Полезные статьи

Правила оформления словаря

Оглавление:

Как сделать словарь русского языка, который захочется читать

Текст

Новый школьный энциклопедический словарь русского языка, созданный коллективом СПбГУ, отличается от других в первую очередь оформлением. Градиенты, выборка фотографий и статьи, будто бы почёрканные маркером старательного школьника — дело рук дизайнера Ждана Филиппова. Но оформление тесно связано с концепцией словаря, который создатели предлагают читать «как книгу». Даниил Трабун поговорил с Сергеем Монаховым и Дмитрием Чердаковым о том, зачем нужно издавать словарь на бумаге в эпоху гипертекста и как сделать учебную литературу нескучной.

Доцент кафедры истории русской литературы филологического факультета СПбГУ

Старший преподаватель кафедры русского языка филологического факультета СПбГУ

Как так вышло, что с одной стороны, это официальный словарь русского языка, одобренный всеми инстанциями, а с другой стороны, — он, скажем так, дерзкий? Свежий и свободный в каком-то смысле.

Дмитрий: Идея создать такой словарь родилась в Санкт-Петербургском государственном университете ещё в 2009 году. Главный вопрос здесь — зачем вообще делать новый словарь, если уже есть другие, так ведь? Всё верно, существуют энциклопедические справочники, в том числе предназначенные для школьников, ориентированные на школьный курс русского языка. Но нам этой справочной функции самой по себе было недостаточно. Мы хотели, чтобы помимо выполнения этой важной роли, словарь стал своего рода учебником и даже книгой для чтения. Был не просто источником получения информации, но и способствовал пониманию читателями тех сведений, которые в нём сообщаются. Эта идея совмещения функций воплощалась разными средствами — как на уровне текста, так и собственно в дизайнерском решении.

Можно поподробнее про книгу для чтения? Всё-таки к словарю обращаются, только когда он действительно нужен.

Сергей: Да-да, это такая распространённая идея. Словарь стоит на полке, к полке подходят, открывают книгу, смотрят нужное слово, ставят обратно. Мы хотели сделать иначе. Образно говоря, не словарь на полке в ряду других книг, а словарь — открытый — на столе, книга для каждой семьи. Наш словарь состоит из двух частей. Первая — это собственно корпус энциклопедических статей. Второй корпус — указатели, которые помогают читателю сориентироваться в этом информационном пространстве. Помимо традиционных алфавитного и терминологического указателей, в словаре присутствует древовидный тематический указатель, в котором статьи расположены иерархически с разными уровнями вложенности по степени обобщения терминологического материала. Поймите правильно, никто не предполагает, что человек откроет словарь и начнёт фигачить с буквы А и до конца, пока не дочитает. Но он может, обратившись к нашему терминологическому древу, сформировать представление о том лингвистическом контексте, который существует вокруг интересующего его явления, прочитать целый кластер статей, связанных друг с другом.

Есть ещё один момент, который делает словарь «книгой для чтения». Помимо основного текста, в статьях у нас даются вставные очерки двух типов — какие-то более или менее обширные цитаты из художественной или научной литературы, иллюстрирующие то понятие, которое в статье раскрывается, а с другой стороны, дополнительные, научно-популярные, небольшие тексты, которые позволяют – опять-таки, да? – читателю интересующее его явление представить в более широком контексте.

Об оформлении

ЖДАН ФИЛИППОВ, дизайнер словаря: «Хотелось, чтобы по образу [в словаре] дружило несколько штук. Чтобы это был WordArt — настоящий, ужасный, но уточнённый. Чтобы от него оставалась только тонкая тень присутствия. Плюс Лазарь Лисицкий и градиент с куртки 80-х годов. В общем, это как будто презентация в Word или Excel, но она чуть-чуть более точная, в общем. Это весело выглядит — как словарь, но ещё и весело. Весёлый словарь. В каких-то моментах это выглядит криво, косо, но всё совершенно осознанно и ровно так, как должно быть в данном случае. Бодро, дерзко, но формально мы выполнили все правила. Мне кажется, так и нужно»

Ждан Филиппов рассказывает о том, как создавалось оформление словаря

В глаза сразу бросается оформление. Каким образом коллектив, который занимался подбором статей и структурой словаря, работал с дизайнерами? Как я понимаю, это должна быть довольно плотная совместная работа?

Сергей: Работа по дизайнерскому оформлению началась тогда, когда текст был готов. Первоначально, ещё на этапе создания статей, были подобраны иллюстрации, но Ждан Филиппов большинство этих картинок забраковал, сказал, что они никуда не годятся — ни по качеству своему, ни по своему, так сказать, концептуальному встраиванию, что это просто какой-то винегрет, солянка и так далее. Ждан предложил необычное решение — иллюстративный ряд делать чёрно-белым, а сам текст цветным. Раскрашивать текст, выделяя в нём разные информационные потоки: цитаты, ссылки, списки, понятия, вставные очерки, имена писателей и названия произведений. Понятно, что в куче книг, словарей, энциклопедий есть такие «подвалы» с цветовой заливкой, но это совсем другое. Там цвет маргинален и маркирует маргинальные, периферийные вещи. А у нас это основный эстетический приём. Когда Ждан предложил эту идею, я помню этот момент — как озарение, божественное озарение.

Параллельно с работой над словарем мы работали и над макетом учебника по русскому языку для 10–11 классов. В том, что касается школьников, это одного возрастного уровня адресат. Макет учебника делал Дима Барбанель, с которым, как и со Жданом, мы познакомились, когда работали над журналом «Эрмитаж», и вот с тех пор время от времени сотрудничаем. Я к чему — к тому, что эти два макета, учебника и словаря, — в них можно при желании усмотреть две противоположности. В том смысле, что Дима как раз забабахал в учебник огромное количество совершенно разностильных, в том числе просто ужасных, иллюстраций; вынес их в такие резервации, на отдельные развороты, отженил от текста и дал им возможность взрывать глаз и мозг читателя. А Ждан жёстко всё выкинул. Не было бы счастья, да несчастье помогло — стало понятно, что у нас нет картинок, и пришла идея, которая мне до сих пор нравится, — создание такой вот особой текстовой выразительности.

www.lookatme.ru

Правила оформления словаря

МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ СЛОВАРЯ ПРЕДМЕТНЫХ РУБРИК

Капиталина Викторовна Перевозчикова,
к.п.н., доцент кафедры технологии
документальных коммуникаций КемГАКИ
Чухонцева Надежда Васильевна,
зав. сектором ЕЦК ОНБ им. В. Д. Федорова

1. Общие положения
1.1. Назначение

Назначение методики состоит в системном представлении технологии разработки словаря предметных рубрик; снижении субъективности действий предметизатора при отборе и нормализации лексики и оформлении ее в виде предметных рубрик; снижении временных и интеллектуальных затрат на создание словаря предметных рубрик.

1.2. Область применения

Данная методика может быть использована в библиотеках различных типов, информационных службах и учреждениях при создании ими словарей предметных рубрик, формируемых и используемых в условиях функционирования автоматизированных информационно-библиотечных систем и сетей.

В качестве объекта упорядочения при создании словаря предметных рубрик выступает лексика заданной тематической области.

1.4. Описание цели, задач

Целью методики создания словаря предметных рубрик является алгоритмизация действий предметизатора при отборе, нормализации и систематизации лексики, а также оформлении предметных рубрик и формировании словаря предметных рубрик.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
______ — определение источников и критериев отбора лексики;
______ — установление правил формулировки предметных рубрик;
______ — формирование словаря предметных рубрик и его оформление.

1.5. Требования к конечному продукту

Качество подготовленного на основе данной методики словаря предметных рубрик должно удовлетворять требованиям, предъявляемым к информационно-поисковым языкам (ИПЯ). ИПЯ должен:
______ — полно и точно передавать содержание, а при необходимости — форму и назначение документа, отражаемого в данной ИПС;
______ — обеспечить однозначность толкования терминов индексирования;
______ — допускать многоаспектное индексирование;
______ — допускать внесение изменений (дополнений и исправлений);
______ — обеспечивать достаточную простоту и удобство индексирования, информационного поиска и ведения данной ИПС;
______ — отражать современное состояние терминосистемы в данной области знания.

1.6. Разработчики методики

Методика разработана в творческой лаборатории по каталогизационной лингвистике при Кемеровской областной научной библиотеки им. В.Д. Федорова (сектор лингвистического обеспечения Единого центра каталогизации и кафедра технологии документальных коммуникаций Кемеровской государственной академии культуры и искусств).

1.7. Источники, использованные при разработке

1. ГОСТ 7.74-96 Информационно-поисковые языки. Термины и определения. — Минск, 1997. — 21 с.
3. ГОСТ 7.59-90 Индексирование документов. Общие требования к систематизации и предметизации. — М., 1990. — 11 с.
4. Гринина Р.Ф. Теоретические основы предметизации и предметного каталога: Учеб. пособие. — Л., 1989. — 73 с.
5. Гендина Н.И. Лингвистическое обеспечение автоматизированных библиотечных систем. — Алма-Ата: Гылым, 1991. — 222 с.
6. Кругликова В.П. Предметизация произведений печати: Общая методика /Всесоюз. кн.палата. — М.: Книга, 1967. — 173 с.
7. Машиночитаемый авторитетный/нормативный файл предметных рубрик Российской национальной библиотеки: Цели формирования, принципы развития и использования //Предметный поиск в традиционных и нетрадиционных информационно-поисковых системах: Сб. науч. тр. Вып.14 /РНБ. — СПб., 2000. — С.175-188.
8. Предметный каталог: Общая методика предметизации. Организация и ведение каталога: Пособие для библиотекарей. — М.: Книга, 1973. — 125 с.
9. Руководство по созданию и ведению предметных авторитетных /нормативных и ссылочных записей /РНБ. — СПб., 1998. — 68 с.


2. Технология работы
2.1. Исходный продукт

В качестве исходного продукта при создании словаря предметных рубрик выступают:
______ 1) Ранее разработанные ИПЯ:
__ ______ ____ — Универсальная десятичная классификация (УДК);
__ ______ ____ — Библиотечно-библиографическая классификация (ББК);
__ ______ ____ — Государственный рубрикатор НТИ (ГР НТИ);
______ ______ — Авторитетный файл предметных рубрик РНБ (АФ ПР РНБ);
______ ______ — Списки и словари предметных рубрик по отраслям и/или темам.
______ 2) Справочные издания по тематике разрабатываемого словаря предметных рубрик:
______ ______ — Энциклопедии и энциклопедические словари;
______ ______ — Толковые и терминологические словари;
______ ______ — Справочники и словари-справочники.
______ 3) Законодательные и нормативные издания.
______ 4) Терминологические ГОСТы по тематике разрабатываемого словаря предметных рубрик.
______ 5) Массив документов по тематике.
______ 6) Массив информационных запросов.

2.2. Методы преобразования информации при создании словаря предметных рубрик

В основе построения словаря предметных рубрик лежит технологический подход. Сущность используемого метода заключается в том, что при составлении словаря предметных рубрик задана определенная технология, которая регламентирует деятельность предметизатора. Наряду с технологическим подходом используются методы логического анализа, метод индексации лексических единиц, унификации и стандартизации представления предметных рубрик.

2.3. Перечень выполняемых технологических операций

Технология разработки словаря предметных рубрик включает выполнение следующих операций:
______ 1. Определение тематического охвата словаря предметных рубрик;
______ 2. Формирование набора лексических единиц;
______ 3. Формулировка предметных рубрик в соответствии с правилами предметизации;
______ 4. Организационное оформление словаря предметных рубрик;
______ 5. Экспертиза словаря предметных рубрик.

2.4. Ожидаемый результат использования методики

Результатом использования методики является создание словаря предметных рубрик.
Обязательными составными частями словаря предметных рубрик являются вводная часть и список предметных рубрик.

В вводной части рассматриваются:
______ — тематика словаря предметных рубрик;
______ — принципы отбора понятий, включенных в словарь;
______ — принципы формулировки лексических единиц как основы предметных рубрик;
______ — принципы и правила формулировки сложных предметных рубрик;
______ — структура словарной статьи и характеристика ссылочно-справочного аппарата;
______ — методика предметизации документов и запросов.

Список предметных рубрик представляет собой единый алфавитный перечень простых и сложных предметных рубрик.
Предметные рубрики сопровождаются словарной статьей, где отражаются парадигматические отношения исходной рубрики с другими предметными рубриками этого словаря с помощью ссылочно-справочного аппарата.

2.5. Последовательность выполнения отдельных технологических операций при составлении списка предметных рубрик

2.5.1. Структурирование тематического охвата лексики

Тематический охват состоит в отборе и упорядочении терминов и понятий по данной теме. Методологической основой схемы является, в первую очередь, понимание данной темы как некой дисциплины, отрасли знания. Это позволяет поставить вопрос о границах комплекса, объеме понятий, включаемых в него.

В связи с этим необходимо предварительно выделить главные типовые категории предметов тематического комплекса:
______ 1. [ . ] как наука/вид деятельности в целом (история, теория, методика, методология и практика);
______ 2. отдельные отрасли, части, направления рассмотрения, назначение, функции;
______ 3. учреждения и организации, занимающиеся данными вопросами;
______ 4. законодательное обеспечение;
______ 5. систематические группы и типы;
______ 6. частные вопросы и отдельные элементы;
______ 7. объекты и субъекты, рассматриваемые в теме.

Проблемы, решаемые другими науками даже в том случае, если их исследование в большей мере базируется на материале основной темы, в схеме желательно не отражать.

Необходимо учитывать, что объем схемы не может быть безграничным. Однако составленный список ПР является открытым и, по мере появления новых понятий, будет пополняться.

2.5.2. Общие методические указания

Список предметных рубрик (ПР) должен представлять собой совокупность предметных рубрик, всесторонне и полноценно раскрывающих содержание темы и объединенных целостной системой связей. Детализация понятийно-терминологического аппарата, осуществленная в списке ПР, обязана отражать потребности библиотек и информационных центров в обработке достаточно большого потока литературы.

Список ПР по комплексу (отраслевому, тематическому, проблемному) может быть составлен как на основе документного фонда библиотеки, так и путем выбора необходимых терминов из различных справочных изданий (энциклопедии, справочники, терминологические и толковые словари и т.д.), авторитетных учебников и учебных пособий, других списков предметных рубрик, тезаурусов, рубрикаторов, словарей дескрипторов, таблиц ББК, УДК и т.д.

Для того, чтобы язык ПР удовлетворял потребностям пользователей, он должен отражать современную терминологию и современное состояние лексики естественного языка.

Главная задача при составлении списка ПР — его максимальная полезность на практике: в процессе предметизации документов, при организации традиционного предметного каталога либо предметного комплекса электронного каталога в библиотеках.

2.5.3. Структура и содержание списка ПР

Лексическими единицами (ЛЕ) языка списка ПР выступают заголовки и подзаголовки. Заголовки являются основными ЛЕ, подзаголовки — вспомогательными ЛЕ, т. е. используются только совместно с заголовком.

Как заголовки, так и подзаголовки в списке ПР располагаются в алфавитном порядке их формулировок. Главными элементами в структуре списка ПР выступают заголовки — они являются точками входа в список ПР.

Содержание темы (проблемы) в списке ПР раскрывается по возможности предельно полно, необходимые понятия хронологическими и языковыми рамками не ограничены, вводятся разнообразные, известные на сегодняшний день термины в состав как обобщающих, так и адекватных предметных рубрик.

При составлении списка ПР необходимо руководствоваться теоретическими основами предметизации документов (см. Приложение 1) и приведенными примерами фрагментов списков ПР (см. Приложение 2).

2.5.4. Правила формулировки предметных рубрик в списке ПР

Предметные рубрики в список ПР заносятся преимущественно во множественном числе. Исключение составляют слова, используемые только в единственном числе.

При выборе формулировки ПР допускается инверсия для выведения в начальную позицию наиболее важного термина, т.е. термина, несущего основную смысловую нагрузку.

Предметная рубрика в списке ПР может состоять только из заголовка или из заголовка и одного или нескольких подзаголовков. В многочленной предметной рубрике заголовок выражает основной предмет документа, подзаголовки — аспекты его конкретизирующие.

Первый элемент предметной рубрики — заголовок. Он определяет положение предметной рубрики в списке ПР, т.е. позволяет собрать в нем сходные или близкие по тематике предметные рубрики. Остальными элементами предметной рубрики выступают подзаголовки. Каждый подзаголовок конкретизирует понятие, выраженное предшествующими элементами. Особое внимание следует уделять правилу ограничения, уточнения заголовка предметной рубрики подзаголовками.

При построении предметной рубрики не допускается сочетание понятий, связанных парадигматическими отношениями, т.е. логическими отношениями подчинения, соподчинения. Например, в состав предметной рубрики Деревья плодовые в качестве подзаголовка нельзя использовать понятие — Яблоня.

В списке ПР можно использовать все категории подзаголовков. Общие подзаголовки могут присоединяться к любому заголовку. Присоединение типовых подзаголовков регулируется особыми правилами и списками. Специфические подзаголовки используются только с конкретным заголовком предметной рубрики или группой заголовков.
Географические и хронологические подзаголовки могут присоединяться к любой рубрике для отражения географических или хронологических аспектов.

Как правило, формальные и хронологические подзаголовки располагаются в конце предметной рубрики. Форма и совместимость подзаголовков регулируется соответствующими списками.

Формальные подзаголовки в список ПР желательно не включать. Они должны контролироваться дополнительным перечнем, который должен приводиться в конце списка ПР. Рекомендуется также приводить отдельный перечень общих и типовых тематических подзаголовков, которые могут быть использованы при предметизации литературы данной тематики. Кроме того, по необходимости можно давать и список хронологических подзаголовков.

Если одно и то же понятие имеет разные формы представления, то для использования в список ПР принимается предпочтительная форма, а от всех других делаются отсылки «см.» к принятой форме. Все непринятые формы также являются точками входа в список ПР.

Отсылки «см.» устанавливаются в следующих случаях:
______ — от сокращенной формы или аббревиатуры — к полной форме (если понятие более известно под аббревиатурой — делается ссылка см. к сокращенной форме), например:
______ ______ АСД см. Автоматизированные системы делопроизводства
______ ______ БГК волны см. Волны Бернштейна-Грина-Крускала
______ — от отвергнутого написания или транслитерации к принятому
______ ______ Купер Уильям см. Каупер Уильям
______ — от отвергнутой формы имени лица к принятой, например:
______ ______ Авиценна см. Ибн-Сина Абу-али
______ ______ Пешков Алексей Максимович см. Горький Максим
______ — от инвертированной формы к прямой (или наоборот, если инвертированная форма является принятой), например:
______ ______ Химия неорганическая см. Неорганическая химия
______ ______ Экономическая экология см. Экология экономическая
______ — от инвертированного названия дисциплины, теории, проблемы, закона и т.д. — к неинвертированной форме, например:
______ ______ Законы Госсена см. Госсена законы
______ — от инвертированной формы ПР, которая включает имя лица к прямой, например:
______ ______ Гильбертово пространство см. Пространство Гильберта
______ — от прямой формы географического названия — к инвертированной (если последняя предпочтительна), например:
______ ______ Полярный Урал см. Урал Полярный
______ ______ Британская Гвиана см. Гвиана Британская
______ — от простой одночленной ПР к многочленной (если последняя предпочтительна), например:
______ ______ Авиамодельные двигатели см. Авиамодели — Двигатели
______ ______ Аварии судов см. Водный транспорт — Аварии и происшествия
______ — ссылки «см.», выражающие отношения квази-синонимии, устанавливаются между ПР, которые рассматриваются как условно-эквивалентные при проведении поиска. Цель ссылок такого типа — показать пользователю, что данная ПР не используется при поиске , так как является слишком узкой, а вместо нее пользователь должен искать записи под более широкой ПР, например:
______ ______ Пионные атомы см. Мезоатомы
______ — в случае, если ПР имеет вид [Понятие1] и [понятие2] может устанавливаться ссылка «см.» от рубрики с отличным порядком слов, например:
______ ______ Мир и война см. Война и мир
______ ______ Религия и наука см. Наука и религия

В случае если термин имеет несколько словарных значений или может использоваться в различных областях, для различения омонимов или других значений термина, используемого в предметной рубрике или в качестве предметной рубрики, применяются уточняющие элементы, которые приводятся в круглых скобках. Эти элементы применяются только для различения значений термина и не рассматриваются в качестве дополнительных пояснений, например:
______ ______ Поля (с.-х.)
______ ______ Поля (мат.)

В списке ПР необходимо устанавливать иерархические отношения — это отношения между предметными рубриками, при которых одна предметная рубрика представляет класс (категорию) или целое, а другая предметная рубрика — подкласс этого класса (отношения род-вид) или часть этого целого (отношения часть — целое). От более широкой предметной рубрики к более узкой устанавливается ссылка «см. также».
______ Род — вид: Германские языки см. также Немецкий язык и т.д.
______ Часть — целое: Грамматика см. также Глагол; Морфология (лингв.); Причастие и т.д.

В списке ПР необходимо устанавливать также ассоциативные отношения — это отношения между предметными рубриками, которые содержательно связаны друг с другом, и при этом данные предметных рубрик не являются элементами одного класса условной эквивалентности и не находятся в иерархических отношениях. Между связанными предметными рубриками устанавливаются перекрестные ссылки «см. также».

Ассоциативные отношения устанавливаются в следующих случаях:
______ — от дисциплины к объекту изучения или изучаемого явления (и наоборот), например,
______ ______ Ботаника см. также Растения
______ — от процесса или операции к действующему лицу или инструменту воздействия (и наоборот)
______ ______ Взрывные работы см. также Детонаторы
______ — от действия к результату действия (и наоборот)
______ ______ Деревообработка см. также Деревянные заготовки
______ — от процесса к материалу (и наоборот)
______ ______ Живопись см. также Гуашь; Краски для живописи
______ — между различными категориями ПР, например:
______ ______ Иконопись древнерусская см. также Рублев Андрей

Чтобы обеспечить устойчивость индексирования любая новая предметная рубрика должна соответствовать моделям предметных рубрик, принятым в списке ПР.

2.5.5. Экспертиза и регистрация списка ПР

Разработанный и оформленный список ПР направляется на экспертизу и регистрацию в творческую лаборатория при едином центре каталогизации Кемеровской областной научной библиотеки им. В.Д. Федорова.

Теоретические основы предметизации документов

Предметизация — это метод раскрытия содержания документов при помощи предметных рубрик.

Предметная рубрика (ПР) — это краткая словесная формулировка, в которой отражается предмет (тема) произведения, тот или иной аспект его рассмотрения, характеристика самого произведения по его направленности (теоретической, практической), назначению (для кого и для чего предназначен документ) и форме (справочники, учебники, грампластинки и т.д.).

В понятие предмет произведения включаются:
______ — непосредственные конкретные предметы (т.е. материальные вещи);
______ — любые части этих предметов;
______ — отдельные их стороны, свойства, отношения;
______ — отдельные события, явления, факты и т.п.;
______ — представления, понятия, суждения, научные теории и др.

Аспект — это точка зрения, с которой рассматривается тот или иной предмет.

При составлении предметных рубрик учитываются особенности словообразования и словосочетания, порядок следования слов в словосочетаниях.

Основной грамматической категорией, используемой при формулировке предметной рубрики, является имя существительное. Вторая грамматическая категория — имя прилагательное. Используются также причастия, числительные, предлоги, союзы, отглагольные существительные. Глаголы, местоимения в формулировках рубрик не используются.

В предметных рубриках используется как прямой порядок слов, так и инвертированный, а также сочетание прямого порядка слов с инверсией.

Лексическими единицами в языке предметных рубрик являются предметные заголовки и подзаголовки (или подрубрики).

По структуре различают два вида предметных рубрик: простые и сложные. Простая ПР (одночленная ПР) в своей формулировке содержит только наименование предмета (предметный заголовок). Им может быть конкретное понятие (например ,»Автомобили») или абстрактное понятие (например, «Ремонт»). Сложная ПР (многочленная ПР) состоит из предметного заголовка и подзаголовков (одного или нескольких).

При составлении ПР используются четыре вида подзаголовков: тематические, географические, хронологические, формальные.

Тематические подзаголовки отражают части, детали, процессы, свойства, идеологическую характеристику, оценку и другие стороны рассмотрения предмета. В сложной ПР тематические подзаголовки являются ведущими и, в основном, следуют за предметным заголовком. В лексике тематических подзаголовков различают: общие подзаголовки (используются в отношении разных предметов для всех областей знания, например, — Изучение; — История и т.п.); типовые подзаголовки (используются в нескольких областях знания для характеристики однородных или родственных предметов, например, — Анализ; — Возделывание и т.п.); специфические подзаголовки (применяются для предметизации литературы об отдельных конкретных предметах, например, — Сейсмостойкость; — Тонировка и т.п.).

Географические подзаголовки отражают характеристику предмета в территориальном, географическом аспекте и отражают географическое положение объекта.

Хронологические подзаголовки применяют для характеристики хронологического разреза рассмотрения предмета (явления, события). Они также указывают на определенный исторический период в рамках рассмотрения предмета.

Формальные подзаголовки характеризуют документ со стороны его читательского назначения, формы изложения текста, типа и вида издания. Их формулировки строго стандартизированы. Формальные подзаголовки занимают в предметной рубрике всегда последнее место, т.к. они не раскрывают содержание документа.

При создании Списка ПР необходимо уделять особое внимание созданию ссылок и отсылок.

Ссылочно-справочный аппарат (ССА)— это совокупность отсылок и ссылок, с помощью которых выражаются смысловые отношения между рубриками.
______ Отсылки даются от непринятых терминов или формулировок к принятым и обозначаются пометкой «см.» (смотри).
______ ______ Пример, Скорбут см. Цинга
______ Ссылки предназначены для установления тематической связи между предметными рубриками и обозначаются пометкой «см. также» (смотри также). Различают связующие и перекрестные ссылки
______ Связующие ссылки — это ссылки от общего понятия к частному.
______ ______ Пример, Насосы см. также Буровые насосы.
Перекрестные ссылки — это ссылки между рубриками в прямом и обратном направлениях.
______ ______ Пример, Абстрактное см. также Конкретное;
______ ______ Конкретное см. также Абстрактное.
Кроме того, различают сводные и исчерпывающие ссылки.
______ Исчерпывающие ссылки — это ссылки, которые дают полный перечень рубрик с видовыми понятиями, связанными с родовым понятием.
____________ Пример: Насосы см. также Буровые насосы, Газовые насосы, Конденсатные насосы, Питательные насосы, Пожарные насосы, Рудничные насосы.
______ Сводные ссылки — это ссылки от одного родового понятия к ряду видовых понятий в обобщенной сводной формулировке.
______ ______ Пример: Котельно-вспомогательное оборудование см. также под названием отдельных видов котельно-вспомогательного оборудования; например: Водоподготовительные установки, Питательные насосы, Тягодутьевые устройства.

Списки предметных рубрик (фрагменты)

Детская литература См. Детская и юношеская литература
Детская музыка
Детская одежда См. Одежда детская
Детская психология
______ — Системные методы
Детская субкультура
Детские библиотеки
______ — Взаимодействие с образовательными учреждениями
______ — Влияние и связи
______ — Воспитательное значение
______ — Информационно-библиографическая работа
______ — Информационно-библиографическое обслуживание
______ — Культурно-досуговая деятельность
______ — Платные услуги
______ — Работа с читателями (в целом)
______ — Работа с читателями-детьми
______ — Роль в развитии национальной культуры
______ — Справочно-поисковый аппарат
Детские болезни См. также Болезни у детей
______ — Лечение
____________ — Нетрадиционные методы
______ — Патологическая анатомия
______ — Профилактика
Детские больницы
______ — Организация работы
Детские дома См. также Детские дома семейного типа
______ — Воспитательное значение
______ — Проблемы опекунства
Детские дома семейные См. Детские дома семейного типа
______ — История
Детские дома семейного типа
Детские объединения См. также Детские объединения игровые
Детские объединения игровые
Детские игрушки
______ — История
Детские игры
______ — Воспитательное значение
______ — Классификация
______ — Психологические основы
Детские конкурсы
Детские общественные организации
Детские песни
Детские писатели
Детские площадки
Детские сады См. Дошкольные учреждения
Дошкольные учреждения
______ — Гигиена и санитария
______ — Работа с родителями

Вальдорфская педагогика
Взаимоотношения дошкольников См. Дошкольники — Взаимоотношения
Воспитание в дошкольном учреждении См. также Дошкольное воспитание
Воспитание дошкольников См. Дошкольное воспитание
Время — Изучение дошкольниками Гигиена дошкольная См. также Гигиена детей и подростков
Гимназии дошкольные
Дети Дети — Анатомо-физиологические особенности Дети — Болезни См. Детские болезни Дети — Возрастные особенности Дети — Воспитание Дети — Воспитание — Методы Дети — Воспитание — Методы нетрадиционные Дети — Воспитание — Психологические основы
Дети — Воспитание — Технология
Дети — Воспитание в семье См. Семейное воспитание
Дети — Воспитание внешкольное
Дети — Вторичные задатки
Дети — Гигиена См. Гигиена детей и подростков
Дети — Защита прав См. Права ребенка — Защита
Дети — Здоровье
Дети — Здоровье — Охрана
Дети — Международно-правовая защита См. Права ребенка — Защита международная
Дети — Нравственное воспитание
Дети — Отношение с родителями См. Родители и дети
Дети — Охрана здоровья См. Дети — Здоровье — Охрана
Дети — Первичные задатки
Дети — Поведение См. Поведение детей и подростков
Дети — Поведение противоправное См. Противоправное поведение детей и подростков
Дети — Познавательное развитие
Дети — Правовые вопросы
Дети — Психическое воспитание
Дети — Психическое развитие
Дети — Психическое развитие — Аномалии См. Дети с психическими аномалиями
Дети — Психическое развитие — Влияние среды
Дети — Психическое развитие — Диагностика
Дети — Психическое развитие — Задержка
Дети — Психическое развитие — Психологические проблемы
Дети — Развитие
Дети — Развитие — Влияние окружающей среды
Дети — Развитие — Возрастные и индивидуальные особенности
Дети — Развитие раннее
Дети — Развитие речи
Дети — Развитие речи — Психология
Дети — Развитие художественно-творческих способностей
Дети — раннего возраста См. Дети раннего возраста
Дети — Российская Федерация
Дети — Социальная защита

Образец 3 Фрагмент из списка ПР: «Рубрики предметного каталога ГПНТБ СССР. Вып. 2. — М., 1978. — С.180»

РЕВЕРСИВНЫЕ ПРОКАТНЫЕ СТАНЫ
______ См. Прокатные станы реверсивные
РЕВЕРСИВНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД
______ См. Электропривод реверсивный
РИВЕРСЫ (эл.)
______ См. Пусковые устройства магнитные реверсивные
РЕВОЛЬВЕРНЫЕ ГОЛОВКИ
______ См. также под названием отд. станков с подзаголовком — Револьверные головки, напр.: Сверлильные станки — Револьверные головки
______ Токарно-револьверные станки — Револьверные головки и т. д.
РЕВОЛЬВЕРЫ
РЕВОЛЬВЕРЫ СПОРТИВНЫЕ
РЕГЕНЕРАТОРЫ
______ — Коррозия
______ — Тепловые расчеты
РЕГЕНЕРАТОРЫ ВОЛОКНА
РЕГЕНЕРАТОРЫ ПЛАСТИЧЕСКИХ МАСС
РЕГЕНЕРАТОРНЫЕ УСТАНОВКИ
______ См. также Содорегенерационные установки
РЕГИСТРАТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА
РЕГИСТРАЦИОННЫЕ КАССЫ
______ См. Билетные кассы транспортные
РЕГИСТРИРУЮЩИЕ ПРИБОРЫ
______ См. также под названием отд. регистрирующих приборов, напр.:
______ ______ Расходомеры регистрирующие
______ ______ Электроизмерительные приборы регистрирующие и т. д.
______ — Монтаж
______ — Поверка
______ — Привод пружинный
РЕГИСТРИРУЮЩИЕ ПРИБОРЫ АНАЛОГО-ЦИФРОВЫЕ
РЕГИСТРИРУЮЩИЕ ПРИБОРЫ ОПТИЧЕСКИЕ
РЕГИСТРИРУЮЩИЕ ПРИБОРЫ ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ
РЕГИСТРИРУЮЩИЕ ПРИБОРЫ ПОЛУПРВОДНИКОВЫЕ
РЕГИСТРИРУЮЩИЕ ПРИБОРЫ ЦИФРОВЫЕ
РЕГИСТРИРУЮЩИЕ ПРИБОРЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ
РЕГИСТРИРУЮЩИЕ ПРИБОРЫ ЭЛЕКТРОННЫЕ
РЕГИСТРЫ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН
______ См. также Вычислительные машины — Узлы и элементы
РЕГИСТРЫ СДВИГА
______ См. Сдвигающие регистры
РЕГРЕССИЯ (мат.)
РЕГУЛЯТОРЫ
______ См. также под названием отд. машин и устройств с подзаголовком — Регуляторы, напр.:
____________ Закалочные установки высокочастотные — Регуляторы;
____________ Полосопрокатные станы — Регуляторы и т. д.
______ — Диафрагмы
______ — Моделирование
______ — Монтаж
______ — Настройка
______ — Оптимизация
______ — Управление дистанционное

Образец 4 Фрагмент из списка ПР: «Список Предметных рубрик по микробиологии. — Л., 1975. — С. 86»

Микробиология прикладная
______ отс. от Прикладная микробиология
Микробиология радиационная см. радиационная микробиология
Микробиология экспериментальная
Микробы см. Микроорганизмы
Микрогенерирование
______ сс. от Микроорганизмы — Культура
Микрокалориметрия в микробиологии
______ сс. от Микробиология — Методы исследования
Микрокалориметры Кальве в микробиологии
______ сс. от Микробиологическая техника — Аппаратура
Микрококки
______ сс. от Кокки
______ отс. от Аскококки
______ отс. от Солидококки
______ отс. от Тетракокки
______ отс. от Урококки
______ см. также:
______ ______ Стафилококки
Микрококки — Антагонизм
Микрококки — Биохимия
______ см. также:
______ ______ Лизоцим микрококков
Микрококки — Электрофорез
______ см. также Электрофорез в микробиологии
Микромицеты — Биохимия
______ см. также:
______ ______ Алканы микромицетов
Микромицеты паразитические
Микромоноспора
______ сс. от Актиномицеты
Микроорганизмы
______ сс. от Микробиология
______ отс. от микробы
______ см. также:
______ ______ под названием отдельных микроорганизмов. Например:
______ ______ Актиномицеты
______ ______ Бактерии
Микроорганизмы — Автолиз
Микроорганизмы — Адаптация
______ отс. от Микроорганизмы- Приспособляемость
Микроорганизмы — Адсорбция
______ см. также
______ ______ под названием отдельных микроорганизмов с подзаголовком — Адсорбция.
______ ______ Например: Бактерии — Адсорбция
______ ______ ______ __ Гриппа вирус — Адсорбция
Микроорганизмы — Акустика
Микроорганизмы — Анабиоз
Микроорганизмы — Биология
Микроорганизмы — Биосинтез
Микроорганизмы — Газообмен
Микроорганизмы — Гибридизация
Микроорганизмы — Дыхание
Микроорганизмы — Колонии
Микроорганизмы — Культура
Микроорганизмы — Морфология
Микроорганизмы — Питание

www.kemrsl.ru