Полезные статьи

Приказ о повышении нормы расхода топлива

Приказ о нормах расхода топлива и ГСМ

Страница обновлена: 03.09.2015

Определение норм расхода топлива подразделяется на расчетное и базовое нормативное значение, которое учитывает условия эксплуатации и выполняемую транспортом работу. Базовое значение определяется для каждой марки, модификации и модели автомобиля.

Для транспорта общего назначения выделяют некоторые нормы:

Базовая, в литрах на 100 км в снаряженном состоянии. Различается в зависимости от назначения, конструкции и типа автомобиля, его агрегатов, вида используемого топлива. Учитывают типизированный маршрут, снаряженное состояние и режим движения при эксплуатации.

Транспортная, в литрах. Входит базовая норма. Рассчитывается в зависимости от нормируемой загрузки, конкретной массы или грузоподъемности. Учитывают условия эксплуатации:

  • на 100 тонно-километров работы грузовых автомобилей (при движении с грузом учитывают дополнительный расход топлива к базовой норме, автопоезда без груза или с грузом с полуприцепом или прицепом);
  • на 100 км.
  • Дорожно-транспортные и иные факторы учитываются при помощи поправочных коэффициентов, которые устанавливают в виде процентного повышения или снижения нормируемых значений расхода топлива.

    В тех случаях, когда транспортные средства используют в пригородных зонах вне города, поправочные коэффициенты не используются.

    Если необходимо применить несколько надбавок одновременно, то норму расхода устанавливают с учетом разности или суммы данных надбавок.

    Определенные значения поправочных коэффициентов устанавливают распоряжением или приказом местной администрации или руководителя организации.

    Скачать образец приказа о нормах расхода топлива и ГСМ (Размер: 27,0 KiB | Скачиваний: 9 944)

    mirblankov.ru

    Норма расхода топлива для автомобиля, не представленного в перечне Минтранса

    Цитата: Как признавать расходы на ГСМ по автомобилю, по которому Минтрансом не утверждены нормы списания?
    Журнал «Российский налоговый курьер» № 17, август 2011
    Комментарий Натальи Николаевны Колос, директор по аудиту
    31 августа 2011
    В чем суть вопроса? В НК РФ не конкретизировано, в каких размерах можно признавать затраты на покупку ГСМ для служебных автомобилей. Налоговики настаивают, что нужно руководствоваться нормами Минтранса России. Но как поступить, если норм для конкретной модели нет?
    Как избежать спорной ситуации? Безопаснее обратиться за разработкой таких норм в специализированную научную организацию. До получения заключения можно самостоятельно установить временные нормы.

    Тема для дискуссии
    Нормы списания ГСМ для служебного автотранспорта были утверждены Минтрансом России еще в марте 2008 года. С момента их принятия многие автопроизводители, прежде всего, зарубежные компании, существенно расширили модельный ряд выпускаемых ими автомобилей. Например, появились новые модели и модификации таких популярных марок автомобилей, как Mazda, Opel, Volkswagen, Kia, Hyundai и др.
    Нормы списания топлива и смазочных материалов по новым моделям автомобилей Минтрансом России не установлены. Нет их и по большинству иностранных автомобилей представительского класса. Какими нормами следует руководствоваться организациям при отражении в налоговом учете расходов на ГСМ по таким автомобилям? Вправе ли компания самостоятельно утвердить нормы списания? Может ли она списывать ГСМ в фактически израсходованном объеме?
    За разъяснениями по этим вопросам мы обратились к представителям Минфина России и ФНС России, а также в авторитетные аудиторские компании. Мнения специалистов разделились.

    Минфин советует обращаться за разработкой норм к местным властям, а до получения ответа списывать ГСМ по собственным временным нормам
    Валентина Александровна Буланцева, начальник отдела налогообложения прибыли организаций Минфина России, считает, что в случае эксплуатации автомобиля, по которому Минтранс России не установил нормы расходования ГСМ, организация может обратиться в местную администрацию с заявкой на разработку этих норм.
    Именно такие разъяснения приведены в п. 6 Методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденных Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (далее — Методические рекомендации).
    Разработкой норм списания горюче-смазочных материалов по индивидуальным заявкам занимаются специализированные научные организации. При этом они руководствуются специальной программой-методикой. Кроме того, компания — собственник автомобиля вправе напрямую обратиться в такую специализированную организацию, минуя местную администрацию.
    Однако организация сможет применять индивидуальные нормы расхода топлива и смазочных материалов только после их согласования с Минтрансом России. До получения ответа компания имеет право разработать и утвердить своивременные нормы расхода ГСМ. Аналогичные разъяснения приведены в Письмах Минфина России от 10.06.2011 N 03-03-06/4/67, от 22.06.2010 N 03-03-06/4/61 и от 14.01.2009 N 03-03-06/1/6.
    При разработке собственных норм списания топлива нужно использовать сведения, приведенные в технической документации на автомобиль, а также любую иную информацию, предоставленную его изготовителем.
    После получения разработанных норм от научной организации или местной администрации пересчитывать количество уже списанного бензина или дизельного топлива и смазочных материалов не нужно. Следовательно, не нужно корректировать и сумму, включенную в налоговом учете в расходы на содержание служебного автомобиля.

    ФНС России рекомендует поручить разработку норм специалистам, но в ряде случаев готова принимать расходы на ГСМ по нормам самой организации
    Если Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлива для конкретной модели автомобиля, то руководитель компании вправе ввести в действие своим приказом нормы, которые были разработаны специализированной научной организацией по специальной программе-методике. Такого мнения придерживается Константин Викторович Новоселов, советник государственной гражданской службы РФ 1-го класса, кандидат экономических наук.
    При оценке обоснованности затрат на приобретение топлива для служебных автомобилей налогоплательщикам следует учитывать Методические рекомендации. В п. 6 данного документа указано, что для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, на которую Минтрансом России не утверждены нормы расхода ГСМ, можно использовать нормы, разработанные по индивидуальным заявкам специализированными научными организациями. Такие нормы могут быть введены постановлением или решением руководителя местной администрации региона или приказом генерального директора организации.
    До принятия подобного приказа, постановления или решения организации вправе руководствоваться технической документацией и информацией, предоставленной изготовителем автомобиля.
    Как быть, если организация «не укладывается» в Нормы расхода ГСМ, определенные Минтрансом России? Представляется, что она вправе самостоятельно установить повышенные нормы расхода. Дело в том, что применение каких-либо норм именно для целей налогообложения должно быть оговорено непосредственно в Налоговом кодексе. Но в пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ, согласно которому организации могут признавать при расчете налога на прибыль расходы на содержание служебного транспорта, подобных ограничений нет.
    Поэтому применяемые нормы необходимо обосновать соответствующими документами, например заключением станции технического обслуживания, актами контрольных замеров расхода ГСМ, и утвердить в качестве одного из элементов учетной политики для целей налогообложения. Напомним, что в таком же порядке организации вправе устанавливать нормативы технологических потерь, которые также не нормируются согласно НК РФ, а учитываются в пределах утвержденных организацией нормативов (пп. 3 п. 7 ст. 254 НК РФ).
    В любом случае расходы на приобретение бензина для служебных легковых автомобилей должны удовлетворять требованиям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ. Кроме того, эти расходы необходимо подтвердить либо товарными накладными (при безналичной форме оплаты), либо кассовыми чеками на покупку ГСМ (при наличной оплате и расчетах с использованием платежных карт), а также путевыми листами.
    Нормы, разработанные компанией самостоятельно или с привлечением специализированных научных организаций, необходимо применять с момента их утверждения.

    Эксперт первый: в расходах можно учесть стоимость фактически израсходованного количества ГСМ
    По мнению Натальи Николаевны Колос, аудитора Первого Дома Консалтинга «Что делать Консалт», Налоговый кодекс не содержит ограничений по учету расходов на топливо и смазочные материалы для служебного автотранспорта. Поэтому в ситуации, когда по той или иной модели автомобиля нормы списания ГСМ не утверждены, следует руководствоваться общими принципами признания расходов, предусмотренными ст. 252 НК РФ.
    Одним из требований, предъявляемых к расходам, является их обоснованность, то есть экономическая оправданность. Из этого критерия и нужно исходить при определении сумм расходов на ГСМ.
    Обосновать затраты на покупку топлива и смазочных материалов для служебных автомобилей помогут утвержденные нормы их списания. Причем эти нормы нужны не только и не столько для целей налогового учета, но и для контроля за расходованием ГСМ работниками. Опираясь на такие нормы, руководство компании сможет выявлять факты излишней и необоснованной траты ГСМ недобросовестными сотрудниками.
    Предположим, указанной проблемы в организации нет. А реальный расход топлива представляется обоснованным. То есть он существенно не отличается от нормативов, разработанных для автомобилей данного класса Минтрансом России или специализированной организацией, либо от норм, заявленных заводом-изготовителем в технической документации. В подобной ситуации при расчете налога на прибыль организация может включать в расходы стоимость фактически израсходованных ГСМ.
    Вместе с тем при списании ГСМ в таком объеме нужно быть готовыми к претензиям налоговиков. Дело в том, что нормы, самостоятельно установленные организацией исходя из замеров реального расходования топлива, вызывают сомнение у инспекторов. Нормам списания ГСМ, которые разработаны и утверждены Минтрансом России, они доверяют больше.
    Допустим, компания подала заявку в специализированную научную организацию на разработку норм списания топлива и смазочных материалов для автомобиля, по которому Минтрансом России не определены такие нормы.
    До получения разработанных нормативов она вправе признавать расходы на топливо по этому автомобилю либо в фактически израсходованном объеме, либо по нормам, установленным ею самостоятельно. При разработке собственных внутрифирменных норм организации целесообразно исходить из технических сведений об автомобиле, предоставленных его изготовителем.
    Как только компания получит от специализированной научной организации готовые нормы расходования ГСМ, ей нужно будет пересчитать сумму учтенных ранее расходов. Причем сделать это нужно с начала эксплуатации автомобиля.
    Ведь внедряя в своей организации нормы, разработанные специализированным учреждением, она признает, что именно эти нормы являются экономически обоснованными. Здесь не имеет значения дата, когда разработчик закончил работу над определением норм и передал их заказчику. Тем более что эти индивидуальные нормативы не утверждаются законодательно и, следовательно, не имеют определенной даты вступления в силу.

    Эксперт второй: безопаснее применять специально разработанные нормы, а до получения ответа использовать собственные нормативы
    Даже если нормы расхода ГСМ для той или иной модели автомобиля Минтрансом России не утверждены, у организации могут возникнуть разногласия с налоговиками, если она будет признавать расходы на топливо по нему в том размере, в котором оно было фактически израсходовано. Такую точку зрения высказала Карина Валерьевна Аракелян, старший консультант отдела налогообложения компании «Эрнст энд Янг».
    Основываясь на позиции Минфина, при отсутствии утвержденных норм руководитель компании должен приказом ввести в действие нормы, которые разработала по ее заявке научная организация, занимающаяся расчетом этих норм по специальной программе-методике. Тем более что именно такой порядок действий предложен в п. 6 Методических рекомендаций.
    Чтобы признавать расходы на ГСМ в период, пока научная организация разрабатывает нормативы, налогоплательщик вправе установить свои временные нормы. Для этого нужно взять за основу техническую документацию на автомобиль, а также руководствоваться информацией, предоставленной его изготовителем. Против временного списания ГСМ в пределах собственных внутрифирменных норм не возражает и Минфин России (Письма от 10.06.2011 N 03-03-06/4/67, от 22.06.2010 N 03-03-06/4/61, от 14.01.2009 N 03-03-06/1/6 и N 03-03-06/1/15).
    После получения от научной организации разработанных норм пересчитывать расходы на ГСМ, учтенные в течение указанного периода, не нужно.
    При списании топлива как по нормам, специально разработанным научной организацией, так и по собственным временным нормам расходы на покупку ГСМ должны быть надлежащим образом оформлены и документально подтверждены. В противном случае их нельзя будет учесть при расчете налога на прибыль.

    Выводы редакции: безопаснее обратиться к специализированной организации, а до получения ответа использовать собственные временные нормы
    Поскольку Минфин России по-прежнему настаивает на обязательном нормировании расходов на ГСМ, рискованно отражать такие расходы в налоговом учете в фактически осуществленном размере. Данный вывод относится и к ситуациям, когда организации используют автомобили, по которым нет утвержденных Минтрансом России норм.
    Если компания стремится избежать разногласий с налоговыми органами, для признания расходов на ГСМ по указанным автомобилям ей необходимо сделать следующее:
    — через местные органы власти выяснить, какая специализированная научная организация занимается разработкой норм расходования ГСМ в конкретном регионе;
    — направить в эту научную организацию заявку с указанием марки и модели автомобиля и предполагаемых условий его эксплуатации;
    — после получения разработанных норм ввести их в действие приказом или распоряжением генерального директора компании.
    До утверждения норм, подготовленных научной организацией, компания вправе определить и использовать собственные временные нормативы расходования ГСМ. Для их разработки нужно произвести контрольные замеры фактического расхода ГСМ, а также учесть сведения о расходе топлива и смазочных материалов, заявленные в технической документации на автомобиль.
    Результаты контрольных замеров оформляются актом, который составляется в произвольной форме. А временные нормы расходования ГСМ следует утвердить приказом или распоряжением генерального директора компании. В этом документе целесообразно сослаться на акты контрольных замеров и указать, что временные нормативы применяются до момента утверждения норм, подготовленных специализированной научной организацией.
    После получения разработанных норм пересчитывать расходы на ГСМ, признанные по временным нормативам, компания не обязана. Расходы, связанные с разработкой норм списания ГСМ, она вправе учесть при расчете налога на прибыль в составе прочих затрат (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).
    Допустим, компания не намерена тратить время и средства на разработку норм специализированной организацией, так как, например, знает, что будет эксплуатировать данный автомобиль лишь несколько месяцев. В этом случае выход один — на основе контрольных замеров и технической документации на автомобиль установить собственные нормы расхода ГСМ по нему. Временными эти нормы называть не следует, так как других норм у организации скорее всего не появится. Разве что Минтранс России когда-нибудь утвердит нормативы по новым моделям автомобилей и наконец внесет дополнения в Методические рекомендации.
    При списании ГСМ по нормам, определенным самой организацией, ей вряд ли удастся избежать претензий со стороны налоговиков. Чтобы доказать свою правоту в арбитражном суде, такой компании можно порекомендовать следующие аргументы.
    Прежде всего нужно обратить внимание суда на тот факт, что в Налоговом кодексе нет требования о нормировании расходов на содержание служебного автотранспорта. Нормируются только расходы на выплату работникам компенсаций за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Очевидно, что, если бы законодатель подразумевал необходимость нормирования еще и расходов на ГСМ, он предусмотрел бы это в НК РФ.
    Кроме того, компания может представить суду приказ или распоряжение генерального директора, которыми утверждены нормы расходования ГСМ по конкретным маркам автомобилей. Нелишним будет предъявить суду акты контрольных замеров и техническую документацию на автомобиль, исходя из которых определены нормативы. Как правило, этих документов достаточно, чтобы убедить суд в обоснованности списания ГСМ именно в таких размерах (Постановления ФАС Северо-Кавказского от 15.12.2010 по делу N А53-3254/2010 и Центрального от 04.04.2008 по делу N А09-3658/07-29 округов).

    Источник: СПС КонсультантПлюс ИБ Бухгалтерская пресса и книги

    www.buhonline.ru

    Нормы расхода топлива на 2018 год

    Статьи по теме

    Нормативы, установленные Минтрансом для списания горюче-смазочным материалов, носят рекомендательный характер. Тем не менее, на них имеет смысл ориентироваться, чтобы соблюдать главное требование налоговиков в отношении расходов – их экономическую обоснованность. То есть превышение норм должно быть оправдано особенностями деятельности. Представляем нормы расхода топлива на 2018 год — приказ Минтранса РФ в последней редакции.

    Для ведения учета ГСМ воспользуйтесь нашей программой Упрощенка 24/7. Она позволяет вести налоговый и бухгалтерский учет гюрючесмазочных материалов и готовит по ним первичные документы и отчетность в один клик. Возьмите пробный доступ к программе на 30 дней. Для пользователей доступна консультация по всем бухгалтерским вопросам 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

    Норма расхода ГСМ на 2018

    Нормативные показатели для списания топлива Минтранс отразил в своем распоряжении от 14.03.2008 № АМ-23-р. Документ регулярно обновляется, причем изменения касаются не только появления новых моделей автотранспорта, но и применения повышающих коэффициентов к нормам. Так, например, последнее изменение коснулось коэффициента для городов-миллионников. Теперь по транспорту, который эксплуатируется в городе с населением более 5 млн. человек, норма для топлива увеличивается на 35%, а если в городе эксплуатации население составляет от 1 до 5 млн. человек, то норма повышается на 25%.

    Немного изменился подход к нормированию топлива при различном сроке эксплуатации автомобиля. Сейчас критерий по пробегу и возрасту можно применять (использовать повышающий коэффициент к норме) после достижения одного из признаков (раньше требовалось одновременное выполнение условия и по пробегу и по возрасту):

  • пробег свыше 100 тыс. км или возраст старше 5 лет – до 5%;
  • пробег свыше 150 тыс. км или возраст старше 8 лет – до 10%.
  • Последний раз изменения в нормы по ГСМ вносились в июле 2015 года распоряжением № НА-80-р. Но так как на российском авторынке регулярно появляются новые модели транспортных средств, если какая-то модель не будет обнаружена предпринимателем или ИП в перечне, то следует руководствоваться теми нормами, которые наиболее близки по техническим характеристикам к отсутствующей в распоряжении единице техники. Также можно ориентироваться на данные завода-изготовителя, описанные в руководстве по эксплуатации транспортного средства.

    Подробнее о том, как учитывать стоимость ГСМ в налоговом учете при УСН в статье «Горюче-смазочные материалы».

    Различают такие разновидности нормирования расхода ГСМ:

  • базовая норма (исчисляется в литрах на каждые 100 км пути, при этом учитывается средняя загрузка транспортного средства);
  • транспортная норма (как и базовая, исчисляется в литрах на 100 км пути при проведении транспортной работы);
  • автобусная (где учитывается масса транспортного средства и стандартная загрузка пассажиров);
  • самосвальная (где учитывается масса и нормативная загрузка);
  • транспортная норма в литрах и тонно-километрах (для грузовых автомобилей).
  • Последняя редакция приказа Минтранса о нормах ГСМ

    Базовая норма расхода ГСМ — рекомендуемый Минтрансом объем в 2018 году

    Базовая норма устанавливает объем топлива, который расходует транспортное средство на сотню км пробега. Вычисление базовой нормы опирается на данные о конструкции транспортной единицы, ее назначении, массе в снаряженном состоянии, виде топлива и на другие данные.

    Базовая норма обязательно корректируется с учетом таким факторов:

  • сезонность (зимой расход повышается);
  • высота над уровнем моря, где используется транспортное средство (норма для дорог высокогорья, например, на 20% выше);
  • качество дорог (учитывается множество факторов вплоть до количества поворотов);
  • возраст автотранспорта (чем старше, тем расход больше);
  • другое.

Норма расхода топлива по маркам автомобилей

В законодательном акте нормы сгруппированы по видам транспортных средств:

  • легковые машины;
  • автобусы;
  • грузовики;
  • тягачи;
  • самосвалы;
  • фургоны;
  • медтранспорт;
  • эвакуаторы;
  • спецтранспорт.
  • Каждая из этих групп делится на транспорт нашего и зарубежного производства.

    Далее каждая группа содержит нормы отдельно по конкретным моделям движимого имущества.

    Как на предприятии сформировать приказ по требованиям Минтранса на нормы расхода топлива на 2018 год?

    Независимо от того, отличается или нет тот расход топлива, по которому списывается в затраты стоимость ГСМ, от нормируемого Минтрансом, предприятие или ИП должно отразить основные принципы списания топлива в приказе или в учетной политике.

    При этом отклонения от норм Минтранса следует обосновать, чтобы налоговики не смогли предъявить претензии в экономической необоснованности расхода.

    Нормативный расход топлива в распоряжении Минтранса указывается только для транспортных средств «в движении». Расход для хозяйственных нужд, не связанных с основным техпроцессом (например, технические или гаражные нужды), устанавливается отдельно. Рекомендуемые показатели частично приведены в приложении 4 к распоряжению Минтранса. Этот момент также следует отразить в учетной политике или приказе, утверждающем нормы списания.

    Увеличивает нормативы и использование дополнительного оборудования. Конкретные данные по расходу топлива в этом случае определяются при помощи специализированных научных организаций или данных завода-изготовителя. При этом норма устанавливается в л/час.

    Фактически же списывать в расходы стоимость ГСМ требуется на основании путевых листов, заказ-нарядов или иных документов, подтверждающих работу транспортного средства.

    Таблицу с нормативными показателями расхода ГСМ вы обнаружите в распоряжении Минтранса, которое вы можете скачать у нас на сайте.

    Также на нашем сайте в разделе «Документы» опубликован приказ о нормах ГСМ. База обновляется каждый день. По ней можно проверить, когда были последние обновления в приказе Минтранса.

    Порядок расчета нормы расхода ГСМ в 2018 году

    Отметим, если организация не является автотранспортной, то нормировать расходы на ГСМ она не обязана, и имеет возможность списывать расходы на топливо в фактическом размере.

    В приказе Минтранса есть порядок расчета и все необходимые формулы для всех типов автомобилей.

    Приведем порядок расчета расходов на примере легковых машин. Согласно п. 7 раздела II Распоряжения Минтранса РФ от 14.03.2008 г. № АМ-23-р, для легковых автомобилей нормативное значение расхода топлив рассчитывается по формуле:

    www.26-2.ru

    Установление норм расхода ГСМ

    Добрый день!
    Когда Вы задаёте вопрос, не забывайте, пожалуйста, о правилах форума. Напомню: мы стремимся создать на нашем форуме доброжелательную атмосферу. Поэтому у нас принято здороваться, а также говорить «спасибо» и «пожалуйста». Уважительное отношение к форумчанам, экспертам и модераторам — требование правил форума.

    Пожалуйста, не создавайте новую тему с таким же вопросом. На Ваш вопрос Вам ответят здесь, в этой теме.

    Руководитель вправе установить нормы расхода топлива, если они не установлены законодательно

    Вопрос: Организация приобрела для осуществления своей деятельности автомобиль. Для данного типа автомобиля законодательством не утверждены нормы расхода топлива. В технической документации данного автомобиля имеются сведения о количестве потребляемого автомобилем топлива.

    Организация обратилась к сторонней научной организации, занимающейся разработкой норм расхода топлива на основе установленных методик, для разработки последней соответствующих норм в отношении приобретенного автомобиля, однако разработка норм расхода топлива займет продолжительное время. Может ли руководитель организации на основе указанных в технической документации автомобиля сведений локальным нормативным актом установить для приобретенного автомобиля нормы расхода топлива до определения научной организацией норм расхода топлива, и расходы на приобретение топлива при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с данными нормами?
    Ответ: Организация может временно установить локальным нормативным актом нормы расхода топлива на приобретенный автомобиль на основании технической документации автомобиля, если данная организация обратилась к научной организации для расчета норм расхода топлива на данный автомобиль, и данные нормы еще не приняты локальным нормативным актом организации. Нормы расхода топлива установленные для приобретенного автомобиля на основании его технической документации, могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Однако исходя из судебной практики, обращение за разработкой норм не обязательно, организация может списывать ГСМ на основании приказа руководителя, устанавливающего нормы расхода ГСМ.
    Обоснование: Ввиду норм статьи 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций (далее в настоящей главе — налог) признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
    Нормами абзаца 1 пункта 1 статьи 252 НК РФ установлено, что в целях главы 25 налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
    Следовательно, при исчислении суммы налога на прибыль организаций, данная сумма может быть уменьшена на сумму понесенных данной организацией расходов.
    В силу норм абзаца 2 статьи 252 НК РФ, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
    Приведенная норма указывает, что факт расходов, имеющихся у организации, также как и их размер, должен быть подтвержден документами, а сами расходы должны быть обоснованы.

    Как установлено нормами подпункта 5 пункта 1 статьи 254 НК РФ, к материальным расходам, в частности, относятся следующие затраты налогоплательщика на приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на производство и (или) приобретение мощности, расходы на трансформацию и передачу энергии.
    Следовательно, расходы на топливо подлежат учету при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
    Необходимо отметить, что нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте установлены Методическими рекомендациями «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенными в действие Распоряжением Министерства транспорта РФ от 14.03.2008 N АМ-23-р «О введении в действие Методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (далее — Рекомендации).
    Пунктом 6 Рекомендаций установлено, что на период действия данного документа для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, поступающей в автопарк страны, на которую Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив (отсутствующие в данном документе), руководители местных администраций регионов и предприятий могут вводить в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике.
    Таким образом, если нормы расхода топлива не установлены законодательно, то их могут установить руководители организаций.

    Минфин России придерживается позиции, исходя из которой, следует, что если Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив для соответствующей автомобильной техники, то руководитель организации может ввести в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике, до принятия приказа организации, утверждающего нормы, разработанные в установленном порядке, налогоплательщик может руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля. Данная позиция отражена в Письме Минфина России от 11.06.2011 N 03-03-06/4/67.
    Кроме того, в приведенном Письме Минфин России отметил, что если организация обратилась в соответствующую научную организация для разработки норм расхода топлива для приобретенного автомобиля, для которого такие нормы законодательством не установлены, то нормы расхода топлива, установленные приказом руководителя на основании технической документации автомобиля, подлежат учету при исчислении налоговой базы на прибыль.
    Исходя из судебной практики следует, что организации могут списывать горючее, по нормам, установленным приказом руководителя предприятия. Так, Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело о доначислении налоговым органом сумм налогов, в том числе суммы налога на прибыль организаций в отношении организации, принимавший для целей налогообложения нормы расхода топлива, установленные приказом руководителя, на основании Рекомендаций, в своем Постановлении от 08.10.2009 N А40-83081/08-80-312 определил, что доначисление суммы налога на прибыль, ввиду использования для целей налогообложения норм расхода топлива, установленных приказом руководителя организации, является неправомерным. Суд при вынесении данного решения руководствовался нормами, на данный момент утратившими силу, однако данная позиция применима в настоящее время по аналогии.
    Исходя из позиции Минфина России, можно сделать вывод, что для установления норм расхода топлива организация должна обратиться к научной организации для расчета данных норм в установленном порядке, до момента, когда разработанные нормы будут приняты в организации приказом, организация имеет право приказом руководителя установить нормы расхода топлива, исходя из сведений, указанных в технической документации автомобиля. Кроме того, нормы, установленные приказом руководителя подлежат учету при исчислении налоговой базы на прибыль организаций. Однако, установление и учет норм на основе технической документации автомобиля возможно лишь до тех пор, пока научная организация не рассчитает нормы расхода топлива по установленной методике, помимо этого, законодательство, очевидно, указывает на обязанность организации обратиться к научной организации с целью расчета последней норм расхода топлива на приобретенный автомобиль. Однако исходя из судебной практики, обращение за разработкой норм не обязательно, организация может списывать ГСМ на основании приказа руководителя, устанавливающего нормы расхода ГСМ.

    Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что приказом директора можно только установить норму расхода ГСМ на те транспортные средства, на которые законодательством не утверждены нормы расхода топлива.