Полезные статьи

Приказ на практику аспирантов

ПРИКАЗЫ ПО АСПИРАНТУРЕ

241037, г. Брянск, проспект Станке Димитрова, 3
Тел. (факс): (4832) 74-60-08

E-mail для официальных писем и запросов: mail@bgitu.ru

Мы в социальных сетях:

© 2017 ФГБОУ ВО «БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНЖЕНЕРНО-
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Все права защищены

www.bgitu.ru

Оренбургский государственный университет

Порядок организации и проведения практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, научно-исследовательской практики аспирантов

от 26.12.2014 № 103-р

Скачать (pdf, 6,47 МБ)

1 Общие положения

1.1 Порядок организации и проведения практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, научно-исследовательской практики аспирантов (далее — Порядок) регулирует вопросы организации и прохождения практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, научно-исследовательской практики (далее — научно-исследовательская практика) аспирантами всех направлений и профилей подготовки кадров высшей квалификации и форм обучения в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Оренбургский государственный университет» (далее — университет), обучающимися по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.

1.2 Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.11.2013 г. № 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)», Уставом университета, Трудовым кодексом Российской Федерации, Положением о кафедре университета, федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (далее — ФГОС ВО).

1.3 Научно-исследовательская практика аспирантов является обязательной составной частью основной образовательной программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и представляет собой одну из форм организации учебного процесса, заключающуюся в профессиональной подготовке аспирантов на базах научно-исследовательской практики.

1.4 Целью научно-исследовательской практики является формирование у обучающихся в аспирантуре на базе полученных теоретических знаний устойчивых практических навыков исследовательской деятельности в научных коллективах или организациях, необходимых для проведения научных исследований по профилю подготовки.

1.5 Основными задачами научно-исследовательской практики являются:

  • развитие основных профессионально-значимых компетенций;
  • формирование умений и навыков организации научного процесса и анализа его результатов;
  • приобретение навыков участия в коллективной научно-исследовательской работе в составе организации;
  • знакомство с современными методиками и технологиями работы в научно-исследовательских организациях;
  • получение опыта выступлений с докладами на научно-исследовательских семинарах, школах, конференциях и т. п.;
  • овладение профессиональными умениями проведения содержательных научных дискуссий, оценок и экспертиз;
  • подготовка научных материалов для научно-квалификационной работы.
  • 2 Содержание научно-исследовательской практики

    2.1 В соответствии с требованиями к организации практики, содержащимися во ФГОС ВО, Уставом университета, а также настоящим Порядком выпускающая кафедра разрабатывает программу научно-исследовательской практики с учетом специфики направлений подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.

    2.2 Программа и объем научно-исследовательской практики определяются ФГОС ВО с учетом рабочих учебных планов по направлениям подготовки аспирантуры:

    2.2.1 Программа научно-исследовательской практики — это нормативно-методический документ, определяющий содержание научно-ориентированного обучения аспирантов в условиях реальной профессиональной деятельности, соответствующей профилю его подготовки;

    2.2.2 Научно-исследовательская практика предусматривает следующие обязательные виды деятельности:

  • посещение организаций, занимающимися научными исследованиями в области, близкой к профилю аспирантской программы;
  • знакомство с тематикой, проблематикой исследований профильных организаций, с их авторами; программами и методиками выполненных проектов;
  • выполнение индивидуальных практикантских заданий;
  • участие в научно-исследовательских проектах кафедры, факультета, других профильных организаций.
  • 3 Организация научно-исследовательской практики

    3.1 Научно-исследовательская практика может проводиться в структурных подразделениях университета или других научных или образовательных организациях высшего образования.

    Аспиранты заочной формы обучения имеют право проходить научно-исследовательскую практику по месту работы в научных или образовательных организациях с последующим предоставлением необходимой отчетной документации.

    3.2 Научно-исследовательская практика в других научных или образовательных организациях осуществляется на основе договоров о базах практики между университетом и научной или образовательной организацией (приложение 1).

    3.3 При наличии мотивированных аргументов допускается прохождение научно-исследовательской практики в научных или образовательных организациях других субъектов Российской Федерации или стран СНГ.

    3.4 Для всех аспирантов прохождение научно-исследовательской практики является обязательным. По результатам освоения программы научно-исследовательской практики обучающиеся представляют на выпускающую кафедру письменный отчет с последующей аттестацией.

    3.5 Сроки проведения научно-исследовательской практики устанавливаются в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса на соответствующий учебный год. Сроки устанавливаются с учетом теоретической подготовленности аспирантов и возможностей учебно-производственной базы университета и баз практики.

    3.6 Научно-исследовательская практика может осуществляться как непрерывным циклом, так и путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между содержанием практики и теоретическим обучением.

    3.7 Регистрация договоров на проведение научно-исследовательской практики осуществляется отделом докторантуры и аспирантуры.

    3.8 Отдел докторантуры и аспирантуры по согласованию с выпускающей кафедрой:

  • назначает в качестве научных руководителей практики научных руководителей аспирантов;
  • не позднее чем за месяц до начала научно-исследовательской практики распределяет аспирантов по местам практики, готовит и подписывает у проректора по учебной работе приказы о направлении аспирантов на научно-исследовательскую практику;
  • обеспечивает научные или образовательные организации, где аспиранты проходят научно-исследовательскую практику, а также самих практикантов программами научно-исследовательской практики;
  • осуществляет строгий контроль за ходом научно-исследовательской практики непосредственно в научных и образовательных организациях, соблюдением ее сроков и содержанием.
  • 3.9 Научные и образовательные организации, являющиеся базами практики:

  • организуют и проводят научно-исследовательскую практику в соответствии с договорами, настоящим Порядком и программами научно-исследовательской практики;
  • представляют аспирантам-практикантам по мере возможности в соответствии с программой научно-исследовательской практики рабочие места, обеспечивающие наибольшую эффективность прохождения научно-исследовательской практики;
  • создают необходимые условия для получения аспирантами в период прохождения научно-исследовательской практики профессионально-ориентированных знаний, умений и навыков;
  • соблюдают согласованные с университетом календарные графики прохождения научно-исследовательской практики;
  • назначают квалифицированных специалистов для руководства научно-исследовательской практикой в подразделениях научных или образовательных организаций;
  • предоставляют аспирантам-практикантам возможность пользоваться лабораториями, кабинетами, мастерскими, чертежами и чертежными принадлежностями, технической, научной и другой документацией, имеющейся учебной, научной, технической и другой профессионально-ориентированной литературой и библиотекой базы практики;
  • обеспечивают аспирантам условия безопасной работы, проводят обязательные инструктажи по охране труда и технике безопасности, в том числе вводный и на рабочем месте с оформлением установленной документации. В необходимых случаях проводят обучение аспирантов-практикантов безопасным методам работы;
  • несут полную ответственность за несчастные случаи с аспирантами, проходящими научно-исследовательскую практику в организациях. Все несчастные случаи, происшедшие на предприятии, в научных или образовательных организациях с аспирантами во время прохождения научно-исследовательской практики, расследуют комиссии совместно с руководителем практики от университета и учитывают в научных или образовательных организациях в соответствии с действующим Положением о расследовании и учете несчастных случаев;
  • обеспечивают и контролируют соблюдение аспирантами-практикантами правил внутреннего трудового распорядка, установленных в научных или образовательных организациях;
  • могут налагать, в случае необходимости, приказом руководителя организации дисциплинарные взыскания на аспирантов-практикантов, нарушающих правила внутреннего трудового распорядка, и сообщать об этом в отдел докторантуры и аспирантуры и ректору университета;
  • оказывают помощь в подборе материалов для научно-квалификационных работ;
  • дают оценку итогам научно-исследовательской практики аспирантов.
  • 3.10 Обязанности научного руководителя практики, заведующего кафедрой, заведующего отделом докторантуры и аспирантуры.

    3.10.1 Научный руководитель практики:

    • осуществляет непосредственное руководство научно-исследовательской практикой аспирантов на соответствующей кафедре;
    • подбирает кафедру или структурное подразделение в качестве базы для проведения научно-исследовательской практики, согласовывая с соответствующими факультетами, знакомит аспиранта с планом работы;
    • совместно с аспирантом составляет индивидуальный календарно-тематический план работы, дает согласие на допуск аспиранта к научно-исследовательской практике;
    • обеспечивает четкую организацию, планирование и учет результатов научно-исследовательской практики аспирантов;
    • готовит индивидуальные задания для прохождения аспирантами научно-исследовательской практики;
    • проводит консультации, оказывает методическую помощь аспирантам при выполнении ими индивидуальных заданий;
    • осуществляет контроль за прохождением научно-исследовательской практики аспирантами, соблюдением ее сроков и содержания и принимает меры по устранению выявленных недостатков;
    • участвует в анализе и оценке отчетной документации аспиранта, готовит отзыв о прохождении им научно-исследовательской практики, дает рекомендации по дальнейшему совершенствованию профессиональных умений аспиранта;
    • участвует в обсуждении вопросов организации научно-исследовательской практики на заседаниях кафедры и вносит предложения по ее совершенствованию.
    • 3.10.2 Заведующий выпускающей кафедрой:

    • организует совместно с отделом докторантуры и аспирантуры проведение научно-исследовательской практики аспирантов на кафедрах;
    • обеспечивает необходимые условия для проведения научно-исследовательской практики по профилю соответствующей кафедры;
    • проводит совещания с преподавателями кафедры по вопросам организации и проведения научно-исследовательской практики аспирантов;
    • организует заседание кафедры по вопросам прохождения аспирантами научно-исследовательской практики и контролирует своевременную передачу отчетной документации в отдел докторантуры и аспирантуры.
    • 3.11 Ответственность за проведение научно-исследовательской практики в научных или образовательных организациях возлагается приказом руководителя организации на одного из высококвалифицированных работников этой организации.

      3.12 Руководитель научно-исследовательской практики аспирантов от научной или образовательной организации, осуществляющий общее руководство научно-исследовательской практикой:

    • совместно с научным руководителем практики от университета организует и контролирует организацию научно-исследовательской практики аспирантов в соответствии с настоящим Порядком, программой и утвержденными графиками прохождения научно-исследовательской практики;
    • обеспечивает качественное проведение инструктажей по охране труда и технике безопасности;
    • организует совместно с руководителем практики от университета чтение лекций, проведение семинаров и консультаций ведущими специалистами по перспективным направлениям развития соответствующей профессиональной сферы, проводит экскурсию внутри научной или образовательной организации;
    • контролирует соблюдение практикантами дисциплины труда и трудового распорядка и сообщает в университет обо всех случаях нарушения аспирантами правил внутреннего трудового распорядка и наложенных на них дисциплинарных взысканий;
    • осуществляет учет работы аспирантов-практикантов;
    • отчитывается перед руководством научной или образовательной организации за проведение научно-исследовательской практики.
    • 3.13 Аспирант при прохождении научно-исследовательской практики обязан:

    • полностью выполнять задания, предусмотренные программой научно-исследовательской практики;
    • соблюдать действующие в научной или образовательной организации правила внутреннего трудового распорядка;
    • изучить и строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности, санитарно-гигиенические нормативы и правила;
    • участвовать в рационализаторской и изобретательской работе;
    • нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными работниками;
    • представить своевременно научному руководителю письменный отчет о выполнении всех заданий и сдать зачет по научно-исследовательской практике.
    • 4 Подведение итогов научно-исследовательской практики

      4.1 В качестве основной формы и вида отчетности устанавливается письменный отчет о научно-исследовательской практике. Форма, примерное содержание и структура письменных отчетов определяется выпускающей кафедрой. Форма контроля прохождения научно-исследовательской практики — зачет или дифференцированный зачет (устанавливается учебным планом и программой научно-исследовательской практики с учетом требований ФГОС ВО). Оценка по научно-исследовательской практике или зачет приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости аспирантов.

      4.2 По окончании научно-исследовательской практики аспирант-практикант составляет письменный отчет и сдает его научному руководителю практики от университета.

      Отчет должен содержать сведения о конкретно выполненной аспирантом работе в период научно-исследовательской практики.

      4.3 По окончании научно-исследовательской практики аспирант не позднее тридцати дней после завершения практики сдает зачет комиссии, назначенной заведующим кафедрой. В состав комиссии входят заведующий кафедрой, научный руководитель аспиранта.

      При оценке итогов работы аспиранта принимается во внимание характеристика, данная ему руководителем практики от научной или образовательной организации.

      4.4 Итоги научно-исследовательской практики аспирантов обсуждаются в обязательном порядке на заседаниях ученых советов факультетов (институтов).

      4.5 Аспиранты, не выполнившие программу научно-исследовательской практики по уважительной причине, направляются на научно-исследовательскую практику повторно, в свободное от учебы время.

      4.6 Аспиранты, не выполнившие программу научно-исследовательской практики без уважительных причин или получившие неудовлетворительную оценку, отчисляются из университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном Уставом университета, настоящим Порядком и иными локальными актами университета.

      5 Материальное обеспечение научно-исследовательской практики

      5.1 При наличии вакантных должностей в научных или образовательных организациях с аспирантами, проходящими научно-исследовательскую практику, могут заключаться срочные трудовые договоры.

      5.2 Оплата труда аспирантов в период научно-исследовательской практики при выполнении ими трудовых функций осуществляется в порядке, предусмотренном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с договорами, заключенными университетом с организациями различных организационно-правовых форм. В период прохождения научно-исследовательской практики за аспирантами-стипендиатами, независимо от получения ими заработной платы по месту прохождения научно-исследовательской практики, сохраняется право на получение стипендии.

      www.osu.ru

      ОБЪЯВЛЕНИЯ

      ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СВФУ
      _____________________________________________________________________
      Согласно требованиям Службы Охраны труда, необходимо при оформлении приказов на все виды практики, в обязательном порядке предоставлять в СОТ ИНСТРУКЦИЮ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ (образец на примере метеорологической практики. ),
      ______________________________________________________
      ДОГОВОР С МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РС(Я) ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ ГИА
      ______________________________________________________________

      Просим ознакомится с приказом «О регистрации приказов по учебной деятельности» №1316 от 16.11.16 г.
      ____________________________________________________________________

      ВНИМАНИЕ ВСЕМ ОФОРМЛЯЮЩИМ ДОКУМЕНТЫ НА ОПЛАТУ УЧИТЕЛЕЙ!
      При заполнение дополнительного соглашения на оплату учителей, просим в преамбуле указывать «в лице проректора по педагогическому образованию Федорова Михаила Прокопьевича, действующего на основании доверенности № 20/2-815 от 18.05.2016 г.» И соответственно внизу документа ставится подпись Федорова М.П., т.к. он является лицом имеющим право подписи на финансовых документах.
      ____________________________________________________________________

      ВНИМАНИЕ!
      С этого года необходимо оформлять

      1. заявление на командировку


      на преподавателей и лаборантов выезжающих на практику. Подавать его надо в заполненном виде (ручкой) в каб. 224 или 225 кураторам подразделений по кадрам. Если возникли вопросы обращайтесь по телефонам отдела кадров 360511, 354601.
      _______________________________________________________________________________________________

      Для сдачи заявок на финансирование практик необходимо подавать следующие документы: сметы , данные по ГСМ заявку на приобретение расходных материалов . Данные документы предоставляются ответственному за практику по УЧП, после чего он составляет сводную смету и в электронном виде отправляет на почту praktika_uo@mail.ru и после согласования с Владимировой П.Е., предоставляет подписанный бумажный вариант.
      _______________________________________________________________________________
      Образец формы отчета по организации практики обучающихся
      _______________________________________________
      Расчет часов практики по Положению от 16.06.15 г.

      ВНИМАНИЕ!

      Просим ознакомиться с пакетом документов на оплату руководителей практик образовательных учреждений Подробная инструкция по заполнению и пояснения прилагаются:

      www.s-vfu.ru

      Приказ на практику аспирантов

      ПРАКТИКА (11)

      • научно-педагогическая практика;
    • учебная практика;
    • производственная практика;
    • педагогическая практика.
    • производственная практика.
    • Практики обучающихся по программам высшего образования является обязательным разделом основной профессиональной образовательной программы, одним из важнейших элементов учебного процесса и позволяет обучающимся приобрести, сформировать и совершенствовать в дальнейшем практические навыки в выполнении профессиональных обязанностей, а также углубить и закрепить теоретические и практические знания, полученные при освоении учебных дисциплин.

      В соответствии с п. 24 ст.2 ФЗ «Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ, практика – вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

      Видами практики обучающихся являются:

      – производственная практика, в том числе преддипломная практика.

      Учебная практика проводится в целях получения первичных профессиональных умений и навыков.

      Способы проведения учебной практики:

      Производственная практика проводится в целях получения профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.

      Способы проведения производственной практики:

      Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.

      Стационарной является практика, которая проводится в Академии либо в профильной организации, расположенной на территории населенного пункта, в котором расположена Академия (филиал).

      Выездной является практика, которая проводится вне населенного пункта, в котором расположена Академия (филиал).

      Конкретный способ проведения практики, предусмотренной основной профессиональной образовательной программой высшего образования, разработанной на основе ФГОС ВО, устанавливается соответствующей программой практики с учетом требований ФГОС ВО.

      Сроки проведения практики устанавливаются учебным (индивидуальным) планом и календарным учебным графиком, с учетом теоретической подготовленности обучающихся, возможностей баз практики, определяемых в договоре по организации практики.

      Во время прохождения практики обучающийся должен подготовить следующие документы:

      – иные документы в соответствии с требованиями программы практики (проекты процессуальных документов, локальные нормативные акты организации и т.п.).

      Уважаемые обучающиеся!

      Просим Вас обратить внимание на изменения в организации и прохождении учебной практики!

      Учебная практика длится 2,5 недели. Необходимо будет пройти практику в ОДНОМ ведомстве!

      Институт прокуратуры РФ (бакалавриат, специалитет) – Прокуратура

      Институт правоохранительной деятельности (бакалавриат, специалитет) – МВД

      Институт юстиции (бакалавриат) – Суд

      Институт законотворчества (бакалавриат) – Суд

      Межрегиональный юридический институт (бакалавриат) – МВД

      Юридический институт правового администрирования (бакалавриат) – Суд

      xn--80af5bzc.xn--p1ai

      Утверждено
      решением Ученого совета факультета
      (протокол № 3 от 15 марта 2013 г.)

      Положение о педагогической практике аспирантов
      юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

      1. Общие положения

      1.1. Положение о педагогической практике (далее — Положение) аспирантов на юридическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова регламентирует порядок и формы прохождения педагогической практики аспирантами очной и заочной форм обучения.

      1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 марта 2011 г. № 1365 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) и Рекомендациями по формированию основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре (22.06.2011 г. ИБ-733/12), согласно которым практика (педагогическая) предусмотрена как один из компонентов основной образовательной программы подготовки аспирантов.

      1.3.Педагогическая практика (далее — практика) в системе послевузовского образования является компонентом профессиональной подготовки к научно-педагогической деятельности в высшем учебном заведении.

      1.4. Организатором педагогической практики является кафедра, за которой закреплена подготовка аспирантов по соответствующей научной специальности.

      1.5. Руководителем педагогической практики аспиранта является научный руководитель.

      2. Задачи педагогической практики

      2.1. В процессе прохождения педагогической практики аспиранты должны овладеть основами научно-методической и учебно-методической работы: навыками структурирования и психологически грамотного преобразования научного знания в учебный материал, систематизации учебных и воспитательных задач; методами и приемами составления задач, упражнений, тестов по различным темам, устного и письменного изложения предметного материала, разнообразными образовательными технологиями.

      2.2. В ходе практической деятельности по ведению учебных занятий должны быть сформированы умения постановки учебно-воспитательных целей, выбора типа, вида занятия, использования различных форм организации учебной деятельности студентов; диагностики, контроля и оценки эффективности учебной деятельности.

      2.3. В ходе посещения занятий преподавателей соответствующих дисциплин аспиранты должны ознакомиться с различными способами структурирования и предъявления учебного материала, способами активизации учебной деятельности, особенностями профессиональной риторики, с различными способами и приемами оценки учебной деятельности, со спецификой взаимодействия в системе «студент-преподаватель».

      3. Организационные основы педагогической практики

      3.1. Общий объем аудиторных академических часов педагогической практики одного аспиранта составляет не более 24 часов в одном учебном семестре.

      3.2. Педагогическую практику аспирант проходит после успешной сдачи кандидатского минимума по специальности, утверждения научным руководителем и заведующим кафедрой индивидуального плана прохождения педагогической практики аспиранта.

      3.3. Обеспечение базы для прохождения аспирантом педагогической практики, общее руководство педагогической практикой и научно-методическое консультирование осуществляется научным руководителем аспиранта Научный руководитель аспиранта обязан регулярно контролировать ведение занятий аспирантом и уровень подготовки академической группы по соответствующей дисциплине.

      3.4. За прохождение педагогической практики аспиранту выставляется зачет по итогам: проведенных занятий; по представлению отзыва руководителя практики и отчетной документации, подготовленной аспирантом.

      3.5. Кафедра заблаговременно информирует учебный отдел о проведении семинарских занятий аспирантом, указывая фамилию, имя, отчество аспиранта и его научного руководителя, контактные данные аспиранта, учебную дисциплину, по которой будут вестись занятия аспирантом, объем этих занятий в академических часах, даты проведения занятий аспирантом.

      4. Содержание педагогической практики

      4.1. Для успешного прохождения педагогической практики аспирант должен выполнить следующий минимальный объем учебной нагрузки:

      — разработать индивидуальную учебную программу прохождения педагогической практики;

      -изучить опыт преподавания ведущих преподавателей факультета в ходе посещения учебных семинарских и лекционных занятий по научной дисциплине, смежным наукам;

      — разработать содержание учебных семинарских занятий по предмету;

      — провести не менее трех семинарских занятий по предмету;

      — совместно с научным руководителем участвовать в принятии зачетов и экзаменов по предмету;

      — на основе анализа собственного опыта преподавательской деятельности сформировать предложения по стимулированию творческой активности студентов.

      4.2. Аспирант вправе проводить внутрисеместровую аттестацию, принимать зачеты и экзамены по предмету только совместно с руководителем педагогической практики. Аспирант, который самостоятельно провел в академической группе более 12 часов занятий, обязан присутствовать на зачете или экзамене у данной группы.

      www.law.msu.ru