Полезные статьи

Правило этикета за столом сообщение

Оглавление:

10 промахов в этикете, которые выдадут в тебе простушку

Директор Австрийской высшей школы этикета Марии Буше рассказала Woman’s Day, на что следует обратить внимание каждой девушке, чтобы выглядеть как настоящая леди.

1. Речь.

Ваша речь может сказать о вас намного больше, нежели одежда. Элегантная женщина всегда использует нейтральное по смыслу и эмоциональной «нагрузке» слово. Например, она заменит слово «туалет» на «дамская комната» или «уборная». «Спасибо» можно заменить на слово «благодарю».

2. Осанка.

Ваша спина – это цена элегантности. Из внешних атрибутов вернее всего прячет годы хорошая осанка. Женщина, которой хватило мужества, терпения и трудолюбия сохранить спину прямой, не состарится никогда.

3. Походка.

Говорят, что гардеробщица с тридцатилетним стажем может определить, есть у человека петелька или нет. Так и по походке можно с легкостью многое сказать о женщине, идущей впереди.

4. Внешний вид.

Элегантная зрелая женщина всегда одевается относительно своего возраста, фигуры, времени года и дресс-кода. Предположим, если исходные данные были: 45 лет, зима и 52-й размер, то не стоит надевать короткую джинсовую юбку с футболкой «I will always be young», платье в пайетках на бретельках с умопомрачительными босоножками, и все это на размер меньше…

5. Ум.

Ум – это такая же мышца, которую надо постоянно качать. Но при этом нужно знать главное правило ведения светской беседы: не умничать, не показывать свои широкие познания и любым способом избегать конфликтной ситуации.

6. Привычки.

Привычки могут за секунду разрушить ваш элегантный образ и выдать в вас простушку. А именно, такие привычки, как чесать голову, поправлять колготки или бретельку бюстгальтера, пользоваться зубочисткой за столом и т. д.

7. За столом.

Есть такая поговорка: «Пообедай со мной за одним столом, и я скажу, кто ты». Знание столового и светского этикета показывает ваш статус, воспитанность и происхождение. Важно уметь пользоваться столовыми приборами и, как минимум, знать, как класть нож и вилку в знак «пауза» и «я закончил трапезу».

8. Знание видов дресс-кода.

Если получили приглашение, в котором написан дресс-код Black tie, это не значит, что непременно нужно надеть черное платье, чтобы оправдать слово Black. Данный дресс-код предполагает длинное вечернее платье в пол любого цвета, клатч, туфли, вечерний макияж и прическу.

9. Скромность.

Элегантная женщина знает, что при представлении людей высокого статуса ударение делается на его хобби, интересы и таланты. Например, представляя друзьям директора банка, не говорите о его должности, а просто представьте его как старого друга и коллекционера редких книг.

10. Жесты.

Элегантная женщина никогда не суетится и не производит впечатление белки в колесе. Вы не увидите ее перепрыгивающей через ступеньки и подбирающей выпавшие предметы из сумки, выжимающей пакетик чая на ложке и сидящей нога на ногу при людях старше ее на поколение. Ее любимая мантра: «Прекрасное должно быть величавым, прекрасное не терпит суеты».

www.wday.ru

Внеурочная деятельность. Общекультурное направление 1-4 класс

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный стандарт второго поколения, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.

Данная образовательная программа была составлена на основе программы А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по направлению «Общекультурное».

освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;

предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;

научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;

прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.

Данная программа позволяет учащимся 1-4 классов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.

Программа состоит из 4 разделов:

1. Этика общения

Этические нормы отношений с окружающими

Этика отношений в коллективе

Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами . Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.

Формы и виды деятельности

сюжетно — ролевые игры;

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

В процессе освоения материалов ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации),

развитие их эмоционального восприятия.

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие

поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и правакаждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися

организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему. Как. », которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.

Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете.

Планируемые результаты освоения учащимися

программы внеурочной деятельности

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.

Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Третий уровень результатов — получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Для его достижения необходимо:

сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты :

начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Формы учета оценки планируемых результатов

отношения к жизненным ценностям;

нравственной мотивации. (Приложение 1)

Анкетирование учащихся и родителей (Приложение2)

Раздел 1. Этика общения (2 часа)

Цель : привитие учащимся знания и навыки культуры поведения, общения с людьми.

Задачи : 1.Включить детей в осмысление простых этических понятий.

2.Потренировать учащихся в применении полученных знаний в типичных ситуациях повседневной жизни и общения.

Вежливость, уважение, доброжелательность, общительность, трудолюбие, доброе дело, поступок, добрые отношения(добро), недоброе дело, недобрые отношения (зло).

Тема 1. Ежели вы вежливы.

Разговор о вежливости. Игра «Вежливо — невежливо». Анализ поступков. Небольшие сценки-загадки. Мексиканская сказка «Вежливый кролик». Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк».

Тема 2. Когда идёшь по улице .

Правила поведения на улице. Беседа об уважении. Разыгрывание сценок. Золотое правило этики. Применение правила.

Раздел 2. Этикет (2 часа)

Цель: знакомство детей с понятием ЭТИКЕТ, выработка практических навыков поведения за столом и в общественных местах.

Задачи: 1.Включить детей в работу по усвоению простых правил этикета.

2.Организовать игры и упражнения, помогающие овладению детьми правилами этикета.

Понятия , которые должны усвоить дети.

Этикет, внимательность , предупредительность, воспитанность.

Тема 1. Простые правила этикета.

Беседа. Решение задач по культуре поведения. Из истории правил этикета.

Тема 2. Повседневный этикет.

Разбор ситуаций. Стихотворение С.Михалкова «Одна рифма». А.Барто «Почему телефон занят». Ответы на вопросы. Игра «Можно — нельзя».

Раздел 3. Этика отношений с окружающими (2 часа)

Цель: включение учащихся в осмысление принципов отношений к окружающим, основанных на доброжелательности и уважении другого человека.

Задачи :1.Приучить учащихся к нормам гуманистических отношений к окружающим.

2. С помощью игровых предметов и тренировочных заданий творческого характера помочь учащимся в овладении навыками гуманистических отношений к окружающим.

Понятия, которые должны усвоить дети.

Понимание, внимательность, чуткость, доверие, благодарность, дарить радость, настроение, эмоция.

Тема 1. Путешествие в волшебную сказку.

Игра с доброй феей. Игра с пословицами. Золотое правило этикета.

Тема 2. Любимый уголок родной природы.

Карта мест отдыха. Стихотворения о Родине. Песня «С чего начинается Родина?». Рисунки о любимом месте.

Этика отношений в коллективе (2 часа)

Цель: включение детей в осознание гуманистических принципов отношений друг к другу.

Задачи: 1.Приобщить учащихся к нравственным нормам взаимоотношений в коллективе.

2. Формировать опыт нравственных взаимоотношений детей в коллективе.

Тема 1. Если радость на всех одна.

Правила для всех. «Уважая человека, уважаешь себя».

Тема 2. Мой класс – мои друзья.

Работа на листочках «За что наказали» и «За что поощрили».

Этика общения. 2ч.

Если вы вежливы

Когда идёшь по улице

Ролевые игры. Практическое занятие на улицах села.

Простые правила этикета

Беседа. Решение задач

Ответы на вопросы. Игра

Путешествие в волшебную сказку

Познавательная беседа. Игра. Конкурсы.

Любимый уголок родной Отчизны

Если радость на всех одна

Познавательная беседа. Игра. Работа в группах.

Мой класс – мои друзья

Познавательная беседа. Игра.

Цель: развитие у учащихся знания о нормах воспитанности, совершенствование навыков культуры поведения, общения с людьми.

Задачи: 1.Расширить этический кругозор учащихся.

Понятия, которые должны углубить и расширить учащиеся:

вежливость, её оттенки в повседневной жизни; внимательность, снисходительность, доброжелательность, заботливость;

знание противоположных понятий: жадность-щедрость, зависть- расположенность, грубость- не6жность, дерзость- предупредительность, жестокость- сочувствие и т. д.;

этические компоненты словосочетаний: добрый поступок, этичность в общении.

Тема 1. Подумай о других.

Беседа о добре, о добрых поступках. Чтение отрывка из сказки Волкова «Волшебник Изумрудного города». Раскрытие правила «Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе».

Тема 2. Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

Выставка значков для школы вежливости. Разговор о доброжелательности и равноправии в отношениях. Заучивание волшебного правила: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».

2.Разнообразить практические формы работы с учащимися по усвоению этикета, его норм.

Понятия, которые должны усвоить дети:

Этикетные нормы поведения. Речевой этикет. Повседневный этикет. Хорошие манеры.

Тема 1. По правилам этикета.

Беседа: «Что такое этикет?» Путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач по культуре поведения. Объяснение пословицы: «Уважая человека – уважаешь себя».

Тема 2. Приглашение к столу .

Путешествие в страну Этикета. Практическое занятие за столом. Разыгрывание сценок, где действующие лица сказочные герои. Игра «Концерт для именинников».

Раздел 3. Этика отношений с окружающими (2 ч.)

Цель: расширение понятийного аппараа в области этики человеческих отношений; совершенствованиеь опыт поведения и проявления доброжелательности к окружающим людям, гуманизма.

1.Расширить этический кругозор в логике этики отношений учащихся.

Тема 1. Подари другому радость.

Игровая программа «Хоровод вокруг елки». Составление предложения «Подари другому радость». Беседа на тему: «Кому и как мы можем дарить радость».

Тема 2. Со взрослыми и сверстниками.

Фотогаллерея «Мой самый лучший друг». Беседа «Кого я могу назвать своим лучшим другом». Советы-пословицы о добре. Добрый совет другу.

Цель: расширение и углубление понятия коллективизма, формирование опыт коллективных отношений, создать условия для применения накопленных знаний.

2.Обогащать понятийный аппарат младших школьников.

Понятия, которые должны усвоить дети:

Коллектив, коллективизм, товарищество, дружба, симпатия, уважение, единомышленник, рыцарь.

Тема 1. Советуем друг другу.

Игра. Разговор с волшебным зеркальцем: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Что мне посоветуют ребята в классе?»

Тема 2. Общее и особенное для мальчиков и девочек .

Сбор советов для мальчиков и для девочек. Составление требований к классному коллективу. Выбор ответственных за выполнение этих советов.

Этика общения. 7ч.

Подумай о других

Познавательная беседа. Чтение отрывка из сказки. Инсценирование.

Чего в другом не любишь, того и сам не делай

По правилам этикета

Беседа. Путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач. Инсценирование.

Приглашение к столу.

Практическое занятие. Разыгрывание ситуаций. Игра.

Этические нормы отношений с окружающими. 9ч.

Подари другому радость

Со взрослыми и сверстниками

Познавательная беседа. Игра. Работа с пословицами.

Этика отношений в коллективе. 10 ч.

Советуем друг другу

Познавательная беседа. Просмотр отрывка сказки.

Общее и особенное для мальчиков и девочек

Цель: развитие у учащихся знания о нормах воспитанности, совершенствовать навыки культуры поведения, общения с людьми.

2.Активизировать практику общения , применения этических норм поведения.

Раздел 1. Этика общения (2 ч.)

Тема 1. Здравствуйте все!

«Здравствуйте!» Что означает это слово? Это проявление доброжелательного отношения к каждому. Это значит начать встречу с доброжелательности, с улыбки.

Тема 2. Любим добрые поступки.

Учимся видеть добрые поступки вокруг. Разучивание песни кота Леопольда о добрых делах. Соединение добрых слов и добрых поступков в единую цепочку.

Тема 1. Школьные правила этикета.

Разыгрывание сценок поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение в столовой, на уроке. Дети импровизируют ситуации.

Тема 2. Когда рядом много людей.

Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: на улице, в магазине, в транспорте, в театре, в музее, в библиотеке.

Раздел 3. Этика отношений с окружающими (2ч.)

Цель: расширение понятийного аппарата в области этики человеческих отношений; совершенствование опыта поведения и проявления доброжелательности к окружающим людям, гуманизма.

2.Совершенствовать практику этического поведения учащихся в отношениях к людям, природе, окружающей действительности.

Тема 1. Душа – это наше творение.

Рисование любимого сказочного героя, наделенными теми качествами, какими хочет обладать ребенок. Обсуждение ситуаций: «Я плачу, когда …», «Я смеюсь, когда …», «Я радуюсь, когда …»

Тема 2. Отворите волшебные двери добра и доверия.

Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться одиноким, добро украшает мир, делает его разнообразнее. Волшебные двери сердца – двери добра и доверия.

Этика отношений в коллективе (2 ч.)

Цель: расширение и углубиление понятия коллективизма, формирование опыт коллективных отношений, создание условий для применения накопленных знаний.

1.Совершенствовать знания учащихся в области коллективных отношений.

Тема 1. Чтобы быть коллективом.

Постановка задачи: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает свой путь, каждый сам себе дает задание в этом пути. И радость тоже общая.

Тема 2. Коллектив начинается с меня .

Как жить в коллективе, будучи очень разными? Что считать хорошим в коллективе, что плохим? Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу. Качества, которыми надо обладать, чтобы: считаться твоим другом; заслужить твое уважение; вызвать симпатию.

Познавательная беседа. Игра

Любим добрые поступки

Школьные правила этикета

Работа с картинками. Сценки-миниатюры

Когда рядом много людей

Познавательная беседа. Игра. Путешествие по городу.

Этические нормы отношений с окружающими. 2ч.

Душа – это наше творение

Познавательная беседа. Игра. Рисование сказочных героев.

Отворите волшебные двери добра и доверия

Этика отношений в коллективе. 2 ч.

Чтобы быть коллективом

Коллектив начинается с меня

Содержание программы «Путешествие по стране Этикета»

Раздел 1. Этика общения (4 ч.)

Цель: совершенствование навыков культуры поведения, общения с людьми.

Тема 1. Оглянись внимательно вокруг.

Решение нескольких педагогических задач, в которых рассматриваются качества людей: гордость, скромность, достоинство. Вывод: в проявлениях человека, его поведении проступают нравственные качества характера, то есть различные формы поведения, поступки характеризуют человека кК личность.

Тема 2. Умение быть самим собой.

Совесть воспитать трудно. А обманывать легко. Тем упорнее необходимо бороться за чистоту этого важнейшего свойства души.

Тема 3. Что достойно гражданина.

Рассматривание понятий гражданин, гражданственность, гражданская активность. Определение своей роли в жизни школы, класса, в любом действовании во имя блага или радости других – шаг гражданина.

Тема 4. Даже будни может труд сделать праздничными днями .

Труд воспитывает человека, а плоды его труда украшают жизнь. Не случайно говорят: «Где нет труда, сады там не цветут». Труд – это не только физическая работа. Трудиться приходится карандашом над книгой… воспитание себя – тоже труд.

Цель: расширение знания о понятии «этикет» и его содержании.

Задачи: 1. Углубить и разнообразить сферу применения правил этикета в повседневной жизни.

Тема 1. Твой стиль поведения .

Разобраться, что же должно и что не должно быть свойственно стилю поведения воспитанного человека. Работа с пословицами. Придумывание системы отношений в коллективе.

Тема 2. Когда какое слово молвить.

Умение разговаривать – искусство весьма не простое. Каждый человек несет ответственность за произнесенное слово. Бестактное слово – угроза здоровью, так как оно больно ранит, угроза мирным отношениям, начало взаимных обид и ссор.

Тема 3. За общим столом.

Обсуждение необходимости сервировки праздничного стола, умения вести себя за столом. Организация стола общими усилиями. Закрепление навыков этикета.

Тема 4. Доброта и доброжелательность.

Доброта – глубокое и широкое понятие – чуткость, отзывчивость, деликатность по отношению к другим людям, а доброжелательность – составная часть доброты.

Раздел 3. Этика отношений с окружающими (4 ч.)

Цель: совершенствование опыта поведения и проявления доброжелательности к окружающим людям, гуманизма.

Тема 1. «Поспешай делать добро». (народная мудрость)

Игровые моменты. Ролевые игры. Изречения, пословицы на тему добра. Назначение человека – творить добро. Призыв: «Люди Земли, мыслите, думайте, творите Добро!»

Тема 2. «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» (Л.Н. Толстой)

Жизнь предлагает разные ситуации, и очень важно думать, как поступить. Суметь защитить свое человеческое достоинство. Противостоять злу, несправедливости, наказать зло – добрый поступок, требующий большого мужества. Необходимо защищать доброе и в себе, и в других. Решительно давать отпор злу.

Тема 3. Праздник благодарности.

Участие каждого в празднике, внесение своих предложений.

Тема 4. Добрыми делами славен человек.

Работа с изречениями. Для осмысления себя – анкета с целью увидеть и откликнуться на хорошее, остановиться, подумать, чтобы знать, куда и как двигаться дальше.

Этика отношений в коллективе (5 часов)

Цель: формирование опыт коллективных отношений, создание условия для применения накопленных знаний.

Тема 1. Присмотритесь друг к другу .

На базе сказки об охотнике прийти к выводу. Что вместе, в коллективе, где один за всех и все за одного – надежно, радостно, легко.

Стремление к тому, чтобы товарищество, солидарность, единство, общность интересов, общие дела легли в основу отношений в детском коллективе.

Тема 3. О дружбе мальчиков и девочек.

Разговор о нормах этического отношения мальчиков и девочек. Работа с таблицей требований к мальчикам и девочкам. Каждый аргументирует свое согласие или несогласие с пунктами таблицы.

Тема 4. «Скажи себе сам».

Написать пять нравственных качеств, важных для человека. Напротив каждого – собственная оценка себя. Ролевые игры.

Тема 5. Храни достоинство свое повсюду, человек!

Разговор за круглым столом. Обмен мнениями, суждениями, знаниями в поисках общего решения проблемы. Достойный человек не тот, у кого нет недостатков. А тот, у кого есть достоинство. Наметить путь достижения и обретения своего достоинства.

Этика общения. 4ч.

Оглянись внимательно вокруг

Познавательная беседа. Решение педагогических задач.

Умение быть самим собой

Что достойно гражданина

Игра. Познавательная беседа.

Даже будни может труд сделать праздничными днями

Работа с пословицами.

Твой стиль поведения

Познавательная беседа. Работа с пословицами. Игра

Когда какое слово молвить

За общим столом

Доброта и доброжелательность

Этические нормы отношений с окружающими. 4ч.

«Поспешай делать добро» (народная мудрость)

Познавательная беседа. Ролевые игры. Подарок первоклассникам.

«Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» (Л.Н. Толстой)

Добрыми делами славен человек

Этика отношений в коллективе. 5 ч.

Присмотритесь друг к другу

Путешествие в сказку. Игра

О дружбе мальчиков и девочек

Познавательная беседа. Работа с таблицей требований.

Познавательная беседа. Ролевые игры.

Храни достоинство свое повсюду, человек!

Разговор за круглым столом

Диагностика нравственной воспитанности
Методика №1: диагностика нравственной самооценки.

Инструкция:
Учитель обращается к ученикам со следующими словами: «Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е балла; если вы больше согласны, чем не согласны — оцените ответ в 3-й балла; если вы немножко согласны — оцените ответ в 2-а балла; если вы совсем не согласны — оцените ответ в 1 -н балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное мной высказывание». Пример: 1. — 3; 2. — 4 и т.д.

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

8. Мне приятно делать людям радость.

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла — 2 единицы,

в 2 балла — 3 единицы, в 1 балл — 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом.
Например, 4 балла — это 4 единицы, 3 балла — 3 единицы и т.д.

От 34 до 40 единиц — высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц — средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц — нравственная самооценка находится на уровне ниже

От 10 до 15 единиц — низкий уровень нравственной самооценки.

Методика №2: Диагностика этики поведения .

Инструкция:
Учитель объявляет детям: «Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо».

Текст:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я.

2. Если кто-то надо мной смеется, то я.

3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я.

4. Когда меня постоянно перебивают, то я.

5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я.

Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям .

Инструкция:
«Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть» Список учитель заранее выписывает на доске.

1. Быть человеком, которого любят.

2. Иметь много денег.

3. Иметь самый современный компьютер.

4. Иметь верного друга.

5. Мне важно здоровье родителей.

6. Иметь возможность многими командовать.

7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8. Иметь доброе сердце.

9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов — высокий уровень.

4-е, 3-й — средний уровень.

2-а — ниже среднего уровня.

0-1 — низкий уровень.

Методика №4: Диагностика нравственной мотивации .

Инструкция:
«Я прочитаю вам 4 вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один»

Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я.

A) Пытаюсь ему помочь.

Б) Думаю о том, что могло произойти.

В) Не обращаю внимания.

2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит,

что у него нет такой игры.

A) Я скажу ему, чтобы он не приставал.

Б) Отвечу, что не могу ему помочь.

В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.

3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.

А) Я не обращу внимания.

Б) Скажу, что он размазня.

В) Объясню, что нет ничего страшного.

Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:

A) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.

Б) Обижусь в ответ.

В) Докажу ему, что он не прав.

Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником. 4 бала — высокий уровень 2, 3 бала — средний уровень, 1 бал — низкий уровень

Какие качества твоего характера родителям нравятся?

За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?

Как тебя поощряют, за что?

Как тебя наказывают, за что?

Какие качества твоего характера родителям не нравятся?

Что ты любишь делать? Твое любимое занятие?

Доверяешь ли ты свои секреты родителям?

Стараешься ли контролировать свое поведение?

Каких поощрений ждешь от родителей?

Как бы тебе хотелось проводить вечера в семье?

Хватает ли тебе общения с родителями?

Знакомы ли твои родители с твоими друзьями?

Как думаешь, за какие качества характера тебя можно уважать?

С какими качествами твоего характера тебе стоит расстаться?

Чем ваш ребенок занимается в свободное время?

Какие игры предпочитает?

Какие виды развлечений больше любит?

С кем чаще играет?

Как ведет себя в детском коллективе? (активен, пассивен, застенчив, агрессивен и т.д.)

Какие обязанности имеет дома?

Кто в семье непосредственно занят воспитанием ребенка: отец, мать, бабушка, дедушка, тетя, дядя, старший брат, сестра?

Где чаще всего совместно с ребенком проводите досуг: дома, на прогулке, в театре, кино, у телевизора, у компьютера?

Знаете ли вы друзей своего ребенка, их родителей?

Приходят ли к вам в гости приятели ребенка?

Что вас затрудняет в воспитании ребенка?

Какие методы воспитания предпочитаете? (уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и т.д.)

В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?

Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?

Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?

Поставить себя на место ребенка?

Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?

Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

Всегда воздержаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

Пообещать ребенку исполнить его желания за хорошее поведение?

Выделить ребенку день, когда он может делать, что хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?

Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул, незаслуженно обидел другого ребенка?

Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?

могу и всегда так поступаю – 3 балла;

могу, но не всегда так поступаю – 2 балла;

не могу – 1 балл.

От 30 до 39 баллов – вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.

От 16 до 30 баллов – ваш метод воспитания – кнут и пряник.

Менее 16 баллов – у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.

Как думаете, чего ждет ваш ребенок от семьи, в которой живет?

А) хорошей организации быта;

Б) радости общения;

В) покоя и защищенности.

Что более всего заботит вас в семье?

А) здоровье детей;

Б) хорошая учеба;

В) трудовое участие детей в жизни семьи;

Г) настроение детей и причины его изменения.

Одинок ли ваш ребенок в семье?

Как думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую?

Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребенка наиболее значимой?

А) быть материально обеспеченным человеком;

Б) иметь много друзей.

Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?

Есть ли у вашего ребенка секреты от семьи?

Что для вашего ребенка вечер дома?

А) радость общения;

Б) возможность быть самим собой;

В) мучения и пытка.

Какие положительные качества вы хотите воспитать у вашего ребенка

За что хвалите, за что наказываете?

Как поощряете? Как наказываете?

Какие качества характера ребенка вам не нравятся?

КАК ЕДЯТ ФРУКТЫ.

АНАНАС. Подают нарезанными ломтиками с кожурой. Едят с помощью десертной вилки и ножа, вырезая треугольнички.

АРБУЗ и ДЫНЯ. Подают разрезанными на ломти. Мякоть едят чайной ложкой или с помощью десертной вилки и ножа.

АПЕЛЬСИН. Очень сложно есть за столом.
Первый способ: вымытый апельсин нарезать кружочками; держа кружочек в руке и разорвав кольцо кожуры, выедают мякоть.
Второй способ: полностью очистить апельсин от корки и разделить на дольки, которые можно брать рукой.

БАНАН. Очищают от кожуры, мякоть едят чайной или десертной ложкой либо десертной вилкой.

ВИНОГРАД. Обрывают с грозди, кладут на свою тарелку и едят по одной ягоде.

ВИШНЯ. Подают с черешками, держа за которые, ягоды съедают. При этом косточку выплевывают на десертную ложку, поднося ее близко к губам. Затем кладут косточку на край блюдца.

ГРЕЙПФРУТ. Подают разрезанным поперек. Съедобная средняя часть очищается ножом от кожуры и посыпается сахарной пудрой. Едят десертной ложкой.

ЗЕМЛЯНИКА. Если подают с чашелистиками, то едят, держа за черешок и обмакивая в сахарную пудру.
Если подают ягоду без чашелистиков, то предварительно посыпают сахарной пудрой целиком и едят чайной ложечком.

ЛИМОН. Нарезают ломтиками. Берут специальной маленькой вилочкой и кладут в чашечку с чаем млм кофе. Ложечкой выдавливают сок, остатки лимона вынимают и кладут на край блюдца.

ЯБЛОКИ. Разрезают на 4 части, пользуясь ножом и вилкой. Дольки едят руками.

ГРУША. Разрезают на 4 части, как и яблоко, но едят с помощью вилки и ножа.

МАНДАРИН. Очищают от кожуры и делят на дольки, которые берут руками.

ПЕРСИК и СЛИВА. Разрезают пополам, удаляют с помощью ножа и вилки косточку.

АБРИКОС. Едят или как персики, или как вишни.

ЦВЕТЫ В ПОДАРОК.

Если ты знаешь, какие цветы у твоих друзей или родственников любимые, то не радумывай и дари именно их.

Ребенку уместно подарить небольшой букетик (фиалок, незабудок, ромашек, мимоз. ), перевязанный яркой ленточкой. Можно подарить тюльпан. Говорят, он раскрывается на смех ребенка.

Маме хорошим подарком будут розы или гвоздики, бабушке — цветы нежных тонов: лилии, хризантемы. Папе и дедушке подари красные гвоздики.

Старшей сестре можно подарить нераспустившиеся розовые или красные розы. Старшему брату хорошим подарком станут темные розы.

По традиции в подарочном букете должно быть нечетное число цветов: 3, 5, 7. Если ты даришь один цветок, обрати внимание: он должен быть не хрупким и не мелким.

Цветы преподносят, заранее освободив их от бумаги. А если цветы в нарядной подарочной обертке, то ее не снимают.

Букет несут по улице и дарят стеблями вниз.

Хороший вариант — комнатный цветок в красивом горшочке. Но лучше заранее узнать вкусы и предпочтения того, кому хочешь сделать подарок.

Подаренные цветы сразу ставять в воду в той комнате, где принимают гостей.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ.

При входе в городской транспорт не расталкивай всех локтями, пропускай женщин, пожилых людей и девочек (если ты мальчик) вперед, помоги им подняться в салон.

Не останавливайся у входа (если ты не выходишь на следующей остановке), а пройди в середину салона.

Воспитанный человек уступает место пожилым людям, малышам, женщинам с тяжелыми сумками.

В общественном транспорте не стряхивают снег или капли дождя с одежды, не едят, не входят с мороженным в руках и, конечно, не курят.

В салоне не причесываются, не чистят ногти, не ковыряют в носу, зубах, ушах.

Газету читают в сложенном виде, не разворачивая; не заглядывают в книгу или газету соседа. А глазки скажут тебе «спасибо!», если ты вообще откажешься от привычки читать во время движения.

Не разглядывай в упор пассажиров, не опирайся на них всем телом.

Входя в транспорт, нужно снимать рюкзаки и сумки-ранцы, чтобы не задеть (иногда даже запачкать) людей.

Если тебе трудно держать торт или цветы, когда ты едешь стоя, можно вежливо попросить сидящих подержать их.

Находясь в салоне, не следует громко смеяться и разговаривать, обсуждать свои проблемы, спорить во всеуслышанье с друзьями. Тем более непозволительно оскорблять людей, сделавших вам замечание.

Родители должны следить за тем, чтобы дети не пачкали ногами одежду окружающих и сиденья.

Не занимай места для пассажиров багажом или пакетами, крупные вещи лучше перевозить не в часы пик. А громоздкие острые предметы (например, лыжи) перевозят хорошо упакованными.

Хозяевам животных: кошек, птиц, мелких грызунов желательно перевозить в специальных клетках; собак — обязательно в наморднике.

К выходу надо готовиться заранее (особенно, если много пассажиров). Спрашивай у стоящих впереди: «Вы выходите на следующей остановке?» Не оттесняй молча людей прокладывая себе дорогу, а, извиняясь, попроси разрешения тебе пройти.

Если женщина (девушка) едет с мужчиной (молодым человеком), то он первый проходит к выходу и первым выходит, помогая сойти спутнице.

В любом виде транспорта будь внимательным и предупредительным такие слова, как «Будьте добры», «Благодарю Вас» придадут тебе уверенность в любой ситуации и создадут у окружающих мнение о тебе как о человеке воспитанном и доброжелательном.

Когда ты выходишь из своего дома (маленького мирка) в большой мир (на улицу, в культурное учреждение. ), туда, где много людей, необходимо соблюдать определенные правила общения.
Нельзя, например, допускать возникновения следующих ситуаций:
— пожилой человек стоит в трамвае, с трудом удерживая равновесие, а рядом спокойно сидят молодые люди, которым и в голову не приходит уступить ему место;
— посетитель ресторана, кафе, слизывает подливу с ножа;
— находясь в обществе, ты, забывшись, ковыряешь спичкой в зубах;
— ты утомляешь своих гостей комментарием к телепрограмме, совсем не заботясь о том, интересно ли им это;
— ты безучастно наблюдаешь за тем, как твоя мама, сгибаясь под тяжестью сумок, возвращается домой.

Поступая таким образом, ты демонстрируешь неуважение к окружающим и напрасно расчитываешь на их уважение к себе. Ошибается тот, кто думает, что правила хорошего тона необходимы только тогда, когда на нем красивая одежда и он пришел в гости или на концерт, а в повседневной жизни они не нужны их можно снять вместе с нарядом и оставить на вешалке до поры, до времени. Быть тактичным, внимательным и приятным в общении следует не только среди посторонних людей, это необходимо в первую очередь дома, в кругу семьи, в школе.

— Если к тебе обратились, а ты в это время занят, оставь все свои дела и посмотри на собеседника, вырази свою готовность учавствовать в разговоре.
— Слушай внимательно и до конца. Не перебивай. Не подсказывай говорящему слова, не заканчивай за него фразы, не делай по ходу беседы замечаний. Учти и то, что человеку надо просто иногда выговориться.
— Если в вашем разговоре участвуют несколько человек, не реагируй на речь, которая к тебе не обращена.
— В твоем присутствии допустили бестактность, резко и раздражительно заговорили. Постарайся сразу прератить разговор, но сделай это без вызова.
— Насмешничают или обзывают других? Переведи разговор на другие темы.
— Старайся слушать собеседника внимательно и участливо, чтобы у него было ощущение, что ты с ним говоришь.

— Будь доброжелателен и уважителен к тем, с кем говоришь, а поэтому помни, что такие выражения, как «с тобой бесполезно разговаривать», «ну как ты не поймешь?», «я еще таких бестолковых не встречал», » тебе этого не понять», «ты, конечно же, не знаешь» вежливый человек не употребляет.
— Помни, что и твоему слушателю есть что сказать. Дай и ему возможность вступить в разговор.
— Будь внимателен к собеседнику. Умей заметить, что он спешит, до того, как он сам тебе скажет об этом. Вовремя смени тему разговора, если она не интересна или неприятна слушателю.
— Не обсуждай поведение, манеру одеваться, причины других людей — прослывешь «сплетником» («сплетницей»).
— Не будь болтлив. Долгий разговор утомителен для слушателя.
— Не используй в разговоре слов, смысл которых тебе не вполне ясен, а также и тех, значения которых может не знать твой собеседник.
— Не жестикулируй (не размахивай руками). Если ты выражаешься точно и ясно, тебя и так поймут без труда.

КАК ВЕЖЛИВО РАЗГОВАРИВАТЬ ПО ТЕЛЕФОНУ.

Прежде всего ты должен быть вежливым и, по возможности, кратким. По телефону лучше переговорить, а поговорить можно при встрече.

Услышав звонок, поспеши взять трубку, а сказав «алло», не забудь ответить на приветствие.

Если тебя попросили пригласить к телефону кого-то из домашних, твое любопытство — «кто это?», «а зачем она вам нужна?» — будет бесцеремонно. Все, что считает необходимым, звонящий скажет сам. А вот поинтересоваться, не передать ли что-либо в случае, когда того, кому звонят, нет дома, будет и уместно, и любезно с твоей стороны.

Если ты занят, скажи, извинившись, что перезвонишь.Но только не забудь это сделать!

Ошиблись номером — ответь вежливо, не сердись, ведь и с тобой такое случалось.

Не набирай номер телефона по памяти, если не уверен, что помнишь его как следует. А уж если ошибся, ни в коем случае не расспрашивай, куда попал и какой это номер телефона. Сказав : «Простите, я ошибся», положи трубку.

Начиная разговор, поприветствуй и представься.

Ты поступишь правильно, если спросишь, не отвлек ли ты от дел своим звонком и могут ли сейчас с тобой поговорить.

Телефонный разговор — это в некотором роде непрошенный визит. Может оказаться, что твой звонок для кого-то не первый и не последний. А поэтому не забывай: воспитанные люди никогда не злоупотребляют телефонными разговорами и звонят лишь по необходимости.

КАК ПРЕДСТАВЛЯТЬСЯ И ПРЕДСТАВЛЯТЬ ДРУГИХ.

-Не всем это легко — представляться. Но общение без знакомства невозможно. Так что стеснение придется преодолеть. А чтобы не оказаться в неловком положении, учти, что младшие представляются старшим и что женщины (не важно, какого они возраста) первыми мужчинам не представляются. Исключение можно сделать лишь в отношении пожилого мужчины.
-Называя себя, посмотри собеседнику в глаза и улыбнись. На вопрос «как тебя звать» правильным будет ответ «меня зовут . (не звать).
-Если ты пришел в гости позже других и увидел среди приглашенных много незнакомых тебе людей — подойди к хозяевам, поздоровайся с ними. Хозяева сами тебя представят.
-Представляя гостей, начни с малышей, затем старших и сверстников. Называй имена спокойно и четко. Не стоит при этом добавлять: «это тот самый», «я вам вчера о ней говорил». Надеюсь, ты понимаешь, почему?

-На всякий случай напомню тебе, что младшие приветствуют старших. Хотя воспитанный человек и не ждет, когда с ним поздороваются, а делает это сам, не давай себя опередить.
-Если те, с кем ты хочешь поздороваться, далеко от тебя — на другом конце зала, например, — не маши руками и не оглушай всех своими криками. Встретившись взглядом со своими друзьями, приветливо им кивни. Этого будет достаточно.
-Шумные и бурные восклицания типа «кого я вижу», «ну наконец-то», «где ты пропадал» приветствиями никак не назовешь.
Если один и тот же человек в течение дня встречается тебе не однажды, приветствуй его всякий раз, но в разной форме — кивком головы, улыбкой, легким взмахом руки, пожеланием приятного аппетита (во время обеденной встречи).

Доброе слово-что ясный день.

Цели : показать, что словом можно развеселить, поддержать, обидеть; учить задумываться над сказанным словом.

Оборудование : иллюстрации к сказкам, тема классного часа и пословицы записаны на доске, сказки для чтения «Гуси-лебеди», «Морозко», ларец добродетелей, «заветные» слова в ларце, у каждого ученика нарисованный осенний плод, корзина.

Вступительное слово учителя

Учитель. Сегодня, ребята, мы с вами будем вспоминать сказки. Вы любите сказки?

— Почему положительным героям сказок всегда помогают птицы, звери, природа?

— Вспомните, что за сказка. (Дети по иллюстрации узнают сказку «Гуси-лебеди».)

— Что там происходит? (Дети начинают вспоминать, а учитель по ходу их рассказа сам выразительно читает маленькие отрывки.)

Учитель. Почему Печка, Яблонька, Речка не ответили Маше на ее вопрос, когда она обратилась к ним в первый раз? А почему потом они помогли ей?

Ученики. Она была ласкова и приветлива, оценила их труд. Им стало приятно, что девочка так себя повела, и они тоже ответили на ее просьбу.

Учитель. Есть очень хорошая пословица: «Доброе слово — что ясный день». Как вы ее понимаете?

Ученики. Доброе слово дарит радость, тепло, как солнышко в ясный день. Вот и получается, что словом можно согреть человека.

Учитель. Давайте заглянем в другую сказку. Как она называется? (Вывешивается иллюстрация к сказке «Морозко».) Помните, как падчерица согрела теплым словом Деда Мороза? (Зачитываются отрывки из сказки.)

Учитель. Давайте теперь сами побываем в роли волшебников и подарим друг другу добрые слова. Поиграем в игру «Ручеек». Встаньте парами друг за другом, соединив руки вверху дугой. Это «ручеек». Один водящий проходит через «ручеек» и выбирает себе нового партнера, при этом говоря ему приятные слова — комплименты.

(Идет игра, где учитель может первым пройти через «ручеек» и, взяв в пару самого невыбираемого детьми ученика, сказать ему теплые, доброжелательные слова.)

Учитель. Сохраните этот климат доброжелательности в клас­се. Говорите друг другу больше хороших, добрых слов. От этого вы и сами будете становиться добрее.

Учитель. А теперь заглянем в наш ларец добродетелей. Как вы думаете, что там? (Выслушиваются предположения детей.)

Кто желает произнести заветные слова: «Если я хочу стать добрее, мне нужно научиться. »

(По мере произнесения этих слов детьми из ларца вынимаются и прикрепляются к доске или стенду слова:

• помогать там, где нужна моя помощь;

• заботиться о близких;

• выручать друзей в беде;

• улыбаться тем, с кем общаешься;

Учитель. Как вы думаете, это трудно? Какой вывод мы можем сделать?

Добро и зло творить

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней!

— Почему? (Высказывания детей.)

— Обидеть или погладить легче?

Работа с пословицами

(Пословицы записаны на доске.)

Учитель. Пословица гласит: «Обидеть — что ударить, прила­скать — нужно слова искать». А еще в народе говорят: «Осень красна — плодами, а человек — делами». Как вы думаете, какое отношение эти пословицы имеют к нашему диалогу?

Учитель. Перед вами на партах дары осени — плоды.

(Плоды нарисованы на бумаге и лежат у каждого на парте.)

Подумайте, что вы за сегодняшний день сделали доброе. Напи­шите об этом на плодах и положите их в корзины.

(Дети работают и прикрепляют плоды в корзину, изображенную на рисунке на доске.)

Богатый урожай получился.

— Какое чувство возникает у вас, когда вам делают что-то доброе?

На доске открывается пословица: «Спешите делать добро, а не ждите, когда его сделают за вас другие».

— А вот и вывод, который тоже выражен в пословице. Согласны

Учитель. Давайте поиграем в игру «Да — Нет». Если вы согласны будете со мной, то хором отвечайте — «да!» Если не согласны, отвечайте — «нет!»

infourok.ru