Полезные статьи

Правила оказания искусственного дыхания и непрямого массажа сердца

Когда и как правильно делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца

Из этой статьи вы узнаете: в каких ситуациях нужно проводить искусственное дыхание и непрямой массаж сердца, правила проведения сердечно-легочной реанимации, последовательность действий при остановке сердца у потерпевшего. Распространенные ошибки при выполнении закрытого массажа сердца и искусственного дыхания, способы их устранения.

Непрямой массаж сердца (сокращенно НМС) и искусственное дыхание (сокращенно ИД) – основные компоненты сердечно-легочной реанимации (СЛР), которую проводят людям при остановке дыхания и кровообращения. Эти мероприятия позволяют поддержать поступление к головному мозгу и сердечной мышце минимального количества крови и кислорода, которые необходимы для сохранения жизнедеятельности их клеток.

Однако даже в странах с часто проводимыми курсами по технике искусственного дыхания и непрямого массажа сердца, реанимационные мероприятия проводятся лишь в половине случаев наступления остановки сердца за пределами лечебного учреждения. По данным крупного японского исследования, результаты которого были опубликованы в 2012 году, примерно у 18% людей с остановкой сердца, которым проводилась СЛР, удавалось восстановить спонтанное кровообращение. Через месяц в живых оставалось лишь 5% потерпевших, а неврологические нарушения отсутствовали только у 2%. Несмотря на эти не очень оптимистические цифры, выполнение реанимационных мероприятий – единственный шанс на жизнь у человека с остановкой сердца и дыхания.

Современные рекомендации по СЛР идут по пути максимального упрощения реанимационных действий. Одна из целей такой стратегии – максимальное привлечение людей, находящихся вблизи от потерпевшего, к оказанию помощи. Клиническая смерть – это та ситуация, когда лучше сделать что-то неправильно, чем совершенно ничего не предпринимать.

Именно из-за этого принципа максимального упрощения реанимационных мероприятий в рекомендации внесена возможность проведения только НМС, без ИД.

Показания к проведению СЛР и диагностика клинической смерти

Практически единственным показанием к выполнению ИД и НМС является состояние клинической смерти, которое длится от момента остановки кровообращения и до наступления необратимых нарушений в клетках организма.

Перед тем, как начать делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца, нужно определить, находится ли потерпевший в состоянии клинической смерти. Уже на этом – самом первом – этапе у неподготовленного человека могут возникнуть трудности. Дело в том, что определить наличие пульса не так просто, как кажется с первого взгляда. В идеале оказывающий помощь человек должен прощупать пульс на сонной артерии. В реальности же он достаточно часто делает это неправильно, более того – принимает пульсацию своих сосудов в пальцах за пульс потерпевшего. Именно из-за таких ошибок из современных рекомендаций был убран пункт о проверке пульса на сонных артериях при диагностировании клинической смерти, если помощь оказывают люди без медицинского образования.

В настоящее время до начала НМС и ИД нужно предпринять следующие шаги:

  1. После обнаружения потерпевшего, который, как вам кажется, может быть в состоянии клинической смерти, проверьте, нет ли вокруг него опасных условий.
  2. Затем подойдите к нему, потрясите за плечо и спросите, все ли с ним в порядке.
  3. Если он ответил вам или как-то отреагировал на ваше обращение, это значит, что у него нет остановки сердца. В таком случае вызовите скорую помощь.
  4. Если потерпевший никак не отреагировал на ваше обращение, поверните его на спину и откройте дыхательные пути. Для этого осторожно разогните голову в шее и выведите верхнюю челюсть вверх.
  5. После открытия дыхательных путей оцените наличие нормального дыхания. Не перепутайте с нормальным дыханием агональные вздохи, которые могут еще наблюдаться после остановки сердца. Агональные вздохи имеют поверхностный и очень редкий характер, они неритмичны.
  6. Если потерпевший дышит нормально, поверните его на бок и вызовите скорую помощь.
  7. Если человек не дышит нормально, позовите других людей на помощь, вызовите скорую помощь (или пускай это сделает кто-то другой) и немедленно приступайте к выполнению СЛР.
  8. То есть для начала НМС и ИД достаточно отсутствия сознания и нормального дыхания.

    Непрямой массаж сердца

    НМС – это базис реанимационных мероприятий. Именно его проведение обеспечивает минимально необходимое кровоснабжение мозга и сердца, поэтому очень важно знать, какие действия выполняются при непрямом массаже сердца.

    Проведение НМС нужно начинать сразу же после выявления у потерпевшего отсутствия сознания и нормального дыхания. Для этого:

  9. Основание ладони своей правой руки (для левшей – левой) расположите на центре грудной клетки потерпевшего. Оно должно лежать точно на грудине, немного ниже ее середины.
  10. Вторую ладонь расположите поверх первой, затем переплетите их пальцы. Никакая часть вашей кисти не должна прикасаться к ребрам потерпевшего, так как в таком случае при выполнении НМС увеличивается риск их перелома. Основание нижней ладони должно лежать строго на грудине.
  11. Расположите свое туловище так, чтобы ваши руки поднимались над грудной клеткой потерпевшего перпендикулярно и были разогнуты в локтевых суставах.
  12. Используя вес своего тела (а не силу рук), прогните грудную клетку потерпевшего на глубину 5–6 см, затем позвольте ей восстановить свою изначальную форму, то есть полностью выпрямиться, не снимая ладони с грудины.
  13. Частота таких компрессий – 100–120 в минуту.
  14. Современные рекомендации по СЛР позволяют проводить только НМС.

    Выполнение НМС – тяжелая физическая работа. Доказано, что примерно через 2–3 минуты качество его проведения одним человеком существенно снижается. Поэтому рекомендуется, чтобы при возможности оказывающие помощь люди сменяли друг друга каждые 2 минуты.

    Алгоритм непрямого массажа сердца

    Ошибки при выполнении НМС

  15. Задержка с началом проведения. Для человека в состоянии клинической смерти каждая секунда промедления с началом СЛР может обернуться меньшими шансами на возобновление спонтанного кровообращения и ухудшением неврологического прогноза.
  16. Длинные перерывы при проведении НМС. Прерывать компрессии допускается не дольше, чем на 10 секунд. Это делают для проведения ИД, смены оказывающих помощь людей или при использовании дефибриллятора.
  17. Недостаточная или слишком большая глубина компрессий. В первом случае не будет достигаться максимально возможный кровоток, а во втором – увеличивается риск травматических повреждений грудной клетки.
  18. Искусственное дыхание

    Искусственное дыхание – второй элемент СЛР. Оно призвано обеспечить поступление кислорода в кровь, а впоследствии (при условии проведения НМС) – в головной мозг, сердце и другие органы. Именно нежеланием выполнения ИД методом «рот в рот» объясняют в большинстве случаев неоказание помощи потерпевшим люди, находящиеся рядом с ними.

    Действующие рекомендации по СЛР позволяют людям, которые не знают, как правильно делать искусственное дыхание, его не проводить. В таких случаях реанимационные мероприятия состоят лишь из компрессий грудной клетки.

    Правила выполнения ИД:

  19. ИД взрослым потерпевшим выполняется после 30 компрессий грудной клетки.
  20. Если есть платок, марля или какой-то другой материал, пропускающий воздух, накройте им рот потерпевшего.
  21. Откройте его дыхательные пути.
  22. Зажмите ноздри потерпевшего пальцами.
  23. Сохраняя открытие дыхательных путей, прижмитесь плотно к его рту губами и, пытаясь сохранить герметичность, сделайте свой обычный выдох. В этот момент смотрите на грудную клетку потерпевшего, наблюдая за тем, поднимается ли она в момент вашего выдоха.
  24. Сделайте 2 таких искусственных вдоха, затратив на них не более 10 секунд, затем сразу же перейдите к НМС.
  25. Соотношение компрессий к искусственным вдохам – 30 к 2.

Ошибки при выполнении ИД:

  • Попытка проведения без правильного открытия дыхательных путей. В таких случаях вдуваемый воздух попадает либо наружу (что лучше), либо в желудок (что хуже). Опасность попадания вдуваемого воздуха в желудок состоит в увеличении риска регургитации.
  • Недостаточно плотное прижимание своим ртом ко рту потерпевшего или незакрытие носа. Это приводит к отсутствию герметичности, что уменьшает количество воздуха, который попадает в легкие.
  • Слишком длинная пауза в НМС, которая не должна превышать 10 секунд.
  • Проведение ИД без прекращения НМС. В таких случаях вдуваемый воздух, скорее всего, попадет не в легкие.
  • Именно из-за технической сложности выполнения ИД, возможности нежелательного контакта со слюной потерпевшего допускается (более того – настоятельно рекомендуется) людям, не прошедшим специальные курсы по СЛР, в случае оказания помощи взрослым потерпевшим с остановкой сердца делать только НМС с частотой 100–120 компрессий в минуту. Доказана более высокая эффективность реанимационных мероприятий, проводимых во внегоспитальных условиях людьми без медицинского образования, которые состоят только из компрессий грудной клетки, по сравнению с традиционной СЛР, включающей комбинацию НМС и ИД в соотношении 30 к 2.

    Однако следует помнить, что проводить СЛР, состоящую только из компрессий грудной клетки, можно лишь взрослым. Детям же рекомендуют следующую последовательность реанимационных действий:

    • Выявление признаков клинической смерти.
    • Открытие дыхательных путей и 5 искусственных вдохов.
    • 15 компрессий грудной клетки.
    • 2 искусственных вдоха, после которых опять 15 компрессий.

    Прекращение СЛР

    Прекратить реанимационные мероприятия можно после:

    okardio.com

    Примерная программа курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (утв. МЧС России 22 февраля 2017 г. N 2-4-71-8-14)

    I Общие положения

    Курсовое обучение организуется на основании требований федеральных законов от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне», от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации», постановлений Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. N 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 2 ноября 2000 г. N 841 «Об утверждении Положения об организации подготовки населения в области гражданской обороны».

    Курсовое обучение работающего населения — целенаправленный процесс организации деятельности по овладению всеми работниками знаниями и умениями в области гражданской обороны (далее — ГО) и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС), а также приобретению опыта их применения в интересах личной защиты от опасностей, возникающих при ЧС природного и техногенного характера, а также при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов (далее — ЧС и военных конфликтах), а также выполнения возлагаемых на них обязанностей в области ГО и защиты от ЧС.

    Примерная программа курсового обучения работающего населения в области ГО и защиты от ЧС (далее — примерная программа курсового обучения работающего населения):

    определяет организацию и порядок осуществления обучения государственных и муниципальных служащих, рабочих и служащих учреждений, предприятий и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее — работающее население);

    устанавливает требования к уровню знаний и умений работников организаций, прошедших курсовое обучение.

    Цель курсового обучения — повышение готовности работающего населения к умелым и адекватным действиям при угрозе и возникновении опасностей, присущих ЧС и военным конфликтам, характерным для района работы и проживания работников организаций.

    Основными задачами обучения являются:

    усвоение поражающих факторов источников ЧС, характерных для места расположения организации, а также различных видов оружия;

    изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ЧС и военных конфликтах;

    изучение порядка и последовательности действий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!»;

    изучение приемов оказания первой помощи пострадавшим;

    выработка навыков в пользовании средствами индивидуальной и коллективной защиты;

    освоение практического применения полученных знаний в интересах обеспечения безопасности жизнедеятельности;

    подготовка работников организации к выполнению своих должностных и специальных обязанностей в условиях угрозы и возникновения опасностей при ЧС и военных конфликтах.

    Основными принципами курсового обучения являются:

    учить работников организации тому, что необходимо в условиях угрозы и возникновения опасностей при ЧС и военных конфликтах;

    наглядность и максимальное приближение к реальной обстановке;

    умелое сочетание различных форм и методов обучения;

    системность и методическая последовательность обучения («от простого к сложному, от известного к неизвестному»);

    сознательность и активность обучения;

    По характеру учебной деятельности занятия, проводимые в ходе курсового обучения, подразделяются на теоретические и практические.

    Основной формой теоретических занятий при обучении работающего населения является беседа.

    Беседа — это вопросно-ответный метод организации и осуществления процесса обучения работающего населения в области ГО и ЧС. Он представляет собой диалогический путь изложения и обсуждения учебной информации, когда содержание материала знакомо обучаемым или близко к их жизненной практике.

    В ходе беседы руководитель занятия, с использованием современных обучающих программ, видеофильмов, плакатов и других наглядных пособий, передает знания обучаемым по наиболее важным и сложным вопросам.

    Основу обучения работающего населения составляет проведение практических занятий (тренировки и комплексные занятия).

    Тренировка — проводится с целью выработки, поддержания и совершенствования работниками организации необходимых практических навыков в использовании индивидуальных и коллективных средств защиты, первичных средств пожаротушения и оказания первой помощи.

    Комплексное занятие — основной вид практической подготовки работников организации по действиям в различных условиях обстановки.

    В ходе комплексного занятия все работники организации, независимо от занимаемых должностей, обучаются по единому замыслу правильному и однообразному действию# в сложившейся обстановке.

    На комплексном занятии практические действия обучаемые отрабатывают последовательно по вводным, выдаваемым руководителем занятия. При необходимости руководитель занятия может объяснять и показывать правильный порядок выполнения тех или иных приемов и действий перед началом их отработки или после.

    Для обеспечения высокого качества проведения комплексного занятия и максимальной загрузки обучаемых, руководитель занятия привлекает необходимое количество помощников (инструкторов).

    II. Организация курсового обучения

    Порядок и последовательность проведения курсового обучения

    Обучение работающего населения в области ГО и защиты от ЧС по программе курсового обучения, разработанной в соответствии с требованиями настоящей примерной программы курсового обучения работающего населения, планируется и проводится в организациях ежегодно, в объеме не менее 16 часов.

    Занятия проводятся, как правило, ежемесячно, в течение года, исключая месяцы массовых отпусков работников организаций, в рабочее время.

    Для проведения занятий приказом руководителя организации назначаются руководители занятий и создаются учебные группы численностью до 25 человек с учетом должностей работников организации, а также особенностей их профессий.

    Для проведения занятий привлекается руководящий состав, инженерно-технические работники, члены комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, руководители и сотрудники органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО, а также другие подготовленные лица. Занятия по правилам оказания первой помощи проводятся с привлечением соответствующих специалистов.

    При проведении практических занятий, теоретический материал, необходимый для правильного понимания и выполнения практических приемов и действий, рассматривается путем рассказа или опроса обучаемых в минимальном объеме.

    Занятия проводятся в учебных классах и на учебных площадках. Занятия по темам 4 и 5 проводятся в обстановке повседневной трудовой деятельности. Они должны прививать навыки по действиям работников организации при получении сигнала «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления и выполнению мероприятий защиты в условиях исполнения ими своих должностных обязанностей.

    Знания и умения, полученные при освоении тем программы курсового обучения, совершенствуются в ходе участия работников организации в тренировках и комплексных учениях по ГО и защите от ЧС.

    Руководство обучением и учет результатов

    Руководство обучением должно быть конкретным и обеспечивать полное и качественное выполнение программы курсового обучения работников организации в области ГО и защиты от ЧС.

    Для достижения поставленных целей в руководстве обучением необходимо:

    качественное планирование учебного процесса;

    систематический контроль за подготовкой руководителей занятий, ходом курсового обучения в учебных группах и оказание действенной помощи руководителям занятий;

    изучение, обобщение и внедрение передового опыта в организации проведения занятий;

    эффективное использование учебных объектов и средств обеспечения учебного процесса;

    постоянное совершенствование учебно-материальной базы.

    Руководителям организаций, при разработке программ курсового обучения работников организаций, предоставляется право, с учетом условий специфики деятельности организации, особенностей и степени подготовленности обучаемых, а также других факторов, вносить изменения в содержание тем и определять время на их изучение без сокращения общего количества часов, предусмотренного на освоение настоящей примерной программы курсового обучения.

    Руководители занятий должны предусматривать максимальное использование учебного оборудования и средств обеспечения учебного процесса.

    Контроль за качеством усвоения учебного материала руководители занятий осуществляют путем опроса обучаемых перед началом и в ходе занятия.

    В целях осуществления регистрации количественных и качественных показателей выполнения тематического плана, а также уровня знания и умений работников организации, прошедших обучение, руководители занятий организуют и осуществляют учет результатов курсового обучения и представление отчетности о его проведении.

    Учет включает в себя сбор, систематизацию, хранение, обновление и анализ данных, раскрывающих посещаемость занятий, уровень знания и умения, полученных в ходе отработки тем программы курсового обучения.

    Учёт проведения занятий, в соответствии с тематическим планом и расписанием занятий, и присутствия на них обучающихся осуществляют руководители занятия в журналах, определенных Рекомендациями по организации и проведению курсового обучения в области ГО и защиты от ЧС.

    Журналы ведутся на каждую учебную группу и хранятся в течение года после завершения обучения.

    Мероприятия по обеспечению требований безопасности

    Требования безопасности — комплекс мероприятий по обеспечению безопасности сотрудников организации, недопущению его травматизма, обеспечению сохранности техники, оборудования, снаряжения и инструментов.

    Безопасность при проведении занятий обеспечивается их четкой организацией, точным соблюдением требований безопасности, положениями руководств, приказов и распоряжений прямых начальников, а также применением знаний и навыков, полученных в ходе проведения различных видов инструктажей и занятий по изучению требований безопасности по темам в соответствии с тематическим планом.

    Руководители занятий обязаны принимать меры по предотвращению травматизма обучаемых, устанавливать необходимые требования безопасности при обращении с индивидуальными средствами защиты, приборами, своевременно доводить эти требования и добиваться строгого их выполнения.

    Требования безопасности должны выполняться при любых условиях, независимо от времени проведения занятий, наличия обучаемых и материальных средств.

    Обучаемые, не усвоившие требования безопасности, к занятиям не допускаются.

    Особое внимание при обучении обращается на обеспечение безопасности при использовании учебно-имитационных средств и при работе в средствах защиты органов дыхания и кожи.

    III Планируемые результаты обучения

    Работники организации, прошедшие обучение в соответствии с настоящей примерной программой курсового обучения работающего населения, должны:

    поражающие факторы источников ЧС, характерных для территории проживания и работы, а также оружия массового поражения и других видов оружия;

    способы и средства защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера, свои обязанности в области ГО и защиты от Ч#

    места расположения средств индивидуальной и коллективной защиты;

    места расположения первичных средств пожаротушения, имеющихся в организации;

    порядок получения средств индивидуальной защиты, а также укрытия в средствах коллективной защиты работников организации, правила поведения в защитных сооружениях;

    правила действий по обеспечению личной безопасности в местах массового скопления людей, при пожаре, на водных объектах, в походе и на природе;

    действовать по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!», с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления;

    пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

    проводить частичную санитарную обработку;

    практически выполнять мероприятия по реализации основных способов защиты;

    пользоваться первичными средствами пожаротушения, имеющимися в организации;

    оказывать первую помощь в неотложных ситуациях.

    www.garant.ru

    Как правильно делать искусственное дыхание и наружный массаж сердца

    Назначение искусственного дыхания, как и нормального естественного дыхания, — обеспечить газообмен в организме, т. е насыщение крови пострадавшего кислородом и удаление из крови углекислого газа. Кроме того, искусственное дыхание, воздействуя рефлекторно на дыхательный центр головного мозга, способствует тем самым восстановлению самостоятельного дыхания пострадавшего.

    Газообмен происходит в легких воздух, поступающий в них, заполняет множество легочных пузырьков, так называемых альвеол, к стенкам которых притекает кровь, насыщенная углекислым газом. Стенки альвеол очень тонки, и общая площадь их у человека достигает в среднем 90 м2. Через эти стенки и осуществляется газообмен, т. е. из воздуха в кровь переходит кислород, а из крови в воздух — углекислый газ.

    Кровь, насыщенная кислородом, посылается сердцем ко всем органам, тканям и клеткам, в которых благодаря этому продолжаются нормальные окислительные процессы, т е. нормальная жизнедеятельность.

    Воздействие на дыхательный центр мозга осуществляется в результате механического раздражения поступающим воздухом нервных окончаний, находящихся в легких. Возникающие при этом нервные импульсы поступают в центр головного мозга, ведающего дыхательными движениями легких, стимулируя его нормальную деятельность, т. е. способность посылать импульсы мышцам легких, как это происходит в здоровом организме.

    Существует множество различных способов выполнения искусственного дыхания. Все они делятся на две группы аппаратные и ручные. Ручные способы значительно менее эффективны и несравненно более трудоемки, чем аппаратные. Они обладают, однако, тем важным достоинством, что могут выполняться без каких-либо приспособлений и приборов, т. е. немедленно по возникновении нарушений дыхания у пострадавшего.

    Среди большого числа существующих ручных способов наиболее эффективным является способ искусственного дыхания «изо рта в рот». Он заключается в том, что оказывающий помощь вдувает воздух из своих легких в легкие пострадавшего через его рот или нос.

    Преимущества способа «изо рта в рот» заключаются в следующем как показала практика, он более эффективен, чем другие ручные способы. Объем воздуха, вдуваемого в легкие взрослого человека, достигает 1000 — 1500 мл, т. е. в несколько раз больше, чем при других ручных способах, и вполне достаточен для целей искусственного дыхания. Этот способ весьма прост, и им может овладеть за короткое время каждый человек, в том числе не имеющий медицинского образования. При этом способе исключена опасность повреждения органов пострадавшего. Этот способ искусственного дыхания позволяет просто контролировать поступление воздуха в легкие пострадавшего — по расширению грудной клетки. Он значительно менее утомителен.

    Недостатком способа «изо рта в рот» является то, что он может вызвать взаимное инфицирование (заражение) и чувство брезгливости у оказывающего помощь В связи с этим вдувание воздуха производят через марлю, носовой платок и другую неплотную ткань, а также через специальную трубку:

    Подготовка к искусственному дыханию

    Прежде чем приступить к искусственному дыханию, необходимо быстро выполнить следующие операции:

    а) освободить пострадавшего от стесняющей дыхание одежды — расстегнуть ворот, развязать галстук, расстегнуть пояс брюк и т. п.,

    б) уложить пострадавшего на спину на горизонтальную поверхность — стол или пол,

    в) максимально запрокинуть голову пострадавшего, поло- жив под затылок ладонь одной руки, а второй надавливая на лоб до тех пор, пока подбородок пострадавшего не окажется на одной линии с шеей. При этом положении головы язык отходит от входа в гортань, обеспечивая тем самым свободный проход воздуха в легкие, рот обычно открывается. Для сохранения достигнутого положения головы под лопатки следует подложить валик из свернутой одежды,

    г) пальцами обследовать полость рта, и если в нем обнаружится инородное содержимое (кровь, слизь и т. п.), удалить его, вынув одновременно зубные протезы, если они имеются. Для удаления слизи и крови необходимо голову и плечи пострадавшего повернуть в сторону (можно подвести свое колено под плечи пострадавшего), а затем с помощью носового платка или края рубашки, намотанного на указательный палец, очистить полость рта и глотки. После этого следует придать голове первоначальное положение и максимально запрокинуть ее, как указано выше.

    Выполнение искусственного дыхания

    По окончании подготовительных операций оказывающий помощь делает глубокий вдох и затем с силой выдыхает воздух в рот пострадавшего. При этом он должен охватить своим ртом весь рот пострадавшего, а своей щекой или пальцами зажать ему нос. Затем оказывающий помощь откидывается назад, освобождая рот и нос пострадавшего, и делает новый вдох. В этот период грудная клетка пострадавшего опускается и происходит пассивный выдох.

    Маленьким детям вдувание воздуха можно производить одновременно в рот и нос, при этом оказывающий помощь должен охватить своим ртом рот и нос пострадавшего.

    Контроль за поступлением воздуха в легкие пострадавшего осуществляется по расширению грудной клетки при каждом вдувании. Если после вдувания воздуха грудная клетка пострадавшего не расправляется, это свидетельствует о непроходимости дыхательных путей. В таком случае необходимо выдвинуть нижнюю челюсть пострадавшего вперед, для чего оказывающий помощь должен поставить четыре пальца каждой руки позади углов нижней челюсти и, упираясь большими пальцами в ее край, выдвинуть нижнюю челюсть вперед так, чтобы нижние зубы стояли впереди верхних.

    Наилучшая проходимость дыхательных путей пострадавшего обеспечивается при трех условиях: максимальном отгибании головы назад, открытии рта, выдвижении вперед нижней челюсти.

    Иногда оказывается невозможным открыть рот пострадавшего вследствие судорожного сжатия челюстей. В этом случае искусственное дыхание следует производить по способу «изо рта в нос», закрывая рот пострадавшего при вдувании воздуха в нос.

    При искусственном дыхании взрослому человеку вдувание надо делать резко 10 —12 раз в минуту (т. е. через 5 — 6 с), а ребенку — 15 — 18 раз (т. е. через 3 — 4 с). При этом поскольку у ребенка вместимость легких меньше, вдувание должно быть неполным и менее резким.

    При появлении у пострадавшего первых слабых вдохов следует приурочивать искусственный вдох к началу самостоятельного вдоха. Искусственное дыхание необходимо проводить до восстановления глубокого ритмичного самостоятельного дыхания.

    При оказании помощи пораженным током производится так называемый непрямой или наружный массаж сердца — ритмичное надавливание на грудь, т. е. на переднюю стенку грудной клетки пострадавшего. В результате этого сердце сжимается между грудиной и позвоночником и выталкивает из своих полостей кровь. После прекращения надавливания грудная клетка и сердце распрямляются и сердце заполняется кровью, поступающей из вен. У человека, находящегося в состоянии клинической смерти, грудная клетка из-за потери мышечного напряжения легко смещается (сдавливается) при нажатии на нее, обеспечивая необходимое сжатие сердца.

    Цель массажа сердца — искусственное поддержание кровообращения в организме пострадавшего и восстановление нормальных естественных сокращений сердца.

    Кровообращение, т. е. движение крови по системе кровеносных сосудов, необходимо для того, чтобы кровь доставляла кислород ко всем органам и тканям организма. Следовательно, кровь должна быть обогащена кислородом, что достигается искусственным дыханием. Таким образом, одновременно с массажем сердца должно производиться искусственное дыхание.

    Восстановление нормальных естественных сокращений сердца, т. е. его самостоятельной работы, при массаже происходит в результате механического раздражения сердечной мышцы (миокарда).

    Давление крови в артериях, возникающее в результате непрямого массажа сердца, достигает сравнительно большого значения — 10 — 13 кПа (80—100 мм рт. ст.) и оказывается достаточным, чтобы кровь поступала ко всем органам и тканям тела пострадавшего. Это сохраняет жизнь организма в течение всего времени, пока производится массаж сердца (и искусственное дыхание).

    Подготовка к массажу сердца является одновременно подготовкой к искусственному дыханию, поскольку массаж .сердца должен производиться совместно с искусственным дыханием.

    Для выполнения массажа необходимо уложить пострадавшего на спину на жесткую поверхность (скамью, пол или в крайнем случае подложить под спину доску). Необходимо также обнажить его грудь, расстегнуть стесняющие дыхание предметы одежды.

    При производстве массажа сердца оказывающий помощь встает с какой-либо стороны пострадавшего и занимает такое положение, при котором возможен более или менее значительный наклон над ним.

    Определив прощупыванием место надавливания (оно должно находиться примерно на два пальца выше мягкого конца грудины), оказывающий помощь должен положить на него нижнюю часть ладони одной руки, а затем поверх верхней руки положить под прямым углом вторую и надавливать на грудную клетку пострадавшего, слегка помогая при этом наклоном всего корпуса.

    Предплечья и плечевые кости рук оказывающего помощь должны быть разогнуты до отказа. Пальцы обеих рук должны быть сведены вместе и не должны касаться грудной клетки пострадавшего. Надавливать следует быстрым толчком, так чтобы сместить нижнюю часть грудины вниз на 3 — 4, а у полных людей на 5 — 6 см. Усилие при надавливании следует концентрировать на нижней части грудины, которая более подвижна. Следует избегать надавливания на верхнюю часть грудины, а также на окончания нижних ребер, так как это может привести к их перелому. Нельзя надавливать ниже края грудной клетки (на мягкие ткани), так как можно повредить расположенные здесь органы, в первую очередь печень.

    Надавливание (толчок) на грудину следует повторять примерно 1 раз в секунду или несколько чаще, чтобы создать достаточный кровоток. После быстрого толчка положение рук не должно меняться в течение примерно 0,5 с. После этого следует слегка выпрямиться и расслабить руки, не отнимая их от грудины.

    У детей массаж производят только одной рукой, надавливая 2 раза в секунду.

    Для обогащения крови пострадавшего кислородом одновременно с массажем сердца необходимо проводить искусственное дыхание по способу «изо рта в рот» (или «изо рта в нос»).

    Если оказывающих помощь двое, то один из них должен производить искусственное дыхание, а другой — массаж сердца. Целесообразно каждому из них делать искусственное дыхание и массаж сердца поочередно, сменяя друг друга через каждые 5 — 10 мин При этом порядок оказания помощи должен быть следующим: после одного глубокого вдувания производится пять надавливаний на грудную клетку Если окажется, что после вдувания грудная клетка пострадавшего остается неподвижной (а это может свидетельствовать о недостаточном количестве вдуваемого воздуха), необходимо помощь оказывать в ином порядке, после двух глубоких вдуваний делать 15 надавливаний. Следует остерегаться надавливать на грудину во время вдоха.

    Если оказывающий помощь не имеет помощника и проводит искусственное дыхание и наружный массаж сердца один, нужно чередовать проведение указанных операций в следующем порядке: после двух глубоких вдуваний в рот или нос пострадавшего оказывающий помощь 15 раз надавливает на грудную клетку, затем снова производит два глубоких вдувания и повторяет 15 надавливаний для массажа сердца и т. д.

    Эффективность наружного массажа сердца проявляется в первую очередь в том, что при каждом надавливании на грудину на сонной артерии четко прощупывается пульс Для определения пульса указательный и средний пальцы накладывают на адамово яблоко пострадавшего и, продвигая пальцы вбок, осторожно ощупывают поверхность шеи до определения сонной артерии.

    Другими признаками эффективности массажа является сужение зрачков, появление у пострадавшего самостоятельного дыхания, уменьшение синюшности кожи и видимых слизистых оболочек.

    Контроль за эффективностью массажа осуществляет лицо, производящее искусственное дыхание. Для повышения эффективности массажа рекомендуется на время наружного массажа сердца приподнята, (на 0,5 м) ноги пострадавшего. Такое положение ног способствует лучшему притоку крови в сердце из вен нижней части тела.

    Искусственное дыхание и наружный массаж сердца следует производить до появления самостоятельного дыхания и восстановления деятельности сердца или до передачи пострадавшего медицинскому персоналу.

    О восстановлении деятельности сердца пострадавшего судят по появлению у него собственного, не поддерживаемого массажем регулярного пульса. Для проверки пульса через каждые 2 мин прерывают массаж на 2 — 3 с. Сохранение пульса во время перерыва свидетельствует о восстановлении самостоятельной работы сердца.

    При отсутствии пульса во время перерыва необходимо немедленно возобновить массаж. Длительное отсутствие пульса при появлении других признаков оживления организма (самостоятельного дыхания, сужения зрачков, попытки пострадавшего двигать руками и ногами и др.) служит признаком фибрилляции сердца. В этом случае необходимо продолжать оказание помощи пострадавшему до прибытия врача или до доставки пострадавшего в лечебное учреждение, где будет произведена дефибрилляция сердца. В пути следует беспрерывно делать искусственное дыхание и массаж сердца вплоть до момента передачи пострадавшего медицинскому персоналу.

    При подготовке статьи использованы материалы книги П. А. Долина «Основы электробезопасности в электроустановках».

    electricalschool.info