае утраты или утери свидетельства), оно подлежит замене, при этом номер лицевого счета, указанный на нем, остается прежним.

    Для чего производится оформление СНИЛС несовершеннолетним детям?

    Несмотря на то, что первоначально в функции СНИЛС входило лишь накопление пенсионных отчислений для работающего гражданина, со временем перечень его функций расширился. Как было указано выше, без применения СНИЛС невозможно оформление различных официальных бумаг, в том числе и тех, которые необходимы детям.

    Кроме того, нередко СНИЛС требуется при формировании пакета документов при зачислении ребенка в школу или детский сад. С его использованием оформляются льготные путевки в санаторно-курортные учреждения, выделяются дотации на лекарства и оказывается льготная медицинская помощь.

    В том случае, если ребенок, не достигший восемнадцатилетнего возраста, с согласия родителей устроился на работу, на его лицевом счете будет зафиксирована вся информация о работодателе, размере оплаты труда и страховом стаже, заработанном за период подработки.

    Как получить СНИЛС лицу, не являющемуся гражданином России, но работающему на территории страны?

    В том случае, если иностранный гражданин работает на территории России более полугода, он обязан получить СНИЛС. После его оформления на имя работника будет открыт лицевой счет для перечисления пенсионных накоплений. Для его оформления трудящемуся необходимо представить в Пенсионный фонд следующий пакет документов:

  • паспорт;
  • свидетельство о регистрации по месту жительства в России;
  • миграционную карту;
  • трудовой договор;
  • сведения о работодателе.
  • Процедура оформления СНИЛС предельно проста – не нужно собирать множество документов, обивая пороги государственных учреждений. Достаточно лишь предъявить паспорт и заполнить небольшую анкету. Если человек, нуждающийся в оформлении документа, официально трудоустроен, эту процедуру за него проведет представитель работодателя. Необходимость получения свидетельства подтверждается широким кругом его полномочий и его применением во многих сферах жизни гражданина России.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как
    решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
    Москва +7 (499) 938 47 06,
    Санкт-Петербург +7 (812) 467 38 23,
    РФ +7 (800) 350 23 69 доб 153

    Консультация бесплатна!

    www.law-education.ru

    Документальное оформление премирования

    • Смольянинова Мария | главный редактор издательства ООО «Бизнес-Арсенал»
    • Вопросы оплаты труда традиционно являются одними из наиболее конфликтных в рамках взаимоотношений между работниками и работодателем. И если размеры и порядок выплаты оклада (должностного оклада) носят фиксированный характер, то порядок и размеры премирования остаются на усмотрение работодателя.

      Отсутствие в действующем законодательстве норм, позволяющих четко определить порядок осуществления премирования работников организаций, не относящихся к государственным и муниципальным учреждениям, объясняется объективной невозможностью как на государственном уровне, так и на уровне местного самоуправления предусмотреть все нюансы систем оплаты труда, которые могут иметь место в конкретной организации.

      На практике это приводит к необходимости регламентации условий и показателей премирования непосредственно на уровне организации. А те немногие нормы о премиях, которые были предусмотренны в первоначальной редакции Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ), претерпели изменения с октября 2006 года.

      При этом ошибки, допущенные в процессе документального оформления как порядка премирования, так и выплаты конкретной премии, могут иметь для организации последствия не только в виде исков со стороны работников и привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства, но и вызвать претензии налоговых органов.

      Учитывая важность формирования у работодателя правильного подхода к разработке, принятию и реализации положений о премировании, автор статьи предлагает читателям анализ норм действующего трудового законодательства по вопросам премирования и раскрывает практические аспекты составления и принятия данных актов.

      Сущность и виды премий

      Вопросы премирования в рамках ТК РФ регулируются нормами ­статей 129, 135, 191 ТК РФ.

      В соответствии со статьей 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. Кроме того, запрещается какая-либо дискриминация при установлении и изменении условий труда.

      Ранее действовавшая редакция ТК РФ разделяла понятия «оплаты труда» и «заработной платы», указывая, что оплата труда — это система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами. Согласно же действующей редакции статьи 129 ТК РФ понятие «заработная плата» стало синонимом «оплаты труда работника» и включает указание на следующие составные части:

    • вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;
    • компенсационные выплаты;
    • стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
    • Таким образом, действующая с октября 2006 года редакция статьи 129 ТК РФ относит премии к разновидности поощрительных выплат. А они, в свою очередь, являются разновидностью стимулирующих выплат, наряду с доплатами и надбавками.

      Поощрения производятся в целях установления материальной заинтересованности работника в конечных результатах труда. В этой связи различаются:

    • премии, выплачиваемые сверх основной части заработка на основании заранее установленных показателей и условий — это составная часть повременно-премиальной или сдельно-премиальной систем оплаты труда, размер которой зависит от выполнения определенных показателей и условий. Данные премии
    • выплачиваются периодически (ежемесячно, ежеквартально и т.д.) по итогам работы за соответствующий период и могут являться переменной частью заработной платы; премии, выдаваемые на основе общей оценки труда работников вне системы оплаты труда, носят разовый характер, выплачиваются не за заранее установленные показатели и условия, заносятся в ­трудовую книжку в качестве меры поощрения в установленном порядке.
    • Ранее действовавшая редакция ТК РФ позволяла четко разграничить эти две разновидности премий на основании сравнения норм статьи 144 ТК РФ, предусматривавших премии как стимулирующие выплаты в рамках премиальной составляющей системы оплаты труда, и норм статьи 191 ТК РФ, в которых премии относились к другой категории выплат — поощрительных, носящих разовый характер. Теперь грань между этими, различными по сути и назначению видами выплат оказалась стерта.

      Поэтому тем более важно определить их особенности и порядок ­выплаты применительно к условиям конкретной организации.

      Способы документального оформления порядка и условий выплаты премий

      Прежде чем приступать к написанию проектов документов, которые бы устанавливали виды, периодичность, размеры и порядок выплаты премий в организации, необходимо определить наиболее подходящий для ­организации способ их регламентации.

      Руководствуясь нормами законодательства, на практике выделяют ­несколько способов фиксации правил осуществления премирования.

      Первый способ

      Это самый простой способ. Он состоит в том, что при принятии решения о выплате премии тем или иным работникам издаются отдельные приказы о премировании с указанием вида премирования, оснований для выплаты премий, перечня лиц, подлежащих премированию, размеров премий и сроков осуществления выплат.

      Данный подход к оформлению премирования имеет следующие ­положительные стороны:

    • не требует детальной регламентации порядка осуществления премирования;
    • не предусматривает согласование с каждым работником размера предстоящих выплат, а только доведение до сведения ­соответствующих приказов под личную подпись работника;
    • отдельными приказами в организации можно приурочить выплату премий к юбилейным датам, праздникам, другим памятным датам. А также можно оформить поощрение за труд при выполнении особо важных и сложных заданий в порядке статьи 191 ТК РФ и т.п. При этом работодатель не обязан брать на себя обязательство по осуществлению таких выплат каждый раз при наступлении соответствующих событий или действий со стороны работников.
    • Вместе с тем налицо и отрицательные последствия использования ­отдельных приказов для оформления выплаты премий:

    • данный способ подходит лишь для тех организаций, которые не намерены осуществлять систематическое премирование. Это значит, что он не приемлем в отношении повременно-премиальной и сдельно-премиальной систем оплаты труда, когда премия может являться переменной частью заработной платы работников и выплачивается периодически;
    • попытка замаскировать периодически выплачиваемую премию под разовую с тем, чтобы обеспечить работодателю возможность в любой момент осуществить выплату в меньшем размере или лишить работника премии в целом, вызывает нарекания со стороны проверяющих органов. Кроме того, если работник будет отстаивать свое право на получение премии в фиксированном размере в судебном порядке, то действия работодателя могут «не понравиться» суду (мировому судье). Такие выплаты будут рассматриваться с учетом их сущности с целью определения их правовой природы вне зависимости от того, как конкретно они поименованы;
    • отсутствие документального обоснования разницы между премиями отдельных работников может быть квалифицировано как нарушение трудового законодательства в отношении дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда. Ведь заработная плата (в том числе и поощрительные выплаты, к которым относятся премии) зависит от квалификации работника, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда (ст. 132 ТК РФ).
    • При составлении проектов приказов необходимо руководствоваться унифицированными формами № Т–11 и Т–11а, утвержденными постановлением Госкомстата от 5 января 2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». В указаниях относительно правил заполнения этих форм Госкомстатом установлено, что данные приказы:

    • применяются для оформления и учета поощрений за успехи в работе;
    • составляются на основании представления руководителя ­структурного подразделения организации, в котором работает работник;
    • подписываются руководителем организации или уполномоченным им на это лицом, объявляются работнику(ам) под расписку. На основании приказа (распоряжения) вносится соответствующая запись в личную карточку работника (форма № Т–2 или № Т–2ГС (МС) и трудовую книжку работника.
    • Второй способ

      Этот способ предусматривает необходимость включать положения о размерах премий и порядке осуществления премирования в тексты трудовых договоров, заключаемых с каждым конкретным работником, принимаемым на работу в организацию.

      Среди плюсов такого подхода можно выделить буквальное выполнение требования части 2 статьи 57 ТК РФ, согласно которому поощрительные выплаты относятся к условиям оплаты труда, обязательным для включения в трудовой договор. Это исключает выявление нарушений трудового ­законодательства проверяющими и судебными органами в данной части.

      Однако этот способ фиксации правил осуществления премирования имеет ряд существенных недостатков и зачастую не отражает в полной мере интересы работодателя:

      1. если работодатель включит правила осуществления премирования в трудовой договор, то он лишится возможности менять данные правила в одностороннем порядке (в том числе изменять размер, порядок осуществления премирования) без подписания с работником изменений к действующему трудовому договору, а работник может отказаться от внесения изменений, которые ухудшают его положение;
      2. в организациях часто используются разработанные бланки трудовых договоров, в которые трудно добавить положения об осуществлении премирования из-за необходимости фиксации различных подходов к премированию в зависимости от категории персонала и условий работы по каждой должности (если в организации используется дифференцированный подход к поощрению).

      А включение указания на всю совокупность размеров, условий, показателей премирования, сроков выплаты премий в каждый трудовой договор делает его громоздким по объему. Отсутствие же данных сведений может вызвать вопросы проверяющих по поводу соблюдения трудового законодательства и судебных органов в части обоснованности дифференциации в выплате премий по отношению к отдельным работникам;

    • согласование условия о конкретных размерах выплачиваемых премий, периодичности их выплат автоматически влечет за собой обязанность работодателя соблюдать условия заключенного трудового договора в этой части. Любое расхождение в сторону ухудшения положения работника может повлечь для работодателя как материальную, так и административную ответственность. Отсутствие в трудовом договоре однозначно трактуемого перечня упущений, при которых у работника не возникает права на премию или премия может выплачиваться в ином размере, чем в условиях отсутствия данных упущений, влечет незаконность снижения размера выплачиваемой премии или ее невыплаты в целом. Предусмотреть же указанные обстоятельства в тексте каждого трудового договора означает, как уже говорилось, значительно увеличить объем последнего.
    • Таким образом, включение положений о выплате премий в тексты трудовых договоров целесообразно в тех организациях, где входящие в систему оплаты труда премии не дифференцированы, имеют заранее фиксированный размер и являются частью заработной платы, которую работодатель выплачивает наряду с основным заработком, а разовые премии ­выплачиваются в заранее определенных случаях и размерах.

      Третий способ

      Данный способ предполагает включение видов, размеров и других правил осуществления премирования непосредственно в текст коллективного ­договора, заключаемого в организации и (или) ее филиале, представительстве.

      Данный подход имеет все те положительные черты, которые характерны для включения положений о премировании непосредственно в текст трудового договора. По сравнению с предыдущим способом фиксации видов, размеров выплачиваемых премий и правил осуществления выплат можно выделить и другие плюсы:

    • включение в тексты трудовых договоров ссылок на осуществление премирования в порядке, установленном коллективным договором, действующим в организации, дает возможность исключить из текстов индивидуальных трудовых договоров эти правила и избавляет от необходимости внесения в него существенных изменений при изменении положений о премировании;
    • структура коллективного договора позволяет четко и подробно отразить в его тексте как виды, периодичность выплаты и размеры премий (в том числе установив дифференцированную шкалу, условия, показатели премирования, увязанные с результатами труда работников), так и перечень упущений, при наличии которых работники не имеют права на получение премии или премия выплачивается в ином размере. Поэтому правила осуществления премирования работников могут быть зафиксированы в структуре коллективного договора как в разделе, посвященном оплате труда (ст. 41 ТК РФ), так и вынесены в отдельное приложение к коллективному договору, имеющее соответствующее наименование («Положение об оплате труда», «Положение о премировании», «Положение о стимулировании труда», «Положение о поощрении» и т.п.) и являющееся неотъемлемой частью коллективного договора.
    • Однако и указанный способ оформления имеет ряд существенных недостатков, а именно:

    • не во всех организациях имеется практика заключения коллективных договоров;
    • порядок заключения коллективного договора предполагает согласование его текста с работниками организации в лице их представителя (первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками), необходимо соблюдение порядка ведения коллективных переговоров, установленного ТК РФ (ст. 36–38). При этом вопросы премирования, относящиеся к оплате труда, являются наиболее дискуссионными и часто сторонам бывает трудно прийти к компромиссу;
    • если работодатель решает внести изменения (дополнения) в дейст­вующий коллективный договор до истечения срока его действия, то он должен согласовать эти изменения с работниками в лице их представителей либо в порядке, установленном ТК РФ для его принятия, либо в порядке, предусмотренном самим коллективным договором (ст. 44 ТК РФ).
    • Последнее правило выгодно отличается от нормы, действовавшей до октября 2006 года, когда изменение (дополнение) коллективного договора было возможно исключительно в порядке, предусмотренном кодексом для заключения коллективного договора. Поэтому в настоящее время в тексте коллективного договора можно предусмотреть упрощенную процедуру внесения в него изменений (дополнений), но при условии согласия на включение данного установления со стороны работников в лице их представителей. Однако следует помнить, что упрощенной процедурой в этом случае вправе воспользоваться не только работодатель, но и работники в лице их уполномоченного представителя, выдвигая свои требования в вопросах осуществления поощрения за труд.

      Четвертый способ

      Он состоит в том, что виды, размеры и прочие ключевые моменты осуществления премирования в организации могут быть регламентированы локальным нормативным актом — Положением о премировании, принятым в порядке, установленном действующим законодательством. Само наименование акта в этом случае может быть различным: «Положение об оплате труда», отдельный раздел в котором непосредственно посвящен вопросам премирования, «Положение о стимулировании труда работников», ­«Положение о поощрении» и т.д.

      Среди преимуществ, которые дает наличие грамотно составленного и утвержденного в установленном законом порядке локального нормативного акта по вопросам премирования, можно выделить следующие:

    • возможность включения в тексты трудовых договоров (при наличии — и коллективных договоров) лишь ссылок на осуществление премирования в порядке, установленном данным локальным нормативным актом (с указанием его наименования и даты утверждения), действующим в организации. Это исключит подробное изложение вопросов выплаты премий из текстов индивидуальных трудовых договоров (коллективных договоров) и избавит от необходимости вносить в него изменения при смене правил премирования;
    • возможность предусмотреть все нюансы, связанные с премированием, которые характерны для организации, что позволяет внедрить в организации механизм реального повышения производительности труда в результате совершенствования систем оплаты и поощрения за труд;

  • отсутствие необходимости согласовывать условия о размерах и порядке выплаты премий с работниками, соблюдение лишь процедуры учета мнения представительного органа работников организации (при его наличии).
  • Данный подход не лишен и некоторых минусов:

  • необходимость четкого соблюдения прописанных в Положении условий и обязательств, принимаемых на себя работодателем. Вместе с тем выплата премии зависит от соблюдения условий, показателей премирования и отсутствия заранее предусмотренных упущений в работе, что сводит этот негативный момент к минимуму;
  • если локальный нормативный акт, посвященный вопросам премирования, принимается в организации впервые, то в действующие трудовые договоры с работниками целесообразно внести изменения (см. Пример) со ссылками на действие данного акта в отношении видов, размеров и порядка осуществления премирования.
  • При принятии решения об осуществлении премирования на основании отдельного локального нормативного акта — будем далее называть его традиционно «Положением о премировании» — в качестве следующего шага необходимо определить, на какие виды премий данное положение будет распространяться.

    Как уже говорилось, можно выделить две основные разновидности премий. При этом часто используется следующий подход: премии, которые являются составной частью системы оплаты труда, включаются в положение, а в отношении разовых премий делается ссылка на возможность их выплаты на основании отдельных приказов руководителя организации или уполномоченных им лиц, а также привязка к юбилеям, праздникам, иным памятным датам, выполнению особых заданий, поручений и прочего.

    Содержание Положения о премировании

    Структурно Положение о премировании может состоять из следующих разделов:

    1. Общие положения.

    В данном разделе фиксируются:

    1.1. Цели принятия данного положения.

    Так, здесь могут быть указаны мотивация увеличения производительности труда, поощрение высокопроизводительного и инициативного труда, стимулирование своевременного и качественного выполнения каждым работником своих трудовых обязанностей, повышение ответственности работников в достижении высоких конечных результатов труда, создание условий для проявления творческой активности каждого работника и т.п.

    1.2. Нормативные ссылки, принятые обозначения и сокращения, основной понятийный аппарат, используемый в рамках положения, включая понятие премии и отдельных ее видов.

    Например, «Премия — это денежная сумма, которая может выплачиваться работникам сверх оклада (должностного оклада) в целях поощрения достигнутых успехов в труде на условиях и в порядке, установленных ­настоящим положением».

    1.3. Сфера действия положения, включая основные вопросы, которые подлежат регламентации: виды и размеры премии, показатели и условия премирования, порядок начисления, утверждения и выплаты премии ­работникам и ­т.д.

    1.4. Сведения о том, на какие категории персонала данное положение распространяется.

    1.5. Источники осуществления выплат с учетом отдельных видов премий.

    2. Порядок начисления, утверждения и выплаты ежемесячной ­(ежеквартальной и т.д.) премии.

    В рамках этой части могут быть сгруппированы положения, касающиеся выплаты премий, которые являются составной частью повременно-премиальной или сдельно-премиальной систем оплаты труда. Их размер зависит от выполнения определенных показателей и условий.

    В случае если в организации принято решение осуществлять премирование по итогам работы за разные отчетные периоды (например, установить и ежемесячное, и ежеквартальное премирование одновременно), то в положении необходимо экономически обосновать наличие нескольких выплат, привязав их к достижению различных показателей премирования с тем, чтобы у проверяющих органов не сложилось впечатление, что таким образом работодатель пытается легализовать задержку выплаты премии, которая полагается работнику сверх оклада (должностного оклада).

    Итак, в данном разделе необходимо указать:

    2.1. Отчетный период (периоды) для осуществления премирования — месяц, квартал и т.п.

    2.2. За какие результаты в целом осуществляется премирование (это могут быть результаты производственной, производственно-хозяйственной, управленческой и т.д. деятельности).

    В отношении указания размера подлежащей выплате премии возможно несколько вариантов:

  • указать в положении конкретные размеры премии для всех работников, в том числе дифференцированно, с использованием разработанной шкалы по категориям персонала и отдельным структурным подразделениям;
  • указать в положении «вилку», в том числе дифференцированную, отдельным структурным подразделениям. В соответствии с ней конкретный размер премии должен быть установлен трудовыми договорами с работниками организации (зачастую так и делается, чтобы избежать огласки сумм, выплачиваемых каждому конкретному работнику организации в качестве премий). При этом в положении можно предусмотреть право руководителя организации или уполномоченных им лиц на увеличение размера премии своим решением, оформленным приказом по организации.
  • Кроме того, здесь следует предусмотреть правила исчисления премии: в твердой сумме, в процентном отношении к окладу (должностному окладу) с учетом или без учета установленных надбавок и доплат, за фактически отработанное время в отчетном периоде. А также указать, полагается ли премия работнику, если он фактически не отработал весь отчетный период.

    На практике во многих положениях при наличии уважительных причин, перечень которых также целесообразно заранее предусмотреть во избежание дальнейших споров, вопрос о выплате премии решается либо непосредственным руководителем работника, либо руководителем организации или ­уполномоченным им лицом, которые подписывают приказ об очередном премировании.

    Так, вопрос о выплате премии работнику, уволившемуся до истечения отчетного периода по собственному желанию, традиционно рассматривается с учетом уважительных причин, установленных в части 3 статьи 80 ТК РФ.

    Относительно вопроса о том, необходимо ли вообще фиксировать каким-либо образом размер выплачиваемой на основании положения премии, необходимо отметить следующее в рамках трудового законодательства:

  • осуществляемое в рамках оплаты труда премирование, согласно статье 57 ТК РФ, относится к обязательным для включения в трудовой договор условиям оплаты труда (естественно, в том случае, если в организации действует премиальная система);
  • осуществление премирования в целях поощрения, установление материальной заинтересованности в результатах труда могут быть осуществлены при условии осведомленности работника относительно того, за какие успехи в какой степени (размере) он может премироваться, а за какие нарушения и упущения может последовать невыплата премии или ее выплата в ином размере;
  • у работника вовсе не возникает право на премию при отсутствии условий и показателей премирования. Однако если разговор идет о лишении премии, то лишить можно только той выплаты, конкретный размер которой заранее предусмотрен. Поэтому либо в трудовом договоре, либо в Положении о премировании должен быть установлен базовый размер премии.
  • В случае судебного разбирательства, в условиях отсутствии базового размера, суд (мировой судья) будет вынужден оценить, на какой размер премии претендует работник. Работник будет приводить свои доводы, в том числе ссылаясь на размеры выплат, производимых ему ранее, или на премии, выплачиваемые работникам, имеющим сходную с ним квалификацию. И если на эти доводы не будет надлежащего опровержения со стороны работодателя в виде документов и иных свидетельств о качественных характеристиках работы, суд может удовлетворить требования работника.

    2.4. Необходимые условия премирования.

    В данном случае каждая организация должна разработать свои условия, которые отражали бы экономическую обоснованность расходов, например, выполнение производственной программы, плана реализации продукции и т.п.

    2.5. Обязательные для выполнения показатели премирования (показатели также разрабатываются индивидуально с учетом специфики ­осуществляемой деятельности).

    В качестве таких показателей можно указать, например, выполнение утвержденных планов работ подразделений; исполнение действующих в организации табелей документооборота, регламентов, положений, инст­рукций, порядков и пр., проявление разумной инициативы, творчества, применение в работе современных методов организации труда и т.д.

    Если по объективным причинам нет оснований для выплаты премии (а именно: не достигнуты показатели и условия, заранее соответствующим образом оговоренные в Положении), у работника право на премию ­изначально не возникает.

    2.6. Перечень упущений в работе, при наличии которых в отношении конкретного работника может быть понижен размер премии или премия не выплачивается вовсе.

    Возможна разработка специальной шкалы, которая бы показала, насколько отдельные виды упущений в работе влияют на окончательный размер выплачиваемой премии.

    Приведем пример: «Размер премии конкретного работника уменьшается в случае невыполнения либо ненадлежащего выполнения работником своих должностных обязанностей, установленных трудовым договором, должностной инструкцией, Правилами внутреннего трудового распорядка для работников, иными локальными нормативными актами организации, приказами и распоряжениями уполномоченных лиц, в том числе в результате нарушения установленных сроков выполнения или сдачи работ. В случае:

  • однократного упущения или нарушения в работе за отчетный период размер премии конкретного работника, предусмотренный настоящим положением (трудовым договором), уменьшается на 25 процентов;
  • повторного упущения или нарушения в работе за отчетный период размер премии конкретного работника, предусмотренный настоящим положением (трудовым договором), уменьшается на 50 процентов;
  • трехкратного и более повторного упущения или нарушения в работе, а также грубого нарушения работником трудовых обязанностей премия за отчетный период не выплачивается».
  • Указанный перечень позволяет отграничить случаи, когда у работника право на премию изначально не возникает (невыполнение показателей премирования и отсутствие его условий) и когда премия не выплачивается либо ее размер понижается (за невыполнение каких-либо должностных обязанностей, регламентов, отдельных поручений и указаний руководства), что признается и судебной практикой.

    Если работодатель будет связывать выплату / невыплату премии с неисполнением / ненадлежащим исполнением должностных обязанностей, регламентов, отдельных поручений и указаний руководства, то при возникновении спора с работником в рамках судебного разбирательства организации придется доказывать обоснованность своих действий. А сделать это работодатель более или менее уверенно может, в первую очередь, при наличии надлежаще составленных документов, в которых зафиксирован факт:

  • поручения выполнения каких-либо должностных обязанностей, регламентов, отдельных поручений и указаний руководства;
  • невыполнения каких-либо должностных обязанностей, регламентов, отдельных поручений и указаний руководства, степень участия в выполнении тех или иных работах.
  • При этом лучше уточнить способ и порядок фиксации факта упущения, перечень лиц, уполномоченных контролировать данный вопрос, поскольку можно предусмотреть, что упущение не обязательно влечет применение к работнику дисциплинарного взыскания в порядке статьи 192 ТК РФ.

    Рекомендуем избегать использования термина «депремирование», по­скольку у проверяющих органов зачастую он вызывает ассоциации с удержаниями из заработной платы, применение которых ограничено законодательством. Так же неправомерно использование «штрафов» за нарушение трудовой дисциплины (опоздания на работу, самовольное увеличение времени обеденного перерыва и т.д.), в ходе которых размер выплачиваемой заработной платы уменьшается в одностороннем порядке на величину, соответствующую такому штрафу. Данный вид «ответственности» также противоречит нормам ТК РФ о случаях и порядке осуществления удержаний из заработной платы (ст.137–138 ТК РФ).

    Отдельно следует подчеркнуть, что неправомерно причислять невыплату премии или ее выплату в пониженном размере к дисциплинарным взысканиям, поскольку перечень видов дисциплинарных взысканий предусмотрен в статье 192 ТК РФ со ссылкой на федеральные законы и расширительному толкованию не подлежит.

    2.7. Основания для начисления премий:

    • соответствующие данные о наличии условий премирования и выполнении его показателей — как правило, за представление таких данных ответственны бухгалтерские и финансовые службы организации, а также канцелярия (секретариат);
    • сведения об отсутствии упущений и нарушений, которые, согласно Положению, могут повлиять на возникновение права работника на получение премии в конкретном размере, а также лица, которые уполномочены предоставлять такие сведения (обычно они поступают от непосредственных руководителей премируемых работников).
    • Рекомендуем также предусмотреть в Положении четкие сроки предоставления таких данных, в противном случае вопрос о выплате премии может быть решен несвоевременно и повлечет материальную ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы в порядке, установленном статьей 236 ТК РФ.

      Кроме того, в Положении должны быть поименованы:

    • ответственное подразделение (как правило, кадровая или бухгалтерская службы), которое обеспечивает сбор и обработку представляемых данных, составление списка премируемых работников с указанием полагающихся им премий и представление их в установленные сроки уполномоченному на издание приказа о премировании лицу;
    • лицо (лица), уполномоченное принимать окончательное решение и издавать приказ об очередном премировании, и основание его полномочий.
    • Если порядок принятия решения о выплате или невыплате премии и ее размере не будет прописан должным образом в Положении, то у проверяющих органов, а в случае передачи возникшего спора в суд (мировому судье) — у судьи (мирового судьи), могут возникнуть вопросы относительно обоснованности выплаты премии в определенном размере или невыплаты премии. При рассмотрении спора суд (мировой судья) будет вынужден каждый раз вызывать в судебное заседание должностных лиц, принимавших решение о невыплате премии или о конкретном размере премии и ее размере. Иначе другие доказательства обоснованности невыплаты или выплаты в определенном ­оспариваемом ­работником размере премии могут не быть приняты во внимание.

      3. Порядок начисления, утверждения и выплаты единовременной премии.

      В данном разделе можно предусмотреть:

      3.1. Перечень случаев, когда работнику может быть выплачена разовая премия.

      Например, за оперативное и качественное выполнение особо важных производственных проектов или особо срочных поручений руководства, разработку новых идей, внедрение новых, ресурсосберегающих технологий, повышенную результативность, инициативность, эффективность, а также к юбилеям, профессиональным праздникам, иным памятным датам.

      3.2. Предполагаемый размер выплат: конкретный, указание на максимальный размер и т.п.

      3.3. Основание для рассмотрения вопроса о единовременном премировании работника.

      В качестве оснований может выступать мотивированное обращение (докладная, служебная записка) лица, курирующего исполнение особо важного задания (проекта), особо срочной работы, разового поручения, кадровые вопросы и т.д. на имя руководителя организации или ­уполномоченного им лица.

      3.4. Уполномоченное на принятие решения о выплате единовременной премии и ее конкретном размере лицо и сроки для принятия такого решения, а также порядок представления проекта приказа о премировании на подпись.

      4. Заключительные положения.

      В данном разделе регламентируются следующие основные вопросы:

      4.1. Установление ответственного за правильность осуществления ­расчетов и начислений премий лицо.

      4.2. Установление лица, осуществляющего контроль над правильностью расчетов и начисления премий.

      4.3. Порядок согласования и утверждения положения, внесения в него изменений и дополнений.

      4.4. Дата введения положения в действие, при необходимости — срок его действия.

      4.5. Порядок доведения положения до сведения работников организации.

      Как видно из представленного материала, при подготовке Положения о премировании целесообразно задействовать специалистов кадровой, бухгалтерской, финансовой и юридической служб организации.
      При определении лица, уполномоченного подписывать Положение о премировании от имени организации-работодателя, следует ­руководствоваться нормами части 6 статьи 20 ТК РФ.

      Так, Положение может быть подписано руководителем организации, действующим на основании устава организации (иного учредительного документа юридического лица), другим лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица на основании указания на это в уставе организации (ином учредительном документе), а также уполномоченными ими лицами в порядке, установленном, в том числе, локальными нормативными актами организации.

      Учет мнения представительного органа работников при принятии Положения о премировании

      После того, как определено содержание будущего Положения о премировании, перед его окончательным утверждением необходимо соблюдение процедуры его принятия.

      Дело в том, что, согласно статье 8 ТК РФ, данный локальный нормативный акт содержит нормы трудового права. А на него распространяет дейст­вие правило статьи 135 ТК РФ, согласно которой локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (при наличии такого органа). Процедура учета мнения предусмотрена статьей 372 ТК РФ для выборного органа первичной профсоюзной организации (по аналогии используется и при учете мнения иного представительного органа) и ­сводится к следующему (см. Рисунок).

      Ответственность работодателя, связанная с нарушением правил об осуществлении премирования

      В отношении вопросов возможной ответственности в связи с ­нарушением правил об осуществлении премирования можно отметить следующее.

      Нарушение трудового законодательства в этой части может повлечь:

    • административную ответственность согласно части 1 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ). Нарушение законодательства о труде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере до 50 МРОТ. Лицо, ранее подвергнутое административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию (согласно ч. 1 ст. 3.11 КоАП РФ это лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица и т.п.) на срок от 1 года до 3 лет (ч. 2 ст. 5.27 КоАП);
    • невыплата премии может рассматриваться судом (мировым судьей) с учетом задержки выплаты заработной платы и других нарушений оплаты труда (ст. 142 ТК РФ). Согласно статье 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно;
    • судебная практика идет по пути взыскания с работодателей сумм в возмещение морального вреда (ст. 237 ТК РФ), причиненного работнику, по делам об оплате труда (в случае если работник докажет факт причинения ему физических и (или) нравственных страданий).
    • www.delo-press.ru