Полезные статьи

Проект закона о земельных участках

Правительством РФ предложен зонально-территориальный принцип деления земельных участков

Поправками, в частности:

устанавливаются следующие территориальные зоны — сельскохозяйственного назначения, жилые, общественно-деловые, производственные, рекреационного назначения, для ведения садоводства и огородничества, природоохранные, историко-культурного назначения, природных лечебных ресурсов, энергетики, транспорта, обеспечения космической деятельности, обеспечения обороны страны и безопасности государства, специального назначения, запаса и многоцелевые;

регламентируется порядок разрешенного использования каждой территориальной зоны;

определяется порядок ограничения оборотоспособности земельных участков;

предусматривается, что в целях создания новых или расширения существующих особо охраняемых природных территорий допускается резервирование земель для государственных или муниципальных нужд, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности;

определяются порядок использования лесов в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также использования лесов, расположенных за пределами границ лесного фонда, в целях обеспечения природоохранной и иной деятельности, разрешенной в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях;

устанавливаются правила внесения в ЕГРН сведений при выявлении пересечений границ территориальных зон или лесного фонда с границами земельных участков.

Вступление в силу соответствующего федерального закона предполагается с 1 января 2020 года, а в субъектах РФ с численностью населения менее 1 млн человек — с 1 января 2025 года, за исключением отдельных положений.

www.consultant.ru

Проект Закона Санкт-Петербурга «О порядке и условиях размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (далее — проект Закона) одобрен Правительством Санкт-Петербурга 10 мая 2016 года (постановление N 351 от 10.05.2016) и рекомендован Губернатору Санкт-Петербурга для внесения в установленном порядке на рассмотрение в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга.

В порядке законодательной инициативы письмом от 11 мая 2016 года N 07-105/295 Губернатор Санкт-Петербурга внес на рассмотрение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга проект Закона (ст.31 Устава Санкт-Петербурга) в первоочередном порядке.

Необходимость разработки проекта Закона связана с вступлением в силу с 01.03.2015 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон).

Предметом проекта Закона является правовое регулирование в области земельных отношений, связанных с условиями использования земель и земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Проект Закона подготовлен в целях реализации положений пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Закона, согласно которому порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Проект Закона устанавливает следующее:

размещение объектов без предоставления земельных участков осуществляется на основании разрешений, выдаваемых уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга на срок, указанный заявителем, но не превышающий 49 лет;

объекты размещаются на территории Санкт-Петербурга безвозмездно;

содержание разрешения, условия отказа в его выдаче, случаи переоформления и отмены разрешения.

Принятие проекта Закона не приведет к дополнительному расходованию средств бюджета Санкт-Петербурга и потребует внесения изменений в Положение о Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга, утвержденное постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2015 N 98, наделяющих Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга полномочием выдавать разрешения на размещение объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Проект Закона принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга в первом чтении (за основу) 1 июня 2016 года (постановление N 343 от 01.06.2016).

21 июня 2016 года в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга к проекту Закона внесена поправка.

28 июня 2016 года в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга к проекту Закона внесена поправка (третье чтение).

Проект Закона принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга в третьем чтении (в целом) 29 июня 2016 года (постановление N 440 от 29.06.2016).

Проект Закона рассмотрен Губернатором Санкт-Петербурга и возвращен без подписания письмом N 07-105/7167 от 26 июля 2016 года с предложением о внесении изменения.

www.gov.spb.ru

Проект закона о земельных участках

На сайте компании «КонсультантПлюс» опубликован проект федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Законопроект).

Законопроект предусматривает существенное изменение земельных отношений. В нем содержатся изменения, которые планируется внести в правила предоставления земельных участков, определения их разрешенного использования, заключения и исполнения договоров комплексного освоения территории. В частности, согласно Законопроекту предлагается существенно изменить порядок продажи и передачи в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Большинство изменений направлено на ограничение тех прав публичных собственников, которые связаны с распоряжением участками. Предлагается урегулировать многие вопросы, которые на сегодняшний день, как правило, решаются по усмотрению указанных лиц.

В соответствии с положениями Законопроекта земельные участки под застройку почти во всех случаях придется арендовать.

В настоящее время, если при предоставлении земельного участка для строительства предварительно согласуются места размещения объектов, публичный собственник не может передать участок в собственность. Он подлежит передаче либо в аренду, либо в постоянное (бессрочное) пользование. Если строительство осуществляется без предварительного согласования мест размещения объектов, участок можно как продать, так и передать в аренду. Публичный собственник решает этот вопрос самостоятельно.

Законопроектом предусмотрен универсальный подход к определению права, на котором земельные участки будут предоставляться для строительства. Участок нельзя будет продать, если основным видом его разрешенного использования является строительство зданий и сооружений. Данное правило планируется применять независимо от того, приобретается земельный участок в рамках аукциона или без его проведения. Предусмотрено и несколько исключений из этого правила. Застройщики — юридические лица и индивидуальные предприниматели смогут купить государственный или муниципальный участок, только если он выделен из участка, предоставленного в аренду для комплексного освоения территории. В таком случае приобрести участок в собственность смогут только лица, заключившие договор о комплексном освоении территории.

Разработчики Законопроекта предусматривают случаи, когда предельные сроки аренды земельного участка будут устанавливаться в Земельном кодексе Российской Федерации. Например, предоставить участок в аренду для строительства без проведения аукциона можно будет на срок от трех до десяти лет. Однако, если участок передается в аренду посредством аукциона, договор аренды будет заключаться на период, который в два раза превышает предельный срок для выполнения работ, связанных со строительством конкретного объекта. Для строительства линейных объектов предлагается ввести максимальный срок аренды, равный 49 годам.

Сейчас в Земельном кодексе Российской Федерации определен единственный случай ограничения срока аренды земельного участка. Так, при условии предварительного согласования места размещения объекта (т.е. без проведения торгов) участки для строительства можно арендовать только на время проведения соответствующего строительства (часть 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).

Преимущественное право на повторное заключение договоров аренды предлагается сохранить только в отношении участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства. Действие данного положения может быть распространено не только на договоры, заключаемые после вступления поправок в силу, но и на договоры, которые были заключены до этого.

Из земельного законодательства планируется исключить положения о возможности предоставлять земельные участки в собственность или аренду путем проведения конкурса. Единственным видом публичных торгов по продаже земельных участков или права на заключение договоров их аренды предлагается сделать аукцион. Без проведения аукциона участки можно будет предоставить только в случаях, перечисленных в Земельном кодексе Российской Федерации в редакции Законопроекта. Планируется установить девять оснований продажи государственного или муниципального участка без аукциона. Например, можно будет без его проведения продать земельный участок, на котором расположено здание, собственнику этого здания.

В Законопроекте предусмотрено 28 оснований передачи участка в аренду без аукциона. Некоторые из них планируется ввести впервые. Это касается, в частности, передачи участка в аренду для размещения отдельных объектов (промышленности, транспорта и т.д.). Однако такая передача будет возможна по решению Президента Российской Федерации, или Правительства Российской Федерации, или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

В настоящее время вопрос о необходимости проведения публичных торгов согласно земельному законодательству решен иначе. Земельным кодексом Российской Федерации установлено, в каких случаях участки предоставляются без осуществления торгов, а в каких — только посредством торгов. Например, без проведения торгов земельный участок предоставляется лицу для работ, связанных с пользованием недрами. Только на торгах можно предоставить земельный участок, предназначенный для строительства, в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов.

Поскольку в Земельном кодексе Российской Федерации не указано, должен ли земельный участок предоставляться посредством торгов, публичные собственники вправе самостоятельно определить способ передачи участка. В нормативных актах субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления могут устанавливаться случаи, когда земельные участки предоставляются только посредством торгов.

Предполагается, что аукцион будет проводиться по единым правилам независимо от того, передается земельный участок для жилищного строительства или для иных целей. В настоящее время предусмотрены различные процедуры проведения аукциона: в отношении участков для жилищного строительства соответствующая процедура установлена Земельным кодексом Российской Федерации, а в отношении участков, для которых предусмотрен иной вид разрешенного использования, — в Постановлении Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 года № 808.

Публичные собственники будут вправе проводить аукцион в электронной форме. Законопроектом не разъясняются отличия электронного аукциона от обычного, однако указывается следующее: извещение о проведении аукциона в электронной форме можно будет не публиковать.

С текстом Законопроекта можно ознакомиться в «Материалах для скачивания» в приложении к настоящей новости.

www.itpgrad.ru

В России принят новый закон для дачников и садоводов: что в нем важного?

В России принят новый федеральный закон, по которому с 1 января 2019 года начнут жить примерно 60 млн дачников и садоводов. По сути «дачная конституция», как уже назвали принятый акт, касается каждого второго жителя страны. Znak.com рассказывает своим читателям о принципиальных новшествах, одним из которых стало исключение из законодательства самого понятия «дачное хозяйство».

Дачников в России больше не будет?

По закону, дачники в России теперь — это садоводы и огородники. Раньше объединения дачников, садоводов и огородников могли существовать аж в девяти организационных формах (в том числе и как дачные товарищества и кооперативы). Теперь законодатель предусмотрел только две: либо садоводческое товарищество, либо огородническое товарищество. Дачные объединения автоматически причисляются к садоводческим. Но, конечно, никто не запретит вам называть себя дачниками. Особенно в ситуации, когда у вас вообще не садовый или огородный участок, а просто домик в деревне, куда вы приезжаете отдохнуть и никакими садово-огородными делами не занимаетесь. Новый закон регламентирует жизнь только на территориях садоводств и огородничеств, а не в населенных пунктах.

Почему в законе не назвали всех просто дачниками?

Вы правы: с одной стороны, закон в целом направлен на упрощение. Все-таки девять организационных форм — это явный перебор. Но нельзя не учитывать все реалии, а они в данном случае в том, что у земельных участков, которыми владеют и пользуются российские дачники, могут быть разные виды разрешенного использования. Исходя из этого, законодатель разделил земельные участки на садовые и огородные.

И вот здесь важно: на садовых участках можно строить капитальные строения, в том числе жилые дома, а на огородных могут быть размещены только некапитальные хозпостройки. Разница существенная, и на это стоит обращать особое внимание, если у вас в планах приобретение дачного участка.

Можно чуть подробнее об этой разнице?

Законодательство относит к некапитальным постройкам сооружения, которые не имеют «связи с землей», то есть, проще говоря, фундамента. Предполагается, что их можно в два счета разобрать совсем или куда-нибудь перенести. Кроме того, такие сооружения не могут быть оформлены как объекты недвижимости. Вы, конечно, можете построить на огородном участке нечто грандиозное, на основательном фундаменте и выдавать ваш дворец за скромный сарайчик для хранения инвентаря и урожая. Но зарегистрировать право собственности на него у вас просто не получится, пока не поменяется вид разрешенного использования вашего участка, а это по-прежнему весьма непростая процедура. Хотя бы потому, что к планировке и застройке территории садоводства предъявляются довольно серьезные требования, прописанные в СНиП 30-02-97 от 2011 года, а к организации территории огородничества таких требований нет.

Землевладельцам, не зарегистрировавшим свои дома, грозит двойной налог на землю

Председатель Союза садоводов Екатеринбурга Надежда Локтионова считает, что даже следует ожидать появления некоего подзаконного акта, который уточнит параметры некапитальных построек на землях огородничеств. До советских ограничений вроде высоты потолка не больше двух метров дело, конечно, вряд ли дойдет, но закрыть возможности для злоупотреблений государство все-таки попробует. Но если сейчас у вас на руках уже есть документ о праве собственности на объект недвижимости, который возник на огородном земельном участке (например, баня или гараж), можно не волноваться. Что построено, то построено — государство это признало, и здесь законодатель пошел на так называемую «огородную амнистию».

А что можно строить на садовых участках?

С садовыми участками, коих, к слову, в общей массе подавляющее большинство, все значительно проще. Закон дает право размещать на них капитальный жилой дом, садовый дом для сезонного использования, гаражи и хозяйственные постройки. К последним относятся бани, сараи, навесы, теплицы, беседки и прочее добро. На все это можно оформить право собственности, имея, впрочем, в виду, что у собственника появляется обязанность платить налоги. К тому же с начала 2017 года законодательно усложнилась так называемая «дачная амнистия» — упрощенный порядок оформления объектов недвижимости на шести сотках. Теперь для регистрации объекта нужен технический план, а его стоимость начинается от 10 тыс. рублей. Плюс госпошлина — 400 рублей. Правда, закон разрешает не регистрировать сооружения площадью до 50 кв. метров.

Станет ли проще прописаться на даче?

Обещают, что да. Теоретически оформить регистрацию на шести сотках можно и сейчас, но это не так-то просто. Требуется решение суда о том, что ваш жилой дом признается пригодным для постоянного проживания. Предполагается, что с началом действия нового закона обращение в суд станет скорее исключением, чем правилом. На этом настояли подмосковные садоводы: по словам председателя Союза дачников Подмосковья Никиты Чаплина, правительство должно разработать специальный подзаконный акт, призванный упростить процедуру перевода садового дома в жилой и обратно. То есть, если вы решили жить на даче постоянно и иметь там регистрацию, сразу стройте капитальный дом или занимайтесь реконструкцией уже существующего.

Кстати, садоводческое товарищество в конце концов может стать товариществом собственников недвижимости — то есть начать развиваться и управляться как коттеджный поселок. Но для этого нужно соблюсти три условия. Первое — оно должно размещаться в черте населенного пункта, второе — все дома на его территории должны быть признаны жилыми, и третье — вид разрешенного использования земельных участков у всех собственников должен быть сменен на «индивидуальное жилищное строительство».

Правда ли, что продажа урожая с грядки станет незаконным предпринимательством?

Нет. Продажа излишков с собственного сада или огорода ни новым, ни действующим законом (66-ФЗ) вообще никак не регулируется, обращает внимание Никита Чаплин. Более того, в законопроект при его разработке сознательно не были включены нормы, которые регулируются другими законами: Земельным, Налоговым, Гражданским кодексами, законом о регистрации недвижимости. Так что бабушкам, для которых продажа пучков зелени на рынке или сельхозярмарке служит каким-никаким финансовым подспорьем, оформлять для этого ИП точно не потребуется.

Что еще важного в законе?

Закон постановил, что в пределах одного садоводства или огородничества может быть только одно товарищество. Раньше их могло быть несколько, и законодатель особо озаботился ситуацией, когда объединения занимаются борьбой за привлечение собственников земельных участков и при этом почти не обращают внимание на состояние общей инфраструктуры, спихивая ответственность на соседа. По смыслу нового закона товарищество может быть образовано только на предоставленном этому юридическому лицу земельном участке. Поэтому при возникновении споров легитимным будет признано ранее созданное товарищество, имеющее земельный участок. При отсутствии проекта планировки и застройки территории второе товарищество может быть ликвидировано по решению суда, если не признает, что ему надо самоликвидироваться.

Челябинский облсуд утвердил решение о сносе садовых домиков, за которые вступился Путин

Еще закон позволит упорядочить отношения с так называемыми индивидуалами — собственниками участков, которые вышли из всех товариществ и не несут те обязательства, которые есть у их соседей — участников объединений. Не платя никакие взносы, они продолжают, например, пользоваться общей инфраструктурой. Теперь с вольницей покончено: ты по-прежнему можешь быть индивидуалом, но платить взносы наряду с остальными тебе все же придется. Взамен дается право участвовать в общих собраниях и голосовать по всем финансово-хозяйственным вопросам товарищества. Но в выборах председателя и членов правления, ревизионной комиссии индивидуалы участвовать по-прежнему не смогут. В общем, большой вопрос, в чем теперь выгода такого особого статуса.

Кстати, о взносах. Их строго поделили на два вида: членские и целевые. Из членских будут оплачиваться текущие расходы, связанные с деятельностью товарищества, а целевые будут собираться на улучшение и развитие инфраструктуры. Важно, что с 1 января 2019 года взносы перестанут собирать наличными: дачники начнут получать такие же квитанции, какими оплачивают городские квартиры, и взносы будут зачисляться на банковский счет, а не храниться в сейфе у председателя. Сделано это для борьбы со злоупотреблениями.

© 2012-2016 Информационное агентство «Znak»
Шеф-редактор Аксана Панова, aksana@znak.com

Свидетельство о регистрации СМИ № ФС77-53553 от 04 апреля 2013 года. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Адрес: 620026, г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, 126
Тел.: +7 (343) 380-81-82, e-mail: znak@znak.com

Мнение редакции может не совпадать с мнением отдельных авторов.

При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

www.znak.com

Депутаты Государственной Думы
Ю.Г.Волков
С.А.Вострецов

Фракция Политической партии ЛДПР — Либерально-демократической партии России
Фракция Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»

Депутаты Государственной Думы
С.М.Катасонов

Депутаты Государственной Думы
В.А.Озеров
М.Л.Шаккум

Депутаты Государственной Думы
Р.А.Азимов
А.Г.Аксаков
А.В.Андрейченко
З.А.Аскендеров
В.И.Афонский
С.В.Бессараб
О.А.Бондарь
Н.Г.Брыкин
А.Ю.Брыксин
М.Е.Бугера
В.П.Водолацкий
А.И.Воевода
С.А.Вострецов
А.Б.Выборный
М.Т.Гаджиев
М.С.Гаджиев
Ф.Г.Ганиев
Б.М.Гладких
Н.В.Говорин
М.В.Гулевский
В.В.Гутенев
А.В.Жарков
С.В.Железняк
И.Х.Зиннуров
А.Н.Ищенко
В.В.Кабанова
А.В.Каличенко
А.В.Канаев
В.Н.Карамышев
А.Г.Когогина
А.Н.Красноштанов
М.В.Кузьмин
А.А.Максимов
И.С.Минкин
В.В.Николаева
Н.П.Николаев
А.В.Палкин
Ю.А.Петров
Н.Н.Пилюс
П.И.Пимашков
А.А.Поляков
М.В.Романов
Д.С.Скриванов
В.С.Скруг
К.Г.Слыщенко
В.В.Сысоев
А.Н.Ткачев
Р.Ш.Хайров
А.В.Чернышев
Е.Б.Шулепов

Фракция Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Фракция Политической партии ЛДПР — Либерально-демократической партии России

Депутаты Государственной Думы
О.А.Нилов

Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ

Депутаты Государственной Думы
С.В.Натаров

Депутаты Государственной Думы
В.И.Афонский
А.В.Коротков
А.П.Майоров
В.В.Пинский
А.И.Пятикоп
Л.З.Талабаева
О.П.Ткач
Е.Б.Шулепов

Депутаты Государственной Думы
Р.И.Бальбек
К.М.Бахарев
Д.А.Белик
С.А.Вострецов
А.Д.Козенко
Н.В.Поклонская
С.Б.Савченко
С.П.Цеков
М.С.Шеремет

Депутаты Государственной Думы
А.Г.Аксаков
А.А.Гетта
И.А.Гехт
И.М.Гусева
И.Б.Дивинский
Н.А.Журавлев
О.А.Николаев
М.М.Ульбашев
М.Л.Шаккум
М.П.Щетинин

Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Фракция Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»

Депутаты Государственной Думы
З.А.Аскендеров
В.И.Афонский
М.П.Беспалова
Н.Д.Боева
М.Е.Бугера
В.В.Бузилов
А.Б.Василенко
А.Л.Ветлужских
В.П.Водолацкий
С.А.Вострецов
М.Т.Гаджиев
М.С.Гаджиев
А.А.Гетта
Н.В.Говорин
Г.И.Данчикова
Л.Н.Духанина
М.А.Иванов
А.В.Каличенко
А.Е.Карпов
А.Г.Кобилев
Л.И.Ковпак
В.М.Кононов
М.В.Кузьмин
Д.В.Ламейкин
А.В.Маграмов
А.А.Максимов
Н.В.Малов
Р.М.Марданшин
И.Е.Марьяш
Д.П.Москвин
Н.П.Николаев
Л.А.Огуль
А.П.Петров
П.И.Пимашков
А.А.Поляков
О.В.Савастьянова
Д.В.Сазонов
И.В.Сапко
В.И.Синяговский
Д.С.Скриванов
К.Г.Слыщенко
А.В.Туров
А.А.Харсиев
С.В.Чижов
М.С.Шеремет
Е.Б.Шулепов

Депутаты Государственной Думы
С.В.Бессараб
И.А.Гехт
И.Д.Зубарев
А.Г.Кобилев
О.Ф.Ковитиди
А.Н.Кондратенко
А.В.Кутепов
В.И.Матвиенко
С.Е.Рыбаков
И.М.Умаханов
А.М.Шолохов
М.П.Щетинин

Депутаты Государственной Думы
М.В.Щапов

Фракция Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Депутаты Государственной Думы
Н.Т.Антошкин
М.М.Бариев
А.И.Воевода
А.А.Гетта
И.М.Гусева
А.Н.Красноштанов
А.В.Маграмов
А.А.Максимов
Н.П.Николаев
Г.К.Сафаралиев
К.Г.Слыщенко
А.В.Чернышев

Депутаты Государственной Думы
А.Л.Бурков
Е.Г.Драпеко
О.Н.Епифанова
С.М.Миронов
О.А.Нилов
В.Г.Поздняков

Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Фракция Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Депутаты Государственной Думы
С.А.Жигарев
С.М.Катасонов

Депутаты Государственной Думы
В.А.Агаев
Ж.И.Алферов
Н.В.Арефьев
Ю.В.Афонин
А.Ж.Бифов
В.Н.Блоцкий
В.В.Бортко
С.А.Гаврилов
В.А.Ганзя
П.С.Дорохин
Н.Н.Езерский
Г.А.Зюганов
Н.Н.Иванов
С.И.Казанков
Л.И.Калашников
В.И.Кашин
Н.В.Коломейцев
А.В.Корниенко
А.А.Кравец
Р.Д.Курбанов
А.В.Куринный
О.А.Лебедев
И.И.Мельников
А.Н.Некрасов
Д.Г.Новиков
Н.И.Осадчий
С.М.Пантелеев
Д.А.Парфенов
Т.В.Плетнева
В.Г.Поздняков
А.А.Пономарёв
В.Ф.Рашкин
А.Ю.Русских
С.Е.Савицкая
Ю.П.Синельщиков
О.Н.Смолин
К.К.Тайсаев
Н.М.Харитонов
С.А.Шаргунов
В.С.Шурчанов
М.В.Щапов
А.А.Ющенко

Депутаты Государственной Думы
И.Н.Абрамов
А.В.Андрейченко
Д.И.Савельев
В.В.Сысоев

Фракция Политической партии ЛДПР — Либерально-демократической партии России

Депутаты Государственной Думы
М.В.Емельянов
С.М.Миронов

Депутаты Государственной Думы
В.Н.Блоцкий
В.К.Гартунг
С.А.Жигарев
С.М.Катасонов
Д.И.Савельев
В.В.Сысоев

Фракция Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Фракция Политической партии ЛДПР — Либерально-демократической партии России

Депутаты Государственной Думы
А.В.Андрейченко
В.Е.Деньгин
А.Н.Диденко
В.В.Кулиева
Б.Р.Пайкин
Е.В.Строкова
В.В.Сысоев
А.Н.Шерин

Депутаты Государственной Думы
М.В.Емельянов
С.М.Миронов
О.А.Нилов
Г.З.Омаров
А.А.Ремезков
О.В.Шеин

Депутаты Государственной Думы
В.В.Белоусов
М.В.Емельянов
О.Н.Епифанова
С.М.Миронов
О.А.Николаев
О.А.Нилов
Г.З.Омаров
А.А.Ремезков

Депутаты Государственной Думы
В.И.Афонский
М.М.Бариев
В.В.Бахметьев
Д.А.Белик
М.П.Беспалова
В.В.Бузилов
С.А.Вострецов
М.С.Гаджиев
А.А.Гетта
Н.В.Говорин
И.М.Гусева
А.В.Дамдинов
Г.И.Данчикова
И.И.Демченко
В.В.Зубарев
М.А.Иванов
А.В.Каличенко
А.В.Канаев
А.Е.Карпов
Ю.В.Кобзев
А.Г.Кобилев
М.Г.Кудрявцев
Д.В.Ламейкин
С.Ф.Лисовский
А.Г.Литовченко
А.А.Максимов
Н.С.Максимова
Н.В.Малов
И.С.Минкин
Н.В.Назарова
С.И.Неверов
Н.П.Николаев
Е.В.Панина
А.П.Петров
А.И.Петров
В.Н.Плотников
В.В.Рудченко
Д.В.Саблин
Н.П.Санина
И.В.Сапко
В.В.Селиверстов
А.Л.Сидоров
В.И.Синяговский
В.С.Скруг
И.В.Станкевич
А.Н.Ткачев
Е.А.Федоров
Р.Ш.Хайров
Ю.Н.Швыткин
М.С.Шеремет
Е.Б.Шулепов

Депутаты Государственной Думы
Р.А.Азимов
В.И.Афонский
А.В.Балыбердин
М.М.Бариев
Р.А.Баталова
М.П.Беспалова
Н.Д.Боева
А.Ю.Брыксин
Е.А.Вторыгина
М.С.Гаджиев
М.А.Гадыльшин
Ф.Г.Ганиев
Н.Ф.Герасименко
А.А.Гетта
И.И.Гильмутдинов
Н.В.Говорин
М.В.Гулевский
Г.И.Данчикова
Л.Н.Духанина
В.А.Елыкомов
И.Х.Зиннуров
В.В.Иванов
А.К.Исаев
А.Н.Ищенко
В.В.Кабанова
О.М.Казакова
А.В.Канаев
Р.В.Кармазина
В.И.Катенев
А.Б.Клыканов
Ю.В.Кобзев
А.Г.Кобилев
А.Г.Когогина
Е.В.Косяненко
А.Н.Красноштанов
Д.В.Ламейкин
Н.С.Максимова
Н.В.Малов
И.Е.Марьяш
И.С.Минкин
О.И.Павлова
Е.В.Панина
А.П.Петров
А.И.Петров
В.Н.Плотников
Д.В.Саблин
О.В.Савастьянова
И.В.Сапко
Т.В.Сапрыкина
Г.К.Сафаралиев
Ф.С.Сибагатуллин
А.Л.Сидоров
В.И.Синяговский
В.С.Скруг
И.Н.Сухарев
А.Н.Ткачев
А.З.Фаррахов
Р.Ш.Хайров
А.А.Харсиев
Р.К.Хуснулин
Л.И.Черкесов
М.С.Шеремет
Е.Б.Шулепов
М.И.Щаблыкин

Фракция Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»

Депутаты Государственной Думы
И.А.Ананских
В.В.Белоусов
В.Г.Газзаев
М.В.Емельянов
О.Н.Епифанова
С.И.Крючек
С.М.Миронов
О.А.Николаев
А.А.Ремезков
Н.И.Рыжак
А.В.Терентьев
Ф.С.Тумусов
А.В.Чепа

www.komitet3-1.km.duma.gov.ru