Полезные статьи

Правило написание предлогов и приставок

Оглавление:

Слитное написание приставок: примеры

Давайте поговорим о правописании различных слов и правилах русского языка — и простых, и коварных. Сегодня разберем такое правило, как слитное написание приставок и раздельное написание предлогов.

Приставка — что это?

Прежде чем пытаться понять, как правильно писать приставку, давайте вспомним, что это такое. Приставка (в научной терминологии — префикс) — это морфема, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов: плыть — уплыть, приплыть, заплыть.

Есть в русском языке слово, в котором приставка находится в нетипичном месте — между корнями. Это слово «миро-воз-зрение». Но это уже тонкости морфемики, в этой статье мы не будем их касаться. Темой данного обзора станет слитное написание приставок и случаи постановки дефиса между приставкой и корнем.

Приставка и предлог

Приставка не может существовать отдельно от слова. В таком случае это уже предлог. Как мы помним, предлог — это не морфема, а часть речи, которая связывает слова в словосочетания. А вот писаться через дефис приставка может! И у каждой части речи есть свои случаи такого написания и способы, как следует отличать приставку от предлога. Большинство из них кому-то покажутся знакомыми еще со школьной скамьи, а какие-то, возможно, станут открытием.

Слитное написание приставок и раздельное написание предлогов — правило грамматики, которое считается одним из основных. Уметь правильно писать приставки в словах очень важно, дабы не прослыть безграмотным. Так давайте же учиться!

Интересная наука этимология, изучающая историю слов, утверждает, что большинство приставок произошли от предлогов. В современном языке этим приставкам соответствует по смыслу аналогичный предлог: безрадостный — без радости, заречный — за рекой. Но есть и такие, у которых нет аналогичного предлога. Например, воз-, пра-, пере-, раз- и другие.

Приставки, которые всегда пишутся слитно

Слитное написание приставок для русского языка считается нормой (в том случае, если мы выяснили, что это именно приставка, а не предлог).

Пишутся слитно со словами русские приставки без-, на-, пред-, о-, обо-, с-, из-, рас-, вос-, низ-, сверх-, меж-, чрез-, под-, над-, в-, при-, пре-, про-, пра-, редкая приставка па- (например в слове пасынок) и многие другие. Примеры: безрадостный, бессердечный, предыстория, сделать, израсходовать, источник, преогромный, приземистый, прочерк, распаковать, огорошить, обозвать и так далее.

Некоторые слова имеют иноязычные приставки, большинство из которых тоже полагается писать слитно. Это приставки анти-, архи-, а-, дез-, ир-, транс- и некоторые другие: алогичный, трансконтинентальный, иррациональный, дезинформация.

Есть русские приставки, которые могут в определенных случаях писаться через дефис. Это по-, в- (во-), кое-. Им будут посвящены отдельные разделы статьи.

Случаи, которые следует запомнить

Среди приставок иностранного происхождения есть такие, написание которых следует запомнить.

  • Приставка экс- в значении «бывший, прошлый» пишется через дефис: экс-президент, экс-лидер, экс-фаворит.
  • Приставка контр- пишется через дефис в слове контр-адмирал. Другие слова с такой приставкой полагается писать слитно: контрагент, контрнаступление.
  • При написании слов иноязычного происхождения или содержащих части иноязычного происхождения лучше обращаться к словарю, так как они могут не подчиняться правилам русского языка.

    Далее продолжим изучать слитное написание приставок и раздельное написание предлогов, примеры и случаи употребления нетипичных, редких приставок тоже будут представлены.

    Разминка: глагол и приставка

    Начнем с этого, пожалуй, самого простого правила: как определить, приставка перед нами или предлог, если дело касается глагола? Ответ может быть только один: это приставка. В каком слове? В любом! Если слово — глагол, то перед ним никогда не может стоять предлог. А значит, то, что вызвало наше затруднение, — это именно приставка, и писать ее нужно слито. Забежал за дерево, прочитал про море и т. д. Исключений нет. Попробуйте составить предложение так, чтобы перед глаголом находился предлог. Не выходит? Вот и вся история! Слитное написание приставок в глаголе является правилом без исключений.

    Не забываем о коварном слове «не», которое может ввести в заблуждение и показаться предлогом. НЕ — это не предлог, НЕ — это частица, потому что она не служит для связи слов, а вносит отрицательный оттенок значения. И пишется частица НЕ с глаголами, конечно же, раздельно (кроме тех слов, которые без нее не употребляются и в которых это самое НЕ является, скорее всего, частью корня).

    Правописание приставок — самостоятельных частей речи

    Школьная программа отводит многие часы на изучение написания приставок. Слитное написание приставок и раздельное написание предлогов (5 класс, 6 и 7 классы) объясняется на протяжении многих уроков при изучении практически всех частей речи.

    Хоть правило и не считается самым сложным, но все же именно в правописании приставок очень часто возникают ошибки. Не только школьники, но и взрослые нередко ломают голову над тем, писать слово слитно или раздельно, предлог перед ним или приставка. Чтобы не ломать голову, нужно просто понять и запомнить несколько простых правил, которым подчиняется слитное написание приставок. Примеры рассмотрим в следующих разделах статьи, уделим внимание каждой части речи отдельно.

    Приставки существительных и прилагательных

    Это правило тоже не из самых сложных. Слитное написание приставок (3 класс уже посвящает уроки этому правилу) существительных и прилагательных очень просто проверить. Между приставкой и словом нельзя поставить другое слово или смысловой вопрос, а между предлогом и словом — можно: прибрежный — при (каком?) дворе, проказник — про (интересную) историю.

    Напомним, что предлог может относиться только к существительному, даже если между ними и «вклинивается» прилагательное.

    Коварное наречие

    С этой частью речи дела обстоят сложнее. В данном случае легко определить, приставка перед нами или предлог (перед наречием, как и перед глаголом, предлог стоять не может). Сложность в том, что приставка с наречием пишется не только слитно, но и через дефис. Слитное написание приставок в наречиях, правила постановки дефиса — это все заслуживает пристального внимания.

    Итак, первая часть правила: приставки с наречиями пишутся слитно в большинстве случаев (кроме тех, которые требуют дефиса, но о них речь пойдет ниже). Впустую, испуганно, наголо, побоку и т. д.

    Вторая часть правила касается нескольких приставок, которые в наречиях могут писаться через дефис. Им посвящен следующий раздел статьи.

    Правописание приставок наречий через дефис

    Когда речь идет о наречиях, слитное написание приставок — правило с некоторой оговоркой, ведь в этой части речи приставки часто пишутся и через дефис. Случаев постановки дефиса в наречиях не очень много, и данный раздел статьи потребует лишь пары-тройки пунктов. Итак, приставки в наречиях пишутся через дефис, если:

    1. Это приставка по-, и у наречия есть суффиксы -ому или -ему: по-хорошему, по-деловому.
    2. Это приставка по-, и у наречия есть суффикс -и: по-братски, по-арабски.
    3. Это приставка во- (в-), и у наречия есть суффиксы -ых или -их: в-десятых, во-первых, в-четвертых и т. д. Такие слова образованы от порядковых числительных, а в предложении чаще всего выполняют роль вводных слов.

    Приставка НЕ с существительными, прилагательными и наречиями

    Правописание приставки НЕ с различными словами всегда стоит особняком в числе других правил. Очень уж непростая это приставка, с каждой частью речи и в каждом случае ведет себя по-разному. Но есть несколько общих правил для существительных, прилагательных и наречий, которые позволяют отличить приставку НЕ от отрицательной частицы НЕ.

    • Если слово с НЕ можно заменить аналогичным по значению, то НЕ является приставкой: негромкий — тихий, неяркий — тусклый, недружелюбие — враждебность.
    • Если у слова с НЕ в предложении есть или имеется в виду противопоставление, то НЕ является частицей и пишется раздельно: не глубоко, а мелко; не приятный, а отталкивающий; не лампа, а торшер; он мне не муж (подразумевается, что кто-то другой).
    • В словах, которые не употребляются без НЕ (таких как неряха, небрежный, нелепость, нельзя и других) НЕ — это не приставка, а часть корня. В таких словах бывает трудно правильно выделить морфемы, если не знать их этимологию (т.е. происхождение).
    • Местоимения и приставки

      Местоимения — это особая группа слов, которые ничего не обозначают, а лишь указывают на предмет или признак. Их морфемный состав тоже нетипичный. Как правило, это короткие односложные или двусложные слова: ты, они, такой, как и т. д. В местоимениях слитное написание приставок, примеры которых последуют далее, — это довольно интересное, но легкое правило.

      Пожалуй, единственная приставка, которая может быть у местоимений — это приставка НЕ. Встречается она у отрицательных местоимений и пишется с ними слитно, если между приставкой и словом нет предлога. Некого — не у кого, некем — не с кем, некогда, негде, незачем.

      Напомним, что в отрицательных местоимениях приставка НЕ бывает только под ударением. Если же ударение падает на другую часть слова, то следует писать НИ. К нам подошел некто — никто не хотел уходить; некем восхищаться — никем не любуюсь; не с кем прогуляться — ни с кем не разговариваю; несколько писем — нисколько не жалею.

      Есть приставка, которая бывает только у местоимений и пишется через дефис. Это приставка кое-: кое-как, кое-кто, кое-где. Отрывается от слова, т.е. пишется с ним раздельно, эта приставка в том случае, если «вклинивается» любой предлог: кое у кого, кое для чего, кое о чем.

      Хитрые приставки пол- и полу-

      Приставка пол- обычно встречается у существительных, и коварство ее в том, что пишется она то слитно, то через дефис. Когда же нужно ставить дефис?

    • Если после приставки следует любой гласный звук: пол-яблока, пол-арбуза, пол-Архангельска.
    • Если после приставки — заглавная буква: пол-Сочи, пол-Парижа, пол-Калининграда.
    • Если после приставки находится согласный -л-: пол-лайма, пол-ладони, пол-Лондона.
    • В остальных случаях приставка пол- пишется слитно: полкласса, полдома, полгорода, полдеревни и так далее.

      С приставкой полу- все гораздо проще: она всегда пишется слитно, к какой бы части речи ни относилось слово: полушубок, полуготовый, полуграмотно.

      Слитное написание приставок пол- и полу- и случаи постановки дефиса — одно из самых легко запоминающихся правил из этой темы.

      Редкие приставки

      Продолжаем изучать слитное написание приставок. Примеры разнообразия приставок русского языка безграничны. Кто бы мог подумать, что есть в русском языке, например, приставка ю-, и встречается она лишь в одном слове — юродивый (ее аналог — современная приставка у-, к примеру, в слове урод).

      Приставка вза- встречается всего в нескольких словах: взаймы, взапуски, взатяжку и некоторых других.

      Приставка испод-, пожалуй, попадется нам лишь в двух словах: исподволь и исподтишка.

      Ку- встречается в словах кумекать, скукожиться и некоторых других. Считается, что она же есть и в слове кудри.

      Па- в современном языке можно встретить только в трех словах: падчерица, пасынок и паводок. Как видим, такая приставка бывает только под ударением.

      Вот такие интересные префиксы встречаются в словах русского языка. И не всегда сразу можно понять, что это именно приставка!

      Подведем итоги

      Итак, что же мы узнали в ходе чтения статьи? Во-первых, что фраза «слитное и раздельное написание приставок» ошибочна: приставки могут писаться только слитно (в редких случаях — через дефис), а если пишутся отдельно от слова, то это уже предлог.

      Во-вторых, мы узнали (а может быть, просто вспомнили), как отличить приставку от предлога. Каждой части речи свойственны свои правила, которые должен знать каждый грамотный человек, так как умение отличить приставку от предлога — это азы грамматики.

      Почти каждой приставке соответствует похожий по смыслу предлог, и лишь несколько приставок таковых не имеют.

      Приставка НЕ имеет аналогом не предлог, а частицу. Различение приставки и частицы НЕ — это особое правило, считающееся одним из самых сложных в орфографии. Для каждой части речи есть свои нюансы.

      Через дефис могут писаться приставки только в наречиях или местоимениях, а также приставка пол- в именах существительных. Таких приставок очень мало, выучить их очень легко. У наречий это приставки по-, во-, в- (при наличии определенных суффиксов), у местоимений — приставка кое- (при отсутствии предлога между ней и словом).

      Особого внимания требуют приставки пол- и полу-. Они пишутся в соответствии с четким правилом: пол- может писаться и слитно, и через дефис, а полу- — только слитно.

      Обязательно помним самое главное правило различения предлога и приставки: приставку нельзя «оторвать» от слова вопросом или уточняющим словом, тогда как предлог от слова отделяется очень легко.

      Мы изучили слитное написание приставок, примеры постановки дефиса, и надеемся, что затруднений это правило больше ни у кого не вызовет. Давайте же писать грамотно!

      fb.ru

      Написание предлогов и приставок. 3-й класс

      Презентация к уроку

      Загрузить презентацию (353,8 кБ)

      Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

      Цели урока:

        Формировать умение отличать предлог от приставки; формировать навыки их верного правописания; уточнить роль приставки в слове.
      • Развивать умение образовывать родственные слова. Способствовать развитию речи, памяти мышления и орфографической зоркости.
      • Воспитывать интерес к познанию нового.
      • 1. Организационный момент — ПРЕЗЕНТАЦИЯ — СЛАЙД-1

        — Сегодня на уроке с нами Смешарики! Мы будем учиться , а так-же играть и правила новые запоминать! Посмотрите, какие имена у наших гостей! Что они обозначают?

        (Написание буквы о с верхним и нижним соединением , на второй строчке от-ото-по-около-со-подо)

        Так приставка или предлог?

        — Где приставка? Где предлог?

        Кто бы нам ПОНЯТЬ ПОМОГ.

        3. Постановка темы урока:

        Наша задача на уроке: научиться различать, когда нужно писать предлог, а когда слово употребляется с приставкой.

        4. Работа по теме урока-ПРЕЗЕНТАЦИЯ-СЛАЙД-2

        Повторим правила игры «Предлоги»

        — Предлог — это слово.

        — Предлог служит для связи слов в предложении.

        — Он пишется раздельно со словом.

        — Никогда не пишется с глаголом.

        — Между предлогом и словом можно вставить другое слово или поставить вопрос.

        По картинке слайда составляем предложения, самое интересное записываем и разбираем по членам предложения.

        Остальные предлоги выписываем вместе со словом, к которому он относится в столбик.

        Возможные варианты предложений:

        На волшебном дереве расцвели цветы. За снежными вершинами показалась радуга .С высоких гор бежит ручей. Над речкой изогнулся деревянный мосток. В быстрой горной речке холодная вода. По извилистой дорожке побежали смешарики. На крутом берегу около реки растут ромашки икамыши.

        2 — Следующая игра в «ПРИСТАВКИ» -ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЛАЙД-3

        Повторяем правила игры «ПРИСТАВКИ»

        Приставка — это часть слова.

        — Она служит для образования слова.

        — Употребляется в словах различных частей речи.

        — Между приставкой и корнем нельзя вставить другое слово или вопрос.

        — Я начну, вы — продолжайте: слов цепочку составляйте!

        (слова записываем рядом со столбиком предлогов, для сравнительного анализа)

        Красуля от Бараши отъехала, совсем далеко уехала, с горки она ловко съехала , по дорожке ровной поехала, на пригорок быстро въехала и до ромашек доехала!

        5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

        3 — Обобщение ПРЕЗЕНТАЦИЯ-СЛАЙД-4

        (по признакам угадываем :что это — предлог или приставка)

        4 — Допишите слова- антонимы, меняя приставку ПРЕЗЕНТАЦИЯ — СЛАЙД-5

        (примерная запись в тетради:

        5 — Зрительно-слуховой диктант ПРЕЗЕНТАЦИЯ — СЛАЙД-6

        (С)горы (с)бежал поток проворный. (За)снежные вершины (за)катилось солнце.(На)ясном небе (по)явилась радуга. (Рас)цвела молодая яблонька. (По)дорожке весело (у)бежали Смешарики в сказку.

        (Взаимопроверка по тексту, написанному на доске)

        6. Домашнее задание

        — Написать рассказ-миниатюру на тему: «Я мечтаю:» В тексте должны быть слова с приставками.

        7. Итоги урока ПРЕЗЕНТАЦИЯ — СЛАЙД- 7

        Обобщение

        — Чем мы занимались на уроке?

        — Что нового узнали о приставках и предлогах?

        Рефлексия

        — Как избежать ошибок при написании приставок и предлогов?

        Раздельное написание сочетаний с предлогами-приставками

        Слитно, раздельно или через дефис

        Пишутся раздельно н аречные сочетания предлогов-приставок без, для, до, под, при, про с формами имен существительных (в том числе не употребляющимися вне этих сочетаний), напр.:

      • без конца, без напряга, без обиняков, без продыху, без просыпа, без разбору, без спросу, без толку, без удержу, без умолку, без устали, без утайки ;
      • для блезиру, для верности, для вида, для затравки, для порядка, для смеха, для сугрева ;
      • до зарезу, до неузнаваемости, до отвала, до полусмерти, до смерти, до упаду, до чертиков ;
      • под боком, под вечер, под гору, под дых, под ключ, под конец, под ложечкой, под микитки, подмышки, под началом, под откос, под ручку, под силу, под спудом, под стать, под уздцы, под уклон, под утро, под хмельком, под шумок ;
      • при смерти, при деньгах, при своем, при своих ;
      • про запас , также с формой возвратного местоимения: про себя (не вслух).

      Примечание 1. Пишутся слитно дотла, подчас, подряд , а также подшофе .

      Примечание 2. О слитном написании приставки до со словами пространственного и временно́го значения (доверху, донизу ) см. § 136, п. 6.

      Примечание 3. От наречных сочетаний под мышки, под мышкой и т. п. следует отличать существительное подмышки (ед. ч. подмышка ), пишущееся слитно; ср., напр.: натёр (что?) подмышки и натёр (где?) под мышками; пиджак жмёт в подмышках .

      orfogrammka.ru

      Правописание приставок и предлогов.

      Открытый урок по русскому языку 3 класс

      Программа «Школа России», учебник Т. Г. Рамзаевой.

      Учитель: Трифанова А. В.

      Тема: Правописание приставок и предлогов (1 урок).

      Цель: Формировать умение различать предлоги и приставки.

      Обобщить знания о предлоге, как части речи, о приставке, как части слова

      Развивать умение правильного написания предлогов, слов с приставками

      Формировать правильное, скорое письмо

      Формировать умение работать в сотрудничестве (паре, группе)

      Развивать мышление, связную речь, наблюдательность

      Прививать любовь к родному языку

      Формирование универсальных учебных действий:

      Личностных: жизненное самоопределение, смыслообразование.

      Регулятивных: целеполагание, прогнозирование, контроль.

      Познавательных: поиск информации, структурирование знаний, выделение проблемы, моделирование.

      Коммуникативных: сотрудничество, выражение своих мыслей, сбор информации.

      О. м. Мотивация на урок.

      -У нас сегодня необычный урок, присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. Улыбнитесь гостям.

      -Сегодня урок русского языка мы начнем с очень древней мудрой легенды. Ваша задача, послушав легенду, объяснить, в чем заключается ее смысл.

      Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределами города. Но в городе был человек, завидовавший славе мудреца. Решил этот злой человек придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить, и отправился на луг.

      Поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка, я у мудреца: скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? Если он скажет живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если скажет – мертвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».

      Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. Прямо с порога злой человек спросил: «Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, — живая или мертвая?». И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: «Все у тебя в руках!» (на доску слова).

      -Как вы поняли эту легенду и слова мудреца?

      -Запишите эти слова в тетрадь. Все в наших руках!

      -Сегодня в ваших руках, в ваших силах на уроке познать законы русского языка, научиться новому.

      — На уроке мы еще вернемся к этим словам.

      -А зачем нам эти знания нужны? Где могут пригодиться законы русского языка? (на экзаменах, при поступлении, на работе…)

      — А что еще можно узнать на уроках русского языка? (о природе, правилах поведения, нашей стране…) -Итак, начинаем работу.

      2. Целеполагание. На доске стихотворение.

      Сугробы снега вьюги (на)мели.

      И у ворот, как баржа (на)мели,

      Я вышел (за)ворота.

      А мороз как (за)трещит-

      И хвать меня (за)нос!

      -Все слова вам понятны?

      -Как узнаем о значении? (из словаря)

      Работа со словарем в парах. Баржа

      Полуторка — грузовая машина грузоподъемностью в 1.5 тонны.

      -Прочитайте стихотворение, что необычного заметили? (слова, которые в скобках можно и слитно и раздельно написать, они одинаковы по написанию)

      -А как определить, как нужно писать? (посмотреть на значение слова, чем является)

      -А чем могут быть слоги, которые написаны в скобках? (приставкой или предлогом)

      -Значит, в русском языке есть одинаковые предлоги и приставки.

      -Значит,… Сделайте вывод: чтобы правильно написать, нужно определить приставка это или предлог?

      -Какую проблему можем поставить перед собой? Как отличить приставку от предлога?

      3. Работа по теме урока.

      Тема урока: «Правописание приставок и предлогов»

      Какую цель поставим? Научиться отличать .. и правильно писать …..

      -А где могут пригодиться эти знания и умения?

      -Какие знания потребуются, чтобы достичь цели? (знать, Что такое предлог? Для чего служат? Как пишется? Можно ли вставить слово между предлогом и словом? Между приставкой и словом?)

      -Какие задачи поставим?

      -Сейчас вы должны поработать сначала индивидуально, а затем в группах, обсудить, как правильно писать, по плану? Попутно, объяснить остальные орфограммы.

      Что такое приставка?

      Что такое предлог?

      Для чего служат?

      Можно ли вставить слово между предлогом и словом?

      Заслушивание ответов. – А сейчас проверим в письменном виде ваши рассуждения.

      -Выпишите слова вместе с теми, от которых они зависят – 1 вариант, где часть слова, 2 вариант часть речи.

      -Какой частью речи являются слова с приставками?

      -Итак, давайте проверим себя по учебнику, правильно, ли мы рассуждали? (правило) с. 147, 148

      Физ. Минутка для глаз

      — Продолжаем работу над темой урока. Будем отрабатывать умение отличать приставку от предлога через упр. 344 с дополнительным заданием (составление предложений, разбор по членам, схемы)

      На поляну опустился вертолет. Он доставил грузы для геологов. Геологи в тайге ищут нефть.

      -Можно ли сказать, что это текст? Докажите. Что узнали из текста? А где у нас в России добывают нефть? (2 место в мире)

      — Я назову слова, а вы выберите лишнее и докажите. На поляну, доставил , в тайге.

      -Какая у нас цель урока? На этом тексте проверьте свое умение отличать приставку от предлога, повторите орфограммы на изученные правила. Что интересного заметили?

      При лители к нам метели,

      За липили снегом щели,

      Наакне старик Мороз

      Льдинкой росписи на нес.

      -Исправьте ошибки. Объясните. Проверьте себя по учебнику.

      -Подведите итог урока. Какую цель ставили, добились ли ее. Что узнали, чему научились?

      Я знал…, но Я понял… Я научился…

      — А сейчас вернемся к выражению в начале урока. Какой встретился предлог?

      — Какую еще пословицу знаете, с таким же смыслом?

      Что (по) сеешь, то и (по) жнешь. Труд и (на)кормит, и (на)учит.

      -Запишите их в тетрадь.

      Упр. 342 или 5 пословиц с приставками, предлогами.

      -А закончим урок снова легендой.

      Бежали 2 мышки по краю ведра с молоком и упали туда. Одна мышка сразу сдалась и утонула, а другая – так барахталась, что взбила молоко в масло и выбралась из ведра.

      Я желаю вам, чтобы вы так же, как та 2 мышка, старательно учились, добивались высот. Урок закончен.

      xn--j1ahfl.xn--p1ai

      Урок русского языка по теме «Учимся различать приставки и предлоги». УМК «Начальная школа XXI века», 2-й класс

      Цель: развитие социальной, коммуникативной, деятельностной, информационной, когнитивной, здоровьесберегающей компетенций учащихся.

      Задачи: познакомить с предлогом и способом различения предлогов и приставок.

      Планируемые достижения учащихся: овладеть способом различения предлогов и приставок.

      1. Организационный момент

      – Чему учимся на уроках русского языка?

      – Зачем? Где могут пригодиться вам эти знания?

      – Что необходимо взять с собой, чтобы урок был успешным?

      – Желаю вам успеха.

      2. Актуализация знаний

      На доске запись:

      – Что такое приставка? (Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)

      – Откроем первую часть таблицы:

      (По классу развешены слова: влететь, отплыть, донести, съехать, в окно, от берега, до стола, с горы.)

      – Соберите слова, в которых есть приставки

      Если дети ошибочно собрали слова с предлогами:

      – Кто не согласен? Почему?

      – Докажите, что в словах есть приставка (учащиеся произносят слово без приставки или заменяют эту приставку на другую, учитель на доске выделяет приставки в словах).

      – Остальные слова соберите так, чтобы они подходили к словам первого столбика.

      – Как называются “маленькие слова”? (Появляется табличка – «предлог».)

      Сформулируйте тему урока (открывается вторая часть таблицы – Предлог)

      – узнать, что такое предлог;
      – научиться различать предлог и приставку.
      – Что знаете о предлоге?
      – Что хотели бы узнать?

      4. “Открытие” учащимися нового

      – Посмотрите на слова с предлогами.

      – Что уже можете сказать о предлогах? (Открывается вторая часть таблицы):

      – Что общего между предлогами и приставками? (Одинаково произносятся.)

      – Как отличить предлог от приставки?

      На доске записаны предложения:

      Митя побежал по тропинке.
      Митя побежал по узкой тропинке.

      Задание: Посоветуйтесь в парах. Найдите способ различения предлогов и приставок.

      Время выполнения – 2 минуты.

      Вывод: между предлогом и следующим словом можно поставить слово.

      (Открывается нижняя строка таблицы):

      – Сформулируйте правило: “Что такое предлог?”

      – Проверим по учебнику (с. 151).

      Физкультминутка для глаз

      5. Закрепление

      – С помощью учебника научимся применять правило (чтение с. 151 “Учимся применять правило”).

      – Как отличить предлог от приставки?

      • Выполним упражнение с комментированием:
      • Задание: записать слова, раскрывая скобки.

        (Учащиеся, применяя правило, объясняют написание приставок и предлогов.)

        • Игра на закрепление умения различать предлоги и приставки.
        • Учитель читает слова. Если слово с приставкой, учащиеся делают – хлопок, если слово с предлогом – щелчок.

          ( У берега, по дорожке, прискакал, полетел, на небе, по реке, в клетку, нарезать, с крыши, на конверте, до города, с дерева.)

          Вывод: Как различить предлог и приставку?

          6. Самостоятельная работа

          Попробуйте применить это правило самостоятельно.

          – Выберите ту дорожку, на которой вы будете чувствовать себя уверенно. Выполните задание в тетради.

          Зелёная дорожка. Запиши слова, раскрывая скобки:

          Жёлтая дорожка. Запиши предложения, раскрывая скобки:

          Красная дорожка: Вставь подходящие по смыслу предлоги и приставки:

          (Время выполнения задания – 4 минуты.)

          – Кто выбрал зелёную дорожку? Жёлтую? Красную?

          – Сравните свою работу с образцом (На маленькой доске заранее был записан образец выполнения). Исправьте ошибки, если они есть. Оцените свою работу.

          – Кто выполнил работу без ошибок? 1–2 ошибки? Больше 2-х ошибок? Не справился с работой?

          Физкультминутка

          7. Диагностика

          – Чтобы определить, как вы усвоили тему урока, выполните задание на карточке:

          Отметь слова с предлогами:

          1. (от)крывать
          2. (по)земле
          3. (от)мороза
          4. (про)читать
          5. (на)столе

          1. (на)берегу
          2. (у)лететь
          3. (в)театр
          4. (за)ходить
          5. (за)окном

          Определите свой уровень понимания темы урока по шкале:

          • высокий – 3
          • средний – 2
          • низкий – 1
          • (Время выполнения – 3 минуты.)

            – Кто понял тему очень хорошо? Кто сомневается? Кто не понял?

            7. Рефлексия

            – Какая учебная задача была поставлена на уроке?

            – Достигли мы цели?

            – Что такое предлог?

            – Как различить предлог и приставку?

            – Что было трудным?

            – Покажите своё настроение в конце урока.

            8. Домашнее задание

            Рабочая тетрадь стр.78, упр. 4 или упр.5 (по выбору).

            xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai