Полезные статьи

Правило о охраны растения

Охрана растений

Охрана растений или охранять растительные сообщества означает поддерживать в них естественные процессы, помогать восстановлению нарушенного равновесия, устранять нежелательные факторы и последствия неразумного вмешательства человека в жизнь экосистем (биогеоценозов).

Для каждого человека стало привычным, что красный цвет светофора предупреждает: «Остановись!» К сожалению, бывая на природе, не всегда люди останавливаются перед красиво цветущим растением, чтобы полюбоваться им, а, как правило, стремятся сорвать его для букета. Порой, любопытства ради, сорвут, повертят в руках и бросят красивое создание природы. Нет слов, природа беспредельно разнообразна, красива и щедра, но нельзя допускать, чтобы щедрость природы оборачивалась для нее разорением. А ведь в последние 20-30 лет с лица Земли исчезало в год по одному животному и в день — по одному растению. Над природой в результате антиэкологической деятельности человека нависла угроза исчезновения многих видов, а это для биосферы — настоящая катастрофа. Поэтому во всем мире для охраны отдельных видов растений и животных была создана Красная книга.

Красная книга — это государственный документ, содержащий обобщающие сведения о современном состоянии видов, которые находятся под угрозой исчезновения, а также способы их сохранения и научно обоснованного возрождения.

Из растений в Красную книгу 1996 г. внесено свыше 400 видов цветковых, 7 видов голосеменных, 6 видов плаунообразных, 8 видов папоротников, 28 видов мохообразных, 17 видов водорослей, более 30 видов грибов и 27 видов лишайников. Среди них знаменитая сосна пицундская, сосна лиловая, обыкновенный подснежник, пион крымский, рябчик большой, ковыль Лессинга, венерин башмачок, тюльпан Шренка и многие другие.

Наиболее серьезная мера сохранения растений — это охрана их местообитаний. Для этого создаются заповедники, заказники, природные (национальные) парки.

Основное отличие заказников от заповедников состоит в том, что по их территории охраняется не весь природный комплекс, как в заповедниках, а лишь та его часть, которая обеспечивает существование определенных видов. В странах СНГ разработана программа, предусматривающая создание широкой сети природоохранных объектов. В соответствии с ней создаются заповедные зоны, национальные парки, региональные ландшафтные парки и т. п.

Большую роль в охране редких растений играют ботанические сады, опытные станции и другие учреждения. Ботанический сад — это сосредоточение коллекций живых растений — представителей местной, отечественной и иностранной флоры не только для изучения, но и для создания новых, более продуктивных растительных форм. Важнейшим звеном в работе ботанических садов является акклиматизация растений, то есть содействие приспособлению их к новым условиям существования, к новым биогеоценозам. Ботанические сады обогащают местную флору новыми представителями растительного мира. Это не только научно-исследовательские, но и просветительные учреждения, пропагандирующие передовые идеи и достижения науки ботаники.

В наше время, когда всем известна огромная роль растительного мира в жизни человека, нельзя допускать исчезновения с лица Земли ни единого вида растений, так как это большая потеря, прежде всего для человека. С исчезновением вида растений человек лишается одной частицы земной жизни, которая была источником его здоровья, украшением ландшафта и доставляла ему эстетическое наслаждение. Человек должен бережно и внимательно относиться не только к тем растениям, которые занесены в Красную книгу, но не к тем, которые повсюду окружают нас – и в природе, и в саду, и дома.

Можно получить большое удовлетворением от общения с природой, не сорвав ни единого листка или цветка.

shkolo.ru

Урок окружающего мира по теме «Охрана растений». 3-й класс

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (726,7 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Учащиеся должны знать
    • значение растений для людей и животных, группы, на которые растения делятся;
    • роль Красной книги в охране растений;
    • растения, занесённые в Красную книгу;
    • меры, направленные на охрану растений.
  • Учащиеся должны уметь
    • формулировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы,
    • сотрудничать друг с другом и учителем;
    • формулировать правила поведения в природе.
    • Оборудование:

      • мультимедийный проектор
      • светофорчики (красный, жёлтый, зелёный)
      • 3 блок-схемы для заполнения
      • набор карточек для цепочек
      • для создания плаката – набор картинок, фраз,
      • для создания синквейна – правила
      • 1. Оргмомент

        (слайд 1) В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем.
        (проверка эмоционального состояния с помощью светофорчика))

        2. Сообщение темы урока (самост. чтение стихотворения со слайда)

        (слайд 2)

        Моя планета – человеческий дом.
        Но как ей жить под дымным колпаком,
        Где сточная канава – океан,
        Где вся природа поймана в капкан,
        Где места нет ни аисту, ни льву,
        Где стонут травы: «Больше не могу…»

        – Какое настроение вызвало стихотворение? (Грустное, печальное, жалость к природе)
        – Почему? (Природа находится в опасности)
        – Как вы понимаете последнюю строчку?
        – Как сформулируете тему урока? Какие цели себе поставите: что должны узнать, чему должны научиться? (слайд 3) (Тема урока – Охрана растений. Узнать, почему растения требуют охраны? Какие именно растения нуждаются в охране? Что необходимо делать, чтобы сохранить растения?)

        3. Повторение (работа в группах)

        Для того чтобы ответить на вопросы, давайте сначала вспомним, какие бывают растения и выясним, какое значение они имеют в жизни людей и животных.

        1 группа – группы растений
        2 группа – значение растений для людей
        3 группа – значение растений для животных

        Заполните блоки, ответ обоснуйте, т.е. приведите примеры.

        (слайд 4) А поможет вам следующая подсказка!
        Обобщение и проверка работы – слайды 5, 6.

        4. Работа по теме урока

        Почему растения требуют охраны?

        Растения существуют на Земле с давних времен. Они появились гораздо раньше, чем человек. В настоящее время существует около 350 тыс. видов различных растений. Но с развитием человеческого общества количество растений на Земле очень быстро снижается.

        Вот факты: (слайд 7)

        До появления человека на Земле один вид исчезал за 1000 лет.
        С 1950 года по 1980 год – 1 вид – за 1 год.
        Сейчас – 1 вид – за неделю
        В дальнейшем – 1 вид за 1 час.

        Почему человек сокращает численность растений? (Обсуждение в группах)

        (слайд 8)

        Многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветов. Послушайте одну историю

        На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили.

        Однажды один мальчик забрёл на поляну. Он взглянул на неё и замер. Ему захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понёс домой. По дороге он встретил друзей, которые стали завидовать красивому букету в руках мальчика. Они спросили, где можно собрать такие прекрасные цветы. Мальчик был “добрым” и рассказал друзьям о поляне. Мальчишки гурьбой побежали туда.

        В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно-чистейших цветов осталась только вытоптанная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал …

        Обсуждение сказки: Можно ли мальчика назвать “добрым”? Почему лось заплакал?

        Часто люди срывают беззащитные цветы. Постоят такие цветы совсем немного в воде и превратятся в ненужный сор. Почему, сорвав растение, мы уменьшаем его численность? Давайте соберём на доске цепочку!

        • Сбор цветов ––> отсутствие плодов и семян ––> отсутствие потомства ––> уменьшение численности растений
        • Ученица читает наизусть стихотворение «Подснежник»

          Вот букет: он брошен вместе с сором.
          Умирают, сжавшись, лепестки …
          Это мы срываем без разбора
          Беззащитные тугие стебельки.
          Для чего мы рвали их? Не знаю!
          Быстро вянет нежный первоцвет,
          Пусто, скучно стало на поляне:
          Вестников весны там больше нет!
          Очень просто погубить живое,
          Ведь подснежники не могут нам сказать:
          “Наслаждайтесь нашей красотою –
          Только очень просим нас не рвать!”

          Во Франции на горных лугах вывешены «обращения» цветов к путешественникам. Там написано: «Не рвите нас. Сорвав, вы нас тотчас убиваете и не даёте нам произвести потомство. Цветы»

          Давайте продолжим собирать цепочку!

          • Рост городов, вырубка лесов, лесные пожары ––> нарушение мест обитания ––> уменьшение численности растений
            • Вытаптывание ––> уплотнение почвы ––> ухудшение питания растений ––> уменьшение численности растений
            • При вытаптывании, уплотнении почвы ухудшается питание деревьев, т.к. мелкие корни – основные поставщики питательных веществ – сохнут и ломаются.

              • Загрязнение окружающей среды––> нарушение питания, дыхания ––> уменьшение численности растений
              • Что мы подразумеваем под загрязнением окружающей среды? Приведите примеры загрязнения почвы, воды, воздуха.
                (слайд 9)

                Вывод: по вине человека численность многих растений постоянно снижается.

                Физминутка

                Встали, поглядели вверх. Высоко вверху шумят листочками деревья – верхний ярус. Потрясли ладошками. А теперь присядем и станем средним ярусом – кустиками. Встали опустили голову вниз и внимательно посмотрели под ноги. Мы идём (шагают) по нижнему ярусу – траве, где прячутся грибы и ягоды. Посмотрите влево, прямо, вправо. А вон по полянке скачет зайчик. Поскакали и мы вместе с ним. Зайка убегает от лисы, путает следы. Вот он прыгнул влево, назад, вправо, вперёд, делает петлю, бежит назад по-своему следу и прыг в кусты, притаился, сидит тихо-тихо. Сядем и мы тихонько и продолжим урок.

                Какие именно растения нуждаются в охране?

                – Ребята, я сегодня была в библиотеке и взяла там одну интересную книгу. Кто знает, что это за книга? (Ответы детей)

                В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы, который составил мировой список животных и растений. Учёные решили назвать этот список Красной книгой.

                Ученица читает стихотворение

                Охраняется Красною книгой
                Столько редких животных и птиц,
                Чтобы выжил простор многоликий
                Ради света грядущих зарниц.
                Чтоб пустыни нагрянуть не смели
                Чтобы души не стали пусты,
                Охраняются звери,
                Охраняются змеи,
                Охраняются даже цветы!

                – А как вы думаете, почему назвали книгу именно Красной, а не жёлтой или синей? (Красный цвет – сигнал тревоги, надвигающейся опасности, предупреждения, вспомните машину пожарной охраны и т.д.)
                Красная книга – это не только сигнал бедствия, но и программа по спасению редких видов, находящихся под угрозой исчезновения.

                (слайд 10 )

                В Иркутской области существует своя Красная книга. О ней вам расскажут ребята из Учёного Совета:
                Красная книга Иркутской области является официальным справочником о состоянии 408 видов грибов, растений и животных Иркутской области, нуждающихся в охране. Книга содержит сведения об особенностях, распространении, численности и мерах охраны редких видов.
                Подготовка к изданию Красной книги Иркутской области была начата в 2008 году, после принятия правительством Иркутской области соответствующего закона. Презентация издания состоялась 20 декабря 2010 года. Тираж книги составил 1 тыс. экземпляров, над изданием работал авторский коллектив из 61 человека.
                (слайд 11)
                Растения, которые необходимо охранять: (слайд 12)

                • Венерин башмачок – встречается во всех районах области, зацветает на 18 год;
                • Кувшинка чисто-белая – редкий вид, его называют лотосом севера, часто собирается на букеты;
                • Лилия – хозяйственное освоение территории, создание водохранилищ на р. Ангаре, сенокошение, сбор растений на букеты;
                • Купальница (жарки), Сон-трава (прострел, подснежник) – расплачиваются за свою красоту и изящество.
                • Для охраны природы в нашей стране создаются и особо охраняемые территории – заповедники и национальные парки. И снова слово ребятам из Учёного Совета:

                  Заповедник – это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной. Заповедники – это, прежде всего, научные лаборатории в природе. Здесь учёные исследуют сложные законы природы, не изменённой человеком. В нашей стране около 155 заповедников. В каждом заповеднике есть особенно ценные объекты, охране которых уделяется особое внимание. В Иркутской области расположены Байкало-Ленский и Витимский заповедники.

                  Национальные парки похожи на заповедники, но между ними есть важное отличие. Заповедники закрыты для туристов, а национальные парки – это природные музеи под открытым небом. Здесь проводят экскурсии для всех любителей природы. В Иркутской области находится

                  Прибайкальский национальный парк.

                  Для сохранения исчезающих растений создаются и ботанические сады, в которых учёные занимаются разведением тех растений, которым грозит исчезновение. Ведь если какой-нибудь вид растений совсем исчезнет в природе, его никто не сможет восстановить. Если же в ботаническом саду сохранится хотя бы несколько растений этого вида, их можно будет размножить и постараться вернуть в природу.

                  5. Закрепление изученного

                  – Итак, красивые растения страдают, как правило, от рук человека. Давайте сейчас попробуем выработать правила поведения, создать рекомендации для людей, направленные на сохранение растений.

                  1 группа – разрабатывает правила друзей природы
                  2 группа – создаёт агитационный плакат (выбирая нужные картинки и фразы из предложенных)
                  3 группа – пишет синквейн

                  Итог работы – слайд 13

                  Итог урока, домашнее задание

                  – Вот и заканчивается наш урок. И мне хочется закончить его строчками стихотворения:

                  …Давай пройдемся медленно по лугу
                  И здравствуй, скажем, каждому цветку.
                  Я должен над цветами наклониться
                  Не для того, чтоб рвать или срезать,
                  А чтоб увидеть добрые их лица
                  И доброе лицо им показать.

                  Рефлексия

                  – Давайте сейчас сделаем первый шаг в охране растений – посадим полянку знаний. Выберите на парте любой цветок и продолжите фразу на нём… (Сегодня я узнал на уроке…, Мне захотелось…, Я раньше не знал…, Мне было интересно… и т.д.)

                  Домашнее задание:

                  • Прочитать стр.84-88, выполнить задания в тетради по этой теме;
                  • Составить сообщение о растении из Красной книги;
                  • Нарисовать растение из Красной книги.
                  • ОХРАНА РАСТЕНИЙ (групповая работа). Г. Балтийск МОУ Гимназия 7 Учитель Губардина Н. Р. — презентация

                    Презентация была опубликована 4 года назад пользователемНаталья Меркулова

                    Похожие презентации

                    Презентация на тему: » ОХРАНА РАСТЕНИЙ (групповая работа). Г. Балтийск МОУ Гимназия 7 Учитель Губардина Н. Р.» — Транскрипт:

                    2 Тема урока ОХРАНА РАСТЕНИЙ (групповая работа) Г. Балтийск МОУ Гимназия 7 Учитель Губардина Н. Р.

                    3 Цели урока Предметные компетентности : Значение растений в жизни животных и человека; Растения – источник питательных веществ и кислорода; Почему растения нуждаются в охране; Охрана лекарственных растений; Как надо охранять дикорастущие растения; Коммуникативные: Работа в парах; Работа в группах; Совместная деятельность: ученик-ученик, ученик-учитель, группа- лидер

                    4 План работы Какое значение для человека и животных имеют растения? Почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими? Что делается в нашей стране для охраны растений? Экологические задачи Какие правила поведения мы должны соблюдать, чтобы не причинить вред растениям

                    5 Значение растений в жизни животных и человека. Растения «легкие» планеты. «Зеленая кухня». Источник древесины. Растения –лекарственные. «Дом» и пища для животных. Корни растений укрепляют почву. Растения-источник питательных веществ и кислорода.

                    6 Почему растения становятся редкими ? Хозяйственная деятельность людей. Сбор букетов. Неумеренный сбор лекарственных трав. Вытаптывание.

                    7 Что делается в нашей стране для охраны растений? Редкие растения запрещено собирать. Редкие растения запрещено собирать. Особая защита в заповедниках,где вся природа неприкосновенна. Особая защита в заповедниках,где вся природа неприкосновенна. Закон об охране окружающей среды. Закон об охране окружающей среды. Много редких растений из всего мира выращивают в ботанических садах. Много редких растений из всего мира выращивают в ботанических садах.

                    8 Под угрозой исчезновения Охрана растений. Под угрозой исчезновения. Эдельвейс

                    9 Редкие растения. Кувшинка белая Волчье лыко Сон-трава

                    10 Редкие лекарственные растения. Примула( первоцвет) Валериана Плаун

                    11 Растения можно заготавливать. Пастушья сумка Подорожник

                    12 Экологические задачи 1. Сколько погибло бы цветущих растений, если каждый ученик класса сорвал хотя бы одно растение, а десять? (Вывод) 2. Что может произойти с деревьями, если в лесу станет мало птиц? 3. Что может случиться, если ребята будут ловить бабочек? 4. Что случится на планете, если исчезнут растения?

                    13 Правила поведения в природе Правила поведения в природе. Нельзя срывать растения для букетов. Лекарственные растения можно собирать в тех местах, где их много, оставляя часть в природе. Больше сажать растений в городах и сёлах. Ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания.

                    www.myshared.ru

                    Цели:

                    1. Вовлечь детей в процесс деятельности на уроке; развить интерес к предмету;

                    2. Обобщить знания учащихся о значении растений в жизни животных и человека;

                    3. Воспитывать экологическую культуру школьников, учить бережно относиться к растениям, учить беречь родную Землю;

                    4. Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую грамотность школьника;

                    5. Раскрыть факторы отрицательного воздействия человека на растения (различные виды хозяйственной деятельности, сбор букетов, неумеренная заготовка лекарственного сырья, вытаптывание);

                    6. Рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.

                    7. Воспитание чувства товарищества и коллективизма, умение работать в парах, в группе.

                    Оборудование: плакат М.Пришвина “Охранять природу – значит, охранять Родину”, Красная книга, растения Красной книги, картины с лекарственными растениями, карточки с надписями, картины природы, кроссворд, кассета с музыкой природы, цветы к сценке, маски для сценки, кассета с песней “Не рвите цветы”, тексты песен, запрещающие знаки (для аппликации), видеоролик, толковый словарь.

                    Ход урока

                    1. Организационный момент.

                    2. Введение в тему урока. Подготовительная работа.

                    — Ребята, посмотрите внимательно, мы с вами оказались в лесу на сказочной полянке.

                    (Сценка “Не рви первые цветы”)

                    В первый тёплый день весенний в лес пошли Марина с Сеней.
                    Дети видят вдруг цветы небывалой красоты.
                    “Посмотри сюда, Марина! Что за чудная картина!
                    Прямо около снегов здесь полянка из цветов!
                    Посмотри, они какие –нежные и голубые!
                    Соберу-ка я букетик: Завтра будет женский праздник.
                    Маме дам цветочки эти, что я – не мужчина разве?
                    Я и бабушке готов подарить букет цветов!
                    И тебе, как младший брат, подарить их буду рад!
                    Посмотри сюда, Маринка! На цветок легла снежинка!
                    Вижу в первый раз такое чудо дивное лесное!”
                    “Сеня! Больше рви цветочков! Ты пройдись везде по кочкам!
                    Подожди, я прибегу и с цветами помогу!”
                    Дети тщательно и рьяно обобрали всю поляну.
                    Тут приходят зайчики, прибегают белочки.
                    И ругают мальчика, объясняют девочке:
                    “Ну, зачем вы, детвора, все подснежники сорвали?
                    Мы вчера, позавчера на поляну любовались!
                    Как росли красиво тут синие цветочки!
                    А сегодня здесь растут лишь пеньки да кочки!
                    Знайте, трепетный подснежник очень тонкий, хрупкий, нежный.
                    Это – редкий вид, и он в книгу Красную внесён.
                    Если рвать цветочки эти будут взрослые и дети,
                    Не увидим их совсем мы нигде на белом свете!
                    Никогда из первоцветов вы не делайте букетов!”
                    Огорчился очень Сеня, смотрит он на свой букет.
                    Это не букет, а веник, красоты в помине нет!
                    “Жаль, поникли все цветочки! – Сеня молвит со слезами. —
                    И пропал подарок маме!” Никогда Марина с Сеней
                    Тот букетик не забудут, и подснежников весенних
                    Больше рвать они не будут!

                    — Ребята, скажите, пожалуйста, всё ли правильно сделали Марина с Сеней?

                    — Какую ошибку они совершили?

                    — А кто из вас любит собирать цветы в букеты?

                    — Какую пользу вы оказываете этим природе? (наносим вред)

                    — Человек наносит природе большие и маленькие раны. И сегодня на уроке мы поговорим об этих тревожных сигналах природы, совершим путешествие по страницам Красной книги. Тема нашего урока: “Охрана растений”.

                    3. Беседа “Значение растений для животных и человека.”

                    — Как хорошо, что на Земле есть растения! Без растений не было бы жизни на Земле!

                    — Какое значение имеют растения для людей?

                    Топливо Бумага Кислород Пища Лекарства

                    Ткани Строительный материал

                    (Растения выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания живых существ. Люди питаются растениями и продуктами, полученными из них. Делают ткани, бумагу. Многие растения лекарственные. Растения служат и как строительный материал.)

                    — Какое значение имеют растения для животных?

                    (Для животных растения – это и “Дом” и “Пища”.)

                    — Могут ли животные и человек жить на Земле без растений? (Не, не могут. Только растения образуют сахар, крахмал и другие питательные вещества, необходимые для человека и животных).

                    4. Физкультминутка.

                    (под музыку дети делают зарядку)

                    5. Знакомство с Красной книгой.

                    На земле исчезают цветы,
                    С каждым годом заметнее это.
                    Меньше радости и красоты
                    Оставляет нам каждое лето.
                    Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
                    Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы,
                    Опустеют все поляны, и не будет красоты.

                    — Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. Растения нуждаются в охране. Поэтому люди создали Красную книгу. (показ книги)

                    — Красная книга! Почему она красная? (Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановитесь! Ещё один неосторожный шаг, и может быть поздно.)

                    — Ребята нам приготовили сообщение о Красной книге.

                    Охраняется Красной книгой
                    Столько разных животных и птиц,
                    Чтобы выжил простор многоликий
                    Ради света грядущих зарниц.
                    Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
                    Чтобы души не стали пусты
                    Охраняются звери,
                    Охраняются змеи,
                    Охраняются даже цветы.
                    Красная книга, Красная!
                    Значит природа в опасности!
                    Значит нельзя терять даже мига.
                    Всё живое хранить зовёт,
                    Пусть зовёт не напрасно
                    Красная книга, Красная книга!

                    — Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности.

                    Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. Красная книга сама не охраняет, а только фиксирует, предупреждает. Всякая Красная книга состоит из цветных страниц.

                    Чёрные: На чёрных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер.

                    Красные: На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие растения и животные.

                    Жёлтые: На жёлтых страницах те растения и животные, количество которых быстро снижается, которым грозит “переселение” на опасные красные страницы.

                    Белые: На белых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало изучены, места их обитания труднодоступны или точно не установлены.

                    Зелёные: На зелёных страницах – самых обнадёживающих – те животные и растения, которых удалось сохранить, спасти от вымирания.

                    Идея Красной книги – спасти животный и растительный мир.

                    6. Работа с учебником.

                    — А какие же растения занесены в Красную книгу, мы прочитаем в учебнике на странице 85 со слов “Многие растения…” (показ растений, занесённых в Красную книгу).

                    7. Хозяйственная деятельность людей и условие жизни растений.

                    — Но к сожалению, хозяйственная деятельность людей пагубно влияет на жизнь растений. Например, на месте леса люди строят завод или роют карьер, на месте луга устраивают ферму. Много дикорастущих растений гибнет. Так постепенно человек как бы наступает на природу.

                    — Подумайте, ребята, как или чем наносит вред растениям человек?

                    Человек наносит вред растениям:

                    — неумеренным сбором лекарственных растений

                    — Очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. Такие растения не дадут плодов и семян, а значит, и потомства. Сорванные растения быстро вянут, а в природе они ещё долго могли бы радовать нас!

                    — Замечательное богатство природы – лекарственные растения. Некоторые виды лекарственных растений из–за неумеренного сбора уже стали редкими. Эти растения совсем не надо собирать. Лучше всего заготавливать: пижму, подорожник, пастушью сумку, тысячилистник, калган.

                    — Бывает, что люди, даже не срывая растения, губят их. Причина этого- вытаптывание. Идёт человек по лесу и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы. К тому же под ногами людей уплотняется почва. В такой почве остаётся мало воздуха, воды, и растения на ней жить не могут, они погибают.

                    В нашей стране, как и во всём мире, крепнет движение за сохранность всего живого. Существует организация “Гринпис”. В России таких людей называют “зелёными”. Ведь зелёный цвет – это цвет жизни. Недаром народная мудрость гласит: “Человек не напрасно прожил жизнь, если он вырастил хотя бы одно дерево”. Помните, из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой – сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнём!

                    8. Релаксация. Отрицательное воздействие человека на мир растений.

                    — Сейчас вы под музыку будете работать в парах. Вы должны составить запрещающие знаки, которыми вы покажите отрицательное воздействие человека на мир растений. Для этого вам понадобится клей.

                    (дети составляют аппликацию под музыку)

                    1. Нельзя разжигать костров в лесу в пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом с места, где горел костёр, хорошо ли он потушен.
                    2. Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
                    3. Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
                    4. Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.
                    5. В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

                    — Какие вы молодцы, ребята! А какие чудесные знаки у нас получились.

                    — Ребята, подумайте, пожалуйста, и скажите как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять растениям вреда?

                    Природа – наше богатство; сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и долг. Вдумайтесь в содержание призыва к нам писателя Михаила Пришвина “Рыбе – вода, птице – воздух, человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину.”

                    — Как вы понимаете эти слова?

                    9. Проверка домашнего задания. Пословицы и поговорки.

                    — К сегодняшнему уроку вам было задано подобрать, найти пословицы и поговорки об охране природы. Зачитайте их, пожалуйста.

                    10. Стихи о природе.

                    — Ребята к сегодняшнему уроку выучили по желанию стихи о природе. Послушаем их.

                    11. Работа в тетрадях.

                    — Откроем рабочие тетради на странице 37, задание № 2.

                    — Пронумеруйте примеры отрицательного воздействия человека на мир растений, выраженные этими знаками.

                    12. Занимательная минутка. Кроссворд.

                    — А сейчас, чтобы продолжить дальше наш урок нужно отгадать кроссворд. Если мы правильно впишем в клетки слова, то по горизонтали прочтём очень важное слово.

                    1. Это растение иногда ещё называют столетником, считая, что он цветёт через сто лет. Растёт в пустыне. А у нас это комнатное растение. Сок в листьях горький, но очень полезный. (алоэ)

                    Не огонь, а жжётся,
                    В руки не даётся.
                    Выросла под ивой,
                    Звать её (крапива).

                    Стоит в саду кудряшка –
                    Белая рубашка,
                    Сердечко золотое,
                    Что это такое? (ромашка).

                    Её всегда в лесу найдёшь –
                    Пойдём гулять и встретим:
                    Стоит колючая, как ёж,
                    Зимою в платье летнем (ель).

                    Первым вылез он с землицы
                    На проталинке.
                    Он мороза не боится
                    Хоть и маленький (подснежник).

                    На жарком солнышке подсох
                    И рвётся из стручков (горох).

                    Кудри в речку опустила
                    И о чём-то загрустила,
                    А о чём она грустит,
                    Никому не говорит. (ива)

                    Осень в сад к нам пришла,
                    Красный факел зажгла.
                    Здесь дрозды, скворцы снуют,
                    И, галдя, его клюют. (рябина)

                    — Какое же слово получилось по горизонтали? (экология)

                    — Ребята, а как вы думаете, что же такое экология?

                    — Давайте зачитаем в школьном толковом словаре это определение. (читает ученик).

                    Экология – наука, изучающая взаимоотношения животных и растительных организмов между собой и с окружающей средой, а также воздействие человеческой деятельности на окружающую среду.

                    Берегите эту Землю, эту воду,
                    Даже малую былиночку любя.
                    Берегите всех зверей внутри природы,
                    Убивайте лишь зверей внутри себя.
                    У природы живые краски,
                    Миллионы лучистых соцветий.
                    Для чего чудеса из сказки,
                    Если в жизни их можно встретить?

                    13. Работа в тетрадях.

                    — Продолжим работать в рабочих тетрадях, страница 39, задание № 6.

                    — Запишите буквы по порядку. Что получилось? (Берегите растения!) Это вывод по нашему сегодняшнему уроку.

                    14. Итог урока.

                    — Во всём мире и в нашей стране редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся в заповедниках, национальных парках. Много растений со всего мира выращивают в ботанических садах.

                    — Что люди могут сделать для охраны растений? (Сажать больше деревьев и кустарников).

                    — Давайте прочитаем правила друзей природы в учебнике на странице 86. (дети зачитывают).

                    — Ребята, а как вы думаете, только ли растения надо охранять?

                    (Нельзя забывать и о том, что в природе всё взаимосвязано. Поэтому охране растений помогает борьба с загрязнением воздуха и воды, охрана насекомых-опылителей, птиц).

                    15. Просмотр видеоролика.

                    Прекрасен мир живой природы, а люди – часть его. Нам надо сообща беречь, умножать, познавать этот великий мир! Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит и человека в самом великом смысле этого слова!

                    -Сегодня на уроке многие ребята были очень активны, за это они получают пятёрки.

                    — Откроем дневники и запишем домашнее задание на следующий урок: с. 84 – 88 читать, отвечать на вопросы, с. 37 № 3, № 4.

                    — Ну а хотела бы я завершить наш урок песней. На столах у вас лежит текст песни, и под музыку мы попробуем её спеть. Песня “Не рвите цветы” (Дети поют песню)

                    Как светла Земля на заре
                    И распахнута вся для сказок,
                    В жемчугах она, в серебре,
                    В изумрудах она, в алмазах.
                    Не рвите цветы, не рвите,
                    Пусть будет нарядней Земля,
                    А вместо букетов дарите
                    Васильковые,
                    Незабудковые
                    И ромашковые поля!
                    Птиц разбуженных голоса
                    Завораживают и манят,
                    Может, прячутся чудеса,
                    Как табун лошадей в тумане?
                    Не рвите цветы, не рвите,
                    Пусть будет нарядней Земля,
                    А вместо букетов дарите
                    Васильковые,
                    Незабудковые
                    И ромашковые поля!
                    Расколдована тишина
                    С самым первым лучом рассвета,
                    Значит, кончилось время сна,
                    Все цветы ждут слова привета.
                    Не рвите цветы, не рвите,
                    Пусть будет нарядней Земля,
                    А вместо букетов дарите
                    Васильковые,
                    Незабудковые
                    И ромашковые поля!

                    — На этом наш урок закончен, всем большое спасибо.

                    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai