Полезные статьи

Правило на лаг лож в корне слова

Правило на лаг лож в корне слова

§ 35. Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с чередующимися гласными.

1. Корни с буквами а и о .

гар — гор . На месте безударного гласного пишется буква о , хотя под ударением — а , напр.: горе́ть, нагоре́ть, угоре́ть, выгора́ть, загоре́лый, погоре́лец, горю́чий ; но: гарь, зага́р, нага́р, уга́р . Исключения ( гар без ударения): вы́гарки, и́згарь, при́гарь, гарево́й (наряду с вариантом га́ревый ).

зар — зор . На месте безударного гласного пишется а : заря́, зарни́ца, зарево́й, озари́ть, озаря́ться, озаре́ние, заря́нка (птица), заря́ница ; под ударением — а и о , ср.: за́рево, лучеза́рный, светоза́рный и зо́ри (мн. ч. слова заря́ ), зо́рька, зо́ренька, зо́рюшка, зо́ря (военный сигнал, обычно в выражении бить или играть зорю ).

кас — кос . В этом корне пишется а , если после корня следует а ; в остальных случаях пишется о : ср. касаться, касание, прикасаться, касательство, касательно, но коснуться, прикоснуться, соприкосновение, неприкосновенный (под ударением гласный корня не встречается).

клан — клон . На месте безударного гласного пишется о , напр.: поклони́ться, наклони́ть, преклони́ть, склони́ться, отклоня́ться, преклоня́ться, преклоне́ние, склоне́ние ; под ударением — о и а : ср. покло́н, накло́н, накло́нится, скло́нный, непрекло́нный и кла́няться, раскла́няться, откла́няться.

крап — кроп. Без ударения пишется буква о в словах со значением ‘покрывать каплями, брызгами’: кропи́ть, кропле́ние (от кропи́ть ), окропи́ть, окроплённый, окропля́ть ; буква а — в словах со значением ‘покрывать мелкими пятнышками, точками’: краплёный, крапле́ние (от кра́пать в значении ‘покрывать крапинами, наносить крап’), вкрапле́ние . Под ударением — только а : кра́пать, кра́пина, кра́пинка, вкра́пить, вкра́пленный, крап.

лаг — лог — лож . На месте безударного гласного перед г пишется а , перед ж — о , напр.: излага́ть, облага́ть, предполага́ть, прилага́ть, разлага́ть, безотлага́тельный, отлага́тельство, влага́лище, прилага́тельное, слага́емое, стихослага́тель , но: заложи́ть, изложи́ть, отложи́ть, положи́ть, предложи́ть, приложи́ть, изложе́ние, положе́ние, предложе́ние, стихосложе́ние, обложно́й, отложно́й . Под ударением всегда о : нало́г, зало́г, подло́г, подло́жный, поло́жит, поло́женный . В слове по́лог , где корень -лог- в современном языке уже не выделяется, без ударения перед г пишется о .

мак — мок — моч . На месте безударного гласного пишется перед к буква а в словах со значением ‘окунать, погружать в жидкость’: макать, макнуть, обмакнуть ; буква о — в словах со значением ‘становиться мокрым’: намокать, отмокать, обмокать, промокать (под дождём), в словах, производных от мокрый (напр., мокроватый, мокрота, мокрота, мокрица ) (под ударением — в словах мокрый, мокнуть, намокнуть, промокнуть и т. п.), и в словах со значением ‘осушать чем-н. впитывающим влагу’: промокать, промокнуть, промокательный, промокашка . Перед ч — всегда буква о , напр.: мочить, намочи, промочу, вымоченный (ср. под ударением: мочит, смоченный ; о глаголах на -иватъ типа смачивать, вымачивать см. § 34, примечание 2).

пай — пой (в глаголе паять и однокоренных словах). Без ударения пишется а : пая́ть, запая́ть, распая́ться, пая́льник и т. п. Под ударением — а и о : ср. запа́янный, запа́йка, спа́йка, спа́йный и припо́й, напо́й .

плав — плов . Без ударения пишется а : плаву́чий, плавни́к, поплаво́к, плаву́н (трава; жук; водяной опоссум), плавуне́ц (жук), плаву́нчик (птица), сплавля́ть, сплавно́й, на плаву́, наплавно́й ; но: пло́вец и пло́вчиха с буквой о . Под ударением — только а : пла́вать, лесоспла́в .

Примечание. В слове плывун (грунт) пишется буква ы , как и в других словах, производных от глагола плыть — плыву: наплывать, подплывать, расплываться и т. п.

равн — ровн . Буква а пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ра́вный ‘одинаковый’, напр.: равня́ть (кого-что-н. с кем-чем-н.), равня́ться (чему-н. или с кем-чем-н.), приравня́ть, поравня́ться, сравни́ть(ся), сравне́ние, сравня́ться (в чем-н.), сравня́ть (счёт), подравня́ть, выравня́ть (напр., строчки — ‘сделать равными по длине’), уравня́ть, уравне́ние, уравни́ловка, равнопра́вный, равноси́льный, равноце́нный, равнове́сие, равноде́нствие, наравне́, равно́ .

Буква о пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ро́вный ‘гладкий, прямой, без неровностей’, напр.: ровня́ть (грядку, поверхность дороги), заровня́ть, разровня́ть, подровня́ть, вы́ровнять (сделать ровным, гладким, прямым).

Однако в словах по́ровну, рове́сник , связанных по значению с равный , пишется буква о ; в слове равнина , связанном по значению с ровный , — буква а . В словах с неясной соотнесенностью пишутся: буква а — в глаголе равня́ться (в шеренге, при построении) и производных от него словах равне́ние, подравня́ться, вы́ровняться (в строю); буква о — в сочетании не ровён час , в слове у́ровень .

разн — розн . В многочисленных сложных словах с первой частью разно- (разноро́дный, разносторо́нний, разноголо́сица и т. п.) без ударения пишется буква а , в слове по́рознь — буква о Под ударением — а ( ра́зный, ра́зница, ра́зниться ) и о ( ро́знь, ро́зниться, разро́зненный ).

рос(т) — рас(т) — ращ . На месте безударного гласного пишется: а) перед с (без последующего т ) — буква о : росла́, росли́, вы́рос, вы́росший, за́росль, по́росль, во́доросль, не́доросль ; исключение — о́трасль и производные от него ( отраслево́й, межотраслево́й, многоотраслево́й ); б) перед ст — буква а , напр.: расти́, расту́, расти́ть, подрасти́, вы́расти, вы́растить, вы́расту, выраста́ть, прорасти́ть, произраста́ть, нараста́ть, возрасти́, возраста́ть, во́зраст, расте́ние, расти́тельность, дикорасту́щий ; исключения: росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост, выростно́й, вы́росток, за́росток, про́рость, подростко́вый (наряду с вариантом подро́стковый ); в) перед щ всегда а , напр.: ращу́, вы́ращу, вы́ращенный, прираща́ть, нараще́ние, сраще́ние .

Под ударением перед с (с последующим т и без него) — только о , напр.: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы .

скак — скок — скач — скоч . Если корень оканчивается на к , то на месте безударного гласного пишется буква а , напр.: скака́ть, прискака́ть, ускака́ть, скакну́ть, скака́лка, скаку́н, на скаку́, скаково́й , хотя под ударением — о , напр.: ско́к, наско́к, отско́к, поско́к, соско́к (о глаголах на -ивать типа наскакивать см. § 34, примечание 2).

Если корень оканчивается на ч , то пишутся: буква а в формах глагола скакать и производных от него глаголов (напр.: скачу́, скачи́, обскачу́, обскачи́, поскачу́, поскачи́ ), а также в слоне скачо́к (проверкой служат формы тех же глаголов — напр., ска́чет, поска́чем , и производные ска́чка, вска́чь ); буква о — в приставочных глаголах на -скочить (напр.: вскочи́ть, вскочу́, вскочи́, вы́скочить, вы́скочу, вы́скочи, соскочи́ть, подскочить ) и в слове выскочка (проверка — формами тех же глаголов, кроме вы́скочить : вско́чит, соско́чат и т. п.).

Ср.: проскачу́ ( сто вёрст ), проскачи́ (формы глагола проскака́ть, проска́чет ) и проскочу́, проскочи́ (формы глагола проскочи́ть, проско́чит ) ; подскачу́, подскачи́ (формы глагола подскака́ть, подска́чет приблизиться вскачь’) и подскочу́, подскочи́ (формы глагола подскочи́ть, подско́чит ‘быстрым движением приблизиться к кому-чему-н. или резко подняться’).

твор — твар. В словах твори́ть, творе́ние, творе́ц, сотворённый, вытворя́ть и др. без ударения пишется буква о ; под ударением — не только о ( тво́рческий, тво́рчество ), но и а ( тва́рь, тва́рный ). В слове у́тварь , где корень -твар- в современном языке уже не выделяется, без ударения пишется а .

2. Корни с буквами и и е .

блес(к,т) — блещ — блист . На месте безударного гласного пишутся буквы и и е : и — перед ст при последующем ударном а , напр.: блиста́ть, блиста́ет, блиста́ющий, блиста́ние, блиста́тельный, заблиста́ть ; е — в остальных случаях, напр.: блесте́ть, блести́т, блестя́щий, блестя́, блесну́ть, заблесте́ть, проблесну́ть, блесна́, о́тблеск, про́блеск, блещу́, блещи́, блеща́. Под ударением — е и ё : бле́ск, бле́щет, бле́щущий; поблёскивать, отблёскивать, проблёскивать, блёстки .

вис — вес. На месте безударного гласного пишется буква и в глаголе висе́ть ( виси́т, вися́ ) и производных от него ( повисе́ть, отвисе́ться и т. п.), а также в приставочных глаголах с общей частью -висеть : повиса́ть, нависа́ть, свиса́ть и т. п. (ср. под ударением: ви́снуть, пови́снуть, зави́снуть ); буква е — в словах вы́весить, вы́веска, подвесно́й, навесно́й, на весу́ (ср. под ударением: пове́сить, подве́сить, све́сить ).

лип — леп . В словах прилипать, налипа́ть и т. п. в безударном положении пишется буква и (ср. под ударением: ли́пкий, прили́пнуть ), а в словах лепи́ть, прилепи́ть, налепи́ть и т. п. — буква е (ср. под ударением: ле́пит, приле́пит, ле́пка ).

сид — се(д). На месте безударного гласного пишутся: буква и — перед мягким согласным д — в глаголе сиде́ть ( сидя́т, сиди́ ) и производных от него ( просиде́ть, засиде́ться, сиде́лка, посиде́лки и т. п.); буква е — перед твердым д : седо́к, седло́ (в последнем в формах мн. ч. — ё : сёдла ), седла́ть, седа́лище, седа́лищный, восседа́ть, заседа́ть, наседа́ть, приседа́ть, заседа́тель, председа́тель , а также — перед мягким д — в производных от слова седло́ ( седе́льный, седе́льник, чересседе́льник, седе́льце ). Под ударением — и и е , напр.: си́дя, отси́дка, уси́дчивый; се́сть, присе́сть, се́ла, домосе́д, непосе́да, насе́дка, присе́д ; в формах глагола се́сть и приставочных — также а (на письме я ): ся́ду, ся́дь, прися́дут .

Примечание 1. О написании гласных букв и и е в глагольных корнях с беглым гласным см. § 36.

Примечание 2. В глаголах с общей частью -нима́ть (напр., занимать, донимать, обнимать, отнимать, поднимать, снимать, понимать, унимать ), которым соответствуют глаголы совершенного вида на -ня́ть ( занять, принять, поднять, понять, унять и т. п.), пишется после н на месте безударного гласного буква и ; то же в глаголе вынимать (ср. сов. вид вынуть ). В некоторых глаголах этой группы безударный гласный корня может быть проверен ударным и в формах типа отнимет, поднимет, снимет (это формы глаголов на -нять ), редко — в производных словах: снимок, в обнимку.

Примечание 3. Буква и на месте безударного гласного пишется также в корне глаголов заклинать и проклинать. В соответствующих глаголах совершенного вида и других однокоренных словах пишется (как в безударном положении, так и под ударением) буква л : проклясть, проклянёт, клясть, клял, заклятие, проклятие и т. п.

orthographia.ru

Правописание чередующихся гласных «о» и «а» в корнях -лаг-, -лож-, -рос-, -раст-, -ращ-. 6-й класс

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (197,1 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

о б р а з о в а т е л ь н ы е

  • учить правописанию и употреблению данных корней, показать условия, от которых зависит правописание гласных;
  • учить правильному написанию слов с чередующимися гласными;
  • закрепить умения в разборе слов по составу;
  • р а з в и в а ю щ и е

    • развивать самостоятельность учащихся при выполнении заданий;
    • способствовать развитию образного мышления, внимания.
    • в о с п и т а т е л ь н ы е

      • формировать интерес к изучению предмета.

      Тип урока: повторительно-обобщающий.

      Формы работы: индивидуальная, коллективная.

      Оборудование урока: экран, проектор, ноутбук, презентация.

      Ход урока

      1. Организационный момент урока.

      2. Актуализация пройденного материала.

      Вопрос: По каким признакам вы различаете, когда в корнях -лож-лаг-, -рос-раст-ращ-, -кос-кас-, -гор-гар- надо писать безударную гласную О и когда безударную гласную А ?

      — в корнях -лож-лаг- в безударном положении пишется а перед г , буква о— перед ж: предполагать, предположение.

      — в корнях — раст-рос- в безударном положении пишется а перед ст, щ, в остальных случаях— о:

      расти, выросла (не перед ст, щ).

      Исключения: росток, рост, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль.

      — в корнях -кос-кас- в безударном положении пишется а , если за корнем следует суффикс -а- , в остальных случаях -о:касаться- коснуться(нет а).

      — в корнях -гор- гар- написание гласного зависит от ударения. Под ударением пишется а, без ударения- о: загар, загорать.

      Составление таблицы: Слайд №3

      Чередующиеся гласные зависят

      Устная разминка. (Слова выводятся на экран).

      №1.В каком слове ударение падает на третий слог? Слайд № 4

      №2. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня? Слайд № 5

      прик..саться, обм..кивать, предуг..дать.

      г..релый, зар..стают, прит..щить.

      отр..сль, зам..рать, подп..лзти.

      заг..релый, к..снуться, р..стовщик.

      №3.Отметьте ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква О? Слайд № 7

      Пол..гать, пол..жить, прил..жение.

      предл..гать, сл..жение, сл..гать.

      Пол..жить, ул..жить, изл..жение.

      Сл..гаемое, пол..гаться, возл..жение.

      №4. Укажите неверное объяснение написания слова. Слайд № 9

      ТуЧ- существительное мн.ч., родительного падежа на шипящий, ь не пишется.

      граММатика- двойные согласные в корне .

      рАстереть- пишется А , так как дальше следует сочетание СТ.

      холщОвый — в суффиксе прилагательного под ударением пишется О.

      Индивидуальные задания(письменные):

      • запишите как можно больше глаголов с корнем -лаг- лож-, используя приставки по-, при-, про-,с-, воз-, из-, до-.
      • составьте 4 предложения с данными словосочетаниями: восклицательное предл..жение, распол..гаться на ночлег, комнатные р..стения, заг..рает на солнышке.
      • используя приставки за- , пере-, в-, про-, вы-, образуйте слова с корнем -рос- раст- ращ-. От полученных глаголов образуйте форму прошедшего времени множественного числа.

      Словарный диктант с последующей взаимопроверкой (слова выводятся на экран). Слайд № 11

      Коснуться абажура, выгореть на солнце, уложить вещи, слагать стихи, доросли до небес, вырастала ёлка, журнал с приложением, возлагать ответственность, приехал из Ростова, газовая отрасль, ростки подснежников, выращивают растения, угарный газ, подростковый возраст.

      Работа с текстом. Слайд № 12

      1) Подростковый возр..ст характеризуется интенсивным р..стом.

      2) Действительно, никогда человек (не) р..стёт так бурно, как в этом возр..сте.

      3) Во-первых, перестраивается опорно- двигательный аппарат: нар..стает мускульная сила.

      4) Во- вторых, у подр..стка усиленно развивается грудная клетка и дыхательные мышцы.

      5) Р..стут лё(г,х)кие, увеличивается их объём и поверхность.

      6) Словом, всё направлено на то, чтобы потребность бурно р..стущего организма была удовлетворена.

      Словарная работа. Слайд № 13

      Интенсивный — напряжённый, усиленный.

      Бурно — резко, стремительно.

      Задания к тексту.

      1.Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

      2. Придумайте заголовок, определите тему, основную мысль.

      3.Определите стиль текста. Слайд № 14

      4.Определите тип речи. Слайд № 15

      4) рассуждение и описание

      5. Укажите верную морфологическую характеристику слова возраст (предложение 1) Слайд № 16

      1) одушевлённое существительное, средний род, 2-е склонение

      2) неодушевлённое существительное, средний род, 1-е склонение

      3) неодушевлённое существительное, мужской род, 1-е склонение

      4) неодушевлённое существительное, мужской род, 2-е склонение

      6. Каким членом предложения является слово подростковый (предложение1) Слайд № 17

      7. Укажите способ образования слова усиленно (предложение 4) Слайд № 18

      8. В четвёртом (4) предложении найдите имя существительное, относящееся ко 2-му склонению. Напишите это существительное в форме именительного падежа. Слайд № 19

      9. Во втором (2) предложении найдите одушевлённое имя существительное. Напишите это существительное. Слайд № 20

      10. В предложениях найдите слова, правописание которых определяется правилом: «В корне -раст- рос- безударная а пишется перед ст, щ.» Слайд № 21

      Подведение итогов урока.

      Домашнее задание.

      1. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Трудно ли быть подростком?».
      2. Индивидуальные задания:
      3. а) Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте корень с чередованием а/о: сл..жить, дол..жить, изл..гать, отр..слевой, р..стительность, пор..сль, заг..реться, уг..рный, з..рница, заг..р, приг..реть, к..сательная, прик..сновение.

        б) Найдите слова с корнями -лож-лаг-, -рос-раст-ращ-, -кос-кас-, -гор-гар-. Выпишите их и объясните написание.

        xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

        Правописание чередующих гласных в корне -лаг- (-лож-)

        Загрузить презентацию (629,2 кБ)

        Тип урока — урок усвоения новых знаний.

        Целеполагание для ученика (что надо знать, что уметь после изучения темы):

        • Предметные цели: знать правило о написании О-А в корне —лаг— — —лож-, уметь использовать на письме правило о написании О-А в корне —лаг— — —лож-, уметь различать орфограммы «Безударная гласная в корне слова» и «Гласная в корне с чередованием»; уметь различать корни-омофоны.
        • Метапредметные цели (цели, отражающие развитие ОУУД):
          • регулятивные: уметь планировать, предвосхищать полученный результат, контролировать и оценивать свои действия; уметь высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника и раздаточным материалом;
          • познавательные: уметь пользоваться различными источниками информации, анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, переводить информацию из одной формы в другую, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.
          • коммуникативные: уметь работать в парах в соответствии с нормами общения, высказывать свои суждения, слушать и понимать других; уметь строить связную монологическую речь.
          • Целеполагание для учителя

            • Предметные: формировать умение использовать на письме правило о написании О-А в корне —лаг— — —лож-, умение различать орфограммы «Безударная гласная в корне слова» и «Гласная в корне с чередованием»; совершенствовать умение различать корни-омофоны.
            • Метапредметные (цели, отражающие развитие ОУУД):
              • регулятивные УУД: формировать умение планировать, предвосхищать полученный результат, контролировать и оценивать свои действия; формировать умение высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника и раздаточным материалом;
              • познавательные: научить пользоваться различными источниками информации, совершенствовать умение анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, развивать навык перевода информации из одной формы в другую, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.
              • коммуникативные: организовать работу в группах, формировать умение работать в парах в соответствии с нормами общения, умение высказывать свои суждения, умение слушать и понимать других; помогать развивать связную монологической речь.
              • Цели воспитательные, развивающие личностную мотивацию, социализирующие цели: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умение оценивать самостоятельно достигнутые результаты.

                Оборудование, необходимые материалы: компьютер, проектор, раздаточный материал, карточки для работы в группах.

                1. Организационный момент (Слайд №2)

                Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к занятию.

                2. Постановка учебных задач (Слайды №3 – 4)

                Учитель организует погружение в проблему, создает ситуацию разрыва:

                • сообщает, что работа на уроке будет проходить в парах;
                • просит вспомнить правило проверки безударной гласной в корнях слов;
                • предлагает вставить пропущенные буквы в словах на карточке №1 (Приложение 3)
                • Задание для учащихся

                  Предл..гать, предл..жить, сл..гать, сл..жение, прил..гать, прил..жить.

                  3. Совместное исследование проблемы (Слайды № 5-8)

                  Учитель организует устный коллективный анализ учебной задачи:

                  • предлагает разобраться, какое правило действует в корне —лаг-//-лож-, для этого предлагает выполнить задание на карточке №2 (Приложение 3):
                  • Выделите в словах корни. Распределите слова в два столбика. Выделите суффиксы после корня, подчеркните конечный согласный корня. Выявите закономерность.
                    Предлагать, предложить, слагать, сложение, прилагать, приложить.

                    Учитель фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

                    4. Моделирование (Слайд № 9)

                    Учитель организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.
                    Предлагает сформулировать правило написания гласных а-о в корне —лаг-//-лож-.
                    Предлагает сравнить собственную формулировку с формулировкой учебника. (§38, п.1)

                    5. Конструирование нового способа действия (Слайд № 10)

                    Учитель организует учебное исследование для выделения понятия: предлагает составить алгоритм применения на письме правила написания гласных а-о в корне —лаг— — —лож-.

                    Ученики составляют алгоритмы и оформляют графическая запись этих алгоритмов в тетради.

                    Физминутка (Слайд № 11)

                    Учитель предлагает встать и попробовать движениями рук, покачиваниями головы изобразить алгоритм применения на письме правила написания гласных а-о в корне —лаг— // —лож-.
                    Учитель проговаривает вместе с детьми во время физминутки алгоритм применения правила.

                    6. Переход к этапу решения частных задач (практическая деятельность учащихся) (Слайды № 12-14)

                    Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.

                    Составление словосочетаний (одно из слов с корнем —лаг— — —лож-).

                    Учитель осуществляют работу по выполнению отдельных операций: учащиеся осуществляют учебные действия по составленному алгоритму (применяется групповой, индивидуальный методы).

                    Составьте с существительными из первого столбика и подходящими по смыслу глаголами из второго столбика словосочетания и запишите их. Объясните написание пропущенных букв.

                    пол..жение
                    изл..жение
                    сл..гаемое
                    предпол..жение
                    прил..гательное
                    сл..жение
                    изменить
                    высказать
                    закончить
                    просклонять
                    уменьшить
                    произвести

                    Ученики осуществляют самоконтроль.

                    Соблюдение морфологических норм при образовании видовой пары положить — класть и её парадигмы. Составление словосочетаний.

                    Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
                    Участвуют в обсуждении содержания материала.

                    7. Применение общего способа действия для решения частных задач (Слайды № 15-17)

                    Учитель организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу по совершенствованию

                    • умения использовать на письме правило о написании О-А в корне —лаг— — —лож-,
                    • умения различать омонимичные корни.
                    • Составление предложений с данными словосочетаниями. Объяснение написания пропущенных букв.

                      Составьте два предложения с данными словосочетаниями. Объясните написание пропущенных букв.

                      отл..жить газету
                      предл..гать чашку чая
                      уютно распол..житься
                      ул..жить куклу

                      Ученики применяют новый способ, осуществляя отработку операций, в которых допущены ошибки. Строят рассуждения. Используют речь для регуляции своего действия.
                      Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату.

                      Работа с омонимичными корнями. (Сравнивают слова в двух столбиках. Определяют, почему они распределены в две группы?)

                      предложение
                      положение
                      изложить
                      выложить
                      ложь
                      ложный

                      Ученики участвуют в обсуждении содержания материала. Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия.

                      7. Контроль на этапе окончания учебной темы (итог урока) (Приложение 4, Слайды № 18-31,32)

                      Диагностическая работа (на выходе):

                      организация дифференцированной коррекционной работы,
                      контрольно-оценивающая деятельность.

                      Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
                      Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.
                      Рефлексия своих действий.
                      Осуществляют пошаговый контроль по результату.
                      Рефлексия: приём незаконченного предложения. (Я узнал… Я научился… Я никогда не ошибусь…)

                      8. Осмысление домашнего задания

                      Ученики могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

                      • Выполнить упражнения 591 (1): составить и записать словосочетания с данными словами, объяснить написание гласных в корнях с чередованием.
                      • Составить и записать небольшой текст (5-6 предложений) или отдельные предложения по картине Б.М.Кустодиева «Ярмарка» (http://smallbay.ru/kustodiev.html), используя слова с корнем —лаг— — —лож-. Объяснить написание гласных в корнях с чередованием.
                      • Литература

                        1. Львова С.И. Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-11 классы. — М: Мнемозина, 2008 г.
                        2. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 5 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. Комплект из 3-х частей. — М: Мнемозина, 2008 г.
                        3. Бажанова И.А., Львова С.И. Учимся читать, слушать, говорить, писать. Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс. В 2-х частях. — М: Мнемозина, 2013 г.
                        4. Прохватилина Л.В. Проверь себя. Рабочая тетрадь. 5 класс. — М: Мнемозина, 2013 г.
                        5. Васильевых И.П. Уроки русского языка. Уроки русского языка. 5 класс. Пособие для учителя к учебнику С.И. Львовой и В.В. Львова «Рус.яз. 5 кл» — М: Мнемозина, 2013 г.
                        6. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. — М: Просвещение, 2012.
                        7. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 5 класс: Пособие для учащихся / Л.А.Ахременкова. — М.: Просвещение, 1999.
                        8. План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему:
                          «Чередование гласных О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ»

                          Открытый урок русского языка в 5 классе

                          Предварительный просмотр:

                          Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе

                          Учитель русского языка и литературы Петрухина Л.В.

                          Тема: Чередование гласных О-А в корнях лаг – лож.

                          Вид урока: урок освоения новых знаний.

                        9. формировать навык правописания А – О в корнях –лаг – лож-;
                        10. научить владению способом выбора А – О в корнях –лаг – лож-;
                        11. научить формулировать правило и четко запоминать ход действий по его применению.
                        12. развивать память, воображение, речь.
                        13. развивать у учащихся орфографическую зоркость.
                        14. воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
                        15. 1. Вступительное слово учителя.

                          — Доброе утро, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Разрешите представиться. Очень рада нашей сегодняшней встрече.

                          Пусть то недолгое время, которое мы проведем вместе, доставит вам радость, будет интересным и полезным. Итак, вперед. В тетрадях запишем число, классная работа.

                          В задании есть слова, в которых пропущены буквы. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограмму, подберите проверочные слова. (На доске слова…)

                          ВСТАВЬТЕ ПОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ, ОБЪЯСНИТЕ ОРФОГРАММУ.

                          Уд…вительный, увл…катеьный, зап…х, с…реневый, к…бинет, в…лшебник.

                          Учитель. Хорошо. А по какому принципу слова распределились в две колонки? (ответы ребят: проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова)

                          — А теперь давайте обратим внимание на следующую группу слов. Прочитайте внимательно.

                          Можно ли к словам, в которых пропущены буквы, подобрать проверочные слова. Давайте попробуем. Что-то у нас не получается. Очевидно, здесь “работает” какое-то другое правило.

                          Вот об этом языковом явлении мы сегодня и поговорим. Чередование гласных А – О в корне слова, которые нельзя проверить ударением.

                          (Запишите тему урока )

                          при ЛАГА тельное———————- с ЛОЖ ение

                          Вопросы и задания учащимся:

                          — В какой морфеме находится орфограмма?

                          — Какие гласные пишутся в корнях?

                          — Кто догадался, в каком случае пишется гласная а, в каком – о?

                          1. В корнях -ЛАГ-//-ЛОЖ- пишутся перед Г — А, перед Ж — О.

                          2. В корнях -ЛАГ-//-ЛОЖ- пишется А, если после корня суффикс А;
                          О, если этого суффикса нет.

                          3. В корнях -ЛАГ-//-ЛОЖ- пишется перед ударным ГА гласный А; если нет ударного ГА, пишем О.

                          — Сделайте вывод — сформулируйте правило

                          — Сравните свой вывод с тем, что предлагает учебник. Страница 168, §83.

                          — Где правило звучит более четко: в учебнике или то, которое вывели вы сами?
                          Учащиеся приходят к выводу, что в том правиле, которое они вывели самостоятельно, более чётко указан признак, определяющий выбор букв А//О.

                          Слово учителя. Запомните! Корни — лож — и — лаг — являются чередующимися вариантами одного и того же корня. Безударный гласный в этих корнях произносится одинаково, а буквы пишутся разные: О – в корне — лож -, А – в корне – лаг-.

                          IV. Выявление цели урока .

                          С правилом мы ознакомились.

                          — Какая проблема стоит перед нами теперь?

                          — Какой цели мы должны достичь на уроке?

                          V. Тренировочные упражнения

                          1. Распределительный диктант (класс делится на две команды. Первая команда выписывает слова с корнем лож, вторая – с корнем лаг)

                        16. Записать слова (под диктовку), распределяя их в два столбика в зависимости от варианта корня. Корень обозначить графически.
                        17. Пол_жить, распол_жение, предпол_гать, изл_гать, предл_жить, пол_гать, изл_жить, прил_гательное, предпол_жение, сл…гаемое, разл_жить, возл…гать

                          2. Прежде чем мы перейдем к следующей работе, давайте еще раз вспомним правило.

                          — — У вас у каждого есть сигнальные карточки с буквами –А –О-. Я буду читать вам слова, а вы должны выбрать нужную букву в корне, поднять соответствующую карточку.

                          Прил…гательное, прил…жение, прил…гать, пол…житься, пол…гаться, пол…жение, пол…жу, пол…гание, , предл…жение, предпол…жить, предпол…гать, предпол…жение,сложение,слагаемое, разложить,излагать.

                          — МОЛОДЦЫ! Вы очень меня порадовали.

                          Если в корне “а” — хлопаем в ладоши, если в корне “о” — встаем.

                        18. Прил…гать усилия.
                        19. Сл…жить вещи.
                        20. Отл…жить празднование.
                        21. Возл…гать надежды.
                        22. Предл…жить блины.
                        23. Безотл…гательное дело.
                        24. Радостное предпол…жение
                        25. Распол…житься у костра.
                        26. — Ребята! Закрепить наши знания, полученные на уроке, поможет песенка, на мотив песни “Хороши весной в саду цветочки” (Слова на доске).

                          1. Мы сегодня правила учили,

                          2. Лаг- и лож- мы дружно изучили,

                          Что в корнях нам — лаг- и- лож- писать,

                          Закрепляли в речи и письме

                          Суффикс находили, по нему решили,

                          Букву нам какую там вставлять.

                          3. Если суффикс – а -,

                          И в тетрадь записывали все.

                          То в корне тоже.

                          Если нет его, то -о –пиши,

                          Все запомнить сможем

                          Все запомнят это я и ты.

                          1. Разгадывание кроссворда (по группам).
                          2. Проверка по ключу .

                            1. Проектная деятельность на уроке «В гостях у лингвистической сказки».
                            2. Придумайте продолжение сказки о похождениях двух братьев Лаг и Лож.

                            3. Лингвистическая сказка о корнях ЛАГ-ЛОЖ
                            4. За тридевять земель, в Царстве русского языка, жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата -лаг- и -лож-. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных. Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но не выдержала Царица, кликнула клич по всему Царству русского языка: «Кто научит меня различать моих верных слуг — братьев -лаг- и -лож-, того награжу по-царски». Со всех земель невиданного царства-государства съехались Гласные, Согласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки. Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло, но не допрыгнуло до братьев. Гласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной показалась им эта задача. А вот две сестрицы, согласные г и ж, оказались самыми шустрыми, слишком уж им понравились братья -лаг- и -лож-. Согласная г быстро подскочила к брату -лаг-, а ее сестрица — к брату -лож-. Да так и остались навсегда с ними. С тех пор, как увидит царица Грамматика согласную г, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец -лаг-, а если сестрицу ж — то братец -лож-. Решила царица Грамматика обвенчать похожих братьев с согласными г и ж.

                            5. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СКАЗКА О ЛАГ И ЛОЖ

                            В тридесятом царстве, в тридевятом государстве «Язык» жили- были, не тужили, со словами не дружили 2 брата- близнеца, одинаковых с лица, звали их Лаг и Лож.

                            Долго ли, коротко ли, захотелось двум братьям своему царю Русскому языку службу сослужить добрую, творить чудеса, слова создавать. Собрались они в путь долгий и пошли по непростым дорогам знаний. Три дня и три ночи шли наши герои, и вдруг встретился им на пути камень, а на нем надпись: «Направо пойдешь — приставки найдешь, налево пойдешь — суффиксы встретишь, а прямо пойдешь — на все части слова набредешь». Решили наши молодцы прямо пойти, со всеми морфемами повстречаться и образовать как можно больше слов.

                            Синими морями, темными лесами шли наши богатыри в страну Словообразование, наконец, добрались.

                            С великой радостью встретили их приставки, суффиксы и окончания, ведь именно корни являются главными частями слова. На общем совете было принято решение, подарить корню Лаг красную шапочку в виде суффикса -а-, чтобы слова, в состав которых входят эти братцы, не путались.

                            Так и стали жить Лаг и Лож в стране Словообразование и творить чудеса: создавать новые слова, которые по смыслу были очень похожи, но в то же время немного все-таки отличались.

                            Вот и сказке конец,

                            а кто слушал — молодец!

                            От каждой команды приглашается по одному ученику к доске – он «встаёт на ворота». Команда-противник имеет в своём арсенале 5 слов на нужную орфограмму, они «забивают» вратарю пять мячей-слов. Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил (слова или словосочетания каждая команда может придумать сама).

                          3. Расположение лагеря 1. Прилагать усилия
                          4. Слагать песни 2. Отложить празднование
                          5. Предложить кофе 3. Возлагать надежды
                          6. Сложить вещи 4. Предложить блины
                          7. Излагать мысли вслух 5. Расположиться у костра
                          8. Задание: выписать слова на данную орфограмму, выделить корень. Подчеркнуть буквы о-а.

                          9. Безрукий, безногий старик через реку мост проложил. (Мороз, лед на реке)
                          10. В избе-губа, на губе — труба, я лучинку зажег, положил на порог, зашумело в избе, загудело в трубе. (печь)
                          11. Длинной шеей поверчу, груз тяжелый захвачу, где прикажут положу — человеку я служу. (подъемный кран)
                          12. Вложу, сложу , за море пущу, и там заговорит. (письмо)
                          13. Весёлое стихотворение:
                          14. На опушке в избушке

                            У каждой старушки лукошко,

                            В каждом лукошке расположилась кошка.

                            Кошки в лукошках

                            Шьют старушкам сапожки.

                            Задание: по данной картинке придумать предложение, используя слова на данную орфограмму.

                            — Чему учились на уроке?

                            — От чего зависит написание букв О–А в корнях -лаг-/-лож-?
                            7. Домашнее задание даётся дифференцированно по выбору учащихся .

                            • Сочините лингвистическую сказку или стишок о корнях -лаг- -лож-.
                            • Составьте диктант на правописание корней с чередованием а – о (25 слов)
                            • Выполните упражнение № 571
                            • — Каким бы вы «Смайликом» оценили свою работу на уроке?

                              — Я работу класса в целом оценила бы весёлым «Смайликом».

                              — Давайте улыбнёмся друг другу. Запомним это состояние радости после хорошо сделанной работы!

                              nsportal.ru