Полезные статьи

Правило что такое прямой угол

Углы в геометрии

Угол — это геометрическая фигура, которая состоит из двух лучей и вершины.

Вершина угла — это точка, в которой два луча берут начало.

Стороны угла — это лучи, которые образуют угол.

Например: Вершина угла — точка « O ».
Стороны угла — « OA » и « OB ».

Для обозначения угла в тексте используется символ: AOB

Способы обозначения углов

Одной заглавной латинской буквой, указывающей его вершину.

Угол: O

Тремя заглавными латинскими буквами, которыми обозначены вершина и две точки, расположенные на сторонах угла.

Угол: AOD

Называть угол можно с любого края, но НЕ с вершины.

Угол с рисунка выше имеет два названия: AOD и DOA .

При таком обозначении вершина угла должна всегда находиться в середине названия.

  • Двумя строчными латинскими буквами. Угол: fn

Единица измерения углов — градусы. Углы измеряют с помощью специального прибора — транспортира.

Для обозначения градусов в тексте используется символ: °

math-prosto.ru

Виды углов. Прямой угол. 2-й класс

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: объяснение нового материала.

Место урока в структуре по теме: данная тема изучается в разделе “Табличное сложение однозначных чисел с переходом через десяток”.

Цель урока: Познакомить учащихся с понятием “прямой угол” и научить применять полученные знания на практике.

1. Образовательные:

  • Познакомить учащихся с понятием “прямой угол”;
  • Сформировать практические навыки определения прямого угла при помощи треугольника и без него;
  • Продолжить работу по совершенствованию навыка устного счёта в пределах 100;
  • 2. Развивающие:

    • Развитие логического мышления, внимания, памяти, пространственного воображения;
    • Развитие творческих умений и навыков по теме для успешного выполнения заданий;
    • Развитие культуры речи и эмоций учащихся.

    3. Воспитательные:

    • В целях решения задач нравственного воспитания содействовать воспитанию гуманности и коллективизма, наблюдательности и любознательности, развитию познавательной активности, формированию навыков самостоятельной работы;
    • В целях решения задач эстетического воспитания содействовать развитию у учащихся чувства прекрасного.
    • I. Организационный момент.

      Ну-ка проверь, дружок,
      Ты готов начать урок?
      Все ль на месте
      Все ль в порядке,
      Ручка, книжка и тетрадка?
      Все ли правильно сидят?
      Все ль внимательно глядят?
      Каждый хочет получать
      Только лишь оценку “5”.

      — Ребята, сегодня мы опять отправимся в путешествие по королевству Геометрия.

      – У ворот нас встречают король Точка и его дочь – принцесса Прямая. Прежде чем король и принцесса познакомят нас с жителями своего королевства, они хотят вас испытать.

      1) Игра “Гусеница-растеряша”.

      — Гусеница растеряла числа, посмотрите на оставшиеся, разгадайте по какому правилу можно продолжить ряд чисел. (Дети называют правило: это чётные числа; каждое последующее число на 2 больше предыдущего).

      — Какие же числа растеряла гусеница? (2,4,6,8,10,12,14,16)

      2) Игра “Математический баскетбол”.

      Баскетбол — командная спортивная игра, цель которой забросить руками мяч в подвешенную корзину.

      — Любой из вас забьёт гол, если правильно решит пример. (Дети по цепочке решают примеры). 30 + 7 25 + 5 32 – 12 66 + 4 80 – 7 28 – 10 45 – 45 53 + 7 59 – 9 90 + 9

      Задание на логику

      — Сколько пятачков у 15 поросят? (15)

      — Когда гусь стоит на двух ногах, то весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, когда встанет на одну ногу?

      – Вы прошли все испытания. Король и принцесса очень довольны вами и готовы познакомить вас с жителями королевства “Геометрия”!

      (По щелчку створки ворот открываются.)

      — Ребята, перед вами жители королевства “Геометрия”.

      — Посмотрите на фигуры в каждой рамке. Какая из них лишняя? Почему?

      (Учащиеся называют лишние фигуры, обосновывают свой выбор).

      — Разделите все оставшиеся фигуры на две группы. Как это можно сделать? (Оставшиеся фигуры можно разделить на две группы: линии и многоугольники.)

      — Назовите виды линий и многоугольников, известные вам. (Линии: прямая, ломаная, кривая. Многоугольники: квадрат, трапеция, прямоугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник).

      IV. Работа над новым материалом.

      1) — Тему урока вам подскажет кроссворд. Кроссворд “Геометрический”.

      1) Часть прямой, у которой есть начало, но нет конца. (Луч).

      2) Геометрическая фигура, не имеющая углов. (Круг).

      3) Самая маленькая геометрическая фигура. (Точка).

      4) Геометрическая фигура, имеющая форму вытянутого круга. (Овал).

      — Тема нашего урока спряталась по вертикали. Найдите её. (Угол). (щелчок вылетают геометрические фигуры).

      — Сформулируйте пожалуйста тему нашего урока.

      — Ребята, а зачем мы будем изучать углы?

      — Как Вы думаете, вам эти знания пригодятся?

      — Углы окружают нас и в повседневной жизни. Приведите свои примеры, где можно найти углы вокруг нас.

      — Ребята, а может, кто-то знает, что такое угол? (выслушиваются мнения детей)

      Правильность нашей формулировки, мы проверим чуть позже.

      — Люди, каких профессий чаще всего встречаются с углами? (конструктор, инженер, дизайнер, строитель, архитектор, моряк, астроном, архитектор, портной и т.д.)

      Посмотрите на рисунки: уголок соединительный для труб и уголок канцелярский для бумаг; угольник плотника и угольник чертёжный; угловой стол и угловой диван.

      — Ребята, а сейчас Король и Принцесса предлагают немного поиграть.

      Игра “Им угол имя подарил”.

      — Угол важная фигура. Многим фигурам он помог дать имя. Назовите фигуры.

      — Что общего в названиях фигур? (что они имеют угольник – общая часть)

      — Почему первая часть слов везде разная? (потому что углов разное количество)

      Физминутка 11-16 слайды

      Открываем тетради, записываем 18 января, классная работа. (слайд 17)

      — Ребята, а теперь от красных полей отступите одну клеточку и поставьте точку О. От этой точки проведите два луча.

      На доске заранее нарисовать точку О (4-5). Вызвать 4-5 детей, чтобы они провели лучи на доске.

      — Что за фигуры у нас получилась? (угол)

      — Посмотрите, какие разные эти углы.

      — Ребята, а теперь соберите правило из слов.

      (Вывод: угол — это геометрическая фигура, образованная двумя разными лучами

      с общим началом).

      — Ребята, а теперь посмотрите на фигуру, которую нарисовала я.

      — Это угол, или нет.

      (Дети говорят – нет, еще раз возвращаемся к правилу, после этого делаем вывод о том, что это тоже угол – развернутый)

      Слайд 19. (вывод по углу)

      Точка О – вершина угла. Угол можно назвать одной буквой, записанной около его вершины. Угол О. Но может быть несколько углов, имеющих одну вершину. Как быть тогда? (На листе чертеж таких углов)

      — В таких случаях если называть разные углы одной буквой, то будет непонятно, о каком угле идёт речь. Что этого не произошло, на каждой стороне угла можно отметить по одной точке, поставить около неё букву и обозначить угол тремя буквами, при этом всегда в середине записывают букву, обозначающую вершину угла. Угол АОВ. Лучи АО и ОВ – стороны угла.

      Плакат на доске

      — Ребята, у вас на столах лежат разные виды углов. Найдите пожалуйста одинаковые виды углов.

      — Как будете искать? (Ответы детей)

      Один человек на моих моделях ищет одинаковые углы.

      — Ребята, смотрите, номера 6 и 7 совпали полностью, а 1 и 5 — нет. № 5 больше.

      — Какой можно сделать вывод? После ответа детей появляется слайд.

      ВЫВОД: слайд 21

        Равные углы при наложении совпадают
      • Если один угол наложить на другой и они совпадут, то эти углы равны
      • Изготовление модели прямого угла.

        Не всегда удобно определять прямой угол на глаз. Для этого используют линейку-угольник.

        — Каким цветом выделен угол больше прямого? (Голубым).

        — Меньше прямого? (Зелёным).

        — Какой же угол из трёх предложенных прямой?

        — Почему вы так решили? (Вершина и стороны угла совпали с прямым углом на линейке-угольнике).

        — Как же определить вид угла?

        ВЫВОД:

        • Чтобы определить вид угла, надо совместить его вершину и сторону соответственно с вершиной и стороной прямого угла на угольнике.
        • — Каждый из углов имеет своё название. Острый угол – это угол, который меньше прямого. Тупой угол – это угол, который больше прямого.

          (На доске появляются таблички с названием углов)

          — Какой угол мы будем считать главным?

          Мама мой взяла листок,
          И загнула уголок,
          Угол вот такой у взрослых
          Называется ПРЯМЫМ.
          Если угол уже — ОСТРЫМ,
          Если шире, то — ТУПЫМ.

          — Ребята, а всегда возможно наложить углы?

          — Нет. (Если начерчены в тетради…)

          — Для этого существует транспортир, с помощью которого измеряют углы. Углы измеряют в градусах. Посмотрите на виды транспортиров.

          Очень часто углы мы можем наблюдать на часах. Углы образуют часовые стрелки.

          Работа по учебнику.

          Задание: Используя модель прямого угла, найди прямые углы и выпиши их номера. (Дети выполняют задание самостоятельно, затем один ученик называет свой вариант ответа, все проверяют работу).

          — С помощью угольника удобно не только определять прямые углы, но главное – строить их. Построим прямой угол, каждый сам назовёт его одной или тремя буквами.

          Слайд 27-29 (Учитель на доске, а дети в тетрадях строят прямой угол. Выполняется взаимопроверка в парах).

          Я ОСТРЫЙ — начертить хочу,
          Сейчас возьму и начерчу.
          Веду из точки две прямых,
          Как будто два луча,
          И видим ОСТРЫЙ УГОЛ мы,
          как остриё меча.

          А для УГЛА ТУПОГО
          Всё повторяем снова:
          Из точки две прямых ведём,
          Но их пошире разведём.
          На чертёж мой посмотри,
          Он, как ножницы внутри,
          Если их за два кольца
          Мы раздвинем до конца.

          Практическая работа по закреплению изученного.

          На партах у вас проволока. Сделайте из нее прямой угол и проверьте с помощью угольника, затем сделайте острый и тупой.

          — Расскажите мне по схеме о том, что вам дал сегодняшний урок математики?

          xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

          Виды углов

          Каждый угол, в зависимости от его величины, имеет своё название:

          На чертеже прямой угол, обычно обозначают символом , проведённым от одной стороны угла до другой.

          Развёрнутый угол равен сумме двух прямых углов, а прямой угол составляет половину развёрнутого угла.

          Смежные углы

          Два угла называются смежными, если у них одна сторона общая, а две другие стороны составляют прямую линию:

          Углы MOP и PON смежные, так как луч OP – общая сторона, а две другие стороны – OM и ON составляют прямую.

          Общая сторона смежных углов называется наклонной к прямой, на которой лежат две другие стороны, только в том случае, когда смежные углы не равны между собой. Если смежные углы равны, то их общая сторона будет перпендикуляром.

          Сумма смежных углов равна 180°.

          Вертикальные углы

          Два угла называются вертикальными, если стороны одного угла дополняют до прямых линий стороны другого угла:

          Углы 1 и 3, а также углы 2 и 4 – вертикальные.

          Вертикальные углы равны.

          Докажем, что вертикальные углы равны:

          Сумма ∠1 и ∠2 составляет развёрнутый угол. И сумма ∠3 и ∠2 составляет развёрнутый угол. Значит, эти две суммы равны:

          В этом равенстве слева и справа есть по одинаковому слагаемому – ∠2. Равенство не нарушится, если это слагаемое в левой и в правой части опустить. Тогда мы получаем:

          naobumium.info

          Прямой угол. Построение прямого угла

          Этот видеоурок доступен по абонементу

          У вас уже есть абонемент? Войти

          На этом уроке мы узнаем, какой угол называется прямым, что такое угольник и для чего он используется.

          Цели урока

          Посмотрите на картинку. (Рис. 1)

          Рис. 1. Иллюстрация к примеру

          Из каких знакомых вам геометрических фигур она состоит?

          Геометрические фигуры, угол

          Конечно, вы увидели, что картинка состоит из треугольников и прямоугольников. Какое слово спряталось в названии обеих этих фигур? Это слово – угол (рис. 2).

          Рис. 2. Определение угла

          Построение прямоугольника

          Сегодня мы будем учиться чертить прямой угол.

          В названии этого угла уже есть слово «прямой». Чтобы правильно изобразить прямой угол, нам понадобится угольник. (Рис. 3)

          В самом угольнике уже есть прямой угол. (Рис. 4)

          Рис. 4. Прямой угол

          Он и поможет нам изобразить эту геометрическую фигуру.

          Чтобы правильно изобразить фигуру, мы должны приложить угольник к плоскости (1), обвести его стороны (2), назвать вершину угла (3) и лучи (4).

          1.

          2.

          3.

          4.

          Решение задачи

          Давайте определим, есть ли среди имеющихся углов прямые (Рис. 5). В этом нам поможет угольник.

          Рис. 5. Иллюстрация к примеру

          Найдем прямой угол угольника и приложим его к имеющимся углам (рис. 6).

          Рис. 6. Иллюстрация к примеру

          Мы видим, что прямой угол совпал с углом ВОМ. Это значит, что угол ВОМ прямой. Проделаем эту же операцию еще раз. (Рис. 7)

          Рис. 7. Иллюстрация к примеру

          Мы видим, что прямой угол нашего угольника не совпал с углом СOD. Это значит, что угол COD не прямой. Еще раз приложим прямой угол угольника к углу АОТ. (Рис. 8)

          Рис. 8. Иллюстрация к примеру

          Мы видим, что угол АОТ гораздо больше, чем прямой угол. Это значит, что угол АОТ не является прямым.

          Итоги урока

          На этом уроке мы учились строить прямой угол с помощью угольника.

          Где можно найти прямой угол

          Слово «угол» дало название многим вещам, а также геометрическим фигурам: прямоугольник, треугольник, угольнику, с помощью которого можно начертить прямой угол.

          Прямоугольный треугольник

          Треугольник – это геометрическая фигура, которая состоит из трех сторон и трех углов. Треугольник, у которого есть прямой угол, называется прямоугольным треугольником.

          Список литературы

          1. Александрова Э.И. Математика. 2 класс. – М.: Дрофа, 2004.
          2. Башмаков М.И., Нефёдова М.Г. Математика. 2 класс. – М.: Астрель, 2006.
          3. Дорофеев Г.В., Миракова Т.И. Математика. 2 класс. – М.: Просвещение, 2012.
          4. Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

          5. Сайт учителя начальных классов Сиразетдиновой Ляйсан Зуфаровны (Источник).
          6. Социальная сеть работников образования nsportal.ru (Источник).

          Домашнее задание

          1. Выберите из предложенных углов прямые:

          2. Докажите, что изображенный на рисунке 10 угол – прямой.

          interneturok.ru

          Угол и его измерения

          Определение. Угол — это часть плоскости, ограниченная двумя лучами, исходящими из одной точки, называемой вершиной угла .

          Если плоскость круга разделить на 360 равных частей радиусами, то часть круга — это угловой градус , который обозначается знаком « ° » (читается — «градус»).

          Следовательно, 1° = часть круга.

          Круг составит * 360 = 1° * 360 = 360°.

          Угол, равный плоскости круга, составляет 360° и называется полным углом .

          Если плоскость круга разделить диаметром (двумя радиусами, расположенными на одной прямой линии) на две равные части, то плоскость полукруга составит угол в 360′: 2 = 180°.

          Угол, равный полуплоскости круга, составляет 180° и называется развернутым углом .

          Если плоскость круга разделить двумя диаметрами (горизонтальной и вертикальной линиями) на четыре равные части, то плоскость одной части составит угол в 360° : 4 = 90°.

          Угол, равный четвертой части круга, составляет 90° и называется прямым углом .

          Отвлекаясь от плоскости, в которой расположен круг, изобразим углы таким образом:

          Углы равны, если равны их градусные меры или у них при наложении одного угла на другой совпадают вершины и соответствующие стороны углов.

          Например, прямой угол (рис. 1) мы трижды развернули вокруг вершины угла, при этом на двух рисунках (рис. 2 и 4) мы передвинули вершину угла по плоскости листа.

          Инструментом для измерения углов служит транспортир.

          Для измерения угла следует совместить вершину угла и штрих с цифрой 0 на шкале транспортира. Одна сторона угла должна совпадать с прямой линией транспортира, на которой стоит 0, а вторая сторона угла пересекать шкалу транспортира (полуокружность с разметкой в угловых градусах).

          На пересечении стороны угла и шкалы транспортира считывается градусная мера данного угла.

          Мы рассмотрели полный, развернутый и прямой углы. Существует еще два типа углов: острые и тупые. Все острые углы имеют градусную меру в пределах: больше 0° и меньше 90°.

          Например. острые углы:

          Углы, градусная мера которых больше 90°, но меньше 180°*, называются тупыми углами .

          Тупые углы (штриховой линией обозначен прямой угол в составе тупого угла) приведены на рис. 5, 6,7.

          Чтобы построить заданный в градусной мере угол, необходимо иметь транспортир, линейку и карандаш.

          shkolo.ru