Полезные статьи

Просмотр сайта с разных разрешений

Форум ЯрИРО

Документы о переселенцах. Столыпинская агр.

barikina 15 дек 2009

ДОКУМЕНТЫ О ПЕРЕСЕЛЕНЦАХ.
СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМА (нач. с 1906 г.)

* * *
Недавно звонила одному из старожилов деревни Сермягино (Ковернинский район Нижегородской области). Он сказал, что братья моей прабабушки уехали в Сибирь как переселенцы, по реформе Столыпина. А свой дом один из братьев отдал Белбажскому монастырю, который потом семья прабабушки выкупала у монастыря. По другим сведениям, дом был подарен моей прабабушке Анне Матвеевне братьями, когда уезжали на переселение. Дом был очень большой, потом была в нем школа.

У меня вопросы:
— в каких документах и как фиксировались переселенцы из моей деревни?
— как могла быть зафиксирована в бумагах передача дома или выкуп его у монастыря (если, конечно, сведения верны)?

Лиза 16 дек 2009

Столыпинские аграрные реформы

Реформа 1861 года не принесла ожидаемых результатов по переходу к индивидуальному землевладению и землепользованию, не произошло движения вперед в отношении частного землепользования, на которое делался главный акцент при отмене крепостного права. В 80-90-е годы правительство стремилось к насаждению общинных структур в деревне, что противоречило в будущем свободной крестьянской собственности. Это и явилось предпосылками новых аграрных реформ П.А.Столыпина.
По указу 9 ноября 1906 г., любой крестьянин домохозяин имел право в любое время потребовать выдела из общины. За теми крестьянами, которые имели в своем постоянном пользовании излишки земли (т.е. наделы превышали разверсточные нормы, ориентированные на количество душ м.п. в семье), эти излишки закреплялись по минимальным ценам 1861 г. Кроме того, домохозяева, выделяющиеся из общины, могли требовать укрепления за ними участков к одному месту — т.е. создания отрубов и хуторов. Закон 14 июня 1910 г. запретил сосредотачивать в своих руках более 6 участков земли (по высшим или указным нормам 1861 г.), но фактически это положение было несложно обойти. Из общины стремились выделиться либо самые зажиточные крестьяне-предприниматели, либо бедные крестьяне, которые распродавали свое хозяйство и уходили на заработки в качестве рабочих предприятий и заводов, в качестве батраков, или переселялись на свободные земли Сибири и Дальнего Востока (массовое переселение в данные регионы происходило в 1906-1914 гг.). Переселенческая политика привела к перераспределению надельной земли. Началась миграция населения из различных регионов России на свободные земли.
Рефераты по Столыпинским реформам можно скачать здесь http://revolution.allbest.ru/.
По переселенческому вопросу имеется достаточно широкий круг литературы, т.к. переселенческое движение было одной из актуальных тем в русской, советской и современной историографии.

Что касается переселенческих документов, то они по всем регионам были одинаковые. Попробуйте найти: к какому участку Управления Земского начальника относился Ваш населенный пункт. Именно там занимались оформлением документов на переселение. (В списке населенных мест по губернии в одной из граф указана становая квартира — это и есть УЧАСТОК.) Завтра постараюсь ответить на вторую часть Вашего вопроса.

Серповский, Николай Григорьевич Переселения в России в древнее и новое время и их значение в хозяйстве страны: Исслед. Н. Серповского.
Ярославль: типо-лит. Г. В. Фальк, 1885

http://dlib.rsl.ru/.

Глава III. с. 99. «Новейшие крестьянские переселения».
Стр. 100 со слов «. Крестьяне, как не имеющие никаких географических сведений о территории России, имеют вообще крайне смутные представления о всех вообще новых местах. «

В этом издании очень хорошо изложена схема переселения и оформления документов.
Коротенько это происходило так: собирался волостной сход в губернии выхода, на котором обсуждались предложенные места переселения. В это место, на разведку, направлялся «ходок» (иногда группа из нескольких семей). Ходок из места «поселения» присылал «доклад-описание» волостному старосте. Обычно это было: «Земли свободной много, реки полноводные, леса полны дичи…». Снова собирался волостной сход, на котором составлялись списки всех желающих переселиться на свободные земли определенного региона. Переселенческими вопросами занимались Начальники Земских участков. Они контролировали выход крестьян из крестьянского общества (все были налогоплательщиками, все были причисленными к определенному месту проживания).
Мои родственники переселялись из Черниговской губернии в 1891 году. Распродав свое имущество, семья, получив открепительный талон и лист переселенца, направилась в место поселения (Томская губерния).
Хочу отметить несколько моментов.
1. Никак не могла понять в начале исследования, почему открепительные талоны и листы переселения – цветные (розового и синего цвета). Оказалось, что это придумала царская власть для безграмотного народа, чтобы он не путался в документации. Нашла этот ответ в одном из источников по переселенческому движению.
2. Если «желающий переселиться» продавал в районе выхода недвижимость, то составлялись документы на куплю-продажу. Эти документы крепились к личному делу переселенца. Личные дела хранились в Управлении Земского начальника места выхода. Дела в месте поселения открывались своим Управлением Земского начальника, так как переселенец обязан был сдать открепительный талон из места переселения и встать на налоговый учет в месте поселения, пока не причислился к какому-то поселению, селу, деревни и т.д.

Вот такая была непростая «кухня». Переселенческие документы можно найти в архивах: как губернии выхода переселенца, так и в губернии поселения в фондах Управления Земских начальников по губерниям и волостям.

документы — о переселенцах.jpg 55,75К 26 Количество загрузок:

По моим исследованиям документы можно посмотреть по этим ссылкам
http://forum.vgd.ru/.
http://forum.vgd.ru/.

barikina 16 дек 2009

Да, все верно. И, по слухам, уехали с женами и детьми. Плохо, что даже имен их не знаю. Фамилия по отцу моей прабабушки была Потапова, но это со слов родственников. По метрическим книгам, которые я видела по моей деревне, нет фамилий до 1912 года, за редким исключением.

Лиза 17 дек 2009

Ольга, в копилочку.

На ВГД, по «Алфавитному списку. «, два домохозяина по фамилии ПОТАПОВЫ числятся в переселенцах по переписи 1901 г.
Потапов Евтей Максим (Бийский уезд, с.Верх Тальское — старожил)
Потапов Иван Федоров (Барн.у., село Сусловское — переселенец )

Тот, который «старожил», уже успел причислиться к населенному месту — село Верх Тальское (Томская губерния, Бийский уезд, Сростинская волость). Второй, Потапов И.Ф., из моего населенного места исследования — село Сусловское (Томская губерния, Барнаульский уезд, Касмалинская волость). Потаповы проживают в данном населенном месте до сих пор.
Вот сведения переписи 1901 г. по данному переселенцу:

документы — о переселенцах (перепись 1901 года).jpg 23,24К 21 Количество загрузок:

Графы с цифрами обозначают следующее:
ДОМОХОЗЯИН — Потапов Иван Федорович (далее идет описание его хозяйства)
мужск. пола — 3 чел.
женск. пола — 2 чел.
работники м.п. — 1 чел.
работники ж.п. — 1 чел.
лошадей — 3
коров — 3

orlova_olga1950 25 ноя 2011

Лиза (16 Декабрь 2009 — 00:39) писал:

Дарья Лотарева 09 авг 2012

Может быть, Вы уже разобрались с Томским архивом, но на всякий случай обратитесь к презентации вебинара 2 на сайте http://www.familyspace.ru. На странице 51 указано, что все документы по переселенцам столыпинского времени находятся в фондах переселенческих управлений.

Также в разделе «Госархивы» можно найти страничку Государственного архива Томской области, который в настоящее время активно разрабатывает тему переселения крестьян.

nikolayforest 09 авг 2015

Уважаемые ветераны форума!

Семья моего деда, вероятно, после 1925 г. переехала в Кострому из деревни Дмитриевка Катринской волости Пошехонского уезда.
Подскажите, куда обратиться для получения документальной информации.

В период 1923-1936 гг. семья, проживавшая в деревне Дмитриевка Катринской волости Пошехонского уезда (Семёновский сельсовет), переехала в Кострому.
Какие документы и где и кем выдавались на этот период, куда можно обратиться? (В ГАЯО информация о переезде отсутствует.)
Буду очень благодарен за помощь.

С уважением, Николай.

fedo-vera 01 фев 2016

Klikonsi 13 дек 2016

Здравствуйте, форумчане!
Сразу оговорюсь, что мои вопросы на этом форуме территориально «не к месту». Но на форуме vgd.ru в темах «Красноярский край» и «Дисненский уезд» (Беларусь) я не получила ответа на интересующие меня вопросы. Рискну задать их тут. Тем более что содержание ответов здесь мне более импонирует своей профессиональностью.

Моя родословная восходит к фамилиям прадедов крестьян-переселенцев «столыпинской» реформы из Виленской губернии в Большеулуйскую волость Ачинского уезда Енисейской губернии в 1908-09 гг.:

Лонский Антон Иванович,
Романовский Василий Петрович,
Канашенок Акакий (Ананий) Августович.

Фотодокументы на семьи переселенцев мною найдены и «скачаны» с сайта ГосАрхива Красноярского края.
Это Проходные Переселенческие Свидетельства и Списки Переселенцев.
В каких архивах Белоруссии и Литвы вести далее поиск прапрадедов мне известно. Но многообразие и запутанность поиска там велико.
Очень важно знать вероисповедание переселенцев. А я его точно не установила. Искать метрические книги в европейском регионе затруднительно, не зная ТОЧНО приход. А так как деревни проживания прадедов были отдаленными (дд : Свилы Иодской волости, Козяны и Озерава Богинской волости, все — Дисненский уезд Виленской губернии), то и вариантов приходов (церквей или костёлов) в моём случае по 4-5 на одну деревню. Вот я и задалась вопросом: а не попробовать ли установить вероисповедание и приход (что наиболее важно) уже по архивным документам на новом месте водворения переселенцев (Большеулуская волость, переселенческий участок «Климовский») ?
Моя «корысть» во всём этом одна. Архивный поиск в Красноярском крае несколько проще, чем в Белоруссии или Литве. Не потрясали мировые войны, не было многократного межгосударственного и административного передела территорий, не было таких экстренных эвакуаций архивов.
Если мне удастся по красноярским архивам достоверно определить вероисповедание и (если повезёт !) приход в Виленской губернии моих прадедов, то это в дальнейшем резко сузит поиски по архивам в европейском регионе.

Существовала ли система «отслеживания» вероисповедания (на момент прибытия !) крестьян по месту водворения?
Если да, то в каких документах тех лет (церковных или волостных управлений) это фиксировалось?

Были ли на новом месте сведения о ПРИХОДЕ по СТАРОМУ месту жительства переселенца? Это церковные или государственные документы?

Могут ли эти сведения быть в нижеперечисленных документах:

— вопросный лист для переселенцев;
— карточка переселенца;
— книга водворения.

Возможно в них есть ответы на мои вопросы ? Кто может подсказать, что в них отображалось?

Не исключено, что католики-переселенцы в Енисейской губернии становились православными вынуждено из-за того, что попросту не было костёлов на сто вёрст в округе. И тогда смена веры тоже фиксировалась церковными документами? Какими?

Помогите мне с моими вопросами!

Заранее извиняюсь за куцые формулировки и мою полную неосведомленность в нюансах делопроизводства тех лет (1908-1909 гг.).

Заранее всем благодарна!

Елена Дмитриевна 13 дек 2016

Ответы на некоторые из Ваших вопросов можно найти здесь: УКАЗАТЕЛЬ ВИДОВ ДОКУМЕНТОВ, СОДЕРЖАЩИХ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКУЮ ИНФОРМАЦИЮ (XVI в. — 1917 г.). Был опубликован в журнале «Вестник архивиста», № 46 — 50 ( 1998-1999 гг.)

9. Билет переселенца — документ полицейского учета, выполнявший функции паспорта для переселенцев. Содержит следующую информацию о переселенце: фамилия, имя, отчество, возраст, место жительства, сведения о семье (дети, родители, другие родственники), сословная принадлежность.
Региональные архивы: фонды переселенческих управлений.

24. Вопросный лист для переселенцев — документ административного учета переселенцев. Составлялся чиновниками переселенческих управлений. В нем содержались следующие сведения о переселенце: фамилия, имя, отчество, место рождения, вероисповедание, семейное положение, сословная принадлежность.
Региональные архивы: фонды переселенческих управлений.

45. Карточка переселенца — документ административного учета переселенцев. Составлялись, предположительно, начиная с 1906 г., в переселенческих управлениях, заключала в себе следующие данные: фамилия, имя, отчество, год рождения, место жительства, сведения о детях, родителях и других родственниках, владения землей и недвижимостью.
Региональные архивы: фонды переселенческих управлений

49. Книга водворения — книга административного учета переселенцев. Велась в учреждениях, ответственных за учет переселенцев. Запись о переселенце содержит информацию: фамилия, имя, отчество переселенца, возраст, место рождения, место жительства, сведения о детях, родителях и других родственниках.
Региональные архивы: фонды переселенческих управлений и полицейских управлений.

87. Прошение (ходатайство) о переселении — подавалось в министерства внутренних дел или гос. имуществ, переселенческие управления. Массовый характер приобрели после принятия Переселенческого закона в 1889 г. Кроме фамилии, имени, отчества, возраста и места жительства лица, подавшего прошение, содержит достаточно подробные сведения о составе семьи.
Федеральные архивы: фонды МВД, министерства государственных имуществ.
Региональные архивы: фонды участковых земских начальников.

112. Список крестьян, ходатайствующих о переселении — документ административного учета населения. Содержит сведения о семейном и экономическом положении переселенцев и указывает: фамилию, имя, отчество, возраст, место жительства, сведения о родственниках, сословие, владение землей и недвижимостью.
Региональные архивы: фонды участковых земских начальников.

114. Списки переселенцев — документ административного учета населения. Составлялись в переселенческих управлениях, а также в полицейских учреждениях, ведущих учет переселенцев и обеспечивающих выполнение государственной программы переселения населения. Предположительно массовым этот документ стал после 1843 г., когда переселение государственных крестьян приобрело государственное значение. С разными вариациями списки составлялись до 1920 г. Содержали информацию: фамилия, имя, отчество переселенца, его возраст, семейное положение, сведения о детях, родителях и других родственниках.
Региональные архивы: фонды переселенческих управлений, полицейских управлений.

Вероисповедание можно найти, а приход вряд ли где-нибудь будет указан, его нужно определять по месту жительства.

Елена Дмитриевна 14 дек 2016

В приведенном мною выше списке только один вид документов (п. 87) можно найти в федеральных архивах, но все же я посмотрела на сайте РГИА. Думаю, что познакомиться с его фондами по вопросу о переселенцах стоит.

РГИА. Ф. 391. Переселенческое управление МЗ. Сокр. наименование: Переселенческое управление МВД.
Историческая справка. Учреждено в составе МВД для заведования переселенческим делом. Руководило делом выдачи разрешений на переселение, а также осуществляло саму выдачу разрешений, принимало меры к упорядочению переселенческого движения, занималось первоначальным устройством переселенцев на местах водворения, заведовало всеми кредитами по МВД на переселенческое дело, вело предварительную разработку всех новых мер законодательного и административного свойства; а также рассматривало дела, возложенные на управление министром внутренних дел. 6 мая 1905 г. передано в ГУЗиЗ для сосредоточения в ведомстве землеустройства и земледелия заведования переселенческим делом.

Опись 3. 1906-1909 г. 1 — 5 Делопроизводства, Секретарская, Счетная и Ревизорская части — о переселении крестьян разных губерний, образовании переселенческих участков, поземельном устройстве переселенцев, выдаче им ссуд на хозяйственное обзаведение, устройство жилищ и другие надобности, об образовании врачебно-продовольственной помощи переселенцам, по жалобам их на действия местной администрации; об агрономических мероприятиях и почвенно-ботанических исследованиях, гидротехнических, межевых и дорожных работах в заселяемых районах; о личном составе.
Есть сканированная опись 3 в формате pdf здесь: http://rgia.su/image. s3ZmI2Qio/Czw==

Бегло полистав, видела: Дело 957. О переселении крестьян Виленской губ. в Сибирь. 1908 г. 46 л. Возможно, есть такое дело и за 1909 г. Или что-то найдется по Енисейской губ.

В сложном поиске стоит ничем не пренебрегать.

Здравствуйте Елена Дмитриевна!
Большое спасибо за Ваш быстрый и компетентный ответ!

Если можно, несколько уточняющих вопросов.

Вопрос 1. «Проходное Переселенческое Свидетельство» и «Билет Переселенца» — это одно и то же? Просто с «Билетом» я ещё не сталкивалась при архивном поиске. Может, было по-разному? Когда «Свидетельство» выдавали на всю семью, а когда и индивидуальные «билеты»?
Вопрос 2. «Вопросный лист для переселенцев» и «Карточка переселенца» составлялись уже на месте водворения или ещё на месте выбытия?
Вопрос 3.»Книга водворения», судя по названию, заполнялась уже на новом месте жительства? Или я ошибаюсь?

Перечисленные Вами документы — это документы государственных учреждений. А как обстояло «делопроизводство» в церковных приходах?
Займу немного Вашего внимания и приведу упрощённый пример.
Водворился на новом месте крестьянин-католик. Пришёл в православный приход. «Хочу перейти в православие, нет тут у вас костёлов». Батюшка — как словом, так и делом. Выполнил обряд, прочистил к православию.
А вот где батюшка сделал необходимую запись о смене веры? В метрическую книгу? Насколько я знаю, в метрических книгах вели записи о родившихся, бракосочетающихся и умерших. И где записывали вновь прибывших православных?
Может быть, священнослужители вели записи и о БЫВШИХ приходах новых прихожан-переселенцах? И тогда стоит обратить внимание на архивные документы церковного прихода по месту водворения?

Прошу Вас помочь с моими вопросами.
Заранее благодарна!

Darya V 14 дек 2016

Татьяна, конечно. Часто встречаем в метрических книгах подобные записи.
На форуме есть примеры, но рассеяны по разным разделам и темам, вряд ли успею сегодня искать.

——
17 ч. 53 мин.
Успела найти в одной из тем:

Darya V (01 Январь 2012 — 23:02) писал:

Да, такие факты отражались в метрических книгах. Не так уж и редко встречала по Ярославлю. В графе о дате крещения обычно писалось «присоединен(а)». Записи — как правило, такого рода: «. вследствие предъявленного (изъявленного) им (ею) решительного желания, помазанием Св. мира присоединен(а) к православной грекороссийской церкви. « Это из того, что встречалось мне по 1880-м годам. Пишу по памяти, но практически дословно.
Или давалось новое имя, или писалось: «. с удержанием того же имени, в память св. мученика (мученицы) такого-то (такой-то), празднуемого (празднуемой)» тогда-то. В случае, о котором пишу, была немка римско-католического вероисповедания с именем София, имя ей было оставлено.

Всё пишу в качестве примера — для представления, как выглядело.

kptnv9 (29 Март 2014 — 19:56) писал:

Татьяна, Дарья Вам уже ответила на вопрос. Могу добавить только, что священники не вели записей о бывших приходах. Но метрические книги, если удастся, стоит посмотреть за эти годы. Если переселялась семья с детьми, то метрическая запись о рождении/крещении детей, как правило, представлялась в новый приход, и в ней будет информация о приходе, где родились дети (это касается христианских конфессий).

Документов о переселенцах я не смотрела в архивах, так что могу высказать только свои предположения, основанные на прочтении характеристик документов.
Вопросный лист, скорее всего, заполнялся на старом месте как необходимый для составления списков переселенцев документ.
Билет переселенца — это документ полицейского учета, эквивалентный паспорту, поэтому он выдавался на старом месте, должен был быть на руках у переселенца и регистрироваться в полицейской части по прибытии. Вряд ли на старом месте будут сохраняться копии билетов, разве что записи о выдаче.
Проходное переселенческого свидетельство вполне может быть близким эквивалентом билета переселенца, но тонкостей их различия я не знаю..
Книга водворения наверняка составлялась на новом месте жительства.

Описи переселенческих управлений посмотреть полезно, даже если не находятся конкретно интересующие сведения, — названия дел могут подсказать ответы по документам о переселении.

Klikonsi 14 дек 2016

Darya V (14 Декабрь 2016 — 17:49) писал:

Спасибо большое, Darya V!
Насколько я понимаю из Ваших примеров, сама запись в метрическую книгу о новом прихожанине (как меняющего веру на православную, так и состоящего в православии) была ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ. А вот текст записи — произвольный, не имеющий строгой формулировки. И «обязательность» указания старого прихода не регламентировалось наставлениями или «инструкциями по заполнению», говоря современным языком. Значит, остается только надеяться, что батюшка по своему желанию указал-таки старый приход переселенца. Но шансов на это практически нет при архивном поиске. А жаль.
Ещё раз спасибо Вам за помощь!

Елена Дмитриевна (14 Декабрь 2016 — 18:55) писал:

Елена Дмитриевна, это как раз мой случай!
Прадеды приехали в Сибирь с кучей ребятишек.
Я так понимаю, что «метрическая запись о рождении/крещении» — это эквивалент современного Свидетельства о рождении. Как правильно назывался этот документ тех времен? «Приходская Метрическая Выпись» или «Консисторское Свидетельство»? Я не сильна в терминологии.
В каких фондах теперь эти выписки? Или хранятся вместе с метрическими книгами?

Елена Дмитриевна 15 дек 2016

Татьяна, метрическая запись о рождении/крещении делалась именно в метрических книгах прихода, в котором был крещен ребенок. О них Вы можете почитать и у нас на форуме в теме: Метрические книги.

При отъезде семьи в другие места родители брали выписи из приходских метрических книг о своих детях и представляли их в церковь по новому месту жительства. Метрические книги в архивах могут находиться либо в отдельном фонде метрических книг по церквям (селам), либо в фондах духовных консисторий. В духовную консисторию обязательно ежегодно сдавались копии.приходских метрических книг, выписку из метрических книг можно было получить не только в самом приходе, но и запросить из консистории.
С Красноярским архивом я не знакома (хотя когда-то я жила два года в этом городе и у меня там родилась дочь), поэтому что-либо подсказать Вам по фондам этого архива не могу.

Одно дополнение. В Вашем случае нужно искать не консисторский, а приходской экземпляр метрических книг церкви того села (прихода), куда были поселены Ваши предки на новом месте жительства. Представленные метрические выписки о рождении/крещении детей подшивались священнослужителями именно в приходские экземпляры, обычно в годы рождения, но могли оказаться и в другом месте; в консисторских экземплярах подшитые позднее выписки отсутствуют. Это очень важный момент, который Вы должны учесть в поиске.

Klikonsi 15 дек 2016

Ещё раз здравствуйте, Елена Дмитриевна!
Очень полезная информация!
Наверное, замучила Вас сегодня своими расспросами. Но теперь (благодаря Вам!) появились ориентиры в красноярском направлении поиска. Метрические книги Большеулуйской Церкви Николая Чудотворца (единственной на всю волость в то время) сейчас на хранении в Ачинском архиве, некоторые — в ГАКК. Годы водворения известны , поэтому ознакомление с нужной книгой облегчается.

«В другом месте» МЕТРИЧЕСКОЙ КНИГИ? Или совсем в других подшивках ИНЫХ документов?
Елена Дмитриевна, уточните пожалуйста.

А как различить между собой консисторский и приходской экземпляры в архивных фондах?

И последнее, не относящееся к актуальности поиска, а для моего общего развития и понимания «документооборота» тех лет.

А для чего это делалось? На себя родители не брали никаких выписей, а для детей, получается, обязательно?
Я размышляла-размышляла, так и не поняла логики такой необходимости. Наверное, мало ещё разбираюсь в делах церковных. Разъясните, пожалуйста, Елена Дмитриевна.

Премного Вам благодарна за ощутимую помощь!

С уважением, Татьяна

Я никогда не знакомилась с документами переселенцев и поэтому все, что я здесь пишу, основано только на опыте работы с метрическими книгами, поэтому я и дала Вам ссылку на тему форума МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ, где не раз обсуждались все эти вопросы и где их и нужно задавать. Невозможно здесь вновь изложить многолетний накопленный опыт, со всеми его ошибками и заблуждениями, которые часто учат значительно большему, чем простой последовательный просмотр метрических книг по одному приходу.

И все-таки я отвечу Вам здесь в надежде на то, что когда Вы получите свой опыт изучения документов переселенцев, Вы кратко суммируете его здесь для нас. Меня вопрос переселенцев (из Ярославской губернии) тоже волнует, хотя и не стоит остро.

Метрические выписи при переезде можно было и не брать, их в любое время можно было запросить в консистории по месту крещения, хотя это хлопотно и долго. Взрослые реже брали для себя такие выписи . В случае переселенцев факт их вероисповедания был зафиксирован уже в документах переселенцев, а больше им ничего и не нужно было, им нужен был только паспорт или его эквивалент. Метрическое свидетельство вовсе не играло раньше такой роли, как в наше время при получении паспорта.
Иное дело дети — у них могла быть другая судьба, нежели всю жизнь обрабатывать землю на полученном при переселении наделе. Они должны были и часто хотели учиться, выбиться «в люди» и т. п. Для поступления в училище нужна была копия метрической записи.
Мой дед, будучи техническим служащим в Ярославле, вплоть до 1917 г. оставался в крестьянском сословии, но все его дети, крещеные в сельском приходе, поступали в реальные училища или гимназии и представляли туда не просто выписку из метрической книги с подписью священнослужителей и церковной печатью, а нотариально заверенную копию с нее (выписку сохраняли), что я и видела в архивах. Я также не раз видела у своих подруг бережно сохраненные метрические выписки их родителей из крестьян, рожденных до 1917 г., которые были взяты, когда семья с детьми перебиралась в Петербург. Значит, предполагалось, что они могли потребоваться на новом месте.

Формального признака для различения приходского и консисторского экземпляров нет, но первое различие в том, что приходской экземпляр хранился в приходской церкви и сшивался в одну книгу по этому приходу за несколько лет (обычно 5-10). Консисторский экземпляр был копией МК за один год и в консистории обычно сшивался за этот год в одну книгу по многим церквям уезда, а иногда и по всему уезду. В таком виде МК и поступили в региональные архивы после 1917 г., причем чаще приходские книги поступали в уездные (районные) архивы, а консисторские — в областной архив. Но иногда в областном архиве есть и приходские, и консисторские книги, и случается, что даже сшиты оба варианта за несколько лет по одной церкви. Вот тогда их можно различить исключительно по вшитым в дело справкам о крещении в других приходах или выписям из метрических книг других приходов. Такие подшитые позднее листочки есть только в приходских книгах, в консисторских эта информация отсутствует (понятно, что она здесь и не нужна, — она обязательно есть в консистории по месту крещения человека).

Большое спасибо, Елена Дмитриевна, за столь обстоятельные пояснения!

Ещё раз просмотрев перечень документов, перечисленных Вами в самом первом сообщении, я не увидела, что в каком-либо из них указывались сведения о вероисповедании. За исключением, пожалуй, «Вопросного листа для переселенца». Который, как я понимаю, оставался по старому месту жительства. Значит, если крестьянин не позаботился взять на себя метрическую Выпись при отъезде, то и подтвердить в новом приходе документально своё вероисповедание не мог.
Безусловно, я смотрю на эти вещи через призму наших времен. Сейчас все свои данные нужно подтверждать только бумажками. А тогда возможно, было всё проще. Пришёл в церковь, показал нательный крест, перекрестился — вот и доказательство православия.
Ни в коем случае, Елена Дмитриевна не затеваю полемику. Сейчас у меня достаточно информации, чтобы приступить к уже реальному изучению архивных документов. Тем более знаю, на что нужно обращать внимание. А вопросы сегодняшние и завтрашние оставим на потом.

Большая моя благодарность за Вашу помощь, содействие и терпение нас, дилетантов.

Вопросного листа как первичной информации, видимо, было достаточно для принятия решения о включении семьи в число переселенцев и для указания вероисповедания в разных сопутствующих списках. И не стоит совсем педантично воспринимать данный список документов и их содержимого. Возможно, что были какие-то другие сопроводительные документы на партию переселенцев, возможно, в формах указаны не все данные. Конечно, здесь остается много пока не ясных вопросов, на которые можно ответить только в процессе архивных исследований, и то не всегда удается даже при самом богатом воображении проникнуться духом и законом того времени, да и увидеть реально все эти документы.

В вопросах о переселенцах я такой же дилетант. Только просматривая описи переселенческих управлений, подумала, что переселяли обычно не одну семью, а целую группу крестьянских семей, и совсем не исключено, что подбирали их и по вероисповеданию. Если переводили в местность. где одна православная церковь на всю волость, вряд ли включали семью католиков или лютеран. Но это только слабое предположение.

Klikonsi 16 дек 2016

Здравствуйте, Елена Дмитриевна!
На этот раз я без вопросов-расспросов.

Елена Дмитриевна (15 Декабрь 2016 — 17:55) писал:

Некрасиво, конечно, с моей стороны вырывать фразу из текста. У Вас она совсем о другом по смыслу полного предложения.
Но я о своей природной педантичности и въедливости. Ничего с собой поделать не могу. Когда чем-то увлечена, то будут интересовать любые мелочи и подробности. Даже мешающие и отвлекающие от цели.

А вот очень бы хотелось, Елена Дмитриевна!
Ведь для меня найти своих пра. пра. пра не является самоцелью. Есть здоровый интерес разобраться «почему, зачем, да как» обстояло в ту эпоху. Это тот случай, когда увлекает сам процесс. Поэтому и не тороплюсь. Узнаю, размышляю, анализирую и пр. Доктором исторических наук быть не хочу. А вот стать знающим и разбирающимся любителем генеалогии хотя бы в узкой части «столыпинских переселенцев» желание есть.
На других форумах были и такие раздраженные ответы «спецов» на мои въедливые вопросы о переселенческих документах:

«. Если на то уж пошло, то глупо искать экзотические источники которые Вы назвали, когда есть метрические книги этого прихода в Ачинске. Достаточно одной выявленной актовой записи по конкретной фамилии, чтобы узнать вероисповедание».

Глупо искать «экзотические источники» — это про те самые документы, которые Вы мне любезно и подробно разъяснили.

Понятно, что многие профи форумов привыкли отвечать на шаблонные: «где мне найти дедушку?». И заинтересованность узнать побольше уже вызывает недоумение.
А вам спасибо за приятное общение и понимание.

Кстати, материалы по своим переселенцам я взяла из фондов ГАКК отсюда:

Енисейская губернская казенная палата 1782 — 1920 гг.
Ф.160 Оп.1 Д.1812 Материалы о приписке переселенцев к Больше-Улуйской волости Ачинского уезда 1908-1919, 122стр.,(п. уч. Климовский (Климов), Суразовый, Алешкин, Селиванов, Больше-Улуйская волость, Ачинский уезд).
Если интересно, вот ссылка:

forum.yar-genealogy.ru