Полезные статьи

Правило трех фотографии

Еще три правила композиции в фотографии

К омпозиция для фотографии, как сценарий для фильма. У хорошей фотографии обязательно хорошая композиция, и наоборот. Когда верно выбрано расположение объектов, шанс, что у вас получится хорошее фото, достаточно велик.

Умение правильно и быстро подобрать сюжет снимка приходит с опытом, поэтому обязательно тренируйтесь и отрабатывайте тот или иной совет. Об основах композиции я писал в предыдущей статье, тем кто не читал — велкам, комрадс.

Да, и помните, на эту тему можно писать и писать, поэтому, как будет время, я буду добавлять все новые и новые советы и приемы в эту категорию статей.

Сегодня три правила композиции в фотографии, а также несколько дополнений к советам в предыдущей статье. Я специально подобрал фотографии, наглядно демонстрирующие каждый прием.

Знакомьтесь, Ваш друг — «негативное пространство»

Есть такие понятия в фотографии, как негативное и позитивное пространства.

Ту часть фотографии, которое занимает основной объект съемки называют позитивным пространством, остальную часть — негативным.

Обе эти части активно взаимодействуют друг с другом, а негативное пространство, часто выступающее в роли фона, дополняет общую идею фотографии.

Так вот, не всегда старайтесь заполнить кадр как можно большим количеством объектов. Не стоит перенасыщать фотографию и пытаться ухватить в одном снимке все сразу. Негативное пространство может быть удачно использовано, чтобы получить хорошую фотографию. И помните, фон очень важен, так же, как цветовые профили при печати. Он не должен отвлекать внимания от объекта съемки, а наоборот, подчеркивать его.

Пейзаж коровой не испортишь

Шутливое название этого правила скрывает под собой достаточно важный элемент композиции фотографии.

Смысл его довольно прост. Во-первых, живое существо здорово «оживит» вашу фотографию, простите за тавтологию. Во-вторых, если вы снимаете большое и красивое дерево, то неплохо, если возле него есть какое-либо животное: корова, лошадь, белка, не важно. Захватив эту зверюшку в кадр, вы отлично передадите зрителю размер этого дерева, дома или того, что вы там фотографируете. Ведь все представляют каких размеров конь, не так ли?

Итак, правило: «Чтобы оживить или подчеркнуть и передать масштаб объектов в кадре, используйте животных и предметы, размеры которых известны всем».

Про горизонт

Я уже писал, в основах композиции, что горизонт не стоит располагать по центру снимка, а ближе к низу или верху фотографии, ориентируясь по сетке. Хочу добавить, что выбирать между низом и верхом стоит не наобум, а в зависимости от ситуации.

Если небо выглядит интересно и сумеет подчеркнуть красоту пейзажа, располагайте горизонт ниже, если же более впечатлительным выглядит ландшафт, горизонт располагаем выше.

Очень важно, чтобы линия горизонта не пересекалась с линиями фотографируемого объекта. Например, вы снимаете домик в деревне, и если линия, по которой проходит крыша этого дома сольется с горизонтом, то скорее всего внимание зрителя отвлечется от главного объекта и уйдет блуждать по кадру.

Потратьте немного времени передвигая камеру вверх, вниз, влево и вправо, чтобы найти наиболее удачное положение и избежать этих ситуаций.

В заключении хочу посоветовать всем начинающим и тем, кто уже кое-что умеет, еще один раз подумать и взглянуть на кадр, прежде чем нажать на кнопку спуска.

Убедитесь, что в него не попадают лишние предметы, способные испортить всю композицию. Если такие есть, постарайтесь их убрать, заняв немного другую позицию.

Друзья, следуя этим простым правилам, вы намного улучшите получаемые вами кадры. Эти приемы можно и нужно использовать не только при пейзажной съемке.

Продолжение статей о композиции

Я буду обязательно писать о композиции еще — подписывайтесь на обновления, присоединяйтесь к нашей группе Вконтакте, следите за обновлениями через Твиттер, добавляйте статью в закладки.

www.fotoman.name

Правило третей. Следуем и нарушаем

Возможно, само название правила звучит сложно, «математически». Однако, следование этому правилу может существенно улучшить «читаемость» ваших снимков. Оно пришло в фотографию из живописи и графики.

Задача правила третей – акцентировать внимание зрителя на снимаемом объекте и, тем самым, помочь в создании сбалансированного, легко воспринимаемого, изображения. Суть правила заключается в том, что люди предпочитают видеть асимметрию.

Для начала представьте, что две горизонтальные и две вертикальные линии делят кадр на равные части: три вертикальных и три горизонтальных.

Если вы строите кадр по экрану вашего зеркального или компактного фотоаппарата, или с помощью видоискателя, вам даже не придётся воображать эти линии. Чаще всего, в настройках камеры можно включить отображение сетки, образованной двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями.

Во время съёмки всё, что вам нужно – перемещать фотоаппарат и, возможно, «приближать-отдалять» картинку, вращая кольцо перемены фокусного расстояния на объективе. Делайте это, пока снимаемые объекты не займут в кадре нужные положения относительно линий.

В пейзажной фотографии правило третей можно реализовать следующим образом. Кадрируйте снимаемую сцену так, чтобы верхняя горизонтальная линия соответствовала лини горизонта. Тогда в нижних двух третях изображения будет располагаться земля, а в верхней трети – небо.

Если вы хотите запечатлеть красивое дерево, возможно, вам потребуется побродить вокруг него, выбрать точку съёмки, чтобы в кадре оно располагалось вдоль одной из двух вертикальных линий (посмотрите нашу статью «Снимаем одинокие деревья. 10 рекомендаций».

Особенность применения правила третей заключается в том, чтобы выбрать объект, на который вы хотите обратить внимание зрителя. В пейзаже, чаще всего, акцент ставится на рельеф. Но, например, если вы снимаете закат, то интереснее показать небо. Поэтому выделите для него две трети кадра.

Больше пространства для движения и взгляда

Это маленькое правило применяется в различных жанрах. Например, в портретной фотографии глаза, чаще всего, являются наиболее значимым объектом съёмки.

Если вы расположите глаза в центре кадра, то над головой модели останется слишком много места. Лучше постройте снимок так, чтобы глаза соответствовали уровню верхней горизонтальной линии.

А если взгляд направлен в сторону, не «обрезайте» его краем кадра. Например, когда глаза смотрят вправо, расположите их в таком месте кадра, чтобы они соответствовали левой вертикальной линии. Тогда для взгляда останется большее пространство справа. Построенная композиция будет легко «читаться» зрителем.

Тот же принцип, обычно, улучшает восприятие фотографий, изображающих движение. Оставьте пространство перед движущимся объектом.

Скадрировать движущийся объект во время съёмки бывает достаточно трудным делом, наиболее точные датчики фокусировки располагаются по центру кадра. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы кадрировать изображение на этапе обработки. Профессиональные фотографы, снимающие спортивные мероприятия, так делают.

Нарушайте правило третей

Все действующие правила можно нарушать. Правило третей призвано улучшить композицию, но иногда осознанное и вдумчивое игнорирование его предписаний позволяет получить более интересные результаты.

Обычно, от правила третей следует «отходить» кардинально, чтобы это не выглядело как случайность или результат небрежного кадрирования. В пейзаже можно «отдать» большую часть кадра небу и лишь тонкую полоску земле. Это привлечёт наибольшее внимание зрителя к главному смысловому объекту изображения.

Многие сюжеты, тем временем, выгоднее смотрятся с симметричной композицией. К таким сюжетам в основном относится те, где хочется придать динамики снимаемому объекту. Например, пирс исчезающий в бескрайности озера, дорожная разметка, стремящаяся к горизонту. В некоторых случаях можно усилить воздействие симметричной композиции, сохранив снимок в квадратном формате.

Если есть сомнения…

Одна из главных возможностей цифровой фотографии заключается в том, что пока на карте памяти есть свободное место, вы можете делать сколько угодно снимков.

Если вы не уверены, как лучше компоновать изображение, соблюдать правило третей или нарушать, сфотографируйте сюжет по-разному.

С практикой вы освоите как лучше всего «подойти» к снимаемой сцене. В некоторых случаях вы можете прийти к тому, что снимки с различной композицией одинаково интересны и легко «читаются».

Автор статьи: J. Meyer

photo-monster.ru

Правило третей в фотографии и 3ds Max

Правило третей является оснополагающим принципом фотографической композиции, и знать о нём необходимо. Применение сего нехитрого правила позволяет даже начинающим пользователям 3ds Max создавать приятные глазу композиции простым и эффективным способом.

Метод заключается в разделении изображения на три равные части — по горизонтали и вертикали — в результате чего получается такая сетка:

Точки пересечения называются точками интереса. Разместите ваш главный объект съёмки в этих точках, и изображение станет динамичным, сбалансированным и упорядоченным. Это простое правило позволяет децентрализировать объект надлежащим образом.

Вот несколько примеров:

Даже без сетки на рисунке ниже не трудно разглядеть ту же схему:

Многие реальные камеры (а также инструмент Cut в Photoshop) умеют отображать эту сетку. Этим облегчается задача составления правильной композиции кадра с использованием правила третей.

Теперь, когда мы прониклись идеей этого правила, давайте зададимся вопросом: а почему бы не применять его и в наших рендерах 3D-сцен? К сожалению, разработчики пока ещё не предусмотрели в 3ds Max кнопки, которая позволила бы нам это сделать, поэтому мы добьёмся цели своими силами.

Для этого можно воспользоваться опцией Show Safe Frame (Показывать безопасные кадр). Для быстрого включения этого режима имеется комбинация горячих клавиш — Shift + F. При его включении будут показаны реальные пропорции рендера.

Чтобы получилось то, что нам нужно, мы можем настроить эту функцию подобным образом:

Просто кликните по значку [+] > Configure > Viewport Configuration.
В версиях 3ds Max, где нет [+], нажмите правую кнопку мыши, находясь курсором на названии окна проекции.

Затем установите значения, как показано на скриншоте:

При активации режима Show Safe Frame (Shift + F), окно проекции будет выглядеть так:

(Для того чтобы отключить эти линии, просто снимите флажки с параметров Action Safe и Title Safe)

Теперь мы создали вспомогательные линии в нашем окне проекции, что позволит перейти к формированию композиции по правилу третей.

Вроде бы, всё отлично. Но вы, быть может, думаете, что я вынуждаю вас ВСЕГДА применять это правило, не правда ли?

Жак Лусье умел исполнять удивительные джазовые импровизации на музыку Баха в 60-х, но прежде всего он был способен виртуозно сыграть классическую музыку Баха. Само собой, вы можете отойти от этого правила, но только после того, как полностью им овладеете. В искусстве не получится соблюдать жёсткие правила и при этом каждый раз получать хорошие результаты. Это просто невозможно! Правила всегда должны адаптироваться и смешиваться под ситуацию, нарушаться для получения нужной задумки.

Ниже вас ждёт практический пример с изображением, которое вызовет у вас улыбку

Правило третей позволяет получать динамичные композиции — ок, с этим всё понятно. Но если вы сделаете прямо противоположное — установите объект съёмки по центру — получится максимально статичное изображение. Это очевидно.

Бывают случаи, когда объект съёмки должен быть полностью статичен. Следующее изображение является отличным тому примером: «актёр» находится в расслабленном состоянии, спит, видит сны от тысячах вещах, которые можно понюхать. Картинка прелестно смотрится с центральным расположением действующего лица (или бездействующего )

topviewport.com

Что такое правило третей?

Большинство отличных снимков сделаны под влиянием ситуации и эмоций. Но если задаться целью разобрать их на составные части, то можно выявить некоторые закономерности, позволяющие получать интересные кадры.

И среди таких закономерностей особо выделяется правило третей. По факту, это правило двух третей, но распространено оно именно как правило трех третей, что не меняет сути и не снижает его эффективность.

Правило третей подразумевает расположение композиционно важных элементов в наиболее удобных для восприятия участках снимка. Эти участки находятся следующим образом: мысленно разделите площадь кадра вертикальными и горизонтальными линиями, как для игры в крестики-нолики. То есть, кадр разбивается на равные трети по вертикали и горизонтали. Основные объекты снимка располагаются в точках пересечения третей или на их линиях.

Смещение важных элементов композиции к этим точкам и линиям помогает акцентировать внимание на главном, делая композицию более интересной, чем расположение предмета съемки в центре, так как позволяет взгляду зрителя совершить путешествие по кадру, дольше удерживает внимание.

На практике это реализуется в том, что, например, в пейзаже горизонт лучше располагать на верхней или нижней линии третей, а не по центру, а одинокое дерево лучше сдвинуть на одну из вертикальных линий. При разглядывании этого снимка, взгляд останавливается на камнях, сконцентрированных в левой части, где они выделены резкостью в области точки пересечения линий по правилу третей. Потом взгляд уходит на линию горизонта, к светящемуся огнями городу, расположенному чуть выше горизонтальной линии воображаемой сетки. Точное следование правилу и не нужно.

Практически в любом жанре фотографии, при любом сюжете можно применить это универсальное правило. Также этот принцип работает при любой ориентации кадра, как горизонтальной, так и вертикальной.

Восприятие человека устроено таким образом, что мы не можем удерживать во внимании сразу все части снимка. Поэтому не только для того, чтобы выделить главный объект, но и для лучшего восприятия всей фотографии, необходимо указать места, на которых задержится взгляд. Кроме того, правило третей помогает упорядочить композицию при хаотичном нагромождении объектов.

Правило третей в фотографии настолько распространено и так часто употребимо, что производители фототехники снабдили большинство цифровых фотоаппаратов функцией отображения специальной сетки на дисплее.

Правило третей вносит в творческий процесс математическую строгость, что, впрочем, не означает, что фотограф должен добавить к своему арсеналу фототехники еще и линейку. Фотография — наука не точная, доверьтесь себе и снимайте «на глаз», смелее отходя от жестких рамок и стандартов.

prophotos.ru

Основы декора: правило трех

В основе гармонично оформленного пространства лежат определенные правила, которым следуют дизайнеры и декораторы для того, чтобы интерьер выглядел сбалансированным и эстетичным. Мы намерены раскрыть для вас секрет удачного декоративного оформления любой поверхности в комнате, будь-то полка стеллажа, столешница консоли, комода или журнального столика.

Существует некоторые правила, которым подчинены практически все работы опытных специалистов и одним из таковых является «правило трех». Смысл его заключается в соотношении форм, цветов и размеров предметов, собранных в композиции по три, например: книга, ваза, статуэтка. Считается, что таким образом мы легче воспринимаем информационную картинку.

Рассмотрим примеры удачного компонования предметов в единую композицию

Верно:

Кофейный столик украшают три предмета (фонарь, ваза с цветами и декоративное блюдо) различной формы и размера по отношению друг к другу (крупный, меньше, самый маленький). В данной композиции объекты смотрятся сбалансировано, чего не скажешь о следующем примере с консолью.

Не верно:

Композицию на консоли нельзя назвать удачной, ведь ни одно из «правил трех» не соблюдено: предметы почти не отличаются по цвету, размеру и форме, образуя одинаковые прямоугольники.

Как правильно сочетать предметы декора в интерьере

Для того, чтобы композиции, украшающие пространство комнаты, выглядели гармонично и интересно, важно при их компоновании использовать как минимум два правила из трех, а именно:

Предметы разных размеров

На фото ниже представлена композиция из декоративных сосудов похожей формы, но очевидно разного размера, а также с аксессуарами различных цветов (белый, кремовый, бирюзовый) внутри каждого.

По такому же принципу объединены живые деревца на обеденном столе: форма горшков подобна, а их оттенок и высота растений разные.

Объекты разных форм

Композицию для декорирования стола или комода можно составить из трех предметов совершенно разной формы, как на фото ниже. Здесь вы видите сочетание таких объектов, как фото в раме (квадрат), настольная лампа (цилиндр) и стопка книг со статуэткой (треугольник). По отношению друг к другу предметы разноразмерные, а вот цветовая гамма для всех общая (золотой, черный, белый).

Разноцветный декор

Создавать гармоничную композицию можно из любых декоративных предметов, дорогих сердцу или просто причудливых и необычных. Вы можете сочетать три предмета совершенно разных цветов и разных форм, при незначительной разнице их размеров.

Совершенства достигнет тот, кому удастся объединить декор, согласно «правилу трех» одновременно, это может выглядеть так:

  1. Консоль украшена предметами разной высоты и ширины
  2. Зеркало, вазы и поднос имеют различную форму
  3. В одной композиции объединены белый, красный и золотой цвета

Три группы

Не стоит расстраиваться, если необходимо красиво расставить большое количество декоративных аксессуаров, но вы не знаете, как это сделать правильно.

Чтобы сформировать целостную композицию из многочисленных предметов, следует сначала разделить их на три равные группы, разные по цвету, форме или размеру, а затем, каждую из них снова расформировать по такому же принципу.

В качестве примера, опишем вариант, представленный на фото ниже:

  • композиция представлена тремя группами предметов разных размеров и форм: вазы, картина в раме, лампа и чаша
  • группа с левой стороны состоит из ваз разной формы, цвета и размера
  • группа справа представлена высокой лампой, чашей пониже, и подносом (все предметы разных цветов и форм)

blog.gnezdo-mall.ru