Полезные статьи

Правило на две нн в причастиях

Н и нн в суффиксах

Правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи

В этом задании необходимы знания о способах образования слов!

Подсказка. Информацию о них ты сможешь найти в задании В1.

Правило.

В зависимости от части речи правило делится на три части.

Полные прилагательные и причастия.

Помни! Обе части речи в начальной форме отвечают на вопрос: какой?

Прежде чем будешь применять правило, посмотри, не является ли это слово исключением! К ним относятся:

Различай!

Краткие прилагательные и причастия.

Чтобы справиться с этой частью правила, необходимо знать признаки каждой из частей речи.

Существительные и наречия.

В наречиях пишется столько же Н, сколько и в словах, от которых они были образованы:

взглянул беше?о – беше?ый (см. часть №1 правила: образовано от глагола бесить несовершенного вида, без приставки и суффиксов –ОВА/-ЕВА = бешеНый = бешеНо)

Помни!

Алгоритм действий.

1. Определи, какой частью речи являются слова, в которых пропущены –Н- или –НН-. Это необходимо для того, чтобы знать, какой часть правила пользоваться.

2. Вспомни, не является ли это слово исключением.

3. Подумай, от какого слова образованы разбираемые слова.

4. По правилу определи написание.

Разбор задания.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Манеры его не отличались простотой, а были изыска(1)ы. В лабиринте кривых, узких и немоще(2)ых улиц вечно шмыгал народ. Шоферы спорили с погрузчиками, что машина недогруже(3)а.

1) 1,2 2) 1,3 3) 1,2,3 4) 1

Манеры (каковы?) изыска(1)ы. Это краткое прилагательное, так как его можно заменить полной формой изыска…ый. Определяем написание полной формы: изыска…ый образовано от глаголаизыскать, в котором есть приставка из-. Таким образом, как в полной, так и в краткой форме пишем две НН.

Немоще(2)ых (каких?) улиц. Это полное прилагательное, образованное от глагола несовершенного вида мостить. Приставка не- не влияет на написание, суффиксов –ОВА/-ЕВА нет, зависимые слова тоже отсутствуют. Пишем одну Н.

Машина недогруже(3)а (что сделана?). Это краткое причастие, так как можно заменить глаголом недогрузили. В кратких причастиях пишется одна Н.

Таким образом, правильный вариант – ответ №4.

Потренируйся.

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Дом стоял несколько в стороне от леса; стены его тут и там были подновле(1)ы свежими лесинами, окна покраше(2)ы белилами, маленькое крылечко сбоку, изукраше(3)ое резьбой, еще пахло смолой.

1) 1 2) 1, 2 3) 3 4) 1, 2, 3

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

На переднем плане картины на фоне фигур ряже(1)ых с маза(2)ыми сажей лицами ярко выделяется девичья фигура в белоснежном платье с плете(3)ыми рукавами.

1) 1 2) 2, 3 3) 1, 3 4) 1, 2

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

На картине «Кермесса» Рубенс изобразил толпу разгоряче(1)ых горожан, отчая(2)о отплясывающих беше(3)ый танец.

5-ege.ru

Сочинение ЕГЭ

Рекомендации по подготовке к написанию сочинения ЕГЭ

  • Во-первых, необходимо чётко знать формулировку задания:
  • Напишите со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тексту.

    Сфор­му­ли­руй­те и про­ком­мен­ти­руй­те одну из проблем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста (избегайте чрез­мер­но­го цитирования).

    Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рассказчика).

    Напишите, со­глас­ны или не со­глас­ны Вы с точ­кой зре­ния ав­то­ра про­чи­тан­но­го текста. Объ­яс­ни­те почему.

    Свой ответ аргументируйте, опи­ра­ясь в первую очередь на чи­та­тель­ский опыт, а также на зна­ния и жиз­нен­ные на­блю­де­ния (учитываются пер­вые два аргумента).

    Объём со­чи­не­ния — не менее 150 слов.

    Работа, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тексту), не оценивается. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём баллов.

    Сочинение пи­ши­те аккуратно, раз­бор­чи­вым почерком.

  • Во-вторых, следует выучить критерии оценивания сочинения. Учтите, что эксперты оценивают сочинение по критериям, а не целиком.
  • Критерии оценивания ответа на задание 26

    I

    Содержание сочинения

    К1

    Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста.

    Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.

    Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. (В этом случае работа оценивается 0 баллов по критериям К1-К4).

    К2

    Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

    Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет.

    Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл 1 пример из прочитанного текста, важный для понимания проблемы. Фактических ошибок, связанных с исходного текста, в комментарии нет.

    Сформулированная экзаменуемым проблема текста прокомментирована с опорой на исходный текст, но экзаменуемый не привёл ни одного примера из прочитанного текста, важного для понимания проблемы,

    или в комментарии допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием проблемы исходного текста.

    Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована или прокомментирована без опоры на исходный текст,

    или в комментарии допущено более одной фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста,

    или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема,

    или вместо комментария дан простой пересказ текста или его фрагмента,

    или вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста.

    К3

    Отражение позиции автора исходного текста

    Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме.
    Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет.

    Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована.

    К4

    Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме

    Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы).

    Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы.

    Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт.

    Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументов, или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например:«Я согласен / не согласен с автором»), или мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе.

    II

    Речевое оформление сочинения

    К5

    Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

    Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
    – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
    – в работе нет нарушений абзацного членения текст.

    Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

    В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста.

    К6

    Точность и выразительность речи

    Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.

    * Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10.

    Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи, или работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли.

    Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.

    III

    Грамотность

    К7

    Соблюдение орфографических норм

    орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

    допущено не более 2-х ошибок

    допущено 3–4 ошибки

    допущено более 4-х ошибок

    К8

    Соблюдение пунктуационных норм

    пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

    допущено 1–3 ошибки

    допущено 4–5 ошибок

    допущено более 5-и ошибок

    К9

    Соблюдение языковых норм

    грамматических ошибок нет

    допущено 1–2 ошибки

    допущено более 2-х ошибок

    К10

    Соблюдение речевых норм

    допущено не более 1 речевой ошибки

    допущено 2–3 ошибки

    допущено более 3-х ошибок

    К11

    Соблюдение этических норм

    этические ошибки в работе отсутствуют

    допущены этические ошибки (1 и более)

    К12

    Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

    фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют

    допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале

    Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1–К12)

  • В-третьих, необходимо знать, по какому плану писать сочинение-рассуждение.
  • Итак, план должен выглядеть следующим образом:

    1. Формулировка проблемы (первый абзац).
    2. Комментарий к проблеме (второй абзац).
    3. Позиция автора (третий абзац).
    4. Ваша позиция (четвёртый абзац).
    5. Первый аргумент (пятый абзац).
    6. Второй аргумент (шестой абзац).
    7. Заключение (седьмой абзац).
    8. Существуют и другие планы написания сочинения, но предложенный нами является самым оптимальным как для учащихся, так и для экспертов, проверяющих работу.

    9. В-четвёртых, следует запомнить речевые клише, позволяющие верно формулировать каждую из частей плана.
    10. Предлагаем вам ознакомится с необходимым минимумом речевых клише для написания сочинения.

      Клише для формулировки проблемы.

      Сформулировать проблему можно несколькими способами:

    11. В виде вопроса (самый лучший вариант формулировки проблемы).
    12. Как следует относиться к бездомным животным? Этой проблеме посвящен текст ФИО автора.

      Для чего важно стремиться к знаниям?

      Какова роль чтения в жизни человека?

      Почему нужно учиться культуре поведения?

    13. Сочетанием слова ПРОБЛЕМА с именем существительном в родительном падеже.
    14. Автор данного текста затрагивает проблему (чего?) отношения к окружающему миру.

      Автор данного текста привлекает внимание читателей к проблеме (чего?) истинных и ложных ценностей в жизни человека.

      Типичные ошибки, допускаемые при формулировке проблемы:

    15. Смешение терминов «проблема» и «тема». Учтите, что это не синонимы.
    16. Выявление сразу нескольких проблем. Конечно, чаще всего в тексте затронуто несколько проблем, но вы должны выбрать только одну и писать по ней сочинение.
    17. Сужение или расширение проблемы.
    18. Клише для написания комментария к проблеме.

      Комментарий – рассуждение по поводу выделенной проблемы. Он пишется с опорой на прочитанный текст. Вы должны привести не менее двух примеров-иллюстраций из текста, иначе будут снижены баллы.

      Примеры написания комментария:

      Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу ФИО автора рассказывает о случае…/ вспоминает о…/рассуждает о…/ рассказывает о…/приводит факты…

      Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, ФИО автора повествует о случае, произошедшем…

    19. Пересказ текста или его масштабное цитирование. Вам необходимо проанализировать текст и привести два примера-иллюстрации по проблеме. Сделать это возможно при помощи уместного цитирования, указания номеров предложений, частей текста (первый абзац/основная часть/заключение и т.п.).
    20. Комментарий не соответствует выявленной вами проблеме.
    21. Клише для выражения авторской позиции

      Позиция автора ясна и раскрывается в следующем предложении: цитата… ФИО автора считает, что…

      Автор озабочен (встревожен/обеспокоен) тем, что…

      С горечью (с радостью, с гордостью) автор говорит о том, что…

      Автор текста прямо не высказывает своего отношения к поднимаемой проблеме, но читатель может понят, что…

      Позиция автора становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста. ФИО автора считает, что…

      Типичные ошибки, допускаемые при выражении авторской позиции:

    22. Слишком объемно выражена авторская позиция. Следует писать её лаконично и чётко.
    23. Смешение понятий «автор» и «рассказчик», нельзя ставить между ними знак равенства.
    24. Клише для выражения собственного мнения.

      Нельзя не согласиться с автором текста в том, что… (тезис).

      Я согласен (согласна) с позицией автора и тоже считаю, что… (тезис).

      Я разделяю авторскую точку зрения и также думаю, что… (тезис).

      Не забываем делать переход к аргументации:

      Чтобы подтвердить свою точку зрения, приведу несколько примеров/ обращусь к примерам из художественной литературы.

      Клише для написания аргументов.

      Во-первых, хочу привести пример из произведения ФИО автора и название произведения. В нём повествуется о …. Герой этого произведения…

      Например, вспомню рассказ ФИО автора и название произведения. В этом произведении описано…

      Во-вторых, приведу еще один литературный пример, доказывающий, что…

      Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который доказывает…

      Типичные ошибки при написании аргументов:

    25. Указано лишь название произведения без отсылки к автору. В таком случает аргумент приравнивается не к литературному, а к жизненному.
    26. Недостаточно проработан литературный аргумент. Помните, что необходимо не только указать ФИО автора и название произведения, но и проанализировать художественное произведение, охарактеризовать сюжет, поступки героев.
    27. Клише для написания заключения.

      Существует несколько способов написания заключения:

    28. Обобщение информации, содержащейся в сочинении.
    29. В заключение всего вышесказанного хочется еще раз уточнить, что…

    30. Прогнозирование каких-либо событий, высказывание предположений.
    31. Хочется верить, что люди задумаются над…

    32. Призыв к действию, пожелание.
    33. Этот текст еще раз убедил меня в том, что… Так давайте же будем…

      Грамматические ошибки (Г) – это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения, т.е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.

      Г1

      Ошибочное словообразование. Ошибочное образование форм существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола (личных форм глаголов, действительных и страдательных причастий, деепричастий).

      Благородность, чуда техники, подчерк, надсмехаться; более интереснее, красивше; с пятистами рублями; жонглировал обоими руками, ихнего пафоса, вокруг его ничего нет; сколько нравственных принципов мы лишились из-за утраты духовности; им двигает чувство сострадания; ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста; вышев на сцену, певцы поклонились.

      Г2

      Нарушение норм согласования

      Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.

      Г3

      Нарушение норм управления

      Нужно сделать природу более красивую. Все удивлялись его силой.

      Г4

      Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого

      Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художе­ственной стороне произведения. Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые.

      Г5

      Ошибки в построении предложения с однородными членами

      Страна любила и гордилась поэтом.

      В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

      Г6

      Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

      Читая текст, возникает такое чувство сопереживания.

      Г7

      Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

      Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

      Г8

      Ошибки в построении сложного предложения

      Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.

      Человеку показалось то, что это сон.

      Г9

      Смешение прямой и косвенной речи

      Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

      Г10

      Нарушение границ предложения

      Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста.

      Г11

      Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

      Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

      Г12

      Пропуск члена предложения (эллипсис)

      На собрании было принято (?) провести субботник.

      Г13

      Ошибки, связанные с употреблением частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится

      Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника. В тексте всего раскрываются две проблемы.

      Речевые ошибки (Р) – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штам­пы, неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; экспрессивных средств, неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.

      Р1

      Употребление слова в несвойственном ему значении

      Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Благодаря пожару, лес сгорел.

      Р2

      Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов

      Таким людям всегда удается объегорить других. Обломов ничем не занимался и целыми днями валял дурака.

      Р3

      Неудачное употребление местоимений

      Текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю; У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

      Р4

      Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление канцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики, жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов

      По задумке автора, герой побеждает; Молчалин работает секретарем Фамусова; В романе А.С. Пушкина имеют место лирические отступления; Автор то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому кексу в грызло бы дал; Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

      Р5

      Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

      В таких случаях я взглядываю в словарь.

      Р6

      Неразличение паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно организованном контексте

      Были приняты эффектные меры; Имя этого поэта знако­мо во многих странах; В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься; грампластинка не сказала еще своего последнего слова.

      Р7

      Нарушение лексической сочетаемости

      Автор использует художественные особенности.

      Р8

      Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

      Молодой юноша; очень прекрасный.

      Р9

      Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

      В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

      Р10

      Неоправданное повторение слова

      Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного им.

      Р11

      Бедность и однообразие синтаксических конструкций

      Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

      Р12

      Употребление лишних слов, лексическая избыточность

      Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, об этом позаботится книжный наш магазин.

      Логические ошибки (Л). Логические ошибки связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.

      Л1

      Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении, тексте

      На уроке присутствовали директор, библиотекарь, а также Анна Петровна Иванова и Зоя Ивановна Петрова; Он облокотился спиной на батарею; За хорошую учебу и воспитание детей родители обучающихся получили благодарственные письма от администрации школы.

      Л2

      Нарушение причинно-следственных отношений

      В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации образования решаются слабо.

      Л3

      Пропуск звена в объяснении, «логический скачок».

      Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. [?] А как хочется, чтобы двор был украшением и школы, и поселка.

      Л4

      Перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к сочинению или изложению)

      Пора вернуть этому слову его истинный смысл! Честь. Но как это сделать?

      Л5

      Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица)

      Автор пишет о природе, описывает природу севера, вижу снега и просторы снежных равнин.

      Л6

      Сопоставление логически несопоставимых понятий

      Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей.

      Композиционно-текстовые ошибки

      Л7

      Неудачный зачин

      Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом предложении, например: В этом тексте автор…

      Л8

      Ошибки в основной части

      а) Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении.

      б) Отсутствие последовательности в изложении; бессвязность и нарушение порядка предложений.

      в) Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла.

      Л9

      Неудачная концовка

      Дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли.

      Фактические ошибки (Ф) — разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что пишущий приводит факты, противоречащие действительности, дает неправильную информацию о фактических обстоятельствах, как связанных, так и не связанных с анализируемым текстом (фоновые знания)

      № п/п

      Вид ошибки

      Ф1

      Искажение содержания литературного произведения, неправильное толкование, неудачный выбор примеров

      Базаров был нигилист и поэтому убил старуху топором; Ленский вернулся в свое имение из Англии; Счастьем для Обломова было одиночество и равнодушие.

      Ф2

      Неточность в цитате. Отсутствие указания на автора цитаты. Неверно названный автор цитаты.

      Книга очень много для меня значит, ведь еще Ленин сказал: «Век живи – век учись

      Ф3

      Незнание исторических и др. фактов, в том числе временное смещение.

      Великая Отечественная война 1812 года; Столица США — Нью-Йорк.

      Ф4

      Неточности в именах, фамилиях, прозвищах литературных героев.

      Искажения в названиях литературных произведений, их жанров, ошибка в указании автора.

      Тургеньев; «Тарас и Бульба»; в повести Тургенева «Преступление и наказание».

      ОШИБКИ ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ, ПУНКТУАЦИОННЫЕ, ГРАФИЧЕСКИЕ, ОПИСКИ

      При проверке грамотности (К7-К8) учитываются ошибки

    34. на изученные правила;
    35. негрубые (две негрубые считаются за одну):
      • в исключениях из правил;
      • в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
      • в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
      • в написании и и ы после приставок;
      • в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как…; ничто иное не …; не что иное, как … и др.);
      • в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
      • в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;
      • повторяющиеся(считается за одну ошибку повторв одном и том же слове или в корне однокоренных слов);
      • однотипные(первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку,
      • каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная):

        ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

        ! Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

        ! Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.

        ! Ошибки (две и более) в одном непроверяемом слове считаются за одну ошибку.

        При проверке грамотности (К7-К8) не учитываются ошибки

        • орфографические:
        • в переносе слов;
        • буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта);
        • прописная / строчная буквы
        • в названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог.
        • при переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы).
        • в собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент. (дон Педро и Дон Кихот).
        • слитное / дефисное / раздельное написание
        • в сложных существительных без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемых правилами и не входящих в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант);
        • на правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой /предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную);
      • пунктуационные ошибки:
        • тире в неполном предложении;
        • обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным;
        • запятые при ограничительно-выделительных оборотах;
        • различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми;
        • в передаче авторской пунктуации;
        • графические ошибки (средства письменности языка, фиксирующие отношения между буквами на письме и звуками устной речи); различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений;
        • описки и опечатки:
        • — искажение звукового облика слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля);.

          — пропуски букв (весь роман стоится на этом конфликте;

          — перестановки букв (новые наименования пордуктов);

          — замены одних буквенных знаков другими (лешендарное Ледовое побоище);

          — добавление лишних букв (в любых, дашже самых сложных условиях).

          xn—-etbbfc2ae1a2l.xn--p1ai

          Виды разборов

          Планы разборов и схемы анализа по литературе

          Нормы оценки письменных контрольных работ и устных ответов учащихся

          Ведение тетрадей по русскому языку и литературе

          Фонетический разбор

          Цель этого вида лингвистического анализа слова состоит в выявлении звукового состава последнего. При этом необходимо:

          – определить количество слогов;

          – установить качественно-количественное соотношение между буквами и звуками в слове;

          – охарактеризовать каждый звук.

          Слог – минимальная произносительная единица речи, характеризующаяся максимальной слитностью своих компонентов. Количество слогов в слове определяется числом гласных звуков, т.к. именно гласный – вершина слога: о -г о -р о д-н и -ч е -ств о .

          Ударение – это выделение с помощью фонетических средств одного из слогов слова. Ударный слог произносится длиннее, сильнее и отчетливее остальных. Словесное ударение – обязательный признак слова. Однако существует ряд слов, которые примыкают к другим словам и не несут на себе самостоятельного ударения (частицы, предлоги и некоторые др.).

          Поскольку ударение определяет фонетическое слово, в отдельных случаях его границы могут не совпадать с морфологическим словом, например, перед экз а меном, мне б о льно, р а нен был (два морфологических слова составляют одно фонетическое).

          Ударение в слове одно, однако, если слово длинное, может появиться побочное ударение: эл е ктрост а нция.

          Русское письмо не является звуковым, в силу этого в русском языке существуют определенные буквенно-звуковые соотношения. К наиболее частотным и обычно вызывающим затруднение при написании транскрипции слова, или его звукового состава, относятся следующие:

        • буква обозначает несколько звуков (е, ё, ю, я начале слова, после гласного, после разделительных Ь и Ъ): юла – [йул а ]. В отдельных случаях после Ь два звука может обозначать и гласная и: ручьи – [ручй и ];
        • несколько букв обозначают один звук (сч, жч, зч = [щ]; дс, тьс, тс = [ц]): в о зчик – [вощик], д е тский – [д’эцк’ий].
        • В русском языке, так же как и во многих других, два типа звуков: гласные и согласные. В зависимости от характера слога, в котором они находятся, гласные звуки – а их шесть: [а, о, э, у, ы, и] – делятся на ударные и безударные. Все гласные могут находиться в ударном и безударном положении, но безударный гласный о встречается лишь в отдельных заимствованных словах: радио – [р а д’ио].Согласные звуки (их 36) характеризуются по твердости/мягкости и звонкости/глухости.

          30 согласных образуют пары по твердости/мягкости: [б – б’, в – в’, г – г’, д – д’, з – з’, к – к’, ,л – л’ ,м – м’, н – н’, п – п’, р – р’, с – с’, т – т’, ф – ф’, х – х’].

          Всегда твердыми, или твердыми непарными, являются [ж, ш, ц], а всегда мягкими, или мягкими непарными, – [й, ч, щ].

          Всегда звонкими, или звонкими непарными, являются [й, л, м, н, р], а всегда глухими, или глухими непарными, – [х, ц, ч, щ].

          Следует учитывать и тот факт, что в потоке речи звуки оказывают влияние друг на друга. Сравните, например, произношение предлога к в положении перед глухим и звонким (к тебе – [кт’эб’ э ], к дому – [гд о му]), начальную и в изолированном употреблении и при наличии предлога (идеал – [ид’э а л], в идеале – [выд’э а л’э]).

          В некоторых случаях допускается несколько вариантов произношения того или иного слова: мясной — [м’исн о й] и [м’эсн о й], (о) терпении – [т’эрп’ э н’ии], [т’эрп’ э н’ийэ], [т’ирп’ э н’ии] и [т’ирп’ э нийэ], цепочка – [цэп о чка] и [цып о чка].

          Схема фонетического разбора слова (по школьной традиции).

          1. Разбейте слово на слоги, укажите количество слогов.

          2. Поставьте ударение в слове,

          укажите ударный слог.

          3. Запишите фонетическую

          4. Охарактеризуйте звуки сло­ва. Гласные: ударные — без­ударные, какой буквой обозна­чены; согласные: твёрдые, мягкие (парные, непарные),

          звонкие, глухие (парные, не­

          парные), какой буквой обозна­чены.

          5 Укажите количество звуков и букв.

          Образец разбора

          отбелить

          о-тбе-лить 3 слога

          3-ий слог является ударным [адб’ил’йт’]

          [а] — гласный, безударный; обозначен буквой «о»;

          [д] — согласный, твёрдый, парный (пара [д’]); звонкий, парный (пара [т]); обозна­чен буквой «т»;

          [б’] — согласный, мягкий, парный (пара [б]); звонкий, парный (пара [п’]);обозначен буквой «б»;

          [и] — гласный, безударный; обозначен буквой «е»;

          [л’] — согласный, мягкий, парный (пара [л]); звонкий, непарный (пара [-]); обозна­чен буквой «л»;

          [и] — гласный, ударный; обо­значен буквой «и»;

          [т ‘ ] — согласный, мягкий, парный (пара [т]); глухой, парный (пара [д’]); обозна­чен буквами «т», «ь».

          7 звуков, 8 букв

          Разбор слова по составу (морфемный анализ)

          Разбор слова по составу (морфемный анализ, от слова морфема – значимая часть слова) – один из видов лингвистического анализа, целью которого является определение состава, или структуры, слова. Он играет значительную роль в формировании орфографических навыков.

          Например, при написании прилагательных, образованных от существительных при помощи суффикса -aт, типа дощатый – брусчатый, важно определить, к какой морфеме относится буква кв производящем существительном: если к корню (доск-а), то в соответствующем прилагательном пишется щ, если к суффиксу (брус-ок), то – ч (после согласного корня).

          Необходимо помнить, что разбор слова по составу следует производить в соответствии с нормами современного русского языка. Так, в современном русском языке слово богатый не имеет суффикса, который выделялся некогда и имел то же значение, что и в прилагательном полосатый, а именно: наличие соответствующего признака, предмета. В настоящее время прилагательное полосатый имеет отношение к слову полоса, т. е. мотивировано им, и, следовательно, содержит суффикс -aт, прилагательное же богатый утратило отношения производности с существительным бог, поэтому его основа состоит лишь из корня. При разборе слова по составу следует придерживаться определенного порядка выделения его частей, или морфем.

          Никогда не следует начинать анализ слова с поиска корня, каким бы «прозрачным» он ни казался!

          Основным приемом при разборе слова является подбор его форм (для выделения окончания), одноструктурных слов (для определения суффиксов и приставок) и однокоренных слов (для нахождения корня). Целесообразно при выделении той или иной морфемы определять ее грамматическое значение. На первых порах при освоении данного вида лингвистического анализа полезно даже записывать характеристику каждой части слова.

          Окончание– это изменяемая, значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Значение окончания чисто грамматическое: оно указывает на число и падеж у существительных, числительных и личных местоимений; падеж, число и – только в единственном числе – род у прилагательных, причастий и некоторых местоимений; лицо и число у глаголов в настоящем и будущем времени; число и род у глаголов в прошедшем времени и условном наклонении.

          В русском языке существует значительное число слов, которые не имеют окончания в силу того, что не изменяются. Это:

        • наречия,
        • деепричастия,
        • сравнительная степень прилагательного,
        • некоторые существительные (пальто, шоссе),
        • некоторые прилагательные (беж, мини),
        • некоторые притяжательные местоимения (его, ее, их).
        • Слова, не имеющие окончаний, не следует путать со словами, имеющими нулевое окончание. Нулевое окончание противопоставляется окончанию материально выраженному: дом – в дом. Следовательно, нулевое окончание – это такая значимая, материально не выраженная часть слова, которая выделяется в слове при сопоставлении его с другими формами, имеющими материально выраженные морфемы.

          Основные формы и классы слов, в которых выделяются нулевые окончания:

          1. им.п. ед.ч. имен существительных м.р. – сад, снег;
          2. им.п. ед.ч. имен существительных ж.р. – радость, мышь; им.п. ед.ч. м.р. кратких прилагательных и причастий: грустен, обижен, снят;
          3. им.п. некоторых числительных: двенадцать, шесть, один;
          4. род.п. мн.ч. некоторых существительных: чулок (чулк-и), семей, (се[м ‘ й ]);
          5. им.п. ед.ч. м.р. притяжательных прилагательных: Зевсов (ср. Зевсов), сестрин (сестрин), рыбий (ры[б’ й ]).
          6. ед.ч. м.р. глаголов прош. вр. и условного наклонения: шел, разговаривал, находился, приходил бы, заблудился бы.
          7. Следует обратить внимание на то, что мягкий знак, стоящий в конце слов, не входит в окончание, поскольку это буква, которая, не имея грамматического значения, присущего окончанию, выступает лишь показателем мягкости предшествующего согласного (тень) или формальным идентификатором категории рода существительных (ср. нож и рожь).

            Основа- часть слова без окончания. Следовательно, изменяемые слова состоят из основы и окончания (боль, бол[и]), а неизменяемые – только из основы (вчера, шоссе). В личных и причастных глагольных формах, имеющих возвратный суффикс -ся (-сь), основа прерывается окончанием: захотелсь.

            Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов (исключением является суффикс -ся (-сь), который находится после окончания). Суффиксы, так же как и окончания, могут быть материально выраженными и нулевыми.

            Понятие нулевого суффикса не используется в школьной программе, однако практически, при разборе слов, учащиеся сталкиваются с явлениями, которые трудно объяснить без данного понятия. Это важно и при интерпретации такого явления, как бессуфиксный способ образования слов.

            Нулевой суффикс выделяется в следующих случаях:

          8. форма прош. вр. и условного наклонения глаголов: берег^ (ср. берег-л-а ), занес^бы (ср. занес-л-а бы);
          9. ж.р. им.п. ед.ч. существительных, образованных от соответствующих прилагательных: синь^ (ср. синий => синь, синий => син- ев-а);
          10. им.п. ед.ч. м.р. отглагольных существительных: бег^ (ср. бегать=> бег^, бегать => бег-отн-я).
          11. Суффиксы разных частей речи имеют свои особенности. У существительных они многочисленны, довольно конкретны и разнообразны по значению, которое вносят в слово: например, -тель- суффикс лица (читатель), -к- суффикс предмета (терка), -ость- суффикс отвлеченного признака (жизненность), -ний- суффикс действия (горение), -ушк- суффикс субъективной оценки (категория субъективной оценки – категория, выражающая отношение говорящего к предмету речи) (головушка).

            Для суффиксов имен существительных характерно явление омонимии, например, суффикс -к- может иметь значение субъективной оценки (речка) и действия (пилка дров).

            Суффиксы прилагательных по своей семантике более отвлеченны, чем суффиксы существительных. Можно указать на свойство суффиксов определять тот или иной разряд прилагательных, например, -лив- суффикс качественных прилагательных (терпеливый, надоедливый), -ск- суффикс относительных прилагательных (пушкинский (стиль), морской), -ое-, -ин-, -й- суффиксы притяжательных прилагательных: (отцов, Петин, бычий).

            Глагольные суффиксы, как правило, лишены многозначности, они не создают разнородных семантических классов внутри категории глагола. В слове глагольные суффиксы легко узнаются и выделяются благодаря своему грамматическому значению, например:

          12. суффиксы временных форм: -л- (прошедшее время) – шел, пила; -й- (настоящее время) – чита[йу]т, летай;
          13. суффиксы основы инфинитива, или неопределенной формы глагола: -а-, -е-, -и-: гнать, темнеть, служить;
          14. видовые суффиксы -и-, -а-, -ну-, -ива-, -ива-, -ва-: украсить, украшать, крикнуть, сливать, прочитывать;
          15. суффиксы причастий -ущ-, -ащ-, -в-, -вш-, -н-, -ен-, -т, -ом-, -ем-, -им-: тонущий, купивший, забытый;
          16. суффиксы деепричастий -а-, -учи-, -в-, -вши-: спеша, летя, прочитав, пригнувшись.
          17. Приставка – значимая часть слова, находящаяся перед корнем и служащая для образования слов. Приставка вносит в слово дополнительное значение по сравнению с исходным (съехать, въехать, выехать, объехать – указание на направление движения). В слове может быть несколько приставок (пере-раз-ложение).

            Корень– главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение слова, общее значение всех родственных (однокоренных) слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными, и их родственность устанавливается на основании значения, выражаемого корнем (ср. омонимичный корень в двух группах слов: вода – подводник – водяной и водитель – подвода – водить). В корне можно наблюдать явление, носящее название чередования. Чередоваться могут и гласные (собирать – соберу, гореть-гарь), и согласные (бегать – бежать, расти – выращивать), и те и другие одновременно (ращу -росток, проложить – пролагать).

            Как уже говорилось, корень является последней морфемой, которая выделяется в слове. Этому правилу надо следовать неукоснительно, особенно если принять во внимание то, что один и тот же корень может выступать в словах в различных видах, например: веду, водить, вести; шла, шел, пришедший. Слово может иметь в своем составе один (вода, лес) и более корней (водовоз, лесоруб).

            По материалам книги: Коньков В.И., Старовойтова О.А. Устный экзамен по русскому языку: Учебное пособие по русскому языку для поступающих в вузы.- СПб.: СПбГУ.-2001.

            Порядок разбора

          18. Определить, какой частью речи является анализируемое слово, в какой форме оно употреблено.
          19. Если слово изменяется, выделить формообразовательные морфемы
          20. Выделить основу.
          21. В основе выделить корень, словообразовательные морфемы (если есть).

          Образец разбора

          Городской – прилагательное в форме мужского рода именительного падежа единственного числа.

          Словообразовательный суффикс –ск-.

          www.sinykova.ru