Полезные статьи

Правовое регулирование гражданства рф

Тема 4. Основы правового положения граждан. Конституционный статус человека и гражданина РФ

2. Конституционно-правовое регулирование гражданства России

Характерным признаком государства является установление института гражданства (подданства). Наличие гражданства влечет за собой многочисленные правовые последствия для данного человека, и в частности — определяет объем прав и свобод, которыми он пользуется в государстве.

Под гражданством в науке конституционного права понимают устойчивую правовую связь физического лица с определенным государством, в силу которой на данное лицо распространяется суверенная государственная власть как в пределах данного государства, так и вне его границ.

Правовая принадлежность человека к тому или иному государству — это юридическое состояние лица, в силу которого оно обладает определенной совокупностью прав и обязанностей, установленных законодательством данного государства и может пользоваться его защитой и покровительством.

Конституция РФ 1993 г. закрепила институт гражданства Российской Федерации, в первой главе, устанавливающей основы конституционного строя. Это указывает на значимость данного института для государства и его граждан.

В ст. 6 Конституции РФ установлено: “1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. 2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации 3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его”.

Кроме этих положений, включенных в основы конституционного строя, нормы института гражданства содержатся и во второй главе, закрепляющей права и свободы человека и гражданина. В ст. 61 Конституции РФ закреплено принципиальное положение о том, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы страны или выдан другому государству. Россия гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

netprava.ru

Российское гражданство: понятие и признаки. Источники правового регулирования гражданства РФ

Гражданство РФ – это устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (ст. 3 ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).

Содержанием гражданства РФявляется совокупность взаимных прав и обязанностей РФ и гражданина РФ.

Юридические признакигражданства РФ: 1) правовой характер связи гражданина и РФ (такой характер связи гражданина и РФ заключается в том, что все отношения между ними должны быть юридически оформлены, а не просто фактически признаны); 2) устойчивость этой связи (данный признак заключается в постоянном характере взаимных прав и обязанностей гражданина и РФ, т. е. гражданство РФ сохраняется за лицом независимо ни от каких обстоятельств с момента приобретения гражданства и до его прекращения).

Основным документом, удостоверяющим наличие у лица гражданства РФ, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица.

В целях подтверждения лицом своей принадлежности к гражданам РФ при выезде за границу он должен получить заграничный паспорт гражданина РФ, визовые документы, а при прохождении воинской обязанности – военный билет и т. д.

РФ гарантируют защиту прав своих граждан, даже если они находятся и постоянно проживают за рубежом.

Гражданство РФ устанавливается Конституцией РФ, а также ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с изменениями от 11 ноября 2003 г.) и другими законами при условии, что они не содержат положений, ограничивающих права и свободы граждан.

Гражданство РФ может возникнуть у лица по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством, либо уже констатируется на основании факта наличия у него в прошлом гражданства СССР.

studopedia.ru

Важнейшей предпосылкой обязанности государства защищать в полном объеме закрепленные в конституции права и свободы личности является гражданство — устойчивая правовая связь лица с данным государством, выра­жающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Со­стояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за рубежом.

В монархических государствах употребляется термин «поддан­ство», который формально устанавливает личную верность мо­нарху, но фактически равнозначен гражданству.

Независимо от формы правления в правовом государстве гражданство означает согласие лица на распространение на него юрисдикции государ­ства, всех обязанностей, установленных конституцией и закона­ми. В то же время граждане обладают в отношении государстваопределенными правами и могут требовать от него защиту своих прав.

Для подавляющего большинства людей в каждой стране уста­новление гражданства не представляет чего-то сложного, так как они являются гражданами данного государства с самого рожде­ния и сохраняют это правовое состояние на протяжении всей жизни. Однако по разным причинам, и прежде всего вследствие межнациональных конфликтов и растущей интернационализа­ции экономики, возникают различные миграционные потоки, т. е. перемещения больших групп людей из одной страны в дру­гую. Такие передвижения — индивидуальные и групповые, рас­пространенные и в РФ, а также браки, за­ключаемые между гражданами различных государств, постоянно порождают проблемы приобретения и изменения гражданства.

В государствах с унитарной формой правления существует единое гражданство, в то время как во многих федеративных го­сударствах лицо считается гражданином союза и одновременно субъекта федерации. На него, следовательно, распространяются не только федеральные законы, но и законодательство данного субъекта федерации. Практическое значение такого положения обусловлено тем, что в федеративных государствах существует разделение компетенции между союзом и субъектами федерации, а кроме того, имеются некоторые различия в правовых нормах между субъектами федерации (например, в сфере действия нало­гового, уголовного, семейного законодательства). Такое положе­ние характерно и для РФ.

В любом государстве проживают люди, правовое положение которых отличается от статуса большинства. Большинство жите­лей всегда являются гражданами данного государства, но значи­тельные группы не имеют гражданства (апатриды) или являются иностранными гражданами. В некоторых государствах признает­ся двойное гражданство — такие лица называются бипатридами . Различия в правовом положении не означают дискриминации неграждан, государство защищает права этой категории жителей, поскольку многие права, как это установлено международным правом, принадлежат человеку независимо от гражданства. Разумеется, в полном объеме государство охраняет права и свободы тех, кто его учредил и несет все обязанности, т. е. своих граждан.

Мировое сообщество единодушно в своем негативном отно­шении к безгражданству, т. е. такому состоянию человека, когда он не является гражданином какого-либо государства. В таком состоянии часто оказываются люди, утрачивающие свое граж­данство, но не приобретающие нового (например, беженцы из районов вооруженных конфликтов). Все государства обязаны способствовать сокращению безгражданства, поощряя приобре­тение гражданства лицами, не имеющими никакого гражданства. Это предписано международной Конвенцией о сокращении безгражданства 1961 г. (вступила в силу 13 декабря 1975 г.), приня­той в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. В этой Конвенции содержится рекомендация государствам пре­доставлять гражданство апатридам и лицам, проживающим на территории государства, если они не были осуждены за соверше­ние тяжких преступлений. Одновременно (1963 г.) Совет Европы принял Конвенцию о сокращении случаев многогражданства, ус­танавливающую, что в определенных случаях лицо, приобретшее новое гражданство, утрачивает старое. Правовой статус апатри­дов регулируется международной Конвенцией о статусе апатри­дов 1951 г. (вступила в силу 6 июня 1960 г.). Следуя этим между­народно-правовым актам, РФ способствует сокращению безгражданства, поощряя приобретение гражданства лицами, не имеющими никакого гражданства.

Весьма частым случаем возникновения безгражданства служит заключение брака между мужчиной и женщиной, имеющими разное гражданство, и рождение у них детей. Немалые трудности возникают также при разводе и связанном с ним разделении имущества.

Во многих странах, в том числе в РФ, пра­вовое положение лиц без гражданства приравнивается к статусу иностранцев. В соответствии с законом Россия поощряет приоб­ретение своего гражданства лицами без гражданства и не препят­ствует приобретению ими гражданства другого государства.

Принципы российского гражданства

В РФ основополагающие принципы граж­данства относятся к числу основ конституционного строя (ст. 6 Конституции). Установлены следующие принципы гражданства:

  1. гражданство является единым и равным независимо от оснований приобретения (ч. 1 ст. 6 Конституции РФ);
  2. гражданин не может быть лишен своего гражданства или права изменить его (ч. 3 ст. 6 Конституции РФ);
  3. граж­данин России не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому государству(ст. 61 Конституции РФ);
  4. РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровитель­ство за ее пределами (ст. 61 Конституции РФ);
  5. проживание гражданина РФ за пределами РФ не прекращает его гражданства РФ (ст. 4 ФЗ «О гражданстве РФ»);
  6. РФ поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ (ст. 4 ФЗ «О гражданстве РФ»).
  7. Следовательно, теперь не может быть речи о высылке нежела­тельного для властей гражданина. Более того, никакие органы не вправе не принять в страну ее гражданина, находящегося за рубежом и желающего вернуться на Родину.

    Невыдача гражданина России, совершившего преступление на территории и по законам другого государства, не означает, что данное лицо освобождается от ответственности. РФ, как это предусматривается в международных договорах о правовой помощи, обязана судить такое лицо по своим зако­нам и информировать об этом заинтересованную сторону. Что же касается выдачи (экстрадиции) иностранного гражданина его го­сударству, то это возможно также при наличии договора между двумя государствами или по решению компетентных российских органов как проявление доброй воли.

    Гражданам РФ, находящимся за пределами РФ, предоставляются защита и покровительство РФ. Органы государственной власти, дипломатические представительства и консульские учреждения, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содейство­вать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нор­мами международного права, международными договорами РФ, законами и правилами государств прожива­ния или пребывания граждан РФ, а также возможность защи­щать свои права и охраняемые законом интересы.

    Правовое регулирование российского гражданства

    Вопросы гражданства в РФ регулируются Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

    Гражданство РФ, согласно ч. 1 ст. 5 Конституции, является единым. Об этом снова напоминает п. «в» ст. 71 Конституции, который отно­сит гражданство в РФ к ведению РФ.

    Договором о создании Союзного государства России и Бело­руссии от 8 декабря 1999г. установлено, что граждане этих госу­дарств являются одновременно гражданами Союзного государст­ва (ст. 14). Однако до принятия союзного нормативно-правового акта правовое положение граждан регулируется национальными нормативно-правовыми актами и соглашениями.

    Закон о гражданстве регулирует широкий комплекс вопросов, связанных с гражданством, и прежде всего условия приобретения и прекращения гражданства РФ. В нем за­креплены полномочия государственных органов, ведающих дела­ми о гражданстве, регламентируется производство по делам о гражданстве. Закон устанавливает также порядок исполнения и обжалования решений по делам о гражданстве.

    Двойное гражданство

    Такое правовое состояние возможно, когда, например, жен­щина выходит замуж за иностранца, а по законам его государства жена обязана принять гражданство мужа. В таком же состоянии находится ребенок, родители которого имеют разное гражданст­во. Частыми стали случаи, когда русскоязычные граждане ряда государств СНГ желают одновременно состоять в гражданстве России.

    Пребывание в двойном гражданстве расширяет не только пра­ва, но и обязанности гражданина. Он должен платить налоги двум государствам (если двойное налогообложение не исключа­ется двусторонним соглашением), в каждом из них нести воин­скую службу, лишается права занимать некоторые должности (судья, адвокат). Ни одно государство, признающее двойное гра­жданство, не делает каких-либо послаблений таким лицам в от­ношении их гражданских обязанностей.

    Конституция РФ допускает для своих граждан право иметь также гражданство иностранного государства, т. е. двойное граж­данство, но только в соответствии с федеральным законом или международным договором. Следовательно, и иностранный гра­жданин может иметь одновременно российское гражданство на основе соответствующего международного договора (между дан­ным государством и РФ). Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекра­щение гражданства РФ.

    Конституция ясно указывает, что приобретение граждани­ном РФ иного гражданства не меняет его правового статуса как гражданина России. За ним сохраняются все права и свободы, и он не освобождается от обязанностей, вытекающих из россий­ского гражданства. Однако в этом же тексте (ч. 2 ст. 62) допуска­ются отступления от этого общего правила в соответствии с фе­деральным законом или международным договором РФ. Но пока таких законодательных норм или договор­ной практики нет.

    Гражданство и брак

    Заключение брака между мужчиной и женщиной, имеющими разное гражданство, может породить для них и их детей извест­ные трудности. Значительные трудности возникают также при разводе и связанном с ним разделении имущества. Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г. в целях защиты интере­сов женщин предусматривает, что заключение или расторжение брака с иностранцем, как и перемена гражданства мужем во вре­мя существования брачного союза, не должны автоматически от­ражаться на гражданстве жены.

    Для современной России данные нормы весьма актуальны. Если в СССР долгое время браки с иностранцами были просто запрещены, то с переходом к демократии и в связи с растущими связями между людьми разных стран они становятся все более распространенными. В связи с этим Федеральный закон «О гра­жданстве РФ» ( ст. 8 ) закрепил три важные нормы:

      1. Заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц.
      2. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга.
      3. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей.

      На защиту интересов детей направлены положения Закона на случай изменения родителями своего гражданства. Установлено общее правило: гражданство ребенка при приобретении или пре­кращении гражданства РФ одним из его родителей либо обоими его родителями сохраняется или изменяет­ся в соответствии с рассматриваемым Законом. Для приобрете­ния или прекращения гражданства ребенком в возрасте от 14 до 18 лет необходимо его согласие. Гражданство ребенка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства РФ он станет лицом без гражданства. Граж­данство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав. В случае изменения гражданства ребенка не требуется согласие его родителей, ли­шенных родительских прав.

      Ряд норм гарантирует право на гражданство детей по усынов­лению, при опеке и попечительстве.

      jurkom74.ru

      Правовое регулирование гражданства рф

      по рождению (действует и «принцип крови», и «принцип почвы);

      в порядке приема в гражданство (в общем или упрощенном порядке);

      в порядке восстановления в гражданстве.

      Статус иностранных граждан в РФ регулируется Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» 11 и Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» 12 и другие.

      Основным подзаконным актом, регулирующим вопросы гражданства, является принятый во исполнение Федерального закона «О гражданстве РФ» Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» 13 , в котором содержатся, помимо процессуальных норм по вопросам гражданства, бланки заявлений о приеме в гражданство РФ и о выходе из гражданства РФ.

      В рамках подзаконно-правового регулирования статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, регулирующих их право на приобретение гражданства РФ, являются такие акты, как постановления Правительства Российской Федерации, приказы Федеральной Миграционной Службы РФ.

      При этом внутригосударственные правовые нормы, на основании ч. 4 ст. 15 Конституции РФ не должны противоречить международно-правовым актам, действующим в сфере вопросов гражданства. К таким актам, прежде всего, относится Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г., устанавливающей основные правила взаимоотношений ратифицировавших данную конвенцию государств в сфере взаимоотношений с иностранными гражданами.

      Таким образом, объем правового регулирования вопросов приобретения гражданства РФ достаточно большой, при этом значительную часть вопросов приобретения гражданства регулируют подзаконные акты, содержащие процессуальные нормы во исполнение материальных, закрепленных в Конституции и федеральных закона. Законы субъектов РФ не могут устанавливать дополнительные правила в сфере гражданства, т.к. вопросы гражданства РФ отнесены к предметам исключительного ведения Российской Федерации 14 .

      Институт гражданства – не статичный правовой институт, правовые нормы постоянно изменяются в связи с неизолированностью Российской Федерации в международно-правовом пространстве. Эффективность существующих правовых норм зависит не только от их технической составляющей, но и от уровня дипломатических взаимоотношений с иностранными государствами.

      Современное состояние общества как находящееся внутри глобализационного процесса отражается не только на формировании международно-правовых норм, которые ратифицируют государства. Приоритет международных норм и правил регулирования отношений приводит к унификации внутригосударственного законодательства. Тем не менее, единых «мировых» правил приобретения гражданства, скорее всего, в ближайшем будущем ожидать не стоит, т.к. каждое государство действует в рамках собственных исторических и культурных традиций, складывающихся на протяжении длительного времени. Уничтожение таких традиций приведет к гораздо более негативным последствиям, чем существующие коллизии правовых норм, регулирующих статус гражданства.

      studfiles.net

      Правовое регулирование гражданства

      (Гл. 4)

      Неотъемлемым элементом правового статуса личности является гражданство. Граждане той или иной страны, как правило, являются ее жителями, а большинство жителей — гражданами. В рамках демократического общества проживание в стране и ее гражданство должны приблизительно совпадать.

      Гражданство — это правовой институт, благодаря которому лицо включается в конкретную связь с деятельностью государства, участвуя в ней. Статус гражданина наделяет его демократическими правами, которые могут быть использованы им с целью изменения своего материального положения. Это так называемое активное гражданствоимеет две соперничающие \\модели: либеральную и республиканскую.

      Гражданство, как известно, относится к атрибутивным признакам государства. Оно реализуется в системном единстве национального и международного правовых институтов, причем последний из них устанавливает лишь общие подходы и правила по поводу гражданства.

      Наиболее полно характеризует гражданство определение его как устойчивой правовой связи человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.Анализ приведенного определения позволяет рассматривать гражданство как:

      — основу правового статуса личности;

      — правоотношение;

      — конституционно-правовой институт.

      Гражданство составляет основу правового статуса личности; им опосредуется система политических прав, позволяющая гражданину участвовать в управлении делами государства. Поскольку в структуру статуса личности входят права, их политическая разновидность является значимой. Гражданство обусловливает и обязанности — элемент статуса личности (например, защита Отечества, несение военной службы).

      Субъектами гражданства как правоотношения выступают человек и государство. Согласно теоретическим канонам участники правоотношений имеют субъективные права и юридические обязанности, что и отражено в определении гражданства.

      Конституционно-правовой институт гражданства можно определить как совокупность норм, регулирующих узкооднотипные отношения, в частности отношения по поводу гражданства. Институт российского гражданства включает нормы международного права (например, ст. 15 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.), нормы национального законодательства (Конституцию РФ, Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» ). Аналогично урегулированы отношения гражданства (подданства — в монархиях) и в других странах.

      Некорректно определять гражданство с позиции правовой принадлежности лица к государству. Во-первых, «принадлежность» носит вещный характер, что недопустимо по отношению к личности. Во-вторых, это противоречит принципу приоритета человека, его прав и свобод.

      В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» гражданство определяется как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, которая выражается в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

      Гражданами Российской Федерации являются лица:

      — имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу указанного Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»;

      — которые, согласно положениям ст. 5 названного Федерального закона, приобрели гражданствоРоссийской Федерации в соответствии с данным Федеральным законом.

      В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспортгражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица.

      Гражданство как государственно-правовой институт строится на системе принципов, позволяющих отразить общую позицию государства в отношении своих граждан. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» устанавливает, что принципы гражданства и правила, регулирующие вопросы российского гражданства, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

      Положениями Федерального закона установлены следующие принципы гражданства:

      единство гражданства Российской Федерации (ст. 4) означает, что ни один из субъектов Федерации, включая и республики, которые в ст. 5 Конституции РФ именуются государствами, не вправе устанавливать свое гражданство. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в его Определении от 6 декабря 2001 г. N 250-О «По запросу Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан о толковании ряда положений статей 5, 11, 71, 72, 73, 76, 77 и 78 Конституции Российской Федерации», Конституция РФ ни в ст. 6, устанавливающей принцип единого гражданства Российской Федерации, ни в статьях о статусе субъектов РФ, о предметах совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов не предусматривает гражданство республик либо других субъектов Федерации и их правомочия в этой области. Более того, ст. 71 Конституции РФ (п. «в») относит гражданство в Российской Федерации к исключительному ведению Российской Федерации, что во взаимосвязи со ст. 76 (ч. 1) означает регламентирование института гражданства только федеральным законом, имеющим прямое действие на всей территории Российской Федерации;

      равенство гражданства, т.е. каждый российский гражданин обладает одинаковым правовым статусом независимо от оснований приобретения гражданства Российской Федерации (ст. 4 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»);

      устойчивость гражданства характеризует его как независимое от территориально-географических факторов, т.е. пересечение государственной границы и длительное проживание за пределами Российской Федерации не влечет за собой прекращение отношений гражданства (ст. 4 Закона);

      неотчуждаемость гражданства означает недопустимость лишения российского гражданства по инициативе государства и его органов, что предопределено упразднением определяющей политической характеристики отношений гражданства (ст. 4 Закона);

      недопустимость выдачи российских граждан иностранному государству (ст. 4 Закона);

      недопустимость высылки граждан Российской Федерации за ее пределы в качестве административного, уголовного или любого иного наказания (ст. 4 Закона);

      добровольность гражданства означает право каждого человека на гражданство и на его изменение (ст. 4 Закона). В соответствии со ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., «каждый человек имеет право на гражданство». Речь идет о том, что если у человека есть гражданство, то тем самым его право реализовано. Человек, не имеющий гражданства, может его получить по своему ходатайству. Гражданин, не желающий оставаться в гражданстве, вправе его прекратить. Вместе с тем выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом; привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его вступил в законную силу и подлежит исполнению обвинительный приговор суда; не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения (ст. 20 Закона);

      поощрение приобретения российского гражданства лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации (ст. 4 Закона);

      признание двойного гражданства означает допустимость иметь гражданство иностранного государства гражданину Российской Федерации. Приобретение российским гражданином гражданства иностранного государства не влечет за собой прекращение российского гражданства (ст. 6 Закона);

      покровительство и защита российских граждан за границей характеризует транстерриториальность связи между гражданином и государством гражданина. Покровительство и защита могут рассматриваться в качестве статичной и динамичной правовой модели обязанности государства обеспечивать своим гражданам, находящимся за границей, возможность для самореализации. Если покровительство представляет собой материальное право, то защита — процессуальное. Покровительство выражается в наличии внутригосударственных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в означенной сфере (ст. 7 Закона);

      недопустимость автоматического изменения гражданства при заключении или расторжении брака (ст. 8 Закона).

      Установленная Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» система принципов этого важного конституционно-правового института обусловливает стабильность статуса российского гражданина, его защищенность от дискреционных действий чиновников, реализующих государственно-властные полномочия в сфере гражданства.

      studopedia.org