Полезные статьи

Правила обучения сварщиков

Работа через обучение и курсы

Гарантия низкой цены

Ввиду того, что VIP-Academy предлагает гарантию низкой цены 110%, цены на сайте могут не соответствовать окончательному предложению. Гарантия низкой цены 110% действует от официального прайса, который можно узнать в офисе VIP-Academy по телефону.

Не для кого не секрет, что в России работает много учебных заведений, не обладающих правом на осуществление образовательной деятельности, нет лицензии на образовательную деятельность! У учебных заведений нет лицензионного программного обеспечения, это очень дорого, поэтому не удивляйтесь, если вдруг после обучения выяснится, что сертификат, свидетельство или диплом выданные Вам, окажутся недействительными. Все предлагаемые программы обучения на VIP-Academy.ru имеют необходимые лицензии, лицензионное программное обеспечение. Предложения на VIP-Academy.ru не являются офертой и зависят от множества факторов. Окончательные условия будут изложены в договоре.

Курсы обучения в помощь работникам и предпринимателям

Учиться никогда не поздно! Это утверждение совсем не избитая фраза, а факт. В наше время, когда ритм жизни не просто быстрый, а бешено быстрый, курсы обучения позволяют остаться на плаву и добиться профессионального успеха. Ни для кого не станет секретом, что компаниям необходимы работники, которые постоянно повышают свою квалификацию. Поэтому получение новых навыков будет выгодным вложением денег, как со стороны сотрудника, так и со стороны владельца предприятия. Профессиональная переподготовка позволяет за короткий срок, иногда с помощью дистанционного обучения, получить дополнительное образование, которое поможет освоить новые горизонты профессии. Решив пройти курсы, сотрудник сможет выполнять новые обязанности, заменять коллегу, при необходимости.

Повышение профессиональных навыков с помощью «Ви. Ай. Пи.-Академии»

Учебный центр «Ви. Ай. Пи.-Академия» предлагает разные формы повышения квалификации и освоения новой профессии:

  • обучение в группе;
  • индивидуальные занятия;
  • дистанционное обучение.
  • Такое образование позволяет сократить временные затраты для предпринимателя – не нужно нанимать нового специалиста и ждать его полной адаптации на новом месте. Достаточно переобучить старого, который уже после первых занятий начнет показывать свои знания на практике.

    Технологии обучения для смены профессии

    Также, учебно-методический центр предлагает всем желающим полностью сменить профессиональный профиль. «Ви. Ай. Пи.-Академия» использует разнообразные технологии обучения, позволяющие слушателям быстро постигать азы и премудрости новых профессий, осваивая их на практике. Занятия проводятся на самом современном оборудовании, с лицензионным программным обеспечением. Преподаватели всегда корректируют учебную программу, опираясь на уровень подготовленности аудитории.

    «Ви. Ай. Пи.-Академия» может предложить скидки на курсы

    Воспользоваться услугами именно нашего центра стоит, учитывая следующие факторы:

    • богатый опыт на рынке образовательных услуг;
    • ведение лицензированной деятельности;
    • выдача сертификатов и свидетельств установленного образца;
    • стоимость курсов приятно удивит, имеются скидки;
    • богатый ассортимент курсов, тренингов и семинаров, как для начинающих слушателей, так и для специалистов;
    • наличие авторских методик у преподавателей;
    • полная готовность к профессиональной деятельности сразу после окончания занятий;
    • разнообразные методики преподавания и технологии обучения;
    • помощь в трудоустройстве при необходимости;
    • возможность получить консультацию у преподавателя и после завершения курсов;
    • удобное расположение центра, а также возможность обучаться дистанционно;
    • индивидуальное расписание занятий.
    • Пройти курсы в «Ви. Ай. Пи.-Академии» стоит всем, кто хочет повысить свой уровень жизни, сменив профессию, или просто получить какие-то новые знания. Стоимость курсов зависит от количества учебных часов и вида занятий. Предусмотрена система скидок. Качество образовательных услуг, вне зависимости от стоимости, всегда остается на высоте!

      vip-academy.ru

      НОВОСТИ КОМПАНИИ

      10 лет компании «Манипула Специалист»

      От всей души поздравляем наших коллег с первым важным Юбилеем компании!

      Желаем им дальнейших успехов, уверенности в своих силах и удачи во всех начинаниях!

      В Учебном центре изменился номер телефона.

      Статья «Роль витаминов в профилактике профзаболеваний»

      В номере №11 за 2017 год в журнале «Охрана труда. Практикум.» вышла в свет статья «Роль витаминов в профилактике профзаболеваний».

      О ГРУППЕ КОМПАНИЙ

      Группа компаний «Медицина и Экология» позиционирует себя как региональная компания, главным направлением деятельности которой являются вопросы охраны труда на предприятиях и сохранение здоровья работающего населения.

      Сегодня в группу компании «Медицина и Экология» входит четыре компании: ООО «Медицина и Экология», Уральский региональный Центр Сертификации и Аттестации, ООО «СтройЭкс», Учебный центр НЧОУ ДПО «ОТБ».

      У компании — удобный офис в центре Екатеринбурга, развитое транспортно-складское хозяйство, испытательная лаборатория, оснащенная современными приборами. Сотрудники являются высококлассными специалистами в своих областях. Филиалы компании — в Тюмени и Челябинске, Нижнем Тагиле. Все это позволяет «Медицине и Экологии» быть партнером крупнейших предприятий и промышленных холдингов Урала и Западной Сибири, работать по договорам с органами муниципального управления, сотрудничать с ведущими научными учреждениями.

      Отличительная черта группы компаний «Медицина и Экология» — комплексная стратегия. «Уральский региональный центр сертификации и аттестации» проводит специальную оценку условий труда и производственный контроль.

      ООО «СтройЭкс» осуществляет комплексные исследования при вводе объектов в эксплуатацию и оказывает услуги в области экологии.

      Компания «Медицина и Экология» поставляет клиентам самые современные и высокоэф-фективные средства защиты и приборы контроля. При этом, подбирая поставщиков, мы ориентируемся на максимальное качество продукции. Компания сотрудничает с ведущи-ми отечественными и зарубежными производителями известных торговых марок — 3М, АРМАКОН, Манипула Специалист, РОСОМЗ, Октава-ЭлектронДизайн, ТКА, ЭКРОС. Профилактические напитки и продукты питания, предлагаемые компанией, разработаны учеными Института питания Российской академии медицинских наук, что гарантирует грамотное медико-биологическое обоснование их применения.

      Обучение работников промышленных предприятий и учреждений бюджетной сферы осуществляется в учебном центре группы компаний — НЧОУ ДПО «ОТБ».

      Комплексный подход, высокое качество работы и использование современных технологий — три составляющих, на которых основана деятельность компании, — дают неоспоримые преимущества нашим клиентам.

      Высокий уровень оснащенности компаний специальным программным обеспечением технологического процесса и управления бизнесом — еще одна гарантия профессионального решения самых сложных проблем и запросов клиентов.
      Мы делаем все, чтобы работа с нами была для Вас удобной и выгодной!

      medecol.ru

      Производственное обучение и повышение разряда

      Расходы на повышение квалификационного и образовательного уровня работников — самый эффективный вид капиталовложения, оптимальная инвестиционная политика, а не обуза для бюджета предприятия.

      Система повышения квалификации работников должна быть прекрасно организована в плане соответствия программ обучения текущим и будущим потребностям компании, оснащена на высоком техническом уровне (это тем более важно, что освоение большинства современных специальностей попросту немыслимо без специального технического и программного обеспечения) и — разумеется! — являться частью цельной стратегии компании.

      Индикаторы потребности в обучении работников

      Если на предприятии возникла потребность в профессиональной подготовке кадров, специалисту кадровой службы или сотруднику подразделения, которому вменена обязанность обучения персонала, необходимо предпринять следующие шаги.

      1. Определить, обучение какого вида необходимо работникам.

      2. Определить форму профессиональной подготовки.

      3. Определить, где обучение будет происходить.

      4. После этого необходимо определиться со сроком обучения.

      С позиции производственно-технического назначения в обучении работников выделяют:

      — подготовку новых работников (первоначальное профессиональное обучение лиц, принятых на предприятие и ранее не имевших профессии);

      — переподготовку (переобучение) работников (освоение новых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям, а также лицами, изъявившими желание сменить профессию с учетом потребности производства);

      — повышение квалификации работников (обучение, направленное на последовательное совершенствование их профессиональных и экономических знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющимся профессиям).

      В отношении специалистов и руководителей обучающая функция предприятия проявляется прежде всего в организации повышения их квалификации.

      Повышение квалификации направлено на последовательное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, рост профессионального мастерства.

      Особенность повышения квалификации состоит в том, что слушатели, уже обладая определенными знаниями и практическими навыками выполнения работ, могут в силу этого критически относиться к учебному материалу, стремясь получить именно то, что им прежде всего нужно для производственной деятельности.

      Индикатором, свидетельствующим о необходимости повышения квалификации работников, служит наметившееся снижение среднего разряда работников, отставание разряда работников от разряда работ. Поэтому систематическому анализу должны подвергаться существующая и требуемая квалификационные структуры рабочих кадров. Прежде всего, необходим анализ причин сложившегося положения — изменения в технике и технологии выполнения работ, ставящего перед работником задачу их освоения.

      Другим индикатором может быть рост бракованной по вине работника продукции.

      Поскольку одной из форм повышения квалификации является освоение смежных профессий, анализу должна быть подвержена рациональность использования рабочей силы по квалификации, использование фонда рабочего времени, возможности устранения его потерь.

      Виды повышения квалификации

      Система повышения квалификации, сложившаяся на производстве, включает производственно-технические курсы, курсы обучения вторым и совмещаемым профессиям, курсы целевого назначения по изучению новых изделий, оборудования, технологии, школы по изучению передовых методов работы.

      Производственно-технические курсы как наиболее массовая форма создаются в целях повышения производственных умений и технических знаний работников до необходимого уровня, в целях повышения их квалификации (разряда, класса и т.п.) в пределах данной профессии и специальности.

      Задача курсов по обучению вторым и смежным профессиям видна из самого названия. Однако следует иметь в виду одну их особенность. Если исходить из сути повышения квалификации, когда повышается разряд работника (или профессиональное мастерство в пределах разряда) по имеющейся у него профессии (специальности), то освоение других профессий вроде бы не имеет отношения к повышению квалификации. Но все дело в том, что это за профессии и с какой целью они осваиваются. Если работник осваивает смежные профессии, т.е. находящиеся в тесной связи с основной, — это можно рассматривать как повышение его квалификации, универсализма, условие применения более рациональных форм организации труда при работе по своей прежней профессии.

      Если же осваиваются далекие друг от друга профессии (вторые, третьи и т.д.), такое обучение ближе к переподготовке кадров (освоение профессий про запас).

      Обучение включает в себя практические занятия на рабочем месте, проводимые передовиками, а также теоретические занятия, проводимые специалистами.

      Курсы целевого назначения создаются непосредственно на предприятиях для изучения новой техники, оборудования, технологии, техники безопасности, прогрессивных форм организации труда. Их задача — краткосрочное обучение вновь принятых на предприятие квалифицированных работников с тем, чтобы в течение первого месяца работы на предприятии они могли усвоить особенности технологических процессов.

      Формы и сроки обучения

      Необходимость повышения квалификации обусловлена различными причинами, поэтому оно может быть организовано в различных формах и быть рассчитано на различные сроки. Так, процесс обучения, направленный на повышение квалификации, может быть осуществлен с отрывом и без отрыва от производства (система вечернего и заочного образования, самостоятельное освоение образовательных программ и т.п.), само обучение может быть рассчитано на долгосрочный и краткосрочный варианты.

      Сроки обучения при повышении квалификации обусловлены ее задачами. Так, если целью является улучшение производственных умений и технических знаний для получения более высоких тарифных разрядов в соответствии с требованиями производства, то ее реализация происходит на производственно-технических курсах для каждой учебной группы. Продолжительность обучения устанавливается индивидуально в пределах от трех месяцев (если подготовка проходит с отрывом от работы) до шести (без отрыва от производства). На теоретический курс отводится от 70 до 210 учебных часов.

      Если на предприятии возникла необходимость в изучении новой техники, оборудования, технологии, то на курсах целевого назначения на это должно быть отведено не менее 20 часов.

      Освоение необходимых знаний и производственное обучение (т.е. время ученичества), в соответствии со ст. 203 ТК РФ, не должно превышать нормы рабочего времени, установленной для работников соответствующего возраста, профессии. Поэтому продолжительность профессиональной подготовки, например, работника в возрасте до 18 лет, согласно ст. 92 ТК РФ, не может превышать 36 часов в неделю, так же как и работников, занятых на работах, связанных с вредными и (или) опасными условиями труда (сварщиков, маляров и т.п.).

      Порядок присвоения работникам квалификационных разрядов предусмотрен п. п. 10 — 21 Общих положений единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР (утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 N 31/3-30, ред. от 17.04.2009).

      Вопрос о присвоении или повышении разряда (класса, категории) работнику рассматривается квалификационной комиссией предприятия, созданной приказом работодателя. Председателем комиссии назначается лицо, определяемое работодателем. Членами комиссии могут быть назначены:

      — начальник кадровой службы;

      — работник, выполняющий функции по профессиональному обучению рабочих на производстве;

      — начальник (представитель) отдела труда и заработной платы;

      — инженер по охране труда;

      — руководитель соответствующего подразделения предприятия.

      При необходимости в состав комиссии могут включаться высококвалифицированные специалисты родственных предприятий и организаций, преподаватели, мастера производственного обучения учебных заведений профессионального образования, представители профсоюзной организации.

      На небольших предприятиях и в организациях, где нет возможности создать комиссию по присвоению разрядов работникам, такое присвоение разрядов может производиться квалификационными комиссиями, созданными в учебных заведениях соответствующего профиля.

      Нормы, которые регламентируют работу квалификационной комиссии, могут составлять отдельный локальный акт (положение о квалификационной комиссии) или быть самостоятельной частью правового документа (положение об аттестации). При этом содержательная сторона положения должна включать в себя такие пункты, как:

      — количественный и персональный состав комиссии;

      — порядок подготовки и проведения квалификационных экзаменов;

      — решения, принимаемые по результатам аттестации, и т.п.

      Если профессиональная подготовка работника проходит на базе предприятия, то на специалиста, отвечающего за нее, часто возлагают ответственность за обеспечение необходимых условий для проведения экзаменов:

      — разработку проекта положения о квалификационной комиссии;

      — сбор заявлений от работников об обучении;

      — ведение протокола и т.п.

      Основанием к началу функционирования квалификационной комиссии является подача заявления самим работником и представления (характеристики, ходатайства) на сотрудника руководителем соответствующего подразделения, цеха, отдела.

      Степень эффективности подготовки или переподготовки проверяется с помощью квалификационных экзаменов. Причем они сдаются независимо от того, в каком виде или форме протекало обучение. Цель квалификационных экзаменов — определить соответствие полученных экзаменуемыми знаний, умений и навыков программе обучения и требованиям квалификационной характеристики и на этой основе установить им:

      — категории по соответствующим профессиям.

      Для того чтобы участвовать в сдаче квалификационных экзаменов, работник должен успешно пройти полный курс теоретического и производственного обучения.

      Обычно квалификационные экзамены проводятся на предприятии раз в полгода или год в соответствии с утвержденным графиком. В течение этого времени секретарю комиссии (или в отдел кадров) поступают заявления от работников, желающих повысить разряд по своей профессии.

      работник, которому присваивается или повышается квалификационный разряд, должен в соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой соответствующего разряда устно ответить на вопросы по разделу “Должен знать“ и самостоятельно выполнить отдельные работы, приведенные в разделах “Характеристика работ“ и “Примеры работ“. При этом квалификационной комиссией также учитывается результат прохождения курсов повышения квалификации работника.

      В разделе “Должен знать“ излагаются основные требования к квалификации работника, необходимые для качественного выполнения работ, приведенных в разделе “Характеристика работ“.

      Работник должен ответить на вопросы, вытекающие из требований к общему уровню профессиональных знаний, в частности знание своих должностных обязанностей, правил внутреннего трудового распорядка, знание положений, инструкций и других руководящих материалов, правил и норм по охране труда, производственной санитарии и противопожарной безопасности, правил пользования средствами индивидуальной защиты, знание требований, предъявляемых к качеству выполняемых работ, требований по рациональной организации труда на рабочем месте.

      По ряду профессий работников, выполняющих работы повышенной сложности и тарифицируемых, как правило, 6-м разрядом и выше, в разделе “Должен знать“ установлены требования к наличию среднего специального образования, а по отдельным профессиям — требования к стажу работы и наличию специальной подготовки.

      Работник при присвоении более высокой квалификации, кроме работ, перечисленных в его тарифно-квалификационной характеристике, должен уметь выполнять работы, предусмотренные тарифно-квалификационными характеристиками работников более низкой квалификации, а также руководить работниками более низких разрядов этой же профессии.

      За две недели до начала экзамена претенденту мастером, начальником цеха выдается наряд-документ, который устанавливает задание на исполнение работ и содержит их перечень, нормы расходования времени на их выполнение и т.д.

      В качестве пробных работ выбирают те, которые:

      — соответствуют определенным параметрам:

      уровню заявленной квалификации,

      нормам выработки, принятым в организации;

      — характерны для данного предприятия;

      — по своей продолжительности не превышают 1 смены и т.д.

      Прежде чем работник приступит к квалификационной работе, мастер должен разъяснить порядок и условия ее выполнения. После этого в наряде записывается время ее начала. После ее выполнения фиксируется окончание.

      Задания работнику должны даваться в соответствии с квалификационными требованиями, указанными в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС) в разделе “Примеры работ“. При этом, если в нем предусмотрено несколько видов работ по одной и той же профессии, проба производится по той, которую выбрал работник.

      После проведения устной проверки знаний работника комиссия:

      — оценивает уровень профессиональной подготовленности работника, основываясь на тарифно-квалификационных требованиях по рассматриваемому квалификационному разряду;

      — определяет уровень сложности выполняемых работником работ и конкретные условия труда данного работника;

      — определяет степень участия работника в решении задач, поставленных перед соответствующим структурным подразделением;

      — оценивает эффективность выполняемой работником работы;

      — оценивает личностные качества работника.

      Квалификационный экзамен считается несданным:

      — если работник не продемонстрировал навыки и знания, требуемые квалификационной характеристикой;

      — если не были выполнены нормы выработки во время пробной работы;

      — если был допущен брак по вине экзаменуемого;

      — если были нарушены требования безопасности труда или отсутствовали знания о них.

      Работнику, получившему неудовлетворительную итоговую оценку, могут быть установлены дополнительные сроки производственного обучения, по истечении которых решается вопрос о повторном допуске к сдаче квалификационного экзамена.

      По результатам вышеуказанных оценок с учетом представленных документов комиссия принимает одно из следующих решений:

      — о соответствии работника требованиям тарифно-квалификационных характеристик заявленного квалификационного разряда и присвоении работнику данного квалификационного разряда;

      — о несоответствии работника требованиям тарифно-квалификационных характеристик заявленного квалификационного разряда.

      Решение комиссии принимается простым большинством голосов открытым голосованием. При равенстве голосов решение считается принятым в пользу работника.

      Решение комиссии, принимаемое в присутствии работника, сообщается работнику сразу после голосования.

      Следует отметить, что присвоение работнику квалификационного разряда (класса, категории) должно производиться с учетом уровня сложности выполняемых им работ, имеющихся на данном предприятии.

      По итогам проведенного экзамена квалификационная комиссия принимает решение о присвоении работнику квалификационного разряда (класса, категории).


      Документационное подтверждение повышения квалификации

      Решение комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя, в соответствии с которым работнику присваивается квалификационный разряд (класс, категория).

      В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 610 (с изм. на 31.03.2003)) государственное образовательное учреждение дополнительного повышения квалификации, а также прошедшее аккредитацию негосударственное образовательное учреждение повышения квалификации выдают слушателям, успешно завершившим курс обучения, следующие документы государственного образца:

      — удостоверение о повышении квалификации — для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов;

      — свидетельство о повышении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов;

      — диплом о профессиональной переподготовке — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 500 часов;

      — диплом о присвоении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 1000 часов.

      Присвоение разряда (класса, категории) по профессии в установленном порядке заносится в трудовую книжку работника.

      Переводим или присваиваем разряд?

      Присвоение разряда с юридической точки зрения может как быть переводом, так им и не являться.

      Согласно ст. 72 ТК РФ, переводом считается:

      — изменение трудовой функции или
      — изменение существенных условий трудового договора.

      Если после присвоения работнику нового разряда ему поручают выполнять работу в соответствии с ним, то фактически у него меняется трудовая функция, а значит, — это с юридической точки зрения является переводом. Однако ситуация может быть и иной: работнику присвоили более высокий разряд, но на новое место работы его не перевели.

      С точки зрения логики и здравого смысла, конечно же, в первом случае в трудовой книжке должна быть запись о переводе, а во втором — лишь о повышении разряда. Лица, отстаивающие данную позицию, рассуждают следующим образом. Различие формулировок записи в трудовой книжке при установлении разряда, класса и т.п. обусловлено тем, что присвоение квалификации рассматривается как обыкновенное подтверждение нового уровня знаний и навыков, не имеющее отношения к изменению трудовых функций. Иначе говоря, человек мог повысить разряд (на курсах, в образовательных учреждениях начального, среднего профессионального образования), но при этом не работать в соответствии с ним, т.е. работник продолжает выполнять тот же объем и содержание работы, что и до обучения. В данной ситуации если запись о повышении разряда и делается, то она приравнивается к записи об обучении. Но если сотрудник после профессионального обучения приступил к выполнению работы в соответствии с полученным квалификационным уровнем, то, по мнению некоторых специалистов кадровых служб, это как раз тот случай, когда речь идет о переводе с соответствующим документальным оформлением.

      Однако если мы обратимся к Инструкции по заполнению трудовых книжек, утв. Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69, то узнаем, что “если работнику в период работы присваивается новый разряд (класс, категория и т.п.), то об этом в установленном порядке производится соответствующая запись“. Установленная форма, однако, не прилагается, и иллюстративная запись отсутствует. А ниже приводится пример записи об установлении работнику другой профессии и квалификации — “установлена вторая профессия “Электросварщик“ с присвоением 3-го разряда“. Таким образом, можно сделать вывод о том, что повышение разряда (класса, категории) в трудовой книжке должно отражаться формулировкой “Присвоен“. В некоторых случаях специалисты кадровых служб, опровергая данное утверждение, апеллируют к унифицированным формам, где не предусмотрен бланк приказа о присвоении разряда (категории), но есть приказ о переводе. А поскольку Правила ведения и хранения трудовых книжек, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (ред. от 19.05.2008), требуют соблюдения формулировки приказа при внесении записи в трудовую книжку, то изменение квалификационного разряда зачастую оформляется как перевод.

      Уместно напомнить, что предложенные Госкомстатом унифицированные бланки учитывают далеко не все ситуации, касающиеся учета кадров на предприятиях. Поэтому в некоторых случаях допустимо применение произвольной формы приказа как, в частности, приказа о присвоении разряда. Поэтому, вероятно, правильной будет запись в трудовой книжке о присвоении разряда, категории, класса (независимо от статуса работника — рабочий или служащий) со следующей формулировкой: “Присвоен 5-й разряд слесаря механосборочных работ“ или “присвоена 1-я категория инженера-конструктора“.

      У некоторых специалистов кадровых служб возникает вопрос, надо ли в случае присвоения разряда оформлять дополнительное соглашение к трудовому договору.

      Изменение существенных условий трудового договора возможно только по соглашению сторон и только в письменной форме. Соответственно, если работник после присвоения ему разряда начал выполнять иную функцию, нежели та, которая была у него прописана в договоре, то делать дополнительное соглашение, в котором будут указаны новые условия (квалификация, содержание работы, оклад), необходимо.

      Однако повышение квалификации, не повлекшее за собой никаких изменений в его профессиональной деятельности, можно рассматривать лишь как показатель того, что работник приобрел новые знания и навыки. В этом случае дополнительного соглашения к трудовому договору делать не надо: существенные условия трудового договора остались неизменны.

      Процедура документального оформления
      присвоения разрядов (классов)

      1. Основанием для рассмотрения тарифно-квалификационной комиссией вопроса о присвоении или повышении работнику разряда является личное заявление работника (примерная форма 1) и представление руководителя соответствующего подразделения (начальника цеха, участка) (примерная форма 2). В представлении необходимо отразить следующие сведения: период работы по профессии, достижения в работе, профессиональные навыки, личностно-деловые качества, ходатайство о присвоении или изменении квалификационного разряда (класса), наличие вакансии в штатном расписании по предлагаемому разряду (классу).

      Примерная форма 1

      В тарифно-квалификационную
      комиссию ОАО “Меридиан“
      от ________________________
      (фамилия, имя, отчество)
      ___________________________
      (профессия, место работы)

      Прошу принять экзамен на _____________________________ квалификационный
      разряд (класс, профессия) _________________________________________________
      ___________________________________________________________________________
      С положением о порядке присвоения и изменения квалификационных разрядов
      (классов) работникам ОАО “Меридиан“ ознакомлен(а).

      Наличие квалификационного разряда (класса) ____________________________
      ___________________________________________________________________________
      Основанием для повышения квалификационного разряда (класса) считаю
      следующие результаты работы: ______________________________________________
      ___________________________________________________________________________
      Сообщаю о себе следующие сведения:

      образование (какое, когда образовательное учреждение окончил,

      полученная специальность, квалификация) ___________________________________
      ___________________________________________________________________________
      стаж работы в ОАО “Меридиан“ _________ (по данной профессии) _____ лет;

      с данным квалификационным разрядом (классом) _____________________ лет;

      стаж работы в данном подразделении ____________________________________
      наличие наград, званий ________________________________________________
      Сведения о повышении квалификации _____________________________________
      _________________ _____________________________________
      (подпись) (расшифровка фамилии)

      Рекомендую к повышению квалификации

      Должность подпись И.О. Фамилия

      “__“ __________ 200_ г.

      Примерная форма 2

      Представление
      на присвоение квалификационного разряда (класса)

      Ходатайство о присвоении квалификационного разряда (класса)

      Начальник цеха подпись Ф.И.О.

      (участка, группы, отделения)

      2. Тарифно-квалификационная комиссия производит оценку теоретических знаний работника посредством устного или письменного опроса (теста), а также практических умений и навыков на примере отдельного выполненного работником практического (пробного) задания.

      3. Для проведения квалификационных экзаменов тарифно-квалификационной комиссией разрабатываются и утверждаются председателем комиссии экзаменационные билеты, которые должны содержать не более 3 — 4 теоретических вопросов. Краткое наименование и характеристика практического (пробного) задания представляются в тарифно-квалификационную комиссию в письменном виде за 2 дня до проведения квалификационного экзамена за подписью руководителя подразделения и исполнителя задания. Организация представления в тарифно-квалификационную комиссию документов, необходимых для проведения тарификации, является обязанностью руководителя соответствующего подразделения.

      4. Заседание тарифно-квалификационной комиссии проводится по мере необходимости и считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов. Заседание комиссии ведет ее председатель, а при его отсутствии — заместитель, который назначается из членов комиссии. Решение об оценке деятельности работника и рекомендации комиссии принимаются открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов членов комиссии решение принимается в пользу экзаменуемого работника.

      5. По итогам проведенного экзамена тарифно-квалификационная комиссия оформляет на каждого экзаменуемого:

      — экзаменационный лист (примерная форма 3);

      — заключение на квалификационную (пробную) работу (примерная форма 4);

      — заключение о достигнутом работником уровне квалификации (примерная форма 5);

      — свидетельство об установлении работнику квалификационного разряда (класса) (примерный образец 6).

      Примерная форма 3

      Ф.И.О. ____________________________________________________________________
      Место работы ______________________________________________________________
      Профессия _________________________________________________________________
      Квалификация ______________________________________________________________
      (квалификационный разряд, класс и др.)

      Дата квалификационного экзамена
      “__“ _______ 200_ г.

      Билет N _________________ Время выдачи __________________________
      Время приема __________________________

      Оценки ответов на вопросы билета:

      Номер вопроса 1 2 3 4 Практическое задание Примечания
      Оценки

      Итоговая оценка
      ___________________________________________________________________________
      (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо, отлично)

      Председатель комиссии подпись И.О. Фамилия
      Члены комиссии подпись И.О. Фамилия
      подпись И.О. Фамилия
      подпись И.О. Фамилия
      подпись И.О. Фамилия
      Секретарь комиссии подпись И.О. Фамилия

      Рекомендации тарифно-квалификационной комиссии:

      С оценкой комиссии ____________________ _________________________
      (согл./не согл.) (подпись экзаменуемого)

      Примерная форма 4

      На квалификационную (пробную) работу, выполненную _____________________
      ___________________________________________________________________________
      (фамилия, имя, отчество)

      Составлено _____________________________ 200_ г. о том, что обучающийся
      ___________________________________________________________________________
      (Ф.И.О.)
      окончивший(ая) обучение ___________________________________________________
      ___________________________________________________________________________
      (форма обучения: курсовая, групповая, индивидуальная)
      по профессии ______________________________________________________________
      выполнил(а) квалификационную пробную работу _______________________________
      ___________________________________________________________________________
      ___________________________________________________________________________
      (наименование работы, ее характеристика)
      По нормам времени на работу отведено ________________________ часов,

      Фактически затрачено ________________________________________ часов.

      Оценка за квалификационную (пробную) работу ___________________________
      (по пятибалльной системе)

      Выполненная работа соответствует уровню квалификации __________ разряда
      (класса) по профессии _____________________________________________________
      __________________________________________________________________________

      Начальник цеха, участка, инженер подпись И.О. Фамилия
      Члены квалификационной комиссии подпись И.О. Фамилия
      подпись И.О. Фамилия
      подпись И.О. Фамилия
      подпись И.О. Фамилия
      подпись И.О. Фамилия

      Примерная форма 5

      Утверждаю
      Председатель комиссии
      подпись И.О. Фамилия
      “__“ ________ 20__ г.

      О достигнутом уровне квалификации _____________________________________
      ___________________________________________________________________________
      (фамилия, имя, отчество)
      Составлено ____________________ 200_ г. о том, что (Ф.И.О.) ___________
      _____________________________ с _____________ 200_ г. по __________ 200_ г.

      самостоятельно выполнял обязанности _______________________________________
      (по профессии)
      по обслуживанию ___________________________________________________________
      ___________________________________________________________________________
      (наименование рабочего места, участка, оборудования и т.д.)
      и достиг следующих показателей:

      ___________________________________________________________________________
      (правильность и самостоятельность выполнения нормы,

      ___________________________________________________________________________
      качество, умение и навыки управления оборудованием,

      ___________________________________________________________________________
      пользование инструментом, приспособлением, соблюдение правил ТБ)

      Качество выполняемых работ и достигнутые производственные показатели __
      _________________ соответствуют __________________________ разряду (классу)
      по профессии _____________________________________________.

      Примерный образец 6

      ————————————-T————————————¬
      ¦Свидетельство N 1234 ¦Решением тарифно-квалификационной ¦
      ¦ ¦комиссии от “__“ _________ 20__ г. ¦
      ¦ ¦Протокол N ____ ¦
      ¦Настоящее свидетельство выдано ¦ ¦
      ¦Николаеву ¦Николаеву ¦
      ¦——— ¦——— ¦
      ¦Сергею ¦Сергею ¦
      ¦——— ¦——— ¦
      ¦Владимировичу ¦Владимировичу ¦
      ¦————- ¦————— ¦
      ¦в том, что он(а) с “__“ ____ 20__ г.¦ ¦
      ¦по “__“ ________ 20__ г. ¦установлен тарифно-квалификационный ¦
      ¦обучался(лась) в ¦разряд (класс) IV (четвертый) ¦
      ¦____________________________________¦по профессии ¦
      ¦по профессии ¦электрогазосварщик ¦
      ¦электрогазосварщик ¦——————- ¦
      ¦———————— ¦____________________________________¦
      ¦(наименование профессии) ¦____________________________________¦
      ¦____________________________________¦ ¦
      ¦____________________________________¦Регистрационный номер 1234 ¦
      ¦с отрывом от производства ¦ ¦
      ¦————————- ¦Председатель квалификационной ¦
      ¦(форма обучения) ¦комиссии ¦
      ¦ ¦ ¦
      ¦прошел(ла) полный курс ¦Начальник отдела/сектора развития ¦
      ¦теоретического обучения в объеме __ ¦персонала ¦
      ¦часов и производственное обучение в ¦ ¦
      ¦объеме ____ часов и сдал(а) ¦ ¦
      ¦квалификационный экзамен с оценками:¦ ¦
      ¦ отлично ¦ ¦
      ¦теоретическое обучение ——— ¦М.П. ¦
      ¦ хорошо ¦ ¦
      ¦пробная работа ———- ¦Выдано “__“ _____________ 20__ г. ¦
      L————————————+————————————-

      6. Решение комиссии, ход заседания и результаты голосования отражаются в протоколе заседания комиссии (примерная форма 7), оформление которого осуществляется секретарем комиссии. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами Комиссии, присутствовавшими на заседании.

      Примерная форма 7

      Цех, участок ___________________ Структурное подразделение _______________
      ________________________________ _________________________________________

      заседания тарифно-квалификационной комиссии, назначенной приказом N _______
      от “__“ ________________ 200_ г.,

      Председатель ______________________________________________________________
      (должность, Ф.И.О.)
      Члены комиссии ____________________________________________________________
      (должность, Ф.И.О.)
      ___________________________________________________________________________
      (должность, Ф.И.О.)
      Секретарь _________________________________________________________________
      (должность, Ф.И.О.)

      1. Проведены квалификационные экзамены работников, обучавшихся по курсовой, групповой, индивидуальной формам обучения (нужное подчеркнуть).

      2. Подведены итоги квалификационных экзаменов и принято решение о присвоении квалификационных разрядов (классов).

      место
      работы Год
      рождения Образование Профессия,

      разряд
      (класс) до
      обучения Экзаменационная
      оценка Решение
      квалификационной
      комиссии о
      присвоении
      по
      теоретическому
      обучению/по
      произв.

      обучению
      профессия разряд
      (класс)
      1
      2

      Председатель квалификационной комиссии подпись И.О. Фамилия
      Члены квалификационной комиссии подпись И.О. Фамилия
      подпись И.О. Фамилия
      подпись И.О. Фамилия
      подпись И.О. Фамилия
      подпись И.О. Фамилия
      подпись И.О. Фамилия
      М.П.

      Протоколы заседания ТКК должны храниться в течение 15 лет.

      7. Присвоение разряда (класса, категории) по профессии заносится в трудовую книжку работника (примерные образцы 8, 9).

      Примерный образец 8

      Запись об обучении в трудовой книжке

      N
      записи Дата Сведения о приеме на
      работу, переводе на
      другую постоянную
      работу, квалификации,

      увольнении (с указанием
      причин и ссылкой на
      статью, пункт закона) Наименование,

      дата и номер
      документа, на
      основании
      которого
      внесена
      запись
      число месяц год
      1 2 3 4
      Закрытое акционерное
      общество “Эллис“ (ЗАО
      “Эллис“)
      1 14 02 2009 Принята в канцелярию на
      должность секретаря Приказ от
      13.02.2009 N 7-к
      2 09 11 2009 С 01.08.2009 по
      30.10.2009 обучалась на
      курсах повышения
      квалификации
      секретарей-референтов Свидетельство от
      30.10.2009 N 142

      Примерный образец 9

      Запись об установлении второй и последующей профессий,

      специальности или иной квалификации в трудовой книжке

      дата и номер
      документа, на
      основании
      которого
      внесена
      запись
      число месяц год
      1 2 3 4
      Закрытое акционерное
      общество “Меридиан“
      (ЗАО “Меридиан“)
      1 15 07 2008 Принят в цех N 5
      токарем 4-го разряда Приказ от
      14.07.2008 N 24-к
      2 01 10 2009 Установлена вторая
      профессия
      “электрогазосварщик“ с
      присвоением 4-го
      разряда Удостоверение от
      16.09.2009 N 1092

      8. Повышение квалификации работника, не повлекшее за собой никаких изменений в его профессиональной деятельности, можно рассматривать лишь как показатель того, что работник приобрел новые знания и навыки. В этом случае дополнительного соглашения к трудовому договору делать не надо: существенные условия трудового договора остались неизменны.

      Однако если работник после присвоения ему разряда начал выполнять иную функцию, нежели та, которая была у него прописана в договоре, то делать дополнительное соглашение, в котором будут указаны новые условия (квалификация, содержание работы, оклад), необходимо (примерная форма 10).

      Примерная форма 10

      Дополнительное соглашение N 1
      к трудовому договору от 14 июля 2008 г. N 256

      Москва 9 сентября 2009 г.

      Закрытое акционерное общество “Меридиан“, именуемое в дальнейшем “Работодатель“, в лице генерального директора Сергея Викторовича Семенова, действующего на основании устава, с одной стороны, и Игорь Анатольевич Квасов, с другой стороны, заключили дополнительное соглашение к трудовому договору от 14.07.2008 N 256 (далее — Соглашение) о нижеследующем.

      1. Дополнить п. 2.2 трудового договора следующим абзацем: “С 10 октября 2009 г. работник обязуется выполнять работу электрогазосварщика четвертого разряда“.

      2. Дополнить п. 2.2 трудового договора следующим абзацем: “С 10 октября 2009 г. работнику устанавливается заработная плата согласно действующему штатному расписанию для электрогазосварщика четвертого разряда — 15 (пятнадцать) тысяч рублей“.

      3. Остальные условия вышеуказанного трудового договора, не затронутые настоящим Соглашением, остаются неизменными.

      4. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента подписания этих изменений обеими сторонами и является неотъемлемой частью вышеуказанного трудового договора.

      5. Настоящее Соглашение составлено в двух экземплярах, идентичных по содержанию, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из сторон.

      Работодатель: Работник: ________________
      ЗАО “Меридиан“ __________________________
      (фамилия, имя, отчество)
      Адрес местонахождения ________ Паспорт:

      ______________________________ серия ____________________
      р/с N ________________________ выдан ____________________
      в ____________________________ дата выдачи ______________
      к/с N ________________________ Зарегистрирован по адресу:

      БИК __________________________ индекс ___________________
      ИНН ____________ КПП _________ Тел. _____________________
      Тел. ____________, факс ______

      Генеральный директор
      ______________ И.А. Квасов
      _____________ С.В. Семенов (подпись)
      (подпись)

      Изменение существенных условий трудового договора возможно только по соглашению сторон и только в письменной форме.

      9. Следует помнить, что в ТК РФ право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям, реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем. В гл. 32 ТК РФ впервые введено такое понятие, как “ученический договор“.

      ТК РФ устанавливает 2 вида ученических договоров в зависимости от того, с кем они заключаются.

      Работодатель имеет право заключить с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение. Этот договор является не трудовым договором, а гражданско-правовым и регулируется гражданским законодательством и иными актами, содержащими нормы гражданского права.

      С работником данной организации может заключаться ученический договор на переобучение без отрыва от работы. Этот договор является дополнительным к трудовому договору и регулируется трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права (ст. 198 ТК РФ).

      В ст. 199 ТК РФ определены общие требования к содержанию любого ученического договора вне зависимости от того, заключается ли он с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации. Ученический договор должен содержать:

      — указание на конкретную профессию, специальность, квалификацию, приобретаемую учеником;

      — обязанность работодателя обеспечить работника возможностью обучения в соответствии с ученическим договором;

      — обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре;

      — размер оплаты в период ученичества.

      Заключается договор в письменной форме в двух экземплярах. Один из них передается ученику, а другой хранится у работодателя (ст. 200 ТК РФ).

      Ученический договор действует со дня, указанного в этом договоре, в течение срока, необходимого для обучения данной профессии, специальности, квалификации (ст. 201 ТК РФ). В срок действия ученического договора не включаются период временной нетрудоспособности ученика, а также время исполнения учеником государственных и общественных обязанностей в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами (например, прохождение военных сборов). В этих случаях действие договора продлевается на соответствующий срок.

      В течение срока действия ученического договора его содержание может быть изменено только по соглашению сторон.

      Работники, проходящие обучение, могут полностью освобождаться от работы по трудовому соглашению либо выполнять эту работу на условиях неполного рабочего времени. В период действия ученического договора работники не могут привлекаться к сверхурочным работам, направляться в служебные командировки, не связанные с ученичеством.

      Ученикам в период ученичества выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором и зависит от получаемой профессии, специальности, квалификации. Работа, выполняемая учеником на практических занятиях, оплачивается по установленным расценкам, сверх установленной стипендии (ст. 204 ТК РФ).

      Установлено также, что лицам, успешно завершившим ученичество, при заключении трудового договора с работодателем, по договору с которым они проходили обучение, испытательный срок не устанавливается (ст. 207 ТК РФ). В случае если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.

      В ТК РФ отмечается, что на учеников распространяется трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда (ст. 205 ТК РФ), кроме того, ученический договор может быть расторгнут по основаниям, предусмотренным для расторжения трудового договора (ст. 208 ТК РФ).

      Форма типового ученического договора представлена ниже (примерная форма 11).

      Примерная форма 11

      Типовой ученический договор
      на переобучение без отрыва от работы

      г. ___________________ “__“ _____________ 200_ г.

      Организация ______________________________________, в лице руководителя
      _________________________________________, действующего на основании устава
      (фамилия, имя, отчество)
      (учредительного договора, положения), далее именуемая “Организация“, с
      одной стороны, и работник _________________________________________________
      (фамилия, имя, отчество)
      (далее именуемый “Работник“), направляемый на профессиональную подготовку
      по специальности _______________________________________, с другой стороны,

      (указать, на какую конкретную профессию,

      специальность, квалификацию)
      руководствуясь Трудовым кодексом РФ о порядке заключения ученического
      договора, заключили договор о нижеследующем.

      I. Предмет договора

      Предметом договора являются отношения сторон, складывающиеся между работодателем и работником в связи с направлением работника на профессиональную подготовку.

      II. Обязанности работодателя

      1. В период профессиональной подготовки работника _____________________
      (указывается — где)
      с момента заключения настоящего договора оплатить стоимость его
      профессиональной подготовки в размере ___ рублей.

      2. Предоставить работнику по завершении его профессиональной подготовки должность (работу) в соответствии с полученной им квалификацией (специальностью) и переоформлением трудового контракта.

      3. Другие обязательства ______________________________________________.

      III. Обязанности работника

      1. Освоить программу профессиональной подготовки в соответствии с учебным планом.

      2. Приступить к работе после окончания профессиональной подготовки и
      проработать в соответствии с полученной профессией (специальностью,

      квалификацией) по трудовому контракту с работодателем в течение ___________
      (какого
      ______.

      срока)
      3. В случае невыполнения своих обязательств по договору, в том числе и в случае невыхода на работу после окончания профессиональной подготовки, по требованию работодателя возвратить полученную за время ученичества стипендию, а также возместить другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.

      IV. Срок ученичества

      Срок профессиональной подготовки определяется с “__“ _________ 200_ г. по “__“ ____________ 200_ г.

      V. Размер оплаты в период ученичества

      Работа, выполняемая учеником на практических занятиях, оплачивается по установленным в организации расценкам.

      VI. Иные условия

      VII. Ответственность сторон

      Стороны несут ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение взятых на себя обязательств.

      Работник освобождается от заключения трудового контракта по новой специальности с работодателем:

      — при наличии медицинских противопоказаний в отношении предложенной работы;

      — при наличии одного из родителей или супруга (супруги) — инвалида первой или второй группы, находящихся на попечении работника, если работа предоставляется не по месту постоянного места жительства родителей или супруга (супруги);

      — при беременности или наличии ребенка в возрасте до 1,5 лет на момент завершения профессиональной подготовки, если работа предоставляется вне места жительства семьи мужа (жены);

      — если предлагаемая работа (должность) не соответствует уровню полученной им в ходе профессиональной подготовки квалификации.

      VIII. Общие положения

      1. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, из которых один хранится у работодателя, а другой — у работника.

      2. Договор может быть изменен, расторгнут по письменному соглашению сторон.

      3. Договор вступает в силу с момента его подписания сторонами.

      4. Споры, возникшие при выполнении договора, рассматриваются в установленном законодательством порядке.

      Работодатель: Работник: ________________
      __________________________
      Адрес местонахождения ________ (фамилия, имя, отчество)
      ______________________________
      р/с N ________________________ Паспорт:

      в ____________________________ серия ____________________
      к/с N ________________________ выдан ____________________
      БИК __________________________ Дата выдачи ______________
      ИНН ____________ КПП _________ Зарегистрирован по адресу:

      Тел. ____________, факс ______ индекс ___________________
      Тел. _____________________
      Генеральный директор
      _____________ И.О. Фамилия _____________ И.О. Фамилия
      (подпись) (подпись)

      В современных условиях необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные ТК РФ, трудовым и ученическим договорами, иными нормативными правовыми актами.

      www.vkaznu.ru