Полезные статьи

Проводка получена субсидия из бюджета

Оглавление:

Особенности бухгалтерского учета субсидий

Государство стремится поддержать малое и среднее предпринимательство. Такая поддержка наиболее часто выражается в форме предоставления субсидий – безвозмездных выплат из бюджета или спецфонда в качестве долевого финансирования затрат на бизнес. Если условия выполнены и субсидия выделяется, нужно не только правильно ее распределить и потратить, но и адекватно отразить в учетной документации.

Поговорим о том, как проводить получаемые в рамках субсидирования средства по бухгалтерии и рассчитывать с них налоги.

Целевое назначение субсидий

Субсидия – это государственная дотация. Она призвана помочь юридическому или физическому лицу-предпринимателю решить один из финансовых вопросов:

  • покрыть часть понесенных на бизнес расходов;
  • возместить часть прошлых убытков;
  • компенсировать часть недополученной прибыли.
  • Держава выделяет субсидии в рамках 2 основных путей:

  • Регулировка ценообразования – за счет этих денег власти помогают предпринимателям несколько восполнить расходы, выросшие за счет подорожания сырья, топлива, энергии и др.
  • Социально-экономические программы – с целью способствовать экономическому росту и развитию государство дотирует производства и предприятия, значимые с социальной токи зрения.
  • СПРАВКА! На субсидию от государства могут рассчитывать госпредприятия, а также коммерческие и некоммерческие организации.

    В зависимости от цели субсидия по-разному отражается в учетных бумагах: фиксируется в бухгалтерском учете и отражается в налоговой базе. В любом случае, они обязательны к учету, если одновременно выполняется два условия:

  • средства выделены бюджетом;
  • организация придерживается требований, выдвинутых государством для субсидирования.
  • Субсидии в Плане бухгалтерских счетов

    Субсидия является государственным пособием и имеет строгое целевое назначение. Для регламентирования бухучета госдотаций существует План Бухгалтерских счетов «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000). Инструкция по его применению, утвержденная приказом Минфина России от 31 октября 2000 года № 94н, предписывает использовать для проводок счет 86 «Целевое финансирование».

    Какие операции с субсидиями отражаются в проводках

    Бухучет субсидий предусматривает три разновидности финансовых операций:

  • поступление дотационных средств;
  • применение финансов по целевому назначению;
  • возвращение части денег, которым не удалось найти целевое применение.
  • Когда отражать субсидии

    Порядок освещения операций в учетных документах зависит от того финансового вопроса, который решает субсидия, то есть приходят ли деньги наперед или компенсируются постфактум. Отсюда вытекают два возможных пути отражения дотационных средств.

    1. «Задолженность по субсидии». Если имеется обоюдная уверенность – в соответствии требованиям финансирования и в получении денег – субсидию можно запланировать в балансе сразу после заключения договора, проведя ее как «государственную задолженность», погашаемую по мере получения траншей. В этом случае проводки будут следующими:
      • дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит 86 «Целевое финансирование» – отражение бюджетной дебиторской задолженности по предоставлению субсидии (на момент подписания договора);
      • дебет 51 «Расчетные счета» (10 «Материалы», 08 «Внеоборотные активы» или др.), кредит 76 – поступили денежные средства (или имущество) в счет предоставленной по договору субсидии.
      • «Получили – отразили». Деньги или активы, поступившие в качестве субсидии, отражаются на балансе тогда, когда они фактически предоставлены предприятию. Проводка такова:
        • дебет 51 (10, 08 и др.), кредит 86 – отражение поступления финансов (или имущества, или и того, и другого) в рамках бюджетной субсидии.
        • Отражение субсидии на расходы прошлых периодов

          Такой способ отражения субсидирования относится к первой отмеченной разновидности – погашению государственной задолженности. С ее помощью держава компенсирует целевые траты, которые уже были совершены ранее, а значит, нет сомнений в соблюдении условий субсидирования.

          Согласно п. 10 ПБУ 13/2000, ее нужно отражать такой проводкой:

        • дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит 91.1 «Прочие доходы» – отражение бюджетной задолженности по государственному дотированию;
        • дебет 51 «Расчетные счета», кредит 76 – поступили средства по субсидии в компенсацию расходов, возникших в прошлые периоды.
        • Отражение субсидирования капитальных расходов

          Капитальными признаются расходы на приобретение, строительство, создание основных средств (внеоборотных активов). Особенность бухучета в том, что такое имущество подвержено ежемесячной амортизации, которую необходимо регулярно списывать. Если на капитальные затраты предназначается субсидия, то отражать эти средства следует в таком порядке:

        • дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Расходы будущих периодов» – средства на капитальное приобретение (строительство, создание…) внеоборотного актива, полученные за счет субсидии;
        • дебет 20 «Основное производство» (23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.), кредит 02 «Амортизация основных средств» – начислена амортизация по основным активам, приобретенных в счет дотационных средств.
        • Если приобретенный на субсидию актив не подлежит амортизации, то это целевое финансирование следует учесть как доход будущих периодов, а потом отражать в составе «прочих доходов» по мере признания затрат.

          ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Четкого регламента по отнесению средств по субсидии в разряд «прочих доходов» в законодательстве нет. Организация может сама закрепить его в своей документальной политике.

          Как отразить субсидию на текущие расходы

          Если государство предоставило средство не на приобретение актива, а на реализацию программы, то расходы будут не единовременными, а более-менее регулярными: организации нужно будет постоянно платить заработную плату, покупать сырье, расходники и т.п. Отражать эти затраты в бухучете следует в тот период, когда они признаются. Приведем пример признания бюджетных средств, затраченных на приобретение материалов:

        • дебет 10 «Материалы», кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – приобретены материалы у поставщика;
        • дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Расходы будущих периодов» – сумма субсидии, направленная на покупку материалов, признана расходом будущих периодов;
        • дебет 20 (23, 25,26 и др.), кредит 86 – списаны использованные материалы;
        • дебет 98.2, кредит 91.1 «Прочие доходы» – в момент списания материалов сумма на их приобретение учтена в составе прочих доходов.
        • Для выплаты вознаграждения за труд из дотационных средств проводки будут такими:

        • дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Расходы будущих периодов» – к будущим расходам отнесена сумма на выплату зарплаты, предоставленная субсидией;
        • дебет 20 (23, 25, 26 и др.), кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (69 «Расчеты по соцстраху и обеспечению», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и др.) – начисление выплат для сотрудников;
        • дебет 98.2, кредит 91.1 – сумма из субсидии, затраченная на выплату зарплаты, учтена в составе прочих доходов.
        • Отражение возврата субсидий

          Вернуть средства в бюджет организация обязана тогда, когда больше не сможет обеспечивать условий предоставления дотации. В бухучете это найдет свое отражение в зависимости от:

        • времени получения основного транша;
        • способа отражения этого получения.
          1. Если средства нужно вернуть в том же году, когда они были получены (финансирование на текущие расходы), то придется сторнировать проводки, имеющие отношение к субсидии, естественно, кроме той, что говорит о ее поступлении. Вернуть средства нужно с помощью проводки:
            • дебет 76, кредит 51 (08,10 и др.) – возврат средств по субсидии, полученной ранее.
            • Если субсидия была получена в предыдущем отчетном году, возврат производится немного сложнее. Капитальные расходы, субсидию по которым надо возвратить, отражаются так:
              • дебет 86, кредит 76 – отражение задолженности, связанной с возвращением субсидии;
              • дебет 91.1, кредит 86 – восстановление начисленной амортизации (по средствам субсидии);
              • дебет 98.2, кредит 86 – восстановление полной суммы субсидии.
              • Если помощь давалась на текущие расходы, вернуть ее нужно таким образом:

              • дебет 86, кредит 76 – отражение задолженности по целевому финансированию;
              • дебет 91.2, кредит 86 – восстановление средств субсидии в сумме понесенных текущих расходов.
              • Субсидия и налоги

                Деньги и имущество, предоставляемые государством, входят в доходы, облагаемые налогом, но не сразу по получении, а по мере того, как тратятся либо по мере начисления амортизации.

                Средства по субсидии облагаются налогом на прибыль пропорционально затратам, которые были осуществлены на эти деньги, в течение не более чем двух налоговых периодов. По истечении этого времени неосвоенные средства надо признать доходом и заплатить с него полагающийся налог (на прибыль).

                Для упрощенки особенность налогообложения субсидий состоит в том, что нужно тщательно учитывать, на что и когда тратятся дотационные суммы:

                • траты на приобретение или создание основных средств признаются прибылью до конца налогового периода, в котором они были поставлены на баланс (введены в эксплуатацию) – одномоментно или равными долями;
                • затраты на товары для перепродажи учитываются как база по налогу на дату реализации закупленных товаров.
                • Для плательщиков ЕНВД субсидия не может являться вмененным доходом (госпомощь не «вписывается» в рамки деятельности «вмененки»), поэтому полностью будет учитываться в целях налогообложения как прибыль полностью и рассчитываться обычным порядком – по правилам общего режима или УСН (Письмо Минфина России от 22.07.2011 № 03-03-10/66).

                  ВАЖНО! Налог на добавленную стоимость при выполнении работ и услуг, покупке товаров за счет бюджетных средств не признается расходом при расчете налога на прибыль (Письмо Минфина РФ от 19.03.2012 № 03-03-06/4/20).

                  assistentus.ru

                  Учет субсидий в коммерческих, некоммерческих и бюджетных организациях

                  Субсидия – это выплата определенной суммы денег со стороны государства, органов местной власти. Подобная безвозмездная помощь оказывается как физическим, так и юридическим лицам. На субсидирование могут рассчитывать коммерческие и некоммерческие структуры, а также бюджетные учреждения. В статье расскажем про учет субсидий, разъясним, как отображаются такие поступления и нужно ли платить с них налог.

                  Бухгалтерский учет субсидий в МСФО

                  Международные стандарты фин. отчетности приняты во всем мире. Сюда входит бухгалтерский отчет по балансу, отчет о прибыли и убытках, движении денежных средств, капиталов. Все субсидии в МСФО можно разделить по таким категориям:

                • правительственные – когда средства предоставляются на некоторых условиях, которые компания обязана выполнить. В противном случае целевые деньги возвращается тому, кто их выделил;
                • для покупки активов на долгосрочную перспективу. Это также важный момент, который касается в основном деятельности крупных компаний с существенной долей участия со стороны государства. Такие предприятия способны влиять на социальную сферу или жизнь общества в целом;
                • субсидии, которые рассматриваются как доход компании;
                • средства, которые предоставляется в виде займа, но при этом правительство отказывается от его погашения на определенных условиях. Т е. это безвозмездная ссуда, в результате которой крупные компании оказывают положительное действие на экономику страны (региона).
                • Отсюда видно, что учет средств зависит от способа их получения. Это целевая помощь или же какие-то льготные условия, под которые выдается субсидия. В отчетности деньги отражаются по двум направлениям. Те, что относится к активам, записываются как прибыль, полученная в будущем. Или помощь вычитают из балансовой стоимости. Те, что относятся непосредственно к доходам, записываются в графе «Другие доходы» или же вычитывается из расходов.

                  online-buhuchet.ru

                  Проводки по субсидиям

                  На сегодняшний день субсидии являются одной из основных форм государственной поддержки субъектов предпринимательства. В нашей статье поговорим об особенностях данного вида государственных дотаций, а также о специфике отражений операций по субсидиям в учете.

                  Что такое субсидия

                  Под понятием «субсидия» понимают денежные средства, получаемые юридическим лицом от государственных органов на безоплатной и безвозвратной основе. Цель оказания дотационной помощи – возмещение затрат, понесенных предприятием, или покрытие недополученных им доходов.

                  Все субсидии, получаемые из бюджета, подразделяются на два основных направления:

                • государственное регулирование цен (компенсация расходов предприятия, связанных с повышением цен на сырье, малому бизнесу, оборудование, материалы, на иные цели);
                • реализация государственных программ социально-экономического развития (финансирование объектов производственного и непроизводственного строительства).
                • Целевым назначением дотаций и субсидий, как правило, являются жилищные субсидии, финансирование объектов социального характера, поддержка среднего и малого бизнеса, а также мероприятия по охране окружающей среды, ликвидации аварий и стихийных бедствий.

                  Государственную дотацию в виде субсидии могут получить государственные предприятия, а также финансовые и некоммерческие учреждения.

                  Субсидии в учете

                  Для учета основных операций по субсидиям и целевому финансированию используют бухгалтерский счет 86.

                  Отражение поступления, использования и возврата дотационной помощи рассмотрим на примерах.

                  Государственная помощь при финансировании капитальных расходов

                  ООО «Магнат» получена субсидия на приобретение земельного участка с условием строительства на нем производственных цехов. Срок строительства с 01 января по 31 декабря 2015.

                  Согласно договора купли-продажи цена участка — 5 670 000 руб. 13 января на счет ООО «Магнат» поступили субсидии на возмещение затрат.

                  Бухгалтером ООО «Магнат» были сделаны такие проводки:

                  saldovka.com

                  Как отразить в учете получение государственной помощи (субсидий, бюджетных кредитов и др.)

                  Организация может получить средства целевого финансирования в виде:

                • имущества (в т. ч. денежных средств) от других организаций или граждан (негосударственное целевое финансирование);
                • финансовой помощи от государства (государственной помощи).
                • Государственная помощь

                  Государственная помощь может быть предоставлена в виде:

                • субсидий;
                • бюджетных кредитов;
                • прочих форм государственной помощи. Например, это имущественная поддержка малого и среднего бизнеса. Когда государство предоставляет организациям имущество (оборудование, материалы) на возмездной, безвозмездной основе или на льготных условиях (ч. 1 ст. 18 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).
                • Ситуация: относится ли к средствам государственной помощи имущество (в т. ч. денежные средства), которое организация получила в рамках целевых программ из государственных внебюджетных фондов ?

                  Средства государственных внебюджетных фондов являются составной частью бюджетной системы РФ (ст. 10 Бюджетного кодекса РФ). Поэтому средства, полученные на финансирование целевых мероприятий из внебюджетного фонда (например, из Фонда занятости населения), относятся к государственной помощи. Подтверждает такую позицию и Минфин России в письме от 3 января 2002 г. № 04-02-05/1/223.

                  Бухучет

                  Для целей бухучета государственная помощь подразделяется на средства, связанные с финансированием:

                • капитальных расходов на приобретение (создание) внеоборотных активов (например, основных средств);
                • текущих расходов.
                • В первом случае предоставление государственной помощи может сопровождаться дополнительными условиями, такими как:

                • ограничение приобретения определенных видов активов;
                • конкретное местонахождение приобретаемых активов;
                • установленные сроки приобретения и владения активами.
                • К финансированию текущих расходов относятся все другие виды государственной помощи, отличные от приобретения (создания) внеоборотных активов. При этом для целей бухучета не признаются государственной помощью средства (экономическая выгода), полученные в рамках:

                • государственного регулирования цен и тарифов;
                • применения соответствующих правил налогообложения прибыли (например, предоставление налоговых льгот, отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов, инвестиционных налоговых кредитов);
                • полученных бюджетных инвестиций (в частности, участие государства в формировании уставного капитала организации, например, унитарных).
                • Государственная помощь может быть предоставлена организации в виде:

                • денежных средств;
                  • другого имущества (например, основных средств, материалов).
                  • Об этом говорится в пунктах 3 и 4 ПБУ 13/2000.

                    Ситуация: как в бухучете определить стоимость имущества (например, основных средств, материалов), предоставленных организации в собственность в рамках государственной помощи?

                    Имущество, полученное на возмездной основе, учтите по стоимости, указанной в договоре. Безвозмездно полученное имущество примите к учету по рыночной стоимости.

                    Если организация получает имущество на возмездной основе (т. е. на льготных условиях, например в рамках имущественной поддержки малого и среднего бизнеса), то по общему правилу его стоимость будет указана в договоре на предоставление государственной помощи. В этой стоимости и поставьте имущество на учет (п. 7 ПБУ 6/01, п. 5 ПБУ 5/01).

                    Если имущество предоставляется на безвозмездной основе, то для определения его стоимости воспользуйтесь правилами, установленными в пункте 6 ПБУ 13/2000. Там сказано, что стоимость полученного имущества (за исключением денег) определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организация обычно устанавливает стоимость таких же или аналогичных активов.

                    Таким образом, если организация получает имущество на безвозмездной основе, она вправе воспользоваться общим порядком, предусмотренным для определения стоимости активов, полученных безвозмездно (п. 10.3 ПБУ 9/99). Подробнее об этом см. Как отразить в учете поступление материалов .

                    При отражении в бухучете государственной помощи (кроме бюджетных кредитов) возникают три группы операций:

                    Бюджетные кредиты, предоставленные организации, отражайте в бухучете в порядке, предусмотренном для учета заемных средств (п. 16 ПБУ 13/2000). Исключением из этого правила является случай, когда организация получает такие кредиты на безвозвратной основе. Тогда получение средств отражайте в учете в общем порядке, предусмотренном для государственной помощи (п. 17 ПБУ 13/2000).

                    Отражение в бухучете иных форм государственной помощи зависит от того, какое имущество получает организация и на каких условиях. Так, например, если в рамках имущественной поддержки от государства организация получает оборудование, то порядок отражения его получения в бухучете будет соответствовать порядку, предусмотренному для основных средств, приобретенных за счет государственной помощи.

                    Информацию о средствах, полученных из бюджета, организация должна раскрыть в бухгалтерской отчетности (Бухгалтерском балансе). Порядок раскрытия такой информации прописан в разделе IV ПБУ 13/2000. Данные о характере использования целевых средств коммерческие организации должны отразить в Отчете о целевом использовании средств и Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах . Подробнее о составе бухгалтерской отчетности см. Какие документы сдавать в составе бухгалтерской отчетности .

                    Поступление государственной помощи

                    В зависимости от выполнения условий предоставления бюджетных средств организация может отражать средства государственной помощи:

                  • по мере возникновения целевого финансирования и задолженности по этим средствам;
                  • по мере фактического получения ресурсов.
                  • Об этом говорится в пункте 7 ПБУ 13/2000.

                    В первом случае организация отражает государственную помощь в учете при наличии следующих условий:

                  • имеется уверенность, что условия предоставления таких средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть, например, заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация;
                  • имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть, например, утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.
                  • Такой порядок предусмотрен пунктом 5 ПБУ 13/2000.

                    При возникновении целевого финансирования (задолженности по предоставлению средств) в учете сделайте проводки:

                    Дебет 76 Кредит 86
                    – отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи.

                    По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета поступившего имущества (например, денежных средств, капитальных вложений):

                    Дебет 51 (08, 10. ) Кредит 76
                    – отражено поступление имущества (в т. ч. денежных средств) в рамках государственной помощи.

                    Об этом говорится в абзаце 1 пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов.

                    Во втором случае (если организация фактически получила средства государственной помощи, но достаточная уверенность в том, что она выполнит условия их предоставления отсутствует) при их получении в учете сделайте проводку:

                    Дебет 51 (08, 10. ) Кредит 86
                    – отражено поступление имущества (в т. ч. денежных средств) в рамках государственной помощи.

                    Полученные средства учитывайте на счете 86 вплоть до того момента, пока у организации не появится уверенность в том, что условия получения целевых средств будут выполнены.

                    Например, такая ситуация может возникнуть, если организация получила средства на строительство производственного цеха, однако есть сомнения в том, что строительство будет окончено в установленный срок.

                    Об этом говорится в пункте 12, абзаце 2 пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов.

                    Если государственная помощь предоставлена на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах, то в бухучете сделайте проводки:

                    Дебет 76 Кредит 91-1
                    – отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи;

                    Дебет 51 Кредит 76
                    – отражено поступление средств государственной помощи на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах.

                    Об этом говорится в пункте 10 ПБУ 13/2000.

                    Субсидии, полученные в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам или предоставлением потребителям льгот в соответствии с законодательством, НДС не облагаются (п. 2 ст. 154 НК РФ).

                    Ситуация: как участнику «Сколково» отразить в бухучете получение субсидии из федерального бюджета? Возмещаются расходы при импорте товаров через управляющую компанию: НДС и таможенная пошлина.

                    В данном случае субсидия будет зачислена на счет управляющей компании. Поступление средств отразите зачетом обязательств: кредиторской задолженности перед управляющей компанией и дебиторской задолженности государства перед вами.

                    Так как управляющая компания оказывает участнику «Сколково» услуги таможенного брокера, она сама платит таможенные пошлины и НДС. Делает она это от имени и по поручению участника. То есть это затраты непосредственно участника, а управляющая компания – всего лишь посредник. Это следует из положений статьи 11 Закона от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ.

                    Затраты на уплату таможенных пошлин и НДС по импорту участнику возместят в виде субсидии. Но перечислят ее не участнику, а управляющей компании по Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 мая 2011 г. № 339.

                    Поступление товара отразите проводкой:

                    Дебет 41 Кредит 60
                    – оприходованы товары;

                    Дебет 41 Кредит 76 субсчет «Расчеты по таможенным пошлинам и сборам»
                    – таможенная пошлина включена в себестоимость товаров.

                    Начисление НДС при импорте отразите проводкой:

                    Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
                    – начислен НДС при импорте, подлежащий уплате на таможне.

                    Возникновение кредиторской задолженности перед управляющей компанией отразите так:

                    Дебет 68 Кредит 76 субсчет «Расчеты с управляющей компанией»
                    – отражена кредиторская задолженность в сумме НДС, уплаченной управляющей компанией от имени и по поручению участника «Сколково»;

                    Дебет 76 субсчет «Расчеты по таможенным пошлинам и сборам» Кредит 76 субсчет «Расчеты с управляющей компанией»
                    – отражена кредиторская задолженность в сумме таможенной пошлины, уплаченной управляющей компанией от имени и по поручению участника «Сколково».

                    Возникновение задолженности по предоставлению субсидии отразите так:

                    Дебет 76 субсчет «Расчеты с государством» Кредит 91-1
                    – отражена задолженность бюджета по предоставлению субсидии на возмещение затрат на уплату таможенных пошлин и НДС в отношении импортированных товаров.

                    Сумму налога включите в стоимость товара:

                    Дебет 41 Кредит 19
                    – НДС учтен в стоимости товара.

                    По факту получения субсидии управляющей компанией проведите взаимозачет обязательств:

                    Дебет 76 субсчет «Расчеты с управляющей компанией» Кредит 76 субсчет «Расчеты с государством»
                    – зачет обязательств.

                    Такой порядок отражения операций следует из положений пунктов 5, 7, 10 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов (счета 19, 41, 60, 68, 76, 91).

                    Ситуация: как отразить в бухгалтерском и налоговом учете бюджетную субсидию на возмещение выпадающих (недополученных) доходов?

                    В бухучете и при налогообложении сумму полученной субсидии включите в доходы.

                    Данную субсидию организация получает из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе. По своему назначению это возмещение недополученных доходов (потерь в доходах) в связи с реализацией товаров (работ, услуг).

                    Об этом говорится в статье 78 Бюджетного кодекса РФ.

                    Бухучет

                    В бухучете субсидию на возмещение потерь в доходах отражайте на счете 90-1 «Выручка». Ведь в данном случае государство компенсирует организации недополученную ею выручку, образовавшуюся из-за реализации товаров (работ, услуг) с учетом скидки (льготы), предоставленной покупателю. Полученные средства организация может использовать по своему усмотрению и не обязана отчитываться о целях их расходования. Поэтому учитывать полученные из бюджета средства как целевое финансирование (на счете 86 «Целевое финансирование») не следует. А значит, такая субсидия является частью дохода организации. В бухучете отразите ее проводками:

                    Дебет 51 Кредит 76
                    – отражено поступление средств на финансирование выпадающих (недополученных) доходов;

                    Дебет 76 Кредит 90-1
                    – отражена недополученная часть выручки от реализации товаров (работ, услуг) в сумме задолженности бюджета по предоставлению субсидии.

                    Такой порядок следует из пункта 6 ПБУ 9/99 и Инструкции к плану счетов (счета 51, 76, 86 и 90). Аналогичный порядок отражения в бухучете организаций сумм поступающих субсидий на возмещение потерь в доходах подтвержден письмом Минфина России от 6 сентября 2007 г. № 03-07-11/389.

                    Налог на прибыль

                    У организации, которая получила субсидию на возмещение потерь в доходах, возникает экономическая выгода. Поэтому указанные средства включите в состав доходов от реализации на дату зачисления средств (ст. 249, подп. 2 п. 4 ст. 271, п. 2 ст. 273 НК РФ, письма Минфина России от 10 февраля 2015 г. № 03-03-06/4/5600, ФНС России от 3 декабря 2012 г. № ЕД-4-3/20368).

                    НДС

                    А нужно ли платить НДС с полученной субсидии? Ответ на этот вопрос зависит от того, на какие цели выделены средства. Если субсидия получена в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам или предоставлением потребителям льгот в соответствии с законодательством, то НДС она не облагается (п. 2 ст. 154 НК РФ). А вот если средства получены в качестве оплаты реализуемых товаров, работ или услуг, то такие средства нужно облагать НДС (подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ).

                    Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минфина России от 8 февраля 2013 г. № 03-07-11/3144, от 22 марта 2011 г. № 03-07-11/65, от 9 июня 2011 г. № 03-03-06/1/337.

                    Пример отражения в бухгалтерском и налоговом учете поступления субсидии на возмещение недополученных доходов

                    ООО «Альфа» оказывает услуги по перевозке пассажиров. В I квартале «Альфа» оказывала услуги по перевозке в том числе льготной категории граждан. Недополученный доход составил 100 000 руб.

                    В апреле «Альфа» направляла в органы власти требование возместить недополученную за I квартал плату за проезд в сумме 100 000 руб.

                    Субсидия из бюджета в размере 100 000 руб. поступила во II квартале.

                    Бухгалтер «Альфы» сделал следующие проводки на момент поступления денежных средств:

                    Дебет 51 Кредит 76
                    – 100 000 руб. – отражено поступление средств государственной помощи на финансирование выпадающих (недополученных) доходов;

                    Дебет 76 Кредит 90-1
                    – 100 000 руб. – отражена недополученная часть выручки от реализации товаров (работ, услуг) в сумме задолженности бюджета по предоставлению субсидии.

                    В налоговом учете данные средства бухгалтер включил в состав доходов. Сделал он это на дату зачисления средств.

                    Использование государственной помощи

                    Использовать средства государственной помощи организация обязана строго по целевому назначению и с соблюдением всех условий их предоставления. В противном случае полученные средства нужно вернуть бюджету. Такой вывод позволяют сделать положения статьи 38 и пункта 3 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ.

                    Использование государственной помощи в бухучете отражайте в зависимости от направлений их расходования.

                    Средства государственной помощи, направленные на финансирование капитальных расходов, списывайте в таком порядке:

                  • если актив подлежит амортизации то на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов;
                  • если актив не амортизируется (например, земельный участок) то в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов.
                  • В первом случае целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию. Впоследствии, в течение срока полезного использования объекта, суммы доходов будущих периодов списываются на прочие доходы в размере начисленной амортизации.

                    В частности, при приобретении за счет государственной помощи основных средств, подлежащих амортизации (после отражения на счете 01 в общем порядке), в учете сделайте проводку:

                    Дебет 86 Кредит 98-2
                    – отражены средства государственной помощи в составе доходов будущих периодов (на стоимость приобретенного основного средства).

                    Затем ежемесячно (по мере начисления амортизации):

                    Дебет 20 (23, 25, 26. ) Кредит 02
                    – начислена амортизация по основным средствам, приобретенным за счет государственной помощи;

                    Дебет 98-2 Кредит 91-1
                    – учтена в составе прочих доходов сумма амортизации, начисленная по основным средствам, приобретенным за счет государственной помощи.

                    Такие правила предусмотрены пунктом 9 ПБУ 13/2000.

                    Использование государственной помощи на финансирование текущих расходов (например, приобретение материалов, выплата зарплаты) отражайте в периодах признания указанных затрат.

                    При финансировании за счет средств государственной помощи текущих расходов в учете делайте следующие проводки.

                    При использовании государственной помощи на приобретение материалов:

                    Дебет 10 Кредит 60
                    – оприходованы материалы;

                    Дебет 86 Кредит 98-2
                    – отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов;

                    Дебет 20 (23, 25, 44…) Кредит 10
                    – списаны в производство материалы;

                    Дебет 98-2 Кредит 91-1
                    – учтена в составе прочих доходов сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов.

                    При начислении зарплаты (иных расходов аналогичного характера), источником финансирования которой является государственная помощь:

                    Дебет 86 Кредит 98-2
                    – отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат в пользу сотрудников (источником уплаты зарплатных взносов);

                    Дебет 20 (23, 26, 44…) Кредит 70 (69, 73,...)
                    – начислены выплаты в пользу сотрудников (зарплатные взносы);

                    Дебет 98-2 Кредит 91-1
                    – учтена в составе прочих доходов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат сотрудникам (зарплатных взносов).

                    Об этом говорится в абзаце 2 пункта 9 ПБУ 13/2000.

                    Исключением из всего вышеизложенного порядка отражения в бухучете использования государственной помощи является случай, когда выделение бюджетных средств связано с выполнением определенных условий. В этом случае период, в течение которого средства будут списываться со счета 86, нужно определить исходя из времени признания тех расходов, финансирование которых осуществлено. Такой порядок предусмотрен в абзаце 4 пункта 9 ПБУ 13/2000.

                    Пример отражения в бухучете поступления и использования государственной помощи на финансирование работы по содержанию и ремонту имущества в многоквартирных домах

                    Управляющая организация в январе получила средства из бюджета на финансирование работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в размере 3 520 000 руб.

                    Капитальный ремонт проведен в шестимесячный срок.

                    Затраты на капитальный ремонт за весь срок его проведения составили:
                    – 1 720 000 руб. – стоимость материалов;
                    – 1 800 000 руб. – зарплата работников (иные расходы аналогичного характера).

                    Операции по получению и использованию средств государственной помощи бухгалтер отразил следующим образом.

                    Дебет 51 Кредит 86
                    – 3 520 000 руб. – поступили денежные средства в рамках государственной помощи.

                    В течение всего срока капитального ремонта по мере приобретения и расходования материалов:

                    Дебет 10 Кредит 60
                    – 1 720 000 руб. – оприходованы материалы;

                    Дебет 86 Кредит 98-2
                    – 1 720 000 руб. – отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов;

                    Дебет 20 Кредит 10
                    – 1 720 000 руб. – списаны в производство материалы;

                    Дебет 98-2 Кредит 90-1
                    – 1 720 000 руб. – учтена в составе выручки сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов.

                    При начислении зарплаты (иных расходов аналогичного характера), источником финансирования которой является государственная помощь:

                    Дебет 20 Кредит 70 (69)
                    – 1 800 000 руб. – начислены выплаты в пользу работников (зарплатные взносы);

                    Дебет 86 Кредит 98-2
                    – 1 800 000 руб. – отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат в пользу работников (источником уплаты зарплатных сборов);

                    Дебет 98-2 Кредит 90-1
                    – 1 800 000 руб. – учтена в составе выручки сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат работникам (зарплатных взносов).

                    Ситуация: как в бухучете отразить средства государственной помощи, истраченные на приобретение (создание) неамортизируемых внеоборотных активов?

                    Средства госпомощи отразите в составе расходов будущих периодов с последующим списанием на прочие расходы.

                    Так, если актив не амортизируется, целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объекта в эксплуатацию (принятии к учету). Впоследствии, в течение срока признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств, указанные суммы относятся в состав прочих доходов.

                    Такой вывод позволяет сделать пункт 9 ПБУ 13/2000.

                    Например, если организации выделены средства на покупку земельного участка для строительства производственного цеха, то расходы на строительство признаются в течение всего периода строительства. Следовательно, в течение такого же периода будут списываться со счета учета доходов будущих периодов в состав прочих доходов и средства государственной помощи. При этом порядок отнесения целевых средств в состав прочих доходов законодательно не установлен. Поэтому организация вправе самостоятельно разработать его и закрепить в учетной политике для целей бухучета . Например, организация может установить, что средства государственной помощи признаются в составе прочих доходов равномерно в течение планового периода строительства.

                    Пример отражения в бухучете поступления и использования государственной помощи на финансирование капитальных расходов, связанных с приобретением неамортизируемых основных средств

                    ООО «Альфа» получило из бюджета субсидию на финансирование капитальных расходов (приобретение земельного участка). Субсидия предоставлена с условием строительства на данном участке производственного цеха. Сроки строительства установлены в период с 1 января по 31 декабря текущего года.

                    «Альфа» утвердила проектно-сметную документацию на строительство, а также получила уведомление о выделении средств из бюджета на финансирование строительства. Поэтому средства государственной помощи отражаются в учете по мере возникновения целевого финансирования и задолженности по этим средствам.

                    В учетной политике организации для целей бухучета прописано, что при покупке за счет бюджетных средств земельных участков (для целей строительства) средства государственной помощи списываются со счета учета доходов будущих периодов в состав прочих доходов равномерно в течение планового периода строительства начиная с месяца, следующего за месяцем принятия земельного участка к учету.

                    Стоимость земельного участка на основании договора купли-продажи составила 4 720 000 руб. Средства из бюджета были перечислены на счет «Альфы» 11 января.

                    Дебет 76 Кредит 86
                    – 4 720 000 руб. – отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи (на основании договора).

                    Дебет 51 Кредит 76
                    – 4 720 000 руб. – поступили денежные средства в рамках государственной помощи;

                    Дебет 08 Кредит 60
                    – 4 720 000 руб. – отражена стоимость земельного участка, приобретенного за счет средств государственной помощи;

                    Дебет 01 Кредит 08
                    – 4 720 000 руб. – принят к учету земельный участок;

                    Дебет 86 Кредит 98-2
                    – 4 720 000 руб. – отражены средства государственной помощи в составе доходов будущих периодов.

                    Ежемесячно с февраля по декабрь:

                    Дебет 98-2 Кредит 91-1
                    – 429 091 руб. (4 720 000 руб. : 11 мес.) – учтены в составе прочих доходов средства государственной помощи, направленные на приобретение земельного участка.

                    Возврат государственной помощи

                    Отражение в бухучете операций по возврату средств государственной помощи зависит от:

                    На дату возникновения задолженности перед бюджетом по возврату государственной помощи в бухучете сделайте исправительные записи (сторно) при одновременном соблюдении двух условий:

                  • организация отражала поступление государственной помощи по мере возникновения целевого финансирования (задолженности по этим средствам);
                  • обстоятельства, повлекшие возврат средств, возникли в том же году, когда была получена государственная помощь.
                  • В этом случае организация должна сторнировать все проводки, связанные с поступлением и использованием бюджетных средств. За исключением проводки по фактическому получению государственной помощи (Дебет 51 (08, 10. ) Кредит 76). В данном случае счет 76 закроется, когда организация возвратит полученные средства в бюджет. При этом необходимо будет сделать проводку:

                    Дебет 76 Кредит 51 (08, 10. )
                    – отражен возврат государственной помощи, ранее полученной из бюджета.

                    Такой вывод позволяет сделать пункт 13 ПБУ 13/2000.

                    Если в отчетном году возникают обстоятельства, в связи с которыми организация должна возвратить средства, полученные в качестве государственной помощи в предыдущие годы, то предусмотрен иной порядок отражения исправительных записей.

                    В части средств, предоставленных на финансирование капитальных вложений:

                    Дебет 86 Кредит 76
                    – отражена задолженность организации, связанная с возвратом ранее полученных средств государственной помощи;

                    Дебет 91-2 Кредит 86
                    – восстановлены средства целевого финансирования в размере начисленной амортизации;

                    Дебет 98-2 Кредит 86
                    – восстановлено целевое финансирование на несписанную сумму доходов будущих периодов.

                    В части средств, полученных на финансирование текущих расходов:

                    Дебет 91-2 Кредит 86
                    – восстановлены средства целевого финансирования в размере фактически понесенных текущих расходов.

                    nalogobzor.info