Полезные статьи

Правила сайта отзывов

Правила сайта отзывов

Ужасы
Год выхода: 2007

Фантастика
Год выхода: 2017

Фэнтези/Сказки
Год выхода: 2010

Драма
Год выхода: 2018

Комедия
Год выхода: 2018

Ужасы
Год выхода: 1999

Размер: 140.56 MB

Размер: 313.45 MB

Размер: 344.47 MB

Drum n Bass
Год выхода: 2018

Размер: 265.04 MB

Размер: 343.89 MB

Trance
Год выхода: 2018

Размер: 583.31 MB

Lo Fi
Год выхода: 2018

Размер: 328.24 MB

Pop
Год выхода: 2018

Racing
Год выхода: 2018

Action/FPS
Год выхода: 2018

Adventure
Год выхода: 2018

TBS
Год выхода: 2018

Размер: 576.44 MB

Симуляторы
Год выхода: 2018

Fighting
Год выхода: 2017

TPS
Год выхода: 2018

Размер: 540.74 MB

Размер: 551.40 MB

Размер: 551.31 MB

Размер: 507.27 MB

Год выхода: 2018

Недавнее исследование, проведённое учёными Оксфордского университета, показало, что некоторые востребованные в наше время профессии в ближайшие десятилетия перестанут быть актуальными, ведь все функции специалистов будут выполнять роботы. Мы расскажем о 10 профессиях, которые скоро окажутся ненужными.

По сети ходит множество слухов о том, что множество современных звёзды первой величины являются иллюминатами. Неважно, верите ли Вы в существовании иллюминатов или нет, речь идёт об успешно навязываемых ценностях и образе жизни!
Бояться не стоит, что вокруг зло. Верьте в добро, просто фильтруйте то, что нам преподносит ящик и «музыка».
Эффективность армейских машин заключается не только в боеспособности и оснащении мощными орудиями, но и характеризуется скоростью их передвижения для обеспечения максимально быстрой переброски сухопутных состава к месту действий. Мобильность — один из ключевых факторов проведения армейской операции. Представляем вашему вниманию ТОП 10 армейских машин со сверхмощными двигателями.

megashara.com

Из ОТЗЫВОВ об открытом уроке (5кл, Оболенск)

МОУ «Оболенская средняя общеобразовательная школа» .

Из отзывов учителей, посетивших открытый урок Ирины Викторовны РЕЗНИК

Зам.директора по УР

Евсеева И.А.

1. Учитель показал систему работы по изучению в социо-игровом стиле: множество и разнообразие приёмов, правила работы в группе, тренировку умения видеть, слышать, двигать других.

2. Колоссальная подготовка учителя к уроку:

— подбор текстов к различным схемам;

— подбор примеров из худ. произведений для выполнения заданий;

— использование интерактивной доски.

3. Цели и задачи урока достигнуты через смену видов деятельности учащихся на уроке (всего11 видов) и смену заданий. На уроке осуществлён комплексный подход.

4. Опрос учащихся – 100%.Скучающих и отлынивающих от работы не было.

5. Темп урока высокий, т.к. учитель постоянно следил за временем, которое отводилось на выполнение заданий.

6. Тон учителя доброжелательный, спокойный. Поведение учителя способствовало межличностному общению детей.

7. Нетрадиционно проведен итог урока: дети прощались с гостями жестами, на разных языках, кроме русского слова «До свидания».

8. Домашнее задание поразило (в хорошем смысле). Ради повторения раздела «Лексика» детьми придуманы «Штрафные задания» для всех.

Социальный педагог

Аншукова Л.П.

1. Многообразие заданий!

2. Работоспособность показали ВСЕ дети.

3. Блестящая смена мизансцен (работали стоя, сидя, выполняя задание в командах, выходили к доске выписывать слова).

4. Темп урока высокий. (Все время давались «ограничения во времени», верно определялись временные отрезки на выполнение каждого задания).

5. Учитель двигалась по классу. Она постоянно подходила к каждой команде. И своевременно уточняла задание.

6. В четверках задание было дано на 2- листах, лучше делать на одном всем вместе, чтобы возникли разговоры между детьми и споры (в споре рождается истина).

7. Шпаргалки выполнял каждый отдельно на своем листе, а можно было 1-2 шпаргалки «выпустить» сообща, то есть поработать над ней всей командой.

8. Желательно использовать считалочки для определения очередности в команде, кому выходить к доске (учитель сама называла детей кто за кем выходит).

9. К разбору выполненных на доске заданий можно привлекать детей из соседних команд, чтобы они сами находили и вычеркивали неправильные слова.

10. Вести подсчет баллов лучше также доверять самим детям.

11. Хорошо, что дети сами сделали в конце урока вывод, что им нужно хорошенько повторить к следующему уроку.

Ирине Викторовне большущее спасибо за подготовку и такой замечательный проведенный урок.

Учитель русского языка

Скирневская Л.П.

Ирине Викторовне большое спасибо за урок «Неконтрольная работа». Очень понравились методические приемы, используемые Вами на уроке, особенно редактирование словарного диктанта терминов по теме «Лексика».

Ах, как был обыгран этот этап работы! Ребята по очереди выбегали к доске и вычеркивали слово, которое не относится к теме.

И даже тем, кто решил «отсидеться», было предложено выполнить работу, но уже при помощи подсказок без слов (жесты, мимика, звуки…) Как же старалась учащиеся помочь однокласснику у доски. Равнодушных не было. Сколько эмоций! Как комфортно чувствовали себя отвечающие у доски. Когда текст был выверен, его озвучили – повторили термины. Как необходима эта работа с терминами.

А задание — наоборот. Чудо! В каких только позах они его выполняли: сидя, стоя, на коленках, вытянув ногу, отставив руку…. Дана выполненная контрольная работа (6 заданий). А ребятам необходимо было сформулировать вопросы к заданиям.

Учитель истории

Трухина Н.В.

Урок прошел в спокойной доброжелательной обстановке. Мелом на доске поработал каждый ученик.

Спасибо за следующие приемы, я их обязательно буду применять на уроках:

  • Похлопать себе — за правильный ответ.
  • Глазами нашли себе пару, затем пара глазами ищет еще одну пару- объединение в группы.
  • Помощь без слов однокласснику у доски.
  • Внешне было видно, что дети, уходя с урока, были довольны своей работой на уроке и самим уроком.

    Учитель начальных классов

    Шишенок И.В. (работает не в социо-игровой стилистике)

    Спасибо Ирине Викторовне за урок.

    Обучающую, развивающую и воспитательные цели, поставленные на этом уроке, учитель выполнил.

    Хорошо видно, что социо-игровая педагогика способствует ускорению процесса адаптации пятиклассников на II ступени обучения. Она помогает учителю осуществить преемственность между начальной школой и средним звеном обучения.

    ___________________________________

    Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

    Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался полезным для вашей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить авторов. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих , а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…

    Вячеслав Букатов

    3 comments to Из ОТЗЫВОВ об открытом уроке (5кл, Оболенск)

    Спасибо за урок и за приемы обучения! Мои дети тоже были довольны своей работой на подобном уроке. И им очень понравился метод.

    Комментарии к уроку очень понравились. Для себя взяла метод «Хлопки за правильный ответ». Спасибо!

    Здравствуйте! Большое спасибо за интересный урок. Понравились методические приемы, используемые Вами на уроке. Дети, уходя, были довольны своей работой и уроком.

    www.openlesson.ru

    Наш адрес: Москва, ул. Кузнецкий мост 21/5, 5 подъезд, 2 эт., офис 2066
    Схема проезда

    Тел: (495) 626 — 0307,
    626 — 0823

    Все экскурсии:
    150 предложений!

    Анонс программ к 20.07.2018.

    Скидки на старте продаж!
    Для групп и «розницы»!

    Компания «12 МЕСЯЦЕВ» приветствует Вас!

    Путевки в детские и подростковые лагеря на летние каникулы
    — на июль и август 2018г, бронируйте >

    «Петрушка», детям 7-12 лет: спортзал, веломобили, lego-роботы, кулинария, еще 15 кружков для отличного отдыха! Опытные вожатые и воспитатели!

    Путевки от 28 000руб. (июль, август)

    «ЮС-camp», подросткам 11-15 лет: крытый бассейн, скалодром, залы, аудитории и другая инфраструктура для спорта и творчества!
    Квадрокоптеры, арбалеты и другие развлечения!

    Путевки от 22 000руб (15.08-28.08)

    Детям 7-10 лет: «Петрушка на море»
    Подросткам 11-16 лет: «Волна»

    Смены 21 дн, от 31000 руб. + ж/д

    1я линия у моря, насыщенная программа, тематические смены

    Компания «12 Месяцев»: туроператор детского отдыха, организация хозяйственно-бытового обслуживания.

    Уже много лет мы предлагаем путевки в лучшие детские лагеря отдыха. Мы круглогодично арендуем два детских лагеря в Подмосковье и один в Анапе, ведем в них хозяйственную деятельность, готовим вожатых и методистов, обеспечиваем медицинское обслуживание.

    Детский отдых на каникулах в лагере – это первый шаг к самостоятельности, приятные воспоминания в течение всего года, оздоровление. Организация детского досуга и активного отдыха — дело очень ответственное, требует особого подхода и не терпит непрофессионализма.

    Детские лагеря отдыха 2018-2019гг

    Если вы до сих пор не решили, чем занять ребенка на каникулы весной, летом, осенью или зимой то рассмотрите наши предложения. Все предложения и фото предоставлены на сайте в разделе каждого лагеря.

    В какой лагерь отправить ребенка? Многое зависит от ваших пожеланий и целей.

    Ваш ребенок еще не знает, что такое детский пионерский лагерь, и ни разу не уезжал далеко от родителей? Тогда лучше всего для начала отправить его недалеко от дома. Для жителей столицы мы можем предложить широкий выбор детских загородных лагерей. Так, вы будете спокойны, что адаптация детей в них пройдет хорошо: и ребенку комфортно, что родители неподалеку, да и вы в любой момент сможете навестить свое чадо (например, посетить концерт с его участием). Незабываемые впечатления, яркие эмоции и самые лучшие воспоминания – все это готов подарить лагерь для ребенка.

    Для детей постарше можно выбрать зарубежные лагеря отдыха. Молодежный отдых в другой стране – это уникальная возможность окунуться в мир иной культуры. Это увлекательно и познавательно, весело и интересно! Кроме того, сейчас очень популярны детские лагеря за рубежом, которые в том числе предоставляют возможность изучения английского языка. Подарите ребенку путевку в языковую школу! Это не только необычные каникулы, но и ценный опыт, за который ваши дети будут благодарны вам и сейчас, и в будущем! Выбранные нами лагеря отдыха для детей славятся отличным сочетанием программ обучения и развлекательных мероприятий.

    Чем отличаются лучшие детские лагеря отдыха

    Широкие возможности для развития, увлекательные программы

    Даже недорогие варианты у нас в стране предлагают широкие возможности для развития вашего ребенка: занятия в творческих и спортивных кружках и секциях, чтобы каждый ребенок занимался любимым делом и не скучал. Здесь ребенок не только прекрасно отдохнет, но и сможет увлечься новым занятием, например, научиться лепке из глины или танцам.

    Особо хочется отметить популярное развлечение – туризм, которое сделает детский отдых во все сезоны полезным. Детский отдых туризм – это занятия, включающие в себя обучение основным навыкам, которые пригодятся не только во время серьезных походов, но и во время прогулок в лес, в быту. Например, вязание морских узлов, организация и разжигание костра, прохождение переправ и многое другое.

    Отличные условия проживания, безопасность

    Подростковый отдых предполагает соблюдение самых высоких требований безопасности. А это – обязательный контроль Роспотребнадзора, высокая ограда, ночное освещение, контрольно-пропускные пункты с охраной. Мы следим за высоким уровнем подготовки педагогического персонала, этому уделяется много внимания. Для вариантов с морем мы учитываем удобство пляжа, его положение относительно детской территории. Кроме того, при выборе детского лагеря на море особое внимание стоит уделить условиям проживания. Ведь для юного организма резкая смена климата может обернуться неприятностями – если, конечно, их не предупредить. Мы постоянно следим за качеством питания и воды, на территории круглосуточно дежурят медсестры и врачи. Так что безопасность детей в оздоровительном лагере обеспечена.

    География наших предложений для ребят от 12-13 лет обширна. Детские загородные лагеря в Подмосковье предлагают в первую очередь тематические программы со сложным оборудованием, например туристическим, стрелковым, робототехникой и многим другим. Пионерлагерь на море предполагает программы с учетом морских купаний и в большей степени предлагают лидерские и шоу-программы. Детский активный отдых в европейских странах позволит познакомиться с многочисленными достопримечательностями, подготовит к самостоятельным поездкам или обеспечит занятия в языковых школах. Также на пользу пойдет детский горнолыжный лагерь в Финляндии или Словакии.

    Какой самый лучший лагерь для детей

    Выбрать, самый хороший из всех предложенных – ответственное дело. Если вы хотите отправить ребенка в детский пионерский лагерь или организовать качественный отдых для подростков, то на наш сайт поможет сделать правильный выбор из множества разнообразных вариантов. У нас представлены популярные детские оздоровительные лагеря. Вы сможете найти как обычный, так и спортивный лагерь, удобный для вас по программе пребывания, по уровню комфортабельности и по местоположению. В описании каждого предложенного варианта вы найдете всю интересующую информацию.

    Мы имеем прямые договора с производителями услуг – детскими лагерями отдыха, международными центрами, отелями, языковыми школами, перевозчиками. Детский оздоровительный отдых школьников – это кропотливая и ответственная работа наших сотрудников по подбору разнообразных предложений, потому мы лично отвечаем за качество отдыха. А наградой за наш труд бывает отзыв, написанный ребенком на форуме: «Это – самый лучший детский лагерь, в котором я был!» Надеемся, что и в этом, 2018 году, оздоровительные лагеря для детей получат много таких же замечательных отзывов.

    Список детских пионерских лагерей – наших партнеров – настолько обширный, что любой, даже самый требовательный родитель, найдет что-нибудь по душе. Например, отдав предпочтение детскому активному отдыху, выбрать туристический или спортивный оздоровительный детский лагерь.

    На нашем сайте широко представлены круглогодичные, сезонные оздоровительные детские лагеря отдыха, которые предполагают пребывание во время летних, зимних, четвертных (осенних и весенних) и триместровых каникул. Как правило, такие базы имеют крытый бассейн, спортивный зал, киноконцертный зал и кружковые помещения, обеспечивающие развлекательную программу при любой погоде. Детский отдых и обучение на каникулах залог успешного и всестороннего развития вашего ребенка.

    Какие самые лучшие детский лагеря на море решать, конечно же, вам. Наша задача — сориентировать вас в многообразии предложений на детский отдых, путевки, их стоимость, предоставить четкие характеристики каждого. Полный список есть на нашем сайте, более подробную консультацию вы можете получить у наших специалистов.

    По каждому варианту вы найдете информацию о проживании детей в комнатах, комфортабельности, питании, инфраструктуре и о полной программе отдыха. Там же есть и стоимость, координаты турфирмы, организующей детский отдых, а также ссылки на сайты детских пионерских лагерей, где вы сможете осмотреть его и фото различных помещений и территорий.

    Какой бы детский дом отдыха вы ни выбрали, мы надеемся, что каникулы вашего ребенка будут незабываемыми! И мы готовы поспособствовать этому!

    www.12months.ru

    Правила выполнения массажа — Советы и опыт бывалых

    Тысячи русскоязычных женщин примкнули к армии практикующих омолаживающий японский массаж лица Асахи / Zogan, благодаря обучающим видео урокам Юкуко Танака (Yukuko Tanaka ).

    Попробуем обобщить их опыт, для того чтобы Вы смогли получить от массажа Асахи только положительный эффект, избежать разочарований и возможных ошибок при его выполнении.

    Надо отдать должное, массаж Асахи заслуженно получил огромное количество положительных отзывов, женщин, оценивших его восхитительный анти-возрастной эффект. Но есть и разочарования, больше связанные с неправильным выполнением массажа или просто с индивидуальными особенностями лица.

    Проанализировав многочисленные отзывы, как положительные, так и вызывающие сомнения и вопросы, делаем выводы.

    Обязательные правила массажа лица Асахи

    Главное правило самомассажа лица АСАХИ / ZOGAN – поглаживающие движения должны быть по ходу лимфатических путей – от периферии к центру. Лимфоузлы давить и массировать не нужно, достаточно поглаживания путей лимфотока, с небольшим постоянным усилием. Для этого, конечно, первым делом следует внимательно изучить места расположения лимфоузлов на лице и шее.

    Общие правила, которые обязательно требуется соблюдать, чтобы минимизировать вероятность появления нежелательных проблем:

  • Обязательное очищение кожи лица перед массажем
  • Обязательное нанесение достаточного количества массажной основы . Ваши руки должны хорошо скользить по лицу. В качестве массажной основы, в зависимости от типа кожи и индивидуальной переносимости, можно использовать:
    — косметические сливки, как это делает Юкуко Танака;
    — косметическое молочко для снятия макияжа;
    — гель для умывания;
    — масла: льняное, оливковое, жожоба, касторовое, авокадо, виноградное, другое;
    — овсяное молочко (залить размолотые овсяные хлопья горячей водой);
    — отвар семян льна;
    — молочко из морских водорослей ламинария;
    — воду (лучше минеральную) + несколько капель обычного масла или капельку эфирного масла.
  • Обязательное тщательное очищение кожи лица после массажа . Необходимо удалить с поверхности кожи выделившиеся в процессе массажа токсины.
  • Возможные проблемы и их решения

    Что делать если появились высыпания и другие проблемы на коже, и Вы связываете их с выполнением массажа Асахи?

    Рассмотрим некоторые проблемы, с которыми сталкивались наши посетительницы, начав практику массажа Асахи, и попытаемся дать советы по их устранению.

    Высыпания на коже, прыщи

    Если появились высыпания на коже, попытайтесь определить связаны ли они с массажем Асахи, ведь причин может быть много, начиная от аллергии и заканчивая ПМС. Обычно прыщи после лимфатического массажа могут появиться в области лимфопутей.

    Что делать?

    1. Прекратить массаж до устранения проблемы. Разносить воспаление дальше категорически нельзя
    2. Сменить массажную основу на более легкую или другую, так как частая причина появления высыпаний – использование неподходящей Вашему типу кожи основы. Масла, при небрежном удалении, могут забивать поры, провоцируя высыпания на коже лица.
    3. Тщательно удалять остатки массажной основы после массажа, так как, после лимфатического массажа выделяются на поверхность кожи токсины и продукты распада клеток. Поэтому лицо надо хорошо очистить от отработанной массажной основы.
    4. Чрезмерное похудение лица

      При худом лице, с небольшим объем мышечно-жировой прослойки, с впалыми щеками, нужно выполнять массаж с большой осторожностью, прорабатывая в основном верхнюю часть лица, во избежание еще большего похудения лица.

    5. Используйте специальные массажные приемы для худого лица — Асахи 2.
    6. Если замечаете, что лицо худеет, даже от специальных приемов Асахи-2, уменьшите количество процедур или выполняйте массаж лица курсами. Массажные движения выполняйте без нажима. Нажим можно сохранить в области второго подбородка, если, конечно, он есть.
    7. Если лицо становится чрезмерно худым и плоским, теряет индивидуальность, совсем прекратите массаж. Можно оставить приемы только для глаз и лба.
    8. Неплохо подкачать мышцы щек и скулы с помощью упражнений гимнастики для лица. Обратите внимание на упражнения Евы Фрейзер, знаменитое упражнение Евы Фрейзер для щек «Щечки-Яблочки» доступно для онлайн просмотра в видео уроке Евы Фрейзер Зарядка для лица. Возможно, Вам больше понравится аэробика для лица Кэрол Мадджио или фейсформинг Бениты Кантиени.
    9. Утренние отеки лица

      Появление отеков, скорее всего, связано с тем, что массаж выполняется на ночь и на масленую основу.

      Совет : Поменяйте время процедуры и массажную основу на более легкую. Массаж Асахи более уместен утром, его еще называют «Утреннее солнце». А расслабляющий массаж Земсковой вечером.

      Юкуко Танака, также предлагает вариант расслабляющего массажа лица Асахи / Zogan (вечерний вариант дополняет легкий массаж головы). Занимает такой массаж всего 2-3 минуты.

      Смотреть онлайн видео расслабляющего массажа Асахи

      Изможденность, снижение тугора кожи

      Если Вы правильно выполняли массаж на хорошо скользящую основу, то массаж не может растянуть кожу. Дело в том, что массаж Асахи улучшает лимфоотток, снимает отеки, а когда сходит пастозность, проявляются складки на лице, кажется, что кожа потеряла упругость. По мере глубокой проработки мышц лицо должно подтянуться, стать на место.

      Если лицо стало выглядеть измождённым, потеряло тонус, дополнительно тонизируйте лицо с помощью упражнений гимнастики для лица Кэрол Мадджио, Бениты Кантиени или тех упражнений для лица, которые Вам нравятся, подходят.
      Совет : Наносите на лицо достаточное количество массажной основы, чтобы руки хорошо скользили. На модели в видео уроке Юкуко Танака, она почти отсутствует, об этом есть предупреждение в фильме. Для самомассажа Асахи его нужно наносить больше.

      При склонности к куперозу, подходить к остеопатическому массажу Zogan (Асахи) следует с большой осторожностью, т.к. он, все таки, выполняется с давлением.

      Следует исключить массажные приемы, работающие с давлением в зоне щек (купероза) или ослабить давление в проблемных зонах, т.к. от сильного давления сосудики.

      Вы должны знать, что склонность к куперозу — это, прежде всего, хрупкие, вялые, потерявшие свою эластичность, близко к коже расположенные сосуды. А появление «сосудистых звездочек» — лишь внешнее проявление внутренних проблем с сосудами.

      Что делать, если купероз уже появился?

    10. Исключить массажные приемы, работающие с давлением в зоне щек (купероза).
    11. Использовать крем, включающий в себя такой компонент, как геспередин. Геспередин, способствует укреплению стенок сосудов и значительно уменьшает сосудистую сеточку.
    12. Выполнять мимические упражнения для лица (улучшается микроциркуляция крови, питание кожи, усвоение лечебных компонентов из косметических средств). Как выбрать гимнастику для лица
    13. Посетить врача, т.к. проявление купероза — это симптом заболевания сосудов и внутренних органов человека
    14. Скорректировать питание — острое, соленое, кофе, алкоголь — минимизировать
    15. Включить в рацион продукты с большим содержанием кремния — топинамбур, гречка, овсянка, фасоль, горох, кукуруза.
    16. Обязательно применять защитные средства от солнца
    17. Как можно реже применяйте всевозможные скрабы и пилинги для лица
    18. Старайтесь свести к минимуму перепад температур, воздействующих на вашу кожу (баня, контрастные обливания).
    19. При сильном куперозе — косметологические процедуры: электрокоагуляции, лазерная коагуляция, озонотерапия.
    20. Если Вы столкнулись с такой проблемой, Вам следует познакомиться более подробно с причинами появления купероза и методами его лечения, правильным уходом за кожей лица, «правильными» продуктами, а также народными средствами от купероза.

      Надеемся, что лучший опыт женщин, практикующих не один год, омолаживающий японский массаж лица Асахи поможет Вам получить желаемый анти-возрастной эффект, оживить лицо, разгладить морщины, улучшить контур лица и упругость кожи.

      ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ для массажа Zogan / АСАХИ

      • Болезни кожи лица;
      • Любые воспаления;
      • Болезни лимфатической системы;
      • ЛОР-заболевания;
      • Купероз (следует исключить массажные приемы в зоне щек);
      • И даже, плохое самочувствие.

      Если Вам массаж лица Асахи не подходит, по тем или иным причинам, не огорчайтесь, самомассаж лица Елены Земсковой достойная ему альтернатива.

      face-building.com

      Вступление в монашество и выход из него. Часть 1

      Редакция сайта «Православие.Ру» продолжает публикацию дипломов выпускников Сретенской духовной семинарии, начатую несколько лет назад. Дипломы выпускников прежних лет: иеромонаха Иоанна (Лудищева) «Проблемы современного человека в письмах духовников XX века» , Юрия Филиппова «Революционное движение и духовные школы России в конце XIX – начале XX веков», Максима Янышевского «Особенности религиозной жизни советского Казахстана в 1930–1950 годах» и другие, поднимавшие важные для современности проблемы и написанные с привлечением архивных материалов, – вызвали большой интерес у читателей сайта. Серию публикаций дипломов выпускников СДС продолжает работа выпускника 2009 года, насельника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря иеродиакона Никона (Горохова) «Вступление в монашество и выход из него» (научный руководитель – протоиерей Владислав Цыпин), посвященная чрезвычайно актуальным и злободневным проблемам современной церковной жизни. При этом автор в своей работе не только опирается на творения отцов Церкви, канонические постановления и исследования по истории Церкви, но и учитывает богатейший опыт старцев и духовников Псково-Печерской обители, всего строя иноческой жизни в ней.

      Наверное, нет ни одного человека, который бы не знал или не видел монахов, не сталкивался бы с ними в храмах, в монастырях или в быту. Многие имеют родственниками монахов, а еще больше людей имеют среди монашествующих духовников или просто знакомых. Внешняя сторона деятельности монахов, благодаря средствам массовой информации, достаточно известна, но какая-то сторона их жизни остается абсолютно неведомой в миру. От этого рождаются или загадки, или расхожие домыслы, или неправдоподобные истории.

      Открытие многих новых монастырей и подворий на территории России на протяжении последних 20 лет привели к тому, что эти монастыри стали быстро наполняться иноками и инокинями, что само по себе очень отрадно. Но, с другой стороны, скороспелые постриги, необдуманный приход в монашество, реальные трудности возрождения обителей и острый дефицит опытных духовников привели к тому, что иноческие обители стали быстро наполняться насельниками случайными и малоподготовленными. Многие принимали постриг необдуманно, не рассчитав свои силы, не проверив себя, без рассуждения, доверившись мимолетным чувствам или уговорам посторонних лиц и в общем, как оказалось, по ошибке. Что не замедлило сказаться на духовном уровне современных российских монастырей.

      Такие упущения не прошли даром. Многие из насельников стали покидать стены обителей и возвращаться в мир, совершенно пренебрегая прежде данными обетами. К сожалению, этот процесс продолжается и поныне. Вот почему цель данной работы, кроме ее исторического и канонического аспектов, состоит еще и в том, чтобы помочь вступающим в иночество определиться в своем жизненном пути, а всем принимающим в монашество напомнить о той высокой ответственности, которую они берут на себя.

      Формирование монашеской традиции

      Простой обыватель, конечно же, довольствуется тем, что ему предлагают СМИ, и порой считает, что уже все или почти все знает о монашестве. Гораздо реже встречаются люди вдумчивые, которые начинают читать книги и специальную литературу по монашеству. А еще реже встречаются те, кто исследует тему до конца, до первоисточников, до самых азов. Обычно этими людьми бывают или сами монахи, или специалисты в области монашеской письменности, церковной истории и культуры.

      Святые отцы называют монашество наукой из наук. Значит ли это, что монашество есть некое сокровенное знание, то есть особого рода наука, которой обучают в монастырях? Или это выражение надо понимать иносказательно? Все зависит от того, кто будет говорить. Если о монашестве будет вещать протестантский богослов, совершенно отрицающий его ценность, то мы услышим одно суждение, а если о нем будет говорить человек, сам прошедший путь монаха, то мы услышим совершенно другое.

      Приравнивая монашеское делание к высшему творчеству или к науке особого рода, святые отцы не ошибались. Потому что монашеское делание относится к самому сокровенному, самому важному и прекрасному, что есть в человеке, – к его душе. Да и не только к душе, но и ко всему составу человека: воспитанию духа, очищению души и аскетике тела. Одним словом, к преображению всего человека, или, как говорили святые отцы, к его «обожению».

      Кто же такие монахи? Если дать определение, исходя из одного названия, то это будет означать: одиноко живущий человек. Но такое определение ни о чем не говорит, потому что одиноко живущих много, а монахов, увы, нет. В слове «монах» заключается нечто большее, чем просто жизнь одинокого человека. Вот, например, что говорит преподобный Иоанн Лествичник: монахи – это те, которые призваны подражать жизни бесплотных сил, это те, которые во всех действиях должны руководствоваться свидетельством Священного Писания, это те, которые должны непрестанно понуждать себя на всякое доброе дело, это те, которые должны хранить свои чувства от греховных впечатлений, а ум от греховных мыслей [1] . Конечно, данное перечисление не может исчерпать всех представлений о монашестве.

      «Покусившимся с телом взойти на небо поистине потребны крайнее понуждение и непрестанные скорби. Ибо труд, поистине труд и большая сокровенная горесть неизбежны в сем подвиге, особенно для нерадивых» [2] . Преподобный Иоанн Лествичник, автор известной книги о монашестве, предостерегает легкомысленных от необдуманного вступления на монашеский путь, который он называет жестоким и тесным, потому что вступающий на этот путь как бы ввергает себя в огонь непредвиденных скорбей и искушений. Слабому лучше не ходить по этому пути, иначе можно сильно пострадать вплоть до смерти, а вместо пользы получить вред: «Всем приступающим к сему доброму подвигу, жестокому и тесному, но и легкому, должно знать, что они пришли ввергнуться в огонь, если только хотят, чтобы в них вселился невещественный огонь. Посему каждый да искушает себя и потом уже от хлеба жития иноческого, который с горьким зелием, да яст и от чаши сей, которая со слезами, да пиет: да не в суд себе воинствует. Если не всякий, кто крестился, спасется, то… умолчу о последующем» [3] .

      Монах – это воин Царя Небесного, который бьется на передовой и, можно сказать, в авангарде. Отступать – нельзя, уходить с поля – тем более: сзади – Бог и Царство Небесное, впереди – полчища невидимых врагов и смертельная битва, длинна битвы – вся жизнь, в начале – отречение от мира, в средине – подвиг, в конце – награда или посрамление. «Монашество – это принятие на себя пожизненного мучения, восприятие сознания мученика, которое, безусловно, радуется борьбе и никогда не удовлетворяется достигнутым» [4] . Вот что представляет собой путь монашеской жизни.

      Здесь всего лишь аллегории, а в жизни все гораздо проще и незаметней, но одновременно и сложней. Реальная монашеская жизнь может очень сильно отличаться от той, о которой можно прочитать в книгах, и об этом надо обязательно знать всем желающим идти этим тернистым путем.

      Чаще всего случается так, что современный человек, который приходит в монастырь, бывает шокирован той разницей, которая возникает между представлениями, сложившимися о монашестве у него в голове, и той реальностью, которую он увидит на самом деле: «В монастырь часто шли люди, чем-то потрясенные, не поладившие с окружающим миром, уставшие от жизненной борьбы и невзгод, разочарованные, ищущие утешения, покоя и духовной свободы. Но когда закрывались за ними монастырские врата, чаще всего они не обретали ни того, ни другого, ни третьего. Ибо человек, оставаясь человеком, приносил с собой в монастырь свои слабости и несовершенства… А в монастырях своим чередом шла жизнь, сильно отличавшаяся от светской, но далеко не во всем совпадавшая с идеалами монашеского служения» [5] . К сожалению, современное монашество – это далеко не идеал иноческой жизни, но и современная молодежь – это не Антонии и Пахомии, не Сергии и не Серафимы. Как говорит известная пословица: «каков мир, таков и монастырь».

      Данная работа призвана, скорее, к тому, чтобы отрезвить легкомысленную часть молодежи, стремящейся в монашестве найти простой выход своих проблем, или ту ее часть, которая, не найдя себе применения в миру, думает найти его в монастыре. Для подлинного монашества необходимо призвание. Ибо только «могущий вместить, да вместит».

      Основания монашеского образа жизни

      Необходимо сказать несколько слов о причинах возникновения монашества в Православной Церкви. Из церковной истории известно, что монашество как институт возникло не сразу после проповеди Спасителя, хотя признается неоспоримым, что предшествующий монашеству институт девственников возник одновременно с самой Церковью [6] . Именно в устах Божественного Учителя прозвучали слова, предсказывавшие то явление в Церкви, которое должно было явиться в будущем: «Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19: 12). Из трех перечисленных Спасителем видов скопцов (людей, лишенных способности к деторождению) последний, по мнению святых отцов, указывает на монашество. Таким образом, монашество и есть тот вид людей, которые принимают на себя добровольное девство (воздержание от брачного сожития) ради приобретения Царства Небесного.

      Митрополит Московский Филарет в «Правилах благоустройства монашеских братств московских ставропигиальных монастырей» указывает на Священное Писание как на единственное и абсолютное основание монашеских обетов:

      1. дающий обет послушания и отречения от своей воли и от своего мудрования должен основывать оный на слове Господнем: «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 26: 24.);

      2. дающий обет целомудрия должен внимать слову Христову: «Могий вместити да вместит» (Мф. 19: 12.) – и слову апостольскому: «Не оженивыйся печется о Господних, како угодити Господеви». (1 Кор. 7: 32);

      3. дающий обет нестяжания должен утвердиться на слове Христовом: «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19: 21) [7] .

      Святитель Филарет не был первым, кто утверждал, что данный образ жизни основывается на Священном Писании. Например, святитель Василий Великий, когда искал образец совершенного евангельского жития, то сделал вывод, что оно и есть собственно житие монашеское [8] . Такие же выводы сделал и святитель Игнатий Кавказский: «Исполнение евангельских заповедей всегда составляло и ныне составляет сущность иноческого делания и жительства»; «истинное христианство и истинное монашество заключается в исполнении евангельских заповедей. Где нет этого исполнения, там нет ни христианства, ни монашества, какова бы ни была наружность» [9] . А вот слова преподобного Макария Оптинского: «Что же значит монашество? Совершение христианства, состоящее в исполнениях заповедей Божиих, в них же и любовь к Богу заключается: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет (Ин. 14: 23), – сказал Господь» [10] . Или еще вот мнение настоятеля афонского монастыря Симонопетра архимандрита Эмилиана, нашего современника: «Монашеская община является наиболее ярким воплощением евангельского совершенства, достигаемого через отречение от всего, ежедневное воздвижение своего креста и следование за Господом. Прежде всего, такая община есть поиск Царствия Божия, а все остальное приложится от Бога» [11] .

      К родоначальникам монашества Предание Православной Церкви относит святого Предтечу Господня Иоанна, святого пророка Божия Илию, святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Саму Пречистую Деву Богородицу. Они для христиан были и будут образцами всецелого посвящения себя Богу.

      Но как массовое явление, со своими уставами, порядками и совершенно особенной философией жизни, монашество появилось в конце III – начале IV веков [12] . До этого времени Церковь знала лишь единичные случаи подвижничества, когда из желания совершенства некоторые из христиан принимали на себя обеты девства или добровольной нищеты, а некоторые посвящали свою жизнь непрестанной молитве или всяческому воздержанию [13] . Такие подвижники назывались аскетами [14] . Со временем таких подвижников становилось все больше и больше, однако они еще были достаточно разрознены., но они проводили жизнь среди единоверцев и не образовывали отдельных сообществ, не уходили в пустыню

      Причины возникновения монашества

      Возникновению монашеских общин способствовали разные причины. Некоторые историки, например, называют даже сами гонения, которые обрушились на Церковь со стороны языческой власти. В частности гонение, которое открылось при Римском императоре Децие (249–251). Оно побудило многих бежать в пустынные места, в том числе и аскетов. Этих подвижников, которые остались жить в пустыне, стали называть анахоретами, или еремитами. Вскоре гонения закончились, и к власти в Риме пришел император Константин Великий, который объявил на территории Римской империи свободу вероисповеданий для всех религий (Миланский эдикт; 313) и, в первую очередь, для христиан. «После длительной борьбы с Церковью империя наконец капитулировала» [15] . А к концу IV века христианство окончательно утвердилось в качестве официальной религии Римской империи.

      Но главным толчком к возникновению и развитию такого странного и необычного сообщества, каким стало монашество, послужили не гонения, а как раз напротив – внезапный мир и благоденствие Церкви. Массовое монашеское движение возникло как реакция на секуляризацию Церкви и церковного общества.

      Множество язычников потекло в Церковь, которая стала наполняться неофитами. Если к приходу Константина Великого число жителей империи, исповедавших христианство, по подсчетам современных историков, составляло от 7 до 10% от всего населения империи, то к концу IV века их было уже более 50%. Многие становились лояльными к Православию, глядя на императора, а некоторые приходили в Церковь из корыстных (конъюнктурных) побуждений, для скорейшего продвижения по службе. Империя, тем не менее, продолжала жить своей привычной жизнью, а это значило, что продолжали существовать многие языческие обычаи. Например, на стадионах часто устраивались конские бега, в амфитеатрах – театральные представления, авторами которых были язычники. Различные празднества в честь многочисленных языческих божков увеселяли и развлекали население империи. Всеобщим почетом пользовались Олимпийские игры и другие спортивные и не только спортивные состязания. Считалось, например, почетным участие в эзотерических мистериях или в торжественных процессиях, сопровождающих некоторые языческие культы. В некоторых интеллектуальных центрах империи продолжали функционировать языческие школы, в которых преподавались языческие философские учения, а в простом народе сохранялись многие обряды и суеверия, которые очень плохо сочетались с чистой христианской жизнью [16] .

      Киновия – идеальное христианское общежитие

      С массовым приходом язычников в Церковь стали падать нравы в христианских общинах, и как реакция на это обмирщение начал происходить обратный процесс – выделение и обособление сообществ подвижников, желавших нравственного совершенства. «Аскеты стали удаляться из городов и селений в пустынные места и в леса» [17] . Так стали образовываться первые монастыри и монашеские общины.

      «При своем зарождении монашество было не официальным церковным установлением, а стихийным движением, порывом, причем именно движением мирян », – подчеркивает в своей работе «Империя и пустыня» протоиерей Георгий Флоровский [18] . Именно миряне, жаждавшие исполнения на земле христианских идеалов и не желавшие мириться с распущенностью нравов внутри христианских сообществ, именно они своим уходом в пустыню хотели подчеркнуть идею неотмирности Церкви, опираясь на слова апостола Павла: «Не имамы бо зде пребывающего града, но грядущего взыскуем» (Евр. 13: 14).

      Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин описывает образование первых общежительных монастырей со слов аввы Пиаммона (в своем 18-м собеседовании «О трех древних родах монахов», гл. 5): «Итак, род жизни киновитян получил начало со времени апостольской проповеди. Ибо таким было все множество верующих в Иерусалиме» . Преподобный Пиаммон считает, что образование общежительных монастырей составлялось по образцу первой христианской общины, возникшей в Иерусалиме во времена апостолов. Он говорит, что со временем, после смерти апостолов, постепенно первая ревность у христиан стала пропадать, и на смену ей явилась холодность и равнодушие, но не все хотели быть такими. Те, кто хотел жить по Евангелию и не давать ни в чем уступок миру, постепенно стали удаляться все дальше в пустынные места и образовывать общежития по типу первохристианской общины. Сообщества таких ревностных христиан и стали называться киновиями, а насельники их – киновитами [19] .

      Идеи возникновения таких сообществ, как «первохристианская община» и как «строгий общежительный монастырь», были абсолютно одинаковы, потому что жизнь всех членов сообщества была построена исключительно на евангельских заповедях, но вот историческое зарождение киновий было несколько другим, чем первохристианской общины. Однако можно считать, что и то и другое было следствием Промысла Божия.

      Основатели монашества восточного и западного

      Расцвет монашества произошел почти одновременно в Египте, Сирии и Палестине. Во всех трех названных областях монашество возникло независимо друг от друга, но египетское монашество считается древнейшим [20] . Основателем египетского монашества считается преподобный Антоний Великий. Еще в 285 году он удалился в глубину пустыни на гору Колизма [21] . В Фиваиде он «основывает монастырь Писпер и ряд других иноческих поселений, которые продолжают существовать и после его блаженной кончины» [22] . Другой сильнейший центр монашеской жизни образовался в Нитрийской пустыне. Подлинным основателем его надо считать преподобного Аммония Нитрийского, который пришел на это место около 320 года [23] . Недалеко от Нитрийской горы располагалась пустыня под названием «Келлии», где подвизался Макарий Александрийский (городской), а еще дальше от Нитрийской горы находилась пустыня «Скит», основанная преподобным Макарием Великим (Египетским) в 330 году. Приблизительно в это же время (ок. 323–324 гг.) преподобный Пахомий Великий основывает первый общежительный монастырь в местечке под названием Тавенниси [24] , на берегу реки Нил, в среднем ее течении. В Палестине основателями монашества были преподобный Харитон Исповедник – строитель Фаранской Лавры (330-е гг.) и преподобный Иларион Великий – строитель Лавры у Маюма (338). В Сирии – преподобный Иаков Низибийскийи его ученик преподобный Ефрем Сирин.

      На Запад уставы монашеской жизни попали благодаря деятельности преподобного Бенедикта Нурсийского, который основал вблизи Неаполя общежительный монастырь с уставом, похожим на устав преподобного Пахомия Великого. Он адаптировал для итальянского монашества уставы египетских киновий. Монашество нашло здесь благоприятную почву и стало быстро развиваться. От главного монастыря преподобного Бенедикта отпочковались еще несколько дочерних монастырей [25] . Монастыри, возникшие в Западных провинциях Римской империи, образцом для себя брали уставы, принесенные в Рим преподорбным Иоанном Кассианом, а это были знаменитые уставы пахомианских монастырей.

      Появление первых монашеских уставов

      Монашество, зародившееся в самый ранний период истории христианства, не имело уставов. Оно родилось как бы интуитивно из евангельских заповедей и из пламенной любви ко Христу. Первых монахов сжигала ревность ко благочестию, и писанные уставы им были совершенно не нужны. Каждый из подвижников был сам себе уставом [26] . Но со временем ревность ослабевала, а число монахов росло [27] .

      Когда монашество сильно увеличилось в числе и стало массовым новым явлением в Римской империи, тогда у имперской администрации возникла необходимость регламентировать жизнь такого большого числа людей (насельники многих египетских монастырей исчислялись тысячами), живущих по иным законам, чем жило большинство жителей Империи [28] . Эти законы стали появляться из под пера императоров, но происходить это стало значительно позже – где-то в VI веке.

      Первоначально сами монашествующие стали вырабатывать определенные правила, которые они считали необходимыми для поддержания порядка в своих все более увеличивающихся рядах.

      С именем преподобного Антония Великого связаны правила, выработанные преподобным для его монахов и так называемые «Духовные наставления». Впервые они были опубликованы в 1646 году западным ученым Авраамом Энхеленским [29] . Для данной работы автор выбрал из этих правил те, которые касаются вступления в монашество (и выхода из него). Например, правило XV, в редакции Авраама Энхеленского, гласит следующее: «Если произойдет соблазн из-за какого-либо юноши, который еще не облачился в монашескую одежду, то и не облачай его; его следует извергнуть из монастыря». Выражение («не облачай») обращено к настоятелю монастыря, которому одному принадлежит власть принимать в монастырь или отказывать в приеме. Игумен имел полное право извергнуть из монастыря лиц, подавших повод к соблазну. Поскольку нравственный уровень тогдашнего монашества был очень высоким, то и требования к кандидатам были очень высокими.

      Монашеские одежды мог надевать на себя каждый, кто хотел жить по-монашески по собственному усмотрению, применяясь в выборе одежды, в покрое и цвете к тем одеждам, которые были приняты в том или ином монастыре. И это неудивительно для монашества отшельнического, потому что оно признает значительную степень свободы подвижника от внешних форм и ограничений. Однако свободу следует понимать только в сторону большего аскетизма, а не в сторону излишеств и поблажек плоти.

      «Вступавший в обитель преподобного Антония мог и сам снять с себя мирские одежды и заменить их монашескими, но мог просить и игумена монастырского, чтобы тот облек его в монашеские одежды, если от этого участия игумена зависел больший религиозный подъем у принимающего монашество» [30] .

      В обители преподобного Антония монахи носили свое особое одеяние, которым отличались от мирян. «Они надевали его, вступая в монастырь в качестве иноков, бесповоротно отрекшихся от мира и навеки решивших связать свою жизнь с обителью. Они лишались монашеского одеяния, когда, по тем или иным обстоятельствам, им приходилось возвращаться в мир» [31] . Такие простые правила приема в обитель к преподобному Антонию существовали сначала в устной традиции или в устном предании, а затем, после смерти основателя монашества, были преданы письму и дошли до нас.

      Согласие на принятие в число братии монастыря определялось игуменом исключительно по его собственному убеждению в том, способно ли известное лицо вести подвижнический образ жизни или нет. Из жития преподобного Павла Препростого можно видеть, как несложно было испытание при приеме в монастырь при преподобном Антонии [32] . «Все сие делал Антоний для того, чтобы испытать терпение и послушание Павла. А тот нисколько не роптал на сие, но с усердием и старательностью исполнял все повеления Антония. Наконец Антоний убедился в способности Павла к пустынножительству и сказал ему: “Вот ты уже и сделался иноком во имя Господа Иисуса”» [33] .

      Павел стал подвизаться невдалеке от преподобного Антония. Никаких торжественных обетов он не произносил [34] .

      Ни пострижения волос, ни торжественных обетов, ни торжественного отречения от мира, ни перемены имени и одежды от первых монахов не требовалось. Нужна была лишь твердая решимость, подтверждаемая делами. Самым первым отличием монахов от клириков и мирян был, безусловно, образ их жизни. Очень скоро появились отличия в одежде. Так, из жития преподобного Пахомия мы видим, как в начале авва Паламон не хотел принимать его к себе в ученики, ссылаясь на его молодость и трудности аскезы, но когда убедился в твердости намерений Пахомия во всем следовать монашескому образу жизни, то принял его в свои ученики и тут же переменил его одежду с мирской на монашескую: «И с тех пор, движимый любовью к Богу, искал, (как) стать ему монахом. И когда ему рассказали об отшельнике по имени Паламон, пришел к нему, чтобы вести с ним уединенную жизнь. И добравшись, постучал в дверь. Паламон не хотел брать Пахомия, но после того, как тот твердо заявил: “Я верю, что с Божией помощью и твоими молитвами выдержу все, о чем ты мне сказал”, – Паламон открыл дверь своей келлии и впустил Пахомия и тут же надел на него монашеские одежды . В арабской версии жития говорится в этом месте, что Паламон испытывал Пахомия три месяца, прежде чем облачить его в монашеские одежды (τό σχήμα τών μοναχών)» [35] . Что представляла собой эта одежда, в точности сказать трудно, но надо думать, что святой Пахомий, когда стал аввою многих монастырей, за образец одежды монахов взял ту одежду, в которую его самого облачил авва Паламон.

      Одними из первых, кто составил письменные правила монашеской жизни, были преподобный Пахомий Великий и святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской. Эти правила легли в основу почти всех последующих монашеских уставов. Они дошли и до нашего времени. И уже в них мы видим, как решаются вопросы вступления в монашество и как резко осуждается выход из него.

      Если раньше, до образования строгой киновиальной структуры монастырей, всякий желающий мог считать себя монахом, если жил уединенно и подвизался в благочестии, то с возникновением общежития появились обряды, свидетельствующие о том, что тот или иной человек, вступая в братство монашеское, обязывался вести иной образ жизни. Чтобы как-то обозначить эту инаковость, были установлены признаки, по которым жизнь монаха отличалась от жизни в миру. Во-первых, это были внутренние установления, которые назывались монашескими обетами, а во-вторых, были приняты и внешние отличия (в одежде, пище и поведении), выделявшие монахов от мирян [36] .

      www.pravoslavie.ru